7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дюжина причин для изучения фехтования. Как научиться фехтованию

Обучение фехтованию. Дюжина причин для изучения фехтования

«Мушкетеры короля, к бою!» Воображение рисует перед глазами романтическую барочную картинку: свист клинков, отважные рыцари, защищающие прекрасных дам. Именно романтизм и пример любимого мужа, который профессионально дерется на шпагах, толкнули меня поехать на другой конец города в студию фехтования при Институте физкультуры.

«Первое, что надо сделать, — советует тренер Александр Моисеев, похожий на породистого мушкетера из кинофильма, — выучить термины. Без них вы не поймете, что мне от вас нужно». Полчаса по выданной мне брошюре зубрю заимствованные из французского языка названия ударов, шагов и выпадов. «Ассо» — битва, «ангард» — позиция, удобная для боя, « аппель» — вызов противника на удар, «батман» — удар по клинку, «фланконад» — еще один удар, но в тот момент, когда противник держит руку высоко поднятой, «кроазе» — выбивание шпаги мгновенным ударом по ее слабой части. Учить слова трудно, потому что тренировка уже началась, и зал — огромный легкоатлетический корт — оглашается криками и звоном клинков. Кто ж способен учить французский, когда прямо перед твоим носом люди пытаются проткнуть друг друга холодным оружием!

«Надеваем защиту», — командует Моисеев. Я наряжаюсь в специальный костюм: белые гольфы, штаны с подтяжками, плстмассовую защиту на грудь и куртку на молнии, в правый рукав которой предварительно протянут электрический шнур для подключения шпаги к системе отслеживания уколов. Голову втискиваю в шлем с сетчатым забралом. Инструктор ставит меня в стойку. Стойка — это определенное положение тела, в котором фехтовальщик проводит большую часть своей жизни. Очень неудобное. Ноги согнуты, передняя нога как будто делает широкий шаг, а задняя немного отведена назад, ступня ее точно перпендикулярна пятке передней ноги. Пять минут в таком полуприседе, и с непривычки каждая мышца начинает болеть и умолять прекратить пытку. «Правильное перемещение в такой стойке гарантировано спасает от травм», — сообщает инструктор, будто бы почувствовав мою боль. Минут через десять, когда я уже всерьез задумываюсь о побеге, мне вкладывают в ладонь шпагу. Еще минут пять уходит на то, чтобы научиться складывать пальцы на рукоятке. Наконец мне ставят цель: уколоть прибитый к стене кожаный мешок. Я его уколола, но не в середину, как положено, а в краешек. «Все равно — пять баллов!» — хвалит инструктор.

Вся тренировка — это десять минут хождения в стойке и пятнадцать выполненных уколов. По ощущениям эти двадцать пять минут заменяют полуторачасовую интервальную тренировку, в которой чередуются силовые и кардионагрузки.

Вердикт инструктора после первого занятия: телосложение мое отлично подходит для фехтования. «Физика у тебя хорошая, руки и ноги длинные, — говорит Александр Моисеев, — но нужно отрабатывать технику». То есть привыкать к совершенно непривычному положению тела, отметать все ненужные мысли перед боем, учиться оценивать силу противника, концентрироваться на победе. И это абсолютно не похоже на. Там ты просто выполняешь заученные махи ногами и руками. Не похоже и на, где от тебя требуется сосредоточиться на собственных ощущениях.

«Я многих научил фехтовать, — рассказывает Моисеев. — Ходили ко мне и продюсер телеканала, и реставратор икон, и владелец завода, и руководитель одного из подразделений РЖД». И я понимаю, что всех этих людей привлекает в искусстве владения шпагой. Фехтование — не спорт, а и. Тут не только сила мускулов нужна, но и не дюжая сила воли.

Оказалось, что спортивное фехтование — это не изящное искусство, а суровый спорт. На первой тренировке я сломала ноготь, это цветочки. Следующий месяц я не могла ни сесть, ни встать — после тренировок перманентно болели ягодицы. Свой первый поединок помню плохо: дико волновалась, улыбалась, когда противник начинал атаковать, поминутно извинялась, если меня кололи, сама уколоть страшно боялась.

После месяца занятий, у меня, помимо упругой попы, появилось бесконечное уважение ко всем членам нашей группы. Ехать после работы на окраину для изнурительных тренировок на полусогнутых ногах — это требует реально рыцарского самоотречения. Я сломалась — больше не фехтую. Но мечтаю возобновить тренировки. Уж очень приятно думать, что все вокруг просто фитнесом занимаются, а я — д’Артаньян.

На самом деле научиться фехтованию в нашем городе, если вы не спортсмен, а так, для себя, не так-то просто. В «Мультиспорте» — чуть ли не единственная фитнес-секция. Групповые занятия входят в стоимость годовой карты точно так же, как пилатес или танцы.

Прежде всего отрабатываем «боевую стойку», потом держание оружия и шагистику, пока без партнера. Учимся колоть мишень, далее тренер «надевает технику» и обучает приемам, выпадам и защите. При спарринге следует обязательно надевать маску и нагрудник. Уколы часто становятся весьма чувствительными. Но в бою, как обычно, на это не обращаешь внимания, и лишь только в раздевалке ты видишь «боевые раны».

Аня Сиротина, журналист и актриса:

При слове «фехтование» в первую очередь вспоминаю сцену из фильма «Берегись автомобиля», где герои Смоктуновского и Ефремова дерутся на шпагах в любительском спектакле. «Я умираю, мать моя!» — восклицает Юрий Деточкин и падает замертво. «Я здесь, сын мой», — отвечает с балкона его мама. Решила примерить на себя эту роль в фитнес-клубе. В первый момент мне было даже немного страшно просто оттого, что на меня направлено оружие, пусть и тренировочное. Но азарт побеждает, и вот уже хочется уколоть соперника посильнее. Все-таки это игра немного даже психологическая: вторгаешься в пространство соперника, защищаешь собственное и в итоге побеждаешь.

Ирина Весела, директор по продажам в мебельном магазине, занимается фехтованием два года:

Вначале меня знакомые от фехтования отговаривали, предлагали ходить на восточные танцы, потому что это якобы интереснее. А теперь я просто жить не могу без боев. И чувствую себя прекрасно. Это очень эмоциональный вид спорта. К тому же можно постоянно участвовать в турнирах. Через несколько месяцев занятий заметила, что у меня вдруг подтянулись ягодицы. Во время стойки ты все время в полуприсяди, задействованы мышцы рук и ног. Мышцы получаются не перекачанные, а длинные, растянутые.

Александр Ходаков, заслуженный тренер России, занимается фехтованием 40 лет:

Главное — заложить правильную технику. Для этого потребуется как минимум полгода. А во-вторых, нужно быть внимательным, все как в жизни: увидеть противника, понять его слабые стороны и, воспользовавшись этим, непременно обмануть. Иногда можно, конечно, быть не таким стремительным и маневровым, а просто распознать «слабинку» в сопернике и выйти вперед. Тут все как в любом единоборстве — боксе или борьбе: входишь в контакт с соперником, навязываешь ему свой стиль и ритм игры и тем самым выбиваешь из колеи. Все хитро устроено. Но это сработает.

«Мушкетеры короля, к бою!» Воображение рисует перед глазами романтическую барочную картинку: свист клинков, отважные рыцари, защищающие прекрасных дам. Именно романтизм и пример любимого мужа, который профессионально дерется на шпагах, толкнули меня поехать на другой конец города в студию фехтования при Институте физкультуры.

«Первое, что надо сделать, — советует тренер Александр Моисеев, похожий на породистого мушкетера из кинофильма, — выучить термины. Без них вы не поймете, что мне от вас нужно». Полчаса по выданной мне брошюре зубрю заимствованные из французского языка названия ударов, шагов и выпадов. «Ассо» — битва, «ангард» — позиция, удобная для боя, « аппель» — вызов противника на удар, «батман» — удар по клинку, «фланконад» — еще один удар, но в тот момент, когда противник держит руку высоко поднятой, «кроазе» — выбивание шпаги мгновенным ударом по ее слабой части. Учить слова трудно, потому что тренировка уже началась, и зал — огромный легкоатлетический корт — оглашается криками и звоном клинков. Кто ж способен учить французский, когда прямо перед твоим носом люди пытаются проткнуть друг друга холодным оружием!

«Надеваем защиту», — командует Моисеев. Я наряжаюсь в специальный костюм: белые гольфы, штаны с подтяжками, плстмассовую защиту на грудь и куртку на молнии, в правый рукав которой предварительно протянут электрический шнур для подключения шпаги к системе отслеживания уколов. Голову втискиваю в шлем с сетчатым забралом. Инструктор ставит меня в стойку. Стойка — это определенное положение тела, в котором фехтовальщик проводит большую часть своей жизни. Очень неудобное. Ноги согнуты, передняя нога как будто делает широкий шаг, а задняя немного отведена назад, ступня ее точно перпендикулярна пятке передней ноги. Пять минут в таком полуприседе, и с непривычки каждая мышца начинает болеть и умолять прекратить пытку. «Правильное перемещение в такой стойке гарантировано спасает от травм», — сообщает инструктор, будто бы почувствовав мою боль. Минут через десять, когда я уже всерьез задумываюсь о побеге, мне вкладывают в ладонь шпагу. Еще минут пять уходит на то, чтобы научиться складывать пальцы на рукоятке. Наконец мне ставят цель: уколоть прибитый к стене кожаный мешок. Я его уколола, но не в середину, как положено, а в краешек. «Все равно — пять баллов!» — хвалит инструктор.

Читать еще:  Сорта репчатого лука: описание и характеристика классификаций. Товароведная характеристика луковых овощей (на примере репчатого лука) Лук репчатый систематика

Вся тренировка — это десять минут хождения в стойке и пятнадцать выполненных уколов. По ощущениям эти двадцать пять минут заменяют полуторачасовую интервальную тренировку, в которой чередуются силовые и кардионагрузки.

Вердикт инструктора после первого занятия: телосложение мое отлично подходит для фехтования. «Физика у тебя хорошая, руки и ноги длинные, — говорит Александр Моисеев, — но нужно отрабатывать технику». То есть привыкать к совершенно непривычному положению тела, отметать все ненужные мысли перед боем, учиться оценивать силу противника, концентрироваться на победе. И это абсолютно не похоже на. Там ты просто выполняешь заученные махи ногами и руками. Не похоже и на, где от тебя требуется сосредоточиться на собственных ощущениях.

«Я многих научил фехтовать, — рассказывает Моисеев. — Ходили ко мне и продюсер телеканала, и реставратор икон, и владелец завода, и руководитель одного из подразделений РЖД». И я понимаю, что всех этих людей привлекает в искусстве владения шпагой. Фехтование — не спорт, а и. Тут не только сила мускулов нужна, но и не дюжая сила воли.

Оказалось, что спортивное фехтование — это не изящное искусство, а суровый спорт. На первой тренировке я сломала ноготь, это цветочки. Следующий месяц я не могла ни сесть, ни встать — после тренировок перманентно болели ягодицы. Свой первый поединок помню плохо: дико волновалась, улыбалась, когда противник начинал атаковать, поминутно извинялась, если меня кололи, сама уколоть страшно боялась.

После месяца занятий, у меня, помимо упругой попы, появилось бесконечное уважение ко всем членам нашей группы. Ехать после работы на окраину для изнурительных тренировок на полусогнутых ногах — это требует реально рыцарского самоотречения. Я сломалась — больше не фехтую. Но мечтаю возобновить тренировки. Уж очень приятно думать, что все вокруг просто фитнесом занимаются, а я — д’Артаньян.

Я отправился к лучшему учителю фехтования в Париже, условился ежедневно брать у него уроки – и брал их ежедневно в течение года.
А. Дюма «Три мушкетера»

Фехтование – это один из древнейших видов спорта, который всячески модернизировался на протяжении многих столетий. Так, например, в Древней Греции фехтование входило в олимпийскую программу. В средние века данный вид спорта был как отдельная дисциплина в школах, при дворе короля. Каждый рыцарь умело мог владеть холодным оружием.
На сегодняшний день существует 2 вида фехтования:

  • спортивное;
  • артистическое.

В спортивном фехтовании представлено 3 вида оружия: шпага, сабля и рапира. У всех видов оружия – разные назначения, но конечная цель одна: победить соперника.
В артистическом фехтовании костюмы, оружие и конечные цели другие. Здесь нужно показать всю красоту этого вида спорта. Бои в артистическом фехтовании напоминают схватки из кинофильмов про пиратов, мушкетеров и т.п.

Кто может заниматься фехтованием

С чего начать тренировки

Виды тренировок

Травмы и первая помощь

Вы когда-нибудь хотели научиться сражаться с мечом? Невероятно, но факт: фехтование как вид спорта до сих пор существует. Да еще как! Правила заметно усложнились; для фехтовального спорта было изобретено специальное электрическое вспомогательное оборудование, а школы фехтования открыты для учеников по всему миру.

Искусство владения оружием

Нередко возникают вопросы на тему «зачем нужно изучать фехтование в XXI веке?» Не будешь же таскать с собой меч для самообороны, да и пистолет все равно эффективнее. С этим никто не спорит.

Если вам непонятны причины, по которым люди продолжают заниматься изучением боя на холодном оружии — читайте дальше. Если вам лично все понятно, но вопросы «а зачем тебе это?» надоели, то можете свободно пользоваться этими причинами в качестве типовых ответов.

1. Психологическая закалка

Ни для кого не секрет, что одно из важнейших слагаемых победы — это психологическое состояние. Сила воли, умение контролировать собственный страх и действовать так, как диктует разум. Также ни для кого не секрет, что любая действительно работающая система боевых искусств, в программу изучения которой входят реалистичные спарринги, непременно дает этот эффект.

Фехтование позволяет добиться его значительно быстрее по сравнению с прочими видами боевых искусств. Просто невозможно биться на стальных или даже деревянных клинках, не контролируя свой страх. Психологическое состояние бойца даже у совершенно мирных людей проявляется чуть ли не на первом удачном спарринге. При использовании более безопасных деревянных мечей этот процесс затягивается, но не слишком надолго.

Даже если вам не очень интересны остальные аспекты фехтования, если вы предпочитаете заниматься рукопашным боем или постоянно носите с собой огнестрельное оружие, то всё равно обратите внимание на этот важный момент. Используя данное свойство фехтования, можно очень здорово повысить результативность тренировок по рукопашному бою, как лично для себя, так и для учеников.

Более важным в повседневой жизни эффектом является постоянное спокойствие, уравновешенность и способность дать сдачи не только палкой по голове, но и в словесной баталии. Общаясь с начальством или неким представителем власти, например. Неважно, чем вы сражаетесь: бокеном, стальной шпагой или собственным острым языком. Ощущения в конфликтных ситуациях примерно одни и те же, только острота сильно отличается. Если вы не боитесь сражаться на мечах, то вас мало чем можно поколебать.

2. Защищённость

Очевидно, что человек с оружием при прочих равных гораздо опаснее для своих противников, чем человек без оружия. В древности проблем с ношением оружия было несколько меньше, чем сейчас, особенно для представителей воинских сословий. Хотя, если под оружием рассматривать не только мечи, а ещё и дубины с топорами, то проблем точно не было ни у кого. При этом именно холодное оружие обычно решало исход большинства сражений. Луки, конечно, оказывали заметное влияние на войну, но без холодного оружия побеждать удавалось мало кому.

Если абстрактному человеку нужно было научиться противостоять бандитам, то для него как раз имело смысл изучать технику работы оружием. Пусть дорожным посохом, а не мечом, но именно оружием. Про профессиональных военных и говорить не приходится. Какой смысл посвящать максимум своего внимания рукопашному бою, если ты всегда вооружён и твоя работа — именно использование этого оружия?

Ни в коем случае не хочу сказать, что рукопашный бой бесполезен. Просто фехтование позволяет быстрее достичь весомых результатов. Допустим, вы возьмете двух ничего не умеющих человек и начнете учить одного рукопашному бою, а другого — фехтованию. Если через неделю обучения вы предложите им сразиться друг с другом — результат будет вполне предсказуем.

И почему, собственно, не носить с собой меч для самообороны? Даже если меч не подходит, всегда можно воспользоваться тростью, зонтом, топором или первой попавшейся под руку палкой. Человек с палкой, знающий, как ей пользоваться, практически неуязвим даже для группы невооружённых агрессоров.
Более того, длинная палка может быть значительно эффективнее ножа, особенно если противник, вооружённый ножом, не привык работать против фехтовальщика. А фехтовальщиков вообще встретишь не часто.

Ношение меча для самообороны — не такая уж безумная идея, кстати говоря. Совершенно необязательно затачивать клинок до боевого состояния, нарушая закон. Даже не заточенный, совершенно легальный тренировочный меч из хорошей стали вполне может нанести противнику травмы, несовместимые с продолжением агрессии. Кроме того, серьёзное использование меча вводит в ступор. Никто такого не ждет.

Кстати, в среднем масса одноручного или даже полуторного меча колеблется в пределах 1 — 1,5 кг. Добавьте с запасом еще полкило на ножны — не так уж и тяжело. На практике имеют смысл два варианта: трость с длинным прямым клинком японского или шпажного типа, или же короткий меч где-нибудь под курткой. Короткий меч весит заметно меньше килограмма и, в общем, не вызывает никаких проблем при постоянном ношении. Подчёркиваю, что заточка не обязательна. Тупой стальной меч спокойно крошит дерево, оставляя достаточно заметные зарубки, а человеческое тело гораздо мягче дерева.

Читать еще:  Почему детям нельзя протеины. Протеин детям: нужна ли такая добавка в меню вашего ребенка? Артриты и применение протеиновых добавок

3. Быстрое достижение результата

Рукопашному бою учиться долго. Понятно, что человек, поступивший в некую усреднённую секцию рукопашного боя, скажем, за десять занятий мало чего достигнет. Фехтовальщик после тех же десяти занятий уже сможет небезуспешно сражаться с гораздо более опытными противниками. Кроме того, более-менее опытный фехтовальщик способен изучать технику рукопашного боя гораздо быстрее человека, не имеющего навыков работы с оружием. В ряде лучших современных школ боевых искусств, нацеленных на рукопашный бой, это понимают.

Почему так происходит?

Самая главная причина: бой даже на деревянных мечах, для начинающего участника кажется несравненно более опасной ситуацией по сравнению с кулачным спаррингом. Серьёзное и сфокусированное отношение к процессу приходит само собой. Страх — плохое чувство. С ним надо бороться и искоренять. И наилучший способ сделать это — повернуться к страху лицом и пойти на него в атаку, не закрывая глаза.

Несколько лет назад я учил одного человека фехтованию. На тот момент мы использовали деревянные мечи, для железа он ещё, в общем, не был готов. Когда речь зашла о постановке блоков, ученик постоянно совершал одну и ту же ошибку: защищаясь, он располагал меч слишком близко возле головы. Физически он был развит весьма неплохо, поэтому остановка лёгкого удара деревянным мечом не являлась какой-то проблемой.

Но так ставить блоки неправильно. Для того чтобы объяснить суть проблемы, я предложил взять тренировочные стальные мечи — без заточки, но с совершенно реальной массой. После первого же удара более тяжёлым оружием, продавливающим его защиту, ученик всё понял. Лязг стальных клинков моментально объяснил ему, где он был неправ: если наносить чуть более мощный удар, чем я позволял себе в процессе обучения, то руки спружинят и клинок противника всё-таки достанет до головы. Когда мы вернулись к деревянным мечам, этой ошибки ученик больше не допускал.

4. Скоростная подготовка к изучению рукопашного боя

В древности изучение боевых искусств начиналось именно с оружия. На то было две причины.

Первая: хоть сколько-то обученный владеть оружием человек уже является действующей моделью воина. Он достаточно опасен для недоброжелателей и способен защитить себя без особых проблем.

Вторая: общие принципы в рукопашном бое и фехтовании совершенно одни и те же, только оружие ещё менее простительно к совершению ошибок. Пропущенный удар кулаком, конечно, может быть опасным и даже фатальным, но не со 100%-ной вероятностью. Результат пропущенного удара оружием очевиден.

Рукопашный бой как более сложная и менее часто используемая дисциплина изучался уже после освоения более простых и эффективных способов защиты и нападения. Молодой боец сначала учился побеждать противников с помощью специальных средств и только потом переходил к более сложным техникам рукопашного боя.

Даже сейчас в большинстве серьёзных школ рукопашного боя оружие, так или иначе, используется. По историческим причинам приоритет сместился, так как традиционное холодное оружие, конечно, проигрывает огнестрельному по эффективности на поле боя. Поэтому изучают то, что более часто применяется, то есть рукопашный бой без оружия. Кроме того, исторические причины во многом заставили переделать многие традиционные боевые искусства в спортивно-оздоровительные комплексы. Иных возможностей для выживания у них не было. Сейчас таких проблем не существует, так что можно спокойно заниматься чем угодно.

Фехтование приводит к пониманию основных боевых принципов, учит правильно двигаться и даёт множество совершенно необходимых в рукопашном бою навыков. Причём с помощью фехтования основа для рукопашного боя даётся даже быстрее, чем непосредственно при изучении рукопашного боя.

5. Традиция

Выше уже было сказано, что в старые времена обучение боевым искусствам начиналось именно с оружия. На то были вполне объективные причины. Но кроме них, можно задуматься ещё и о некоем восстановлении исторической справедливости и возвращении к корням искусства. Для любителей истории это может быть очень важно.

Нужно заметить, что вообще противопоставление фехтования и рукопашного боя неверно в принципе. Оно справедливо лишь для вырожденных спортивных дисциплин с массой искусственных ограничений. В реальном бою никто не будет снимать с вас очки за творческое использование свободной руки. Вы можете, например, ударить противника в лицо кулаком или задержать его руку с оружием на долю секунды, необходимую для нанесения удара.

Но подобные техники требуют сравнительно высокого уровня мастерства. Не уверенному в своей подготовке новичку до поры до времени имеет смысл сделать больший упор на исследование возможностей своего оружия. К рукопашному бою лучше переходить только когда противник перестанет казаться таким большим, быстрым и страшным.

Именно так рассуждали учителя боевых искусств тогда, когда эти искусства что-то значили.

6. Оздоровление

В наше сложное время многие люди не поднимают предметов тяжелее компьютерной мышки и мобильного телефона. Меч массивнее, да и мышц в фехтовании задействовано значительно больше. Пять минут спаррингов на полной скорости с перерывами для приведения себя в чувство изматывают сильнее, чем получасовая пробежка трусцой или даже комплекс упражнений в спортивном зале.

Мышцы от подобных нагрузок растут не сильно — это к культуристам. Происходит укрепление связок и сухожилий, тренировка выносливости. Если совмещать фехтование и тяжёлую атлетику, то из вас может получиться настоящий терминатор.

7. Адреналин

Мирная, размеренная офисная жизнь. Телевизор, друзья, работа, вторая половина, пиво, сон. Разве что компьютерные игры да футбол дают современному человеку хоть какую-то встряску, прилив эмоций!

Как-то смешно говорить о том, что фехтование — это значительно более адреналиновая деятельность, чем все то, к чему мы привыкли в нормальных условиях. Даже пейнтбол не идет ни в какое сравнение по эмоциональной нагрузке. Навести на человека мушку с целиком и нажать на спусковой крючок, отправив в него шарик с краской — дело хорошее, интересное и увлекательное. Но стремительный бой на мечах — блоки, атаки, парирования, контратаки, сокращение и разрыв дистанции… Трудно найти что-то аналогичное, дающее такой же заряд драйва и хорошего настроения надолго!

8. Реакция и точность

К важнейшим свойствам фехтовальщика относятся чувство времени и чувство дистанции. Правильный расчет скорости и точности действия, выполненного именно тогда, когда это было необходимо — залог успеха в любом поединке. Приобретённые навыки не покидают фехтовальщика и в повседневной жизни. Настоящий боец не теряется в неожиданной ситуации, моментально и точно реагируя самым правильным образом. Этот результат изучения фехтования, перекликающийся с психической закалкой, способен изменить вашу жизнь в лучшую сторону в самых неожиданных её областях.

9. Болевой порог

Изучение любого боевого искусства сопряжено с травмами — это аксиома. Фехтование не является исключением, поэтому новички и должны использовать мечи из дерева и других, еще менее опасных материалов. В любом случае, удары время от времени пропускаются. Серьезных травм в нормальных школах практически не бывает, но синяки — дело совершенно обыденное.

Фехтовальщик, привыкший получать удары деревянным или даже тупым стальным клинком, обладает значительно более высоким болевым порогом по сравнению со средним человеком. В первую очередь меняется не чувство боли, а отношение к ней. Люди, не понаслышке знакомые с фехтованием, совершенно иначе реагируют, скажем, на полученный удар милицейской резиновой дубинкой со стальным стержнем. Во-первых, удар оружием будет инстинктивно парирован, ослаблен. Во-вторых, по сравнению с ударом деревянного или, тем более, стального меча, резина — это детский лепет.

10. Отличное хобби.

Как говорит мой отец, «надо же на чём-то сидеть». У всех есть свои интересы и хобби. Кто-то смотрит телесериалы, кто-то пьет водку, кто-то собирает марки, кто-то играет в футбол.

Изучение фехтования, как правило, сопряжено с коллекционированием холодного оружия – преимущественно пригодного для использования на тренировках, а не боевого, нелегального в нашей стране. При желании можно вкладывать в покупку снаряжения и оборудование места для тренировок бешеные деньги. При отсутствии желания или возможностей можно обойтись минимумом, посвящая все внимание тренировками с ограниченным арсеналом.

В процессе изучении фехтования сами собой в голову приходят исторические знания. То есть их вроде бы специально и не изучаешь, а все равно нахватаешься так, что мало не покажется.

Еще один побочный эффект, на сей раз неоднозначный — изменение отношения к некоторым культурным произведениям. Скажем так: лично мне нравится «Горец», как оригинальный фильм, так и сериал. Нравится там всё, кроме постановочных и нереалистичных боев на мечах. Они зрелищны и красивы, это понятно! Но при виде подобных выступлений у понимающего человека возникает желание смеяться и плакать одновременно. В книгах и компьютерных играх та же самая проблема: читаешь / играешь и не веришь в происходящее, потому что понимаешь, как это все должно работать на самом деле.

Читать еще:  Что значит подходы в спорте. Что такое подход в тренировках? Количество подходов на гликолитические мышечные волокна

Пожалуй, это можно считать наиболее заметным негативным последствием занятий фехтованием. Не бывает же чего-то абсолютно и безоговорочно хорошего, верно? Но, на мой взгляд, это не слишком большая плата за все преимущества фехтования.

11. Совершенствование

Естественным желанием для многих является стремление к самосовершенствованию. Улучшение себя в целом или в какой-то узкой теме — это достойно и интересно, это то, ради чего стоит жить!

Во-первых, фехтование позволяет совершенствоваться непосредственно в искусстве боя на холодном оружии. Хотя для достижения приличных результатов не требуется так уж много времени, бой на мечах, как и любое другое боевое искусство, может изучаться всю жизнь.

Кроме того, приобретение и оттачивание навыков фехтования естественным образом улучшает совершенно неожиданные стороны жизни, казалось бы, не связанные с боевыми искусствами напрямую. Если хотите превзойти себя — возьмите в руки меч.

12. Романтика

Меч в руках вызывает особенные чувства, не похожие ни на какие другие. Нож или пистолет не дают такого эффекта. И он лишь усиливается, когда вы не просто держите в руках оружие, а еще и умеете им пользоваться.

Мушкётеры, самураи, рыцари, пираты, викинги, ниндзя — неужели вам никогда не хотелось ощутить себя в шкуре кого-то из них? Холодное оружие сопровождало человечество на протяжении нескольких тысяч лет. Человек с мечом окружается совершенно неповторимым романтическим ореолом.
Фехтование просто не может не нравиться!

6 основных принципов фехтования, применимых в жизни

Экология жизни: Фехтование, как и человеческое сознание – это процесс обработки мозгом динамично меняющейся ситуации во внешней среде и непрекращающегося моделирования возможных вариантов будущего и своих реакций на него.

Фехтование захватило меня давно. Я бы не назвал это боевым искусством как таковым – в значении какой-то затвердевшей, устоявшейся формы. Это скорее набор принципов, которые используются для удлинения своей руки с помощью металлического острия того или иного размера и формы. В классическом рапирном фехтовании чётких законов и приёмов, конечно, тоже достаточно много, но только до какого-то этапа. Когда овладеешь базовыми приёмами, про них можно, в принципе, не вспоминать.

Исключая скучные, на мой взгляд, спортивные поединки с проводками, судьями и глупыми правилами, в реальном фехтовании – ножевом, рапирном, сабельном, шпажном, мечном – противники сражаются не приёмами, а пониманием того, как именно следует удлинять свою руку и избегать удлинённой руки противника. Причём, конечно, имеет значение физическая форма: сила запястья (когда речь идёт о сабле и рапире), умение двигаться от центра, гибкость, скорость реакции. Фехтование – это сложнейший математический расчёт, упирающийся в нейро-мышечные связи и тренированность тела.

Умирает старый буддистский учитель. К нему выстроилась очередь учеников, стоящих в длинной цепочке. Учитель, кряхтя, произносит: “Ученики мои! Задайте мне один последний вопрос перед тем, как я отправлюсь к Будде!”
Напряженное молчание. Затем в самом конце цепочки один из учеников, заикаясь от волнения, произносит: “Учитель, что такое жизнь?”
По цепочке передаётся: “что такое жизнь, что такое жизнь, что такое жизнь…”
Наконец доходит до учителя. Ближайший к нему ученик спрашивает: “Учитель, что такое жизнь?”
Старый монах долго думает. Затем медленно изрекает: “Жизнь – это река”.
Послушники передают по цепочке: “жизнь это река, жизнь это река, жизнь это река…”
Ответ доходит до ученика, задавшего вопрос. Тот, поражённый, спрашивает: “Учитель, а почему??”
По цепочке передается вопрос: “а почему, а почему, а почему…”
Доходит до монаха.
Тот долго думает, наморщив лоб, и наконец со вздохом отвечает: “Ну, может и не река…”

Да, на мой взгляд, фехтование – это тоже проекция всей жизни. Но не потому, что мы постоянно с кем-то сражаемся или враждуем, вовсе нет. А потому, что фехтование, как и человеческое сознание – это процесс обработки мозгом динамично меняющейся ситуации во внешней среде и непрекращающегося моделирования возможных вариантов будущего и своих реакций на него.

Вот какие сходства я вижу.

Принцип наказуемой инициативы.

В фехтовании преимущества всегда на стороне защищающегося. Тот, кто атакует первым, вынужден раскрывать свои планы и прилагать усилия для того, чтобы обмануть противника. Защищающийся, напротив, получает в своё распоряжение готовую ситуацию, в которой ему не нужно проявлять собственную инициативу. Он пользуется просчётами противника и использует его действие к своей выгоде.

Атаковать первым всегда сложнее и рискованней. Начать первым всегда труднее, чем подхватить уже брошенный тебе мяч.

Принцип демонстрации намерения.

Укол в рапирном фехтовании начинается всегда с показа. Сначала острие рапиры показывает на цель, затем в выпаде оно стремится эту цель уколоть. Показ может занимать доли секунды, но он всегда есть. Это обеспечивает точность укола.

Обозначить своё намерение, сформулировать и озвучить его для самого себя перед тем, как воплощать в жизнь – необходимое условие успешности любого предприятия.

Принцип концентрации на первопричине.

Во время фехтовательного боя самое главное – не начать следить глазами (или, тем паче, головой) за движениями рук противника. Укол последует моментально. Взгляд всегда должен быть собран где-то в центральной части тела противника, в районе его груди, и немного расфокусирован для того, чтобы лучше работало периферийное зрение. Все движения всегда начинаются от центра тела.

Именно поэтому внимание, собранное в центре и не зацикленное ни на чём конкретном, всегда подмечает всё происходящее гораздо лучше и реагирует быстрее. Особенно это заметно в бою с несколькими противниками, то есть в сложносоставной ситуации, какие обычно и бывают в жизни.

Принцип противоположного действия.

Есть два типа темперамента фехтовальщиков. Те, кто начинает злиться в пылу боя, атакует с ожесточением и отвечает на каждый выпад двумя. И те, кто дерётся хладнокровно, без эмоций, расчётливо и спокойно. Так вот, сыграть может и то, и другое.

Весьма эффективна стратегия противопоставления своего поведения поведению противника. Есть противник начинает злиться, станьте ещё более спокойными, уйдите в оборону и ждите его неизбежной ошибки. Если противник хладкокровен и заведомо переигрывает вас в спокойствии, попробуйте яростный адреналиновый напор – быстрота часто пробивает любую защиту.

Принцип алертного сознания.

Для того, чтобы в фехтовательном бою обмануть противника, часто используются обманные движения. Острие показывает в одну точку на теле противника, а когда тот делает движение к защите, мгновенно перемещается в другую точку. Это может продолжаться некоторое время и в конце концов показ переходит в настоящий укол. Как правило, туда, где противник не успел защититься, увлекшись прикрытием от несуществующих обманных уколов.

При этом, каждый обманный укол всегда готов превратиться в настоящий. Если это не так, “обманки” легко разгадываются. Каждое обманное движение истинно, это не просто показуха, но настоящая атака, которая заканчивается или переводом оружия в другой сектор, или уколом.

Для того, чтобы проверить ту или иную возможность, её следует испробовать. Просто создать намерение мало – необходимо проверить каждый вариант для того, чтобы либо отбросить его и перейти к следующему, либо устремиться к нему со всей быстротой и взять его. Однако, следует всегда быть начеку и сохранять алертное сознание и ясный ум, чтобы успеть перейти к другому варианту и не зависнуть в заведомо провальной атаке.

Принцип мгновенного ответа.

На каждый укол или удар противника должен следовать мгновенный ответ, следующий прямо из защиты. Никогда нельзя уходить в глухую оборону и просто так отдавать противнику землю. Ни один противник, атакующий вас, не должен чувствовать себя в безопасности и наносить удары безответно.

Отступая, будьте готовы в любой момент ударить. Любое отступление – это не проигрыш, а повод собрать силы и найти лазейку для успешного ответного удара. опубликовано econet.ru

Автор: Андрей Nordbon

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Источники:

http://hasortewondo.ru/obuchenie-fehtovaniyu-dyuzhina-prichin-dlya-izucheniya-fehtovaniya/
http://www.heikido.ru/2010/06/02/reasons/
http://econet.ru/articles/71972-6-osnovnyh-printsipov-fehtovaniya-primenimyh-v-zhizni

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: