Идеи физминуток для уроков в начальной школе. Старт в науке
Идеи физминуток для уроков в начальной школе
Обучение в начальной школе — это сложный процесс не только с дидактической, но и с физиологической точки зрения. Дети ещё не совсем адаптированы к новой социальной роли учеников, быстро теряют интерес к занятию и устают. Поэтому каждый урок в 1–4 классах необходимо планировать так, чтобы малыши могли расслабиться, переключиться на другую деятельность. Для этих целей и предназначены физминутки.
Роль физминуток в начальной школе
В организме ребят 6–10 лет некоторые функциональные системы ещё не сформировались до конца. Речь идёт о:
- центральной нервной системе;
- зрительных и слуховых анализаторах;
- опорно-двигательном аппарате.
Вот почему на уроках в начальной школе так важно не только уделять внимание реализации образовательных целей, но и способствовать укреплению здоровья деток. Для комплексного решения этих задач используются физминутки. Это небольшие по времени (от 2 до 5 минут) паузы в середине учебного занятия или первый этап урока, которые являются профилактикой гиподинамии и нарушений в работе органов зрения и слуха.
Это интересно. Учёными РАН установлено, что два часа в неделю физической культуры, которые включены в учебный план для 1–4 классов, компенсируют всего около 11% необходимой детям этого возраста двигательной активности. Это при том, что ребёнок 6–10 лет должен двигаться около 4 часов в день и до 24 часов в неделю.
Кроме того, физминутки в 1–4 классах помогают:
- переключить внимание ребят с одного вида работы на другой (например, с чтения на пересказ);
- настроить на работу (не секрет, что дети с трудом включаются в работу после перемены, а физминутка как раз таки и сделает переход от активного физического времяпрепровождения к познавательному более гармоничным);
- дать отдых пальчикам (на уроке письма или рисования), глазам (на занятиях чтению), а также левому полушарию мозга, отвечающему за установление последовательности, логику (на уроках арифметики);
- расслабиться (психоэмоциональное здоровье школьников зависит от их физического состояния, поэтому учителю начальных классов необходимо планировать урок так, чтобы физминутки были обязательно включены в конспект занятия, тогда и уровень усвоения материала будет выше);
- поддерживать интерес к уроку (для малышей крайне важно постоянно поддерживать заинтересованность в познавательной деятельности, чтобы сохранялась «интрига» до конца урока).
Более того, физминутки формируют позитивное отношение к возникшим ситуациям в классном коллективе. Так, если в классе на перемене произошла потасовка, то для того, чтобы отвлечь малышей от случившегося, примирить и подготовить к учебной деятельности на занятии, нужно провести совместную развлекательную игру, которая будет ещё и полезна для здоровья. С этой задачей превосходно справляются минутки здоровья на уроке. Организовывать такие паузы нужно в середине занятия (на каждом уроке), в начале (на последних уроках, когда дети очень утомлены) и в конце (на первых уроках, чтобы у малышей было больше времени настроиться на следующий урок). Таким образом, на каждом учебном занятии проводится две физминутки.
Интересные идеи и варианты
Короткие перерывы на уроке могут быть разного характера, в зависимости от цели и содержания учебного занятия. Рассмотрим некоторые виды.
Музыкальные
Физминутки этой категории предполагают музыкальное сопровождение. Причём это не обязательно живой аккомпанемент. Вы можете использовать и магнитофон, и компьютер. Главное, чтобы запись можно было быстро найти, легко остановить и при необходимости повторить. Музыкальная пауза может быть записана со словами или же просто мелодией. В последнем варианте предполагается, что учитель сам придумывает или подбирает слова (желательно, в стихотворной форме). Также к этому виду физминуток относятся разговоры с закрытыми глазами под звуки природы. Под запись шума моря, шороха листьев учитель задаёт вопросы, на которые детки должны отвечать сразу же (например, какой цвет вы сейчас видите, какой вкус ощущаете — сладкий, кислый, горький, о ком думаете и т.д.). Учтите только, что подобная пауза должна быть обязательно одобрена детским психологом, так как затрагивает область подсознания малышей. В упрощённом варианте такую физминутку можно провести в виде рассказа учителя под природные звуки:
Есть на свете дивный лес,
В нём полным-полно чудес,
Рыбки по небу летают
И в озерко всё ныряют.
Ну а бабочки в пруду
Разыгрались в чехарду.
К стандартным видам музыкальных физминуток можно отнести:
- интерактивные паузы-караоке (на экране дети видят слова песенки и повторяют её под музыкальное сопровождение);
- смешанные физкультурные перерывы (вместе со словами деткам нужно повторить определённый набор движений телом или только глазами, руками, пальцами).
К слову, последний вид физминуток является самым популярным, так как он позволяет комплексно реализовать цели этих перерывов.
Динамическая физкультминутка «Цып-цып, повторяй за мной» (видео)
Танцевальные
Эти двигательные паузы перекликаются с музыкальными физминутками. Но довольно часто они не предполагают повторения слов песенки или же текста в сопровождении содержится минимум. Для таких перерывов важно задействовать руки, ноги, туловище ребят, а не приобщать их к заучиванию песен или стихов.
«Танец маленьких утят» (видео)
В стихах
Рифмованные физминутки не только отвлекают карапузов от монотонного усвоения информации, но и тренируют их память и речь. Такие минутки обычно предполагают шуточный стишок, который может сопровождаться элементарными действиями (сгибанием-разгибанием пальчиков, движением глаз по кругу, приседаниями и т.д). Например:
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
А потом прыг-скок
И ещё разок.
А потом вприсядку,
А потом вприсядку,
А потом вприсядку,
И снова — по порядку.
Побежим мы по дорожке
Раз, два, три!
И похлопаем в ладошки
Раз, два, три!
И покрутим головами
Раз, два, три!
Все танцуйте вместе с нами
Раз, два, три!
Умывалась наша киска,
И сложила лапки близко,
Показала язычок,
И закрыла свой глазок,
Лапкой мышку прогнала…
Нам опять писать пора.
Поднимает руки класс — это раз,
Завертелась голова — это два,
Три — руками три хлопка,
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — на место тихо сесть.
Подвижные физминутки
Особенность таких перерывов в том, что дети встают со стульев и выходят к доске или в коридор. Такие паузы особенно уместны в конце дня, когда ребята уже сильно утомлены.
- «Дружный хоровод». Дети берутся за руки, становятся в круг. В центре остаётся ведущий, который говорит, какое движение участники должны сделать (присесть, подпрыгнуть), дети повторяют.
- «Весёлый крокодил». Ребята по очереди показывают животных, класс должен угадать, какой зверь представлен.
- «Ручеёк». Детки становятся в пары, поднимают сцепленные руки. Ведущий проходит «под аркой» и выводит одного участника, его пара становятся в «хвост», а оставшийся без пары выходит в начало.
Минутки для глаз
Отдельной категорией пауз на уроке выделяются зрительные физминутки. Их целью является
- расслабление зрительных мышц;
- фокусировка взгляда;
- активизация периферического зрения.
К наиболее универсальным упражнениям относятся
- «Гномы-лилипутики» (за счёт движения картинки и смены цветов снимается утомляемость глаз);
Видео: «Гномы-лилипутики»
- «Неваляшки» (благодаря медленному передвижению небольших объектов происходит тренировка остроты зрения);
Видео: Разминка «Неваляшки»
- «День-ночь» (на слово «Ночь» малыши зажмуриваются на 5 секунд, на слово «День» просыпаются, потирая глазки, повторяют 8–10 раз);
- «Зоркий глаз» (рисуем глазами по ходу часовой стрелки 5 кругов, повторяем движение в обратном направлении);
- «Пишем носом» (закрываем глазки, обрисовываем носом в воздухе простые фигуры — круг, квадрат);
- «Двойной палец» (располагаем второй палец — указательный — на расстоянии 20–30 см от середины лица, придвигаем пальчик к носу, не отрывая от него глаз, до момента, пока он не станет двоиться);
- забавные рифмовки с движениями.
Руки за спину, головки назад.
(Закрыть глаза, расслабиться)
Глазки пускай в потолок поглядят.
(Открыть глаза, посмотреть вверх)
Головки опустим — на стол погляди.
(Вниз)
И снова наверх — где там муха летит?
(Вверх)
Глазами повертим, поищем её.
(По сторонам)
И снова рисуем. Немного ещё.
Тематические паузы на уроках математики, языкознания и прочих
Каждый учитель знает, как важно продуктивно использовать время на уроке. Поэтому даже физминутки должны подбираться не только в соответствии с целями сохранения здоровья малышей (это, конечно, первостепенно), но и отвечать задачам урока. Поэтому методистами был разработан целый набор разминок для основных школьных курсов.
- На уроках математики будут очень кстати разминки, в которых есть цифры и счёт, а также интенсивные движения рук, ног и туловища, чтобы отвлечься от умственной работы:
Будем прыгать и скакать!
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнём мы ножки.
Согнём правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнём левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)
Поворот, наклон, прыжок
Поворот, наклон, прыжок,
Улыбнись давай, дружок.
Ещё попрыгай: раз, два, три!
На соседа посмотри,
Руки вверх и тут же вниз
И за парту вновь садись.
В ладошки мы похлопаем
В ладошки мы похлопаем
И чуть-чуть потопаем.
Раз — присели, два — привстали,
Три — нагнулись и достали
Правой ручкой башмачок,
Левой ручкой — потолок.
И ещё разок присядем!
А теперь на место сядем.
Мы устали чуточку,
Отдохнём минуточку.
- Уроки грамматики строятся на освоении и автоматизации навыка письма, поэтому разминки должны в основном задействовать руки и пальчики ребят:
Капуста
Мы капусту рубим-рубим, (Размашистые движения руками, как топором)
Мы капусту мнём-мнём, («Мнут капусту»)
Мы капусту солим-солим, («Берут» щепотку соли и «солят»)
Мы капусту жмём-жмём. (Сгибания и разгибания кистей рук)
Физминутка «Овощи»
Раз, два, три, четыре, (Ходьба на месте)
Дети овощи учили: (Прыжки на месте)
Лук, редиска, кабачок, (Наклоны вправо-влево)
Хрен, морковка, чесночок (Хлопки в ладоши).
Грибы
(По очереди сгибают пальчики)
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик сел и съел,
Оттого и потолстел.
- Для уроков рисования можно подобрать разминки, которые предполагают перемещение детей по кабинету:
А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево,
Вокруг парты побежали,
Тихо сели, вновь за дело.
Мы маленькие зайки,
Скакали на полянке.
Прыгали, скакали,
В школу прибежали.
За парты тихо скок
И продолжим наш урок.
По дорожке шли, шли, (дети проходят по периметру кабинета)
Много камешков нашли.
Присели, собрали
И дальше пошли.
Творческий подход учителя к планированию урока реализуется не только в выборе учебного материала, но и в систематизации, отработке физминуток. Главное, чтобы такие паузы были вовремя, то есть не прерывали сосредоточенную работу детей, а становились своего рода переходным элементом от одного этапа занятия к другому.
Физминутки в начальной школы крайне важны не только для того, чтобы дети меньше утомлялись, не теряли интерес к уроку, но и для сохранения здоровья подрастающего поколения. Педагог может воспользоваться имеющимися разработками или придумать свои, основываясь на интересах и увлечениях младших школьников. Ведь малыши с удовольствием декламируют рифмовки, поют песни и играют, особенно если учитель не просто наблюдает за ними, а столь же азартно и весело участвует.
Тематические физкультминутки на уроках в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»
Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаповаленко Н.А., Курмачева Н.С., Пивнева Н.И.
В данной статье рассмотрены идеи как использовать физкультминутки на уроках по определенным темам в начальной школе. Выявлено важное значение и практическая направленность тематических физкультминуток, их значимость при решении определенных задач на уроке. Рекомендованы конкретные физкультминутки по некоторым темам для уроков математики, русского языка , литературного чтения и окружающего мира . Показана необходимость использования тематических физкультминуток.
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шаповаленко Н.А., Курмачева Н.С., Пивнева Н.И.
Текст научной работы на тему «Тематические физкультминутки на уроках в начальной школе»
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1 /2019
Шаповаленко Н. А.
МБОУ «Гимназия №12» им. Ф.С. Хихлушки г. Белгорода, учитель начальных классов nina-petrushenko@yandex.ru
МБОУ «Гимназия №12» им. Ф.С. Хихлушки г. Белгорода, учитель начальных классов kurmacheva.natalya@yandex.ru
МБОУ «Гимназия №12» им. Ф.С. Хихлушки г. Белгорода, учитель начальных классов missis-golden-autumn@yandex.ru
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В данной статье рассмотрены идеи как использовать физкультминутки на уроках по определенным темам в начальной школе. Выявлено важное значение и практическая направленность тематических физкультминуток, их значимость при решении определенных задач на уроке. Рекомендованы конкретные физкультминутки по некоторым темам для уроков математики, русского языка, литературного чтения и окружающего мира. Показана необходимость использования тематических физкультминуток.
тематические физкультминутки; физкультминутки для уроков математики, русского языка, литературного чтения и окружающего мира; физкультминутки соответствующие задачам урока.
Каждый учитель знает, как важно продуктивно использовать время на уроке. Физкультминутка это -кратковременная (в течение 1 – 2 минут) часть урока, которая способствует укреплению организма ребёнка, повышает его работоспособность. Физкультминутка проводится, с целью активно изменить деятельность детей и этим ослабить утомление, а затем снова переключить их на продолжение занятий. Чтобы не было резкого переключения мы используем на уроках тематические физкультминутки, которые соответствуют задачам урока.
Благодаря упражнениям, входящим в тематическую физкультминутку, у детей улучшается осанка, усиливается обмен веществ в организме, развивается произвольное внимание и память, способность сосредотачиваться на чём-то важном, требующем запоминания, дети получают разнообразные сенсорные впечатления.
На уроках математики:
1) Тема: «Сложение и вычитание»: 3+2= присели столько раз, каков будет ответ, 8-6= подпрыгнули столько, сколько получится и много других заданий (4-1, 5+3, 6-2, 9-4, 7+2)
2) При изучении геометрического материала рисуем в воздухе фигуру квадрата, треугольника, ломанную замкнутую, ломанную незамкнутую, кривую – рисовать в воздухе можно не только рукой, но и ногой- правой, левой, а также носом, головой.
3)Тема: «Задача»: учитель говорит слова – условие – ученики выполняют движение руки вперёд, вопрос – нарисовали в воздухе знак вопроса правой рукой, решение – считаем пальчики на руках, ответ -подпрыгнули, т.е. как бы поставили точку.
4) Тема: «Умножение». Учитель говорит: 3 2, нужно хлопнуть в ладоши 3 раза, сделать паузу ещё три раза (ритм, движение, счёт и запоминание результата), 24 дети должны сами хлопнуть в ладоши 2 раза, сделать паузу и ещё три раза по два хлопка.
5) Тема: «Однозначные и двузначные числа». Учитель называет числа: 5, 13, 27, 8, 1, 15. Ученики подпрыгивают, поднимают руки вверх и хлопают в ладоши 1 раз – если число однозначное, 2 раза
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 1 /2019
подпрыгивают и хлопают если число двузначное.
6) Тема: «Равенство, неравенство». Учитель показывает напечатанные карточки: 5+1 1+5, 10-8 10-5, 6+7 5+8, 8+2 12-2, 4+5 10-3. Дети соединили ладошки если в данном выражении необходимо поставить знак =, и раскрыли уголком, если перед ними неравенство.
На уроках русского языка:
1) В 1 классе дети не умеют правильно держать ручку. Развиваем мелкую моторику работая с ручкой – движение пальчиками вместе с ручкой вытягивание вперёд и назад.
2) Рисуем буквы в воздухе ручкой, правой рукой, левой рукой, носом.
3) Тема: «Предмет, признак, действие». Упражнение: присели, руки вперёд – показали «предмет» (стол, доска, окно); руки вверх, в стороны- учитель называет «признак» (круглый, большой, золотой), «действие» -бег на месте (летит, стоит, плавают).
4) Тема: «Имена собственные». Упражнение: поднимаем руки вверх, стали на носочки (имена собственные) – Россия, Маша, Белгород; присели (нарицательные)- ягода, крыша, дом.
5) Тема: «Единственное и множественное число». Если учитель называет слова в единственном числе, ученики должны 1 раз подпрыгнуть, если во множественном – хлопать в ладоши 3 раза.
На уроках литературного чтения:
1) Тема: «Загадки». Учитель читает загадку, дети рисуют в воздухе отгадку.
2) Тема: «Произведения о зиме». Учащиеся выполняют круговые движения – метель, мороз -прыгают на месте и трут ладошки, как будто греют пальчики.
3) При изучении скороговорок, предлагаем мимические упражнения: вытягивать губы вперед, движение языком во рту упираясь в щёки.
4) Не все дети читают громко и чётко: поэтому на уроках чтения выполняя физкультминутку, дети проговаривают сложные слова из темы и шагают на месте (маршируют).
5) Разучиваем стихотворение выполняя движения по тексту. Например, басня И. А. Крылова «Стрекоза и муравей». Учитель читает, дети повторяют и выполняют произвольные движения.
На уроках окружающего мира:
1)Тема: «Живая и неживая природа». Учитель называет слова, которые относятся к живой природе, ученики поворачиваются к окну и вытягивают руки вперёд; если слова относятся к неживой природе -повернулись к двери, сомкнули руки в замок. Слова (вода, девочка, дерево, камень, заяц, солнце, портфель-сделаноруками человека- дети должны стоять)
2)Тема: «Какие бывают растения?» При назывании дерева дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник – руки разводятся в стороны (кусты широкие), травы – присаживаются на корточки (травы низкие). По ходу физкультминутки учитель вставляет названия грибов и животных не предупреждая, тогда дети не должны выполнять никаких действий, стоять свободно. (Колокольчик, облепиха, осина, тополь, заяц, малина, кедр, астра, подосиновик, липа, дуб, огурец, смородина, подснежник, комар, берёза.)
3) Тема: «Части тела». Учитель называет части тела, дети показывают данную часть (правое ухо, левая коленка, правое бедро, левая щиколотка, правое плечо,
4) Тема: «Культурные и дикорастущие растения» Учитель называет растения (георгины, роза, одуванчик, дуб, астра, подорожник, мать-мачеха, шиповник) если растение дикорастущее дети выполняют упражнение – подпрыгнули. Руки вверх, если культурное растение – руки па пояс, повернулись направо и затем налево.
Тематические физкультминутки – это весело, полезно и интересно! Если мы, будем их использовать на своих уроках, то, несомненно, наши ученики будут здоровыми и умными.
Статья авторская, все физкультминутки записаны из опыта работы, дополнительную литературу для написания статьи не использовали.
© Шаповаленко Н.А., Курмачева Н. С., Пивнева Н. И., 2019
Физминутки для уроков в начальной школе
материал на тему
В данном материале собраны наиболее интересные физминутки для учащихся начальной школы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Физминутки для уроков в начальной школе
Физминутки на пальцы
Мы капусту рубим-рубим,
(размашистые движения руками, как топором)
Мы капусту мнём-мнём,
Мы капусту солим-солим,
(«берут» щепотку соли и «солят»)
Мы капусту жмём-жмём.
(сгибание и разгибание кистей рук)
Стоит в поле теремок.
(Ладони обеих рук соединены под углом)
На двери висит замок.
(пальцы сжаты в замок)
Открывает его волк-
Руки, сжатые в замок, движутся вперёд – назад, влево – вправо)
И ключом открыл замок.
(пальцы разжимаются и соединяются друг с другом, образуя «теремок»)
1.Физминутка. «Ах, как долго мы писали»
Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали.
Посмотрите все в окно,
(Посмотреть влево – вправо.)
Ах, как солнце высоко.
Мы глаза сейчас закроем,
(Закрыть глаза ладошками.)
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем,
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз,
Жмурься сильно, но держись.
(Зажмурить глаза, открыть и поморгать им.)
(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)
И вдруг проснулся,
(Поморгат ь глазами.)
Больше спать не захотел,
(Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)
(Руки согнуты в стороны (выдох))
Взвился вверх и полетел.
3.Физминутка «Руки за спину, головки назад»
Руки за спину, головки назад.
Глазки пускай в потолок поглядят.
(Открыть глаза, посмотреть вверх.)
Головки опустим – на парту гляди.
И снова наверх – где там муха летит?
Глазами повертим, поищем ее.
И снова читаем. Немного еще.
Буратино своим длинным любопытным носом рисует.
Все упражнения сопровождаются движениями глаз.
5.Физминутка «Видят глазки всё вокруг»
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
6.Физминутка «Это я»
Это глазки. Вот, вот.
Это ушки. Вот, вот.
Это нос. Это рот.
Там спинка, тут живот.
Это ручки. Хлоп, хлоп.
Это ножки. Топ, топ.
Ой, устали! Вытрем лоб.
Движения
Показывают сначала левый глаз, потом -правый. Берутся сначала за мочку левого уха, потом правого.
Левой рукой показывают рот, правой — нос. Левую ладошку кладут на спину, правую — на живот.
Протягивают обе руки, потом два раза хлопают. Кладут ладони на бедра, потом два раза топают. Правой ладонью проводят по лбу.
7.Физминутки «Мы ладонь к глазам приставим»
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из под ладошек.
И – направо! И еще
Через левое плечо!
Текст стихотворения сопровождается движениями взрослого и ребенка.
Вот какая стрекоза,
Как горошины глаза.
Влево — вправо, назад — вперед.
Ну, совсем как вертолет.
(Встать. Показать на уровне глаз большим и указательным пальцами глаза стрекозы. Повернуть голову вправо, влево. Руки на пояс, повороты туловищем вправо, влево. Исходное положение. Руки в стороны, голову опустить вниз, поднять вверх. Выполнить 3—4 раза).
(Дети изображают спящих.)
Одна сова не спит,
(Дети делают взмахи руками.)
(Изобразить большой круг руками. Присесть, сделать повороты головой вправо, влево.)
Во все стороны глядит,
Да вдруг как полетит.
(Встать, сделать взмахи руками, бег на месте.)
Физминутки на движения корпусом
Книзу наша голова
Вправо-влево мы с тобой
(наклоны в стороны)
Ручки за голову, вместе
Начинаем бег на месте.
Уберём и я, и вы
Руки из-за головы.
2.Физминутка «Маша растеряша»
(поворот в одну сторону)
(поворот в другую сторону, в исходное положение)
(руки вперёд, в стороны)
И под стулом нет,
(присесть, развести руки в стороны)
Под кроватью нет.
(наклоны головы влево-вправо, «погрозить» указательным пальцем)
Прыгайте, как зайчики!
Прыгайте, как мячики!
На травку присядем:
Немного отдохнём и
Не ленись, прыгай
На носочках легко!
(Движения выполняются по ходу стихотворения)
Каждый день по утрам
Очень нравится нам
Всё делать по порядку:
Весело шагать, весело играть,
Руки поднимать, руки опускать,
Прыгать и скакать.
(Движения выполняются по ходу стихотворения).
Зайке холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз.
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли лапки.
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул десять раз.
(Движения выполняются по ходу текста стихотворения)
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
Все часы идут вот так.
(наклоны головы к плечам)
Смотри скорей, который час.
Налево – раз, направо – раз,
(наклоны туловища влево – вправо)
Мы тоже можем так.
8.Физминутка «Три медведя»
Три медведя шли домой:
(дети идут как медведь)
Папа был большой-большой.
(поднимают руки вверх)
Мама с ним – поменьше ростом,
(руки на уровне груди, вытянуты вперёд)
А сыночек просто крошка,
(садятся на корточки)
Очень маленький он был,
С погремушками ходил.
(встают и имитируют игру на погремушках, поднимают руки вверх и произносят слова: динь-динь-динь)
(плавные движения руками с большой амплитудой)
Прогнулись над водой,
(наклоны вперед, прогнувшись)
Прямо и гордо умеют держаться,
Тихо-тихо на воду садятся
(энергичные движения плечами)
Прыг-скок, прыг- скок.
Выше, выше, высоко
Прыгай на носках легко.
(прыжки на месте)
Физминутки.
1. Я спортсменом стать хочу,
На скакалке я скачу,
Подойду к велосипеду.
И быстрее всех поеду.
Я нагнусь-нагнусь-нагнусь,
Я до пола дотянусь,
Пола я легко коснусь
Осторожно распрямлюсь.
Ручки вверх я подниму.
Где там небо – не пойму!
Я зажмурюсь и руками
Поиграю с облаками.
Я присяду, спинка прямо.
Пусть меня похвалит мама!
Ведь зарядку каждый день.
Делать мне совсем не лень.
2. Руки в стороны, в кулачок,
Разжимаем и на бочок.
Левую вверх!
Правую вверх!
В стороны, накрест,
В стороны, вниз.
Тук-тук, тук-тук-тук! (стучим кулаком об кулак)
Сделаем большой круг. (“нарисовали” руками круг)
3. Мы топаем ногами, Топ-топ-топ!
Мы хлопаем руками, Хлоп-хлоп-хлоп!
Качаем головой,
И вертим головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем.
И бегаем кругом.
4. Эй! Попрыгали на месте. (прыжки)
Эх! Руками машем вместе. (движение “ножницы” руками)
Эхе-хе! Прогнули спинки, (наклон вперёд, руки на поясе, спину прогнуть)
Посмотрели на картинки. (нагнувшись, поднять голову как можно выше)
Эге-ге! Нагнулись ниже. (глубокий наклон вперёд, руки на поясе)
Наклонились к полу ближе. (дотронуться руками до пола)
Э-э-э! Какой же ты лентяй! (выпрямиться, погрозить друг другу пальцем)
Потянись, но не зевай! (руками тянуться вверх, поднявшись на носки)
Повертись на месте ловко. (покружиться)
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок? (остановились, руки в стороны, приподняли плечи)
Завтра будет вновь урок! (руки на пояс, повернули туловище вправо, правую
руку в сторону, затем влево и левую руку в сторону)
5. Покажите все ладошки (подняв руки над головой, вращаем кистями, “фонарики”)
И похлопайте немножко
Хлоп- хлоп- хлоп, Хлоп- хлоп- хлоп.
На меня теперь смотрите (делаем любое движение)
Точновсё вы повторите.
Раз-два-три, раз-два-три.
А теперь покажем ножки
И потопаем немножко.
Топ-топ-топ, Топ-топ-топ.
Покажи мне ручки, ножки,
Ими поиграй немножко (произвольные движения руками и ногами)
Раз-два-три, раз-два-три.
6. Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано –
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
7. На горе стоит лесок
круговые движения руками
Он не низок не высок
сесть, встать, руки вверх
Удивительная птица подает нам голосок
глаза и руки вверх, потянуться
По тропинке два туриста
Шли домой из далека
ходьба на месте
Говорят:”Такого свиста, мы не слышали пока”
плечи поднять
8. В лесу темно,
Все спят давно.
(Дети изображают спящих.)
Все птицы спят.
Одна сова не спит,
Летит, кричит.
(Дети делают взмахи руками.)
Совушка – сова,
Большая голова.
На суку сидит,
Головой вертит.
(Изобразить большой круг руками. Присесть, сделать повороты головой вправо, влево.)
Во все стороны глядит,
Да вдруг как полетит.
(Встать, сделать взмахи руками, бег на месте.)
9. Вновь у нас физкультминутка
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
10. Вот мы руки развели,
Вот мы руки развели,
Словно удивились,
И друг другу до земли
В пояс поклонились.
(Наклонились, выпрямились)
Ниже, дети, не ленитесь,
Поклонитесь, улыбнитесь.
(Выдох, вдох)
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И – направо! И еще
Через левое плечо!
Источники:
http://paidagogos.com/idei-fizminutok-dlya-urokov-v-nachalnoy-shkole.html
http://cyberleninka.ru/article/n/tematicheskie-fizkultminutki-na-urokah-v-nachalnoy-shkole
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2016/02/04/fizminutki-dlya-urokov-v-nachalnoy