23 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Разгоняющий в бобслее. Бобслей

О БОБСЛЕЕ

Управлять бобом – это почти то же самое, что ехать по заледеневшей дороге, где между колесами и поверхностью почти нет трения, а при любом неожиданном движении или, например, нажатии на тормоз можно потерять контроль.

Представьте, что ваша машина открыта сверху и сзади, как боб, а ледяная трасса тянется больше километра. И это не прямая и ровная дорога – по большей части она идет под гору и состоит из множества сложных виражей. Одно неверное движение – и боб может перевернуться. Вот что значит сидеть в бобе.

Как и в случае с футболом, который в Америке называется «soccer», американцы – одни из немногих, кто называет этот спорт «bobsled». Большая часть стран говорит «bobsleigh». Но независимо от названия бобслей – это высокоскоростной вид спорта, основанный на точном соотношении мастерства и физики.

Для проведения соревнований по бобслею необходимы три вещи: экипаж, боб и трасса. Экипаж состоит из двух либо четырех спортсменов, которые управляют бобом, тормозят его и прибавляют саням вес. Каждый боб имеет аэродинамическую конструкцию и гладкие полозья, чтобы ехать как можно быстрее. Трасса обычно сделана из бетона и покрыта слоем льда. Спускаясь по трассе, боб развивает скорость ок. 80 миль в час (130 км/ч). Случается, что бобы переворачиваются.

Нетрудно догадаться, что спортсмен-бобслеист должен быть отважным и обладать хорошим чувством равновесия. Но, чтобы съехать на бобе вниз, требуется больше, чем просто координация движений и самообладание. Бобы весят больше сотни килограммов. Пилот и разгоняющий-брейкман (а также экипаж или разгоняющие в бобах-четверках) должны привести боб в движение. Их задача – пробежать как можно быстрее и запрыгнуть в боб до начала первого виража. Во время заезда спортсмены испытывают на себе сильнейшие перегрузки.

По этим причинам у большинства бобслеистов есть опыт в других требующих выносливости видах спорта, например, в регби или в легкой атлетике. Во время тренировочных заездов спортсмены должны показать свое мастерство в беге на короткие дистанции, прыжках, торможении и поднятии веса. Тренировка не ограничивается одним лишь съездом в бобе вниз по замерзшей трассе. Это еще и бег, и прыжки, и силовые упражнения. Разгоняющие занимаются тяжелой атлетикой особенно интенсивно, потому что на них ложится большая часть нагрузки по разгону боба.

Практически все, что связано с бобслеем, очень дорого. Расходы на конструирование и тестирование боба могут доходить до 100 000 €, а строительство новой трассы стоит миллионы. Перевозка экипажей – это еще одна статья расходов.

Без сцепления со льдом экипаж не сможет привести боб в движение. Поэтому все члены экипажа, чтобы улучшить сцепление, носят на старте ботинки с шипами. Шиповка напоминает щетку: шипы не более 1 мм длиной и не более 4 мм шириной, расстояние между ними составляет не более 3 мм. Бобслеисты надевают облегающие аэродинамические костюмы, которые сокращают сопротивление воздуха при спуске. Все члены экипажа должны носить защитный шлем, как правило, с забралом или защитными очками. Большинство пилотов носят перчатки, но некоторые их не одевают, чтобы достичь лучшего контакта с кольцами управления.

Бобслейная гонка начинается в зоне старта. Это прямой отрезок, достаточно широкий для того, чтобы бобслеисты могли толкать боб. Задача спортсменов – бежать как можно быстрее, поскольку эти толчки и сила тяжести являются для боба единственным источником скорости в течение всей гонки. Во время старта нагрузку создает любой добавленный экипажем для достижения максимального веса балласт. Даже если присутствует немного трения, более тяжелый боб трудней толкать.

Старт длится около шести секунд. Хороший старт имеет решающее значение: отрыв в 0,1 секунды на этом этапе может привести к отрыву в 0,3 секунды в конце гонки. Стартовав, бобслеисты запрыгивают в боб и сгибаются, чтобы достичь лучшей аэродинамики. Как правило, первым в боб запрыгивает пилот, а последним – задний разгоняющий (брейкман). Пилот и члены экипажа (в бобе-четверке) убирают складные ручки.

На этом этапе гонка в основном зависит от пилота и от силы притяжения. При помощи точных движений пилот ведет боб вниз по трассе. При необходимости члены экипажа смещают на поворотах свой вес. Задача пилота – найти линию, т.е. идеальную дорогу вниз по трассе.

Победа в соревнованиях по бобслею начинается задолго до зоны старта – она начинается с конструкции быстрого и мощного боба. Хороший боб использует для ускорения физические силы и уменьшает действие сил, замедляющих движение.

Ускорение вследствие силы тяжести – одно и то же для всех участвующих в заезде бобов. Это постоянная физическая величина, равная 9,8 м²/с. Тяга, трение и инерция, с другой стороны, меняются в зависимости от конструкции боба и могут повлиять на фактическую величину его ускорения. Каким бы сильным, быстрым и опытным ни был экипаж, он не сможет компенсировать следующие неучтенные в конструкции боба факторы:

  • Сопротивление воздуха: обтекающий воздух создает тягу, которая замедляет движение боба. При помощи воздушных каналов и компьютерной симуляции можно построить боб с максимальной аэродинамикой, снизив сопротивление воздуха и добившись, чтобы боб ехал быстрее.
  • Трение: Между гладким металлом и льдом возникает значительное трение, но для того, чтобы замедлить скорость боба, хватило бы и небольшого трения. По этой причине на быстрые бобы надеваются хорошо отшлифованные коньки, которые должны быть как можно тоньше и в то же время соответствовать требованиям FIBT. Коньки каждого последующего боба царапают и прорезают лед, так что экипажам, которые выступают позже, приходится преодолевать большее трение.
  • Инерция: Инерция предмета – это его масса, помноженная на скорость. Чем тяжелее предмет и чем быстрее он движется, тем больше у него инерции. А чем больше инерция – тем сложнее его остановить. То есть бобам с большей инерцией легче преодолеть действие тяги и трения. Соответственно, у экипажа с хорошим стартом и бобом с массой, приближенной к максимальной, есть преимущество на всех этапах гонки.
Читать еще:  Пожелания спортсменам своими словами. Поздравления с победой в соревнованиях в стихах, прозе, смс

Чтобы выиграть соревнования, экипаж с быстрым бобом должен обеспечить хороший старт, который задаст и скорость, и инерцию. В распоряжении экипажа – примерно 50 м, чтобы привести боб в движение и достичь скорости около 40 км/ч.

Привести боб в движение сложнее, чем продолжить движение, т.к. статическое трение (трение между неподвижным предметом и поверхностью, на которой он находится) – больше, чем трение скольжения. Во время управления бобом пилот использует каждую благоприятную возможность, поэтому часто он начинает толкать боб только после того, как тот приходит в движение, чтобы сэкономить силы.

Для проведения соревнований по бобслею необходимы три вещи: экипаж, боб и трасса. Экипаж состоит из двух либо четырех спортсменов, которые управляют бобом, тормозят его и прибавляют саням вес. Каждый боб имеет аэродинамическую конструкцию и гладкие полозья, чтобы ехать как можно быстрее. Трасса обычно сделана из бетона и покрыта слоем льда. Спускаясь по трассе, боб развивает скорость ок. 80 миль в час (130 км/ч). Случается, что бобы переворачиваются.

После старта в ход идут сила тяжести и инерция, которые ускоряют боб при его движении вниз. Задача пилота – выбрать оптимальную траекторию. Если проехать по виражу слишком высоко, то общее расстояние, которое должен пройти боб, увеличится, и на прохождение трассы потребуется больше времени. Если проехать слишком низко, то не удастся использовать центробежную силу, благодаря которой боб остается в движении при прохождении виражей.

В конечном итоге, все эти физические силы и действия спортсменов ведут к очень небольшому отставанию в результатах. Часто победители оказываются лишь на несколько сотых секунды быстрее экипажа, занявшего второе место.

Вид спорта бобслей: история появления и основные особенности

Бобслей – зимний вид спорта, входящий в олимпийскую программу. Он представляет собой спуск по ледовой трассе на специальных санях, называемых бобами. Сани управляются командой спортсменов, каждый из которых выполняет определенные функции. Ледовый желоб имеет множество поворотов, а скорость боба может достигать 150 км/ч, поэтому бобслей относится к категории наиболее опасных зимних видов спорта.

Ниже на фото вид спорта бобслей – экипаж-четверка.

История бобслея в датах

  • 1888 год. В Швейцарии англичанин Уилсон Смит для передвижения из Санкт-Морицы в Челерину использовал объединенные доской сани – так зародилась идея бобслея.
  • 1897 год. В Санкт-Морице организован бобслейный клуб, на базе которого были разработаны спортивные правила и определен состав команд, в них первоначально должно было быть 5 человек – трое мужчин и две женщины.
  • 1903 год. В Санкт-Морице построена первая бобслейная трасса.
  • 1904 год. Сконструированы первые в мире деревянные сани – прототип современных бобов.
  • 1908 год. В Австралии впервые в истории прошел национальный чемпионат по бобслею.
  • 1923 год. Для развития бобслея как вида спорта создалась Международная Федерация бобслея и скелетона.
  • 1924 год. Бобслей вносится в программу Зимних Олимпийских игр.
  • 1927 год. В Санкт-Морице прошло первое мировое первенство по бобслею.
  • 1932 год. Пятиместные сани заменяются на двух- и четырехместные.
  • 1980 год. Появление кубка мира по бобслею.
  • 1984 год. На Олимпиаде в Сараево советская двойка в лице Зинтиса Экманиса и Владимира Александрова впервые в истории отечественного бобслея завоевала бронзовые медали.
  • 1990 год. В соревнованиях начинают участвовать женщины.
  • 2002 год. Женщины получают право участвовать в Олимпийских играх.

Бобслейные стандарты

Существуют определенные требования к изготовлению бобов и стройке ледяных трасс. Сани должны быть выполнены из цельнометаллического корпуса и иметь обтекаемую форму. Закрепляются они к двум парам полозьев-коньков, первая из которых подвижная с рулем, а вторая неподвижная с тормозом.

Бобы бывают двухместные (так называемые экипажи-двойки) и четырехместные (экипажи-четверки). Длина двойки не должна превышать 2,7 м, а ее вес не больше 165 кг. Общий вес экипажа не выше 200 кг. Для четверки показатели следующие: 3,8 м, 230 кг и 400 кг, соответственно. У бобслеистов должна быть особая экипировка: облегающие аэродинамические костюмы, защитный шлем, очки, наколенники, шипованная обувь. Длина бобслейной трассы, как правило, составляет 1500-2000 м. Количество виражей различной степени трудности колеблется от 15 до 20 штук. Современные трассы выполнены из бетона, а по периметру желоба встроены холодильные трубы, поддерживающие необходимую температуру льда.

Описание вида спорта бобслея

Экипаж боба состоит из пилота и разгоняющего-брейкмана (или трех разгоняющих в четверках). Пилот, он же капитан команды, управляет санями с помощью поворачивающегося первого моста. Его главная задача – максимально точно вписаться в повороты, не задев стенок желоба. При касании желоба скорость боба заметно снижается, что влияет на результат заезда. В хвосте корпуса находится тормозящий, ответственный за остановку саней. Тормоз в виде гребенки находится между двумя мостами и позволяет останавливать боб в случае необходимости. В середине четверок находятся два толкача, которые обеспечивают разгон в самом начале, а при самом спуске они являются необходимым балластом, смещающимся на виражах в ту или иную сторону. Атлеты в таком виде спорта, как бобслей, физически крепкие и мощные (что не удивительно при весе боба и сильнейших перегрузках на трассах).

Читать еще:  Правда ли что сода сжигает жир. Сода сжигает жир

Тренировки спортсменов не ограничиваются лишь спуском по ледяному коридору: кардио-нагрузки и тяжелая атлетика также входят в тренировочный процесс. Тем не менее какой бы профессиональный экипаж не был, очень много в бобслее зависит от самих саней (как и в случае с гоночными болидами), поэтому многие страны уделяют повышенное внимание не только подготовке спортсменов, но и качеству бобов. Например, в Германии на исследования и разработку сверхсовременных бобов выделяются приличные средства, а бобы и их комплектующие постоянно совершенствуются. Многие страны даже нанимают шпионов, чтоб выяснить технологические новинки и секрет успеха у конкурентов.

Правила бобслея

Бобслей является командным видом спорта, поэтому в нем важны отточенные действия всех участников. Задача пилота и разгоняющих – при максимальном беге привести боб в движение на ходу запрыгнуть в сани, как можно эффективнее пройти трассу.

Именно хороший старт в большинстве случаев имеет решающее значение. Первым запрыгивает пилот, последним – задний разгоняющий. Каждый экипаж должен совершить 4 спуска. Победителем становится команда, которая набрала наименьшее суммарное время по результатам всех четырех заездов. При травме кого-то из членов экипажа в команде можно произвести замену. Если повреждается боб, то его можно заменить другими санями такого же вида. Спортсмены могут подвергнуться дисквалификации, если будут пойманы на различных спортивных ухищрениях. Например, за подогревом полозьев для лучшего скольжения или использованием дополнительной тяжести для увеличения скорости саней. Также спортсмены обязаны соблюдать все требования безопасности и не выходить на старт без необходимого обмундирования.

Вывод

Итак, бобслей является высокоскоростным видом спорта, ключевыми звеньями которого является команда (экипаж), боб и ледовая трасса. Экипаж включает двух или четырех спортсменов, каждый из которых выполняет конкретную функцию: управление, торможение, разгон. Спортсмены должны быть физически крепкими, выносливыми, иметь чувство равновесия. А так как бобслей опаснейший вид спорта, атлеты должны быть смелыми и отважными. Бобы с каждым годом совершенствуются, что напрямую влияет на соревновательные результаты. Именно от качества саней и профессионализма спортсменов зависят итоги заездов. Чаще всего команды отделяют друг от друга сотые секунды, а побеждает тот, кто смог выбрать идеальную траекторию, и чей боб технологически более совершенный.

Что нужно знать о бобслее, если вы собрались смотреть чемпионат Европы в Сигулде, где наши уже взяли золото?

Бобслей — зимний олимпийский вид спорта, который предполагает скоростной спуск по ледяной трассе на управляемых санях, называемых бобами. Хотя сейчас бобслей получил большую популярность, в нем не так-то просто разобраться. Отвечаем на главные вопросы.

Вопрос первый: что особенного в санях для бобслея?

Почему боб так называется, внятного ответа нет, тем более что по форме эти сани больше напоминают сигару. Боб установлен на стальном шасси. Внутри сани оборудованы местами для сидения экипажа, там же находятся руль и рычаг тормоза. Еще у боба есть две пары полозьев, которые отличаются по функциям. Задняя пара неподвижна, за счет нее держится баланс, а передняя — наоборот: с ее помощью осуществляются маневры. Все стандартные бобы делятся на двухместные и четырехместные и, естественно, отличаются по весу и размерам. Еще есть монобобы, которые используются в соревнованиях молодежи, но назвать их стандартными нельзя по двум причинам — во-первых это относительно новый класс инвентаря, а во-вторых, они не принадлежат спортсменам, а предоставляются организаторами, более того, достаются участниками по случайному принципу, жребием.

Длина двухместного боба — 2,7 метра, ширина 0,67 метра, а масса его не может превышать 165 килограммов. При этом совокупный вес членов экипажа должен быть не более 200 килограммов. Для четырехместного боба это 3,8 метра, 0,67 метра, 230 и 400 килограммов соответственно. Средняя скорость саней для бобслея — 135 км/ч.

Вопрос второй: что представляет собой трасса?

Трасса для соревнований по бобслею — это извилистый ледяной желоб с железобетонным основанием, имеющий различные по крутизне повороты и виражи. Длина трассы обычно составляет от 1500 до 2000 метров. Обязательное требование — на ней должно быть не менее 15 виражей с минимальным радиусом 8 метров, причем перепад высот должен быть от 130 до 150 метров.

Для соревнований высокого уровня используют преимущественно искусственные трассы. Трасса естественного происхождения, на которой проводят крупные старты, осталась всего одна и находится в Санкт-Морице (Швейцария). Эта трасса была открыта больше века назад — в 1902 году. Считается, что именно там и тогда зародились бобслей и скелетон. А в 1927 году в Санкт-Морице состоялся первый в истории чемпионат мира по бобслею.

Читать еще:  Новая Зеландия: коренное население. Новая Зеландия: плотность и численность населения

Трасса в Сигулде, на которой проходит ЧЕ, была построена в 1986 году и стала первой искусственной трассой в СССР. Строили ее для подготовки к Калгари-88, а место было выбрано во-многом благодаря сильным позициям прибалтов в сборной СССР.

Первая полноценная санно-бобслейная трасса в России открылась в 2012 году. Она была построена в ходе подготовки к проведению Олимпиады в Сочи в 2014-м. Официальное название объекта — Центр санного спорта «Санки». Спортивный комплекс находится в 60 километрах к северо-востоку от Сочи (недалеко от Красной Поляны). Вмещает комплекс 5000 зрителей. После Игр трасса стала использоваться в качестве тренировочного центра национальной команды. При этом «Санки» — не единственное в России место, где можно проводить сборы и соревнования. Так, в Московской области, в федеральном тренировочном центре «Парамоново», располагается еще один международный санно-бобслейный комплекс. Правда, сейчас он находится на реконструкции.

Вопрос третий: каковы основные правила бобслея?

Они относительно просты. Двигаясь со старта, команда должна максимально разогнать боб, держась за него одной рукой. Когда достигается максимальная скорость разгона, вся команда должна быстро вскочить в боб и занять в нем свои места. Летом, кстати, соревнования по бобслею включают в себя исключительно разгон. После посадки в боб спортсмены, в теории, могут меняться местами в нем во время движения, хотя на деле этого, конечно, не происходит, правило осталось от старых времен. Отсчет времени начинается с того момента, как только сани пересекут луч хронометра, расположенный после разгона. Разгоняющих выбирают обычно из физически сильных, мощных членов команды, на эти позиции приходит много легкоатлетов-спринтеров, тяжелоатлетов и вообще представителей скоростно-силовых видов спорта. В состязаниях по бобслею каждый экипаж совершает по четыре спуска, а побеждает тот, кто сделает это в суммарно кратчайшее время.

Помогает в этом особая экипировка. Обтягивающий костюм обладает компрессионным эффектом и снижает сопротивление воздуха. Забрало оснащено прослойкой из двойного пластика, чтобы не запотевало. На подошвах кроссовок — 680 маленьких шипов. Под костюм надевают специальную противоожоговую рубашку. Она спасает тело бобслеиста, когда его тащит по льду со скоростью свыше 100 километров в час. В таких условиях любая другая одежда загорелась бы.

Вопрос четвертый: что в бобслее — под строгим запретом?

Во-первых, в бобслее запрещено выступать без шлемов. Но это элементарная техника безопасности. В случае, если боб слетит с трассы, он может пролететь по непредсказуемой траектории, а спортсмены внутри него вряд ли сумеют избежать ударов, причем, что самое неприятное, — головой. Шлем, как и боб, изготавливается из карбона — высокопрочного материала. Но все-таки случаи травм в бобслее не такая уж и редкость, в интернете легко можно найти видео с перевернувшимися и даже вылетевшими с трассы бобами.

Во-вторых, нельзя иметь на шлемах и бобах несогласованную рекламу. Это уже вопрос спонсорских интересов и решается он с каждым спортсменом индивидуально.

В-третьих, нельзя искусственно нагревать полозья в бобе. Так сани быстрее разгоняются, а спортсмены показывают лучший результат. Правило это появилось не просто так. На Олимпиаде 2006 года в Турине сборную Германии обвинили в использовании запрещенных технологий, так как на их бобах были коньки якобы с подогревом. Доказать это не удалось. Сейчас полозья для всех сборных изготавливаются из стали, которая хранится на складе в Швейцарии. У каждого конька — свой серийный номер. Полозья при этом приходят в команды необработанными, то есть подготовку скользящей поверхности они должны делать самостоятельно.

«Разрешенный прием для механиков: увеличить скорость скольжения, изменив форму полозьев. 20 лет я экспериментировал с разными типами шлифовки, и вот теперь добился принципиально нового результата. Но своих секретов я не раскрою», — приводит слова механика сборной России по бобслею Йохана Валнера сайт «Первого канала».

Вопрос пятый: из какой страны самый титулованный бобслеист в истории?

В активе немцев Андре Ланге и Кевина Куске по четыре олимпийских золота — это абсолютный рекорд. Кроме того, Ланге — девятикратный чемпион мира и восьмикратный — Европы, а Куске восемь раз выигрывал первенство мира и шесть — континента. Несмотря на то, что победы на Олимпиадах они одержали, сидя в одном бобе, дальнейшие их карьеры сложились по-разному. Андре ушел из спорта по окончании сезона-2008/2009, а Кевин продолжил выступать до самого Пхенчхана-2018, где выиграл серебро в соревновании четверок.

По три золота Игр у соотечественников Ланге и Куске — Бернхарда Гермесхаузена и Майнхарда Немера, а список двукратных победителей Олимпиады довольно объемен. В нем сразу 11 спортсменов.

А на чемпионате Европы, который одновременно является предпоследним в сезоне этапом Кубков мира и проходит в латвийской Сигулде с 14 по 16 февраля, российскую команду представляют экипажи Алексея Стульнева и Ростислава Гайтюкевича в мужских соревнованиях и Надежды Сергеевой, Любови Черных и Алены Осипенко — в женских.

Сергеева и Мамедова в пятницу уже одержали победу в соревнованиях двоек, показав результат 1 минута 41,96 секунды.

Источники:

http://rusbob.ru/bobsley/
http://www.syl.ru/article/398513/vid-sporta-bobsley-istoriya-poyavleniya-i-osnovnyie-osobennosti
http://matchtv.ru/winter/matchtvnews_NI1154593_Chto_nuzhno_znat_o_bobsleje_jesli_vy_sobralis_smotret_chempionat_Jevropy_v_Sigulde_gde_nashi_uzhe_vzali_zoloto

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: