34 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Введение в теорию плавания. Теория и методика плавания

Теория и методика обучения плаванию.

Пла́вание — вид спорта или спортивная дисциплина, заключающаяся в преодолении вплавь за наименьшее время различных дистанций. При этом в подводном положении по действующим ныне правилам разрешается проплыть не более 15 м после старта или поворота (в плавании брассом подобное ограничение сформулировано по-другому); скоростные виды подводного плавания относятся не к плаванию, а к подводному спорту.

За свою долгую историю человечество разработало множество различных стилей плавания. В настоящее время основными стилями плавания являются: вольный стиль (кроль), плавание на спине, брасс и баттерфляй.

Всероссийская Федерация плавания определяет плавание вольным стилем таким образом: «Вольный стиль означает, что пловцу разрешается плыть любыми способами, произвольно меняя их на дистанции». Ранее в качестве вольного стиля использовались: брасс, плавание на боку и треджен-стиль. В 1920-х годах все эти стили плавания вытеснил более совершенный и быстрый кроль.

Кроль известен человечеству с древнейших времен. Несмотря на это, европейские и американские спортсмены долгое время ничего не знали о кроле, отдавая все свои предпочтения другому стилю плавания – брассу. Заново «познакомиться» с кролем западная цивилизация смогла в 1844 г. на соревнованиях в Лондоне, где использовавшие кроль американские индейцы легко опередили именитых английских спортсменов, плававших брассом. Европейцы долгое время не могли преодолеть предрассудков и отказывались плавать столь «варварским», по их мнению, способом. Но вскоре (в 1870-х гг.) англичанин Джон Треджен, путешествовавший по Аргентине, обучился технике кроля у коренного местного населения и через несколько лет представил свой новый стиль на соревнованиях в Британии (правда, Джон перенял у индейцев только движения рук – ногами он по-прежнему работал в горизонтальной плоскости). Затем его технику усовершенствовали братья Дик и Тумс Кэвилл из Австралии (огромное влияние на которых оказал стиль плавания жителей Соломоновых островов). Возникший таким образом так называемый «австралийский кроль» был доработан чуть позже американцем Чарльзом Дэниэлсом, включившим в него ещё и шеститактовые гребки ногами. Таким образом, Дэниэлс создал «американский кроль», от которого и идет развитие современного стиля.

Итак, кроль (от англ. crawl — «ползти») — стиль плавания на груди, при котором пловец совершает широкие гребки вдоль тела попеременно левой и правой рукой, одновременно непрерывно и попеременно поднимая и опуская ноги. Лицо спортсмена находится в воде, и лишь периодически во время одного из гребков пловец поворачивает голову, для того чтобы сделать вдох.

Плавание на спине – стиль плавания на спине, визуально похожий на «перевернутый кроль». Так же, как в кроле, пловец совершает здесь попеременные гребки руками (правда взмах выполняется прямой рукой, а не согнутой), в то же время непрерывно и попеременно поднимая и опуская ноги. Так как лицо спортсмена практически постоянно (кроме старта и поворотов) находится над водой, отпадает необходимость выдохов в воду.

Плавание на спине – 3-й по скорости стиль плавания, и единственный, в котором старт выполняется непосредственно из воды.

Брасс (от фр. brass – «рука») — стиль плавания на груди, при котором пловец совершает одновременные и симметричные движения рук, а также одновременные и симметричные движения ног в горизонтальной плоскости под поверхностью воды.

Среди всех стилей плавания брасс – самый древний и, в то же время, самый медленный.

Баттерфляй (от англ. butterfly — «бабочка», альтернативное название «дельфин») — стиль плавания на груди, при котором пловец совершает одновременные и симметричные движения левой и правой частями тела. Руками спортсмен выполняет мощный гребок по широкой траектории, за счет чего передняя часть его корпуса приподнимается над водой, совершая в то же время симметричные волнообразные движения ногами и тазом. Среди всех стилей плавания баттерфляй – наиболее энергозатратный, требующий максимальной выносливости, а также точности исполнения.
Баттерфляй возник в 1935 году, и считался тогда новой разновидностью брасса, разрешенной для применения на соревнованиях. Но в 1953 году, за счет огромного преимущества в скорости перед классическим брассом, баттерфляй был выделен в отдельный стиль плавания.

Методы обучения— теоретически обоснованные и проверенные на практике способы и приемы работы учителя (преподавателя, тренера), применение которых обеспечивает оптимально быстрое и качественное решение задач.

При обучении плаванию применяются три основных группы методов:

К словесным методам относятся рассказ, объяснение, пояснение, беседа, разбор, анализ, указания, команды, распоряжения.

Используя объяснение, рассказ, давая указания, оценку действий и др., тренер помогает ученикам создать представление об изучаемом движении, понять его форму, содержание, осмыслить, устранить ошибки. Краткая, образная и понятная речь педагога определяет успех применения этих методов.

Рассказ применяется при организации урока, игры, объяснении ее правил.

Описание создает предварительное представление об изучаемом движении. Описываются его основные, ключевые элементы, но без объяснения, почему оно выполняется так или иначе.

Объяснениедолжно быть кратким, образным и легким для понима­ния, содержать элементарные теоретические сведения и конкретные практиче­ские указания по выполнению элементов и движений в целом, т. е. дает ответ, почему именно надо делать то или иное, так или по-другому.

Пояснение позволяет уточнять непонятные моменты.

Беседа с обоюдными вопросами и ответами повышает самостоятельность и активность занимающихся, а педагог имеет обратную связь с учащимися, что дополнительно помогает ему узнать своих учеников.

Разбор какого-либо упражнения или задания в целом, игры проводится во время подведения итогов занятия.

Анализ и обсуждение ошибок направлены на коррекцию действий занимающихся. При этом необходимо уделить внимание каждому ученику индивидуально в виде поощрения или замечания.

Указания даются для предупреждения и устранения ошибок до и после выполнения упражнений. Указания заостряют внимание обучаемых на выполении правильных исходных положений, основных ключевых моментов выполняемого движения, разъяснении условий для его правильного воспроизведения, подсказке о всевозможных ощущениях, которые возникают при этом. Например, при освоении правильно выполненного гребка рукой: «Почувствуй, как ты отталкиваешься от воды при каждом гребке».

При работе с детьми указания часто даются в форме образных выражений и различных сравнений, что облегчает понимание сущности задания. Например, при обучении выдоху в воду: «Дуй на воду, как на горячий чай».

Помимо решения учебных задач педагог устанавливает взаимоотношения с занимающимися, воздействуя на их чувства. Эмоциональная окраска речи усиливает значение слов, помогает решению учебных и воспитательных задач, стимулирует активность, уверенность, интерес.

Учитывая специфику плавания, все необходимые объяснения, обсуждения и другие объемные словесные методы и приемы инструктор проводит на суше — до или после занятий в воде.

Когда группа находится в воде, инструктор отдает только лаконичные команды, распоряжения, чтобы дети не замерзли. Например, он говорит: «Сейчас выполним скольжение на груди. Руки вытянуть вперед. Принять исходное положение. Сделать вдох — «толчок» (последняя команда дается голосом или свистком). После выполнения упражнения, когда ребята встали на дно и повернулись лицом к инструктору, подводятся итоги: «Хорошо. Тело нужно держать напряженным, больше тянуться вперед. А теперь посмотрим, кто дольше проскользит. Принять исходное положение. Сделать вдох и. »

Таким образом, с помощью команд инструктор как бы управляет группой и ходом обучения.

Читать еще:  Первый раз иду на йогу. Как одеться на занятие йогой

Все задания на уроке выполняются под команду, она подается коротко, в приказном тоне. Команды определяют начало и окончание движения, исходные положения при выполнении заданий, место и направление для проведения учебных заданий, темп и продолжительность их выполнения.

Команды делятся на предварительные (например, «Опустить лицо в воду!») и исполнительные (например, «Толчок!»). С детьми младшего школьного возраста команды используются с большими ограничениями.

Подсчет в плавании применяется только в начальный период обучения — для созданий необходимого темпа и ритма выполнения движений. Подсчет осуществляется голосом, хлопками, односложными указаниями: «раз–два–три, раз–два–три» и т. д.; при изучении движений ногами кролем: коротким «вдох» и длинным «вы-ы-дох» — при освоении выдоха в воду.

Кроме команд, необходимо давать методические указания, предупреждающие возможные ошибки и оценивающие результаты выполнения упражнений. В них чаще всего уточняются отдельные моменты и условия правильного выполнения упражнения. Так при выполнении скольжения на спине инструктор может указать, что упражнение получится только в том случае, если занимающиеся примут положение лежа, а не сидя.

Как известно, учебные варианты упражнений для изучения техники плавания значительно отличаются от техники плавания в совершенном, мастерском исполнении. Поэтому, чтобы добиться необходимых движений при начальном обучении плаванию, инструктору приходится давать порой неточные с точки зрения высокого технического мастерства объяснения. Результат этих неверных на первый взгляд пояснений — наименьшее число ошибок и быстрое освоение учебного варианта техники плавания. Например, объясняя движения ногами и руками кролем, инструктор говорит: «Ноги и руки должны быть прямые и напряженные, как палки». Конечно, ноги и руки невозможно, да и не нужно держать таким образом: во время плавания они, встречая сопротивление воды, будут сгибаться настолько, насколько нужно для правильного гребка. Подобная ориентировка позволяет избежать типичной ошибки для всех начинающих — излишнего сгибания ног и рук.

К наглядным методам относятся показ упражнений и техники плавания, учебных, наглядных пособий, фото и видеоматериалов, кинофильмов, а также применение жестикуляции.

Показ включает демонстрацию специальных учебных пособий, видеоматериалов, кино­грамм, кинофильмов:

— непосредственное наблюдение за техникой плавания хороших спорт­сменов, а также знакомство с имитационными движениями, позволяю­щими пловцу лучше понять изучаемый или совершенствуемый техниче­ский элемент;

— разучивание и совершенствование по частям движений рук, ног, одной руки, согласование движения рук и др.,

— разучивание и совершенствование движений в целом;

— устранение ошибок в технике прямым или косвенным путем.

Наряду с образным объяснением наглядное восприятие помогает понять сущность движения, что способствует быстрому и прочному его освоению. Особенно велика роль наглядного восприятия при обучении детей. Сильно выраженная склонность к подражанию, особенно у младших школьников, делает наглядность наиболее эффективной формой обучения движениям в целостном виде, так и с разделением движения на части (замедленным его выполнением, остановками в главных фазах). Гребок рукой в кроле, к примеру, изучается с остановкой руки в трех основных фазах гребка. Во время остановок рекомендуется 2–3 раза напрягать мышцы руки по 3–5 с. Однако выполнением отдельных частей (фаз) плавательного цикла увлекаться не нужно. Как только занимающиеся получили представление о способе плавания в целом, они должны как можно больше плавать. Учебные варианты техники на суше демонстрирует инструктор, в воде — занимающиеся, у которых лучше получается данное упражнение. Показ может осуществляется не только до начала занятия (на суше), но и во время него.

Эффективность показа определяется положением инструктора по отношению к группе:

1) инструктор должен видеть каждого занимающегося, чтобы исправить его ошибки;

2) занимающиеся должны видеть показ упражнения в плоскости, отражающей его форму, характер и амплитуду.

Зеркальный показ применяется только при изучении простых общеразвивающих упражнений. Негативный показ («как не надо делать») возможен только при том условии, если у занимающихся не создается впечатления, что их передразнивают.

Условия повышенного шума, характерные для бассейна, затрудняют восприятие команд и распоряжений тренера (инструктора). Поэтому в плавании применяется система условных сигналов и жестов, при помощи которых облегчается связь тренера (инструктора) с группой и каждым учащимся в отдельности и управлением учебно-тренировочным процессом. Жестикуляция заменяет команды и распоряжения, помогает уточнить технику выполнения движений, предупреждать и исправлять возникающие ошибки, подсказывать темп и ритм выполнения движений, задавать скорость проплываемых отрезков, останавливать учащихся и др.

К практическим методам относятся:

— метод практических упражнений;

Метод практических упражнений может быть:

— преимущественно направленным на освоение спортивной техники;

— преимущественно направленным на развитие физических качеств.

Обе группы практических упражнений тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга на всех этапах. Первая группа больше применяется на начальных этапах, вторая — на последующих.

Обучение технике движений может вестись двумя методами: методом целостно-конструктивного упражнения (целостного) и методом расчлененно-конструктивного упражнения (по частям).

При обучении плаванию все упражнения сначала разучиваются по частям, а затем воспроизводятся в целостном виде. Таким образом, изучение техники плавания идет по целостно-раздельному пути, который предусматривает многократное выполнение отдельных элементов техники, направленное на овладение способом плавания в целом.

Разучивание по частям облегчает освоение техник плавания, позволяет избежать излишних ошибок, что сокращает сроки обучения и повышает его качество. Разучивание в целом применяется на завершающем этапе освоения техники плавания. Совершенствование техники плавания проводится путем целостного выполнения плавательных движений.

Методы развития физических качеств, называемые еще методами тренировки, подразделяются на:

— равномерный (равномерное преодоление расстояния с заданной интенсивностью);

— переменный (равномерное преодоление с различными ускорениями по ходу дистанции);

— повторный (повторное преодоление заданных отрезков с заданной интенсивностью);

— интервальный (повторное преодоление отрезков с заданной интенсивностью, но строго регламентированным, как правило, незначительным интервалом отдыха).

Каждый метод может использоваться при плавании как в полной координации, так и по частям (элементам), а также с чередованием полной координации и отдельных элементов.

Соревновательный и игровой методы широко применяются в начальном обучении плаванию. Оба метода привносят на занятия оживление, радость, эмоции. Прежде чем упражнение будет включено в игру или соревнование, его обязательно следует выполнить всей группой. Элемент соревнования мобилизует силы и возможности, способствует проявлению воли, настойчивости, инициативы, повышает динамизм занятий.

Помимо всех вышеперечисленных методов в практике плавания применяется и метод непосредственной помощи, который используется в том случае, если после объяснения и показа задания новичок все же не может его выполнить. Инструктор берет руки (ноги) занимающегося в свои руки и помогает ему несколько раз правильно воспроизвести движение.

Обучение плаванию взрослых и детей (методики)

Содержание

Рекомендовано
Учебно-методическим объединением
высших учебных заведений Российской Федерации
по образованию в области физической культуры
в качестве учебника для образовательных учреждений
высшего профессионального образования, осуществляющих
образовательную деятельность по направлению “Физическая культура”.

Содержание Править

ГЛАВА 5. Основы методики обучения плаванию (Е.В. Ивченко, А.А. Литвинов)

ГЛАВА 6. Обучение спортивным способам плавания, стартам и поворотам (А.В. Козлов, А.А. Литвинов)

ГЛАВА 8. Организация занятий плаванием (Е.В. Ивченко)

ГЛАВА 9. Прикладное плавание (А.В. Козлов, Е.Ф. Орехов)

ГЛАВА 10. Организация и проведение соревнований по плаванию (Б.В. Синев)

Читать еще:  Чем полезен красный лук для женщин. Лук красный

ГЛАВА 11. Проведение занятий по плаванию в системе физического воспитания (Е.В. Ивченко, Е.А. Ивченко)

ГЛАВА 12. Физкультурно-оздоровительные технологии с использованием средств плавания (Р.В. Кууз)

Плавание как учебная дисциплина включает в себя несколько самостоятельных разделов: спортивное и прикладное плавание, плавание на открытой воде, синхронное плавание, водное поло и прыжки в воду, скоростное плавание в ластах, подводный спорт и оздоровительные технологии. Основная задача учебной дисциплины по плаванию — это передать студентам теоретические знания, привить умение и основные педагогические навыки, которые они в дальнейшем будут применять в самостоятельной практической деятельности.

Учебная дисциплина «Плавание» включает в себя теоретические и практические разделы. В теоретические разделы входят: история развития плавания, основные понятия о свойствах воды и их влияние на формирование движений пловцов, правила выполнения движений в различных спортивных способах плавания. В практические разделы входят: освоение студентами методов и приемов, применяемых при изучении техники плавания и спортивной тренировки.

Все теоретические разделы спортивного плавания разработаны специалистами отечественной школы. У истоков создания теоретических разделов стояли такие известные советские педагоги и ученые, как Н. А. Бутович, В. С. Васильев, Н. Ж. Булгакова, Л. П. Макаренко, В. Н. Платонов и др. Они стали создателями системы отправных теоретических положений, определяющих дальнейшую направленность развития практических умений и навыков обучения и спортивной тренировки.

В разработке практических разделов, включающих в себя набор основных упражнений и порядок их применения при обучении спортивным способам плавания, стартам и поворотам, а также методов спортивной тренировки, участвовали преподаватели спортивных вузов: В. Ф. Китаев, К. А. Инясевский, С. М. Вайцехов-ский, А. М. Шумин, А. К. Дмитриев, Т. Г. Менынуткина и тренеры Б.Д.Зенов, И. М. Кошкин, А. Ф. Красиков, Г.В.Яротский и многие другие.

В предлагаемом учебнике в достаточном объеме представлены теоретические и практические разделы, которые позволят студентам, не специализирующимся в спортивном плавании, обеспечить полноценную практическую работу по обучению плавательным навыкам людей разного возраста.

Настоящий учебник написан коллективом авторов кафедры плавания Национального государственного университета физической культуры и спорта им. П. Ф. Лесгафта в составе: А. А. Литвинова, А. В. Козлова, Е. В. Ивченко, Е. Ф. Орехова, Е. А. Ивченко, Т. В. Рыбьяковой, Р. В. Кууз и Б. В. Синева.

Учебник состоит из двенадцати глав.

В гл. 1 дана классификация предмета «Плавание», раскрыто его место и значение в системе физического воспитания. В гл. 2 представлена история развития плавания, описываются результаты выступлений советских и российских пловцов на Олимпийских играх, дается анализ их выступлений. В гл. 3 излагаются основы техники плавания. Гл. 4 раскрывает технику спортивных способов плавания, стартов и поворотов, в ней впервые иллюстрируется техника пловцов высокого класса по материалам двухплоскостной подводной киносъемки. Это позволяет более детально и без ошибок анализировать подводные движения. Гл. 5 раскрывает основы методики обучения плаванию. В гл. 6 представлена методика обучения спортивным способам плавания, стартам и поворотам, основные упражнения с комментариями, позволяющими лучше понять задачи, которые необходимо решать в процессе обучения. Гл. 7 отражает особенности методики обучения плаванию детей дошкольного и младшего школьного возраста, подробно излагается организация процесса обучения детей плавательному навыку, что дает возможность даже студентам, не специализирующимся по плаванию, вести полноценную работу с детьми. В гл. 8 отражены вопросы организации и планирования занятий плаванием, раскрыты особенности организации и проведения урока по плаванию, что позволяет проводить со студентами учебную практику в соответствии с принятыми в спортивном плавании требованиями по составлению конспектов уроков и формированию общих и частных задач. Также в этой главе описаны санитарно-гигиенические требования, которые необходимо соблюдать при проведении занятий. В гл. ,10 отражены вопросы организации и проведения соревнований по плаванию. В гл. И рассмотрены вопросы организации занятий плаванием в различных звеньях системы физического воспитания, основные требования и направления проведения занятий. Гл. 12 раскрывает физкультурно-оздоровительные технологии с использованием средств плавания, отражает новые направления в оздоровительных технологиях, разработанных сотрудниками кафедры плавания НГУ им, П. Ф. Лесгафта.

В учебнике представлен материал, который позволяет сформировать теоретические знания и практические навыки плавания, методики начального обучения плаванию, прикладному плаванию, подготовить бакалавра к педагогической деятельности в области преподавания дисциплины «Плавание» в образовательных учреждениях всех типов, организациях, относящихся к организационноуправленческой деятельности в сфере дисциплины «Плавание», с учетом оздоровительных, рекреационных, восстановительных задач в физкультурно-спортивных, спортивно-зрелищных, туристских, реабилитационных и профилактических учреждениях.

Данный учебник предназначен для студентов высших учебных заведений, не специализирующихся в спортивном плавании, при подготовке бакалавров по направлению «Физическая культура».

Издание учебника имеет большое практическое и теоретическое значение для студентов, обучающихся в вузах физической культуры. Объем учебного материала, включенного в учебник, достаточен для бакалавров, изучающих дисциплину «Теория и методика обучения базовым видам спорта. Плавание» как базовую часть профессионального цикла физкультурно-спортивных дисциплин.

Достоинством предлагаемого издания является рассмотрение вопросов по теории и методике плавания, базирующихся на материалах педагогических исследований и изданных ранее учебных и учебно-методических пособий.

Алексеева О. А. Теоретико-методические основы подготовки пловца в вузе / О. А. Алексеева, В. И. Григорьев. — М. : Теория и практика физической культуры, 2003.

Борисов Е.Г. Плавание : Организация и судейство соревнований / Е. Г. Борисов, О. А.Горлов. — СПб., 2006.

Булгакова Н.Ж. Плавание / под общ. ред. Н.Ж.Булгаковой. — М. : ФиС, 2001.

Водные виды спорта / [Н. Ж. Булгакова, М. Н. Максимова, М. Н. Маринич и др.]. — М. : Издательский центр «Академия», 2003.

Ганчар И. Л. Методика преподавания плавания : технологии обучения и совершенствования / И. JI. Гончар. — Одесса : Друк, 2006.

Дмитриев А. В. Плавание /А. В. Дмитриев. — М.: ФиС, 1966.

Ивченко Е.А. Теоретико-методические основы двигательной рекреации / Е.А.Ивченко. — СПб.: Изд-во НГУ им. П.Ф.Лесгафта, 2009.

Ивченко Е.В. Оздоровительная направленность занятий плаванием : Теория и методика здорового образа жизни /под ред. Г. П. Виноградова, А. К. Кульназарова, В. Ю. Салова. — Алматы, 2004.

Козлов А. В. Спортивное плавание юных пловцов : монография / А. В. Козлов. — СПб.: Изд-во НГУ им. П. Ф. Лесгафта, 2008.

Козлов А. В. Спортивная тренировка юных пловцов : монография / А. В. Козлов. — СПб., 2011.

Козлов А. В. Спортивные способы плавания : учеб.-метод. пособие / А. В. Козлов. СПб.: Изд-во ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2005.

Козлов А. В. Обучение и совершенствование спортивных способов плавания : монография / А. В. Козлов, Е.Ф. Орехов. — СПб. : Изд-во НГУ им. П. Ф. Лесгафта. — 2010.

Курамшин Ю. Ф. Теория и методика физической культуры / под. ред. Ю. Ф. Курамшина. — М.: Сов. спорт, 2003.

Литвинов А. А. Азбука плавания (для детей и родителей, бабушек и дедушек) /А.А.Литвинов, Е.В.Ивченко, В.М.Федчин. — СПб.: Фолиант, 1995.

Литвинов А. А. Как научить своего ребенка плавать : Самоучитель для детей и родителей / А.А.Литвинов, В.М.Федчин. — СПб.: Спортклуб плавания Ленинградского ин-та физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта, 1992.

Литвинов А. А. Маленький пловец : Самоучитель для детей и родителей /А.А.Литвинов. — СПб. : Олимп, 2006.

Менъшуткина Т. Г. Теоретические и методические основы оздоровительно-рекреационной работы по плаванию с женщинами : монография / Т. Г. Меньшуткина. — СПб., 1999.

Читать еще:  Как называется израильская игра в пляжный теннис. А

Меныиуткина Т. Г. Техника спортивных способов плавания, старта и поворота: учеб.-метод. пособие / Т. Г. Меныиуткина, А. А. Литвинов, А. В. Орехова. — СПб. : Изд-во ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2004.

Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание / [Н. Ж. Булгакова, С. Н. Морозов и др.]. — М. : Издательский центр «Академия», 2008.

Основы спортивной тренировки пловцов / [Агеевец А. В. и др.]. — СПб.: Изд-во ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2001.

Осокина Т. И. Обучение плаванию в детском саду / Т. И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Т.Л. Богина. — М. : Просвещение, 1991.

Плавание и легководолазная подготовка/ под общ. ред. А. М. Тихонова. — Л. : Изд-во Военного дважды Краснознаменного ин-та физ. культуры, 1983.

Плавание. Программа / под ред. А. А. Кашкина, О. И. Попова, В. В. Смирнова. — М., 2004.

Спортивное плавание / [Н.Ж. Булгакова и др.]. — М. : ФОН, 1996.

Теория и методика плавания в системе оздоровительно-спортивных технологий : учеб.-метод. пособие/ [Т. Г. Меныиуткина и др.]. — СПб. : Изд-во ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2005.

Шибалкина М. Г. Занятия гидроаэробикой с женщинами зрелого возраста / М. Г. Шибалкин. — СПб. : Изд-во ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1997.

Теория и методика плавания

1. Основы техники плавания. Физические свойства воды. Виды сопротивления воды. Гидродинамика (закон Бернули).

2. Общая характеристика движений пловца (кинематические и динамические характеристики). Фазовая структура движений пловца.

3. Техника плавания способом кроль на груди. Фазовая структура движений. Модельные характеристики.

4. Оценка техники плавания способом кроль на груди. Типичные ошибки и методика их устранения.

5. Техника плавания способом кроль на спине. Фазовая структура движений. Модельные характеристики.

6. Оценка техники плавания способом кроль на спине. Типичные ошибки и методика их устранения.

7. Техника плавания способом брасс. Фазовая структура движений. Модельные характеристики.

8. Оценка техники плавания способом брасс. Типичные ошибки и методика их устранения.

9. Техника плавания способом баттерфляй. Фазовая структура движений. Модельные характеристики.

10. Оценка техники плавания способом баттерфляй. Типичные ошибки и методика их устранения.

11. Техника выполнения старта с тумбочки и из воды. Фазовая структура. Модельные характеристики.

12. Техника выполнения поворотов в спортивном плавании. Фазовая структура.

13. Методы и средства обучения плаванию. Характеристика целостно – раздельного метода обучения. Характеристика параллельно – последовательной и одновременной системы обучения техники спортивного плавания.

14. Подготовительные упражнения по освоению с водой (группы). Место игр и учебных прыжков в воду в системе начального обучения плаванию. Классификация игр.

15. Организация работы по плаванию в летних оздоровительных учреждениях. Правила безопасности при проведении занятий на воде.

16. Методика оценки и развития гибкости у пловцов различной специализации.

17. Эволюция методов обучения плаванию.

18. Игры и развлечения на воде, классификация, методика применения.

19. Организация работы по плаванию в общеобразовательной школе.

20. Организация работы по плаванию в средних и высших учебных заведениях.

21. Особенности подготовки австралийских пловцов.

22. Особенности подготовки Российских пловцов.

23. Учет индивидуальных особенностей пловцов в процессе многолетней подготовки.

24. Общая характеристика системы управления подготовкой пловцов. Теоретико-методические положения. Методика применения модельных характеристик.

25. Классификация учебно-тренировочных занятий. Характеристика занятий в зависимости от педагогических задач и направленности.

26. Характеристика учебно-тренировочных занятий по величине нагрузки. Внешние критерии утомления после занятий различной величины нагрузки. Понятие о стрессе и адаптации.

27. Характеристика микроциклов в спортивном плавании. Сочетание в микроцикле занятий с различными по величине и направленности нагрузками.

28. Типы пловцов и их общая характеристика.

29. Методика планирования этапа непосредственной подготовки к основным соревнованиям сезона.

30. Особенности планирования годичной тренировки на этапах многолетней подготовки пловцов.

31. Особенности телосложения и физической подготовленности, лимитирующие спортивные достижения в различных способах плавания.

32. Структура подготовленности пловцов высокой квалификации.

33. Особенности планирования переходного периода в подготовке пловцов различной квалификации.

34. Понятие о специализированных восприятиях в спортивном плавании. Оценка и методика совершенствования специализированных восприятий.

35. Характеристика этапа начальной подготовки в спортивном плавании.

36. Характеристика этапа предварительной базовой подготовки в спортивном плавании.

37. Характеристика этапа специализированной базовой подготовки в спортивном плавании.

38. Характеристика этапа максимальной реализации индивидуальных возможностей в спортивном плавании.

39. Характеристика этапа сохранения высших достижений в спортивном плавании.

40. Динамика нагрузок на этапах многолетней подготовки пловцов.

41. Особенности подготовки пловцов ведущих плавательных стран мира.

42. Отбор в спортивном плавании. Характеристика первичного, предварительного, промежуточного, основного этапа отбора пловцов.

43. Структура микроциклов в зависимости от числа занятий в течение тренировочного дня.

44. Методика составления годичного плана-графика подготовки пловцов.

45. Характеристика базового мезоцикла. Средства и методы. Динамика нагрузок.

46. Методика обучения и совершенствования техники плавания способа кроль на груди.

47. Методика обучения и совершенствования техники плавания способа кроль на спине.

48. Методика обучения и совершенствования техники плавания способа брасс.

49. Методика обучения и совершенствования техники плавания способа баттерфляй.

50. Методика обучения и совершенствования техники старта с тумбочки и из воды.

51. Методика обучения и совершенствования техники скоростных поворотов.

52. Организация занятий оздоровительным плаванием с лицами среднего и пожилого возраста. Средства и методы.

53. Организация занятий плаванием с детьми грудного возраста.

54. Прикладное плавание. Техника плавания способом на боку, брасс на спине. Техника ныряния в длину и глубину. Требования к погружениям.

55. Основные требования к сооружениям и местам занятий плаванием на естественных водоёмах. Методика проведения занятий плаванием на открытой воде.

56. Особенности скоростно-силовой подготовки пловцов США.

Литература

1. Викулов А.Д. Плавание. Учебное пособие для ВУЗов/А.Д.Викулов.- М.: Владос, 2004. – 253 с.

2. Ганчар И. Плавание: теория и методика преподавания спортивно-педагогического совершенствования: учеб. Пособие/ И.Ганчар.-Одесса:Друк. Ч. 3.- 2007. – 816 с.

3. Горлов О.А., Борисов Е.Г. Организация и судейство соревнований по плаванию / О.А. Горлов, Е.Г. Борисов: СПб, 2006.– 304 с.

4. Зернов В.И. Практикум для изучения техники движения в спортивных способах плавания. / В.И. Зернов: 4-издание, переработанное, дополненное, Минск, БГУФК, 2010.

1. Казызаева А.С. Основы техники спортивных способов плавания: учебное пособие/ А.С. Казызаева, О.Б. Галеева. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2010. – 152с.

2. Козлов А. В Обучение и совершенствование спортивных способов плавания: Монография / А.В. Козлов, Е.Ф.Орехов; НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург.- СПб., 2010.-246 с.

3. Козлов А. В. Спортивные способы плавания: Учебно–методическое пособие. / А. В. Козлов; СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2005. – 108 с.

4. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание : учебное пособие для вузов / Н. Ж. Булгакова, С. Н. Морозов, О. И. Попов и др.; под ред. Н. Ж. Булгаковой. – М.: Академия , 2005. – 432 с.

5. Плавание./ под. ред. В.Н. Платонова. – Киев: Олимпийская литература, 2000. – 495 с.

6. Плавание: учебник для инст. физ. культ./под ред. Н.Ж.Булгаковой. – АСТ Харвест Астрель, 2005.- 150 с.

Источники:

http://lektsii.org/13-54502.html
http://sportwiki.to/%D0%9E%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8E
http://mylektsii.ru/8-118028.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: