Абрамов, Анализ произведения О чём плачут лошади, План.
Абрамов, Анализ произведения О чём плачут лошади, План
О чем плачут лошади — это рассказ в рассказе, который был написан замечательным писателем Абрамовым. Если кратко описать рассказ О чем плачут лошади для читательского дневника, то это произведение о нелегкой судьбе лошадей. Лошадь спросила героя, правда ли, что раньше лошадей ценили, но герой не смог ответить правду, тем самым предав дружбу с животным.
Абрамов О чем плачут лошади
Абрамов в работе О чем плачут лошади знакомит нас с героем, который любил лошадей, приходил на луг и подкармливал лошадей. Особенно приглянулась рассказчику лошадь Рыжуха. С ней у него были какие-то особенные чувства и отношения. Вот только однажды герой увидел, как его лошадь плачет, а став ее расспрашивать, лошадь задала вопрос о прошлой жизни, о том, что в песне услышала, как хорошо жилось лошадям ранее, как за ними ухаживали и любили, ценили и лелеяли. Не то что сейчас, лошадей с легкостью оставляют на жаре, их морят голодом и наблюдают, как истощенные лошади погибают. Вот только не смог рассказчик ответить лошади правду, а между тем над ней все стали насмехаться.
О чем плачут лошади главные герои
В рассказе О чем плачут лошади главным героем является рассказчик. Рассказчик перед нами предстает в виде доброго, заботливого человека, который очень любит животных, а особенно, лошадей, которые ему напоминают годы детства и юности.
Также героем рассказа есть лошадь, которая и интересовалась прошлой жизнью лошадей.
О чем плачут лошади главная мысль
Если обратиться к рассказу О чем плачут лошади и его главной мысли, то мне кажется, автор хотел показать нам, насколько равнодушными стали современные люди, они черствые и не имеют жалости. А между тем, лошади умирают, они страдают, голодают. Вот только человеку до этого нет дела, ведь что за польза от лошади, которая уже выработалась. Думаю, автор, с помощью рассказа хотел призвать людей к тому, чтобы стали они относиться к братьям нашим меньшим с уважением и любовью, призывает задуматься о наших поступках, ведь порой, такое отношение у людей не только к животным.
1. Далекое детство — мир лошадей
2. Рассказчик подкармливает лошадей
3. Конюх пьяница, который не заботится о лошадах
4. Любимица Рыжуха и ее слезы
5. Рассказ Рыжухи о былой жизни лошадей
6. Рассказчик не в состоянии подтвердить правдивость рассказа Рыжухи
7. Раскаяние героя.
Абрамов, Анализ произведения О чем плачут лошади, План
Жанр произведения — рассказ в рассказе. Воспоминания о прежней жизни лошадей вплетены в нить повествования о дружбе человека и лошади Рыжухи. Завязка произведения — рассказ об общении рассказчика и сельских лошадей. Развитие действия — рассказ Рыжухи о своей работе на дальнем пастбище и о знакомстве со старой кобылой, Краткое содержание воспоминаний старой кобылы. Кульминация — лошади ждут от рассказчика правды о лошадиной жизни.
Развязка — он не может им ничего ответить и уходит.
Это рассказ-воспоминание о том, какими
Это рассказ о необходимости бережного отношения к природе, в частности к лошади, всегда бывшей верным спутником и первым помощником человека.
1. Рассказ автора о своей дружбе с лошадьми, особенно с Рыжухой.
2. Рыжуха пытается узнать правду о лошадиной жизни.
3. Лирическое отступление о прежней жизни лошадей.
4. Нынешнему поколению лошадей эта правда недоступна.
5. Дружба человека и лошади дала трещину.
Дайджест:
Краткое содержание рассказа Абрамова «О чем плачут лошади» Рассказчик любит лошадей, которым живется очень нелегко: конюх за ними плохо ухаживает, забывает кормить и поить, к тому же их донимает гнус. Когда может, он заходит к ним и старается. .
На тему: ГЕРОИ РАССКАЗА Ф. А. АБРАМОВА «О ЧЕМ ПЛАЧУТ ЛОШАДИ» Рассказ Ф. А. Абрамова «О чем плачут лошади» построен на сочетании реального и фантастического, почти сказочного, миров. Герой, от лица которого ведется повествование, представляет мир реальный. Мир фантастический, сказочный представляет. .
На тему: ПРОБЛЕМЫ, ПОДНЯТЫЕ Ф. А. АБРАМОВЫМ В РАССКАЗЕ «О ЧЕМ ПЛАЧУТ ЛОШАДИ» На протяжении своего исторического развития человек стремился познать природу — ради того, чтобы использовать ее для своих нужд. Народ представлял землю в виде живого существа, которое нельзя было обидеть. Еще. .
Астафьев, Анализ произведения, Васюткино озеро, План Анализ произведения Жанр произведения — рассказ. Рассказ о путешествии, которое невольно совершил тринадцатилетний мальчик, заблудившийся на пять дней в тайге. Главный герой — мальчик Васютка, помогавший родителям на промысле в. .
Горький, Анализ произведения Детство, План Анализ произведения Жанр произведения — автобиографическая повесть, героями которой являются окружающие мальчика Алешу Пешкова люди, члены семьи деда Каширина и мастера, работающие в его красильне. Завязкой повести является переезд матери. .
Тургенев, Анализ произведения Отцы и дети, План Анализ произведения Характер конфликта в романе основан прежде всего не на возрастных, а на общественных противоречиях. В 60-е годы XIX века в общественной жизни России появилось два направления: демократы-разночинцы и. .
Толстой, Анализ произведения Отрочество, План Анализ произведения «Отрочество» по жанру относится к автобиографическим повестям. Это вторая часть трилогии. В этой повести продолжается анализ души взрослеющего человека. Период отрочества начинается у Николая после смерти матери. Меняется. .
Чехов, Анализ произведения Анна на шее, План Анализ произведения Это произведение отличается глубиной художественного воспроизведения жизни. Главной героиней является восемнадцатилетняя девушка Аня, которая выходит замуж за пожилого чиновника Модеста Алексеевича для того только, чтобы помочь своей семье. .
Пришвин, Анализ произведения Кладовая солнца, План М. М. Пришвин вошел в литературу не только как талантливый писатель, но и как этнограф, географ, космограф. Однако его произведения не были востребованы в советском обществе. Идеальными для литературы того. .
Гоголь, Анализ произведения Шинель, План Анализ произведения Здесь тему маленького человека Гоголь раскрывает как проблему общественную, социальную. Бедный чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин выступает как олицетворение бедных обездоленных людей. Автор уже в начале подчеркивает предопределенность судьбы. .
Толстой, Анализ произведения Юность, План Анализ произведения Здесь автор отказывается от внешней динамической организации сюжета, то есть дается не описание событий, а раскрываются переживания и впечатления, возникающие под влиянием тех или иных событий. Таким образом. .
Гоголь, Анализ произведения Ночь перед Рождеством, План Анализ произведения Повесть «Ночь перед Рождеством» также принадлежит к циклу «Вечера на хуторе близ Диканьки». События в повести необычны, фантастичны, похожи на сказку. Повествование насквозь пропитано духом фольклора, сказочных преданий. .
Пушкин, Анализ произведения Евгений Онегин, План Анализ произведения Пушкин задумал свой роман как сатиру на современной общество, но в процессе работы роман перерос в произведение о духовных исканиях молодежи XIX века. Автор начал писать «Евгения Онегина». .
Гоголь, Анализ произведения Записки сумасшедшего, план Анализ произведения Повесть построена в форме дневниковых записей и раскрывает смятенное сознание героя. Этот мелкий чиновник далек от мира сильных людей, от высшего общества. В департаменте он чинит перья для. .
Гоголь, Анализ произведения Тарас Бульба, План Анализ произведения Жанр произведения — историческая повесть, многоплановая, с большим количеством действующих лиц. В центре повествования — судьба казацкого полковника Тараса Бульбы и двух его сыновей. Завязка — приезд бывших. .
План сочинения по теме раскрытия идейного содержания произведения Более общая тема, связанная с раскрытием идейного содержания произведения, — «Конфликт «отцов» и «детей». Нужно иметь в виду, что понятия «отцы» и «дети» — условные. Под «отцами» или «старшим поколением». .
Анализ произведения в повести Выстрел, Пушкин Анализ произведения Повесть «Выстрел», написанная А. С. Пушкиным в 1830-м году, вошла в цикл знаменитых «Повестей Ивана Белкина». В ней автор повествует о неоконченной дуэли отставного гусара Сильвио с неким. .
План сочинения: Онегин и Печорин: анализ образов Онегин и Печорин: анализ образов I. Вступление Сравнительная характеристика образов. Между героями романов Пушкина и Лермонтова много общего, но есть и существенные различия. II. Главная часть 1. Общее: А) происхождение. .
Гоголь, Анализ произведения Заколдованное место Анализ произведения «Заколдованное место» входит в сборник рассказов и повестей Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». По задумке писателя, собрал все эти яркие искрометные истории пасечник Рудый Панько. .
Анализ произведения Солнечный удар, Бунин Анализ произведения Тема любви занимает основополагающее место в творчестве А. И. Бунина. Одна из красивейших историй описана им в рассказе «Солнечный удар», по мотивам которого можно судить об отношении автора. .
Краткое изложение Дом Федор Абрамов Ф. А. Абрамов Дом Михаил Пряслин приехал из Москвы, гостевал там у сестры Татьяны. Как в коммунизме побывал. Дача двухэтажная, квартира пять комнат, машина… Приехал — и сам стал ждать. .
Повесть Каиб Краткое содержание и анализ произведения Каиб, как и все другие сатирические произведения И. А. Крылова в «Зрителе» — продолжение и завершение того, что было начато писателем «Почтой духов». Так, в письмах гномов рассказывалось, что танцовщику. .
Подробный анализ произведения по поэме Двенадцать «Двенадцать» — подлинно народная поэма: В ней действуют герои из самых низов народа, события показываются с народной точки зрения. Новое революционное содержание, отлилось в ней в истинна народную форму. Это. .
— анализ Жоржа — героя произведения Ропшина Тревогу о забвении человека ради интересов массы, о перерождении революции, из высокой мечты обратившейся в машину насилия, будут выражать М. Горький и В. Короленко, В. Вересаев и Б. Пильняк. Во. .
Анализ литературно-художественного произведения Анализируя художественное произведение, нужно различать идейное содержание и художественную форму. А. Идейное содержание включает: 1. Тематику произведения — избранные писателем социально-исторические характеры в их взаимодействии. 2. Проблематику — наиболее важные. .
План сочинения: «Что есть красота. » «Что есть красота. » Заболоцкий начал с утверждения своих идеалов путем отрицания и неприятия антипода красоты — пошлости. Собственный же эстетический идеал, идеал красоты, поэт выстрадал всей своей жизнью, судьбой, всем. .
Анализ произведения по схеме Бурдье Для анализа произведения по схеме социолога П. Бурдье я выбрала текст Бориса Юлегина «Интрига». Этот текст высмеивает современных журналистов, которые допускают грубые и пошлые материалы к публикации, прикрываясь тем, что. .
Денис Иванович Фонвизин Недоросль Анализ произведения В творчестве Фонвизина одной из основных является тема воспитания молодого дворянина. Наиболее полно и глубоко она развивается в его комедии «Недоросль». Но автор ставит проблему гораздо шире. Само воспитание Митрофанушки. .
Анализ произведения отзыв по повести В людях 1) Максим Горький — литературный псевдоним Александра Максимовича Пешкова, который так же упоминался под псевдонимом Иегудиил Хламида. Александр Максимович Пешков родился шестнадцатого марта тысяча восемьсот шестьдесят восьмого года в Нижнем. .
Структурный анализ лирического произведения «Весь день она лежала в забытьи» Выразительное чтение — одна из наиболее распространенных форм работы со стихотворным произведением; оно позволяет ученику проникнуть в образно — эмоциональную сферу переживаний автора, почувствовать особенности стиля и языка. Но ученик. .
«Госпожа Бовари», анализ произведения Флобера «Госпожа Бовари», анализ произведения Флобера В романе «Госпожа Бовари» герои — это жители французской провинции 19-го века. Главная героиня романа — Эмма Бовари, молодая жена провинциального врача. Эмма мечтательна и. .
Анализ исторического произведения Вальтера Скотта «Айвенго» Шут и свинопас, оживший герой Рабле, веселый монах, вольный стрелок Робин Гуд, аббат и храмовник, надменные рыцари принца Джона, гордый саксонский тан и его домочадцы, еврей — ростовщик и его. .
План к теме «Основы эпического театра Бертольда Брехта» В каких работах Бертольда Брехта были разработаны теоретические вопросы, связанные с реформацией театрального искусства? Свои взгляды на театральное искусство Бертольд Брехт изложил в многочисленных статьях: «Об опере» , «Современный театр. .
Художественный анализ произведения «Философическое письмо» П. Я. Чаадаева Своеобразным откликом на николаевскую реакцию со стороны старшего поколения дворянской интеллигенции, со стороны одного из людей, близко стоявших к декабристскому движению, явилось напечатанное в «Телескопе» в 1836 г. «Философическое письмо». .
Эпиграф произведения Лескова «Старый гений» Эпиграф отражает идею произведения. Главное слово в эпиграфе — «гений». Гениальность не зависит от возраста, потому что суть гениальности в том, чтобы решить ту задачу, с которой не могли справиться. .
ЕГЭ по литературе: «Мовистские» произведения, созданные Катаевым В «мовистских» произведениях, созданных Катаевым в 60-70-е годы, мир души героя и огромный объективный мир выступают равновеликими величинами. Человек, бросающий вызов смерти, доказывает свое право быть равным великому и бесконечному. .
План сочинения — А. С. Пушкин о поэте и поэзии 1. А. С. Пушкин — первый в России профессиональный поэт, т. е. первый человек, избравший литературу главным и единственным делом своей жизни. II. 1. Пушкин-романтик говорит о привлекательности поэтической доли. .
План сочинения: Пейзаж в романах Пушкина «Евгений Онегин» и Тургенева «Отцы и дети» Пейзаж в романах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и И. С. Тургенева «Отцы и дети» I. Вступление Пушкин и Тургенев являются мастерами пейзажа в русской литературе XIX века. Пейзаж играет. .
Краткая характеристика произведения «Обломов» Гончарова И. А Идейную направленность романа определил сам автор: «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в кисель… Центральная глава — «Сон Обломова». Обломов привлекает умом. .
План сочинения — Мастерство художественной детали в рассказах Чехова Мастерство художественной детали в рассказах А. П. Чехова I. Вступление Художественная деталь — минимальная образная подробность в художественном произведении. II. Главная часть 1. Основным жанром в прозе Чехова был рассказ. .
Урок литературы в 7 классе по рассказу Ф. Абрамова “О чем плачут лошади”
Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .
Курс повышения квалификации за 340 рублей!
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления
Слайд 1 Урок-размышление по рассказу Ф.А. Абрамова “О чем плачут лошади”. “Лошадь тоже человек”
систематизировать предложенную и самостоятельно подобранную информацию;
в процессе анализа и сопоставления образов подвести учащихся к идейной значимости произведения;
развивать речь и образное мышление учащихся.
Эпиграф к уроку: Сам человек только в зеркале природы может увидеть своё настоящее лицо.
Слово учителя (тема урока).
– В последнее время слово «экология» звучит всё чаще, всё тревожнее. Если раньше мы не очень-то вникали в смысл этого понятия, то сегодня ужасаемся фактам уничтожения природы. За последние 4 столетия исчезло 60 видов птиц, 40 видов млекопитающих. А сколько исчезло насекомых!
– Поднимая на уроках литературы нравственные проблемы о правде и лжи, любви и ненависти, стяжательстве и бескорыстии, мы не можем обойти вниманием отношение человека к земле, родной природе, «братьям нашим меньшим». О животных написано много.
– Вспомните, кто из русских писателей изображал в своих произведениях животных?
Это не случайно. Ведь отношение к животным – мерило нашей порядочности, доброты, человечности.
Слайд №2. Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. (Чтение эпиграфа с доски)
В это «зеркало» надо учиться смотреть самому, научиться видеть в нем себя и других.
Слайд № 3 И как хорошо, если поможет тебе в этом добрый и мудрый наставник, такой как Ф. А. Абрамов.
II. Беседа о биографии писателя.
Слайд №4. В деревне Веркола Пинежского уезда Архангельской области 29 февраля 1920 года забилось сердце Феди Абрамова, седьмого ребенка в бедной крестьянской семье.В этом году емуисполнилось бы 94года .
Слайд №5. Истоки доброты Фёдора Абрамова. С детства Абрамов знал и любил сказки, былины, легенды, которыми так богат Север. Он очень любил деревню, и каждый год приезжал в родную Верколу.Поэтому главная тема в творчестве писателя была тема деревни.Таких писателей называют «деревенщиками»,«солью земли». Личным жизненным примером и своим творчеством они приносят добро, свет в души людей. Фёдор Александрович был добрым и отзывчивым человеком, умел сострадать, всегда старался помогать своим землякам.
Слайд №6. Он любил животных, особенно лошадей.
Сообщение темы и целей урока.
Сегодня на уроке литературы мы обратимся к рассказу «О чём плачут лошади», которыйбыл написан в 1973 году.
(Запись темы урока в тетрадьФ.Абрамов «О чем плачут лошади») Обратите внимание, что в названии рассказа не звучит вопросительной интонации. Почему? О чем рассказ? (о лошадях)
– Послушаем историю приручения лошади человеком. Сообщение Федорова А.
– Какие слова-ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово “лошадь”? (Добро, тепло; нежное, сильное животное; незаменимая помощь; быстрое передвижение…)
IV. Беседа по произведению.
1) О чём этот рассказ? (О горькой судьбе лошади в современном обществе).
Слайд №9 2) Чтобы вспомнить содержание рассказа, давайте обратимся к плану. (Один из учащихся зачитывает подготовленный дома план).
1. Рассказ автора о своей дружбе с лошадьми, особенно с Рыжухой.
2. Рыжуха пытается узнать правду о лошадиной жизни.
3. Лирическое отступление о прежней жизни лошадей.
4. Нынешнему поколению лошадей эта правда недоступна.
5. Дружба человека и лошади дала трещину.
3) Работа с текстом и беседа. Зачитать начало рассказа.
Слайд №10. – Какими мыслями и чувствами проникнуто описание природы в начале рассказа (зачитать его)? Как ощущает себя рассказчик в миреприроды? (Природа ассоциируется с детством – самым чудесным временем в жизни. Уважительное отношение к природе, единство существования с нею утверждается как норма жизни людей.)
– Какие эпитеты находит Ф.Абрамов, описывая лошадей? Прокомментируйте их.
(«Бархатные губы», «добрые и умные животные», «особая лошадиная красота».
– Где и почему в изображении лошадей возникает антитеза? О чем она говорит?
(Красота лошадей в описании, и вдруг: они «томились, умирали от жажды». Это отношение людей к лошадям. «Особо-лошадиная красота луга» – резкий контраст с состоянием лошадей. Автор подчеркивает отношение людей к животным.
На доске разместить блок-схему:
— Почему автор учебника дает сноску: «Автор пишет о конце 30-х годов, когда основной рабочейсилой на селе стал уже не конь, а трактор и о лошадях стали меньше заботиться»?
На что обращает наше внимание эта сноска?
— Что в самом тексте рассказа указывает на то, что действие происходит в период коллективизации?
(Все лошади пасутся вместе, на них — один пастух, который к ним редко приходит и по домамне разводит; лошадей по очереди отправляют на работы, и не хозяева их забирают, следовательно, лошади общие, коллективные, а не хозяйские, частные.В то же время «редкая старушонка, редкая баба, оказавшись на лугу, проходила мимо безучастно»)
Слайд №11. — Почему герой-рассказчик так подружился с лошадьми? Откуда у него такая тяга к ним?
– Почему герой испытывает чувство вины перед лошадьми? (Сейчас человек халатно, небрежно относится к этим животным.Образы доходяг и кляч).
– Какие слова помогают понять, что автор сочувствует животным? (…нелегко жилось беднягам)
VI. “Человек и лошадь в настоящем”.
Работа с классом
Работа у доски с кластером
Как относится к лошадям конюх Миколка?Почему бабы не могли без слез пройти мимо лошадей на лугу?Чтение отрывка с.161 «Но чаще всего…» до «проходила мимо безучастно»
Рассказчик устами конюха-старика говорит о том, что «лошади тоже воевали» во время Великой Отечественной войны. Как он показывает вклад лошадей в победу? С.165 «Помню, в 47-м..» до «да ещё как».
Оказавшись на старом лесопункте, рассказчик пытается отыскать останки своего коня и вспоминает «пушкинского вещего Олега».
– Как вы понимаете слова писателя: «В каждом из нас, должно быть, живёт пушкинский вещий Олег…»?
(Эти слова говорят о том, что мы хотим увидеть хотя бы останки тех, кто нам помогал когда-то, поклониться памяти животных, которые вечно служили нам)
Каким же автор изобразил настоящее лошадей? Давайте посмотрим:
На доске вывешивается матрица «Беднягам жилось нелегко», где после знака равенства стоят 4 пустые клетки (Дается укрупненная дидактическая единица в форме высказывания, ребята должны выделить из целого элементы и их взаимоотношения. Таким образом выстраивается стройная логическая цепочка – доказательство того, что беднягам жилось нелегко)
Слайд №12. – Зачитайте, какой показана Рыжуха?
Чем она отличается от других лошадок? (Зачитывают отрывки из рассказа)
– Как вы думаете, с какой целью автор сравнивает Рыжуху с остальными кобылками?
…автор сравнивает людей с лошадьми: многие, попав в одинаковые условия ведут себя по-разному. Кого-то трудности изменяют в худшую сторону, а кто-то сохраняет неунывающий характер и внешне отличается от первых.
– Какие сказочные черты присутствуют в этом рассказе? (Диалог рассказчика и лошади Рыжухи на человеческом языке).
Слайд №13. – Почему на этот раз Рыжуха не встретила рассказчика так, как делала это раньше?
Художественный пересказ. С. 163 от слов «Я в жизни ничего подобного не слыхала … в ихнем роду»
Слайд №14-15 V. “Лошадиная жизнь в прошлом”. (Продолжение беседы).
Работа с классом
Работа у доски с кластером
1) Что говорит Ф.Абрамов о прошлом лошади? О том времени, когда лошадь была сокровищем крестьянской семьи? (Зачитать)
2) Почему автор в этом рассказе о прошлом лошади использует так много восклицательных предложений?
Ученику дается матрица, где в первом квадрате написано: «Лошадей называли кормилицами», на втором – «Вскармливали самый лакомый кусок», на третьем – «Вся семья выбегала встречать», на четвертом – «Выхаживали, скребли, чистили», на пятом – «Лошадью «дышали и жили » после этих квадратов ставится знак равенства и в 2–х пустых квадратах ставятся вопросительные знаки. Учащиеся должны сами подобрать ответы на них из учебника.
– Вы когда-нибудь допускали мысль, что животным может быть “тошно”. Такое состояние бывает у человека, когда ему очень трудно, плохо.
А что лошадей привело к такому состоянию?
отношение к ним;
– О чём плакали лошади? (О том, что люди перестали ценить и уважать лошадей, потому что необходимость в них “отпала”, пришёл век машин.Человек чёрной неблагодарностью отплатил за беззаветную преданность).
Словарь: Человек забыл о милосердии в отношениях с лошадьми. Что означает это слово ? (Готовность оказать помощь; способность помочь, простить; милосердный человек способен чувствовать чужую боль).
Как вы думаете, главный герой рассказа был другом Рыжухи? А каким должен быть друг? (Честным, откровенным, способным разделить горе товарища).
Почему же тогда друг Рыжухи соврал ей? Не захотел честно обо всем рассказать?
” А я вдруг напустил на себя бесшабашную удаль и воскликнул:
– Ну, ну, хватит киснуть! Хватит забивать себе голову всякой ерундой! Давайте лучше грызть хлеб, пока грызется.
И вслед за тем, избегая глядеть в глаза Рыжухе, я торопливо бросил на луг, напротив ее вытянутой морды, давно приготовленный кусок хлеба, потом быстро оделил хлебом других лошадей и с той же разудалой бесшабашностью театрально вскинул руку:
– Покель! В энтом деле без банки нам все равно не разобраться. – И, глубоко сунув руки в карманы модных джинсов, быстрой, развязной походкой двинулся к реке.
– В чём рассказчик обманул Рыжуху?
(не ответил искренне на её вопрос, то есть не сумел взять на себя ответственность за содеянное человеком, не принял в своё сердце её боль и беду. Лошади словно понимали, что от них ничего не зависит, что они никак не могут изменить своей судьбы. И рассказчик, не сумев взять на себя ответственность, понял, что он тоже из тех существ, от решения которых ничего не зависит. Он почувствовал своё бессилие изменить жизнь, и от этого на него навалилась «тяжёлая, лошадиная тоска», тоска безысходности).
– оцените поведение героя в последнем диалоге его с лошадьми. Как характеризует его речь?
( Герой не мог искренне ответить на немой вопрос лошади, нужны ли они в современной жизни. Поэтому он напускает на себя «бесшабашную удаль», говорит с «бесшабашностью», «театрально», ненатурально. В его речи изобилуют намеренно искаженные, просторечные слова и выражения: «покель», «в энтом», «без банки не разобраться». Лексика подчеркивает противоречие между естественным, искренним миром природы и неестественным, лживым, бездумным миром современных людей ).
Слайд №18 . – Прочитайте последний абзац рассказа. Как вы понимаете слова: «И вскоре я уже сам казался себе каким-то нелепым, отжившим существом. Существом из этой лошадиной породы»?
(герой рассказа ощущает страдания лошадей. Он чувствует единство всего живого в мире, а значит, не способен на жестокость. Но в современной жизни не нужны не только лошади, и люди искренние, любящие, близкие к природе – об этом тревожится писатель).
Слайд №19 . – Какова идея рассказа? ( Люди перестают быть людьми, нравственно умирают, когда перестают чувствовать боль преданного им живого существа.Каждый человек на нашей Земле отвечает за будущее мира )
как вы думаете, почему автор назвал рассказ «О чём плачут …»? Такое название привлекает наше внимание к главной проблеме рассказа – проблеме ответственности человека за живые существа Земли, которые были им приручены на протяжении многих тысячелетий .
Слайд №20. – В каком произведении мы встречались с похожей главной мыслью рассказа? (Л. Андреев.«Кусака».)
Вспомните стихотворение В.Маяковского«Хорошее отношение к лошадям»
Источники:
http://sochinyshka.ru/abramov-analiz-proizvedeniya-o-chyom-plachut-loshadi-plan.html
http://essay.englishtopic.ru/abramov-analiz-proizvedeniya-o-chem-plachut-loshadi-plan/
http://infourok.ru/urok-literaturi-v-klasse-po-rasskazu-f-abramova-o-chem-plachut-loshadi-694889.html