16 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Замковой сергей. Замки в хатха-йоге или энергетические замки – Бандхи

4 вида бандх:
для чего
в йоге нужны замки

При удержании бандх активизируется энергия, изначально скрытая в спинном и головном мозге.

«Бандха» в переводе с санскрита означает «связывать», «узы», «замок». Этимология слова точно описывает физические действия, необходимые для выполнения этих упражнений. Определенные группы мышц интенсивно сокращаются и напрягаются. Парадоксальный эффект замков заключается в том, что ощущения полной телесной и психической релаксации человек может добиться благодаря периодически повторяющимся чередованиям напряжения и расслабления мускулатуры. Иными словами, чтобы основательно расслабиться, необходимо предварительно волевым и осознанным усилием довести до гипертонуса определенные группы мышц.

Выделяют 4 вида бандх:

  1. Мула-бандха (на санскрите слово «мула» означает «основа» или «корень») – это замок волевого сокращения мышц промежности. При выполнении Мула-бандхи активизируются парасимпатические волокна крестцового сплетения, стимулируется сенсорно-моторная и вегетативная нервная система тазовой области, происходит локальное улучшение кровообращения и идет процесс интенсивной стимуляции нервов.
  2. Уддияна-бандха (на санскрите «уддияна» – «парящий, летающий высоко»). Во время волевого сокращения в области солнечного сплетения сжимаются органы пищеварения, надпочечники, почки и, что самое важное, само солнечное сплетение, в ре зультате чего продуцируется большое количество целительной энергии.

  • Джаландхара-бандха («джалан» на санскрите – «сеть», «дхара» – «поток текущей жидкости») – волевое сокращение мышц шеи, горла (сжатие горла). При ее выполнении человек выпрямляет шею, воздействуя тем самым на спинной и головной мозг. С одной стороны, во время упражнения оказывается серьезное влияние на работу гипофиза и эпифиза, а с другой (при выполнении Джаландхара-бандхи подбородок прижимается к груди) – идет воздействие на щитовидную, паращитовидные железы и тимус.
  • Маха-бандха, «великий замок», – комбинация трех вышеперечисленных бандх. В «Хатха-йога-прадипике» сказано: «Эта бандха останавливает движение праны вверх по всем нади, кроме сушумны, и дарует волшебные силы – сиддхи». Маха-бандха, представляя собой одновременное выполнение всех замков, служит настоящим омолаживающим средством. Во время ее удержания железы внутренней секреции начинают усиленно работать. Маха-бандха регулирует кровяное давление, уменьшает болезненность менструаций, улучшает кровоснабжение половых желез (семенников, яичников), делает эффективнее работу органов пищеварения.

    Замковой сергей. Замки в хатха-йоге или энергетические замки – Бандхи

    Существует очень интересное и тонкое понятие в йоге – энергетические замки. Почему замки и почему энергетические? В этом стоит разобраться поподробнее.

    Дело в том, что помимо физической тренировки мышц, суставов, в йоге большое внимание уделяется накоплению и перенаправлению энергии, на определенном этапе, даже больше, чем физической тренировке. В нашем теле постоянно циркулируют тонкие потоки энергии, у нас множество энергетических каналов, основным из которых является сушумна. Сушумна – энергетический канал в центре позвоночного столба, по которому движется прана – внешняя энергия, энергия жизни и Космоса, а также апана – энергия, выделяемая человеком. Апана – энергия нисходящая, энергия, отвечающая за выделительные процессы в теле человека, порождается она в самой первой чакре – муладхаре, она активна ночью, в отличии от праны.

    Если попытаться кратко и понятно выразить суть — бандх — это как раз-таки техники, объединяющие прану и апану, балансирующие эти два мощных потока. Йогин посредством практик и усвоения замков, направляет прану и апану, соединяет их в сушумне, пробуждая свою кундалини – энергию. Ведь не достаточно просто получить энергию с помощью практики, ее нужно уметь удерживать и направлять, только тогда йогин сможет открыть и очистить свои энергетические каналы, получить еще больше энергии для жизни.

    Бандхи – это в какой — то степени закрепление и окончание асаны. В идеале, асаны желательно проводить или заканчивать теми или иными бандхами. То есть, получая энергию в определенной асане, йогин концентрирует и закрепляет ее, а также управляет ее движением с помощью бандхи. Именно поэтому бандхи (замки) – называют именно энергетическими замками.

    Существует всего три основных бандхи: джаландхара бандха (шейный замок), уддияна бандха (пупочный замок) и мула бандха (корневой замок). Выполнение всех трех замков одновременно называется маха – бандхой (великим замком).

    На физическом плане – бандхи прорабатывают мышцы, которые вряд ли можно проработать просто так, в повседневной жизни. Они как-бы собирают тело. Кроме того, в практике пранаям, бандхи особенно важны. Они тесно связаны с кумбхакой – задержкой дыхания, йогин при этом получает намного больше благ от пранаямы.

    Выполнение замков

    Джаландхара бандха (шейный замок)

    В «Хатха – йоге Прадипике» так пишется о шейном замке:

    «….Напрягай горло и опусти подбородок к груди. Это называется джаландхара бандха. Помогает преотвращать старость и смерть…»

    Вообще, банхи выполняются в любой свободной удобной позе. Наиболее подходящие позы это – ваджрасана, сукхасана или падмасана (поза лотоса). Итак, сядьте в удобную позу. Сконцентрируйте свое внимание на макушке, закройте глаза. Постарайтесь тянуться макушкой как можно выше, при этом вы должны почувствовать автоматически, как ваш подбородок немного опускается к груди. Важно то, что именно первая концентрация должна быть не на шее, а на вытягивании макушки. Выполните вдох, и на выдохе замкните замок, как бы закрывая горло, опущением шеи к груди. Сконцентрируйтесь теперь на центре шеи, в области вишудхи – чакры.

    Польза этого замка заключается в следующем: во-первых, этот замок снижает внутричерепное давление, а также при удержании джаландхара бандхи происходит массаж щитовидной железы. При этом активно начинает выделяться тироксин – гормон щитовидки, обеспечивающий нормальный обмен веществ. Таким образом, практикуя шейный замок, мы помогаем нашему метаболизму. Энергетически, этот замок прекращает движения определенного вида энергии, отвечающего за нашу молодость в манипуру, вниз, где он сгорает. Таким образом, эта практика удлиняет нашу молодость. Я думаю, это как раз-таки связано с активной работой щитовидной железы. В общем, энергетические процессы, как известно очень взаимосвязаны с физикой тела.

    Также шейный замок помогает задерживать дыхание на более длительный срок, что важно при выполнении определенных пранаям.

    Джаландхара бандха противопоказана людям с гипертонией.

    Уддияна бандха (брюшной или пупочный замок)

    Сядьте в удобную позу. Сконцентрируйтесь на дыхании. Выполните вдох и на выдохе, задержите шейный замок, перекройте горло. Потяните диафрагму и втяните живот как можно сильнее. В месте солнечного сплетения должна образоваться впадинка, это значит, что в легких нет воздуха, диафрагма подтянута. Оставайтесь в задержке сколько сможете. Концентрируйтесь на солнечном сплетении – манипуре чакре. Далее плавно (очень плавно) сделайте вдох и наполните воздухом легкие.

    Практиковать уддияна бандха необходимо ТОЛЬКО натощак или не кушая перед выполнением пару часов.

    Это очень полезный замок. Он убирает все расстройства желудка и кишечника: запоры, поносы, колиты. Помогает протолкнуть застоявшуюся кровь, производит массаж внутренних органов. Кроме того, этот замок стимулирует надпочечники, гормональные процессы идут сильнее, и у человека наблюдается рост активности.

    На энергетическом плане, уддияна бандха гонит апану (нисходящую энергию) вверх, в манипуру. Пробуждается энергия Шакти, далее уже можно дальше направлять апану, соединенную с праной в высшие центры.

    Противопоказана уддияна бандха при беременности, менструации, а также при язвенных заболеваниях желудка и гипертонии.

    Мула бандха

    «Прижатие промежности или влагалища пяткой и сжатие прямой кишки, так что апана – вайю движется вверх – это мула бандха…» — «Хатха — Йога Прадипика»

    Пожалуй, самый важный замок на начальных этапах практики йоги. Корневой замок связан с корневым центром – муладхарой, и научиться работать с ним очень важно – ведь это центр выживаемости нас в этом мире.

    В любой удобной позе сконцентрируйтесь на точке в районе копчика. Вдохните и на выдохе, сожмите мышцы ануса и промежности (влагалища у женщины). Ощущение должно быть, как будто вы соединяете «в одну точку» мышцы ануса и лобковые мышцы, конечно физически это невозможно, просто так легче объяснить, что нужно делать. Оставайтесь в задержке какое-то время. Полезно выполнять около 20 циклов за время практики.

    Это очень важный замок. Он регулирует половую сферу, удерживает сексуальную энергию, может помогать при задержке семяизвержения. На этом замке, как раз-таки, основаны даосские техники задержки семени при половом акте. Происходит массаж внутренних органов, усиливается выделение половых гормонов. Апана движется вверх, поднимается жар в теле, этот замок очень важен для пробуждения кундалини. Этот замок – как мощный импульс, проталкивает апану к пране, направляет ее в сушумну, пробуждает нашу кундалини. Человек, практикующий мула бандху не ведом инстинктами и низшими эмоциями, он умеет контролировать свою сексуальную энергию.

    Очень полезно выполнять этот замок беременным женщинам. Женщинам, при выполнении замка, необходимо фокусироваться на области шейки матки (считается что ее сжатие и расслабление происходит при мула бандхе). Этот замок очень поможет в процессе родов, облегчит процесс.

    Вообще выполнение этой бандхи, усиливает в дальнейшем ощущения при половом акте, как тренируются мышцы промежности.

    Стоит отметить, что практика бандх должна быть постоянной и систематической. Рассматривайте это в первую очередь как энергетические процессы. Старайтесь чувствовать подъем энергии в высшие центры, осознавать и ощущать мир именно «верхами». Практика бандх очень поможет в этом.

    Бандхи – энергетические замки

    Важно понимать, что бандхи должны практиковаться с полным осознаванием и пониманием техники выполнения. Основные правила и противопоказания описаны в этой статье. Опытный инструктор сможет помочь вам скорректировать правильное выполнение бандх в зависимости от ваших личных физиологических особенностей.

    Набхи-бандха

    Техника выполнения: Техника выполнения набхи-бандхи очень простая – вы просто касаетесь неба кончиком языка. В трактатах по йоге говорится, что йогин все время удерживает эту бандху, кроме тех случаев, когда он ест или говорит.

    Виды практики:

    Вайю-набхи-бандха – этот вариант упражнения выполняется, когда вы касаетесь кончиком языка неба сразу за верхними зубами. Это обычный вариант набхи-бандхи. Воздействие этой практики – поддерживает циркуляцию вайю-праны, энергии стихии воздуха в теле человека.

    Агни-набхи-бандха – касание языком твердого неба, в том месте, где оно переходит в мягкое небо. Лучше всего применять этот вариант бандхи во время практики мудр и пранаям. Активирует энергию стихии огня в нашем теле.

    Джала-набхи-бандха – касание кончиком языка мягкого неба, как можно ближе к глотке. Применяется при практике пранаям и созерцательных техник. Активирует «сому» или энергию «нектара» в нашем теле.

    Концентрация внимания: Во время выполнения набхи-бандхи, внимание удерживайте в области межбровья (аджна-чакра).

    Энергетический эффект:

    Набхи-бандха соединяет энергетические каналы арохан и аварохан, расположенные на передней и задней части нашего тела. Вместе с мула-бандхой не дает энергии покидать наше тело, «закольцовывает» оба эти канала.

    Эффект для сознания:

    Прекращает болтовню – как на уровне внешнего общения, так и внутри ума.

    Джаландхара-бандха

    Техника выполнения: Займите любое удобное положение с ровной спиной. Помните, прямое положение позвоночника на протяжении всей практики – залог правильного выполнения!

    Сконцентрируйте все внимание на макушке (важно понимать, где именно у вас находится макушка – от этого зависит правильность выполнения этой бандхи). Затем начните тянуться макушкой вверх. При этом подбородок уйдет немного вниз, к грудной клетке.

    Самая распространенная ошибка: Самой распространенной ошибкой, при выполнении джаландхара-бандхи, является то, что практикующий стремится опустить подбородок на грудь. Важно помнить, что первым делом мы тянемся макушкой вверх, положение подбородка – вещь второстепенная.

    Перед выполнением этой бандхи сделайте глубокий вдох и полный выдох. Выдохнув, закройте просвет дыхательного горла и выполните задержку. Чтобы понять, как закрыть просвет дыхательного горла, несколько раз сглотните. Во время глотания, мы это делаем автоматически, чтобы пища и вода не попадали в дыхательные пути. Уловите суть этого движения и научитесь делать его, независимо от глотания.

    Концентрация внимания: Во время выполнения джаландхара-бандхи, внимание все время остается зафиксированным в центре шеи, в области вишудхи-чакры.

    Противопоказания: Джаландхара-бандху не следует делать людям, страдающим гипертонией или сердечно‑сосудистыми заболеваниями. Хотя вначале она понижает кровяное давление, освобождение подбородочного замка (при подъеме головы) может вызывать учащенное сердцебиение.

    Физиологический эффект:

    Эта бандха помогает удерживать задержку дыхания дольше, чем обычно – это обусловлено ее воздействием на сонные синусы. Во время ее выполнения происходит массаж щитовидной железы, которая вырабатывает тироксин (гормон, отвечающий за метаболизм в организме и темп его старения), тем самым изменяя ее интенсивность работы.

    Энергетический эффект:

    Джаландхара-бандха помогает нам контролировать течение праны в теле. Благодаря ее выполнению мы прекращаем «протекание» потока энергии бинду-висарги (нектара безсмертия) в манипуру, где он сгорает в нашем внутреннем огне. Предотвращая этот процесс, мы останавливаем процесс старения и продлеваем нашу молодость. Фактически, джаландхара – это некий «инструмент», с помощью которого мы можем воздействовать на процессы старения в нашем организме.

    Эффект для сознания:

    Джаландхара-бандха вызывает умственное расслабление и является предварительной практикой для медитативных состояний.

    Упоминание в трактатах:

    В писаниях йоги имеются многочисленные упоминания о джаландхара бандхе. Вот несколько из них, взятые из текста Хатха Йога Прадипика:

    «Напрягай горло и опусти подбородок к груди. Это называется джаландхара бандха и помогает предотвращать старость и смерть».

    «Она блокирует все нади в шее, задерживает падение амриты (божественной жидкости), которая капает с небес. Ее следует делать для лечения болезней горла».

    «Сокращение горла при джаландхара бандхе препятствует попаданию амриты в пищеварительный огонь. Таким образом сохраняется прана (то есть, прана контролируется и направляется в сушумну ; поток праны в других нади прекращается)».

    «Это сокращение горла также останавливает течение праны в ида и питала нади (связанное с движением дыхания в левой и правой ноздрях). Это блокирует течение праны в шестнадцать адхара и направляет ее в сушумну ».

    Эти четыре шлоки дают богатую почву для размышлений и показывают важность джаландхара бандхи. В Йога Чудамани Упанишаде также немало говорится об этой практике:

    «Садхака (искатель) должен сидеть в падмасане, сложив руки на коленях. Подбородок должен быть опущен к горлу. Следует думать только о Брахмане (высшем), задерживая дыхание. Таким образом садхака будет обретать огромную силу и знание».

    «Тот, кто способен удерживать элемент акаши (эфира) и жидкости, стремящиеся вниз, избавится от любого разочарования и недовольства».

    «Посредством практики джаландхара бандхи сдерживается нектар амриты, который склонен стекать вниз из центра головы. Нектар не попадает в огонь (не сгорает) и пранические силы тела лишаются возможности двигаться туда‑сюда».

    Удияна-бандха

    Техника выполнения: Сядьте в любое удобное положение с ровной спиной. Сделайте полный вдох, затем максимально полный выдох. В конце выдоха, можно сделать «довыдох» – с силой вытолкнуть остатки воздуха из легких. Полностью выдохнув выполните задержку дыхания. Во время задержки перекройте щель дыхательного горла. Для того, чтобы это сделать несколько раз сглотните. Во время глотания перекрывание дыхательного горла происходит автоматически – таким образом вы почувствуете, как это делать.

    Перекрыв просвет дыхательного горла, втяните живот и подтяните вверх диафрагму. Если вы все сделали правильно, то в солнечном сплетении (треугольник – место, где сходятся нижние ребра) получится «впадина» – это значит что в легких нет воздуха, а диафрагма втянута вверх. Удерживайте задержку комфортное количество времени. Затем расслабьте живот и очень плавно вдохните. Следите за тем, чтобы вдох был плавным и воздух медленно наполнял легкие, а не врывался в него.

    Важно! Удияна-бандху необходимо выполнять только на пустой желудок. То есть, лучшее время для ее выполнения – утром, натощак. Если вы выполняете удияну днем или вечером, подождите, пока пройдет от 2 до 4 часов после последнего приема пищи.

    Концентрация внимания: Во время практики внимание удерживайте в области солнечного сплетения (манипура-чакра).

    Противопоказания: Удияна-бандху не следует делать, если у вас есть язвы желудка или кишечника. Также эта практика противопоказана всем людям с повышенном кровяным давлением и пороком сердца.

    Не стоит выполнять ее женщинам во время месячных и беременности.

    Физиологический эффект:

    Является прекрасным целебным средством при различных желудочных инфекциях. Помогает для восстановления желудочно-кишечных функций и является прекрасным самомассажем внутренних органов. Стимулирует кровообращение и выведение токсинов.

    Во время практики, весь живот сжимается, как губка, что приводит к выдавливанию застоявшейся крови. Это вливает новые силы во все внутренние органы. Практика помогает устранять или предотвращать большое число заболеваний органов брюшной полости, в том числе несварение, запор, колит, диабет, если они не слишком серьезны или не являются хроническими.

    Кроме того, происходит нормализация работы надпочечников, в результате чего вялый человек становится более энергичным, а нервозный или перевозбужденный – расслабляется.

    Энергетический эффект:

    Удияна-бандха перенаправляет энергию апаны вверх, соединяя ее с прана-вайю и самана-вайю в манипура-чакре, высвобождая энергию-Шакти, которую затем мы можем направить вверх в аджна-чакру.

    Эффект для сознания:

    В «Хатха-йога прадипике» сказано, что эта практика «самопроизвольно вызывает мукти (освобождение, состояние йоги)».

    Упоминание в трактатах:

    Уддияна бандха упоминается в большом числе древних Текстов. К ним относятся Хатха Йога Прадипика, Гхеранда Самхита и Йога Кундалини, Дхьяна Бинду, Йога Таттва и Чудамани Упанишады. Мы не будем приводить цитаты из всех этих тестов, поскольку они очень похожи друг на друга. Мы дадим всего несколько примеров. Наиболее подробно эта практика описана в тексте Хатха Йога Прадипика:

    «Зажим, который заставляет прану течь вверх по сушумне, все йоги называют уддияна».

    «Практика, которая будет описана, заставляет птицу (праны) после периода отдыха взлетать вверх».

    «Втягивание живота в области пупка назад и вверх называется уддияна. Это лев, который бросает вызов слону смерти».

    «Практика уддияна бандхи, описанная йогами, очень легка в выполнении. Регулярные занятия даже старику придают вид юноши».

    В Бараха Упанишаде говорится:

    «Дыхание следует за жизнью так же, как тень следует за объектом. Уддияна – это практика, заставляющая вечно неугомонное дыхание взлетать вверх…»

    «Чтобы серьезно практиковать уддияну, нужно есть доброкачественную пищу и в малых количествах».

    Мула-бандха

    Техника выполнения: Сядьте с ровной спиной. Сожмите все мышцы малого таза (мышцы ануса, половых органов и промежности между ними). По-настоящему, необходимо сжать только мышцы промежности между анусом и половыми органами. Однако, как правило, человек не умеет отдельно управлять этими мышцами. Потому, начиная практику сжимайте все мышцы промежности. С прогрессом в практике, вы научитесь управлять ими по отдельности.

    Во время сжатия этих мышц, должно появиться ощущение, что вы втягиваете промежность внутрь таза.

    Концентрация внимания: Во время выполнения бандхи внимание удерживаем в месте напряжения мышц (область муладхара-чакры).

    Противопоказания: Мула-бандху не следует делать людям, страдающим гипертонией или сердечно‑сосудистыми заболеваниями. Хотя вначале она понижает кровяное давление, освобождение подбородочного замка (при подъеме головы) может вызывать учащенное сердцебиение.

    Так же, не стоит выполнять это упражнение женщинам во время менструации. Можно только слегка приводить в тонус мышцы промежности.

    Физиологический эффект:

    Мула-бандха является прекрасной профилактикой всех заболеваний мочеполовой системы организма. В медицине это упражнение известно, как «упражнение кегеля» и рекомендуется женщинам для профилактики мочеполовых болезней ,а также для тренировки мышц влагалища перед родами.

    Энергетический эффект:

    Главная цель мула-бандхи – с помощью внутреннего тепла, которое появляется во время практики, пробудить спящую энергию Шакти-Кундалини. Происходит это из-за перенаправления течения апана-праны, которая в обычном состоянии человека стекает вниз и покидает наше тело.

    Если попытаться обьяснить в одной фразе процесс, который происходит во время выполнения мула-бандхи, то мы со здаем мощный импульс, который «впрыскивает» энергию апаны в центральный канал сушумну, очищая не только физическое тело, но и физическое.

    Эффект для сознания:

    Благодаря энергетическому эффекту мула-бандхи, человек перестает быть ведомым неконтролируемыми сексуальными импульсами, а также – подсознательными вспышками агрессии. Благодаря практике, человек учится управлять сексуальными и эмоциональными импульсами, становится более осознанным и целеустремленным.

    Упоминание в трактатах:

    Эта важная практика йога тантры широко упоминается в древних источниках. Одно из самых полных описаний дается в 4‑й главе текста Хатха Йога Прадипика:

    «Прижми пятки к промежности и сильно сокращай ее. Тяни апану вверх. Это известно как мула бандха».

    «Нисходящее действие апаны следует направлять вверх путем сокращения промежности».

    «Мула бандха вызывает соединение праны и апаны, а также нады и бинду. Это принесет совершенство в йоге. На этот счет нет никаких сомнений».

    «Благодаря этому разжиганию огня, апане и пране, пробуждается спящая кундалини; она выпрямляется, подобно змее, которую бьют палкой».

    «Кундалини входит в брахма нади так же, как змея вползает в нору. Поэтому йогу следует ежедневно практиковать мула бандху».

    Кроме того, мула бандха подробно описана в текстах Йога Чудамани Упанишада и Гхеранд Самхита. В последнем тексте дается такое резюме:

    «Тем, кто хочет пересечь океан самсары (мира иллюзии), следует практиковать эту бандху в уединенном месте. Практика приносит контроль над праной, находящейся в теле. Выполняйте ее в безмолвии, со вниманием и решимостью. Вся апатия исчезнет».

    Источники:

    http://yogajournal.ru/body/practice/forbeginners/4-vida-bandkh-dlya-chego-v-yoge-nuzhny-zamki/
    http://getalife.ru/bandxi-energeticheskie-zamki-zachem-oni-nuzhny
    http://meditation-portal.com/bandkhi-ehnergeticheskie-zamki/

    Читать еще:  Мария Пасека: как тренируются спортивные гимнастки. Наклон к прямым ногам
  • Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:

    Adblock
    detector