15 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Динамическая гимнастика комаровский. Как это появилось

Динамическая гимнастика для наших грудничков: с чего начинать, как и когда?

Среди услуг школ для молодых родителей все чаще встречается такой вид развивающих занятий, как динамическая гимнастика. У мам и пап возникает множество вопросов по этому поводу: насколько полезны или опасны эти упражнения, как заниматься с ребенком, с какого возраста, всем ли они подходят? Расскажем, что это такое – динамическая гимнастика для малышей, и как ее проводить.

Суть методики

Физические упражнения полезны для развития грудничка, это бесспорно. Динамическая гимнастика – отдельная система физического развития малышей. От обычной она отличается наличием динамической составляющей. При обычной гимнастике ребенок большую часть времени лежит, а родители упражняют его тело. В динамических комплексах ребенок часто находится в воздухе и подвержен активным манипуляциям: его поднимают за ручки или ножки, подбрасывают, переворачивают, качают, вращают, перебрасывают через руку или плечо взрослого.

Понятно, почему вокруг этой методики много споров. Одни считают ее прекрасным стартом для маленького организма, другие видят в ней лишь неоправданный риск травм у младенца.

В чем же полезное воздействие таких занятий на организм ребенка?

  • Прежде всего, они способствуют нормализации мышечного тонуса, с которым рождается каждый младенец.
  • Благодаря активному движению такая гимнастика способствует планомерному укреплению мышечных тканей и улучшению гибкости суставов.
  • Перемещения в пространстве прекрасно тренируют вестибулярный аппарат. Навык держать равновесие необходим в частности для своевременного освоения самостоятельной ходьбы.
  • Динамические упражнения способствуют гармонизации деятельности нервной системы, укреплению иммунитета.
  • Улучшают кровообращение и способствуют лучшему насыщению тканей маленького организма кислородом.
  • Развивают дыхательную систему.
  • Адаптируют организм крохи к стрессам окружающей среды.
  • Помогают ребенку установить доверительные отношения с родителями, а соответственно – со всем окружающим миром, способствуя психическому и интеллектуальному развитию.

Многих родителей отпугивают недостатки этой системы, которые выглядят порой устрашающе:

  • высокий риск травм (вывихи и подвывихи, растяжения, гиперподвижность суставов, ушибы);
  • стресс для ребенка, вызванный временной утратой чувства безопасности, который, по мнению многих неврологов, может стать в будущем причиной гиперактивности;
  • препятствие естественному угасанию рефлексов новорожденного, на которых динамическая гимнастика основана и которые должны в норме угасать в районе 4 месяцев;
  • ослабление инстинкта самосохранения, что может в будущем привести к недооценке возможной опасности в разных ситуациях.

В любом случае, выбирая такой способ для развития своего малыша, родители полностью берут на себя ответственность за возможные последствия.

Когда можно и нельзя заниматься

Конечно, динамическая гимнастика может быть полезна для развития всех здоровых деток. Но особую значимость она приобретает для детей, рожденных путем кесарева сечения. Ребенка извлекают из матки через несколько минут после начала операции. И малыш лишается длительного адаптационного периода родов, при котором он, проходя по родовым путям, подготавливается к новым условиям жизни, вырабатывая необходимые реакции приспособления. Соответственно, адаптации не происходит. Малыш не получает первого опыта преодоления стресса, что в будущем, как считают перинатальные психологи, может значительно снизить его целеустремленность, волю и выносливость.

Именно в таких ситуациях динамическая гимнастика может научить маленькое тело (соответственно, и психику малыша) переносить высокие нагрузки и адаптироваться к стрессовым ситуациям.

Однако существует целый ряд случаев, когда занятия с детками по такой системе противопоказаны:

  • повышенный или пониженный тонус, который не является физиологическим;
  • неврологические заболевания;
  • болезни сердца;
  • высокое внутричерепное давление;
  • дисплазия суставов или их повышенная подвижность и др.

Поэтому прежде чем начать динамические занятия со своим малышом, родители непременно должны показать его педиатру, ортопеду, неврологу.

Когда и как начинаем?

Итак, если родители выбирают такую систему физического развития для своего чада, с чего и когда начинать динамическую гимнастику для грудничков?

Что касается возраста, то не рекомендуется начинать занятия ранее месячного возраста, когда мышцы и косточки ребенка еще слишком хрупкие. Родителям следует проявлять не фанатизм, а благоразумие, думая, прежде всего, о благополучии своего ребенка, а не о том, в чем и насколько он сможет «обскакать» знакомых детишек. С другой стороны, начинать занятия после 4, а тем более 6 месяцев, если до этого малыш не имел опыта динамических упражнений, тоже вредно, поскольку ребенок уже набирает вес, а его мышцы и связки к этому возрасту не так эластичны и податливы, как в 1–1,5 месяца. Соответственно, риск травм и растяжений будет выше.

Заниматься такой гимнастикой нужно ежедневно. Начинаются комплексы обычно с разогревающего массажа (в него входят поглаживания, разминания и растирания), продолжают их обычные простые упражнения для ручек и ножек (махи, сгибания, подъемы), и только затем подключают динамику. В качестве примеров простейших динамических упражнений можно назвать раскачивание ребенка вперед и назад при поддержке за руки, вертикальные вращения (малыша держат за руку или ногу), раскачивание на фитболе и другие.

Приступая к занятиям, объективно оцените свои силы. Просмотра видео в интернете, скорее всего, будет недостаточно. Пусть хотя бы первые несколько занятий проведет квалифицированный специалист (мануальный терапевт или реабилитолог), у которого вы научитесь правильно манипулировать телом крохи, особенно – правильно захватывать его суставы, чтобы не допустить травм. А еще лучше, попросите у него программу занятий, в которой виды и количество упражнений будут подобраны в нужной прогрессии.

Правила – это важно

Итак, выбирать или нет для своих малышей динамическую гимнастику – воля родителей. Но если уж они сделали такой выбор, необходимо организовать процесс таким образом, чтобы ребенок получил от него только положительные эмоции и практическую пользу. Для этого важно исключить риск травм, учитывать возраст и состояние крохи. Если он не в настроении или болен – заниматься не следует.

Что же нужно знать, чтобы все сделать правильно?

  • Учитывайте физическое состояние малыша. Занятие должно проходить либо за 1 час до еды, либо через час после. Кроха при этом должен быть в активном состоянии (не только что проснулся, не собирается спать). Кстати, после полутора месяцев периоды бодрствования начинают увеличиваться, что способствует увеличению арсенала проводимых упражнений.
  • Для достижения эффекта закаливания грудничка раздевают полностью, а температуру в помещении поддерживают в районе 22 градусов. Для этого можно либо открыть форточку, либо проветрить комнату перед гимнастикой.
  • Руки взрослого должны быть мягкими и теплыми. Поэтому их, как минимум, нужно хорошенько растереть.
  • Поверхность, на которой с крохой будут заниматься, должна быть ровной и твердой (это может быть обычный стол), ее необходимо застелить фланелевой пеленкой или махровым полотенцем.
  • Детки до года очень быстро утомляются от любой физической или психологической нагрузки, поэтому не занимайтесь слишком долго: 15 минут в день более чем достаточно.
  • Нагрузку увеличивайте постепенно. Помните, что изначально это стресс для крохи, не сделайте его чрезмерным. Пары простых упражнений для начала хватит. Неправильно будет, к примеру, с первого же дня начинать перекидывать кроху через голову или бедро взрослого. Постепенно доводите количество до 2 упражнений на каждую группу мышц. Амплитуду движений, а также их интенсивность тоже повышать нужно постепенно. Именно поэтому лучше, чтобы занятия все-таки проводили не сами родители, а опытные специалисты.
  • Каждое упражнение повторяют минимум 3 раза. При этом рекомендуется чередовать различные виды нагрузки.
  • Если в процессе занятий у ребенка проявится протест против повышения нагрузки, что может выражаться недовольством, капризами, плачем, напряжением мышц, стоит на время остановиться на достигнутом уровне, не поднимая планку, а иногда бывает полезно даже «откатиться» немного назад. Помните о том, что каждый ребенок развивается индивидуально, осваивает различные упражнения – тоже. Поэтому, строя программу таких занятий, ориентироваться нужно прежде всего на состояние самого грудничка, на его прогресс, а не на какие-либо нормативы. Занятия должны приносить малышу радость, а не лишать сил.
Читать еще:  Можно ли качаться в 12 лет. Упражнения для подростков

Как это выглядит?

Динамических упражнений разной степени сложности и интенсивности существует немало. В качестве примера приведем несколько довольно простых.

  • Большие пальцы рук взрослого вложены в кулачки малыша, и он их сжимает. Остальные пальцы рук взрослого при этом захватывают тыльные стороны детских ладошек. Ребенка медленно поднимают за ручки, чтобы он вертикально повис. Его нужно покачать в разные стороны, затем повращать вертикально.
  • Уложив малыша на животик, его поднимают вверх за щиколотки, разводя ножки в разные стороны. При этом нужно проявлять аккуратность и контролировать усилия, чтобы не растянуть сухожилия.
  • В положении на животике малыша берут за голень и запястье, поднимают и опускают несколько раз. Повторяют с другой стороны.
  • Ручки грудничка разводят в стороны, одновременно плавно поднимая его вверх, затем возвращают в исходную позицию.
  • Малыша поднимают за ручки и раскачивают, постепенно увеличивая амплитуду. Можно раскачивать его, держа за руку и ногу.

Динамические упражнения неспроста вызывают много споров. Даже учитывая их полезность для грудничков, родители часто опасаются негативных последствий. Кстати, многие мамочки отмечают, что в будущем дети, с которыми занимались динамикой, постоянно нуждаются в выплескивании адреналина, привыкнув к этому с раннего детства. Приходится искать для них спортивные секции, часто выходом становятся экстремальные виды спорта…

Но если польза для родителей кажется более очевидной, есть смысл заниматься у профессионала, чтобы собственноручно не навредить своему чаду.

Динамическая гимнастика

Система развивающих упражнений для грудных детей. Для кого предназначена динамическая гимнастика и зачем она нужна.

Два взгляда на одну проблему

Многие школы для молодых родителей и их малышей предлагают своим будущим мамам и папам такой вид занятий, как динамическая гимнастика для грудничков. Но далеко не все знают, что это за гимнастика, зачем она нужна и насколько она безопасна для малыша. Не давая никаких советов и не принимая за родителей ребенка конкретных решений, мы предлагаем вниманию читателей мнения двух специалистов об этой гимнастике.

Динамическая гимнастика входит в общий курс оздоровительных и развивающих занятий с новорожденным наряду с такими мероприятиями, как массаж, игры, закаливание. Определимся с понятиями, ведь далеко не каждый родитель имеет четкое представление об этих тренингах, а стало быть, и о тех возможностях, которые они предоставляют ребенку.

Динамическая гимнастика — система развивающих упражнений для грудных детей, распространенная в самых различных модификациях. Динамическая гимнастика включает элементы массажа, обычной гимнастики, упражнений для развития вестибулярного аппарата. Только степень такого воздействия в динамической гимнастике выше. Основное отличие этой гимнастики от обычной — это большее количество динамики (движения), в отличие от традиционных комплексов, где малыш, как правило, лежит, а его руками и ногами двигает взрослый в том или ином направлении.

Вариантов динамической гимнастики много — от экстремальных сценариев ее выполнения до постепенных и мягких. Необычно, что часть упражнений проводится не на столе, а в воздухе. Многие из “воздушных” упражнений описаны еще в начале XX века. Занимаясь динамической гимнастикой с малышом, взрослый держит его: за две или одну ручку, за две или одну ножку, обхватывает руками туловище. Основные движения — висы, качания, вращения, перевернутые упражнения (“вверх ногами”), подбрасывания и даже забрасывания на руку, на плечо или на бедро взрослого. Большинство детей с радостью воспринимают такой способ общения со взрослым и с собственным телом. Эти упражнения легко даются ребенку из-за высокой врожденной подвижности его суставов. При правильных хватах и движениях риск травмировать ребенка невелик.

Для чего нужна динамическая гимнастика?

Занимаясь с ребенком таким видом развивающих упражнений, мы одновременно достигаем нескольких целей.

Во-первых, это важно для физического развития малыша. Динамическая гимнастика — это инструмент коррекции мышечного тонуса ребенка. Известно, что после рождения ребенок еще в течение нескольких месяцев находится в позе, которую мы называем “внутриутробной” — с согнутыми ручками и ножками. Это происходит из-за повышенного тонуса мышц-сгибателей, причем этот тонус неравномерно повышен в разных мышечных группах. Присмотритесь к своему ребенку, когда он спит, и вы увидите, что одна ручка согнута в большей степени, чем другая; то же самое с ножками. Это происходит из-за несогласованной работы различных зон головного мозга на этом этапе жизни. Это как “вспышки”: возбуждение какой-либо зоны мозга приводит к сокращению соответствующей мышцы тела. Такие неожиданные мышечные подергивания могут напугать даже самого ребенка, например во сне. В результате повышается уровень возбуждения, вызванного избытком стимуляции, исходящей из собственного тела. Чтобы помочь организму ребенка гармонизировать, упорядочить процессы возбуждения и торможения в нервной и, как следствие, в мышечной системе, применяют массаж и динамическую гимнастику. Хорошо, если с ребенком занимается человек, которому малыш очень доверяет, — в первую очередь, это, конечно, его мама. Мать своими руками “лепит” тело ребенка, обозначая его границы, воздействуя при этом на тактильную и мышечно-суставную чувствительность. В результате снимается избыточный мышечный тонус. Кроме того, эти упражнения активизируют перистальтику кишечника, укрепляют сердечно-сосудистую, иммунную систему, адаптируют организм к нагрузкам, а стало быть, к стрессовому воздействию изменений окружающей среды.

Во-вторых, это конечно же еще один способ общения ребенка с матерью — возможность увидеть ее улыбку и глаза и свое отражение в них, услышать ее голос, почувствовать ее руки. Ребенок узнает себя через глаза матери. Это для него как зеркало. Не случайно в психотерапии используется лечение зеркалом и улыбкой: пациент смотрит в зеркало, улыбается себе, узнает себя сам. Глаза дают ребенку чувство уверенности в том, что его держат, заботятся о нем. Ребенок первых месяцев жизни должен получить большую порцию аудиальной, визуальной, осязательной чувствительности от матери. В результате появляется базовое доверие к Миру, формируется желание и способность с ним взаимодействовать, что благоприятным образом отзовется во взрослой жизни подрастающего человека. Таким образом, проведение динамической гимнастики способствует психическому развитию ребенка и становлению гармоничных материнско-детских отношений.

Для кого предназначена динамическая гимнастика?

Теперь о том, каким детям в первую очередь нужны эти занятия. Показания и противопоказания можно согласовать с педиатром. Но особый разговор о детях — “кесарятах”. Дело в том, что в случае планового кесарева сечения ребенок извлекается из матки (“рождается”) на 3-5-й минуте от начала операции. В результате такой ребенок лишен адаптационного периода со всеми его фазами, как это происходит при прохождении через естественные родовые пути в течение нескольких часов. Согласно законам теории адаптации, у организма есть потребность в физиологическом стрессе как необходимом условии развития. Вспомним определение основоположника теории стресса физиолога Ганса Селье: “Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование”. В результате такого ответа организм реализует свою потребность осуществить приспособительную функцию и восстановить нормальное состояние. При этом активируется и усиливается один из базовых инстинктов организма — инстинкт выживания. А начинается это с ситуации родового процесса с его внезапностью начала, многочасовым усилением мышечного напряжения, нарастанием кислородного голодания в процессе схваток и непредсказуемым изменением среды обитания с необходимостью дальнейшего выживания в условиях разнообразных сенсорных нагрузок. Продолжительность процесса позволяет ребенку адаптироваться к изменяющимся условиям, выработав приспособительные реакции. В случае же кесарева сечения ребенок попадает “с корабля на бал”, не успевая подготовиться, потеряв некоторые фазы процесса адаптации.

Читать еще:  Разметка спортивных площадок. Волейбольная площадка своими руками или как построить поле для пляжного волейбола

В перинатальной психологии считается, что интранатальный (родовой) опыт важен для дальнейшего развития человека, становления таких качеств, как целеустремленность, выносливость, терпение в достижении цели, и отражается на способности проявлять эти качества в будущей взрослой жизни. Можно предположить, что, будучи лишенным “входящего” опыта преодоления стрессовой нагрузки, человек в какой-то мере (учитывая перинатальную память тела) может отличаться снижением волевой сенсорики в дальнейшем. Это тогда, когда есть цель, но не освоен путь ее достижения. В момент своего рождения тело не познало своего опыта. Это, конечно же, восполнимо. Вот тут-то на помощь и может прийти динамическая гимнастика, чтобы научить тело (а значит, и психику) ребенка выдерживать, переживать усиленные, пороговые нагрузки, вырабатывать адаптационную устойчивость. Ребенок растет более энергичным, подвижным, активным, практически не болеет. У него прекрасная координация, быстрая реакция, хороший аппетит и крепкий сон.

Основные правила динамической гимнастики

Занятия проводят при температуре воздуха 22-25°С, в помещении или на открытом воздухе. Если вы уже начали закаливать своего ребенка, то температура воздуха в помещении может быть и ниже. Важно прикасаться к ребенку теплыми, мягкими руками — уверенно и нежно. Свои руки перед этим можно размягчить скрабом, что повысит их чувствительность. Тело малыша кремом не смазывают.

Для занятий используют время бодрствования ребенка, когда он наиболее расположен к контакту, но не ранее, чем через час после еды. Для справки: периоды бодрствования резко увеличиваются после 1,5 месяцев жизни при переходе от нормальной аутистической фазы развития младенца (когда бодрствованию он явно предпочитал сон, предохраняющий от избыточного влияния внешней среды) к началу становления субъект-объектных отношений — взаимодействия с другими. С этого возраста можно расширять комплекс развивающих упражнений. Выполнять подобный комплекс следует ежедневно или несколько раз в день, начиная всякий раз в качестве разминки с традиционных массажных приемов поглаживания, растирания, разминания, пассивных упражнений для рук и ног, а затем переходя к динамическим воздействиям. Примерами упражнений, входящих в комплекс динамической гимнастики, являются покачивание ребенка вперед-назад в захвате за руки, вращение ребенка за руки или за ноги вокруг вертикальной оси и другие.

С чего начать?

Начинать следует с самых простых упражнений, соблюдая закон постепенности нарастания нагрузки — неделю за неделей увеличивая темп, амплитуду и время. В некотором смысле такое воздействие является стрессогенным для ребенка. Важно знать меру, соблюдать закон золотой середины. Во время занятий может возникнуть сопротивление скачкообразному приросту нагрузки в виде мышечного напряжения, испуга, недовольства и даже плача. В этом случае целесообразно задержаться на достигнутом или даже спуститься на более низкую ступень. У каждого ребенка свой темп овладения упражнениями. На каждом занятии создавайте предпосылки для более сложных упражнений. Иногда требуется приостановить занятие, сменить упражнение, прижать ребенка к себе, с тем чтобы вновь продолжить, но без надрыва, без усилий.

Сила рождается там, где нет усилий!

Если говорить о динамической гимнастике, то нельзя не отметить следующие моменты.

Во-первых, если вы сделали свой выбор в пользу такого несколько экстремального варианта физического развития вашего малыша, вы должны знать, что для занятий динамической гимнастикой есть противопоказания, которые должны заставить родителей категорически отказаться от динамической гимнастики. К таким противопоказаниям, в частности, относятся: дисплазия тазобедренного сустава — заболевание, при котором неправильно расположены элементы тазобедренного сустава (подробнее о его терапии вы можете прочитать в статье “Лечение. пеленками”, опубликованной в №9 журнала “9 месяцев”), повышенный мышечный тонус, повышенный объем движений в суставах, причиной возникновения которого являются особенности соединительной ткани. Понятно, что родители сами не в состоянии определить наличия или отсутствия таких состояний или заболеваний у малыша. Поэтому, прежде чем приступить к подобной практике, необходимо проконсультироваться с врачом. Известно, что первый осмотр ортопеда и невропатолога, которые могут исключить эти состояния и заболевания, для большинства детей происходит в 1 месяц, тогда как многие родители-новаторы начинают заниматься с детишками с первых дней после рождения — сразу после выписки из родильного дома. Поэтому, если вы решились заниматься с малышом именно с помощью динамической гимнастики, то не забудьте проконсультироваться с доктором.

Во-вторых, следует учесть, что у детей раннего возраста связки очень эластичные и нежные. Неправильно потянул за ручку — травма: подвывих или вывих сустава. В то время как изменение состояния хрящей и связочного аппарата происходит в основном из-за нарушения кровообращения в этих областях. В условиях создавшейся гипоксии (недостатка снабжения кислородом области суставов) происходят их структурные изменения, что и ведет к потере упругости и эластичности.

Помимо этого занятия динамической гимнастикой являются рискованными из-за большой вероятности падений, результатом которых может быть не только безобидный синяк, но и серьезные внутричерепные кровоизлияния и другие травмы.

С другой стороны, рекомендации инструкторов о как можно более раннем начале занятий динамической гимнастикой также имеют под собой основания, так как если вы начинаете заниматься после 6 месяцев, то масса малыша уже велика, то есть нетренированные связки сразу испытывают большие нагрузки и риск травм возрастает.

В-третьих, учесть и своевременно оценить все противопоказания и побочные эффекты может только специалист, поэтому не пытайтесь сами заниматься с малышом. Упражнения должен проводить мануальный терапевт или врач-реабилитолог, прошедший специальную подготовку.

Единственным бесспорным положительным моментом занятий является то, что молодые родители стремятся больше общаться с малышом, развивать его. Но ведь для того чтобы заниматься с ребенком, развивать его физически и интеллектуально, можно применять и другие, давно разработанные, хорошо зарекомендовавшие себя методики, такие, как массаж, пальчиковая гимнастика. Справедливости ради надо сказать, что любая методика требует предварительной консультации специалиста. Чем больше общения, любви, ласки, улыбок получит младенец с первых дней жизни, тем легче будет его адаптация и больше доверие к миру.

Конечно, выбор варианта развития малыша, а также ответственность за выбранный метод в полной мере лежит на родителях. Поэтому, выбирая методику, необходимо изучить все ее аспекты и тщательно взвесить все “за” и “против”.

Массаж и гимнастика младенцев. Основные правила. Список упражнений по Комаровскому.

Мы начали делать массаж, сразу как начали купать и примерно в 2 недели добавили гимнастику и упражения на фитболе. Ниже приведен комплекс упражнений, по которым я занималась со своей дочкой и сейчас занимаюсь с сыном. Надеюсь для кого-то это будет полезно.

Читать еще:  Алексей Воевода: личная жизнь, жена, фото, дети. Алексей Воевода: личная жизнь

Массаж и гимнастика

Массаж и гимнастика – очень популярные методы оздоровления и раннего развития ребенка. Конечно, речь идет не о «взрослых» массажных и гимнастических упражнениях, а о специальных системах для детей первого года жизни. Объединение массажа и гимнастики оправдано тем, что и в том и в другом случае ребенок не совершает активных осознанных движений, он пассивен; все манипуляции (прикосновения, поглаживания, сгибания-разгибания конечностей и т. д.) исходят от взрослого.

Что развивается с помощью массажа и гимнастики?

Костно-мышечная система. В результате систематических занятий массажем и гимнастикой мышцы ребенка становятся крепкими и эластичными: при сокращении мышц в местах их прикрепления происходит раздражение надкостницы, что стимулирует рост костей, они становятся толще, шире и крепче.

Система кровообращения. Работающая мышца потребляет в семь раз больше кислорода и в три раза больше питательных веществ, чем бездействующая. Это значит, что во время упражнений мышечная ткань обильнее снабжается кровью; объем крови, выталкиваемой сердцем в сосуды, увеличивается; усиливается и легочная вентиляция, то есть насыщение крови кислородом.

Лимфатическая система. Массаж непосредственно действует на лимфатическую систему, расположенную близко к коже. Ток лимфы ускоряется, тем самым содействуя освобождению тканей от продуктов обмена веществ. Нормализуется течение обменных процессов в организме.

Нервная система. Во время мышечной нагрузки происходит нормализация процессов возбуждения и торможения. Кроме того, прикосновение материнских рук во время проведения массажа и гимнастики способствует созданию атмосферы эмоционального благополучия у ребенка.

Пищеварительная система. При коликах и болях в животе массаж приносит ребенку существенное облегчение, высвобождая газы и позволяя малышу опорожнить кишечник.

Как этим заниматься?

Начинать занятия массажем и гимнастикой можно в первые же недели после родов. Следует соблюдать принцип постепенности, переходя от простейших упражнений к более

Где и с кем заниматься массажем и гимнастикой?

В этом вопросе существуют две противоположные точки зрения. Некоторые врачи и родители считают, что заниматься массажем и гимнастикой с ребенком первого года жизни могут только подготовленные специалисты, закончившие профессиональные курсы, знающие строение детского тела, направления течения крови и лимфы и прочие тонкости. Сторонники этого взгляда предпочитают приглашать массажистов- специалистов на дом или посещать их в детских поликлиниках, оздоровительных центрах. Обычно в течение первого года жизни ребенку назначаются 4-5 курсов массажа и гимнастики по 10-12 сеансов. Курсы проводятся один раз в 2-3 месяца, каждый сеанс длится по 30-40 минут.

Другие врачи и родители считают, что никто лучше матери не чувствует тело своего ребенка, а сам массаж не такая сложная наука, чтобы обычная женщина не смогла его освоить. Кроме того, общение с чужим человеком является для ребенка раннего возраста сильным эмоциональным стрессом. Сторонники такого подхода самостоятельно занимаются с ребенком массажем и гимнастикой, обычно дважды в день – утром (вместо «взрослой» зарядки) и вечером, перед купанием.

Как подготовиться к массажу и гимнастике?

Подготовьте стол (см. рекомендации ниже), обеспечьте приток свежего воздуха (например, откройте окна). В теплое время года можно проводить занятия на открытом воздухе. Ребенка следует раздеть догола. Руки взрослого, проводящего занятия, должны быть чистыми, сухими, мягкими и теплыми, с коротко остриженными ногтями. Часы, кольца на время проведения занятий следует снять. Некоторые специалисты советуют перед началом массажа смазать руки взрослого и тело ребенка маслом – для мягкости. Однако против этого есть и возражения: масла и кремы усиливают скольжение, а тальк и присыпки следует использовать только при повышенной потливости рук.

Как делать массаж и гимнастику?

Основные правила занятий массажа и гимнастикой.

1. Массаж и гимнастика не должны проводиться, если ребенок голоден, только что поел или только что проснулся.

2. Упражнения должны доставлять ребенку удовольствие. Заниматься с плачущим малышом недопустимо.

3. Следует чередовать упражнения для разных групп мышц, соблюдая принцип

4. Строгая последовательность проведения – сначала массаж, потом гимнастика.

Рекомендуется проводить гимнастические упражнения с определенной областью тела сразу после того, как закончен массаж этой области.

5. Обычно обе процедуры занимают 20-30 минут: 10-15 минут длится массаж и столько же – гимнастика.

Вариантов проведения массажа огромное множество. Мы опишем два доступных каждому варианта – самый простой и чуть посложнее. Самое главное – понять основные принципы и применять их на практике.

Подготовка младенца к купанию заключается в проведении ему массажа и гимнастики. Ясно ведь, что купание — это нагрузка на организм. И неплохо до того провести небольшую разминку. Сразу же сообщаю, что заканчивать курсы массажистов совсем не обязательно. Поймите принципы, и все будет замечательно. А если что-нибудь перепутаете, обойдется: не очень хороший массаж лучше, чем отсутствие очень хорошего массажа.

По времени массаж и гимнастика вместе длятся около 20-30-ти минут (по 10-15 минут на каждую процедуру). Строгая последовательность: сначала массаж, потом гимнастика.

Место проведения процедур — пеленальный столик. Укладываем голого ребенка на спинку и начинаем массаж, который состоит из двух этапов — поглаживание и разминание.

Массаж и гимнастика по Е. Комаровскому

Поглаживание – простейшее действие: взрослый проводит своей рукой по коже ребенка без особого давления. Последовательность: ребенок лежит на спине – взрослый гладит ноги (стопа, голень, бедро), руки (кисть, предплечье, плечо). Ребенка переворачивают на живот, гладят ягодицы, спину. Затем ребенок снова на спине – поглаживание живота, грудной клетки, шеи, головы.

После окончания этапа поглаживания в той же самой последовательности взрослый разминает мышцы, то есть проводит рукой и немного надавливает на тело ребенка. При массаже живота основание кисти ставится ребенку на лобок, после чего четыре пальца правой руки (кроме большого) массируют живот по часовой стрелке.

После окончания массажа проводится гимнастика, суть которой состоит в сгибании конечностей.

Одной рукой возьмите ребенка за голень или бедро, другой – за большой палец ноги. Крутите, наклоняйте, сгибайте голеностопный сустав в разные стороны. То же самое повторите с другой ногой.

Одной рукой возьмите ребенка за бедро, другой – за голеностопный сустав или голень. Сгибайте в разные стороны. То же самое повторите с другой ногой.

Обеими руками возьмите ребенка за обе голени и совершайте сгибательные движения, аналогичные езде на велосипеде, а также круговые движения. При этом одновременно задействованы коленные и тазобедренные суставы.

Одной рукой захватите руку ребенка чуть ниже локтя, другой – за пальцы рук. Крутите, наклоняйте, сгибайте его руку в запястье. То же самое повторите с другой рукой.

Вложите большой палец своей руки в ладонь ребенка, ухватив его при этом за запястье. Сгибайте его руку в локте.

Обеими руками возьмите ребенка за обе руки, вложив большой палец в его ладонь и ухватив остальными пальцами за запястье. Совершайте сгибательные и круговые движения руками. Перекрещивайте его руки на животе и вновь разводите в стороны.

Источники:

http://razvivashka.online/fizicheskoe/dinamicheskaya-gimnastika-dlya-malyshey
http://www.7ya.ru/article/Dinamicheskaya-gimnastika/
http://m.baby.ru/blogs/post/397586104-279715099/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: