27 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Лойола – Духовные упражнения. Духовный дневник

Лойола – Духовные упражнения. Духовный дневник

  • ЖАНРЫ
  • АВТОРЫ
  • КНИГИ 590 182
  • СЕРИИ
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 549 189

Св. Игнатий Лойола

ПРИМЕЧАНИЯ ДЛЯ ЛУЧШЕГО ПОНИМАНИЯ ДУХОВНЫХ УПРАЖНЕНИЙ, ПОМОГАЮЩИЕ КАК ДАЮЩЕМУ, ТАК И ВОСПРИНИМАЮЩЕМУ ИХ

Первое примечание. Под именем Духовных Упражнений разумеется всякий способ испытания совести, размышления, созерцания, молитвы словесной и мысленной и других духовных действий, как об этом будет сказано впоследствии. Ибо как телесным упражнением является: гуляние, хождение, бегание, так и всякий способ, каким душа приготовляется и располагается для своего освобождения от всех неупорядоченных влечений и, коль скоро они будут уничтожены, для поиска и обретения воли Божией относительно устройства своей жизни и для спасения своей души, – называется Духовным Упражнением.

2 Второе примечание. Тот, кто преподает другому способ и порядок для размышления или созерцания, должен верно передать содержание этого созерцания или размышления и выдвинуть его главные пункты, сопроводив их краткими и необходимыми объяснениями. Потому что созерцающий, получив основу [познания их содержания], сам начинает рассуждать и выводить заключения, и таким образом находит нечто, несколько лучше объясняющее смысл события или делающее его более интересным либо посредством его собственного мышления, либо под влиянием благодати Божией, просвещающей его ум. Это доставит ему больше духовного наслаждения и пользы, чем если бы преподающий Упражнения объяснял бы много и расширял бы смысл повествования. Ибо не обильное познание питает душу и ее удовлетворяет, но внутреннее прочувствование вещи и наслаждение ее содержанием.

3 Третье примечание. Так как во всех нижеследующих Духовных Упражнениях мы пользуемся разумом, когда рассуждаем, и волею, когда любим, то надо заметить, что в действиях воли, когда мы словесно или мысленно беседуем с Господом, Богом нашим, или с его святыми, требуется с нашей стороны большее благоговение, чем когда действуем, разумом рассуждая.

4 Четвертое примечание. Следующие Упражнения распределяются на четыре Недели, сообразно четырем частям, на которые разделяются Упражнения. Первая из этих частей есть растворенное созерцанием рассуждение о грехах; вторая – жизнь Господа нашего Иисуса Христа до дня Вербного воскресения включительно; третья – страдания Христа, Спасителя нашего; четвертая – Воскресение и Вознесение, с прибавлением трех образов совершения молитвы. Однако не следует полагать, что каждая Неделя обязательно должна состоять из семи или восьми дней. Может случиться, что одни в Упражнениях первой Недели окажутся медленнее в обретении того, что они ищут, то есть сокрушения сердца, раскаяния и плача о своих грехах; также одни бывают усерднее других; иные же испытывают большее беспокойство или нападение, исходящие от различных духов, – вследствие этого необходимо иногда сокращать Неделю, иногда же увеличивать [ее]. Так же нужно поступать и относительно последующих Недель, взыскуя их результат сообразно с предложенным содержанием.

Однако все Упражнения следует закончить в течение приблизительно тридцати дней.

5 Пятое примечание. Упражняющемуся очень полезно приступить к ним с великодушием и щедростью по отношению к Творцу и Господу своему, принося Ему в жертву все свое воление и свободу, чтобы Его Божественное Величие располагало по Своей святейшей воле как им самим, так и всем, что он имеет.

6 Шестое примечание. Когда руководитель заметит, что упражняющийся не испытывает никаких духовных движений, будь то утешения или скорби, и не подвергается влиянию различных духов, то он должен тщательно расспрашивать упражняющегося относительно Упражнений; совершает ли он их в назначенное время и каким образом, соблюдает ли он прилежно все “добавления” он должен требовать отчета о каждой из всех этих вещей. Что касается духовных утешений и скорбей, то об этом будет сказано в “Правилах о различении духов” (см. 316) и в “Добавлениях” (в конце первой Недели) (см. 73).

7 Седьмое примечание. Когда руководитель заметит, что упражняющийся подвергается [ощущению] оставленности и искушениям, пусть остерегается суровости и строгости в обхождении с ним, но лучше пусть будет по отношению к нему ласковым и приветливым; пусть ободряет его и укрепляет для дальнейшей работы, раскрывая ему хитрости и лукавства врага человеческого рода и приохочивая его готовиться к близкому утешению.

8 Восьмое примечание. Сообразно с необходимостью, которую он заметит в упражняющемся, руководитель может поведать ему об оставленности и о сатанинских кознях или же об утешениях, может ему объяснить “Правила различения духов”, свойственные первой или второй Неделе [см. 313-336].

Читать еще:  Мировой рекорд по задержке воздуха. Экстрим

9 Девятое примечание. Нужно заметить, что если не изощренный в предметах духовных упражняющийся подвергается в течение первой Недели искушениям грубым и явным, например встречает в боязни труда, в ложном стыде или в мирском почете и тому подобном препятствия к тому, дабы идти далее в служении Господу, Богу нашему, то руководитель не должен ему объяснять правила различения духов второй Недели, ибо насколько правила первой Недели будут ему полезны, настолько правила второй Недели, будут ему вредны, так как их содержание слишком тонко и возвышенно, и [поэтому] не может быть им познано.

10 Десятое примечание. Когда руководитель заметит, что упражняющийся подавлен или искушаем злым духом под видом добра, то это надлежащий момент, чтобы упражняющемуся разъяснить правила второй Недели, ибо обычно враг рода человеческого искушает под видом добра тогда, когда вступают в Упражнения второй Недели, соответствующие жизни просвещающей (vita illuminativa), а не во время жизни очищающей (vita purgativa), свойственной первой Неделе Упражнений.

11 Одиннадцатое примечание. Упражняющемуся весьма полезно в течение первой Недели совсем не знать о том, что ему предстоит делать во второй; и он должен таким образом трудиться для обретения плодов первой Недели, как если бы в другой ничего уже не надеялся обрести.

12 Двенадцатое примечание. Каждое из пяти ежедневных упражнений или созерцаний должно продолжаться один час. Руководитель должен убеждать упражняющегося удалять от себя мысль о том, что он посвятил целый час Упражнению; он должен скорее увеличивать продолжительность Упражнения, нежели уменьшать его, ибо искуситель обычно старается заставить нас сократить время, отведенное созерцанию, размышлению или молитве.

13 Тринадцатое примечание. Необходимо отметить, что насколько приятно и легко во время утешения пробыть в созерцании целый час, настолько трудно это бывает во время оставленности. Поэтому, дабы противодействовать оставленности и победить искушение, необходимо Упражнению отвести времени немного больше, чем положено, чтобы таким образом привыкнуть не только выдерживать натиск врага, но даже побеждать его.

14 Четырнадцатое примечание. Когда руководитель заметит, что упражняющийся обильно одарен утешениями и большим рвением, то должен его предостеречь, дабы он стремительно и необдуманно не связал себя каким-либо обещанием или обетом. И чем более живой характер имеет упражняющийся, тем чаще руководителю следует возобновлять свои предостережения. Ибо вполне законно направлять кого-нибудь к монашеской жизни с обетами нищеты, целомудрия и послушания; и каждое доброе дело, совершенное по обету, сопряжено с большей благодатью, нежели совершенное без обета. Однако же необходимо со вниманием учесть условия [жизни] и качества человека, а также помощь или препятствия, которые он встретит при исполнении того, что он хотел бы обещать.

15 Пятнадцатое примечание. Руководитель не должен склонять упражняющегося к нищете, либо к какому другому обету, или призванию, или образу жизни как более предпочтительному перед другим. Ибо позволительно и похвально, вне времени Духовных Упражнений, с пользой направлять каждого, кого считаем к тому способным, вдохновлять, дабы он избрал воздержание, девство, монашество и всякую иную добродетель евангельского совершенства; однако во время Духовных Упражнений для того, кто ищет воли Божией, несравненно лучше и основательнее, если Творец и Господь сам явит себя этой душе погрузив ее в Свою любовь и славу и указывая ей путь, шествуя по которому она могла бы Ему наилучше служить. Пусть руководитель не склоняется ни на ту, ни на другую сторону, но, пребывая в равновесии, как стрелка весов, предоставит Творцу с творением и творению с Творцом и Господом своим непосредственно общаться и действовать.

РУСКАТОЛИК.РФ

СПЕЦПРОЕКТЫ

НАС МОЖНО СЛУШАТЬ

ИЩЕТЕ БОЛЬШЕГО?

ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ

Духовные упражнения святого Игнатия Лойолы

Игнатий Лойола, мистик и святой, наделенный «даром слез» (умением плакать во время молитвы), который чуть было не лишил его зрения, оставил после себя один из самых известных и влиятельных монашеских орденов – Орден Иезуитов, а также дневник, в котором описал свои видения, и «Духовные упражнения» (1548), в которых излагается его учение. Хотя многие исследователи творчества Сервантеса утверждают, что главный герой романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» был списан именно с Лойолы, нас сегодня интересует не его жизнь, но его учение.

Читать еще:  Идеи физминуток для уроков в начальной школе. Старт в науке

Интерес к Лойоле, безусловно, и в католическом и в светском мире подогревается тем фактом, что нынешний Папа Франциск принадлежит Ордену Иезуитов, но мы и это оставим за скобками.

Мы рассмотрим влияние святого через призму его главного труда – «Духовных упражнений».

Исследователь эпохи Реформации Роберт Линдер, анализируя «Духовные упражнения» Лойолы, говорит следующее: «если бы важность книг оценивалась не по их художественным характеристикам, а по степени воздействия на разум, Упражнения были бы одной из самых величайших книг в истории Церкви» (Linder, Robert D. The Reformation Era. London, GreenwoodPress, 2008. – С. 108.)

А вот что пишет сам Святой Игнатий в «Духовных упражнениях»: «Отрешившись от всякого собственного суждения, надо иметь душу готовую и скорую на послушание во всем истинной невесте Христа Господа нашего, то есть Святой нашей Матери, иерархической Церкви».

Итак, «Духовные упражнения» («Exercitia Spiritualia»), одобренные Папой Павлом III 31 июля 1547 года, представляют собой сочетание испытания совести, размышления, созерцания и молитвы. Упражнения эти поделены на 4 части — недели. При этом, важно понимать, что понятие «недели» весьма условно. По времени каждая из частей может занимать больше недели или меньше.

1. Первая неделя — очищающая (vita purgativa). В эту неделю человек, прежде всего, вспоминает совершенные им грехи, переосмысливает свою личную жизнь, а также – самое главное – прилагает все усилия для того, чтобы «достичь первичного обращения»: выйти из состояния греха и обрести благодать.

Этот первый этап следует словам Библии: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетённого, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (Ис.1-16,17) и «Светильник тела есть око; итак, если око твоё будет чисто, то и всё тело твоё будет светло; а если оно будет худо, то и тело твоё будет темно» (Лк.11,34).

Человек призван признать свою греховность, выйти из нее.

2. Вторая неделя — просвещающая (vita illuminativa). Этот этап посвящен молитве и молитвенным размышлениям о Христе и Его земной жизни: от Рождества и до смерти на Кресте. Эта неделя призвана стать подготовкой человека ко времени, когда он будет способен искренне последовать за Христом.

Как писал Папа Франциск: «Жизнь Христа — то, как Он знает Отца и живет всецело в соединении с Ним — открывает новое пространство для человеческого опыта, куда и мы можем войти». (Папа римский Франциск. Энциклика Lumen Fidei. М. : НО Издательство Францисканцев, 2013. – С. 22.)

Человек призван узнать Христа, впустить Его в свою жизнь и дать возможность Христу сопутствовать в пути.

3. Третья неделя — соединение со Христом в Его крестном страдании и смерти. Таким образом, упражняющийся умирает со Христом, чтобы с Ним вместе воскреснуть.

Как пишет Апостол Павел: «…как Христос воскрес из мёртвых славою Отца, так и нам ходить в обновлённой жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения». (Рим.6,4-5)

Наконец, человек призван умереть и родиться заново, принять крещение и Бога, ходить в «обновленной жизни».

4. Четвёртая неделя — Воскресение и Вознесение. Этот этап должен объединить в себе духовные плоды всех предыдущих этапов. Он, в итоге, заключается в созерцании ради обретения любви(contemplatio ad amorem), которое позволяет человеку всё возлюбить в Боге, а Бога — во всём.

И опять Лойола следует словам Библии: «Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать храм Его». (Пс.26,4)

В своей уже обновленной жизни человек призван созерцать Господа, возносить ему хвалу, радоваться и любить. Он призван к счастью.

Читать еще:  Быстро выводится жидкость из организма причины. Как вывести лишнюю жидкость из организма правильно и безопасно для здоровья

Ведь Церковь состоит из радостных, любящих и счастливых. Именно такие люди составляют тело Христово – Его церковь. А ничего важнее Церкви для Игнатия Лойолы не существует.

Евгений Гречко в статье «Игнатий Лойола: вера в церковь, ведомую духом Святым» пишет о святом так: «Церковь для Игнатия — мать. Мать, которая хоть и строга, но всегда готова принять и вместить всех своих детей. Игнатий осознает историческую важность Церкви. Церковь Историческая — это церковь, не только обладающая историей, но и творящая историю. Таким образом, вера в Бога у Лойолы неотделима от церкви. Он не сомневается, что Церковью управляет Бог». (Философско-религиозная тетрадь №10)

Но еще лучше о святом говорит его любимая молитва: «Душа Христова, освяти меня. Тело Христово, спаси меня. Кровь Христова, напои меня. Вода ребра Христова, омой меня, Страсти Христовы, укрепите меня. О благий Иисусе, услыши меня: В язвах Твоих сокрой меня. Не дай мне отлучиться от Тебя. От лукавого защити меня. В час смерти моей призови меня, И повели мне прийти к Тебе, Дабы со святыми Твоими восхвалять Тебя во веки веков. Аминь»

Лойола – Духовные упражнения. Духовный дневник

КНИГИ ПО ИСТОРИИ РЕЛИГИИ
Название: Духовные упражнения. Духовный дневник.
Автор: Игнатий Лойола
Жанр: первоисточник
Описание: Духовные упражнения по праву считаются самым значительным, знаменитым и влиятельным творением св. Игнатия Лойолы.

«Духовные упражнения» («Exercitia Spiritualia») святого Игнатия, одобренные Папой Павлом III 31 июля 1548 г., представляют собой сочетание испытания совести, размышления, созерцания, молитвы словесной и мысленной.
Упражнения распределяются на четыре этапа — недели (название «неделя» — достаточно условное, в зависимости от успехов упражняющегося каждая неделя может быть сокращена или же увеличена).

Первая неделя — очищающая (vita purgativa). В этот период человек вспоминает грехи, совершённые в истории мира и им самим, в его личной жизни, прилагая усилия к тому, чтобы «достичь первичного обращения»: выйти из состояния греха и обрести благодать.

Вторая неделя — просвещающая (vita illuminativa), она посвящена молитвенным размышлениям о земной жизни Иисуса: от Его Рождества до конца Его общественного служения. Вторая неделя рассматривается как подготовка к решению, ответу на призыв следовать за Христом, к определённому жизненному выбору.

Третья неделя — соединение со Христом в Его крестном страдании и смерти. Таким образом, упражняющийся умирает со Христом, чтобы с Ним вместе воскреснуть.

Четвёртая неделя — Воскресение и Вознесение. Духовный плод всех недель заключается в высшем созерцании ради обретения любви (contemplatio ad amorem), которое даёт возможность всё возлюбить в Боге, а Бога — во всём.

(По словам немецкого протестантского теолога Г. Бемера: «маленькая, совсем незаметная книга, принадлежащая, несмотря на свои размеры, к числу книг, решавших судьбу человечества»).
Первый русский перевод был сделан с латинского и опубликован в Польше в 1933 г. Почти через 60 лет журнал «Символ» вновь опубликовал этот перевод, сверив его с оригиналом и снабдив примечаниями о. Ф. Куреля.
В 1999 г. о. Михаил Арранц издал в Риме новую редакцию русского перевода с исправлениями в соответствии с испанским текстом. В данной книге параллельно с совершенно новым русским переводом опубликован так называемый «Автограф» св. Игнатия на старо-испанском языке со всеми особенностями авторской орфографии.

Хотя сам св. Игнатий никогда не стремился превратить эту книгу в систематический и завершенный трактат о духовной жизни, именно «Упражнения» служат лучшим введением в основные принципы духовности Игнатия. Большую часть других его сочинений можно рассматривать как комментарии к ним. До самого конца XIX века «Духовный дневник» оставался практически неизвестен.

Впервые опубликовал его Х.-Х. де ла Торре в 1892 г. Однако издал он лишь первую тетрадь, а из второй тетради были опубликованы лишь несколько кратких отрывков. Читать «Духовный дневник» – значит прислушаться к внутреннему голосу святого Игнатия.

М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006. — 376 с. — (Bibliotheca Ignatiana).

Источники:

http://www.litmir.me/br/?b=122274&p=1
http://xn--80aqecdrlilg.xn--p1ai/duhovnyie-uprazhneniya-loyolyi/
http://vk.com/wall-56611080_35435

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: