Управление международным спортивным движением. Международный Олимпийский комитет
Управление международным спортивным движением. Международный Олимпийский комитет. Организационная и управленческая структура МОК
Международный Олимпийский комитет
Стержнем международной спортивной жизни в современном мире является Олимпийское движение, которое по праву занимает ведущее место в плеяде разнообразных социальных и культурных феноменов человеческой цивилизации. По своей массовости, традициям, масштабам, Олимпийское движение не имеет себе равных среди всех других неправительственных движений и общественных организаций. Влияние идей олимпизма в настоящее время необычайно велико, а Международный Олимпийский комитет является ныне одной из наиболее авторитетных и уважаемых спортивных организаций.
Олимпийское движение зародилось на самых ранних этапах античной цивилизации – первые Олимпийские игры состоялись в 776 г. до н. э. в Древней Греции. С тех пор Игры на протяжении многих столетий выполняли важнейшую роль, были главным спортивным и культурным событием в жизни различных народов.
Концепция современного олимпизма принадлежит Пьеру де Кубертену, по чьей инициативе в июне 1894 г. в Париже состоялся Международный атлетический конгресс. 23 июня 1894 г. был образован Международный Олимпийский комитет (МОК), который стал центральной управленческой и организационной структурой мирового Олимпийского движения.
Возрожденное Олимпийское движение, по замыслу П. Кубертена, должно было стать той позитивной силой, которая противостояла агрессивности, воинственности, расовой и религиозной ненависти. Олимпийские игры призваны были стать инструментом мира и сотрудничества между народами, где победители определялись не на полях сражений, а на стадионах и спортивных трассах. В то же время П. Кубертен и его соратники предлагали не просто возродить Олимпиады в их неизменном виде, но и модернизировать Игры и Олимпийское движение в духе нового времени. Из античных Олимпиад заимствовались все позитивные принципы (честной игры, прекращения на период Игр военных действий и проч.) и аннулировались элементы дискриминации (неучастие женщин, лиц негреческого происхождения). Таким образом, Олимпийское движение изначально задумывалось его организаторами как международное общественное движение с высокими целями и идеалами – для гармонического развития человека, для соединения спорта с культурой и образованием, для создания нового образа жизни, достижения мира и культурного процветания.
Для практического воплощения в жизнь высоких целей олимпизма Кубертеном и его сподвижниками была создана специальная управленческая и организационная структура – МОК, который изначально сосредоточил в себе всю полноту верховной власти Олимпийского движения.
Необходимость создания МОК как организационной и управленческой структуры очевидна – без нее все международное Олимпийское движение становится образованием неэффективным и нежизнеспособным. Только постоянно действующий управленческий орган с соответствующими финансовыми, организационными и кадровыми ресурсами способен решать сложные задачи международного масштаба.
Но совершенно недостаточно образовать управленческий орган и наделить его соответствующими полномочиями. Необходимо, чтобы созданный комитет был органом представительным и авторитетным. А это, в свою очередь, невозможно без выборности и сменяемости его членов на демократической основе.
Для эффективной работы управленческой структуры необходимым условием является четкое определение круга ее задач и полномочий, прав и обязанностей, которые излагаются в специальном правовом документе. Для Олимпийского движения такой документ носит название Олимпийская хартия. Этот правовой акт является документом публично-правового характера, то есть предназначается он не только для внутреннего пользования Олимпийским комитетом, но доступен всем лицам, желающим ознакомиться с его содержанием.
Еще одним важнейшим принципом деятельности управленческой структуры Олимпийского движения является его независимость от политического влияния каких-либо государств и политических блоков. Очевидно, что если Олимпийское движение попадет под чье-либо политическое влияние или будет придерживаться ангажированных позиций, то оно быстро утратит свой международный авторитет и общемировое значение. То же самое можно сказать и о финансовой зависимости от каких-либо коммерческих или государственных организаций. Понимание этого факта нашло свое воплощение в Олимпийской хартии, в которой записано, что МОК «является неправительственной организацией, созданной не для привлечения прибыли». Этот пункт позволяет МОК сохранять свою политическую и коммерческую независимость.
Перечисленные выше принципы легли в основу практической деятельности МОК, который уже более столетия успешно выполняет отведенную ему роль. В частности, МОК должен следить за регулярным проведением Олимпийских игр; определять их программу и состав участников (во взаимодействии с международными спортивными федерациями и страной-организатором Игр); регистрировать олимпийские рекорды; способствовать развитию спорта во всем мире; содействовать развитию и укреплению дружбы между спортсменами всех стран и континентов, не допуская расовой, религиозной и политической дискриминации в отношении стран и отдельных лиц.
В организационном плане МОК формируется следующим образом. Общая численность комитета не должна превышать 115 членов,[i] которыми могут быть только физические лица. Состав МОК избирается на общем собрании, именуемый Сессией. Сессии проводятся с периодичностью не менее одного раза в год. В случае необходимости Сессия МОК созывается также по инициативе Президента или по письменному требованию не менее одной трети членов МОК (см. рис.1).
Рис.1. Организационная структура МОК.
На Сессии МОК избирается Президент на срок в 8 лет с подтверждением его полномочий после четырех лет. Кроме того, Сессия избирает членов Исполкома МОК на 4-летний срок. Исполком состоит из Президента, четырех вице-президентов и десяти членов. Все члены Исполкома избираются на Сессии тайным голосованием большинством поданных за них голосов.
Членом МОК может стать любой гражданин своей страны в возрасте 18 лет и старше при условии, что его кандидатура представлена в соответствии с требованиями МОК и рассмотрена Комиссией по номинациям.
Предлагать кандидатуры для избрания в состав МОК имеют право:
- Члены МОК: каждый член МОК правомочен предложить одну или несколько кандидатур на выборы в члены МОК;
- Комиссия спортсменов МОК имеет право предложить одну или несколько кандидатур;
- Национальные олимпийские комитеты: Ассоциация национальных олимпийских комитетов (АНОК), Ассоциация национальных олимпийских комитетов Африки (АНОКА), Европейские олимпийские комитеты (ЕОК), Олимпийский совет Азии (ОСА), Панамериканская спортивная организация (ПАСО), Национальные олимпийские комитеты Океании (ОНОК), совместно с любым НОК, признанным МОК, имеет право представить одну или более кандидатур на выборы в члены МОК;
- Международные федерации олимпийских видов спорта: Ассоциация международных федераций летних олимпийских видов спорта (АСОИФ), Ассоциация международных федераций зимних олимпийских видов спорта (АИОВФ) и все международные федерации – члены АСОИФ и АИОВФ – имеют право представить одну или две кандидатуры на выборы в члены МОК.
Повседневные управленческие функции по обеспечению эффективного функционирования Олимпийского комитета осуществляет Исполком МОК во главе с Президентом. Полномочия и обязанности Исполкома по управлению делами МОК заключаются в том, что он:
— следит за соблюдением Олимпийской хартии;
— несет ответственность за административную работу МОК;
— утверждает внутреннюю структуру МОК и все правила внутреннего распорядка, касающиеся его организации;
— отвечает за распоряжение финансами МОК и подготавливает ежегодный отчет;
— представляет Сессии доклад по любым предлагаемым изменениям Правил и Официальных разъяснений;
— представляет Сессии МОК фамилии лиц, которых рекомендует для избрания МОК;
— следит за процедурой принятия и отбора кандидатур городов для организации Олимпийских Игр;
— определяет и назначает знаки отличия МОК;
— готовит повестки дня Сессий МОК;
— выполняет любые другие обязанности, поручаемые ему Сессией.
Президент руководит деятельностью Исполкома МОК, создает постоянные комиссии или комиссии, созываемые по мере необходимости, формирует рабочие группы там, где это необходимо, определяет круг их обязанностей и персональный состав. Президент также принимает решение о роспуске комиссий и групп, когда сочтет, что они выполнили свою миссию. Никакие заседания комиссий и рабочих групп не могут проводиться без предварительного согласия Президента МОК. Президент является членом всех комиссий и рабочих групп по должности и имеет приоритет, когда присутствует на их заседании.
Очевидно, что эффективная работа МОК как управленческой структуры невозможна без привлечения необходимых финансовых ресурсов, которые нужны для обеспечения деятельности как самого МОК, так и для поддержки Олимпийского движения в целом.
Учитывая важность создания надежной финансовой базы для надлежащего развития Олимпийского движения, МОК разрабатывает специальные маркетинговые программы с целью привлечения денежных средств. Приоритетное значение имеют программы реализации прав трансляции Олимпийских Игр телекоммуникационным компаниям, программы работы с корпоративными спонсорами, чеканки памятных монет и медалей.
Полученные в результате реализации маркетинговых программ средства МОК перераспределяет между Национальными олимпийскими комитетами, Международными спортивными федерациями и Организационными комитетами по проведению Олимпийских Игр. На поддержание собственной деятельности МОК направляет, как правило, около 7% полученных средств.
[i] В настоящее время численность МОК несколько выше – 119 членов. Кроме этого, в состав комитета входят 20 почетных членов и 5 заслуженных членов.
IOC – International olympic committee / Международный олимпийский комитет (МОК)
____________________________________________
IOC – International olympic committee
Международный олимпийский комитет (МОК)
Château de Vidy
Case postale 356 ,
1001 , Lausanne , Switzerland
Tel.: +41 21 621 61 11
Fax : +41 21 621 62 16
IOC – международный неправительственный орган , специ ализирующийся на подготовке и проведении Олимпийских игр.
История создания МОК
1892г. – исполнилось 5 лет деятельности Союза французских атлетических обществ. Пьер де Кубертен предлагает возродить Олимпийские игры, взяв за основу идеологию и критерии, отвечающие требованиям современности, делая возможным встречу спортсменов со всего мира раз в 4 года. Он убеждает Союз созвать совещание на международном уровне для решения организационных вопросов по проведению Игр.
Вначале 1893г. Пьером де Кубертен и группой по подготовке международного совещания во все государства рассылаются письма, призывающие поддержать замысел возобновления олимпийских соревнований.
16 июня 1894г. – начал работу Международный атлетический конгресс, по рассмотрению вопроса о восстановлении древнегреческого обычая проводить Олимпийские игры. Делегаты съезда образовали комитет по организации и проведению игр во главе с президентом Викеласом Деметриосом и Пьером де Кубертеном, работающим в должности генерального секретаря.
6 апреля 1896г. – греческая столица принимает I Олимпийские игры. В них участвуют 295 спортсменов из 13 стран в 9 видах спорта. За спортивными состязаниями на стадионе наблюдали 80 000 болельщиков.
В этот же год, приняв отставку В. Деметриоса, Конгресс избирает президентом Пьера де Кубертена, утверждается Олимпийская хартия, устанавливающая равенство между участниками спортивных соревнований без проявления дискриминации, также были достигнуты договоренности о периодичности проведения Игр – каждые четыре года.
1908г. – по принципам Олимпийской хартии, спортивные состязания проводятся между спортсменами. Национальные сборные получают неофициальный общекомандный зачет, влияющий на распределение мест, занятых каждой национальной сборной в соответствии с числом полученных медалей.
1914г. – по предложению П.Кубертена МОК утверждает эмблему Олимпийских игр – 5 переплетенных колец разного цвета, как символ единства спортсменов из пяти континентов. Девизом игр стало латинское изречение «Citius, Altius, Fortius».
1921 г. – образован исполнительный орган МОК – Исполнительный комитет.
1924г. – во французском городе Шамони проходит открытие I зимних Олимпийских игр под собственной нумерацией.
1932г. – начинается традиционное строительство олимпийских деревень в городах, принимающих Игры, для размещения спортивных делегаций и команд участников.
Роль и функции МОК
Роль МОК состоит в проведении мероприятий по организации Олимпийских Игр и способствовании глобальному распространению олимпийского движения.
- координировать и реализовать проекты, утвержденные руководящими органами
- организовывать процесс работы комиссий
- поддерживать тесное сотрудничество с Международными спортивными федерациями (МСФ) и Национальными олимпийскими комитетами (НОК)
- контролировать подготовительные и организационные этапы по проведению Игр
- рассматривать вопросы признания деятельности НОК и МСФ
- не допускать применение стимулирующих препаратов, влияющих на здоровье спортсменов и искажающих результаты спортивных соревнований
- продвигать и поддерживать равноправное участие спортсменов в олимпиадах, независимо от их гендерной принадлежности
- поощрять и разрабатывать программы, направленные на охрану здоровья спортсменов
- помогать и стимулировать деятельность спортивных объединений, национальных комитетов, органов власти по социальной защите и профессиональной подготовки спортсменов после завершения спортивной карьеры
- взаимодействовать с профильными организациями, объединениями, занимающимися развитием спорта, культурно-образовательной деятельностью
МОК работает по таким глобальным направлениям:
Комитет работает с Ассоциаций по международному спорту для всех (TAFISA) реализовывая совместную программу «Активные города – активные сообщества – активные граждане». Эта программа является глобальной инициативой, направленной на привлечение граждан к активному образу жизни, раскрывая перед ними возможности для улучшения физического развития и здоровья.
Олимпийские игры и все международные спортивные состязания обязаны проводиться в духе взаимопонимания, дружбы, толерантности, недопустимости дискриминации, носить объединяющий и примирительный характер.
МОК способствует совместной работе НОК и национальных правительств по интеграции спорта в сферу образования, здравоохранения, культуры и градостроительства в целях поддержания мирных, благоприятных условий для жизнедеятельности человека.
Первые Олимпиады проводились без участия женщин, но развитие политических, демократических, социо-культурных принципов в обществе, способствовало расширению прав и свободному участию женщин в олимпийском движении. Спортивное сообщество в целом следовало этим изменениям и постепенно, выдвигало инициативы более широкого привлечения женщин к участию в спортивных соревнованиях, делая доступными для них различные виды спорта и дисциплины в большинстве стран мира.
В последние 20 лет МОК уделяет особое внимание участию женщин в Олимпийских играх и иных спортивных мероприятиях, основываясь на политике гендерного равенства.
Образование через с порт
МОК разработал олимпийскую образовательную политику, которая направлена на предоставление больших ресурсов для продвижения культуры и образования на национальном, региональном и международном уровне посредством спорта.
Образование молодежи и привлечение к участию в спорте играют ключевую роль в формировании здорового образа жизни.
Каждые два года проводится Всемирная конференция МОК по спорту, культуре и образованию, являющаяся важной интерактивной платформой для обсуждения и подведения итогов по данным направлениям.
Между МОК и ЮНЕСКО подписан Меморандум о взаимопонимании для реализации совместных культурно-образовательных программ спортивной направленности.
Для поддержки и дальнейшего развития олимпийского движения под патронатом МОК функционирует Международная олимпийская академия и Олимпийский музей, основанный в 1993г.
МОК использует мобилизационный спортивный потенциал, как средство для достижения максимально устойчивого экологического развития. Комитетом подписано соглашение о совместной работе с Программой ООН по окружающей среде (UNEP) по разработке совместных инициатив в сфере спорта и экологической безопасности.
Спорт представляет широкие возможности для повышения экологической осведомленности, наращивания потенциала и внедрения перспективных программ для защиты окружающей среды, социального и экономического развития различных слоев общества. Экологическая ответственность стала неотъемлемой частью современного олимпизма.
Кроме проведения спортивных мероприятий, МОК ведет коммерческую деятельность, основанную на взаимовыгодном сотрудничестве с крупными компаниями. В 1960г. впервые за телетрансляцию зимней Олимпиады в Скво-Велли телевизионная компания CBS заплатила МОК 5 тысяч долларов.
Финансовые средства, вырученные от коммерческих сделок, идут на развитие и нужды Международного олимпийского комитета, НОК и МСФ.
Полномочия МОК реализуются следующими органами:
Сессия – совещание участников МОК. Сессия проводится каждый год, где утверждаются решения, не подлежащие пересмотру, а также выборы Президента на восьмилетний срок. Возможен созыв внеочередных сессий, инициированных Председателем или по письменному запросу не менее 1/3 членов МОК. Собрание правомочно утверждать и вносить поправки в Олимпийскую хартию, выбирать город, принимающий Игры, почетных президентов, членов МОК.
В состав Исполнительного комитета входят: Президент, 4 его заместителя, 10 других членов МОК, избираемых на сессии путем тайного голосования, получивших большую часть голосов со сроком полномочий на 4 года. ИС собирается по предложению большинства членов или по инициативе Президента.
Исполком ответственен за общее руководство делами МОК и выполняет такие функции:
-утверждает кандидата, предложенного Президентом МОК, на пост Генерального директора
-контролирует реализацию и соблюдение положений Олимпийской Хартии
-управляет распределением финансов Комитета
-занимается утверждением организационной структуру МОК, регламента работы, касающегося деятельности Комитета, готовит ежегодный отчет
-организует совместную встречу МСФ и НОК каждые два года
-утверждает законы, постановления, нормы, принципы, инструкции, иные правила, обеспечивающие организацию Олимпийских игр
В общую структуру МОК входят 22 комиссии занимающиеся вопросами: культурного наследия; культуры и олимпийского образования; этики; медицины; правовой защиты; номинирования; связями с общественностью, маркетинга; финансового обеспечения; аудита; коммуникационного взаимодействия; выбора членов МОК; олимпийского содружества; международного сотрудничества; олимпийских программ; телекоммуникационного и медийного права. Специализированные комиссии:
-«Спорт и окружающая среда»
-«Женщины и спорт»
-«Развитие и наследие»
Эти комиссии осуществляют функции консультирования Президента, Исполнительного комитета, Сессии.
При подготовке к Играм создается координационная комиссия и комиссия по оценке городов, изъявивших желания принять Олимпиаду. Президент МОК курирует работу каждой комиссии, куда входят спортсмены, представители от МСФ, НОК, технические эксперты и назначает ее членов, согласно их опыту работы по данному направлению деятельности. Исключительно члены МОК могут возглавлять Комиссию.
Членский состав МОК избирают на 8 лет, не исключается повторное переизбрание. Совокупное число членов МОК – 115 человек, включая индивидуальных участников, действующих спортсменов, представителей от НОК и МСФ, занимающих руководящие должности.
Сейчас зарегистрировано 206 НОК и 68 МСФ.
Украинские спортсмены участвуют в Олимпийских играх при содействии и обеспечении Национальн ого олимпийск ого комитет а Украины , который отвечает за установление международного сотрудничества, популяризацию спорта, пропаганду здорового способа жизни.
МОК тесно сотрудничает с Всемирным антидопинговым агентством и подразделениями ООН через широкий диапазон программных проектов, способству я всемирному продвижению олимпийских ценностей.
-Factsheet: The environment and sustainable development
Характеристика Международного Олимпийского комитета (МОК);
Структура современного Олимпийского движения
Олимпийское движение – это деятельность национальных и международных спортивных организаций, которая направлена на проведение Олимпийских игр и развитие спорта.
Структура Олимпийского движения
· Международный олимпийский комитет (МОК)
· Национальные олимпийские комитеты (НОК)
· Международные федерации по видам спорта
· Национальные федерации по видам спорта
Наиболее существенное значение как орган управления Международным спортивным движением имеет Международный Олимпийский комитет (МОК).
Благодаря тому, что он обладает всеми правилами на Олимпийские игры, его юриспруденция распространяется на любительский спорт вообще.
В своей практической деятельности МОК руководствуется Олимпийской хартией, (уставом) содержащий официальные правила, а также разъяснения и инструкции.
МОК был учрежден в 1894 г. на Международном конгрессе в Париже по инициативе французского просветителя и педагога Пьера де Кубертена. Организация МОКа связана с возрождением Олимпийских игр. МОК принял Олимпийскую хартию, определил ее цели и задачи. В 1951г. МОК признал НОК СССР.
Высшим органом МОК является общее собрание его членов – сессия, созываемая не реже одного раза в год. В год проведения Олимпийских игр, сессия проводится дважды. На сессии решаются все вопросы, имеющие отношение к олимпийскому движению. Резолюция, кроме касающихся изменения Олимпийской Хартии, принимаются простым большинством голосов. Для ее изменения необходимо 2/3 голосов. В неотложных случаях возможно голосование по почте. Внесение предложений в повестку сессии за пять месяцев до ее начала может делаться членами МОК, представителями национальных Олимпийских комитетов и руководством международных спортивных объединений по видам спорта, включенным в программу Олимпийских игр.
Атрибутами олимпийского движения являются:
· олимпийский символ (пять переплетенных колец – голубое, черное, красное, желтое, зеленое, символизирующие объединение пяти континентов);
· девиз “Быстрее, выше, сильнее”;
· эмблема (состоит из олимпийского символа и девиза);
· олимпийский флаг (белое полотнище с олимпийским символом в центре).
Международному олимпийскому комитету принадлежит право выбора города для проведения Олимпийских игр.
Комплектация МОК происходит путем избрания им своих членов, которые он признает полезным для олимпийского движения при условии, если они говорят по английским или по французским и проживают в стране, национальный олимпийский комитет признан комитетом. Члены Международного олимпийского комитета является его представителями в своих странах, а не делегатами своей страны. Такой порядок комплектации комитета является препятствием для демократизации движения, так как в МОК (1983г.) насчитывалось 89 членов (18 стран имеют не по одному, а по два члена).
В период между сессиями руководство олимпийским движением осуществляет исполком МОК. Состав исполкома МОК – 11 человек и в том числе президент (в настоящее время – Жак Роге), три вице-президенты и члены исполкома – представители нескольких стран, избираются сроком на 8 лет с правом последующего переизбрания на 4 года. Члены МОК избираются без ограничения срока, по достижению 72 – летнего возраста, должны выйти в отставку. Исполнительный комитет МОК руководит его работой между сессиями.
В Международном олимпийском комитете создаются комиссии, вырабатывающие рекомендации по вопросам олимпийского движения, деятельности комитета. Комиссии могут быть временными и постоянными. Последние могут быть смешенными, то есть с представительством не только от комитета, но и национальных и международных федераций. Среди комиссий: комиссия по допуску спортсменов на олимпийские игры, культурная комиссия, (ведает культурными аспектами движения игр), финансовая комиссия (ведает бюджетом, учитывает поступления в фонд «Олимпийской солидарности» и др.
Источники финансирования МОК складываются из отчислений части средств, полученных за телетрансляцию с Олимпийских игр, из средств от подписки на бюллетень МОК, от годовых взносов членов МОК примерно 60 американских долларов за одного члена). Все расходы по организации и проведению Олимпийских игр несет город, где они проводятся. Для проведения Олимпийских игр, в городе создается организационный комитет; деятельность, связанную с организацией олимпийских соревнований. МОК утверждает программу Олимпийских игр и сроки их проведения. МОК признает 26 МСФ. Для признания вида спорта Олимпийским, необходимо, чтобы он имел распространение не менее чем в 40 странах, на трех континентах для мужчин, и в 25 странах на двух континентах для женщин.
Расходы, связанные с участием спортсменов в Олимпийских играх, несут НОК (размещение, питание, транспорт и др.).
Резиденция МОК находится в г. Лозани (Швейцария), где имеется его библиотека, музей, архив.
Среди центров управления в Международном спортивном движении возрастающее значение приобретает Генеральная ассамблея национальных олимпийских комитетов, образованная в 1965 году, в результате стремления демократических сил обеспечить возрастание вклада комитета в осуществление целей Международного спортивного движения.
Заседание ассамблеи проводится раз в два года. Между заседаниями действует совет. Он состоит из президента, генерального секретаря и члена избираемых на 4 года. При ассамблеи создаются рабочие группы по усилению роли национальных олимпийских комитетов в Олимпийском движении, по уставу, по изучению проблем спортсменов международного класса.
В Международном спортивном движении пользуется авторитетом и Генеральная ассоциация международных спортивных федераций. Ее создание, избирается исполком из 7 членов. Президент, генеральный секретарь и казначей, все входят в состав исполкома автоматически. Бюджет (ФИБА) состоит из вступительных взносов, ежегодных взносов, взносов за удостоверения международных судей и игроков, заявленных взносов за участие в мероприятиях (ФИБА), отчислений от матчей, штрафов, телетрансляций, дотации, пожертвований и прочих поступлений.
Источники:
http://vadim-galkin.ru/sport-2/sport-management/ioc/
http://xn--h1ahbi.com.ua/info/136-ioc-international-olympic-committee-mezhdunarodnyy-olimpiyskiy-komitet-mok.html
http://studopedia.su/9_18539_harakteristika-mezhdunarodnogo-olimpiyskogo-komiteta-mok.html