Развитие координации движения у детей. Нарушения двигательной функции у детей с сдвг
Диспраксия – нарушение координации движений у детей
Диспраксией именуют двигательное расстройство, которое проявляется в несогласованности у детей движений. Поддержка со стороны учителей и родителей и своевременная терапия помогают улучшить состояние больного ребенка. Диспраксия – это нарушение координации движений. Заболевание имеет еще одно название – синдром неуклюжего дитя. Диспраксия поражает приблизительно 10% школьников, большинство из них – мальчики. В процессе своего развития многие здоровые дети проходят фазу неуклюжести, но из них большинство ее благополучно перерастают.
У ребенка страдающего диспраксией сохраняется неловкость движений спустя годы и влияет не лучшим образом на повседневную жизнь, а также успеваемость в школе. У таких детей нередко развиваются нарушения поведения. Раннее лечение диспраксии позволяет снизить вероятность появления в обучении трудностей и нарушений поведения ребенка. Тяжесть состояния и симптомы при диспраксии могут варьировать.
Для детей больных диспраксией характерны:
– неаккуратность в питье и еде;
– трудности при игре в мяч, в обучении езде на велосипеде;
– сложности с зрительно-моторной координацией;
– неорганизованность: дети больные диспраксией часто путаются в последовательности действий и теряют вещи;
– проблемы с действиями, которые требуют мелкой моторики, к примеру, завязыванием шнурков, застегиванием пуговиц, использовании столовых приборов;
– затруднения в интерпретации в понимании устройства вещей и интерпритации увиденного;
– такой ребенок надевает часто одежду одевает задом наперед и путает левый ботинок с правым;
– стремительная потеря концентрации внимания, неспособность следовать одновременно более чем 1-2-ум требованиям взрослого;
Дети, страдающие диспраксией, обладают вполне нормальным интеллектом, но, невзирая на это, сталкиваются в школе с трудностями:
– им сложно разборчиво и четко писать;
– возникают затруднения с обучением чтению;
– они выполняют медленнее сверстников задания учителя;
– эти дети очень быстро устают;
– они унывают и отчаиваются, если постоянно их упрекают и наказывают учителя и родители, не понимающие истинной причины их затруднений;
– у них отмечается страх выполнения действий, которые требуют четкого владения какими-либо навыками, к примеру, в спортивных играх;
– они страдают от заниженной самооценки и неуверенны в себе;
– им тяжело обрести друзей, а сверстники могут игнорировать и дразнить их;
– они могут становиться замкнутыми, беспокойными, агрессивными или депрессивными и начать пропускать занятия;
– для них по поводу своих способностей свойственно беспокойство.
Причины диспраксии
Причины диспраксии до сих пор полностью не выяснены. Исследования продемонстрировали связь между развитием данного состояния с преждевременными родами, гипоксией и низкой массой тела при рождении. Среди вероятных причин выделяют нарушение согласованности между определенными областями мозга, замедленное развитие его отдельных частей или повреждение у ребенка нервной ткани. Возможно, может значительную роль играть и фактор наследственности.
Нередко заболевание выявляется лишь когда у ребенка возникают проблемы в школе.
Лечение диспраксии
Невролог проводит оценку координации и двигательных функций ребенка путем наблюдения за выполнением таких его действий, как ходьба с пятки на носок, прыжки, нанизывание бус, складывание кубиков и копирование рисунков. Тщательно проведенный физикальный осмотр крайне важен для исключения неврологических болезней, таких как легкая степень церебрального паралича. Диспраксия считается неизлечимым заболеванием, но можно помочь больному, если распознать вовремя симптомы. Лечение может улучшить поведение, снизить уровень тревоги и прочих проблем эмоционального характера как у самого пациента, так и у всех членов его семьи. Физиотерапия – важный аспект лечения. Главная цель ее заключается в постепенном развитии необходимых двигательных навыков у детей.
Применяться на практике могут различные методики, в числе которых:
– ребенка для улучшения равновесия, обучения контролю за движениями тела и развития координации привлекают к групповым занятиям гимнастикой;
– участие детей с диспраксией поощряется в играх с музыкальным сопровождением для развития чувства ритма;
– ребенку предлагается регулярно выполнять упражнения, улучшающие при приеме пищи и одевании навыки самопомощи, чтобы повысить его самостоятельность.
Особое, внимательное отношение к тому, как проходит обучение в школе у ребенка с диспраксией, крайне важно для улучшений в его состоянии. Учителя обязаны знать о том, что у их ученика существуют особенные нужды, а он не просто безразличен или ленив. Подобных детей нужно постепенно обучать и отводить им на выполнение классной работы дополнительное время. Процесс письма можете облегчить, если скорректировать высоту стула и парты школьника. При письме чрезмерного напряжения пальцев рук у ребенка можно избежать, предложив ему использовать специальные карандаши с облегченным захватом.
Родители всегда должны поощрять выполнение дочерью или сыном действий, к которым у них имеется естественная склонность и которые помогают в развитии важных навыков. К примеру, можно записать свое дитя в секцию гимнастики или центр досуга, посещать с ним игровую площадку, чтобы улучшить физические навыки. Также детей можете свободно привлекать к работе в саду или по дому. Визуальные и двигательные навыки, а также зрительно-моторную координацию улучшить можно через такие занятия как черчение, рисование, моделирование, шитье, игра на музыкальных инструментах, изготовление аппликаций. Если постоянно заниматься с детьми, то у многих из них наступает со временем улучшение, и они не будут выглядеть неловкими в сравнении с их сверстниками.
НАРУШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ У ДЕТЕЙ С СДВГ
Навигация по записям
Зарубежные исследователи отмечают, что данные анкетных исследований составляют первичные критерии диагностики СДВГ, а изучение моторики является дополнительным звеном в понимании основных механизмов и физиологических компонентов СДВГ.
Около 2-3% детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью не имеют других функциональных расстройств. Распространенность незначительных нейропсихологических отклонений различна, но часто отмечается их наличие приблизительно у 5% детей. Некоторые исследования говорят о более высоких цифрах. В исследованиях датских специалистов у 15% школьников были выявлены умеренные нейропсихологические отклонения, а у 6% школьников — незначительные нейропсихологические отклонения.
Двигательные трудности проявляются в выполнении автоматизированных движений, мелкой моторики. Несмотря на то, что грубая моторика развита хорошо, дети с СДВГ имеют заметные трудности при выполнении движений, которые требуют высокой степени автоматизма и координации (например, быстрые попеременные движения, повороты рук вовнутрь и наружу — пронация и супинация и др.). К сенсорным расстройствам относятся низкая чувствительность к холоду и боли, иногда в сочетании с сверхчувствительностью к легким прикосновениям, и пониженной чувствительности к стимулированию вестибулярного аппарата.
Нарушение вестибулярной чувствительности.
По данным многих авторов движение рассматривается как важный фактор в развитии обобщающей функции мозга. Головной мозг интегрирует разрозненные данные различных ощущений в единое целое. Этот процесс получил название интеграции ощущений и происходит, когда мы ощущаем свое тело, природу, вещи, других людей как нечто осмысленное. У некоторых детей, в том числе детей с СДВГ, интеграция ощущений слабо развита, т. е. мозг не может полноценно переработать поток чувствительной информации. J.Ayres называет это сенсоинтегративной дисфункцией, которая может проявляться в низкой чувствительности к холоду и боли, иногда в сочетании с сверхчувствительностью к легким прикосновениям, и пониженной чувствительности к стимулированию вестибулярного аппарата.
Равновесие и вестибулярная чувствительность занимает одно из центральных мест в развитии грубой моторики. Вестибулярная чувствительность связана также с положением головы, моторикой глаз, проприорецепцией и другими сенсорными системами, чья информация необходима для поддержания позы.
Отклонения вестибулярной чувствительности проявляются как сверхчувствительность при ее стимуляции — гравитационная неуверенность (ребенок не переносит быстрых поворотов головы, езду на автомобиле и т. д.) или наоборот снижением реакции на стимуляцию.
У гиперактивных детей наблюдается пониженная чувствительность к вестибулярному стимулированию. Они переносят качания и вращения (качели, карусели, катание на горках) легче, чем другие дети. При прохождении тестирования на вестибулярную стимуляцию — в течение 10 секунд ребенка быстро раскручивают на конторском стуле — у детей с СДВГ не отмечалось головокружения и наличия нистагма ( — быстрые и частые непроизвольные движения глаз в различных направлениях, обусловленные периодическими сокращениями соответствующих глазодвигательных мышц).
Кроме того, гиперактивные дети имеют более низкие показатели равновесия без зрительного контроля, т. е. при выполнении теста с закрытыми глазами, по сравнению с другими детьми.
Нарушение развития координации движений и неуклюжесть.
Нарушения координации выявляют примерно в половине случаев СДВГ. Это могут быть нарушения тонких движений (завязывание шнурков, пользование ножницами, раскрашивание, письмо), равновесия (детям трудно кататься на роликовой доске и двухколесном велосипеде), зрительно-пространственной координации (неспособность к спортивным играм, особенно с мячом).
Характерной чертой нарушения развития координации является ослабление моторной координации, не обусловленное медицинским состоянием человека. Эти дети испытывают хроническое ослабление моторной функции, создающее для них препятствия в научении моторным навыкам и не позволяющее им выполнять нормативные, повседневные моторные задачи также искусно, как это делают их сверстники. Для диагностики используются моторные, нейропсихологические тесты и рейтинговые шкалы ( см. табл.1).
— нарушение последовательности движений;
— нарушение выполнения движений (нарушение равновесия, координации движений, мимики);
— нарушение развития всех двигательных умений.
Синдром двигательной активности и дефицита внимания у детей.
Ольга Мелещик
Синдром двигательной активности и дефицита внимания у детей.
Заболевание у детей протекает по-разному, однако у каждого имеется невнимательность, гиперактивность и импульсивность.
Невнимательность
Характеризуется невозможностью либо затруднением сконцентрироваться на одном предмете. Дети начинают скучать, когда им приходится выполнять какое-либо действие продолжительное время. Сознательно сосредоточиться на чем-то вызывает значительные затруднения. Дети при этом неугомонны, затрудняются выполнять какую-либо работу. Дела откладывают напоследок, не выполняют обязанности, не могут спокойно сидеть на месте. Часто начинают много дел одновременно и не заканчивают ни одно из них.
Гиперактивность
Дети не могут спокойно сидеть на месте. Они постоянно в движении и все время о чем-то разговаривают. Такого ребенка очень просто обнаружить в классе: он либо ерзает за партой, качает ногой, стучит по столу ручкой, либо ходит по кабинету. При этом дети часто волнуются.
Создается впечатление, что перед тем, как что-то сделать, ребенок не думает вообще. На вопрос они отвечают первое, что пришло в голову. Могут сделать неуместное замечание или выбежать на проезжую часть, перед этим не посмотрев направо и налево.
СДВГ нередко сопровождается тревогой, депрессией, нарушением поведения.
Диагностические критерии СДВГ по DSM-IV
Нарушения внимания
Ребенок плохо организован;
Из-за невнимательности ребенок совершает много ошибок и с трудом сосредотачивается;
Постоянно что-нибудь теряет;
Ребенок слушает, но создается впечатление, что он ничего не слышит;
С легкостью отвлекается на посторонние раздражители;
Не желает выполнять задания, которые требуют постоянного внимания;
Во время игры или при выполнении какого-либо задания ребенку сложно постоянно поддерживать внимание.
Импульсивность/гиперактивность
Ребенок очень болтлив;
Ему сложно сидеть на одном месте;
Ребенок всегда в движении;
Ему сложно тихо и спокойно играть;
Очень много бегает, ерзает на месте, крутится, суетится;
Часто вмешивается в разговор, пристает к окружающим;
Ребенок с трудом дожидается своей очереди;
Не подумает или не дослушает вопрос, но уже начинает отвечать.
Так как СДВГ включает в себя несколько симптомов, диагностика его является довольно затруднительной. Некоторые проявления этого синдрома могут быть просто этапами в развитии ребенка.
Диагноз детям ставят после подробного обсуждения всех симптомов с родителями и сами детьми и после того, как понаблюдают за поведением детей. Собирается тщательный анамнез, в котором выясняют, нет ли у родственников такой же проблемы. Врач должен отличить СДВГ от психических либо соматических заболеваний. Специальный тест для диагностики СДВГ отсутствует.
Даже учителя могут обнаружить и высказать подозрения о возможности СДВГ. Для того, чтобы оценить неврологический и психологический статусы, врач должен тщательно изучить медицинские карты детей. Нужно также назначить детям серию исследований: оценить зрение, слух, вербальные и моторные навыки, интеллектуальные способности, черты характера. Требуется консультация аллерголога.
Для того, чтобы добиться эффективного лечения, требуется объединение родителей, врачей и учителей.
Одна из наиболее эффективных методик коррекции СДВГ – методика Дэйвиса. Она не подавляет особенности восприятия ребенка и его необычные способности. С помощью «точки ориентации» ребенок осваивает механизм «фокусирования». Благодаря этой методике ребенок избежит обвинений в отставании, медлительности и сможет раскрыть свои творческие способности.
Основным лечением СДВГ являются стимуляторы (Риталин, Циклерт, Декседрин и другие, хотя и существует много сообщений о передозировках. Они помогают снижать гиперактивность. Однако врач должен индивидуально подобрать дозировку, наблюдая за возможными побочными явлениями.
Родители могут научиться контролировать поведение ребенка и проводить терапию поведения. Ребенка можно обучить специальным техникам, которые помогут в учебе в школе.
В комнате у ребенка должно быть как можно меньше вещей, которые будут отвлекать его внимание.
Нужно сделать все возможное, чтобы повысить самооценку ребенка, страдающего СДВГ.
Нужно поддерживать ребенка во всех его увлечениях и занятиях.
Коррекция внимания у детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности Слайд 1. Коррекция внимания у детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Слайд 2. Необходимость.
Двигательная деятельность дошкольников с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью Движение – есть, основное проявление жизнедеятельности организма. И. М. Сеченов (1947) образно выразил смысл этой функции в следующих словах:.
Формирование пространственного ориентирования у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью Формирование пространственного ориентирования у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью В последние 10-15 лет отмечается.
Конспект коррекционного занятия в группе для детей с ОВЗ по преодолению синдрома дефицита внимания и гиперактивности .
Консультация для педагогов «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ) СДВГ Состояние человека с симптомами импульсивности и стабильной невнимательности, называется синдром дефицита внимания с гиперактивностью.
Консультирование родителей по вопросам воспитания и развития детей «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью» Данная консультация может быть использована в форме беседы психолога с родителями, раздаточного материала при проведении родительского собрания,.
Коррекционно-развивающая программа по преодолению дефицита внимания у детей старшего дошкольного возраста Коррекционно-развивающая программа для родителей или педагогов по преодолению дефицита внимания у детей старшего дошкольного возраста Цель:.
Методические материалы к родительскому собранию по работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью Составитель: педагог-психолог М. В. Сапранкова Актуальность: Данные материалы будут полезны в первую очередь педагогам-психологам, воспитателям.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей дошкольного возраста СДВГ в рамках консультативного пункта в ДОУ. Практически в каждой группе детского сада есть один или несколько детей, которые отвлекаются.
Статья «Преодоление синдрома дефицита внимания у детей с гиперактивностью» Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) нередко встречаются в практике логопедической работы. Примерно, 4-10% детей.
Источники:
http://www.drmed.ru/dispraksiya-narushenie-koordinatsii-dvizhenii-detei-65251.htm
http://sensoricinru.wordpress.com/2011/01/26/%D0%BD%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D1%84%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8-%D1%83-%D0%B4%D0%B5%D1%82/
http://www.maam.ru/detskijsad/sindrom-dvigatelnoi-aktivnosti-i-deficita-vnimanija-u-detei.html