26 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

★ Пальчиковые игры для детей в стихах ★. Мы писали, мы писали, наши пальчики устали

Пальчиковая гимнастика «Умные пальчики»

Светлана Чернобук
Пальчиковая гимнастика «Умные пальчики»

Умные пальчики

Автор-составитель: Чернобук Светлана Михайловна,

МБОУДО «Центр дополнительного образования детей»

ВВЕДЕНИЕ

Одной из предпосылок успешного обучения является достаточно высокий уровень развития тонкой моторики рук.

Тонкая моторика – это разновидность движений в которых участвуют мелкие мышцы. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как, например, ходьба, бег, прыжки, и требуют специального развития.

Тренировка пальцев рук ребенка способствует развитию его речи, повышению уровня его интеллекта, а также подготавливает к письму.

Пальчиковая гимнастика

Мамочка

Мамочка, мамочка, любимая моя. (Поочередно загибаем пальчики правой руки, начиная с большого, затем то же на левой руке)

Ведь ты знаешь, мамочка, как я люблю тебя. (Правую руку сжать в кулак, ладошкой левой крепко его обхватить)

Рыбки

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

Маляры

Красят домик маляры для любимой детворы. (Кисти рук вверх-вниз)

Если только я смогу, малярам я помогу. (Круговые движения кистями рук)

Питер

Питер играет с одним молотком,

С одним молотком,

с одним молотком.

Питер играет с двумя молотками,

С двумя молотками,

с двумя молотками.

Питер играет с тремя молотками,

С тремя молотками,

с тремя молотками.

Питер играет с четырьмя молотками,

С четырьмя молотками,

с четырьмя молотками.

Питер играет с пятью молотками,

С пятью молотками,

с пятью молотками.

Методические указания. На первые две строчки – кулаком правой руки ударять по столу, на третью и четвертую – кулаками обеих рук, на пятую и шестую – ударяем двумя кулаками и топаем одной ногой, на седьмую и восьмую – ударяем двумя руками и топаем двумя ногами, на последние строчки, кроме этого, киваем головой.

Дом на горе

На горе мы видим дом. (Кистями рук изобразить домик)

Много зелени кругом. (Волнообразные движения кистями рук.)

Вот деревья, вот кусты. (Руками «показать» деревья, кусты.)

Вот душистые цветы. (Пальцами «показать» бутон)

Окружает все забор. (Пальцами «показать» забор)

За забором – чистый двор. (Погладить ладонями стол.)

Мы ворота открываем. (Кистями «показать», как ворота открываются.)

К дому быстро подбегаем. (Пальцами «пробежаться» по столу.)

В дверь стучимся: «Тук-тук-тук!». (Постучать кулаком по столу)

Кто-то к нам идет на стук. (Ладонь приложить к правому уху, прислушаться)

В гости к другу мы пришли и гостинцы принесли. (Вытянуть руки вперед, как будто преподнося что-то)

Вот забор. (Пальцы правой руки плотно прижать друг к другу)

В заборе щели. Пальцы в них пролезть хотели. (Раздвинуть пальцы)

Сунул голову Большак. (Просунуть большой палец левой руки между боль-шим и указательным пальцами правой)

Дальше не пройти никак! (Крепко зажать большой палец)

Вслед за ним застрял Указка. (Указательный палец левой руки между ука-зательным и средним пальцами правой)

Середняк хотел – напрасно! (Средний палец левой руки между средним и безымянным пальцами правой.)

Безымянный – безуспешно! (Безымянный левой руки между безымянным и мизинцем правой)

Хоть один прошел? Конечно!

Щуплый маленький мальчишка, брат Мизинчик, коротышка, весь прошел забор и вот по двору уже идет. (Мизинец несколько раз согнуть-разогнуть, потом помахать им)

Помощь братьям оказал: из щелей их всех достал. (Каждый палец по очереди освободить из плена)

Домик

Дом стоит с трубой и крышей,

На балкон гулять я вышел.

Методические указания. Ладони направлены друг к другу под углом, кончики пальцев соприкасаются, средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев чуть касаются друг друга, составляя прямую линию (труба, балкон).

Лодочка

Две ладошки прижму и по морю поплыву. (Ладони лодочкой, волнообразные движения рук)

Две ладошки, друзья, – это лодочка моя.

Паруса подниму, синим морем поплыву. (Поднять выпрямленные ладони вверх)

А по бурным волнам плывут рыбки тут и там. (Имитация движений волн и рыбок)

Лодка

Лодочка плывет по речке,

Оставляя на воде колечки.

Методические указания. Обе ладошки поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладони (ковшик).

Пароход

Пароход плывет по речке,

И пыхтит он, словно печка,

Методические указания. Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты, а большие пальцы подняты вверх.

Мы писали

Мы писали, мы писали, наши пальчики устали. (Сжимаем и разжимаем кулачки)

Вы скачите, пальчики, как солнечные зайчики. (Пальчики скачут по столу, растопырить пальцы, ладони вверху)

Прыг-скок, прыг-скок, прискакали на лужок. (Пальчики скачут по столу)

Ветер травушку качает, влево-вправо наклоняет. (Легкие движения кистями влево, вправо)

Вы не бойтесь ветра, зайки! (Погрозить пальцем)

Веселитесь на лужайке! (Весело хлопать в ладоши)

Весенний дождик

Дождик песенку поет, только кто ее поймет? (Пальцы постукивают по столу – сначала быстро, потом медленно.)

Не поймем ни я, ни ты, но зато поймут цветы, и зеленая трава, и весенняя листва. (Пальцы барабанят быстро-быстро – пошел «ливень».

Лучше всех поймет зерно – прорастать начнет оно. (Пальцы стучат все медленнее и медленнее, и наконец останавливаются.)

Встреча птиц

В стороны руки: ими помашем – это к нам птицы с юга летят. (Махи кистями рук на себя, вверх-вниз)

Мы их так ждали, смастерили скворечник. (Стучим кулачок о кулачок)

Летите к нам, птички, летите, малышки! (Делаем «птичку» пальцами)

Мы вас так ждали холодной зимой. («Птичка» машет крылышками.)

Флажок

Я в руке флажок держу

И ребятам им машу.

Методические указания. Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе, большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони – вверх.

Колокольчик

Колокольчик все звенит,

Язычком он шевелит.

Методические указания. Ладони вверх, пальцы обеих рук скрещены. Средний палец правой руки опущен вниз, его можно вращать.

Кисточка

Мягкой кисточкой покрашу

Стульчик, стол и кошку Машу.

Методические указания. Соединить подушечки всех пальцев вместе, движениями пальцев и запястьев раскачивать кисть вправо, влево: вправо – пальцы раздвинуть, влево – мягко соединить.

Методические указания. Левая ладонь строго вверх. К ее нижней части приставляется правая, сжатая в кулак (большим пальцем к себе). Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук.

У стола четыре ножки,

Сверху крышка, как ладошка.

Методические указания. Левая рука сжата в кулак. Сверху на него опущена ладонь правой руки. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук.

Пылесос

Ты куда суешь свой нос?

Я жужжу, я жужжу,

Я порядок навожу.

Методические указания. На первую строчку – ритмичное сгибание пальцев обеих рук (ладони смотрят вперед). На вторую – то же, но ладони обращены друг к другу. На третью – соприкосновение кончиков пальцев.

Хлебушек

Бублик (большой и указательный пальцы образуют круг)

Баранку (большой и средний пальцы образуют круг,

Батон (большой и безымянный пальцы образуют круг,

И буханку (большой палец и мизинец образуют круг,

Пекарь из теста (имитация лепки хлеба)

Пекарь

Пекарь пек калачи в печи.

Методические указания. Пальцы вместе, ладони слегка согнуты горкой, правая ладонь прикрывает левую. На каждое слово ладони меняем местами.

Женины гости

К Жене гости прибежали. (Пальцы бегут по столу)

Все друг другу руки жали, (Рукопожатие)

– Здравствуй, Жора! (Пальцы по очереди здороваются с большими пальцами обеих рук)

Не хотите ль пирожок? (Из ладоней сложить пирожок)

Может, коржик? (Показать раскрытые ладони)

Иль рожок? (Пальцы сложить в виде рожка>

Читать еще:  Как выгнать молочную кислоту из мышц после нагрузки. Молочная кислота в мышцах как вывести народными средствами

Вот драже вам на ладошку. (Постучать по раскрытой ладони одной руки кончиками пальцев другой руки)

Все берите понемножку. (Двумя пальцами – большим и указательным, большим и средним и т. д. – осторожно трать драже)

С ручек все стряхнули крошки. (Энергично встряхнуть кистями рук)

И захлопали в ладошки. (Похлопать в ладоши)

Цветки

Наши алые цветки

Ветерок чуть дышит,

Наши алые цветки

Методические указания. Медленно разгибать пальцы из кулаков, покачивать кистями рук вправо-влево, медленно сжимать пальцы в кулаки, покачивать кулаки вперед-назад.

На пригорке вырос мак. (Пальцами левой руки сделать бутон.)

Он склонил головку так. (Бутон наклонить)

Бабочка над ним порхает, быстро крыльями мелькает. (Кисти рук перекрестить, помахать, как бабочка крылышками)

Хризантемы

Ах! Какие хризантемы! (Пальцами показать, как цветок распускается)

Мы сорвем их без проблемы. (Обеими руками срываем цветы)

Ух! Охапку мы набрали! (Обеими руками показать охапку)

Эх! Прихватим и для Вали! (Махнуть рукой и рвать цветы, дальше.)

Эхе-хе. цветов не стало. (Удивленно пожать плечами)

Их и раньше было мало. (Развести руки в стороны)

Ох! Зачем мы их сгубили? Ведь не мы же их растили! (Прижать к щекам обе руки и горестно покачать головой)

Божьи коровки

Божьей коровки папа идет. (Пальцами правой руки «шагать» по столу)

Следом за папой мама идет, (Пальцами левой руки «шагать» по столу)

За мамой следом детишки идут, за ними малышки бредут. («Шагать» обеими руками одновременно)

Красные юбочки носят они. (Поднять ладони, пальцы плотно прижаты)

Юбочки с точками чернены (Постучать указательными пальцами по столу)

На солнышко они похожи, встретить дружно новый день. (Изобразить пальцами солнышко)

А если будет жарко им, то спрячутся все вместе в тень. (Спрятать пальцы обеих рук в кулачки)

Вариант игры «Умные прищепки» Немного времени, минимум затрат и новая дидактическая игра готова! Для нашей игры понадобиться взять бельевые прищепки (лучше деревянные,.

Дидактическая игра по математике «Умные камешки» Цель игры: закрепление имеющихся математических представлений у детей. Задачи: развитие мелкой моторики рук, логического мышления, внимания;.

Дидактическое пособие «Умные кубики» Игра — основной вид деятельности детей. Поэтому мною начата работа по изготовлению дидактического пособия “Умные кубики”. Основные задачи:.

Дидактическое пособие «Умные подушки» Многофункциональные подушки -развлекалки, развивающие математические способности, логическое мышление, фантазию, мелкую моторику рук и закрепляющие.

Педагогическая разработка «Умные сказки» Сказка как средство нравственного воспитания Ответственный: Пермякова Ю. Н. Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла,.

Опыт работы «Умные пальчики» Слайд №1, Слайд №2 Я, Иванова Анастасия Юрьевна, ВОСПИТАТЕЛЬ 1 КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ, работаю с детьми 2 мл. группы, пед. Стаж работы.

Проект «Умные пальчики» Актуальность Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности.

Умные игры по физической культуре Чем больше двигательный опыт ребенка, тем больше информации поступает в мозг, что способствует интенсивному интеллектуальному развитию.

Умные палочки для девочек и мальчиков Работая в течении пяти лет в логопедической группе с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, я успешно реализовывала программы.

Пальчиковые игры для детей

Пальчиковые игры для детей

Вот моя черепаха, она живет в панцире.

Она очень любит свой дом.

Когда она хочет есть, то высовывает голову.

Когда хочет спать, то прячет её обратно.

Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри. Затем показать большие пальцы и спрятать их обратно.

Мы капустку рубим, рубим,

Мы капустку солим, солим,

Мы капустку трем, трем,

Мы капустку жмём, жмём.

Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать кулачки.

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев.

Чтоб строгать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить.

Их не трудно сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет – поочередно загибать пальчики на обеих руках.

Мы сегодня рисовали, Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнем, Рисовать опять начнем.

Плавно поднять руки перед собой, встряхивать кистями.

Повстречались два котенка: “Мяу-мяу!”,

Два жеребенка: Иго-го!”,

Два тигренка: “Ррр!”

Смотри, какие рога.

На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.

Две ладошки прижму И по морю поплыву.

Две ладошки, друзья, – Это лодочка моя.

Синим морем поплыву.

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там.

На первые строчки две ладони соединить лодочкой и выполнять волнообразные движения руками. На слова “паруса подниму” – поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок.

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом.

Дружат в нашей группе Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим Маленькие пальчики.

Один, два, три, четыре, пять. Пять, четыре, три, два, один.

Мы писали, мы писали, Наши пальчики устали.

Вы скачите, пальчики,

Как солнечные зайчики.

Прыг скок, прыг скок, Прискакали на лужок.

Ветер травушку качает, Влево-вправо наклоняет.

Вы не бойтесь ветра, зайки,

Веселитесь на лужайке.

На дверях висит замок.

Кто его открыть бы смог?

Мы замочком повертели,

Мы замочком покрутили

Мы замочком постучали,

Постучали, и открыли!

Скачет зайка косой

Под высокой сосной.

Под другою сосной

Скачет зайка другой.

Указательный и средний пальцы правой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить. На вторую строчку – ладонь левой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставить, на третью строчку – ладонь правой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставлены. На последнюю строчку – указательный и средний пальцы левой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить.

Руки перед грудью, ладони сомкнуты. Мизинцы – дети (говорят тоненьким голосом) . Безымянные пальцы – мама (говорит обычным голосом) . Средние пальцы – папа (говорит низким голосом) . Указательные пальцы – солдаты (говорят басом) . Скрещенные большие пальцы – порог избы.

Ночь, в избе все спят.

Солдаты: Тук-тук! Указательные пальцы постукивают друг о друга.

Дети: Кто там? Постукивают друг о друга мизинцы

Солдаты: Два солдата пришли переночевать! Постукивают указательные пальцы

Дети: Спросим у мамы. Мама! Постукивают мизинцы

Мама: Что дети? Постукивают безымянные

Дети: Два солдата пришли переночевать! Постукивают мизинцы

Мама: Спросите у папы. Постукивают безымянные

Дети: Папа! Постукивают мизинцы

Папа: Что, дети? Постукивают средние пальцы

Дети: Два солдата пришли переночевать! Постукивают мизинцы

Папа: Впустите! Постукивают средние пальцы

Дети: Входите! Постукивают мизинцы

Солдаты: Ах, какая благодать, что пустили переночевать! Указательные пальцы “пляшут” совершая перекрестные движения

Солдаты: Войдем! Сомкнутые ладони поворачиваются пальцами к груди. Затем следует быстрый полуоборот рук так, чтобы соприкоснулись тыльные стороны ладоней.

С добрым утром, глазки! Вы проснулись?

С добрым утром, ушки!
Вы проснулись?

С добрым утром, ручки!
Вы проснулись?

С добрым утром, ножки!
Вы проснулись?

С добрым утром, солнце!
Я – проснулся!
(проснулась)

У Маланьи у старушки

Жили в маленькой Избушке

Вот с такими ушами,

Вот с такими носами

Вот с такими усами,

Вот с такой головой,

Вот с такой бородой!

Они не пили, не ели,

На Маланью все глядели,

И все делали вот так. ..

Засиделись в избушке братцы.

Захотел меньшой прогуляться

Читать еще:  Движение. Что такое нейромышечная (ментальная) связь

Да скучно ему гулять одному.

Зовет он братца вдвоем прогуляться.

Да скучно им гулять двоим.

Зовут братца втроем прогуляться.

Грустно старшим сидеть в избе.

Зовут они братцев домой к себе.

При повторении игры работает другая рука. Когда движения станут привычными, можно попробовать играть двумя руками одновременно.

Мыли мылом ручки.

Мыли мылом ножки.

Вот какие ладушки,

Вот какие ладушки,

Домик для матрешки.

Вот какие ладушки,

Вот какие ладушки,

Вот какие ладушки,

Вот какие ладушки,

Движения выполняются в соответствии с текстом, как подскажет фантазии

Я надул упругий шарик (надуваешь из ручек шарик).
Укусил его комарик.
Лопнул шарик не беда –
новый шар надую я.

В этом домике пять этажей:
На первом живет семейство ежей,
На втором живет семейство зайчат,
На третьем – семейство рыжих бельчат,
На четвертом живет с птенцами синица,
На пятом сова – очень умная птица.
Ну, что же, пора нам обратно спуститься:
На пятом сова,
На четвертом синица,
Бельчата на третьем,
Зайчата – втором,
На первом ежи, мы еще к ним придем.

  • Горева Елена Геннадьевна
  • Написать
  • 409
  • 02.10.2015

Номер материала: ДВ-025729

  • 02.10.2015
  • 412
  • 02.10.2015
  • 371
  • 02.10.2015
  • 418
  • 02.10.2015
  • 872
  • 02.10.2015
  • 648
  • 02.10.2015
  • 437
  • 02.10.2015
  • 1837

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

★ Пальчиковые игры для детей в стихах ★. Мы писали, мы писали, наши пальчики устали

Доплата за классное руководство: как оценить 24 часа “боевой готовности”?

Средняя зарплата учителя в России. Часть 2: «Где живут самые бедные педагоги?»

Средняя зарплата учителя в России. Часть 1: «Где живут самые богатые педагоги?»

Опрос

Как вы считаете, правильно ли делить учебный год на 4 четверти?

Да, проверено временем

Нет, лучше учиться по полугодиям/семестрам, как в вузе

Нет, лучше учиться по триместрам

Нет, лучше длинную третью четверть разделить пополам

Не надо никаких изменений, мы от них уже устали!

Всего проголосовало: 110

Текущий номер

Когда-то для Татьяны Черноусовой мечтой стал английский язык

номер 07, от 18 февраля 2020

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

Как помочь школьникам с выбором профессии? Этот вопрос дал название IV Международной конференции по управлению качеством образования. Ее участники поделились своим опытом решения проблемы и взглядами на нее в контексте общемировых задач. Самое интересное с полей конференции – в материале Вадима Мелешко.

В России интернет используют 80% детей и подростков. Больше половины читают или смотрят контент, который специалисты называют нежелательным. При этом возраст “самостоятельной жизни” ребенка в интернете снизился с 7 до 5 лет. Какую угрозу видят в этом специалисты и как обезопасить ребенка? Разбиралась Наталья Алексютина.

Сегодня в преподавании литературы в школе преобладает воспроизводящая проверка знаний, констатирует заслуженный учитель РФ Лев Айзерман. Ученик чаще всего отвечает у доски и пишет сочинения о том, что уже изучено в классе. По мнению же эксперта, задача педагога заключается не в том, чтобы заставить школьника “знать” книги, но через них научить понимать и чувствовать то, что он однажды в жизни прочтет без учителя.

Одна из самых известных российских писательниц Дина Рубина выросла в семье художника и учительницы истории. В ее первом, опубликованном в журнале “Юность”, рассказе “Беспокойная натура” действие происходит как раз на уроке истории. После 50 лет успешной писательской карьеры Дина Рубина по-прежнему завоевывает сердца аудитории. В эксклюзивном интервью автор рассказала о маминых уроках, отношении к жизни и новом романе.

Наши приложения

Мы писали, мы писали, наши пальчики устали

Физкультминутки на уроках обучения грамоте

Не секрет, что на напряженном уровне внимание школьника не может удерживаться долго. Во время высшего напряжения наступает момент передышки – внимание падает, ученик может уйти от активной деятельности, выключиться из работы. И здесь вина не учителя, который, казалось бы, все сделал, чтобы ребенок хорошо работал. Доказано, что никакая умственная работа не может все время выполняться с одинаково высоким напряжением. Вот почему приходится неоднократно замечать, как первоклассники зевают, начинают двигать ногами, поворачиваться, задевают друг друга. Наступила умственная усталость. Задача учителя – своевременно заметить этот спад внимания и ввести в свой урок на небольшой отрезок времени другой вид полезной работы, чтобы можно было снова поднять внимание всех детей на нужный уровень. Здесь уместно привести слова К.Д.Ушинского: «Дайте ребенку немного подвигаться, и он вознаградит вас снова десятью минутами живого внимания, а десять минут живого внимания, когда вы смогли их использовать, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий».

Надо признать, что многие педагоги при обучении грамоте не уделяют должного внимания формированию правильной осанки. Исследования НИИ возрастной физиологии и физического воспитания АПН под руководством профессора А.Г.Цейтлина и З.И.Кузнецовой показали, что наиболее слабыми звеньями в осанке младших школьников являются плечевой пояс и ступни ног. Для детей 6-7-8-летнего возраста характерна низкая способность к образованию дифференцированных движений с сохранением разных поз. Этим и объясняется низкая устойчивость осанки.

Роль переключения внимания детей могут успешно выполнять так называемые физкультминутки. Они наиболее кратки по времени и эффективны по своим результатам. Упражнения для физкультминуток необходимо подбирать с учетом характера занятия.

Неправильно думать, что во время письма и чтения у школьника устают только пальцы и глаза. В действительности на уроках чтения, и особенно письма, у ребенка, который только начинает учиться, устает весь организм. Снять физическую усталость смогут такие упражнения, которые развивают мышечную силу и выносливость, улучшают работу органов дыхания и кровообращения, укрепляют нервную систему, содействуют гармоническому развитию школьников.

Физкультминутки можно сопровождать речитативом, основанным на эмоциональных интонациях. Это организует движения. Во время физкультминутки слова речитатива произносятся учителем, так как, если это делают сами дети, вдохи становятся неглубокими, поступление кислорода в легкие снижается.

Рассмотрим методику проведения физкультминуток разных групп.

I. Упражнения, способствующие развитию мышц пальцев, руки, предплечья. Замечено, что дети, особенно первоклассники, в первое время на уроках письма сильно сжимают ручку, что приводит к быстрому уставанию пальцев. Учитель в этом случае может провести одну из рекомендуемых физкультминуток.

Учитель говорит: «Дождь идет. Пошел град. Небо стало ясным. Засветило солнышко».

Под слова «дождь идет» дети постукивают по парте кончиками пальцев, перебирая их по очереди, как при игре на пианино. Создается впечатление шума во время дождя. Под слова «пошел град» руки поворачиваются ладонями вверх, и дети стучат по парте суставами пальцев. При этом создается впечатление ударов града по крыше. Так повторяется несколько раз, пока учитель не скажет: «Небо стало ясным. Засветило солнышко».

У елочки, у елочки

Читать еще:  Конспект беседы с детьми старшей группы. Зимние виды спорта

Все встают из-за парт. Руки вытянуты вперед на уровне груди (выполняют это по команде учителя «раз!»). Надо, чтобы ладонь правой руки смотрела в ладонь левой. Учитель говорит, что движение надо начинать с большого пальца. Под слова «у елочки» дети сгибают и разгибают большой палец. Под вторично произнесенные слова «у елочки» – указательный палец; под слово «пушистые» – средний; под слово «душистые» – мизинец. Под слова «пушистые, зеленые иголочки» дети 3 раза сжимают и разжимают ладонь.

Раз, два, три, четыре, пять!

Ох как весело играть!

Руки вверх подними,

На пальчики посмотри,

Шире руки разведи!

А потом их опусти!

Учитель говорит: «Руки вперед на уровне грудной клетки». Под слова «раз, два, три, четыре, пять» дети, стоя у своих парт, свободно потряхивают кистями рук (движение сверху вниз). Под слова «ох как весело играть» – легкие хлопки в ладони; под слова «руки вверх подними» все поднимают руки, сопровождая глубоким вдохом и выдохом; под слова «на пальчики посмотри» поднимают голову, прогибая спину. Дальше под слова «шире руки разведи» разводят руки в стороны и делают глубокий вдох, под слова «а потом их опусти» опускают руки вниз и делают глубокий выдох.

Ветер дышит, дышит

И деревья все колышет.

Ветер тише, тише,

А деревья выше, выше.

Сядем тише, тише.

Руки вверх – глубокий вдох. Затем – в стороны, взмах кистями. Снова вверх – глубокий вдох. И вниз, продолжительный выдох. Дети садятся за парты.

В ноябре, в декабре

Будет холод на дворе.

И тогда мы все, ребятки,

Будем надевать перчатки.

Будем так их надевать.

А потом вот так снимать.

Можно проводить физкультминутку сидя и стоя. Под слова «в ноябре, в декабре» дети сжимают и разжимают пальцы рук; под слова «будет холод на дворе» потереть руки, поежиться; под слова «и тогда мы все ребятки» опять потряхивают кистями рук; под слова «будем надевать перчатки» заложить пальцы правой руки в левую так, чтобы получилась корзинка; под слова «будем так их надевать» показывают движением левой руки по правой, как будто надевают перчатку на каждый пальчик; под слова «а потом вот так снимать» движением правой руки показывают, как надо снимать с каждого пальчика.

II. Упражнения, способствующие развитию мышц грудной клетки, улучшению кровообращения, регулирующие обмен веществ в организме. На уроках письма дети сильно нагибаются над партой, не всегда выдерживают нужную позу, отчего грудная клетка все время находится в сжатом положении и легкие получают недостаточное количество воздуха. Процесс вдоха и выдоха неполон. От этого дети быстро устают. Снимать эту усталость могут помогать следующие физкультминутки:

Раз, два – выше голова!

Три, четыре – руки шире!

Пять, шесть – тихо сесть.

Дети встают и под слова учителя, которые являются в данном случае командой, выполняют соответствующие движения.

Руки вверх подними!

Руки вверх подними!

Руки шире разведи!

Делай раз, делай два,

Физкультминутка выполняется стоя. Дети плавно поднимают и опускают руки, сопровождая движения глубоким вдохом и выдохом.

«Деревья и кустики»

Дети встают, выходят из-за парт, по команде учителя «кустики» приседают. На слово «деревья» встают. Детям эта физкультминутка очень нравится.

Один, два, три, четыре – руки шире!

Один, два, три, четыре, пять –

Раз, два, три – еще разок!

Теперь встанем на носок.

Выполняется стоя. Под слова учителя, «один, два, три, четыре» разводят руки в стороны; под слова «один, два, три, четыре, пять» приседают несколько раз; под слова «теперь встанем на носок» дети приподнимаются, затем тихо садятся за парты.

«Правильно переходим улицу»

Очень, очень осторожно

Через улицу иди.

И налево, и направо

Выполняют стоя. Дети выполняют движения «ходьба на месте» с поворотами головы налево и направо, как это делается при переходе улицы.

III. Комбинированные упражнения снимают усталость и содействуют развитию мышц пальцев, кисти руки, предплечья, грудной клетки, ног. При помощи их дети усваивают правила посадки.

Вот фиалка, вот тюльпаны,

Георгины, розы, астры.

Вот и лилии, пионы,

Колокольчики и маки.

Васильки, сирень, жасмин –

Все вошли в букет один.

А букет красив, душист!

От цветов и воздух чист.

Проводится сидя. Учитель показывает цветок за цветком, а дети их называют: фиалка, тюльпаны. Под слова «все вошли в букет один» дети делают движения рук, будто бы собирают цветы в букет; под слова «а букет красив, душист» дети делают радостное выражение, будто они видят букет у себя в руках и восхищены им; под слова «от цветов и воздух чист» делают несколько глубоких вдохов и выдохов.

Исполняется стоя. Под слова учителя «это правая рука» дети поднимают правую руку и делают вдох; под слово «правильно» опускают и делают выдох. Таким же образом поднимают и опускают левую руку. Дальше показывают правую и левую ногу, нагибаясь и разгибаясь, делая соответственно вдох и выдох.

Гуси серые летели,

На лужайке тихо сели.

Затем снова улетели.

Дети делают произвольные движения руками, ногами, совершая ходьбу на месте. Наклон головы вперед, назад, взмах рук.

Дети за парты сели.

Ребята встают, выходят из-за парт. Исходное положение – ноги на ширине плеч, руки в стороны. Под слова учителя «птицы летят» дети делают взмах руками (крыльями). Под слова «воробушки сели» дети приземляются легко, бесшумно, делают подскоки на носках; под слова «птицы улетели» встают, садятся на свои места.

На уроках письма из комплекса физических упражнений используются такие, которые направлены на правильное развитие позвоночника, предупреждение сутулости, отдых шейного отдела позвоночника, укрепление крупных и мелких мышц рук, особенно правой, на отдых глаз.

И еще один очень важный момент.

Учителя начальных классов порой мало обращают внимание на упражнения для отдыха глаз. Между тем глаза ребенка в период обучения его грамоте быстро устают, ведь через органы зрения в мозг ребенка поступает больше информации, чем через все вместе взятые органы чувств. Поэтому глазам также нужен отдых. С этой целью можно проводить такие физкультминутки:

1. Зажмурив глаза, посидеть минутку спокойно.

2. Отвести взгляд от тетради – на уроках письма, от букваря или азбуки – на уроках чтения и посмотреть в сторону, в окно, обратив внимание на зеленый и голубой цвета объектов окружающего мира.

3. Сесть в положение готовности внимательно слушать учителя. По команде с паузами закрывать и открывать глаза. Это упражнение можно проводить и в другом варианте: под слова учителя «нас нет в классе» дети закрывают глаза, а под слова «мы в классе» – открывают.

4. Учитель предлагает детям внимательно осмотреть все предметы в кабинете. Дальше он говорит: «Закройте глаза (пауза), назовите, какие вы увидели предметы». От каждого ряда выступают по одному ученику. Фамилии называет учитель. Поднявшиеся из-за парт дети с закрытыми глазами перечисляют предметы. (Остальные с открытыми глазами). Победителем считается тот ряд, где ученик назвал больше предметов. Уроки обучения грамоте, на которых применялись физкультминутки, проходят, как правило, с большим интересом и более результативны. Дети быстрее и прочнее усваивают материал, не чувствует усталости.

Ш.И.ЗАЛУМХАНОВА, учитель основной общеобразовательной школы

с. Цемер, Чародинский район, Республика Дагестан

Источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/-umnye-palchiki.html
http://infourok.ru/palchikovie-igri-dlya-detey-452255.html
http://www.ug.ru/archive/443

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: