101 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Упражнение коллаж для тренинга. Психологические коллажи: как они работают? Ритуалы безболезненного расставания с компанией

Тренинг с педагогами “Корзина сюрпризов” (с использованием арт-техники «Коллаж»)

Цель: Развитие самосознания, развитие чувства целостности группы, развитие образно-символического мышления. Снятие эмоционального напряжения.

Задачи: Помочь осознать свои характерологические особенности (поиск индивидуальных особенностей) и предпочтения и понять, что он, как и любой человек, уникален и неповторим. Развивать эмоциональное принятие себя, повысить уверенность в себе. Развитие рефлексивных навыков в группе. Снятие эмоционального напряжения. Активизация воображения и образно-символического мышления.

Материал: Лист А3, карандаши, краски, фломастеры, клей, салфетки, картинки, вырезки из журналов.

Ход занятия

1. Ритуал начала занятия.

Задачи: помочь установить контакт, создать положительный настрой.

Игра-приветствие «Взаимное цитирование»

Участники сидят по кругу. Круг – это возможность открытого общения, форма круг создает ощущение целостности, завершенности, настраивает группу на совместную работу.

– Здравствуйте, я рада вас видеть! Начнем наше занятие с приветствия. Я два раза стучу ладонями по коленям и дважды произношу свое имя «Екатерина Павловна», а затем хлопаю в ладоши над головой, называя кого-нибудь другого, например «Татьяна Александровна», услышав свое имя, сначала два раза стучит свое имя по коленям, называя себя «Татьяна Александровна», а потом хлопает в ладоши и называет кого-нибудь другого, например «Наталья Сергеевна». Теперь Наталья Сергеевна перенимает ход и так далее.

2. Основная часть занятия.

Задачи: Привлечь участников к индивидуальным особенностям человека, активизация воображения и образного представления, снятие напряжение, развитие самосознания, формирование позитивного отношения к себе. Развитие рефлексивных навыков.

Игра «Мяч в кругу»

Все участники встают в круг.

– У каждого из нас есть то, что он ценит: любимые родители, верный друг, хорошая книга. Сейчас мы будем передавать мяч по кругу. Тот, в чьих руках окажется мяч, назовет то, что он считает самым важным и ценным.

Упражнение продолжается до тех пор, пока мяч не побывает в руках каждого участника 2-3 раза.

Следующая игра, в которую мы поиграем, называется «Кто ты?»

– Каждый участник придумывает себе какое-нибудь смешное прозвище (например, метла, пузырек, расческа и др.) Затем с помощью считалки выбирается водящий. Он начинает задавать вопросы игрокам. Отвечая на них, игрок должен употреблять только придуманное слово, при этом сохраняя серьезное выражение лица.

Например, водящий подходит к тому, кто назвал себя «метлой», и строго предупреждает:

– Кто ошибается, Тот попадается!

Кто засмеется, Тому плохо придется!

Далее следует диалог, например:

– А что ты ел сегодня утром?

– А на чем ты приехал сегодня в детский сад?

Когда вопросы закончатся или игрок рассмеется, водящий меняется.

Задание «Корзина Сюрпризов»

Участники сидят за столами, перед ними лежат чистые листы А3, клей, салфетки, карандаши, фломастеры, краски, кисти. На отдельном столе разложены вырезки из журналов и газет.

– Сегодня мы будем не просто рисовать, а работать в технике «Коллаж».

Мы будем дарить друг другу сюрпризы. создавать «Свой мир. Что в себя включает мир человека? (обсуждение) Правильно, это может быть и ваши предпочтения в еде, одежде, то, какие у вас друзья, семья, есть ли домашние животные. Это и увлечения, любимые места, где вам комфортно находится и т.д.

В качестве материалов вы можете использовать вырезки из газет, журналов, которые что-либо символизируют. Например, для меня картинка с изображением веселого клоуна символизирует веселье, радость, праздник. Если я выберу эту картинку, чтобы наклеить в «Мой мир», то это значит, что я люблю совой День Рожденья. А еще я выбираю картинку, где изображены дети. Для меня это означает, что я очень люблю свою работу, я в окружении замечательных детей.

Выбранные картинки приклеиваются к основе, на лист А3, а для завершения можно фломастерами, красками или карандашами закончить свой образ, а именно, что-то дорисовать или подписать.

В процессе работы участников, психолог помогает разрешить возникающие трудности, разногласия, оказывает направляющую помощь в случае затруднений.

3. Завершение занятия (ритуал прощания).

Задачи: развитие чувства целостности группы, развитие чувственной опоры, помощь в организации обратной связи, развитие ощущения собственной значимости, развитие рефлексивных навыков.

После изготовления коллажа (любой коллаж), каждый участник:

  1. Представляет свою работу, комментируя, что он хотел отразить своей работой, озвучивает свою.
  2. Озвучивает свое эмоциональное отношение к процессу составления коллажа и к результату (нравится или нет). Что именно нравится, что не нравится. Если коллаж не нравится, что мешало сделать свой продукт таким, каким хотелось бы. И насколько активен был человек, чтобы добиться именно того, чего хочется.
  3. Время, затраченное на процесс и аккуратность, и тщательность выполнения работы. Здесь можно говорить о том, насколько мотивирован участник на работу и как следствие на психологические изменения или процесс обучения (в зависимости от направленности группы).
  4. Какие картинки (образы) выделяются в коллаже – как смысловые, значимые темы. Как правило, картинка, которая особенно выделяется в коллаже, является наиболее значимой для клиента темой.
  5. Наличие или отсутствие на коллаже тех или иных сторон, отражающих тему (однобокость). Например, коллаж на тему «такой я» может состоять полностью из профессионального отражения себя участником. При этом все другие сферы жизни отсутствуют. Как правило, в коллаже отражается актуальное видение ситуации, и часто косвенно эта работа может отражать причины психологических проблем участников.
  6. Четкость вырезания картинок (например, все вырезки прямоугольной формы), наличие четких рамок вокруг каждого изображения или, наоборот, выход за рамки листа, когда изображения накладываются один на другой, плотно наполняя весь лист, или под одним изображением скрывается другой и т.д.
  7. Наличие пустых мест или, наоборот, ощущение переполненности, пестроты и хаоса от коллажа с отсутствием свободного места даже между картинками – очень часто можно проводить параллели с жизнью клиента (например, пустота, наличие белых пятен или насыщенность и суета в жизни). Очень часто человек заполняет свою жизнь до отказа, пытаясь таким образом «убежать от себя», от своих проблем, осознание своей жизни – и через «такую мелочь», как вначале кажется участникам, может вывести на достаточно глубокие темы.
  8. Желание уничтожить свою работу как завершенную, так и незаконченный коллаж или рисунок, может отражать либо травматичный опыт клиента, который не может быть интегрированным, либо очевидный внутренний конфликт. Арттерапевт, как правило, не препятствует уничтожению работ, но в то же время важно выяснить, с чем связано такое желание клиента и от чего именно он хочет избавиться в своей жизни таким образом.

– А сейчас, встаньте, пожалуйста, в общий круг. Один из вас выходит в середину круга, другой подходит к нему и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит следующий участник, берет за свободную руку кого-либо из вас, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» Так до тех пор, пока все не окажутся в новом кругу. Возьмитесь крепко за руки, молча посмотрите друг другу в глаза и улыбнитесь. Спасибо!

психологические упражнения для тренингов

Тренинг по арт-терапии «Коллаж обновленной реальности или мечты»

Концептуальное введение:

Коллаж (фр. collage – приклеивание, наклейка), техника создания картины или графического произведения путем применения различных наклеек из плоских (фотографии, билеты, ткани, вырезки из газет и цветной бумаги и т.д.) или объемных (проволока, дерево, веревки, металл) материалов. Техника коллажа может использоваться в композиции произведения для усиления значимости двух аспектов: 1) чисто формального, когда художественный образ создается размещением или наслоением друг на друга определенных материалов, различной формы, цвета и т.д. и 2) иллюстративного (например, так называемый фотомонтаж), когда изобразительный материал на определенную тему вырезается из книг и журналов и благодаря перемещению из обычного контекста в непривычное окружение получает новую интерпретацию[1]. Считается, что технику коллажа изобрел Жорж Брак в 1910, хотя примерно в то же время свои первые коллажи создал и Пикассо. С 1912 оба художника систематически работают в этой технике, коллаж становится характерной особенностью живописи синтетического кубизма. Период кубизма в творчестве обоих художников характеризуется поисками радикально новых способов создания картины, поэтому они стали включать в свои живописные и графические работы фрагменты газет, этикетки от бутылок и т.п. печатные материалы. Добавление к художественному произведению таких элементов поражало зрителей тем, что «реальный мир», с его собственными пространственными и тактильными качествами, был соединен на полотне с иллюзионизмом живописи. Эта смесь реальности и иллюзии в дальнейшем часто усложнялась использованием живописных «обманок», имитировавших поверхность дерева, мрамора и т.п.

Читать еще:  Кисельная диета - самая простая и полезная! Отзыв: Можно ли похудеть на киселе.

Среди первых, кто заимствовал у кубистов технику коллажа, были футуристы, работавшие в Италии до Первой мировой войны (Карло Кара, Джино Северини). Их коллажи наполнены жизненной силой и энергией. Часто сюжетом становился противоречивый мир современной техники: шум, скрежет колес поезда и лозунги протеста передавались с помощью включенных в композицию столкновений слов и фрагментов предложений. Как новую, нетрадиционную технику коллаж использовали дадаисты, разочарованные бессмысленностью современного общества и несоответствием традиционного искусства их воззрениям (Курт Швиттерс, Ханс Арп). Коллажи дадаистов наилучшим образом выражали отрицание искусства как приятного для глаза изображения жизни. Будучи составленными из предметов ежедневного окружения человека, они сами принадлежали к сфере «жизни». В отличие от тщательно продуманных соотношений форм в искусстве, в коллаже подчеркивались элементы случайного, импровизированного, которые, как считали дадаисты, более присущи жизни, чем искусству. Например, Ханс Арп разбрасывал как придется элементы будущего коллажа по предназначенной для него поверхности и затем приклеивал их. Последователями дадаистов были сюрреалисты. Их привлекало отсутствие связи между отдельными элементами коллажа, что составляло прекрасную параллель миру сна, свободных ассоциаций и других проявлений подсознательного, которые они стремились раскрыть. В отличие от кубистов сюрреалисты подчиняли форму и цвет образному содержанию произведения. Например, Макс Эрнст вырезал гравюры из старых научных каталогов и соединял их так, чтобы получалось нечто, напоминающее кошмарный сон по своему ощущению сновидение. Более чем какое-либо другое направление в живописи сюрреализм расширил сферу применения и технические возможности коллажа: художники активно использовали случайные эффекты, например изобрели «деколлаж», отрывая куски от уже готового коллажа; совмещали коллаж с «фроттажем» – рисунком, полученным путем протирания углем листа бумаги, положенного на какую-нибудь грубую фактурную поверхность, например необструганное дерево, проливали краски на холст и т.п.

Первым художником, работавшим исключительно в технике коллажа, был Курт Швиттерс, продолжавший традиции сюрреалистов и дадаистов. Он расширил сферу используемых для коллажей материалов и предметов. Его небольшие, но очень изысканные по композиции произведения, называвшиеся выдуманным словом «merzbild», состояли из кусочков бумаги, автобусных билетов, этикеток, купонов и т.п.

Также популярны так называемые психологические коллажи. КОЛЛАЖ – это инструмент, который помогает Вам настроиться на волну успеха, правильно ставить задачи. Делая коллаж Вы размышляете о жизни, целях которые хотите достичь, понимая что важно для Вас. Во время работы Вы приводите в порядок свои мысли, настраиваясь на лучшее в Вашей жизни.

Диагностические возможности коллажа (опорные элементы интерпретации коллажей; целостная вертикально-горизонтальная схема анализа коллажа, содержание девяти секторов анализа коллажа, «зоны внимания» на коллаже – авторская разработка). Сферы применения и способы работы с коллажом: Коллаж в работе с семьей и детско-родительскими отношениями. Коллаж в работе с парами противоположностей и конфликтами. Коллаж как средство выявления преобладающих стратегий поведения человека; групповой динамики; распределения ролей в группе и т.д.

Цель: понять себя, войти в контакт с настоящим Я, понять свои истинные желания и их отражение в материальном мире, научиться строить свою реальность, раскрыться и принять всё новое в своей жизни.

Материалы: листы бумаги формата А4, фломастеры; материалы для изготовления коллажа: газеты, журналы, открытки, краски, карандаши, фломастеры, клей ПВА, ножницы; музыкальный проигрыватель, музыкальные записи.

Используемая технология: Арт-терапия в сочетании с сказкотерапией.

Техники: коллаж, изобразительная деятельность.

Этапы работы:

I. этап – разогрев:

Упражнение «Олени»

Участники встают в два круга (внешний и внутренний), лицом друг к другу. Ведущий спрашивает: «Вы когда-нибудь видели, как здороваются олени? Хотите узнать, как они это делают? Это целый ритуал: правым ухом вы третесь о правое ухо своего партнера, затем левым ухом о левое ухо партнера, а в завершение приветствия нужно потопать ногами!»После исполнения этого ритуала внешний круг смещается на одного человека, и церемония повторяется. Передвижение продолжается до тех пор, пока все участники не «поздороваются» друг с другом, как олени, и не займут свое исходное положение.

II. Этап – Основная деятельность:

Упражнение «Сказка о бабочке сновидений»

Цель: актуализация эмоционального и когнитивного компонента переживания сновидений, изучение «ночных страхов», поиск внутреннего ресурса.

Материалы и оборудование: лист бумаги формата А4, фломастеры; материалы для изготовления коллажа: газеты, журналы, открытки, краски, карандаши, фломастеры, клей ПВА, ножницы, силуэтное изображение бабочки, музыкальный проигрыватель, музыкальные записи.

Процедура:

1. Психолог демонстрирует разнообразие материалов для изготовления коллажа. Психолог. Для выполнения следующего задания нам необходимо нарисовать бабочку. (Нижеследующий текст предназначен для взрослого: символическое значение бабочки можно объяснить для дальнейшей работы).

Бабочка во многих культурах – символ души, бессмертия, возрождения и воскресения, так как это крылатое небесное существо появляется на свет из обыкновенной гусеницы. У кельтов она олицетворяет душу и огонь, у китайцев – бессмертие, досуг в изобилии и радость. Сон также считался подобием кратковременной смерти, когда душа каждую ночь оставляет свою телесную оболочку и отправляется в своеобразное путешествие. Бабочки помогают душе «вернуться» в свое тело. А на крыльях они несут воспоминания о путешествии души”.

2. Можно попросить участников закрыть глаза. Под медитативную музыку психолог рассказывает сказку.

В одной волшебной стране на огромном цветочном лугу живут бабочки снов. Днем они чаще всего спят, уютно устроившись в бутонах цветов. Но с наступлением ночи бабочки просыпаются и разлетаются по всему миру. Каждая бабочка спешит навестить своего человека – ребенка или взрослого.

У бабочки снов удивительные крылья. Одно крыло бабочки светлое. Оно пахнет цветами, летним дождем и сладостями. Это крылышко покрыто разноцветными пылинками добрых и веселых снов, и если бабочка взмахнет над человеком этим крылышком, то ему всю ночь снятся добрые и приятные сны.

Но у бабочки есть и другое, темное крылышко. Оно пахнет болотом и покрыто черной пылью страшных и печальных снов. Если бабочка взмахнет над человеком темным крылом, то ночью ему приснится неприятный или печальный сон.

Каждому человеку бабочка снов дарит и добрые, и страшные сны.

Постарайтесь вспомнить свои самые приятные сны (пауза), а теперь – самые страшные сны. Открывайте глаза.

3. Изготавление коллажа.

Возьмите лист с нарисованным силуэтом бабочки. С помощью цветных карандашей, красок, любых других средств (вырезки из газет, журналов) на одном крыле постарайтесь отразить содержание своего страшного сна, а на другом крыле – содержание приятных снов. В цвете выразите свое эмоциональное отношение к своим снам. Нарисуйте лицо бабочки.

4. После изготовления коллажа клиент представляет свою работу. Дальнейшее взаимодействие психолога с клиентом осуществляется с учетом задач коррекции или консультирования, а также интеллектуальных и рефлексивных возможностей клиента.

Вопросы для обсуждения:

  1. Ваши чувства и переживания в процессе выполнения упражнения?
  2. Ощущали ли вы сопричастность группе, защищенность?
  3. Понравилось упражнение было ли ощущение комфорта?

Упражнение «Липучки» Разминка

Цель: Эта веселая и динамичная разминка направлена на повышение сплоченности группы. Участники учатся быстро ориентироваться в ситуации, устанавливать контакт, вступать во взаимодействие. Разминка снимает межличностные барьеры.

Материалы: Не требуются.

Инструкция: «Сейчас я дам знак, и вы начнете двигаться произвольно. На счет стоп, по двое руками, вы должны остановиться и объединиться с кем-то руками. Давайте попробуем».

Процедура проведения: В открытом пространстве группа двигается. По команде тренера участники объединяются определенным образом по его заданию. Сначала по двое, затем по трое и т.д. Задание усложняется. Объединяться участники могут руками, ногами, головами, любыми частями тела. В конце игры тренер может разбить группу пополам (на три части и т.д.), предложив объединиться половинкам, и оставить группу в таком составе (но не в таком виде) для следующего упражнения. То есть тренер может использовать данную разминку как весьма необычное средство для разбиения группы для дальнейшей командной работы.

Упражнение «Коллаж мечты» – техника работы с целями

Цель: чётче сформировать для себя образы желаемого, чтобы точнее навести подсознание на желаемую цель.

Материалы: лист бумаги формата А4, фломастеры; материалы для изготовления коллажа: газеты, журналы, открытки, краски, карандаши, фломастеры, клей ПВА, ножницы, силуэтное изображение бабочки, музыкальный проигрыватель, музыкальные записи.

Процедура:

1. Подумай, о чем ты мечтаешь в разных сферах жизни. Обрати внимание, должны быть учтены по меньшей мере эти 5 областей: отношения, семья, материальная сфера, самореализация, здоровье.

Читать еще:  Правильные техники катания на сноуборде. Как кататься на сноуборде: советы для начинающих

Проанализируй, в какой из сфер у тебя максимальное количество пробелов: больше всего мечтаний будет связано именно с ней. Но не стоит забывать и об остальном.

2. Теперь из разных картинок создай коллаж, который отразит это. Если не найдешь подходящей иллюстрации – дорисуй, чего не хватает. Дай название готовому произведению.

Вопросы для обсуждения:

  1. Теперь ты понимаешь, куда движешься?
  2. Почаще спрашивай себя: как то, что я делаю в эту минуту, приближает меня к моей мечте?
  3. Нравится ли тебе то, что получилось?
  4. Если что-то смущает, подумай, как это изменить?

III. Этап – Завершение.

Упражнение «Скульптура»

Цель: стимуляция самовыражения через образы и символы, эмоциональная рефлексия. Подведение итогов тренинга.

Время: 3-5 минут (если группа большая, то дольше).

Материалы: Не требуются.

Инструкция: «Друзья, мы долго работали вместе, и наши занятия подходят к концу. Я предлагаю сейчас подвести некоторые итоги. Каждый из вас может выразить особым образом свои чувства по поводу того, чего он достиг во время нашей совместной работы, что он понял и что он может с этим сделать. Кто-то из нас сейчас должен выйти вперед и изобразить из себя живую скульптуру, олицетворяющую эти чувства. Встаньте так, чтобы вы могли достаточно долго удерживать принятое вами положение. Когда первый участник сделает это, его сосед также выходит вперед и тоже выражает своей позой то, чего он достиг, и что он по этому поводу думает. Если хотите, вы можете при этом сказать что-нибудь, но только кратко. В конце разминки мы создадим одну колоссальную скульптуру, выражающую все, чего мы достигли, что добыли, что наработали».

Процедура проведения: Данная разминка производит больший эффект, если проводится в довольно быстром темпе. Ведущий объявляет группе о том, что занятия близятся к завершению, и предлагает подвести некоторые итоги необычным способом. Необходимо выразить в виде скульптуры свои чувства и эмоции по поводу того, что здесь происходило, что каждый достиг во время совместной работы, чему научился. Изображая это, каждый последующий участник пристраивается к предыдущему. В результате в конце получается единый скульптурный ансамбль, выражающий общий настрой группы, все, чего они достигли, что наработали.

Подводные камни. Разминка проходит динамично и интересно, с юмором. Иногда возникает сложность в том, что участники группы в конце хотят посмотреть на свое творение, но они сами в нем участвуют и не могут отойти. Можно придумать два варианта решения ситуации:

  1. участники по очереди выходят из скульптуры, смотрят на нее, затем встают на место;
  2. итоговую скульптуру тренер фиксирует на камеру. И после все смотрели скульптуру.

Шесть видов коллажа, которые действительно работают: как их создавать и понимать

Многие слышали про «Карту желаний», «Коллаж мечты» и «moodboards». Нередко от этих практик ждут какого-то волшебства. Мол, достаточно приклеить на лист ватмана фотографию себя в какой-то приятной обстановке, и больше почти ничего не нужно делать: Дорогое Мироздание обо всем позаботится само, и «закон притяжения» без наших усилий создаст такую обстановку вокруг нас.

Я очень сомневаюсь, что такой подход приносит результаты. Мне гораздо ближе идея, что «Мечты не работают, пока не работаешь ты».

И в то же время, я сама очень часто делаю коллажи и доверяю этой практике. Я люблю этот метод, и мне нравятся результаты. Хочу поделиться с вами некоторыми идеями и практиками, касающимися создания и анализа коллажа.

Коллаж — это по своей сути проективная методика. То есть, компонуя изображения из журналов, мы отражаем структуру своей личности, свои сознательные цели и бессознательные опасения.

В общем, любой коллаж — это автопортрет. И если научиться понимать язык коллажа (понять, как интерпретировать изображения) — то можно получить хороший инструмент самопознания.

Каждый созданный нами и глубоко проанализированный коллаж — это индивидуальная стратегическая сессия, дающая ответ на важные вопросы.

Практика коллажирования существует в нескольких вариантах. Многие знают, что психологи и коучи часто предлагают клиентам сделать коллаж. При этом требуются не только листы ватмана, ножницы, клей, изображения из журналов — но и правильно сформулированные вопросы.

Легко понять, как создать коллаж: берешь картинки и приклеиваешь в каком-то порядке на большой лист.
Но не все понимают, что с этим коллажем делать дальше. Между тем, анализ получившегося мозаичного изображения — наверное, более важная и полезная часть процесса, чем его создание.

Иногда решения проблем буквально отражены в коллаже — нужно только научиться понимать его «подсказки. Например, если вы не уверены, стоит ли увольняться или переезжать в другой город — коллаж покажет все нюансы ситуации гораздо точнее, чем просто список «за и против».

Давайте обсудим шесть видов коллажа, которые чаще всего используются в работе психологов. Все они могут помочь разобраться в себе, прояснить жизненную ситуацию или найти ответ на сложный вопрос.

Mood board

Самый простой вариант психологического коллажа — это «mood board«. (Не путайте «психологические» и «дизайнерские» варианты этой методики. У дизайнеров и стилистов «mood board» — это немножко другое).

Делается mood board просто: берете журналы разной тематики, вырезаете все понравившиеся или «зацепившие» картинки. Потом просматриваете всё, что вырезали, и отбираете самые интересные — те, что вызывают самые сильные чувства или которые связаны с самыми важными идеями и ассоциациями. И потом приклеиваете это всё на лист, «как рука возьмёт и глаз видит» — то есть, спонтанно и интуитивно создавая пространство, в котором все части листа более-менее вас устраивают.
Всё, создание коллажа на этом заканчивается.


Теперь анализ.
При анализе обращают внимание на расположение частей коллажа на плоскости листа (центр — периферия, левый-правый край, верх-низ).

Обычно считается, что верхняя часть символически отражает более осознанные образы, низ листа — ближе к бессознательному; правый край (для правшей) — будущее, левый — прошлое.

Также отмечают цветовые соответствия: объекты, имеющие один и тот же цвет, могут символически быть связаны друг с другом.

Конечно, главная часть анализа — это прояснение символов, прояснение смысла образов, которые вы выбрали. Рассмотрите внимательно каждую выбранную вами картинку и запишите свои ассоциации. Подумайте, что эти изображения значат, на что указывают.

Можно записать своё описание коллажа на диктофон, потом прослушать его — и многое становится заметнее. При прослушивании аудиозаписи обращайте внимание на заминки, паузы, интонации сомнения в своем рассказе.

(Если вы сейчас узнаете принципы анализа коллажа — это не помешает вам работать. Я сама анализирую свои коллажи и «вылавливаю» при этом много неожиданного, хотя впервые я эту технику начала применять в 1998 году и с тех пор видела очень много работ — и своих, и чужих. Просто во время создания коллажа не занимайтесь анализом, отложите это до момента окончания работы, делайте выбор картинок спонтанно).

«Коллаж баланса» (этот вид коллажа также часто называют «картой желаний»)

Второй вид коллажа похож на «колесо баланса«.

Чтобы создать такой коллаж, на большом листе нужно заранее обозначить области, отвечающие за ключевые области жизни — такие, как семья, работа, дом, деньги, любовь, ученичество и наставничество и др.

Иногда берут эти области жизни из фэн-шуй и располагают по сторонам света или по принципу ба-гуа. Так как фэн-шуй — это систематизирующая система, то по смыслу (не по внешнему виду) получается очень похоже на «колесо баланса». То есть, фэн-шуй тут не для мистики, а скорее для порядка.

После того, как области выделены и их границы нанесены на лист — выберите подходящие картинки и наклейте в пределах этих границ.

Анализ: определяете, какие именно образы появляются в разных частях коллажа.
Так как смысл областей известен заранее, анализ может проводить и ребенок. Определите, какие области получились более «тусклые», а какие — более яркие. Какие выглядят не очень гармонично, где есть явно обозначенный конфликт, а где всё красиво и гармонично.

Из этого можно сделать полезные выводы о жизненном балансе и о текущей ситуации.

Фокусированный (тематический) коллаж

Эта практика используется для поиска ответа на один конкретный вопрос.
Такой коллаж создаётся вокруг конкретной темы, вокруг заранее сформулированного вопроса.

Вот примеры таких вопросов:

  • Какую работу я хочу для себя?
  • Как может выглядеть дом, в котором я хотел(а) бы жить?
  • Как я представляю себя счастливую семью?
  • Как мне заработать побольше денег?
Читать еще:  Баскетбольный щит с регулировкой по высоте своими руками (20 фото). Баскетбольный щит размеры и разметка

Сама техника создания коллажа такая же, как если бы вы делали moodboard.

Вопросы соответствуют вашим насущным проблемам в данный момент.

Вы знаете вопрос, но не знаете ответа. Коллаж при таком подходе становится как бы мудрым советчиком или способом гадания.

Вы получаете ответ, пока делаете коллаж. Как именно интерпретировать, сказать трудно. Это во многом интуитивный процесс.

Глядя на такой коллаж, мы можем догадаться о каких-то неочевидных сторонах ситуации, получить подсказки от своего бессознательного, как от наставника. Как ни странно, это действительно работает.

Мотивационный коллаж

Тут у вас тоже есть проблема, но, в отличие от предыдущей ситуации, вы даже догадываетесь, как нужно её решать.

Просто у вас не хватает решимости или терпения, вы отступаете или боитесь. Тогда коллаж становится просто «напоминалкой», подбадривающим и настраивающим на нужное поведение инструментом.

Такой коллаж я делала, к примеру, девять лет назад — в момент, когда мне достаточно неожиданно пришлось стать руководителем подразделения. Я к такому повороту событий не была готова в тот период своей жизни. Мне понадобились специальные «напоминалки», которые поддерживали мой боевой дух в дни, когда всё было слишком трудно.

Тот коллаж был полон смелых и ярких образов, хотя я сама была временами уставшей, растерянной и лишенной поддержки. Но коллаж висел на стене, я его иногда рассматривала, и это помогало вспомнить, что на самом-то деле я достаточно ясно понимаю, что нужно делать. И это давало новые силы.

Через два месяца коллаж уже можно было со стены снять, он стал не очень нужен.

Коллаж-самопрезентация, коллаж-высказывание

Этот инструмент похож на предыдущий, но только мы делаем его не столько для самих себя, сколько для того, чтобы что-то яснее показать другим.

Например, при работе с супружеской парой психолог может попросить каждого в паре сделать свой коллаж на тему «наши отношения», а потом их сравнить. Или при работе группы вся группа делает один коллаж совместными усилиями, а потом его анализируют все члены группы и каждый лучше понимает своё место в общем пространстве и общем процессе.

Такие коллажи — это выражение мнения, и они обращены к тому, кто будет их смотреть. Анализ их тоже во многом спонтанен и интуитивен.

Если вы анализируете не свой коллаж, всегда очень внимательно слушайте, как автор коллажа его объясняет. У вас будет три ряда данных. Первый — как коллаж выглядит. Второй — как человек о нем говорит. И третий — это несоответствия того, как что-то выглядит, и как это что-то объясняется.

Например, вы видите маленькую фигурку женщины в нижнем левом углу листа, женщина эта в сгорбленной позе или в окружении опасных объектов, а автор коллажа говорит, что это его любимая мама или любимая жена, с которой у него прекрасные отношения и у которой вообще всё хорошо. Как говорится, несостыковочка выходит. И эту несостыковку нужно заметить и проанализировать.

«Коллаж намерения»

В предыдущих пяти пунктах мы обсудили те виды коллажа, которые чаще всего встречаются в психологической и арт-терапевтической работе и в коучинге. А теперь хочу написать про то, почему я сама в последнее время предпочитаю использовать другую модификацию техники коллажа.

Я сейчас предпочитаю практику, которая не просто констатирует: «Да, я хочу того-то», а настойчиво подталкивает нас, мощно побуждает идти в сторону желаемого, в сторону мечты. Этот вид коллажа соединяет достоинства «фокусировнного коллажа» (даёт ответы) и мотивирующего коллажа (помогает принятию решений и подталкивает к действиям).

Речь идёт о «коллаже намерения«.

Здесь-и-сейчас — хорошая штука, когда речь идёт об осознанности, когда мы имеем в виду переживание настоящего. Но когда мы думаем, или планируем, или принимаем решения, или распределяем ресурсы, или обсуждаем что-то с коллегами — то к реальным изменениям приводит ориентация на желаемое будущее, а не на проблемы настоящего или прошлого.

И с желаемым будущим лучше всего работает именно практика «Коллаж намерения», а не «Коллаж мечты» и не moodboard. Ведь мечта — это достаточно статичный образ. Это — путеводная звезда, которая светит и указывает направление — и всё. А намерение — это наша активность, это движение в выбранном направлении, наше собственное усилие.

Мечта «просто есть», а намерение приходится постоянно воплощать.

Ну а теперь — о том, как делается эта практика — конкретно и по шагам.

Всего в практике «Коллаж намерения» есть три шага, и для работы вам потребуются три больших (не менее А3) листа бумаги.

Подготовка: решите, какие области жизни наиболее важны для обдумывания именно сейчас (у кого-то это будет работа, у кого-то здоровье или отношения,и так далее). Определите пять — семь таких ключевых областей для вас.

Первый шаг. Используйте первый лист. Создайте на нём коллаж, отражающий настоящее (с учётом семи ключевых областей). Воплотите наиболее правдоподобный образ того, что есть сейчас в этих областях.

Второй шаг и второй лист — это образ мечты. Создайте на этом листе коллаж, максимально убедительно отражающий те состояния, те ситуации, которые вы хотите создать в своей жизни.

Третий шаг и третий лист. Расположите прошлое относительно будущего (тут могут быть разные варианты — главное, как-то «логично» и «красиво» положить рядом «лист настоящего» и «мечту»). Затем возьмите третий лист, и создаёте на нем «образ пути». Отразите в этом третьем коллаже те действия, те усилия и то намерение, которое приведет вас от нынешнего состояния — к мечте.

Затем скрепите и соедините вместе все три листа.
Повесьте на вертикальную поверхность (на стену) и внимательно рассмотрите с расстояния около полутора — двух метров.
Запишите свои чувства и мысли.

Анализ
1) Обратите особое внимание на символику расположения прошлого и будущего.
2) Главное внимание уделите анализу третьего листа (про путь).
3) Как обычно, ищите подсказки в виде цветовых соответствий. Картинки, в которых есть сходные цвета, обязательно имеют внутреннюю связь друг с другом. Поймите, в чем суть этой связи.
4) Если есть слова и фразы в коллаже, отнеситесь к ним очень внимательно. Проведите с ними сессию свободных ассоциаций, ассоциации запишите и проанализируйте так же тщательно, как образы коллажа.

При анализе попробуйте использовать вот эти вопросы (если вы будете делать коллаж сами и дочитали до этого места, лучше сейчас вопросы не читать, а сначала сделать коллаж):

  • Что ярче — область настоящего, область мечты, область пути?
  • Какие образы доминируют в каждой из трёх областей? Как я к ним отношусь? Что они для меня значат? Как они взаимодействуют друг с другом?
  • Какое движение я вижу в коллаже? Откуда оно исходит, к чему приходит? Какие элементы коллажа являются источником движения и изменений, какие — пассивны, а какие явно противодействуют движению? Чему это соответствует в моей жизни?
  • Какие свои сильные стороны и ресурсы я вижу в каждой из трёх областей?
  • Какие свои слабые стороны и ограничения я вижу в каждой из трёх областей?
  • Главный вопрос: действительно ли предлагаемый «Путь» ведет меня от состояния «Сейчас» в состояние «Мечта»? Если да — какие конкретные действия мне нужно совершать? Если нет — что мне нужно изменить?
    Запишите эти действия.

На этом основная часть работы с коллажем завершается, теперь его можно отложить на два-три дня, а спустя это время заново ответить на эти же вопросы. Вы увидите, что ответы могли измениться (и это означает, что коллаж выполнил свою работу: подтолкнул вас к осознанию каких-то вещей).

Теперь остаётся только двигаться по намеченному и увиденному пути, чего я вам от души желаю.

В общем, как видите, с созданием и анализом можно справиться и самостоятельно.

Если у вас есть какие-то вопросы, связанные с интерпретацией коллажа — задавайте ихв комментариях под этой статьёй. Давайте обсудим всё, что осталось неясным!

© Мария Долинова, Психологическая мастерская «Просто», 2017

Источники:

http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/667914/
http://trepsy.net/world/?stat=5604
http://dolinova.blog/archives/358

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: