«Чем отличается йога айенгара от хатха йоги» — наболевший вопрос учеников.
«Чем отличается йога айенгара от хатха йоги» — наболевший вопрос учеников.
Последние новости
Наша группа “В Контакте”
Мы в Инстаграм
Что такое йога Айенгара и чем она отличается от хатха-йоги?
«Чем отличается йога Айенгара от хатха-йоги или аштанга-йоги, или другой какой-нибудь йоги?» – это самый частый вопрос, который нам задают. И если бы ответы на него, хоть как-то помогали, не было, наверное, такого количества статей и интервью на эту тему. Ведь если никогда не пробовал манго, как понять, чем его вкус отличается, скажем, от личи, который тоже никогда не пробовал? Давайте разберемся вместе!
Первое, что нужно понять, когда слышишь такой вопрос — кто его задает, и зачем. Как правило, его задают люди, которые не первый раз задумываются о занятиях йогой, кое-что слышали про это и, возможно, хотели бы попробовать ею заниматься. Для таких людей, а среди них были и многие сегодняшние преподаватели йоги разных направлений, этот вопрос означает желание выбрать качественный «продукт», не ошибиться, не потратить свое время зря, а получить действительно ощутимый результат. Такова уж «эпоха потребления», в которую нам всем приходится жить и девиз которой – «получить как можно больше, потратив как можно меньше».
Второе, нужно понять, что необходимость делить, разбивать на лагеря и группы, организовывать рейтинги и соревнования — это черта, присущая, западной цивилизации. Для восточной же культуры имеют смысл традиция, передаваемая от учителя к ученику по линии преемственности, и метод, который прошел через века и сохранил свою глубину и ценность для каждого конкретного человека, кто является его приверженцем.
Если отвечать коротко на поставленный вопрос, то йога Айенгара не отличается от хатха-йоги, более того – это и есть хатха-йога в классической традиции. Она же есть и аштанга-йога, то есть дисциплина, состоящая из восьми частей. Но для европейцев, которые в поисках учения обратились к методу Шри Б.К.С. Айенгара, необходимо было как-то идентифицировать себя и то, чем они занимались в Институте йоги в Пуне. К тому же те результаты и огромная внутренняя сила, которую демонстрировал в преподавании Шри Б.К.С. Айенгар, настолько поразили и захватили его первых учеников с запада, что они никак не могли не ассоциировать йогу с именем своего учителя.
Но сам Айенгар в своих книгах и классах, разъясняя это, говорил о том, что роль учителя йоги заключается в способности передать древнее учение доступным его современникам языком, и в той форме, которая позволит без искажений и потери сути жить этой древней традиции и развиваться, чтобы преодолеть время, как это и было на протяжении 5000 лет существования этой дисциплины.
Обращаясь к истории йоги, можно проследить, как происходит такое постоянное обновление и уточнение традиции.
На современном этапе существование самых ранних знаний о техниках йоги датируется 3000 лет до н. э., а само понятие “йога” встречается в древнейшем литературном памятнике мировой истории – Ведах. Наиболее известным и законченным в своей композиции трудом по классической йоге являются ” ЙОГА-СУТРЫ” Патанджали. Предполагается, что они были написаны во 2 веке до н. э. и объединили в себе основные знания о йоге того времени. В них изложена система “аштанга-йоги”- йоги восьми частей и ведётся разговор о йоге-сознания, о морально-этических принципах и практике работы с умом. Патанджали совсем вскользь говорит о физических аспектах практики йоги. Считается, что данный труд был адресован посвящённым читателям, имеющим в своём арсенале большой опыт и дисциплину, стоящих на высоком уровне физического и интеллектуального развития.
Важно отметить, что, в отличии от западного взгляда на историю человечества, где она воспринимается как постоянное движение к прогрессу и развитию, восточный взгляд иной. В восточной традиции существует мнение о том, что человечество “движется по нисходящей”, все дальше уходя от истинного знания и духовных вершин. Именно этот аспект считается причиной появления в XV веке ещё одного труда, посвящённого йоге. Это “Хатха-йога прадипика” Сватмарамы. В нем даётся более прикладной взгляд на искусство йоги. В этом источнике мы находим техники по очищению тела и приданию ему сил для дальнейшего движения по пути йоги. Это объясняется тем, что ближе к нашему с вами времени уже не приходится говорить о глубоком понимании основ жизни и врождённых способностях к духовной практике, а необходимо для начала очистить тело и наполнить его силой и здоровьем, чтобы иметь возможность для дальнейшей работы с сознанием и для соблюдения тех самых морально-этических принципов жизни. Именно этот текст и дал название для практики, которая в большей степени известна, как «йога» в современном мире.
Таким образом, каждый последующий великий практик йоги, так или иначе, через осмысление самого искусства йоги, времени и достигнутых им вершин, считал своим долгом обратить внимание современников на тот аспект древнего учения, который требовал разъяснения именно на данном конкретном этапе истории.
Шри Б.К.С. Айенгар нашел для этого свой особенный «язык».
Важно понимать, что именно выверенная методика передачи учения хатха-йоги, созданная Шри Б.К.С. Айенгаром, и выделила его из большого количества учителей Индии, так как была обращена именно к людям, ведущим «западный образ жизни», то есть мало подвижный, изобилующий различными проблемами со здоровьем, не дающими возможности практиковать йогу и вкушать ее ценные плоды непосредственно. При этом Гуруджи, как уважительно называют Шри Б. К. С. Айенгара, ученики, всегда подчёркивал, что в своей практике он никогда не останавливался на телесном аспекте хатха-йоги, но через тело стремился получить доступ к мудрости раджа-йоги, йоги-сознания, описанной Патанджали.
Метод Айенгара — это классическая хатха-йога , являющаяся путем к более глубоким аспектам раджа-йоги Патанджали, переданная ему его учителем Тирумалаем Кришнамачарьей, который в свою очередь получил ее от своего учителя Йогешвара Рамамохана Брахмачарии. Это хатха-йога, подкрепленная рядом методик и техник, разработанных самим Гуруджи для безопасного освоения, неискаженного понимания и непосредственного выполнения всеми, кто в этом нуждается по тем или иным причинам. Именно эти методики и придали особый вид учению йоги в исполнении Шри Б.К.С.Айенгара.
О том, что это за особенности, Вы можете узнать из литературы, или других источников. Но самый лучший способ — попробовать эти методики и почувствовать их действенность. Ведь йога — это практическая дисциплина, призванная создать баланс между всеми составляющими того, что мы называем «человек» и только на практике этот баланс может быть достигнут.
Именно потому, что метод Шри Б.К.С. Айенгара не раз подтверждал такую возможность стараниями тысяч практиков по всему миру, он удостоился называться не просто йога, а йога Айенгара.
«Чем отличается йога Айенгара от Хатха йоги»
Йогу Айенгара можно считать классической хатха йогой. Это просто разновидность последней. Начиная практиковать ее, ученику объясняют значение и технику выполнения каждой позы. После чего учитель старается добиться идеальной отстройки асан при помощи специального оборудования (пропсов), это одно из основных отличий. Или без пропсов, если ученик обладает достаточной гибкостью. Вы можете помочь учителю, обратив его внимание на свои сильные стороны, ведь о них знаете только вы.
Если вы не обладаете достаточной гибкостью, на помощь придут ремни, кирпичи, болстеры и другое оборудование. Поэтому этот метод подойдет любому независимо от возраста или пола. Такая йога прекрасно подходит для пожилых людей, для людей имеющих проблемы со здоровьем. Полезна подобная практика будет для женского здоровья, ведь упражнения можно выполнять во время менструации и беременности по особой женской программе, что можно тоже выделить как отличительный фактор.
Использование вспомогательных материалов делает йогу Айенгара доступной для начинающих. У новичка в основном нет той гибкости, которую требуют асаны, но регулярные практики помогают это исправить благодаря регулярной практике.
Итак, асаны хатха йоги взяты за основу Айенгара йоги, но у нее есть свои особенности:
- Использование вспомогательных предметов.
- Строгая и точная отстройка позиций.
- Последовательность асан: от простых к сложным.
- Преимущество статического режима в тренировках. Каждая асана выполняется продолжительное время, а затем осуществляется плавный переход.
- Терапевтические классы для пожилых.
Но если у вас есть какие-то заболевания, лучше посещать уроки в группе или индивидуальные занятия с тренером. От домашней практики в таком случае лучше отказаться. Чтобы не навредить своему телу начинайте с малого и постепенно увеличивайте время занятий. Начать заниматься рекомендуется с опытным наставником, поэтому хорошо сначала пойти в специализированный центр йоги для обучения или съездить в йога тур.
При помощи Айенгара йоги вы можете избавиться от многих заболеваний. Если у вас артроз или проблемы с другими суставами выполнение асан тут более чем уместно. Но к выполнению нужно подходить правильно. Рекомендуется во время практики подкладывать под колени валики или одеяла.
Чтоб не навредить, нужно развивать одновременно задние и передние мышцы бедра. Первым шагов в лечении коленей правильное понимание неправильной работы, которая может усугубить эти проблемы. Лучше в этом вопросе довериться опытному мастеру.
Еще одной отличительной стороной можно назвать строгое распределение нагрузки в разных классах, а также распределение тренировок по неделям. Так первая неделя месяца посвящена работе стоя, вторая наклонам, третья прогибам и последняя неделя месяца посвящена восстановительной практике. Если вы начинаете свой путь в йоге, можно рекомендовать вам начинать с йоги по методу Айенгара. После освоения основных базовых асан, вы сможете найти себя в любой школе йоги.
«Чем отличается йога айенгара от хатха йоги» — наболевший вопрос учеников
Древнейшая йогическая наука самосовершенствования души и тела появилась так давно, что имена ее создателей скрыты от нас тайной веков. Значение этой индийской духовной сокровищницы настолько велико, что упоминание о ней можно найти во всех древнейших трактатах индуизма, таких как Ригведа, Веды, Упанишады, Бхагавадгита.
Создателями хатха-йоги считают Матсьендранатха и его ученика Горакшанатха, заложивших в X—XI веке традицию натхов. Именно она послужила основой для развития в средневековой Индии ее классического варианта.
У истоков хатха-йоги
В этой практике делается акцент на очищении тела, приводящего к освобождению ума (ха) и увеличению жизненной энергии праны (тха). В ней получили дальнейшее развитие асаны раджа-йоги Патанджали с добавлением к ним особых гимнастических элементов.
Заслуга Айенгара
Йога Айенгара – авторская методика древнейшей практики хатха-йоги, названная в честь ее создателя. Точнее было бы говорить не об отличии, а о детальной разработке ее пранаям и асан, позволившей наиболее полно адаптировать древнюю технику для людей современности.
Чтобы лучше понять особенности усовершенствованной им системы, надо знать историю и условия формирования личности ее основателя.
Беллур Кришнамачар Сундараджа Айенгар, выходец из небогатой семьи брахмана, родился в 1918 г. в индийском штате Карнатака. Перенеся в детстве несколько тяжелых заболеваний, мальчик был настолько ослаблен, что решил исцелиться с помощью йоги. Однако, пройдя суровую и жесткую практику у своего учителя, он понял, что такой интенсивный метод может подойти далеко не всем. Приступив к самостоятельным урокам со своими учениками он попытался переосмыслить полученный опыт.
В Индии в 30-х годах прошлого века йога не была широко развита как техника самосовершенствования, и в основном, к нему приходили люди, желающие улучшить свое здоровье. Не имея опыта в йоготерапии, юноша был вынужден изучить многие древние трактаты. Глубоко и детально он тренировался в мастерстве выполнения асан, уделяя занятиям по 10 часов в день.
Тогда и начинает формироваться его авторский стиль, отличный от предыдущей жесткой практики. Айенгар кардинальным образом трансформирует технику выполнения асан. Избегая особо болезненных поз, он придает большое значение наклонам вперед, позволяющим сделать позвоночник сильным и стабильным.
В течение долгих лет он проводит исследования лечебных эффектов асан и пранаям на организм человека.
Свою первую поездку в Европу гуру совершил в 1954 году. Благодаря ему древнее искусство, не слишком распространенное даже на своей родине, переживает второе бурное рождение. Запад глубоко и по-настоящему открывает для себя йогу. Учениками Айенгара становятся выдающиеся люди своей эпохи – крупнейшие политики, известные писатели, актеры и даже Ее Величество Королева Бельгии.
В 1966 г. в свет выходит его книга «Йога Дипика», которую повсеместно признают библией йоги.
Неоценимой заслугой Б. К.С. Айенгара является то, что он сделал хатха-йогу не привилегией касты избранных, а доступной для людей разного уровня физической подготовки — не зависимо от их возраста, здоровья, пола и расы. Доказательством тому может служить, что его система развития является сегодня самым известным и востребованным направлением йоги во всем мире.
Секреты йоги Айенгара
1. Все гениальное просто
Основным новшеством и отличием системы Айенгара от классической хатха-йоги является использование им для занятий особых приспособлений — пропсов. Так называются различные устройства в виде мягких валиков, деревянных брусков, подставок разной высоты и формы, одеял, ковриков с шероховатой поверхностью, стульев, ремней и веревок. Именно они обеспечивают опору для тела, необходимую для достижения правильного и устойчивого положения в асане.
Новички уже давно оценили незаменимую пользу этого арсенала. Например, если при выполнении Уттанасаны вы не можете сразу дотянуться руками до пола, достаточно опереться на поставленный перед собой кирпич. Не стоит расстраиваться и тем начинающим, кому на первом занятии для реализации этой асаны понадобится два кирпича. Постепенно, по мере совершенствования и увеличения гибкости вы сможете свести использование вспомогательных материалов к минимуму.
Таким образом, большой ассортимент приспособлений и их сочетание позволяют:
- Легко войти в практику людям с различной степенью подготовленности;
- Учитывать особенности строения и гибкости суставов каждого человека;
- Обеспечить комфорт и безопасность выполнения сложных асан.
Наиболее продвинутым ученикам пропсы помогут правильнее отстроиться в асане и выполнить более длительные фиксации. Использование приспособлений улучшает результаты при раскрытии суставов в различных прогибах.
В окончательном варианте они применяются только в упражнениях на расслабление или при их «пассивном» выполнении.
Целительная сила этих приемов заключается в проработке и излечении даже самых больных частей тела, хранящих энергетическую информацию о боли, напряжении и стрессе.
2. От простого к сложному
Еще одной отличительной особенностью школы Айенгара является построение постепенного развития практики. Он разработал многоуровневую структуру занятий, состоящую из подготовительного и четырех базовых уровней.
В программе каждого уровня осуществляется поэтапный переход от самых простых к более сложным асанам, с дальнейшим подключением пранаямы.
Посвятив много времени более углубленной и утонченной практике простых асан для начинающих, он придавал им особую роль в укреплении тела и подготовки к более высоким этапам тренировки.
Благодаря своей продуманной доступности она заслужила репутацию одной из самых мягких йогических техник, которая подходит даже людям с ослабленным здоровьем. Будучи в детстве очень болезненным ребенком, гуру доказал в результате многолетней практики исцеляющую и развивающую силу своего особого метода.
3. Метод вытяжения
Своеобразной чертой йоги Айенгара является углубленное раскрытие метода вытяжения тела в статичной позе. Асаны в этом стиле удерживаются более долгое время, чем в классической хатха-йоге.
Отличием от медицинских и спортивных методик является то, что вытяжение не принудительное, а основано на осознанных усилиях практикующего. Сокращение мышц приводит к усилению кровотока во всем организме, что позволяет ликвидировать застойные процессы и запустить систему самооздоровления.
Этому способствует и особая техника дыхания, детально разработанная Айенгаром для каждой асаны. Более глубокое дыхание не только вызывает усиленное снабжение крови кислородом, нормализует окислительные процессы в организме, но и восполняет запасы тонкой энергетической субстанции – праны. Праническое дыхание по методу Айенгара порождает положительные изменения и на ментальном плане. В результате уходят негативные эмоции, сознание человека успокаивается. Гармоничный внутренний настрой помогает увидеть окружающий мир в новом радостном свете и обрести новый смысл в жизни.
4. Женская йога
Революционным достижением этого направления является развитие «женской» йоги. Она основана на особом подходе к занятиям женщинами, отличающимся от общей системы хатха-йоги.
Интересно, что первыми учениками Айенгара в годы его юношеской практики были женщины, которые не могли заниматься под наставничеством взрослого мужчины. В те времена совместные занятия мужчин и женщин были не приняты. Женщины настояли, чтобы их обучал молодой человек, поэтому Шри Кришнамачар поручил своему ученику взять эту миссию на себя. Таким образом, юноша, сам недавно начавший практику, стал учителем в 17 лет.
Неоценимую роль в разработке методики сыграла дочь основателя Гита Айенгар. На протяжении всей своей жизни она изучала, как влияет практика на женский организм и здоровье. Результаты этого труда она описала в книге «Йога — драгоценность для женщины».
В женском варианте модифицирована техника асан и пранаям таким образом, чтобы они наилучшим образом воздействовали на женский организм и природу. Поэтому заниматься ею можно даже во время беременности и «особых» дней. Разработан также специальный комплекс упражнений для лица, направленный на укрепление и расслабление лицевых мышц. Такие занятия помогут женщине не только поддерживать физическое и душевное здоровье, но и сохранять внешнюю красоту долгие годы.
5. Йоготерапия
Глубоко проработанные Айенгаром механизмы воздействия различных асан на отдельные системы организма позволили создать специальные комплексы для их оздоровления. Они с успехом на протяжении долгого времени применяются в специальных терапевтических классах.
Такие заболевания как гипертония, остеохондроз, варикозная болезнь, почечная недостаточность, женские болезни и многие другие можно с успехом лечить, используя рекомендованные учителем асаны.
Важным моментом здесь выступает развитие осознанности в понимании процессов, происходящих в теле. Польза физических упражнений зависит напрямую от тренировки духа. Беспокойный ум порождает разбалансировку телесных процессов. Йоготерапия занимается гармоничным сочетанием и тончайшей настройкой каждого органа.
Когда Айенгара спросили, может ли помочь йога вылечить заболевание, он ответил, что она полезна в двух смыслах: то, что можно вылечить – излечивается, то, что вылечить нельзя – становится выносимым.
Источники:
http://www.yogaekagrata.ru/o-joge-ajengara/stati/item/871-chto-takoe-joga-ajengara-i-chem-ona-otlichaetsya-ot-khatkha-jogi
http://vk.com/@piligrimus-chem-otlichaetsya-ioga-aiengara-ot-hatha-iogi
http://yogavedi.ru/o-joge/chem-otlichaetsya-joga-ajengara-ot-xatxa-jogi.html