Вертолетный спорт. Уровень вертолетного спорта в россии, или почему у российских вертолетчиков мало шансов проиграть Международные соревнования по вертолетному спорту
Авиаторы и их друзья
11 из 15. Именно столько раз российским вертолетчикам удалось победить в командных и личных зачетах чемпионата мира. На счету хоккеистов или футболистов сборной России подобных достижений нет. Тем не менее как зовут Овечкина или брата-близнеца Василия Березуцкого, знает почти вся страна. А, например, о заслугах экипажа мастеров спорта международного класса Максима Сотникова и Олега Пуоджюкаса – едва ли один из тысячи россиян.
Давайте поможем восстановить справедливость (хотя бы в рамках этой статьи!
Вертолетный спорт: родом из СССР
Родиной вертолетного спорта многие ошибочно считают Европу. И хотя впервые чемпионат мира по вертолетному спорту действительно прошел в Германии (1971 год) и без участия советских летчиков, идея международных соревнований принадлежала Советскому Союзу. Кроме того, программа первенства мира включала много наработок Федерации вертолетного спорта СССР, где на тот момент уже успели провести 12 внутренних соревнований.
В первых всесоюзных состязаниях, которое проходило в Калуге в 1958 году, участвовали вертолеты Ми-1. Позже в борьбе за чемпионство России стали выступать Ка-26, Ми-2 и представители семейства Robinson. За всю историю советского вертоспорта было установлено 47 рекордов и воспитано более 1200 мастеров спорта.
Сегодня за развитие этого направления в России отвечает ФВС (Федерация вертолетного спорта), созданная в 1994 году.
Деятельность Федерации вертолетного спорта России
Главная задача Федерации – организовывать (по своей инициативе) и проводить (на свои средства) региональные, областные и всероссийские соревнования; растить чемпионов и нести этот вид спорта в массы.
Регулирует работу федерации Президиум во главе с Ириной Грушиной, которая является одновременно президентом ФВС и делегатом России в комиссии FAI (от франц. Fédération Aéronautique Internationale – международная авиационная федерация), где представляет интересы нашей страны.
Федерация объединяет 50 регионов страны, каждому из них присвоен статус регионального отделения ФВС. За присутствие остальных субъектов руководство активно борется: ставит главной своей целью популяризацию вертолетного спорта по всей стране.
Несмотря на то, что ФВС России – организация добровольная и некоммерческая, раз в год она отчитывается в использовании своего имущества, публикуя данные в открытом доступе. Бюджет федерации формируется в основном за счет членских и благотворительных взносов, а также средств от выступлений на различных состязаниях, выставках и шоу.
В Программу по развитию вертолетного спорта до 2020 года включен важный пункт: повысить интерес к этому виду активности за счет публикаций в СМИ и интернете. Проще говоря, создать благоприятный информационный шум. И кто знает, может быть, через несколько лет количество новостей с вертолетных соревнований в лентах Фейсбука будет таким же, как сегодня у мемов с ДиКаприо.
Делегаты, т. е. представители местных вертолетных школ, раз в четыре года собираются на Конференции ФВС, на которой каждый из них имеет право предложить свою тему совещания, а решения принимаются большинством голосов (у всех по одному голосу – равноправие торжествует!). Кстати, о равноправии. Если заглянуть в список кандидатов в сборную на ЧМ-2016, то становится понятно: женщины-пилоты участвуют в соревнованиях наравне с мужчинами (10 из 26).
Чемпионат мира: россияне на высоте
Лучшие спортсмены российского чемпионата отбираются на первенство мира – система прозрачна. Мировые соревнования по вертолетному спорту проводятся под эгидой федерации FAI раз в два (реже три) года. В списке ее стран-участников более сотни государств, причем наша страна относится к категории «активных». Это означает, что все дисциплины вертолетного спорта по регламенту FAI практикуются на территории России. Проще говоря, российские чемпионаты соответствуют международным стандартам и уже в рамках домашних соревнований наши спортсмены «репетируют» мировое первенство.
Либо этот факт, либо качественная подготовка советских времен, либо свойственная русскому менталитету смелость (а может, все вместе?) помогают нашим вертолетчикам регулярно занимать пьедестал на международных чемпионатах – быть на высоте во всех смыслах этого слова.
В одном интервью Ирина Грушина сказала: «Шансов не победить у нас нет, потому что на сегодняшний день мы действительно сильнейшие в мире». И оно было в 2012 году, по факту слова Президента ФВС и сегодня не просто выражение амбициозности, а объективная реальность. И этим нам можно гордиться (знать – как минимум!)
Программа мировых соревнований
Соревнования международного уровня по вертолетному спорту, как правило, включают 4 основных элемента:
Экипажи пролетают дистанцию протяженностью 90 км с тремя поворотными пунктами, зоной поиска и зоной сброса кеглей и мешков с рисом, а затем прибывают в точное время.
- Полет на точность
Вертолеты перемещаются на высоте 2–3 м вперед-назад, вправо-влево и по диагонали по заданному маршруту. Коридоры, по которым они должны двигаться, обозначены на земле белой краской. Помимо движений, участники выполняют два полных разворота в двух направлениях (влево и вправо), а в конце упражнения сажают вертолет на пятисантиметровую линию.
- Развозка грузов
В рамках этого задания член экипажа, или оператор, наполовину высунувшись из кабины, старается поместить груз, привязанный на трос, в специальные контейнеры. Тут очень важна слаженность экипажа: только слушая указания партнера, командир сможет направить вертолет в нужное место.
На высоте от 3 до 5 м вертолеты с ведрами, наполненными водой, пролетают между стойками ворот, а в финале упражнения ставят его на стол диаметром 1 м.
Перед началом каждого из упражнений участники собираются на линии старта, проходят экспресс-осмотр на техническую исправность, получают инвентарь (при необходимости) и указания дальнейших действий.
Спортсмены также могут принять участие в многоборье (суммируются баллы за 4 элемента) и командном соревновании (суммируются очки за элементы, выполненные несколькими экипажами одной команды).
Обязательные элементы демонстрируют ювелирную технику и отточенное мастерство пилотов, но не всегда зрелищны. Чтобы добавить элементы шоу, в программу чемпионата включаются такие эффектные упражнения, как параллельный слалом, вертолетные гонки, индивидуальный фристайл или открывание бутылок (см. видео ниже). И хотя баллы за них в личном или командном зачете не учитываются, зато плюсуются к карме пилотов – в качестве благодарности за доставленные приятные эмоции. А еще пилоты за них получают отдельные кубки.
Правила и некоторые особенности проведения соревнований
Вертолетный спорт подчиняется правилам российского законодательства относительно проведения спортивных мероприятий и использования воздушного пространства. Как и в других видах спорта, для допуска к соревнованиям спортсмены обязаны проходить медицинский осмотр (включая антидопинговую проверку) и предоставить свидетельство обязательного медстрахования и полис страхования жизни от несчастных случаев.
Более точную информацию и полные версии официальных документов можно прочитать на сайте ФВС России либо FAI (на англ. языке).
Это общая информация. Что же касается частностей, то о паре значимых мы поговорим ниже.
- К соревнованиям допускаются совершеннолетние пилоты, имеющие налет на вертолете не менее 15 часов (в том числе как минимум 10 часов из них по программе соревнований) и свидетельство пилота.
- Для участия в командных зачетах от одной страны допускается от 3 до 5 экипажей (ни меньше, ни больше нельзя). Исключение делается лишь для чемпионов прошлогоднего первенства: им дают шанс отстоять титул вне зависимости от количества уже заявленных от страны экипажей.
- Использование любых средств, способных облегчить выполнение упражнений (от автопилота до мобильного телефона), запрещено во время чемпионата. Причем этот запрет распространяется не только на пилотов, но и на судейскую коллегию. Допустимо только применение рации, навигационной линейки и расчетчика.
- В соревнованиях участвуют только вертолеты с двумя членами экипажа. К управлению вертолетом допускается один пилот (командир экипажа), второй выполняет роль штурмана.
- Можно использовать вертолет любого производителя и любой модели. Допускается пилотирование на арендованных машинах и моделях, находящихся в собственности авиашкол. Главное, чтобы технические характеристики позволяли выполнять элементы.
- Итоги соревнований можно оспорить либо устной претензией, либо, если она не дала нужного результата или не была учтена, с помощью письменного протеста. По такой же схеме можно заявить и о каких-либо нарушениях и спорных ситуациях. Нужно учитывать, что за подачу официального протеста потребуют взнос, который будет возмещен в случае удовлетворения жалобы.
- Существуют ограничения по погодным условиям, в частности, видимость не должна быть менее 2 км, а ближайший уровень облаков – находиться на расстоянии 300 м от земли. Требования могут меняться в зависимости от законодательных норм страны, в которой проводятся соревнования.
Что имеем в итоге? Яркий вид спорта с богатой на достижения историей. Так почему же соревнования по нему не показывают по федеральным каналам (только изредка в ленте новостей)? Возможно, потому что в сознании большинства до сих пор вертолетный спорт подходит лишь для элиты и доступен только избранным («и вообще, лучше возьми мяч и иди во двор с ребятами побегай»). Да, вертолетный комплекс есть не в каждом городе. Да, обучение в летных школах обходится дорого (в среднем полный курс обучения пилотированию на Robinson R44 стоит 1,5 млн рублей). Зато по ощущениям и атмосфере вертолетный спорт не сравнится ни с каким другим. Кроме того, можно обучаться не в частном порядке, а стать учеником аэроклуба и заниматься в секции, внося, как правило, символическую сумму (например, у ДОСААФ России, которая готовит спортсменов и тренеров для нашей сборной, членский взнос составляет от 30 рублей).
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Уровень вертолетного спорта в России, или Почему у российских вертолетчиков мало шансов проиграть
11 из 15. Именно столько раз российским вертолетчикам удалось победить в командных и личных зачетах чемпионата мира. На счету хоккеистов или футболистов сборной России подобных достижений нет. Тем не менее как зовут Овечкина или брата-близнеца Василия Березуцкого, знает почти вся страна. А, например, о заслугах экипажа мастеров спорта международного класса Максима Сотникова и Олега Пуоджюкаса – едва ли один из тысячи россиян.
Давайте поможем восстановить справедливость (хотя бы в рамках этой статьи!) и уделим заслуженное внимание такому удивительному вертолетному спорту.
Вертолетный спорт: родом из СССР
Родиной вертолетного спорта многие ошибочно считают Европу. И хотя впервые чемпионат мира по вертолетному спорту действительно прошел в Германии (1971 год) и без участия советских летчиков, идея международных соревнований принадлежала Советскому Союзу. Кроме того, программа первенства мира включала много наработок Федерации вертолетного спорта СССР, где на тот момент уже успели провести 12 внутренних соревнований.
В первых всесоюзных состязаниях, которое проходило в Калуге в 1958 году, участвовали вертолеты Ми-1. Позже в борьбе за чемпионство России стали выступать Ка-26, Ми-2 и представители семейства Robinson. За всю историю советского вертоспорта было установлено 47 рекордов и воспитано более 1200 мастеров спорта.
Сегодня за развитие этого направления в России отвечает ФВС (Федерация вертолетного спорта), созданная в 1994 году.
Деятельность Федерации вертолетного спорта России
Главная задача Федерации – организовывать (по своей инициативе) и проводить (на свои средства) региональные, областные и всероссийские соревнования; растить чемпионов и нести этот вид спорта в массы.
Регулирует работу федерации Президиум во главе с Ириной Грушиной, которая является одновременно президентом ФВС и делегатом России в комиссии FAI (от франц. Fédération Aéronautique Internationale – международная авиационная федерация), где представляет интересы нашей страны.
Федерация объединяет 50 регионов страны, каждому из них присвоен статус регионального отделения ФВС. За присутствие остальных субъектов руководство активно борется: ставит главной своей целью популяризацию вертолетного спорта по всей стране.
Несмотря на то, что ФВС России – организация добровольная и некоммерческая, раз в год она отчитывается в использовании своего имущества, публикуя данные в открытом доступе. Бюджет федерации формируется в основном за счет членских и благотворительных взносов, а также средств от выступлений на различных состязаниях, выставках и шоу.
В Программу по развитию вертолетного спорта до 2020 года включен важный пункт: повысить интерес к этому виду активности за счет публикаций в СМИ и интернете. Проще говоря, создать благоприятный информационный шум. И кто знает, может быть, через несколько лет количество новостей с вертолетных соревнований в лентах Фейсбука будет таким же, как сегодня у мемов с ДиКаприо.
Делегаты, т. е. представители местных вертолетных школ, раз в четыре года собираются на Конференции ФВС, на которой каждый из них имеет право предложить свою тему совещания, а решения принимаются большинством голосов (у всех по одному голосу – равноправие торжествует!). Кстати, о равноправии. Если заглянуть в список кандидатов в сборную на ЧМ-2016, то становится понятно: женщины-пилоты участвуют в соревнованиях наравне с мужчинами (10 из 26).
Чемпионат мира: россияне на высоте
Лучшие спортсмены российского чемпионата отбираются на первенство мира – система прозрачна. Мировые соревнования по вертолетному спорту проводятся под эгидой федерации FAI раз в два (реже три) года. В списке ее стран-участников более сотни государств, причем наша страна относится к категории «активных». Это означает, что все дисциплины вертолетного спорта по регламенту FAI практикуются на территории России. Проще говоря, российские чемпионаты соответствуют международным стандартам и уже в рамках домашних соревнований наши спортсмены «репетируют» мировое первенство.
Либо этот факт, либо качественная подготовка советских времен, либо свойственная русскому менталитету смелость (а может, все вместе?) помогают нашим вертолетчикам регулярно занимать пьедестал на международных чемпионатах – быть на высоте во всех смыслах этого слова.
В одном интервью Ирина Грушина сказала: «Шансов не победить у нас нет, потому что на сегодняшний день мы действительно сильнейшие в мире». И оно было в 2012 году, по факту слова Президента ФВС и сегодня не просто выражение амбициозности, а объективная реальность. И этим нам можно гордиться (знать – как минимум!)
Программа мировых соревнований
Соревнования международного уровня по вертолетному спорту, как правило, включают 4 основных элемента:
Экипажи пролетают дистанцию протяженностью 90 км с тремя поворотными пунктами, зоной поиска и зоной сброса кеглей и мешков с рисом, а затем прибывают в точное время.
- Полет на точность
Вертолеты перемещаются на высоте 2–3 м вперед-назад, вправо-влево и по диагонали по заданному маршруту. Коридоры, по которым они должны двигаться, обозначены на земле белой краской. Помимо движений, участники выполняют два полных разворота в двух направлениях (влево и вправо), а в конце упражнения сажают вертолет на пятисантиметровую линию.
- Развозка грузов
В рамках этого задания член экипажа, или оператор, наполовину высунувшись из кабины, старается поместить груз, привязанный на трос, в специальные контейнеры. Тут очень важна слаженность экипажа: только слушая указания партнера, командир сможет направить вертолет в нужное место.
На высоте от 3 до 5 м вертолеты с ведрами, наполненными водой, пролетают между стойками ворот, а в финале упражнения ставят его на стол диаметром 1 м.
Перед началом каждого из упражнений участники собираются на линии старта, проходят экспресс-осмотр на техническую исправность, получают инвентарь (при необходимости) и указания дальнейших действий.
Спортсмены также могут принять участие в многоборье (суммируются баллы за 4 элемента) и командном соревновании (суммируются очки за элементы, выполненные несколькими экипажами одной команды).
Обязательные элементы демонстрируют ювелирную технику и отточенное мастерство пилотов, но не всегда зрелищны. Чтобы добавить элементы шоу, в программу чемпионата включаются такие эффектные упражнения, как параллельный слалом, вертолетные гонки, индивидуальный фристайл или открывание бутылок (см. видео ниже). И хотя баллы за них в личном или командном зачете не учитываются, зато плюсуются к карме пилотов – в качестве благодарности за доставленные приятные эмоции. А еще пилоты за них получают отдельные кубки.
Правила и некоторые особенности проведения соревнований
Вертолетный спорт подчиняется правилам российского законодательства относительно проведения спортивных мероприятий и использования воздушного пространства. Как и в других видах спорта, для допуска к соревнованиям спортсмены обязаны проходить медицинский осмотр (включая антидопинговую проверку) и предоставить свидетельство обязательного медстрахования и полис страхования жизни от несчастных случаев.
Более точную информацию и полные версии официальных документов можно прочитать на сайте ФВС России либо FAI (на англ. языке).
Это общая информация. Что же касается частностей, то о паре значимых мы поговорим ниже.
- К соревнованиям допускаются совершеннолетние пилоты, имеющие налет на вертолете не менее 15 часов (в том числе как минимум 10 часов из них по программе соревнований) и свидетельство пилота.
- Для участия в командных зачетах от одной страны допускается от 3 до 5 экипажей (ни меньше, ни больше нельзя). Исключение делается лишь для чемпионов прошлогоднего первенства: им дают шанс отстоять титул вне зависимости от количества уже заявленных от страны экипажей.
- Использование любых средств, способных облегчить выполнение упражнений (от автопилота до мобильного телефона), запрещено во время чемпионата. Причем этот запрет распространяется не только на пилотов, но и на судейскую коллегию. Допустимо только применение рации, навигационной линейки и расчетчика.
- В соревнованиях участвуют только вертолеты с двумя членами экипажа. К управлению вертолетом допускается один пилот (командир экипажа), второй выполняет роль штурмана.
- Можно использовать вертолет любого производителя и любой модели. Допускается пилотирование на арендованных машинах и моделях, находящихся в собственности авиашкол. Главное, чтобы технические характеристики позволяли выполнять элементы.
- Итоги соревнований можно оспорить либо устной претензией, либо, если она не дала нужного результата или не была учтена, с помощью письменного протеста. По такой же схеме можно заявить и о каких-либо нарушениях и спорных ситуациях. Нужно учитывать, что за подачу официального протеста потребуют взнос, который будет возмещен в случае удовлетворения жалобы.
- Существуют ограничения по погодным условиям, в частности, видимость не должна быть менее 2 км, а ближайший уровень облаков – находиться на расстоянии 300 м от земли. Требования могут меняться в зависимости от законодательных норм страны, в которой проводятся соревнования.
Что имеем в итоге? Яркий вид спорта с богатой на достижения историей. Так почему же соревнования по нему не показывают по федеральным каналам (только изредка в ленте новостей)? Возможно, потому что в сознании большинства до сих пор вертолетный спорт подходит лишь для элиты и доступен только избранным («и вообще, лучше возьми мяч и иди во двор с ребятами побегай»). Да, вертолетный комплекс есть не в каждом городе. Да, обучение в летных школах обходится дорого (в среднем полный курс обучения пилотированию на Robinson R44 стоит 1,5 млн рублей). Зато по ощущениям и атмосфере вертолетный спорт не сравнится ни с каким другим. Кроме того, можно обучаться не в частном порядке, а стать учеником аэроклуба и заниматься в секции, внося, как правило, символическую сумму (например, у ДОСААФ России, которая готовит спортсменов и тренеров для нашей сборной, членский взнос составляет от 30 рублей).
Вертолетный спорт. Уровень вертолетного спорта в россии, или почему у российских вертолетчиков мало шансов проиграть Международные соревнования по вертолетному спорту
Сегодня опубликован состав сборной России по вертолетному спорту – это список 15 экипажей, которые представят Россию на предстоящем Чемпионате мира ФАИ в августе этого года в Польше.
Решение о составе сборной было принято по итогам юбилейного 50-го Открытого Чемпионата России, прошедшего в минувшие выходные на аэродроме «Конаково» (Тверская область). За звание лучших боролись спортсмены мирового уровня – 30 сильнейших экипажей из России, Австрии, Белоруссии, Польши и Украины. Посмотреть Чемпионат и поболеть за наших пришли более 7 тысяч зрителей.
Абсолютными победителями 50-го Открытого Чемпионата России по вертолетному спорту стали заслуженный мастер спорта Виктор Дегтярь и мастер спорта международного класса Петр Васильев. Второе место заняли многократные победители российских и международных соревнований, двукратные Чемпионы мира Максим Сотников и Олег Пуоджюкас, третье – у экипажа мастеров спорта международного класса Сергея Тупикова и Алексея Пинтелина (ВВС России). В вертолетных гонках победили Максим Сотников и Олег Пуоджюкас.
Дмитрий Губерниев, спортивный комментатор: «Я не знаю ни одного чемпионата, ни одного вида спорта, где бы слова «друзья» и «соперники» были бы так значимы и равноправны. Действительно, эти люди – непримиримые борцы друг с другом в гонках, но вместе с тем и настоящая вертолетная семья. Я большой поклонник вертолетного спорта! Хочу сказать, что это гордость нашей страны, визитная карточка военно-воздушных сил, спасательных. Мои поздравления победителям! Россия была и остается сильнейшей в вертолетном спорте, и это приятно!»
Ирина Грушина, Президент ФВС России: «Схватка была очень жаркой, ведь без преувеличения все экипажи – невероятно опытные пилоты, многие годы демонстрирующие самые высокие результаты на престижных соревнованиях. Кроме того, наши зарубежные коллеги с каждым годом повышают свой уровень мастерства, делая борьбу более напряженной и интересной для зрителей. Тем не менее рада с гордостью отметить, что всё-таки пока российским экипажам нет равных. Россия продолжает удерживать самую высокую планку в авиационных видах спорта. Не сомневаюсь, что на чемпионате мира в Польше через месяц наши лётчики вновь продемонстрируют высочайшее мастерство, оставив позади всех конкурентов».
Соревнования проходили в течение трех дней на аэродроме «Конаково» – новой тренировочной базе вертолетного спорта России. Площадка была создана усилиями спортсменов-вертолетчиков, и скоро здесь начнет свою работу Международная академия вертолетного спорта (МАВС). На поле непрерывно работала судейская бригада в составе 35 человек, профессионалы, прибывшие на Чемпионат из разных городов России, а также из Австрии, Белоруссии, Германии, Польши, Украины. Система судейства максимально прозрачна: спортсменам необходимо выполнить упражнения быстро и четко, без штрафных очков. Результаты соревнований, а также ряд полетов и выступлений транслировался в этом году в режиме он-лайн на сайте www.konakovo.aero. Видеосъемка и трансляция были обеспечены компанией Livesignal.ru
10 июля прошли соревнования по «Навигации», самой насыщенной элементами, но не самой зрелищной, поскольку основная часть задания выполняется вне аэродрома и по упражнению “Полет на точность”. 11 июля экипажи состязались в упражнениях «Параллельный слалом» и «Параллельная развозка грузов». Завершающий день 50-го Открытого Чемпионата России был посвящен «Вертолетным гонкам» – захватывающему состязанию сильнейших экипажей на скорость и точность полетов по системе “плей-офф”.
Программа соревнований на звание Чемпионов России соответствует программе чемпионатов мира по вертолетному спорту. Все упражнения обязательной программы основаны на элементах поисково-спасательных операций и требуют от спортсменов безупречной техники пилотирования, ювелирного владения вертолётом и полного взаимопонимания в экипаже.
Источники:
http://aviator.guru/comments/42779134732/page
http://helico-russia.ru/blog/uroven-vertoletnogo-sporta-v-rossii/
http://www.aex.ru/docs/7/2015/7/17/2277/