26 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Летательный костюм. Вингсьютинг, или почему люди летают как белки

Вингсьют-спортсмен или белка-летяга

От чего люди не летают, как птицы?! Зато люди научились летать, как белки-летяги в костюмах вингсьют.

Вингсьют, не дословно конечно, означает белка-летяга, летучая мышь или костюм-крыло. А люди, которые занимаются таким красивым и невероятно рискованным видом спорта, летают хоть и не совсем, как птицы, но по дальности полета могут с белками-летягами посоревноваться.

Идея свободного полета, используя только безмоторное крыло, давно интересна человеку. И он все ближе подбирается к возможности соорудить нечто подобное, чтобы можно было покорять воздушное пространство без какого-либо технического оборудования.

Прототип костюма, который используют современные человеки-летяги или вингсьют-спортсмены, изобрел француз Патрик де Гайардон в середине 1990-х годов. Представляет он собой три двухслойных крыла, которые надуваются набегающим потоком воздуха.

Как и крылья для дельтаплана, крыло вингсьют сшито из специальной ткани, внутрь которой вставляются нервюры или по-простому перепонки, как у летучей мыши или белки-летяги, чтобы создать во время полета обтекаемое крыло необходимой жесткости. Костюм вингсьют замедляет падение парашютиста в свободном падении и увеличивает горизонтальную скорость перемещения.

Дальность и качество полета зависит не только от профессионализма спортсмена, но и от аэродинамических свойств крыла. Француз Патрик де Гайардон впервые совершил успешный полет на своем крыле в 1996 году, прыгнув вниз из самолета. Гайардон постоянно совершенствовал и технику пилотажа, и свое изобретение — костюм для полета.

Он научился летать не просто вниз, а вперед, что и является основой современного полета в вингсьюте. К сожалению, прожить долгую спортивную жизнь Гайардону не удалось, он погиб после очередных экспериментов с парашютной системой.

Ведь летчики бьются не в воздухе, а на земле. Парашют, который использовал для приземления спортсмен, после очередных улучшений не сработал. Для того, чтобы стать вингсьют-спортсменом обязательно нужно вначале иметь опыт спортсмена-парашютиста и не менее 200 прыжков за плечами.

Современные костюмы для вингсьюта имеют много технических усовершенствований, оснащены механизмами быстрого отсоединения. Это помогает спортсменам выбирать лучший режим полета. Самые умелые пилоты вингсьюта умеют продержаться в полете до 2 минут. Для свободного приземления используется разъемная мембрана между ног.

В последнее время стали популярными прыжки в костюме белки-летяги с высоких скал. Здесь важно умение прыгнуть так, чтобы совершать полет на безопасном от скалы расстоянии и, следуя рельефу гор, вовремя раскрыть парашют и удачно приземлиться.

В заключение хочу предложить вам для просмотра два ролика об этом красивом виде спорта — вингсьюте.

В первом ролике меня поразила девушка-спортсменка своим предполетным спокойствием. Кажется, что она относится к своему увлечению, как к легкой развлекательной прогулке. Перед прыжком с высоченной скалы она прихорашивается, красит губы и как ни в чем не бывало шагает в пропасть.

Второй ролик демонстрирует сверхэкстремальный, дерзкий полет человека в непосредственной близости к скалам, да еще и с элементами акробатики в воздухе. Такое управление своим телом даже белке-летяге не снилось.

Вингсьютинг, или почему люди летают как белки

Несколько лет назад в Интернете начали появляться завораживающие видеоролики, в которых люди планировали с большой высоты в специальных костюмах, больше всего похожих на огромные перепонки между конечностями у белки-летяги. Этот костюм называют вингсьют, а сам сверхэкстремальный вид спорта – вингсьютинг. В части словообразования тут все предельно просто. Wing – крыло, suit – костюм.

Содержание

Вингсьют – особый костюм-крыло, позволяющий наполнять «перепонки» между ногами, руками и туловищем пилота набегающим потоком воздуха, в результате чего появляется возможность осуществлять планирующие полеты. Для приземления такие крылья, конечно же, не годятся. По этой причине за спиной у пилота есть обычный парашют, в связи с чем вингсьютинг считается разновидностью парашютного спорта.

Читать еще:  Что такое растяжка и в чем ее польза? Польза растяжки мышц.

Появление и развитие вингсьютинга

При описании истории костюма-крыла первым обычно вспоминают австрийского портного Франца Райхельта, который в 1912 году погиб при испытании «плаща-парашюта» собственного изобретения. Райхельт пытался создать костюм, позволяющий авиатору спастись при необходимости выпрыгнуть из самолета. Его эксперименты с манекенами казались удачными, хотя стабильного результата получить не удавалось.

Франц считал, что всему виной малая высота – он сбрасывал кукол в костюмах с пятого этажа. Изобретатель просил власти разрешить ему проведение эксперимента на Эйфелевой башне и после многократных отказов, наконец, добился своего. Райхельт говорил всем, что будет, как и раньше, сбрасывать манекен. Однако он задумал прыгнуть сам, чем шокировал присутствовавших. После некоторых колебаний Франц прыгнул, но парашют не раскрылся, и он погиб, упав с 60-метровой высоты. От удара головой в мерзлой земле осталось значительное углубление.

Летчикам плащи-парашюты не понадобились, потому что к моменту прыжка Райхельта Глеб Котельников уже изобрел парашют-ранец, а в США шли успешные испытания купольных парашютов.

К разработкам вернулись в 1930 году, когда 19-летний Рекс Финни из Лос-Анджелеса решил с помощью крыла добиться увеличения горизонтального движения и маневренности при прыжках с парашютом. Для изготовления этого приспособления использовалось дерево, сталь, китовый ус, шелк и холст. Надежностью крылья не отличались, хотя некоторые воздухоплаватели рассказывали о том, что костюмы позволяли им преодолеть несколько миль.

Смертность среди парашютистов, желавших расширить свои возможности при помощи костюма-крыла, была чрезвычайно высока. По этой причине в 1950-е годы федерация парашютного спорта США (USPA) запретила любые испытания подобной экипировки. Запрет сохранялся до конца 1980-х годов.

В середине 1990-х годов французский парашютист Патрик де Гайардон изобрел современный вингсьют со следующими особенностями:

  • вместо двух крыльев их стало три;
  • крылья начали делать из двухслойного материала, который надувается набегающим потоком (ram-air).

Патрик погиб в 1998 году на Гавайях из-за отказа основного парашюта, который он, как настоящий изобретатель, пытался улучшить за счет собственных доработок. К тому моменту у скайсерфера было больше 12 000 прыжков с парашютом.

Дело де Гайардона продолжили развивать другие энтузиасты, и в 2015 году Международная авиационная федерация дополнила свой перечень видов воздушного спорта двумя позициями:

  • вингсьют-пилотирование (пилоты соревнуются на время, дальность и скорость полета);
  • вингсьют-акробатика.

В 2017 году эти же дисциплины по инициативе Федерации парашютного спорта РФ оказались во Всероссийском реестре видов спорта.

Правила вингсьютинга

Из-за особой рискованности к прыжкам с вингсьютом допускаются только опытные парашютисты. Основное формальное требование здесь – не менее 200 прыжков с парашютом. У производителей вингсьютов есть собственные программы обучения для тех, кто хочет заниматься этой дисциплиной в качестве инструктора или простого парашютиста.

Полет в костюме-крыле больше всего похож на полет птиц. Вингсьют позволяет парашютисту лететь не вниз, а вперед. Лучшие пилоты способны на 1 километр высоты пролетать с использованием попутного ветра по горизонтали 3,5 километра. При надевании вингсьюта вертикальная скорость падения снижается с 200-270 километров в час до 35-70 километров в час, а горизонтальная скорость полета увеличивается с нуля до 250 километров в час. Босфор и Гибралтарский пролив любители вингсьютинга уже перелетали.

Современный вингсьют позволяет парашютисту предсказуемо управлять полетом. Две перепонки натягиваются, когда он разводит в стороны руки, третья – когда разводит ноги.

Проксимити-полеты

Экстремалам удалось связать вингсьютинг с бейсджампингом, в результате чего появилась отдельная дисциплина под названием «проксимити-полеты» (от английского proximity – близость). Она предполагает прыжки со скал с полетом вдоль склона в нескольких метрах от него. Для «проксимити» пилоту необходимо иметь отточенную технику управления костюмом-крылом.

Страх и риск в вингсьютинге есть всегда. В преодолении и того, и другого лучше всего помогают регулярные прыжки. Профессионалы рекомендуют прыгать понемногу и постоянно, а не много и запоями, так как психика не должна отвыкать.

Вингсьютинг продолжает активно развиваться, а занимающиеся им экстремалы каждый год берут новые невероятные высоты. Например, уже есть, как минимум, две удачные попытки приземления с вингсьютом без парашюта. Обе они принадлежат британскому каскадеру Гэри Коннери, который сначала благополучно приземлился на огромную кучу уложенных в несколько слоев картонных коробок, а затем на воду итальянского озера Гарда.

Читать еще:  Лучшие онлайн менеджеры. Лучшие футбольные симуляторы на пк

В августе 2017 года экстремал в вингсьюте пролетел сквозь водопад в горах Норвегии. В конце ноября 2017 года двое вингсьютеров из Франции прыгнули с горы, после чего смогли влететь в пролетавший самолет. Этот трюк они посвятили Патрику де Гайардону.

Вингсьют — лети как птица в костюме белки

Вингсьют – wingsuit (костюм крыло) – специальный комбинезон, используемый в новейшей и экстремальной дисциплине парашютного спорта. Иногда ее определяют как «скайдайвинг», что не совсем корректно, т.к. этот термин применяется ко всем парашютным прыжкам, как обычным, так и с акробатической составляющей. В английском языке закрепилось понятие wingsuit flying – вингсьют полеты или летающие вингсьюты. Оно наиболее точно описывает содержание этого вида спорта.

Дисциплина появилась в 1990-ые годы, когда, с одной стороны, увлечение парашютным спортом приобрело массовое явление, а, с другой – был сформирован запрос на более экстремальные парашютные прыжки, чем предлагал популярный в то время скайсерфинг. Вингсьют предлагал серфинг в небе с совершенно иным уровнем свободы.

Костюмы

Комбинезон для вингсьюта прозвали костюмом белки (squirrel suit) и костюмом бердмена или человека-птицы (birdman suit). Существует легенда о том, что француз, сконструировавший работающий прототип современного вингсьюта, изучал принцип полета белок летяг, который и был положен в основу конструкции комбинезона. Вряд ли это правда: у сумасшедшего парашютиста – одного из первых в мире скайсерферов, совершившего более 12 тыс. прыжков, физически не оставалось времени на наблюдения за животными. Так или иначе, но с именем Патрика де Гайардона было связано начало эпохи фантастических полетов, при которых человек на время становится птицей.

Сегодня пошивом wingsuit костюмов занимаются несколько компаний:

Стоимость wingsuit от этих производителей колеблется от $750 до $1750. Самые недорогие вингсьюты обойдутся в $400. Костюмы по такой цене предлагает французский производитель Fly Your Body (линейка wingsuit S-Fly). В то же время у этой компании можно найти профессиональные комбинезоны для совершения прыжков в стиле BASE с гор за более чем $3000. Чем больше «крылья», тем профессиональнее считается вингсьют, и тем дороже он будет стоить.

Летные характеристики вингсьюта определяются площадью «крыльев». Их форма и размер у каждом модели свои. Есть те, которые крепятся к рукам и корпусу (по типу крыльев) и соединяют ноги. Они имеют относительно небольшую площадь и создают силуэт птицы. А есть такие, которые соединяют руки и ноги, а также ноги между собой – они образуют четырехугольник и имеют саму большую площадь.

Разновидности

Помимо индивидуального планирования с выброской из самолета на высоте 3,5-4,5 км, существуют популярные разновидности вингсьют спорта, рассмотренные ниже.

Wingsuit B.A.S.E.

Неслучайно бэйс-джамперы стали именно теми экстремальщиками, которым вингсьют пришелся в тему. Бэйс-джамперы прыгают с неподвижных объектов, расположенных на земле на относительно небольшой высоте. Удлинение времени нахождения в свободном полете – это то, что делает base jump еще более захватывающим.

Вингсьют позволяет уменьшить вертикальную скорость до 11 м/с – это в 4,5 раза меньше, чем при свободном падении. При этом в зависимости от силы ветра бэйс-джампер может развивать горизонтальную скорость – до фантастических 200 км/ч!

Proximity (Близкий полет)

Другая распространенная разновидность вингсьют полетов – так называемый близкий полет (Proximity Flying). По сути это – тот же BASE, с акцентом на последней букве E – Earth, т.е. прыжок выполняется с ландшафтной возвышенности, главным образом, с гор и скал.

Близкой эту разновидность полета назвали потому, что спортсмен, прыгая с высоты, следует в непосредственной близости от поверхности склонов (гор), расщелин и прочего. Совершая такой прыжок, летающий преодолевает до 5 км по горизонтали среди горного ландшафта, вылетает на равнину, где раскрывает парашют и садится. Обычно такой полет фиксируется камерой, закрепленной на теле пилота.

Групповой полет (формация)

Когда несколько вингсьютеров прыгают вместе (а именно так совершаются первые прыжки), они образуют «стаю». Как правило, группа не превышает 12 человек, т.к. имеются определенные риски столкновения и ухудшение маневренности. Однако устраивались и показательные групповые полеты, состоящие из нескольких десятков человек (максимально – 100, США, 2012 г.). Формация – эффектный вид прыжков в вингсьютах, что хорошо видно на следующем видео.

Читать еще:  Кольцо баскетбола в домашних условиях. Переносное баскетбольное кольцо своими руками

Выброска из самолета осуществляется на высоте 4-4,5 км. Далее в течение примерно 5 минут вингсьютеры находятся в свободном планировании рядом друг с другом. Как и в любой стае, в вингсьютерской – имеется вожак, который летит впереди и руководит направлением.

В ходе полета вингсьютеры могут перегруппировываться, выполнять акробатические элементы, определенные маневры как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости – в зависимости от программы и задач полета. На высоте 1,5 км «стая» разгруппировывается, чтобы иметь возможность безопасно раскрыть парашюты (1 км) и осуществить приземление.

Аббревиатурой H.A.L.O. принято обозначать высоковысотные прыжки. Выброска из самолета осуществляется на высоте от 4,5 км и выше. На сегодня вингсьютерским рекордом является 11,2 км. Стартуя с этой высоты, спортсмен имеет возможность планировать в течение 15 минут. Но есть и свои сложности:

  • разряженный воздух требует использования кислородной системы;
  • температура -40°C и сильный ветер требует соответствующей экипировки;
  • слишком финансово затратно.

В общем, комфорта и удовольствия в прыжках с запредельной высоты немного. Для того чтобы иметь представление о высоковысотном вингсьют-полете посмотрите следующее видео.

Что нужно, чтобы летать в вингсьюте

Очевидно, что для того, чтобы совершать вингсьют полеты, нужен соответствующий комбинезон. Но не только. Прыжки в вингсьюте – это дисциплина для опытных парашютистов.

Что нужно обязательно:

  1. Пройти обучение в парашютной школе.
  2. Являться членом парашютного клуба.
  3. Иметь заверенную книжку учета прыжков с проставленным допуском к полетам.
  4. Если актуального допуска нет, совершить контрольный прыжок.
  5. Иметь в прошлом как минимум 200 парашютных прыжков.
  6. Соответствовать параметрам модели вингсьюта (в соответствии с нормативом производителя).
  7. Иметь полис страхования жизни с покрытием от 300 тыс. руб.
  8. Иметь медицинский допуск (заключение врачебно-летной комиссии) к прыжкам с парашютом.

Что рекомендуется:

  • Пройти базовый курс групповых прыжков.
  • Осваивать групповую акробатику (т.к. первые полеты в вингсьюте всегда проходят в «стае», в которой действуют общие правила движения и перемещений).
  • Практиковаться во фрифлае, чтобы иметь навык управления телом в любом положении, включая вниз головой, на спине и т.д.

Экипировка и оборудование:

  • вингсьют;
  • шлем, перчатки, обувь;
  • парашютная система (основной и запасной парашюты, страхующая система);
  • высотометр.

Все это можно взять напрокат в парашютном клубе.

Смертность при вингсьют полетах

Говоря о рисках при вингсьют полетах, следует разделить их на 2 категории:

  • риски при выброске из самолета;
  • риски при прыжке BASE или Proximity.

Риски при выброске из самолета

Риски те же, что и при обычном прыжке с парашютом. Разбиться можно по следующим причинам (в порядке убывания частотности):

  • неправильное приземление, в том числе по причине столкновения с другим парашютистом, в результате неправильной оценки метеоусловий, выполнения рискованного маневра и т.д.;
  • нераскрытие запасного парашюта;
  • открытие запаски на слишком низкой высоте;
  • неисправность парашютной системы;
  • другие объективные факторы.

Смертью заканчивается от 0,001% до 0,03% всех прыжков с выбросом из самолета, т.е. от 1 до 30 из 100 000 прыжков. Столь большой разбег объясняется тем, что в разных странах требования к организации парашютных прыжков отличны друг от друга, а также тем, что в некоторых человеческих сообществах сильна привычка полагаться на «авось» и «пойдет».

Риски при прыжках с возвышенностей на земле

При wingsuit BASE-прыжках и proximity-полетах, близких к опасному рельефу, к вышеперечисленным факторам риска добавляются дополнительные:

  • неправильно выбранная траектория полета;
  • недооценка особенностей рельефа;
  • неправильно выполненный начальный прыжок;
  • нераскрывшиеся крылья, в том числе из-за неисправности костюма;
  • нестабильность полета.

Наиболее опасны вингсьют-прыжки со скал и гор: чаще всего (30%) разбиваются в результате контакта пилота со скалистой поверхностью во время полета. Смертью заканчиваются от 0,1% до 0,2% всех BASE и Proximity полетов, т.е. от 1 до 2 из 1000 прыжков.

Источники:

http://jivi-interesno.ru/vingsyut-sportsmen-ili-belka-letyaga/
http://stoneforest.ru/sport/extreme/vingsyuting/
http://zextrem.com/vozdux/parashyutnyj-sport/vingsyut.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector