Виктор васнецов сивка бурка. Описание картины виктора васнецова “сивка-бурка”
Виктор Васнецов. Сивка Бурка. Описание картины. Шедевры русской живописи
Было у отца три сына: два умных, а третий — дурак. Пришло время, стал отец помирать и говорит: “Вот, сыны, как я помру, вы по одному три ночи приходите на мою могилу”. И умер. Ну, конечно, сыновья обязаны выполнить отцовский приказ. Стали они конаться, и выпало: в первую ночь идти на могилу старшему брату, во вторую — среднему, в третью — младшему, Иванушке.
Приходит первая ночь. Старший брат и говорит: “Ваня, иди за меня ночуй!” Ваня взял лыка пучок, конопли, кленовое полено, соломы беремя и пошел.
Приходит на могилу, сел; кочедык в руке — плести лапти не плетет, а кочедыком постукивает. Вот приходит полночь, могила вдруг задрожала, а из могилы человеческий голос: “Кто на могиле?”— “Я на могиле”. — “Ты, дурак?” — “Я, дурак”. — “Вот от меня тебе награда. Ходит в заповедных лугах свинка — золотая щетинка. Твоя будет!” — “Спасибо, батюшка!”
Рассвело; приходит Ваня домой, братья встречают: “Ванюшка-то, Ванюшка-то — живой!”
Приходит вторая ночь. Среднему брату надо идти. Средний брат и говорит: “Ваня, иди за меня ночуй!” — “Ладно!”
Взял он лыка пучок, конопли, кленовое полено, соломы беремя и пошел. Приходит на могилу, сел; плести лапти не плетет, а кочедыком постукивает. Приходит полночь. Могила вдруг задрожала, а из могилы человеческий голос: “Кто на могиле?” — “Я на могиле!” — “Ты, дурак?” — “Я, дурак”. — “Вот от меня тебе награда: ходит в заповедных лугах бык золоторогий. Будет твой!” — “Спасибо, батюшка!”
Настало утро. Идет Иванушка домой, братья его встречают: “Дурак, дурак! Живой идет!” Удивляются.
Приходит третья ночь. Ваня говорит: “Ну, я за вас ночевал. Идите вы хоть оба за меня”. А они: “Теперь как хочешь, мы свою очередь отбыли!”
Ну, он взял лыка пучок, конопли, кленовое полено, соломы беремя и пошел.
Пришел, сел на могилу: плести лапти не плетет, а кочедыком постукивает. Вот полночь пришла, могила задрожала, а из могилы человеческий голос: “Кто на могиле?” — “Я на могиле.” — “Ты, дурак?” — “Я, дурак”. — “В заповедных лугах ходит Сивка-бурка, вещая каурка. Пусть она будет твоей!” — “Спасибо, батюшка!”
Наступило утро; идет Ваня домой, а братья встречают его, удивляются: “Смотри-ка, смотри-ка, дурак идет!”
Старшие братья были женатые, Ваня же — холостой. А у царя была дочь, пришло время ее замуж выдавать. Вот царь построил дом в двенадцать венцов, посадил дочь наверху и сказал: “Кто до моей дочери на коне доскачет, тот будет ей жених”.
Собрался весь народ. Пошли братья глядеть. Дурак говорит: “Возьмите меня!” Они начали его всякими словами ругать, а он: “Все равно я там буду!” — “Приди-ка! Мы тебя побьем!”
Ушли они. Он вышел в задние ворота и свистнул-гаркнул: “Сивка-бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой!” Сивка-бурка бежит — земля дрожит. Прилетела. Он в левое ухо влез: напился, наелся, в правое — нарядился. И такой стал молодец — ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать! И поехал; братьев своих быстро догнал — как хлестнет их плетью!
Подъезжает к тому дому; Сивка-бурка скакнула — на шесть венцов сразу же, однако шесть венцов еще осталось. Он тут же умчался, превратился в прежнего Иванушку, отпустил Сивку-бурку, вернулся домой и залез на печь. Приезжают братья и рассказывают: “Какого мы молодца видели!” — “Не я ли то, братцы, был?” — “Э-э-э, не ты ли? Вот побьем сейчас!”
Прошло время, царь опять собирает народ. Пошли и братья; Иванушка просится: “Возьмите меня, братцы! Я погляжу, что за царская дочь!” — “Куда тебе!” — “Ну, ладно”. И они ушли.
Он вышел в задние ворота, свистнул-гаркнул — Сивка-бурка и катит, лишь земля гудит. Подлетела, он в левое ухо влез: наелся, напился, в правое — нарядился. Такой стал молодец — ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать! Поехал; обгоняет весь народ, катит — вся земля дрожит! Догнал братьев — хлестнул плетью. Подъехал к тому дому, Сивка-бурка скакнула — три венца до дочери царя осталось! Он быстро вернулся, отпустил коня, прибежал домой и лежит на печи. Вернулись братья и рассказывают: “Вот это молодец! Сроду не видали!” — “Не я ли, братцы?” Обругали они его.
Прошло время, царь опять собирает народ. И опять братья пошли: “Аида, поглядим! Может, приедет тот молодец. ” А Иванушка просится: “И я поеду смотреть!” — “Куда тебе, урод!” — “Все равно там буду!” — “Приди только! Побьем!” И ушли.
А он вышел в задние ворота и свистнул-гаркнул: “Сивка-бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой!” Сивка-бурка катит, лишь земля гудит. Прилетела — он в левое ухо влез: напился, наелся, в правое — нарядился. И такой стал молодец — ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать. И поехал; братьев опять по разу плетью хлестнул. Подъехал он к тому дому; Сивка-бурка как скакнула, так на все двенадцать венцов! Дочь царя Иванушке именным кольцом лоб заклеймила, поцеловала его и отдала кольцо. Он быстро вернулся, Сивку-бурку отпустил, кольцо завернул в лохмотья, лоб перевязал полотенцем и забрался на печь. Приходят братья и рассказывают: “Э-э-э, ну и молодец! Достал все же. Теперь свадьба будет”.
Он говорит с печи: “Не я ли это, братцы?” — “Э-э-э, не ты ли! А что со лбом?” — “С печки упал”. — “Ну вот — с печи упал!” И обругали его.
Настала ночь, а Ване интересно посмотреть кольцо. Развернул лохмотья — в избе так все и засияло. “Дурак, не порти спички!” — “Я и не порчу!”
На другой день царь собирает генералов, чтобы среди них найти того молодца. Собрал и никак не находит. Собрал тогда купцов и тоже не находит. Собрал мужиков — и среди них нет! Приходит Иванушка во дворец. Дочь царя увидела у него кольцо именное и клеймо на лбу, подошла, взяла его за руку и повела к отцу: “Вот, папаша, мой суженый-ряженый!”
Рассердился царь, да делать нечего. Построили им избенку сзади дворца и живут они в ней. Так прошел год. И вот услышал царь, что в заповедных лугах ходит свинка — золотая щетинка. Захотелось ему иметь ее. А у него были еще зятья. Говорит он им: “Поезжайте, поймайте ее!”
Они уехали. Приходит жена Вани в избушку. “Что у папаши новенького?” — спрашивает он. “Да вот свинка — золотая щетинка ходит в заповедных лугах. Собрались все зятья и поехали ее ловить”. — “И я поеду! Попроси у отца какую-нибудь лошаденку, поеду погляжу свинку — золотую щетинку!” Она приходит к отцу: “Папаша, дай лошадь: Ваня тоже хочет поехать!” — “Возьми позади двора!”
А позади двора — кляча; сел Ваня на нее задом наперед, выехал за город, дернул ее за хвост — и кожа слетела: “Сороки-вороны! Вот вам от царя жалованье, от меня обед!” Свистнул-гаркнул: “Сивка-бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой!”
Сивка-бурка катит, лишь земля гудит. Прилетела, он в левое ухо влез — напился, наелся, в правое — нарядился. И такой стал молодец – ни вздумать, ни взгадать, ни пером написать! И поехал. Зятьёв обогнал — они его и не видели. В заповедные луга приехал, расставил белый шатер и лежит в нем, как генерал какой-нибудь. И они заехали в эти заповедные луга. А свинка — золотая щетинка мелькнула, как птица, — и нет ее. Вот едут они и увидели шатер, а в нем человека: “Что за человек? Может, знает, где свинка — золотая щетинка!” — “Здравствуйте!” — “Здравствуйте!” — “Далеко ли ездили?” — “Да вот царь дал наказ поймать свинку — золотую щетинку, а мы не только поймать — и не видели ее как следует!” — “Чего не пожалеете? Я ее вам поймаю!” — “Да, батюшка, ничего не пожалеем!” — “Я с вас дорого не возьму — у каждого из спины по ремню в палец или в два шириной!” И вырезал у них из спины по ремню. Потом поманил свинку, она подошла к нему, он взял ее и отдал зятьям, а сам их обогнал и дома опять полеживает дурачком. Пришла жена. Он: “Что?” — “Да что, привели зятья свинку. А мы тут, несчастные, живем!” — “Обожди, и у наших ворот праздник будет!” — “И как он придет-то к нам на задворки? У нас не будет праздника!” — “Будет!”
Прошло время. Царь опять услыхал: ходит бык — золотые рога в заповедных лугах. Собрал он зятьев: “Ну, слуги мои верные, слышал я, что бык ходит златорогий в заповедных лугах! Нельзя ли поймать его?” — “Да что ж? Поймали же свинку!” И поехали.
Приходит жена Вани домой. Он: “Что у папаши нового?” — “Уехали быка златорогого ловить!” — “Иди попроси лошаденку”. Она приходит: “Папаша, Ваня тоже хочет поехать в заповедные луга поглядеть на быка”. — “А есть кляча на заднем дворе, пусть берет!”
Она пошла, взяла, насилу доставила. Он сел на нее задом наперед, за хвост держится. Она глядит: “Эх, милый мой, и садиться не можешь как следует!”
А он выехал за город, дернул клячу за хвост — кожа слетела: “Сороки-вороны, вот вам от царя жалованье, от меня обед!” И свистнул-гаркнул: “Сивка-бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой!”
Сивка-бурка катит, только земля гудит. Прилетела. Он залез в левое ухо — напился, наелся, в правое — нарядился. И стал такой молодец, что ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать! Поехал и опять зятьев обогнал — они его и не видели. Приехал в заповедные луга, расставил белый шатер и лежит-полёживает. И они заехали в заповедные луга. А бык только рожками им мелькнул. Они: “Разве его поймаешь!”
Едут, увидели шатер: “Подъедем, не тот ли молодец опять?” — “Здравствуйте!” — “Здравствуйте. Что здесь делаете?” — “Да ездим вот, быка золоторогого ловим!” — “Чего не пожалеете? Я поймаю . ” — “Батюшка, что хочешь возьми, ничего не пожалеем!” — “Я с вас немного возьму: у каждого с правой ноги по мизинцу отрежу, и всё”.
Согласились они, он отрезал по мизинцу и завернул в платок. Потом поманил быка, тот подбежал; он поймал его и отдал им. А сам опять обогнал их, приехал домой и полеживает на печи. А жена пошла во дворец: там — пированье, боже мой! Она наплакалась и идет назад: “Там пируют, а у нас что?” А он опять ей: “Погоди, и у наших ворот праздник будет!” — “Откуда он придет?” — “Придет!”
Прошло опять время, и услышал царь, что ходит в заповедных лугах Сивка-бурка. Собрал зятьев (а Ваню и не зовет) и говорит: “Ну, зятья мои верные, я слышал, что в заповедных лугах ходит Сивка-бурка, вещая каурка. Не постараетесь, не поймаете — и не приезжайте назад!” — “Поедем. Поймали же свинку — золотую щетинку и быка золоторогого!” Собрались, поехали.
Приходит жена к Ванюшке. Он спрашивает: “Что новенького у папаши?” — “Да что, уехали Сивку-бурку ловить!” — “Ну, поди и попроси лошаденку для меня”. Она пошла и попросила. Царь опять дал клячу. Он сел, выехал за город, дернул ее за хвост — шкура и слетела. “Сороки-вороны! Вот вам от царя жалованье, от меня обед!” Свистнул-гукнул: “Сивка-бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой!” Сивка-бурка катит — земля гудит. Прилетела, он в левое ухо влез — напился, наелся, в правое — нарядился. И стал такой молодец, что ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать! И поехал. Обогнал их, приехал в заповедные луга, отпустил Сивку-бурку, расставил белый шатер и лежит-полеживает. Вот и зятья заехали в заповедные луга, а Сивка-бурка только мелькнула гривой – и нет ее. “Да разве поймаешь ее!” — говорят они. И увидели опять шатер: “Давай подъедем, не тот ли молодец?” — “Здравствуйте!” — “Здравствуйте!” — “Далеко ли ездили?” — “Да ездили — тут Сивка-бурка ходит, и царь послал ее поймать. Да разве поймаешь!” — “Чего не пожалеете, если вам поймаю ее?” — “Да ничего не пожалеем!” — “Ладно, я с вас дорого не возьму: у каждого с правой руки по мизинцу!”
Они согласились. Он поймал им Сивку-бурку, отдал, они ее увели. А ему пришлось пешком идти.
Пришел домой. И жена приходит. Он спрашивает: “Ну, что у папаши?” — “Да привели Сивку-бурку. Пируют — боже мой!” — “Айда посмотрим, как пируют”.
Приходят. Жена прошла вперед: “Папаша, мы пришли с Ваней” (первый раз, а то и не ходили). Ну, конечно, царь ему подал рюмку. А он спрашивает: “Папаша, а что зятья в перчатках сидят за столом? В помещении, – говорит, — тепло”. — “А это, — царь говорит, – их воля. Как желают, так пусть и сидят!” — “А ты заставь их снять перчатки!” Царь засмеялся, полюбопытствовал: “Снимите, — говорит, — он как глупый!” Сняли они перчатки — мизинцев нет. А Ваня и вынимает их; как приставит, так и прирастают: “Вот это за Сивку-бурку”.
Царь ему вторую рюмку подает. Вот он выпил и говорит: “А ну-ка, папаша, повели им разуться — сапоги снять с правых ног!” -“А ну-ка, зятья, разуйтесь!” Смотрит сам: “Так, нет мизинцев!” А Ваня достал мизинцы, приставил — приросли. “А это, — говорит, — за быка золоторогого!”
Тогда царь ему третью рюмку наливает, Ваня выпил и говорит: “Вели им заворотить на спине рубашки!” Царь тут уж весело говорит: “А ну-ка, заворотите!” Завернули они рубашки, а на спинах — полосы. Ваня достал платок, развернул его, а в нем ремни из кожи лежат. Он приложил их к спинам зятьев — они и приросли. “А вот это, — говорит, — за свинку — золотую щетинку!”
Понял все царь и говорит: “Ага, видно этот человек и ловил это все!” А Ваня вышел на крыльцо, как засвистел, загаркал: “Сивка-бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой!”
А она была заперта на двенадцать замков, чтоб не убежала. Разбила все и встала перед ним. Он в левое ухо влез — напился, наелся, в правое — нарядился. И такой стал молодец, что ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать! Вошел он во дворец и говорит: “Вот теперь я царский зять!”
Царь тех зятьев прогнал, а ему отдал полцарства. И зажил Ваня с женой счастливо.
И сейчас живут. Я недавно у них был, мед-пиво пил, видел, что живут великолепно.
«Без мечты ничего нельзя сделать в жизни»: как появился самый волшебный цикл картин Васнецова «Поэма семи сказок»
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Виктор Васнецов родился в семье сельского священника в Вятской губернии, он вырос в крестьянской среде и с детства был погружен в атмосферу исконно русской народной культуры. Его первыми рисунками стали иллюстрации к пословицам. Фольклор для него был воплощением истинной сущности и духовного облика всего народа. «Я всегда был убежден, что сказках, песне, былине сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим», – говорил художник.
Еще в 1860-х гг. наблюдался всплеск интереса к фольклору и в науке, и в искусстве: именно в этот период появляются фундаментальные исторические исследования, издаются сборники произведений устного народного творчества. На исторические темы писали Репин, Максимов, Суриков, однако первым среди художников Васнецов обратился к былинно-сказочной тематике. Он создал целую серию работ о «старой Руси», которую он в революционные годы противопоставлял современной России, называемой им «нерусью», с маленькой буквы.
К народному эпосу живописец обратился еще в 1880-е гг., а начиная с 1900 г. и до конца своих дней (особенно интенсивно – в 1917-1918 гг.) Васнецов работал над циклом картин «Поэма семи сказок». В него вошли 7 полотен: «Спящая царевна», «Баба Яга», «Царевна-лягушка», «Кащей Бессмертный», «Царевна-Несмеяна», «Сивка-бурка» и «Ковер-самолет». В этих сказочных сюжетах художник искал воплощение основных черт национального характера своего народа, среди которых выделял душевную чистоту, мужество и патриотизм.
Сказочные произведения Васнецова были для него не иллюстрацией к устному народному творчеству, а «актом поэтического прозревания сердцевины жизни, закрытой от людей пеленой действительности». Художник не принял революции и страдал, наблюдая за тем, как «старая Русь» безвозвратно исчезает. Сказки были для него своеобразной внутренней эмиграцией. Он поэтизировал старину, видел в ней идеал, о существовании которого современники, по его мнению, забыли. Тем временем художественные журналы называли Васнецова «обветшалым ретроградом и мракобесом».
Современные критики находят в «Поэме семи сказок» нотки тревоги за Россию и ее будущее. Так, например, сказочный сюжет «Спящей царевны» художник истолковал по-новому, намекая на события современной ему реальности. Девочка спит на «Голубиной книге», известной своими вещими предсказаниями. И в этом контексте образ «спящей царевны» выглядит метафорой российского государства. Многие критики сходятся во мнении, что главной героиней «Поэмы семи сказок» стала Русь – одурманенная и заколдованная. И все ее жители уснули и не ведают, что происходит вокруг.
«Поэму семи сказок» он писал не на заказ, а для себя, это было его отдушиной и способом отгородиться от внешнего мира. Все картины так и остались в мастерской художника, в его московском доме, похожем на древнерусский терем (в народе его так и называли – «теремок»). Этот дом был построен по его эскизам, Ф. Шаляпин говорил, что это «нечто среднее между крестьянской избой и древним княжеским теремом». В 1953 г. тут открыли Дом-музей Васнецова. Кроме картин и рисунков, здесь представлена коллекция древних предметов и икон, которую художник собирал всю жизнь.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Сивка-бурка. В. М. Васнецов. 1919-1926. Читает автор.
“У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.”
П. П. Ершов “Конёк-горбунок”
Почему Иван – дурак?
Что он делает не так?
Добрый он и не завистлив,
Он чурается корысти,
Он мечтатель, но готов
Биться за свою любовь.
А, по мненью окруженья,
Дурачок он, без сомненья!
Только знает наш народ –
Дуракам всегда везет!
. На картине Васнецова
Видим дурачка такого:
Он у терема завис,
Чтоб добыть свой главный приз –
Поцелуй царевой дочки
И печать ее в платочке.
Помогает верный конь,
(За хозяином – в огонь!).
Поцелуй Иван срывает,
Все влюбленных прославляют –
Головы людей видны,
И они удивлены.
Счастье просто не дается,
Оно в битвах достается, –
Говорит художник нам.
Награжден его Иван!
Как лубок, ярка картина!
По промытой неба сини
Проплывают облачка.
У героя-дурачка
Разноцветно одеянье,
Просто все и гениально!
08.01.16
© Copyright: Елена Казанцева 4, 2016
Свидетельство о публикации №116010803108
Рейтинг работы: 50
Количество рецензий: 4
Количество сообщений: 4
Количество просмотров: 646
© 02.06.2016 Елена Казанцева 4
Свидетельство о публикации: izba-2016-1690552
Виктор, большое Вам спасибо!
Всегда Вам рада!
А по картинам-сказкам Васнецова у меня целый цикл стихов, но я вроде уже писала об этом.
Татьяна Симахина Дудалькеева 03.06.2016 11:12:45
Отзыв: положительный
Дорогая Елена, примите видео – https://www.chitalnya.ru/work/1691325/
С теплом и пожеланиями чудесного настроения, Таня
Источники:
http://www.tanais.info/art/vasnetsov76more.html
http://kulturologia.ru/blogs/301216/32833/
http://www.chitalnya.ru/work/1690552/