12 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Оздоровительный бег в доу. Консультация для воспитателей детского сада

Оздоровительный бег как одна из форм оздоровительной работы с дошкольниками
консультация (старшая группа) на тему

Консультация для воспитателей.

Оздоровительный бег как одна из форм оздоровительной работы с дошкольниками.

Подготовила воспитатель Шиянова Т.А.

«Если не бегаешь, пока здоров,
придется побегать, когда заболеешь»
Гораций.

Оздоровительный дозированный бег

Цель оздоровительного дозированного бега – дать детям эмоциональный заряд бодрости и душевного равновесия, тренировать дыхание, улучшать газообмен, укреплять мышцы, кости и суставы.

•Оздоровительный бег отлично действует на верхние дыхательные пути, на мускулатуру кишечника, сердце легкие, вызывает активное потоотделение.
•Оздоровительный бег вырабатывает выносливость, подготавливает организм к более сильным нагрузкам.
Методически грамотно составленные тренировки для детей дошкольного возраста благоприятствуют стабилизации в дыхательной и сердечно — сосудистой системе, тренируют сердечную мышцу.

На что надо обратить особое внимание.

Оздоровительный бег имеет простую, не требующую обучения технику, а его воздействие на организм человека чрезвычайно велик. Особенно актуален оздоровительный бег для детей, потому что его общее влияние связано со снижением заболеваемости.
Оздоровительный бег должен проводиться с небольшой подгруппой детей (5–7) человек, при этом нужно учитывать физический уровень подготовленности детей. При проведении оздоровительного бега осуществляется индивидуально-дифференцированный подход.
• В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) оздоровительный бег начинается с 1 минуты и постепенно увеличивается до 3-3, 5 минут.
• Так детям 5–6 лет с высоким и средним уровнями двигательной активности предлагают пробежать 2 круга (500 м), малоподвижным – 1 круг. Длительность бега от 1, 5 минут до 6 — минут в среднем темпе.
• Дети 6–7 лет с высоким и средним уровнем – 3–4 круга, малоподвижным – 2 круга.
• В старшем дошкольном возрасте пробегают в среднем темпе (2,4–2,7 м/с) без остановок значительные расстояния – от 950 м до 1600 м – за промежуток времени от 5 до 11 минут.
Оздоровительный бег – это не многочасовые гонки на преследование или выживание. Оздоровительный бег для детей дошкольного возраста должен быть строго регламентирован и дозирован.
Детям дошкольного возраста рекомендуется заклеивать рот медицинским лейкопластырем перед бегом. Зачем? Чтобы позволить ребенку самому регулировать физическую нагрузку и вовремя переходить на ходьбу.
Первые тренировки в экспериментальных детских садах показали, что, с одной стороны, рот заклеивать надо – ребенок учится правильно дышать носом и через рот в организм ребенка не попадает ненужный холодный воздух и частички пыли. Ребенок четко чувствует время и место остановки и переход на ходьбу. Но с другой стороны, дошкольникам не нравится сама процедура заклеивания и отклеивания рта.
Опыт показывает, что вначале ребенка надо научить правильно дышать и лишь затем постепенно увеличивать нагрузки и время бега.

В какое время заниматься оздоровительным бегом с ребенком ?

Оздоровительные пробежки целесообразно проводить не менее 2 раза в неделю в дни, когда нет физкультурных занятий, во время утренней прогулки, а также в холодное время года в конце дневной прогулки.
Оздоровительный бег заканчивается постепенным замедлением темпа и переходом на обычную ходьбу с выполнением дыхательных упражнений, затем упражнения стоя на расслабление мышц (2 -3 минуты).

Зачем надо облегчить одежду ребенка?

(то есть снять теплую кофту)
Во время бега вырабатывается много энергии, температура тела ребенка повышается. И если ребенок будет еще и в теплой одежде, то неминуемо быстро вспотеет, и в прохладную погоду переохладится, что приведет к заболеванию, а не к оздоровлению.

Проводить оздоровительный бег лучше:

•до утренней зарядки перед общеразвивающими упражнениями,
•в конце прогулки,
•после занятий.
Оздоровительный бег заканчивается постепенным замедлением темпа и переходом на обычную ходьбу с выполнением дыхательных упражнений, затем упражнения стоя на расслабление мышц (2 -3 минуты):
– при выборе дистанции для бега важно учитывать состояние здоровья и уровень двигательной активности детей;
– все дистанции для бега должны быть размечены (длины полукруга и одного круга);
– бег должен доставлять «мышечную радость» и удовольствие;
– нужно вырабатывать у детей чувство скорости в беге, темп;
– после бега не забывать об упражнениях на расслабление и дыхание;
– в зимнее время года желательно не прекращать пробежки, при этом учитывать одежду и длину дистанции, которая сокращается (от 250 до 500 м).
Нельзя допускать, чтобы дети средней группы бегали более 4 минут, дети старшей группы – более 6 минут, а подготовительной – более 7-8 минут. Разумеется, дети могут бегать и дольше, но тогда будет слишком велика нагрузка на растущие кости.
Рекомендации для родителей
Родители могут делать утреннюю пробежку вместе с ребенком до детского сада, предварительно облегчив одежду ребенку или перед непосредственным возвращением домой после вечерней прогулки.
Непрерывно бежать в течение 1- 1,5 минут дошкольники не могут, хотя, как кажется родителям, ребенок «носится» целый день.
Засеките время пробежки до детского сада и начните бегать вместе с вашим ребенком каждый день.

Оздоровительный бег в детском саду. От теории к практике

Дата публикации: 16.03.2015 2015-03-16

Статья просмотрена: 3022 раза

Библиографическое описание:

Сенченко О. В. Оздоровительный бег в детском саду. От теории к практике // Молодой ученый. — 2015. — №6. — С. 679-682. — URL https://moluch.ru/archive/86/16336/ (дата обращения: 18.02.2020).

Читать еще:  Калланетика упражнения. Калланетика - что такое? Статические упражнения для похудения

Состояние здоровья детей предшкольного возраста вызывает тревогу и требует от педагогов поиска новых методов оздоровления в условиях дошкольного учреждения. Автор предлагает использовать аэробную беговую нагрузку, как дополнительный механизм формирования здоровья дошкольников. Статья посвящена внедрению оздоровительного бега в практику дошкольных образовательных учреждений. Автор предлагает конкретные рекомендации и описывает возможные трудности при реализации данной формы оздоровления.

Ключевые слова: оздоровительный бег, здоровье дошкольника, система оздоровления в детском саду

Здоровье — важнейшее условие нормальной жизнедеятельности и состояния общества и каждого человека. Здоровье надо рассматривать не только как нормальную структуру и функцию организма, отсутствие жалоб и каких-либо болезненных проявлений, но и как уровень адаптации организма к условиям среды, возможность приспособиться к повышенным и меняющимся ее требованиям без болезненных проявлений. Поэтому важнейшим критерием здоровья является функциональное состояние организма, уровень его жизнеспособности, адаптации к физическим нагрузкам. То есть уровень здоровья человека обусловлен комплексом клинических, морфологических, функциональных и адаптационных факторов [6, 48].

По данным Всероссийской диспансеризации 31 млн. детей — здоровыми признаны меньше половины. Значительная часть детей дошкольного возраста имеют различные хронические заболевания, дефекты физического развития.

Поскольку период дошкольного детства является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни [11,17], педагоги дошкольного образования должны максимально интенсивно использовать этот период для формирования основ здоровья ребенка и его представлений о здоровом образе жизни.

Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического, психического и нравственного здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию. Одним из таких механизмов может служить организация системы оздоровительного бега в условиях дошкольной организации.

Максимальную пользу для укрепления здоровья детей оказывает АЭРОБНАЯ нагрузка. В условиях дошкольного учреждения из всего многообразия аэробных упражнений наиболее доступен бег трусцой. Он не требует создания специально подготовленной материально-технической базы и больших финансовых затрат.

Во время бега увеличивается потребление кислорода, увеличивается газообмен, происходит щадящая тренировка сердечной мышцы, укрепляются все системы организма. Глубокое и частое дыхание бегущего ребенка является прекрасной дыхательной гимнастикой, во время которой массируются легкие, печень, селезенка, желудок, кишечник.

В классическом значении оздоровительный бег рекомендуется, как средство формирования и совершенствования сердечнососудистой системы ребенка. [13,82]

Но, не менее важное значение оздоровительный бег оказывает на психоэмоциональное состояние ребенка. Бег — прекрасное средство укрепления психики. При систематических аэробных пробежках происходит улучшение подвижности нервных процессов. Дети, регулярно занимающиеся бегом, менее подвержены плохому настроению и угнетенным состояниям. Бег уравновешивает нервную систему и является профилактикой повышенной тревожности, агрессии и невропатических состояний детей дошкольного возраста.

Много написано о теории и методике проведения оздоровительных пробежек (Ю. Е. Антонов; Ю. Ф. Змановский; В. Г. Алямовская и другие).

Но реализуя на практике систему оздоровительного бега, мы сформулировали некоторые рекомендации для педагогов начинающих внедрять практику оздоровительного бега в работу дошкольной организации.

Педагогам дошкольных организаций следует помнить, что оздоровительный бег в аэробном режиме это лечебно-профилактическая процедура, а не спортивное упражнение, предъявляющее повышенные требования к ребенку.

На первом этапе обучения детей оздоровительным пробежкам имеет смысл разделить группу на подгруппы по индивидуальным физическим и психологическим особенностям. В одну группу включить здоровых высокой или средней активности детей, во вторую — малоподвижных, с избыточной весом детей, и в третью — детей, имеющих временные или постоянные противопоказания к занятиям по состоянию здоровья. Дети третьей группы вместо пробежки совершают прогулку шагом в темпе от среднего до быстрого. Дети первой и второй групп целесообразно направить по разным маршрутам (кругам, дорожкам). Время пробежки у них будет одно, а темп разный.

Необходимо приучать детей бежать каждого в своем комфортном для него темпе. Когда дети научатся контролировать темп на протяжении всей дистанции первую и вторую группы можно объединить. В таком случае дистанция для всех детей будет одна, а темп разный. Исключить соревновательность между детьми. Хочу зафиксировать внимание педагогов на этом аспекте. Естественная психологическая потребность детей, особенно мальчиков, быть «победителем» мотивирует их поднять темп для того, чтобы закончить дистанцию первым. В этот период педагогу необходимо контролировать темп бега и не допускать его повышения. В данном случае мы должны руководствоваться принципом «лучше недодать, чем передать», ведь бесконтрольные занятия физическими упражнениями, без учета основных принципов физического воспитания и адаптационных способностей организма дошкольника могут принести вред его здоровью. Регулировать темп бега можно, поставив ведущим ребенка, который может бежать в спокойном темпе. Наиболее удобно, когда педагог на протяжении всего времени пробежки бежит вместе с детьми, сбоку от группы, Таким образом, он может контролировать темп и физическое состояние детей, делая необходимые остановки для измерения пульса.

Детей дошкольного возраста очень затруднительно (я бы сказала, невозможно) научить контролировать свой пульс. Но дети очень чувствительны к своему состоянию — как правило, когда дети начинают работать с использованием кислородного долга (частота сердечных сокращений превышена от исходного уровня более 60 %), они переходят на шаг либо останавливаются. Педагог должен научиться определять физическое состояние детей по внешнему виду и по пульсу. Оздоровительный эффект пробежки возможен при повышении частоты сердечных сокращений от 30 % до 50 % от исходного уровня.

Читать еще:  Махи в сторону ногами какие мышцы работают. Как делать махи ногами, чтобы похудеть в бёдрах? Упражнения из положения лежа

В дошкольной практике оздоровительный бег лучше всего начинать с установлением теплой комфортной погоды во время утренней гимнастики на улице и физкультуры на улице. Дети, и особенно родители, постепенно привыкают к тому, что каждое утро у них пробежка. С приходом осени важно не пропускать утренние пробежки, несмотря на плохую погоду. В период сильных ветров продолжительность оздоровительного бега следует сократить, а обязательные общеразвивающие упражнения перенести в помещение. Начинать оздоровительные пробежки с детьми дошкольного возраста рекомендовано с 30 секунд непрерывного бега для детей средних групп; 45 секунд непрерывного бега для детей старших групп, 1 минута непрерывного бега для детей подготовительных групп. К концу учебного года, при правильной организации возрастающей нагрузки дети не чувствуют затруднений и спокойно пробегают 5- 6 минут в средней группе, 6–7 минут в старшей группе, и до 10 минут в подготовительной.

В современных условиях организовать в дошкольном учреждении пробежки в зимнее время года очень затруднительно. Позиция родителей в этом вопросе является определяющей, и, как правило, она негативна по отношению к пробежкам на улице в зимний период. Для сохранения достигнутых результатов можно использовать оздоровительный бег в зале. Полезное действие оздоровительного бега в помещении (при соблюдении санитарно-гигиенических норм) такое же, как и на улице. На улице же можно организовать лыжные прогулки. Этот вид упражнений, как и бег, является циклическим и дает хорошую аэробную нагрузку на организм ребенка.

Начиная работу с детьми важно организовать мониторинг за физическим состоянием детей и за развитием физических качеств. Оценка эффективности результатов работы по использованию оздоровительного бега можно определить, сравнивая диагностические показатели детей в начале и в конце учебного года.

При внедрении оздоровительного бега в систему оздоровления дошкольного учреждения педагогам необходимо быть готовыми к некоторым трудностям. Хотим обозначить, на наш взгляд, самые острые из них.

Неприятие именно такой формы оздоровления родителями воспитанников. Как правило, современные родители образованы и компетентны в вопросах здоровья детей дошкольного возраста и понимают необходимость поиска новых механизмов позволяющих укреплять здоровье дошкольников. Но в отдельных случаях возможно неприятие оздоровительного бега. Прежде чем начинать работу по внедрению оздоровительного бега в работу с дошкольниками, необходимо провести анкетирование родителей, в ходе которого выяснить отношение родителей к различным формам оздоровления. Для профилактики негативных реакций родителей целесообразно провести родительские дискуссионные встречи, на которых предложить к ознакомлению материал о пользе оздоровительного бега для детей и обсуждению возможных трудностей. Наряду с этим хороший результат дает участие «сомневающихся родителей» в совместных спортивных праздниках, пробегах, кроссах и других легкоатлетических мероприятиях дошкольного учреждения.

Медицинские работники, при высокой загруженности, не захотят обременять себя лишней работой. Последнее время в системе дошкольного образования медицинский персонал не входит в штат сотрудников дошкольного учреждения. Большой объем лечебно-профилактической и, документационной работы заставляет медицинских работников с осторожностью относиться к нововведениям дошкольных учреждений предполагающих дополнительный объем работы. Как правило, постоянный медицинский контроль занятий необходим первое время внедрения систематического оздоровительного бега. Впоследствии, помощь медицинских работников нужна для отслеживания результатов и правильной диагностики физических данных детей. Для установления плодотворного сотрудничества педагогов и медицинских работников, целесообразно разделить нагрузку по фиксации и обработке результатов между медицинскими работниками, воспитателями групп и инструкторами по физкультуре.

Несмотря на возможные трудности, внедрение оздоровительного бега в систему дошкольной практики позволяет добиться хороших результатов в сохранении здоровья воспитанников дошкольных учреждений и заметно сократить пропуски посещения детского сада. Результаты работы заметны уже после одного года работы по данному направлению. И в заключении, хочу напомнить, что любые оздоровительные мероприятия, в том числе и оздоровительный бег, должны, прежде всего, приносить радость ребенку и проходить на высоком эмоциональном фоне, что значительно усилит оздоравливающий эффект.

1. Змановский Ю. Ф. К Здоровью без лекарств.-М.: Советский спорт,1991.

2. Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология 21 века / Авторы составители Антонов Ю. Е., Кузнецова М. М., Саулина Т. Ф.- М.:Аркти, 2000.

3. Социальная технология научно-практической школы им. Ю. Ф. Змановского: Здоровый дошкольник./Авторы-составители Антонов Ю. Е., Кузнецова М. М., и др., 2001.

4. Ефименко Н. Н., Материалы к оригинальной авторской программе «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста».-М.:1999.

5. Степаненкова Э. Я. Методика физического воспитания.-М.,2005.

6. Граевская Н. Д. Т.И. Долматова СПОРТИВНАЯ МЕДИЦИНА. курс лекций. I часть М.: Советский спорт, 2004;

8. Аракелян О. Г. Физическое развитие и подготовленность детей от 4 до 7 лет при повышенном режиме двигательной активности //Матер. Всесоюзн. научн. конф. по актуальным проблемам общественного дошкольного воспитания и вопросам подготовки детей к школе. М., 1970.

11. Токарев А. А. Психологические аспекты управления развитием личности ребенка дошкольного возраста // Психология: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, октябрь 2012 г.). (http://www.moluch.ru/conf/psy/archive/35/2517/)

12. Алямовская В. Г. Организация оздоровительного бега в дошкольном учреждении. М., 1996.

13. Алямовская В. Г. Оздоровительные технологии в дошкольном образовательном учреждении: инновационный аспект. Курс лекций. –М.: Педагогический универстет 1 сентября, 2010.

Консультация «Оздоровительный бег в ДОУ»

Ирина Емелина
Консультация «Оздоровительный бег в ДОУ»

Читать еще:  Рисунок велосипеда карандашом для детей поэтапно. Рисуем велосипед

Сегодня быть здоровым — актуально. «Береги здоровье смолоду» — этот

девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребёнка с первых дней его жизни, ведь главная и великая ценность каждого человека — его здоровье.

Здоровье – это сложное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определённый уровень умственной и физической работоспособности.

В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей, и поэтому оздоровление детей является одной из первоочередных задач, стоящих перед обществом.

Актуальность проблемы предупреждения различных заболеваний опре-деляется высокой заболеваемостью детей дошкольного возраста, отрицатель-ным влиянием повторных случаев на их состояние здоровья, формированием рецидивирующей и хронической патологии.

На сегодняшний день в дошкольном возрасте практически здоровые дети составляют 3-4%, с нарушением осанки 50-60%, с плоскостопием — 30%. За последние годы состояние здоровья детей прогрессивно ухудшается. Рождение здорового ребёнка стало редкостью, растёт число недоношенных детей, число врождённых аномалий, число детей с речевыми расстройствами. Более 20% детей старшего дошкольного возраста имеют 3-ю группу здоровья.

Не утешают результаты состояния здоровья детей, поступающих в детский сад. Особенно важно заложить основы здорового образа жизни ребенка в младшем возрасте, когда психика ребенка находится в состоянии интенсивного развития и то или иное воздействие на этот процесс может оказать значительное влияние на восприятие ребенком мира, на его участие в совместной, коллективной деятельности и в том числе, на его участие в физкультурной деятельности группы в условиях детского дошкольного учреждения.

Возможность постоянного поиска путей укрепления здоровья детей, формирование у них основ здорового образа жизни, разностороннего развития двигательных способностей убеждает в том, что необходим поиск новых средств сохранения и укрепления здоровья детей.

Одной из современной технологией, оказывающее огромное влияние на оздоровление ребенка является оздоровительный бег.

Бег для ребенка-это естественное движение, свойственное ему с

раннего возраста. При беге работают практически все группы мышц, что улучшает работу сердца, органов дыхания и внутренних органов.

Общее влияние бега на организм связано с изменениями функционального состояния центральной нервной системы, положительными изменениями в системе кровообращения и снижением заболеваемости.

В результате занятий оздоровительным бегом снимается нервное напряжение, улучшается сон и самочувствие, повышается работоспособность. Бег является лучшим природным транквилизатором – более действенным, чем лекарственные препараты. Повышается не только физическая, но и умственная работоспособность, творческие возможности человека.

Занятия оздоровительным бегом оказывают существенное положительное влияние на систему кровообращения и иммунитет.

В результате занятий оздоровительным бегом важные изменения происходят и в биохимическом составе крови, что влияет на восприимчивость организма к раковым заболеваниям. Таким образом, положительные изменения в результате занятий оздоровительным бегом способствуют укреплению здоровья и повышению сопротивляемости организма действию неблагоприятных факторов внешней среды.

Специальный эффект беговой тренировки заключается в повышении функциональных возможностей сердечнососудистой системы. Повышение функциональных возможностей проявляется прежде всего в увеличении сократительной и «насосной» функций сердца, росте физической работоспособности.

Регулярные тренировки в оздоровительном беге положительно влияют на все звенья опорно-двигательного аппарата. Циклические упражнения (бег, велосипед) увеличивают приток лимфы к суставным хрящам и межпозвонковым дискам.

Мышечная ткань принимает участие во всех движениях, совершаемых человеком. Она способствуют продвижению крови по сосудам, пищи – по пищеварительному тракту, продуктов обмена – по мочевыводящим путям, секрета желез – по протокам.

Еще мыслители Древней Греции говорили:

«Хочешь быть здоровым- бегай!

Хочешь быть красивым- бегай!

Хочешь быть умным — бегай!

Консультация для педагогов ДОУ «Документация педагога ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО» В настоящее время главные стратегические установки в системе образования, это – обеспечение его качества и непрерывности, преемственности.

Консультация для воспитателей ДОУ «Взаимодействие инструктора по физкультуре с педагогами ДОУ» «Взаимодействие инструктора по физкультуре с педагогами ДОУ по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей».[/h3].

Консультация для воспитателей ДОУ «Нормативно-правовые документы и защита прав детей в ДОУ» Цель консультации — формирование знаний правовой культуры педагогов по защите прав ребенка. Проведенные в 1990-е годы реформы российского.

Консультация для воспитателей ДОУ «Неформальное общение с родителями воспитанников ДОУ» В педагогических журналах сегодня много рассказывается о том, как в дошкольных учреждениях осуществляется деятельность по установлению.

Консультация для воспитателей и инструкторов физкультуры «Оздоровительный бег» Оздоровительный бег как одна из форм оздоровительной работы с дошкольниками. Описание: Данная разработка рассчитана на воспитателей дошкольного.

Консультация для воспитателей «Организация физкультурной работы в летний оздоровительный период» Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится.

Консультация «Физкультурно-оздоровительный танец, как средство оздоровления» Ключевые слова: пропаганда здорового образа жизни, физкультуры и спорта, дошкольный возраст, здоровьесберегающие технологии, интеграция.

Консультация учителя-логопеда воспитателям ДОУ по теме: «Требования к организации речевого уголка в группе ДОУ» Консультация учителя-логопеда воспитателям ДОУ по теме: «Требования к организации речевого уголка в группе ДОУ» В современном дошкольном.

Оздоровительный бег на воздухе для дошкольников Оздоровительный бег на воздухе в среднем темпе является важнейшим средством воспитания средством воспитания общей выносливости у дошкольников.

Взаимодействие ДОУ с семьей по физическому воспитанию (консультация для воспитателей ДОУ) С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем подрастающего поколения. Особую обеспокоенность вызывают дети дошкольного.

Источники:

http://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2018/11/16/ozdorovitelnyy-beg-kak-odna-iz-form-ozdorovitelnoy
http://moluch.ru/archive/86/16336/
http://www.maam.ru/detskijsad/ozdorovitelnyi-beg-v-dou.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector