Перекрестный способ сравнения дробей. Сравнение дробей: правила, примеры, решения
Сравнение дробей: правила, примеры, решения.
В центре внимания данной статьи стоит сравнение дробей. Мы уже знаем про равные и неравные дроби. Две неравные дроби подлежат дальнейшему сравнению для выяснения, какая дробь больше, а какая дробь меньше. Для сравнения двух дробей существует правило сравнения дробей, которое мы сформулируем ниже, а также разберем примеры применения этого правила при сравнении дробей с одинаковыми и разными знаменателями. В заключение покажем, как сравнить дроби с одинаковыми числителями, не приводя их к общему знаменателю, а также рассмотрим, как сравнить обыкновенную дробь с натуральным числом.
Навигация по странице.
Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями
Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями по сути является сравнением количества одинаковых долей. К примеру, обыкновенная дробь 3/7 определяет 3 доли 1/7 , а дробь 8/7 соответствует 8 долям 1/7 , поэтому сравнение дробей с одинаковыми знаменателями 3/7 и 8/7 сводится к сравнению чисел 3 и 8 , то есть, к сравнению числителей.
Из этих соображений вытекает правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями: из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та дробь, числитель которой больше, и меньше та дробь, числитель которой меньше.
Озвученное правило объясняет, как сравнить дроби с одинаковыми знаменателями. Рассмотрим пример применения правила сравнения дробей с одинаковыми знаменателями.
Какая дробь больше: 65/126 или 87/126 ?
Знаменатели сравниваемых обыкновенных дробей равны, а числитель 87 дроби 87/126 больше числителя 65 дроби 65/126 (при необходимости смотрите сравнение натуральных чисел). Поэтому, согласно правилу сравнения дробей с одинаковыми знаменателями, дробь 87/126 больше дроби 65/126 .
.
Сравнение дробей с разными знаменателями
Сравнение дробей с разными знаменателями можно свести к сравнению дробей с одинаковыми знаменателями. Для этого лишь нужно сравниваемые обыкновенные дроби привести к общему знаменателю.
Итак, чтобы сравнить две дроби с разными знаменателями, нужно
- привести дроби к общему знаменателю;
- сравнить полученные дроби с одинаковыми знаменателями.
Разберем решение примера.
Сравните дробь 5/12 с дробью 9/16 .
Сначала приведем данные дроби с разными знаменателями к общему знаменателю (смотрите правило и примеры приведения дробей к общему знаменателю). В качестве общего знаменателя возьмем наименьший общий знаменатель, равный НОК(12, 16)=48 . Тогда дополнительным множителем дроби 5/12 будет число 48_12=4 , а дополнительным множителем дроби 9/16 будет число 48_16=3 . Получаем и .
Сравнив полученные дроби, имеем . Следовательно, дробь 5/12 меньше, чем дробь 9/16 . На этом сравнение дробей с разными знаменателями завершено.
.
Получим еще один способ сравнения дробей с разными знаменателями, который позволит выполнять сравнение дробей без их приведения к общему знаменателю и всех сложностей, связанных с этим процессом.
Для сравнения дробей a/b и c/d , их можно привести к общему знаменателю b·d , равному произведению знаменателей сравниваемых дробей. В этом случае дополнительными множителями дробей a/b и c/d являются числа d и b соответственно, а исходные дроби приводятся к дробям и с общим знаменателем b·d . Вспомнив правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями, заключаем, что сравнение исходных дробей a/b и c/d свелось к сравнению произведений a·d и c·b .
Отсюда вытекает следующее правило сравнения дробей с разными знаменателями: если a·d>b·c , то , а если a·d 414 , то дробь 5/18 больше, чем дробь 23/86 .
.
Сравнение дробей с одинаковыми числителями
Дроби с одинаковыми числителями и разными знаменателями, несомненно, можно сравнивать с помощью правил, разобранных в предыдущем пункте. Однако, результат сравнения таких дробей легко получить, сравнив знаменатели этих дробей.
Существует такое правило сравнения дробей с одинаковыми числителями: из двух дробей с одинаковыми числителями больше та, у которой меньше знаменатель, и меньше та дробь, знаменатель которой больше.
Рассмотрим решение примера.
Сравните дроби 54/19 и 54/31 .
Так как числители сравниваемых дробей равны, а знаменатель 19 дроби 54/19 меньше знаменателя 31 дроби 54/31 , то 54/19 больше 54/31 .
.
В заключение этого пункта приведем пример, хорошо иллюстрирующий основную суть озвученного правила сравнения дробей с одинаковыми числителями. Пусть перед нами две тарелки, на одной из них 1/2 пирога, а на другой 1/16 этого же пирога. Понятно, что скушав половину пирога, мы будем куда больше сыты, чем съев 1/16 его часть.
Сравнение дроби с натуральным числом
Сравнение обыкновенной дроби с натуральным числом сводится к сравнению двух дробей, если число записать в виде дроби со знаменателем 1 (смотрите натуральное число как дробь со знаменателем 1). Рассмотрим решение примера.
Сравните дробь 63/8 и число 9 .
Число 9 можно представить как дробь 9/1 , этим сравнение дроби 63/8 и числа 9 сводится к сравнению дробей 63/8 и 9/1 . После их приведения к общему знаменателю 8 , получаем дроби с одинаковым знаменателем 63/8 и 72/8 . Так как 63<72 , то , следовательно, .
.
Сравнение дробей: правила, примеры, решения
Данная статья рассматривает сравнение дробей. Здесь мы выясним, какая из дробей больше или меньше, применим правило, разберем примеры решения. Сравним дроби как с одинаковыми, так и разными знаменателями. Произведем сравнение обыкновенной дроби с натуральным числом.
Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями
Когда производится сравнение дробей с одинаковыми знаменателями, мы работаем только с числителем, а значит, сравниваем доли числа. Если имеется дробь 3 7 , то она имеет 3 доли 1 7 , тогда дробь 8 7 имеет 8 таких долей. Иначе говоря, если знаменатель одинаковый, производится сравнение числителей этих дробей, то есть 3 7 и 8 7 сравниваются числа 3 и 8 .
Отсюда следует правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями: из имеющихся дробей с одинаковыми показателями считается большей та дробь, у которой числитель больше и наоборот.
Это говорит о том, что следует обратить внимание на числители. Для этого рассмотрим пример.
Произвести сравнение заданных дробей 65 126 и 87 126 .
Так как знаменатели дробей одинаковые, переходим к числителям. Из чисел 87 и 65 очевидно, что 65 меньше. Исходя из правила сравнения дробей с одинаковыми знаменателями имеем, что 87 126 больше 65 126 .
Ответ: 87 126 > 65 126 .
Сравнение дробей с разными знаменателями
Сравнение таких дробей можно соотнести со сравнением дробей с одинаковыми показателями, но имеется различие. Теперь необходимо дроби приводить к общему знаменателю.
Если имеются дроби с разными знаменателями, для их сравнения необходимо:
- найти общий знаменатель;
- сравнить дроби.
Рассмотрим данные действия на примере.
Произвести сравнение дробей 5 12 и 9 16 .
В первую очередь необходимо привести дроби к общему знаменателю. Это делается таким образом: находится НОК, то есть наименьший общий делитель, 12 и 16 . Это число 48 . Необходимо надписать дополнительные множители к первой дроби 5 12 , это число находится из частного 48 : 12 = 4 , для второй дроби 9 16 – 48 : 16 = 3 . Запишем получившееся таким образом: 5 12 = 5 · 4 12 · 4 = 20 48 и 9 16 = 9 · 3 16 · 3 = 27 48 .
После сравнения дробей получаем, что 20 48 27 48 . Значит, 5 12 меньше 9 16 .
Ответ: 5 12 9 16 .
Имеется еще один способ сравнения дробей с разными знаменателями. Он выполняется без приведения к общему знаменателю. Рассмотрим на примере. Чтобы сравнить дроби a b и c d , приводим к общему знаменателю, тогда b · d , то есть произведение этих знаменателей. Тогда дополнительные множители для дробей будут являться знаменатели соседней дроби. Это запишется так a · d b · d и c · b d · b . Используя правило с одинаковыми знаменателями, имеем, что сравнение дробей свелось к сравнениям произведений a · d и c · b . Отсюда получаем правило сравнения дробей с разными знаменателями: если a · d > b · c , тогда a b > c d , но если a · d b · c , тогда a b c d . Рассмотрим сравнение с разными знаменателями.
Произвести сравнение дробей 5 18 и 23 86 .
Данный пример имеет a = 5 , b = 18 , c = 23 и d = 86 . Тогда необходимо вычислить a · d и b · c . Отсюда следует, что a · d = 5 · 86 = 430 и b · c = 18 · 23 = 414 . Но 430 > 414 , тогда заданная дробь 5 18 больше, чем 23 86 .
Ответ: 5 18 > 23 86 .
Сравнение дробей с одинаковыми числителями
Если дроби имеют одинаковые числители и разные знаменатели, тогда можно выполнять сравнение по предыдущему пункту. Результат сравнения возможет при сравнении их знаменателей.
Имеется правило сравнения дробей с одинаковыми числителями: из двух дробей с одинаковыми числителями больше та дробь, которая имеет меньший знаменатель и наоборот.
Рассмотрим на примере.
Произвести сравнение дробей 54 19 и 54 31 .
Решение
Имеем, что числители одинаковые, значит, что дробь, имеющая знаменатель 19 больше дроби, которая имеет знаменатель 31 . Это понятно, исходя из правила.
Ответ: 54 19 > 54 31 .
Иначе можно рассмотреть на примере. Имеется две тарелки, на которых 1 2 пирога, анна другой 1 16 . Если съесть 1 2 пирога, то насытишься быстрей, нежели только 1 16 . Отсюда вывод, что наибольший знаменатель при одинаковых числителях является наименьшим при сравнении дробей.
Сравнение дроби с натуральным числом
Сравнение обыкновенной дроби с натуральным числом идет как и сравнение двух дробей с записью знаменателей в виде 1 . Для детального рассмотрения ниже приведем пример.
Необходимо выполнить сравнение 63 8 и 9 .
Необходимо представить число 9 в виде дроби 9 1 . Тогда имеем необходимость сравнения дробей 63 8 и 9 1 . Далее следует приведение к общему знаменателю путем нахождения дополнительных множителей. После этого видим, что нужно сравнить дроби с одинаковыми знаменателями 63 8 и 72 8 . Исходя из правила сравнения, 63 72 , тогда получаем 63 8 72 8 . Значит, заданная дробь меньше целого числа 9 , то есть имеем 63 8 9 .
Мастер-класс: «ХИТРЫЕ» СПОСОБЫ СРАВНЕНИЯ ОБЫКНОВЕННЫХ ДРОБЕЙ
Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .
Курс повышения квалификации за 340 рублей!
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления
Муниципальное бюджетное общеобразовательное «Лицей №4» г.о.Коломна
Конспект мастер – класса
тема
«ХИТРЫЕ» СПОСОБЫ СРАВНЕНИЯ ОБЫКНОВЕННЫХ ДРОБЕЙ
Заместитель директора по УВР, учитель математики I категории
Ташпулатова Ноила Разимовна
Цели: 1. Формировать способности к построению и использованию
алгоритма сравнения обыкновенных дробей: а) способом
дополнения до 1; б) способом сравнения с промежуточным
Повторить и закрепить: приведение дробей к наименьшему общему числителю, знаменателю, сравнение дробей с одинаковыми числителями и знаменателями, алгоритм сравнения правильных и неправильных дробей, сокращение дробей.
Тип урока: «Открытие» нового знания.
Эпиграф: « Единственный путь, ведущий к
Ход урока: 1.Организационный момент.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада видеть Вас на своём мастер –
классе и надеюсь на взаимное сотрудничество, которое верю, доставит
удовольствие, как мне, так и Вам.
2. Актуализация знаний.
– Открыли тетради, записали число, классная работа.
– запишите их в порядке возрастания
– Каким способом сравнения Вы воспользовались?
– Какие дроби надо прибавить к каждой из этих дробей, чтобы в сумме
получилась единица?
– Какими по отношению к единице являются все использованные нами
– А как из этих дробей получить неправильные?
– Какими они будут по сравнению с 1?
– Сформулируйте правило сравнения правильных и неправильных дробей.
– Приведите дроби последнего ряда к наименьшему общему знаменателю и
запишите их в порядке убывания.
– Сформулируйте правило сравнения, которое Вы применили в этом случае.
– Какая из этих дробей будет лежать на числовом луче правее всех, какая –
– Сформулируйте правило сравнения дробей с помощью числового луча.
Итак, какие способы сравнения обыкновенных дробей мы с Вами повторили?
( Фиксирую на античном сосуде названные способы сравнения).
3. Постановка учебной задачи.
– Сравните дроби и дайте объяснение полученному результату:
( Выполняют задание индивидуально в тетрадях в течение 3 – 4 минут).
По истечении времени проверяем выполненную работу с проговариванием способа сравнения.
– На какой паре дробей возникло затруднение и почему?
– Так какая же возникла перед нами задача?
– А как бы Вы сформулировали тему нашего урока?
Из предложенных вариантов выбираем, подходящее и записываем в тетрадях.
(Возможные варианты: Дополнительные, «хитрые», новые и т.д.
способы сравнения обыкновенных дробей.)
– Повторите ещё раз поставленную на сегодняшний урок задачу.
4. «Открытие» нового знания.
– Чтобы проверить, насколько Вы оказались правы в своих предположениях в 3 и 4 примерах, Вам предлагается выполнить следующие задания:
– представьте частные 8 : 12; 12 : 16; 16 : 20; 20 : 24 в виде несократимых дробей.
– Что интересного Вы заметили в полученном ряду дробей?
– Назовите следующие три дроби.
– Какая дробь стоит на 34 месте? А на 999?
– Предположите, в каком порядке расположены дроби в этом ряду и почему?
– Тогда какой знак сравнения Вы бы поставили между дробями ?
– А как обосновать высказанное предположение?
– Дополните каждую из дробей до 1.
– А легко ли сравнить полученные сравнения?
– Верно, ли было наше предположение в отношении дробей
– А легко ли теперь сравнить дроби из пункта в)?
– Как Вы назвали полученный нами способ сравнения?
– Проговорите ещё раз суть способа сравнения дробей дополнением до 1.
– А можно ли, используя способ дополнения до 1, сравнить дроби
– А может у кого-то из Вас есть гипотеза как это сделать или предположение, в каком направлении нам следует двигаться?
– Тогда я предлагаю Вам поработать в парах над следующим заданием, которое я надеюсь, поможет найти выход из этого затруднительного положения.
– У Вас на партах лежат рисунки, по которым Вам надо:
1. Записать изображённые на рисунках дроби.
2. Составить из них все возможные неравенства.
3. Результат работы представить на доске под соответствующим рисунком.
( Раздаются 4 вида карточек). (Приложение 1)
– Что общего Вы заметили в представленных сравнениях? (1/2).
– Проанализируйте их и сделайте вывод, с каким числом и как Вам приходилось сравнивать?
– А теперь проверьте верно, или неверно было выполнено Ваше сравнение последней пары дробей и объясните почему?
– Какое название данному способу сравнения Вы бы дали?
– Ещё раз сформулируйте суть способа сравнения дробей с ½.
– Более общее название этого способа – это сравнение дробей с промежуточным числом, которое может быть как дробным, так и целым, если мы имеем дело с неправильными дробями.
– Итак, какие новые способы сравнения обыкновенных дробей мы можем применять при решении задач на сравнение?
( Проговаривают названия, а учитель закрепляет их названия на сосуде.)
5. Первичное закрепление во внешней речи.
Выполняют задания карточки №1 «цепочкой» с проговариванием использованного способа сравнения.
КАРТОЧКА № 1 КАРТОЧКА № 1 (Ответы)
(Закрепление полученных знаний) (Закрепление полученных знаний0
Сравните дроби и определите 1.Сравните дроби и определите
способ сравнения: способ сравнения:
и › (по знаменателю)
и ‹ ( сравнение с ½)
и ‹ (сравнение с 1)
и ‹ (приведение к О.З.)
и › ( по числителю)
и ‹ (по дополн. до 1)
и ‹ ( приведение к О.Ч.)
и › (ср с промеж.чис.)
6. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе ( 5 минут).
Выполняют задания карточки № 2.
(Самостоятельная работа с самопроверкой)
Сравните дроби наиболее «удобным»
Источники:
http://www.cleverstudents.ru/numbers/comparison_of_fractions.html
http://zaochnik.com/spravochnik/matematika/dejstvitelnye-ratsionalnye-irratsionalnye-chisla/sravnenie-drobej/
http://infourok.ru/masterklass-hitrie-sposobi-sravneniya-obiknovennih-drobey-1287250.html