41 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Рыцарский бой на конях. Рыцарские лошади

Как рыцари выбирали себе коня?

Тяжёлая рыцарская кавалерия — основа военного дела Средневековья. Для такого рода войск важным было не столько наличие у рыцаря тяжёлых доспехов, сколько хороший боевой конь. Это он делал рыцаря рыцарем — название «рыцарь» значит «всадник». Особо хороший конь мог стоить даже больше, чем доспехи, и не зря — от правильного выбора коня жизнь рыцаря зависела не меньше, чем от надёжности доспехов.

Рыцарские кони берут своё начало ещё в античные времена. Тогда-то и началось разведение и выведение боевых пород коней в «промышленных масштабах». Если в античности отдавалось предпочтение наиболее быстрым коням, то к Средним векам из-за развития доспехов акцент плавно сместился на силу и размер. За почти две тысячи лет это очень сильно их изменило — считается, что рыцарские кони весили в 2-3 раза больше, чем кони скифов и других античных воинов. Будь такие кони в эпоху колесниц, то их бы не запрягали по 4 штуки сразу.

Так каких именно коней выбирали для рыцарей? Никаких точных цифр про размеры и массу я приводить не буду — потому что про них нет единого мнения. Одни пишут цифры большие, приводя различные исторические описания (которые, как известно, не всегда правдивы). Другие измеряют конские доспехи и исходя из этого уменьшают цифры первых.

Точные цифры тут не особо важны; вряд ли рыцари бегали по конюшням с рулеткой и торговались за каждый сантиметр. Главное, будущий рыцарский конь должен был быть большим — по-настоящему большим! В реальности такие кони были куда больше в размерах и куда менее красивы, чем показывают в фильмах. Они были чем-то отдалённо похожи на современных тяжеловозов, которые своими корнями как раз в рыцарские породы и уходят.

Основным требованием для рыцарского коня была возможность удержать на себе хозяина в доспехах, бард (конный доспех) и прочую сбрую, но при этом быть способным передвигаться достаточно быстро. В общей сложности вся эта «роскошь» могла весить 100-200 кг, в зависимости от времени и типа доспехов. Занятно, но самая тяжёлая ноша была не боевая, а турнирная. Само собой, беговая лошадь тут не подходила.

Таких коней не брали где попало, а разводили в специализированных конюшнях. Ныне наивысшее во многих странах военное звание маршал имеет дивную историю. В начале начал это были простые кузнецы, которые делали подковы. Позже, в эпоху рыцарства, так стали называть простолюдинов-конюхов, знавших всё и вся про коней. Их назначали ответственными за их содержание и подготовку. Хороший маршал в Средние века ценился настолько высоко, что мог заполучить должность при дворе и резко подняться по социальной лестнице.

Не менее важным, чем «физуха», для боевого коня была и его психика. Т. к. большинство лошадей от природы пугливы, отдавали предпочтение только жеребцам. При этом будущий «лучший друг рыцаря» должен был быть одновременно спокойным и злобным, поддающимся контролю, но агрессивным. Ведь в бою конь, поддавшийся панике, это как спортивная машина с отказавшим рулевым управлением на большой скорости. В лучшем, и крайне редком, случае рыцаря просто «унесёт» далеко от сражения, но скорее всего он просто убьётся тем или иным способом.

Боевых коней долго обучали терпеть боль — с её помощью рыцарь управлял конём когда орудовал шпорами или резкими движениями поводьев. Обучали их так же боевым приёмам и готовили к шуму и суматохе во время боя. Такое обучение даже трудно назвать обучением, т. к. оно становилось образом жизни коня — его тренировки не прекращались до самой смерти.

Большинство подходящих для рыцарского дела коней были хоть и сильны, но не очень быстры. Одним из самых важных моментов в подготовке коня было натаскивание его на бесстрашный «самоубийственный» рывок с места. Именно такими рывками и воевали рыцари — спокойным шагом сокращали дистанцию с противником примерно до двух сотен метров (дальность стрельбы лучников) и тогда переходили на спринт для таранного удара. Хороший боевой конь, в массивном облачении, мог запросто проломить до десяти рядов пехоты; ну, это если не коня не остановят стрелы и копья.

Обратной стороной такой мощи была абсолютно никакая манёвренность и очень высокая утомляемость. Рыцарскую кавалерию не использовали для длительных манёвров, преследования противника или прочих тактических хитростей. Исход сражения должна была решать единственная таранная атака, а не долгие скачки туда-сюда.

На это же делался расчёт и при выборе коней для турниров. Единственной разницей, кроме необходимости нести ещё более тяжёлые доспехи, между «простым» боевым и лучшим турнирным конём была именно сила и скорость такого рывка. Они увеличивали как шансы рыцаря на победу в турнире, так и стоимость коня — порой даже в пять раз. Только вот иметь отдельно боевого и турнирного коня могли позволить себе лишь немногие из рыцарей.

Из-за своей относительно малой выносливости, боевые кони были исключительно боевыми и ни для каких целей не использовались, даже во время похода. Для сохранения сил своему «напанирку», рыцари в походах использовали «запасных» коней. Весь важный груз, включая самого рыцаря, перевозился на них, тогда как боевой шёл рядом совсем налегке в ожидании своего боевого «звёздного часа».

Если вам понравилась статья, не стесняйтесь кликнуть палец вверх справа. Автору будет приятно, заранее спасибо 🙂 Подписывайтесь на мой канал и читайте каждый день свежие статьи связанные с историей военного дела!

Обучение боевого коня

Рыцарский или богатырский конь – не просто мощная лошадь, способная везти всадника в полной амуниции. Это была боевая единица, которая давила врага и не отступала назад. Специальная подготовка делала из вегана травоядного выносливого бойца.

В средние века конница играла важную роль. Но искусство верховой езды было развито довольно плохо. В частности, не из-за того что всадник не умел управляться с лошадью, а потому что просто не мог – в разную эпоху латный доспех весил от 25 до 40 кг. Передвигались в основном шагом, а в бой неслись галопом. Повиновение и контроль лошади должны были оставаться максимальными. Поэтому, и управление было соответствующим – они кололи по бокам острыми шпорами, резко тянули повод, раздирая губы. В общем, всячески давали лошади понять, что всякое непослушание грозит ей новой болью. Но и не всякого коня брали на войну – предпочтение отдавалось спокойным, но при этом быстрым и выносливым особям, которые были способны долгое время безропотно вести своего всадника. Мощный спринт с места – вот что делало дестриэ предпочтительным выбором для рыцарей. При этом он должен был быть жеребцом, чтобы сохранять агрессивность в бою. Боевые кони рыцарей были по преимуществу тяжеловозами, облагороженными примесью кровей чистопородных жеребцов. Одной из пород боевых коней средневековья была дестриэ – крупные лошади, выведенные из тяжеловозов времен Великого переселения народов. Наиболее схож из современных видов – английский шайр.

Читать еще:  Старик и море подробный пересказ.

Возвращаясь к средневековым рыцарским дестриэ, помимо их физической выносливости, стоит еще раз упомянуть их невероятное послушание. Если вы когда-нибудь сидели на лошади, то вы, скорее всего, знаете, что этим животным не свойственна самоотверженность ради человека. Обычная лошадь может испугаться внезапно вылетевшей из кустов птички и три полных круга по полю не реагировать на все ваши поползновения как-нибудь ее успокоить и остановить. А боевые кони шли на вооруженную пехоту, хотя их природный инстинкт, как и у всех копытных, подразумевает бегство от опасности. Кроме того, всякое обязательство по отношению к всаднику, особенно в экстренной для животного ситуации, заканчивается тогда, когда всадник оказывается сброшен. Обычная лошадь никогда не попрет на людей – ей нет от этого пользы, а неприятности ей не нужны. Поэтому – одна из особенностей боевого коня – умение не отклоняться от заданного курса. Если кто-то стоит у лошади на пути, тем хуже для него.

Отличие боевых коней от обычных заключалось не только в их храбрости и повиновении, но и в умении сражаться. Боевой конь – не только средство передвижения, это еще и боевая единица. Например, уже упомянутый дестрие, согласно источникам, мог наскоком опрокинуть десяток пехотинцев. Породы боевых лошадей, злых и агрессивных, выводили специально. И в бой шли только жеребцы. Конь должен был не только не сворачивать с изначально безумного для него курса, но и уметь уклоняться от ударов. Их учили этому тупыми стрелами и копьями. Более того, он должен был сам первым атаковать. Для этого перед ним выставляли мишень и начинали, буквально, доводить его, не давая отступать, до тех пор пока он не начинал защищаться передними ногами.

До нас дошли некоторые фигуры, к которым был приучен средневековый боевой конь. Правда, сегодня они считаются “высшим пилотажем” выездки. Если рыцаря окружала вражеская пехота, конь вздымался на дыбы, и всадник получал возможность разить мечом нападавших с обеих сторон. Эта фигура называлась левада. Если конь, стоя на задних ногах, совершал три-четыре прыжка вперед, то ему часто удавалось разорвать кольцо нападающих. Эти прыжки назывались курбетами. Когда всадник с помощью коня вырывался из окружения, то заставлял коня совершить высокий прыжок, причем конь сильно бил копытами, находясь еще в воздухе. Эта была каприола. Под конем возникало свободное пространство, так как пешие враги стремились убраться подальше от опасных ударов. После каприолы конь, приземлившись, молниеносно совершал пируэт (поворот на задних ногах) и, устремляясь в образовавшуюся брешь, атаковал противника. И все же, по словам историков, рыцари так и не смогли преодолеть тот момент, что лошадь ни на кого не нападала по собственной инициативе – заметив что потерял всадника, дестриэ сразу превращался в мирное травоядное и сматывался куда подальше от кровопролития.

Помимо этого, настоящая боевая лошадь должна уметь ходить назад (осаживание), в бок (принимание) и прыгать хотя бы на метр, через препятствие – бревно или ручей. Если лошадь заупрямилась и отказалась прыгать через препятствие, вы обязаны пройти с ней через него, иначе она воспримет халтуру как норму.

Средневековый рыцарь, который представлял собой огромную гремящую фигуру, для лошади всегда выглядел страшным. Поэтому, животное, в первую очередь, должно перестать бояться посторонних звуков и страшных мишеней. Чтобы добиться от нее первого, нужно систематически приучать ее к посторонним звукам и неожиданным движениям своего всадника. Реконструкторы советуют подъезжать, скажем, к забору и специально задевать его стременем. Или при езде махать импровизированным оружием. Чтобы лошадь перестала бояться посторонних и необычных для нее предметов, к которым нужно приближаться – необходимо делать мишень как можно более страшной для коня, обязательно высотой не менее 3-х метров (большинство лошадей опасается всего, что выше их головы), увешанную развевающимися черными тряпками, лентами, лучше с растопыренными руками (для многих лошадей человек, раскинувший руки крестом, часто является стоп-сигналом). Хорошо, если мишень шумящая (звенящая, гремящая), и если попадание в нее производит грохот.

О РЫЦАРСКИХ БОЕВЫХ КОНЯХ

1.РЫЦАРСКИЙ БОЕВОЙ КОНЬ – ЭТО НЕИЗМЕННО КОНЬ ВЕРХОВОЙ. Рыцарский боевой конь, несмотря на то, каким бы ни было тяжелым снаряжение и вооружение его всадника – это в любом случае НЕ ТЯЖЕЛОВОЗ (ТЯЖЕЛОУПРЯЖНАЯ ЛОШАДЬ). Во-первых, тяжеловозные породы – результат селекции уже Нового времени. Во-вторых, любой тяжеловоз хорош только в своей стезе – перемещение очень тяжелых грузов посредством запряжки в ту или иную повозку по относительно хороши дорогам. Это все. Тяжеловозы не обладают необходимой подвижностью, совкостью (маневренностью), чувствительностью и скоростью реакции на команды всадника, не могут более-менее продолжительное время поддерживать галоп (основной боевой аллюр).

Читать еще:  Как сделать пальцы ровными на руках. Как сделать пальцы тоньше

Откуда взялся этот упорно кочующий миф, что раз конь должен нести этак килограмм 150, то он обязательно тяжеловоз (вспомните набившее оскомину «богатырский конь»)? Моя версия: А) простая житейская логика – раз ТЯЖЕЛОвооруженный рыцарь, значит, и конь такой же (а то, что строевые лошади времен Первой Мировой таскали на себе едва ли меньший груз, чем конь, допустим, деми-лансера в полудоспехе (за счет того, что строевой конь работал, по существу, за несколько коней в рыцарском копье) – это уже никого не интересующие детали); B) да простят меня любители классики изобразительного искусства – виновато изобразительное искусство (не будем называть имена, вы их сами знаете); С) до сих пор в некоторых источниках встречаются какие-то фантастические данные о весе конского доспеха, боевых седел и прочего – соответственно .нагрузка «вырастает» до невероятных значений; D) в массовом сознании недооцениваются физические данные верхового коня в плене выносливости и грузоподъемности – например, для здорового, физически сформировавшегося и хорошо обмускуленного коня весом 500 кг груз в 130 – 150 кг не является непосильной ношей. Кроме того, в выездке лошади все выездковые элементы (движения) играют роль гимнастических упражнений, которые позволяют развить несущую способность задних ног лошади, что также позволяет ей нести значительный вес с минимальными затратами усилий и с максимальным сохранением подвижности.

Безусловно, желаемое телосложение могло меняться в зависимости от той роли, в которую прочили того или иного коня – разумеется, для тяжеловооруженного жандарма требовался невероятно сильный конь (не просто конь, потенциально способный и годный для этой роли, а ПОСТЕПЕННО подготовленный к этому за несколько лет тренинга), способный нести не только всадника в доспехе, но и конский доспех, тогда как для «легкого» конника (а говоря откровенно – «дешевого» тяжелого) в полном или полудоспехе достаточно было коня полегче и подвижнее, но уже не способного нести конский доспех. Однако главное остается низменным – и у жандарма, и у более легковооруженного конного латника, и тем более у настоящей легкой конницы типа страдиотов или хинетов боевой конь – это в любом случае конь ВЕРХОВОГО типа.

2. РОСТ В ХОЛКЕ (на основе британских находок, континентальный материал дает примерно те же цифры): 126 – 152 см, лошади выше 150 см – не только в Средние века/Ренессанс, но и вплоть до Первой мировой оценивались современниками как достаточно крупные, лошади 160 см и выше – крайне редки в рассматриваемый период и позднее. Как справедливо замечают составители издания «The Medieval Horse and its Equipment», большинство средневековых лошадей были по современным меркам решительно малы». При этом большинство археологических находок показывают лошадей более плотно сбитых, крепко сложенных, костистых, чем современные лошади аналогичного роста; такие кони ростом 130-145 см в холке представляют собой тот универсальный и неприхотливый тип лошади, представители которого могли использоваться и для упряжной, и для верховой работы (в том числе и в качестве боевого коня).

Для наглядности и современных аналогий можете оценить пропорции коня и всадника по видео «Стойки конного боя с мечом» – мой рост – 182 см, рост моего коня – 155 см в холке. Косвенным критерием относительно небольшого роста «среднестатистического» боевого коня может служить метко подмеченная составителями указанного британского издания часто встречающаяся в изобразительных источниках рассматриваемого периода пропорция всадника и его коня– в среднем холка коня находится на уровне плеча стоящего рядом с ним конника.

Опять же, необходимо всегда учитывать, что главным для боевого коня был отнюдь не рост, а мощное и гармоничное телосложение с вытекающими из него (и развиваемыми посредством тренинга) силой, маневренностью и выносливостью.

3. До XVIII в. (оценки разнятся) НЕ СУЩЕСТВОВАЛО ПОРОД ЛОШАДЕЙ в современном понимании слова «порода». Не стоит недооценивать селекционную работу до эпохи Просвещения – просто средневековая селекция была направлена на получение НЕ ПОРОДЫ, а определенного ТИПА лошади по определяемому для нее человеком НАЗНАЧЕНИЮ. Встретив в средневековом контексте наименование той или иной лошади, совпадающее с современным названием породы (например, першерон), не стоит впадать в анахронизм и переносить современный образ першерона (кстати, тяжеловозной породы) на боевых коней из графства Перш XIII в. или першеронов облегченного типа, использовавшихся и как строевые лошади в кавалерии вплоть до ПМВ включительно. Для контекста Средних веков, Ренессанса или раннего Нового времени название по географическому принципу – не способ наименования породы, а только лишь географическая привязка (например, андалузом или лузитано могли назвать любую лошадь из Андалусии или Португалии).

Что касается конкретных типов лошадей, вот одна из классификаций, упоминаемых биографом Томаса Бекета Вильямом Фитц Стефеном (1170 г.) в контексте градации лошадей на конной ярмарке в Лондоне:

– gradarii – верховые лошади-иноходцы (способные или наученные бежать иноходью) – очень удобные для дальних поездок (иноходь – похожий на рысь, но мягкий и не тряский аллюр);

«лошади, которые лучше подходят оруженосцам, движущиеся более грубо, но быстро» – здесь, вероятнее всего, имеются в виду недорогие верховые лошади (роунси, палфри), менее удобные на походе (за счет того, что не могут передвигаться иноходью, а бегут более обычной и тряской рысью);

– summarii – самтеры – вьючные лошади, иногда этим же словом обозначали вьючных же мулов;

dextrarii «знатно крупные»– (дестриеры, боевые кони, «великие кони», «great horse») – нетрудно заметить, первой упоминание в данном ряду собственно боевых коней;

– «кобылы, подходящие для запряжки в плуг, волокуши или в повозки»;

Иные классификации упоминают (в порядке убывания стоимости):

– equus dextrarius (дестриеры, наиболее мощно сложенные боевые кони);

– equus cursarius (курсе, несколько более подвижные, но легче сложенные боевые кони), equus palafredus (палфри, схожий термин роунси (rouncey) – любая хорошая верховая лошадь, как правило, не использовавшаяся в качестве боевого коня);

Читать еще:  Норма потери веса при похудении за неделю. Появление опухоли и похудание

– equus carectarius (любая мелкая упряжная лошадь);

– equus affrus (простая крестьянская упряжная лошадь для любых сельхозработ).

4. Рыцарский боевой конь – спринтер. Несмотря на то, что вопросы тактики небольших тактических подразделений рыцарей (жандармов, реннфане, деми-лансеров и т.д.) – конруа, эшелль и т.п., как это не покажется странным, изучены слабо, известные ее особенности – сомкнутый в рядах (колено к колену) и в шеренгах (нос коня к крупу впередистоящего коня) строй, вероятнее всего, для предотвращения чрезмерного утомления боевых коней наступал на противника шагом или рысью до того момента, как дистанция до него сократится до 20-50 м, после чего в единой слитном порыве латники поднимали коней в галоп и обрушивались всей массой на врага. Соответственно, большую роль играла как раз способность коня к резкому рывку на этих последних остающихся до врага метрах.

5. Пол типичного боевого коня. В основном – жеребцы (чьи первичные половые признаки, скажем так, иногда весьма рельефно демонстрировались в живописи и скульптуре рассматриваемого периода) и мерины (кастрированные жеребцы). Кобылы традиционно считаются менее подходящими для роли боевого коня, однако, во-первых, по своим физическим данным кобылы очень разняться (иные могут ни в чем не уступать жеребцам), во-вторых, на мой взгляд, следует согласиться с мнением, что при меньшей силе, кобылы могут быть не менее выносливыми и маневренными, что с их большей предсказуемостью в плане поведения дает отличного боевого коня для ведения малой войны – например, совершения набегов (швоше, кавальгада, рейса и т.п.) – которые, как известно, составляли чуть ли не основной вид боевых действий в рассматриваемый период. На одном из представленных изображений (неизв. автор, Легкоконник, 1505-10, Музей Викториии и Альберта), форма шеи (отсутствие высокого гребня – сравните с боевым конем у легкоконника Дюрера) и общий экстерьер боевого коня говорит в пользу того, что выбор этого довольно скромно снаряженного латника пал как раз на кобылу (однако, весьма рослую).

6. СОВРЕМЕННЫЕ АНАЛОГИ. Среди пород, чьи представители, на мой взгляд, могут дать наиболее точное усредненное представление о дестриере или курсе, я назову датских кнабструпперов (одна из старинных пород из группы т.н. «лошадей барокко» – см. фото). Все в них напоминает о боевых конях рыцарей и жандармов (а позже – и кирасир) – типаж, неизменно популярный (в первую очередь, конечно, в тяжелой кавалерии), до конца XVIII в.: относительно небольшой рост, крепкий костяк, объемная грудная клетка, хорошо обмускуленная шея с широким гребнем у жеребцов, мощные мышцы задней части туловища и задних ног.

В качестве еще одного подобного примера часто приводят коней андалузской (PRE) и лузитанской пород – однако, по моему мнению, данные породы, несмотря на свою никем не оспариваемую древность, с конца XVIII – начала XIX вв. претерпели столько вынужденных инородных «вливаний», «осовременивших» их, что, при всех их несомненных достоинствах, значительно отличаются от своих предков.

Вторая наиболее подходящая кандидатура на роль тяжелого рыцарского боевого коня – кони итальянской породы мургезе.

Что касается лошадей под стать «легкой» коннице (рыцари, не имевшие конского доспеха, реннфане, деми-лансеры, шеволежеры и проч.), то наиболее наглядно представить такого коня можно, посмотрев на современного североафриканского барба – быстрый, сухой, невероятно выносливый, крепкий и неприхотливый тип.

Ну и наконец, страдиотам, хинетам и им подобным «настоящим» легким всадникам несомненно бы приглянулись пасо фино – некрупные, гармонично сложенные, невероятно совкие лошади.

Бамбергский всадник. 1230-1235 гг.

Двое, чистящих лошадь. Около 1510-1520 гг. Британская библиотека. Судя по телосложению, возможно, изображен боевой конь тяжелого типа (способный нести полный конский доспех (бард)).

Лукас Кранах (Старший). Св. Георгий на коне с мертвым драконом. Начало XVI в. Музей Метрополитен.

Ганс Бургкмайр. Император Максимилиан I. 1508 г.

А. Дюрер. Легкоконник. 1495 г. Сравните этого боевого коня с боевым конем Максимилиана I – и тот и другой достаточно рослые (по меркам периода), однако конь императора сложен несколько массивнее (достаточно взглянуть на его ноги и круп, чтобы убедиться в этом).

Неизвестный автор. Легкоконник. 1500-1510 гг. Музей Виктории и Альберта. Тонкая шея дает основание предположить, что в данном случае боевой конь – кобыла (сравните с массивной шеей с высоким гребнем у жеребца дюреровского легкоконника).

Реалистичная реконструкция облика боевого коня небогатого латника периода приблизительно 1460-1480 гг. (автор – S. Hanson).




Пасо фино. Маленький рост (сравните рост всадника и коня – это не всадник крупный, а пасо – небольшой) и гармоничное телосложение в сочетании со способностью быстро перемещаться по любой местности делают подобную лошадь идеальной для излюбленной тактики легкой конницы “ударил – отступил”.

Средняя (а по современным меркам – мелкая) средневековая лошадь ростом около 137 см в холке в сравнении с современной лошадью ростом примерно 172 см (размеры, которые не являются необычными для лошадей различных пород, используемых в наше время в Олимпийских видах конного спорта). Где-то посередине (до отметки около 160 см) – идеальный рост для различных типов боевых коней рассматриваемого периода. Иллюстрация из издания (1) в списке литературы.

Литература:
1. The Medieval Horse and its Equipment. 1150 – 1450» Edited by J. Clark. Woodbridge, 2011.
2. Граветт К. «Рыцари. История английского рыцарства 1200 – 1600» Перевод с англ. А. Колина. M.,2010.
3. «Всадники войны. Кавалерия Европы» / Алексинский Д.П., Жуков К.А., Бутягин А.М., Коровкин Д.С. М, СПб, 2010.

П.С. Размещено с разрешения Максима, за что ему огромное спасибо!

Источники:

http://zen.yandex.ru/media/id/5c02b5782c350403d6d145de/5d9c61dec7e50c00afe2fec3
http://pikabu.ru/story/obuchenie_boevogo_konya_4112455
http://andrewbek-1974.livejournal.com/1413242.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: