2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Упражнения для развития техники игры на электрогитаре. Упражнения на гитаре для начинающих – тем, кому трудно сыграть и Am

Тренировка для гитариста – учимся играть быстро

Если вы серьезно занимаетесь музыкой и планируете в будущем играть сложные композиции, необходимо уделять время тренировкам. Мастерство всегда требует больших затрат времени и сил. Поэтому подходить к занятиям нужно со всей ответственностью. В этой статье мы рассмотрим различные упражнения для развития скорости и чистоты игры на гитаре, тренировке чувства ритма. А начнем с разогрева рук.

Разогрев рук перед игрой

Возьмите себе за правило разминать руки перед игрой. Разминка должна стать неотъемлемой частью ваших тренировок и выступлений на публике. И чем больше времени вы будете ей уделять – тем лучше.

Во-первых, напрягая неразогретые мышцы, вы рискуете их травмировать. Тендинит (воспаление сухожилий) и артрит (воспаление сустава) – профессиональные болезни гитаристов. Банальная разминка сильно уменьшает риск травм.

Во-вторых, гимнастика для рук сильно повышает эффективность тренировок. Попробуйте разминаться перед игрой – и почувствуете, насколько быстрее и точнее стали бегать по грифу ваши пальцы. Личное наблюдение: без разминки максимальная скорость исполнения пассажей падает на 25-30%.

Гимнастика состоит из 2-х частей: с гитарой и без нее. Сначала вам нужно отложить инструмент в сторону и подготовить руки. Начните с предплечий и кистей – сделайте несколько десятков круговых вращений в обе стороны, как на физкультуре.

Затем идет растяжка пальцев. Старайтесь развести пальцы левой руки в стороны на максимальное расстояние. Сначала тянитесь без помощи правой руки, потом с ней. Следите за своими ощущениями – до боли доводить не стоит. Также неплохо будет сгибать пальцы по одному, удерживая все остальные. Если у вас есть эспандер – можно немного позаниматься с ним.

Уделяя этому всего несколько минут в день, вы обезопасите свои руки от травм, а также повысите эффективность тренировок. Особое внимание уделяйте левой руке – именно она нагружается больше всего. Но и о правой забывать не стоит – быстрая игра тоже утомляет ее.

Разминка с гитарой – развиваем чувство ритма

Когда вы сделаете простую зарядку – можно смело браться за гитару. Сходу играть на пределе возможностей чревато неприятностями. Нужно начинать не спеша, постепенно наращивая темп. Поупражняйтесь хотя бы 10-15 минут – и ваши руки скажут вам спасибо.

Сейчас самое время уделить внимание ритму. Ритмичность – основа любой музыки (кроме, разве что, ambient). В каком бы направлении, и на каком бы инструменте вы ни играли – о ритме забывать нельзя.

Начать стоит с медленной игры. Возможно, вам кажется, что играть медленно – это очень легко и скучно? Попробуйте безошибочно попадать в удары метронома 4-ми нотами при темпе 40-50 ударов в минуту. Большинство начинающих гитаристов не смогут этого сделать. Тренироваться нужно на всех скоростях и непременно с метрономом. Метроном – лучший друг и учитель музыканта.

Установите скорость метронома в 60 bpm (ударов в минуту). Сыграйте пассаж, представленный на картинке. Через несколько минут увеличьте скорость до 70 bpm, потом до 80, 90 и так далее.

Пройдите его по кругу несколько раз. Сначала играйте 4-ми нотами, затем 8-ми, затем 16-ми. Можно их комбинировать, чтобы получать простейшие ритмические рисунки, например, галоп (8-8-4 или 16-16-8), или использовать триоли.

Затем пробегитесь по гаммам. Постройте от любой ноты на 6-й струне гамму – и проиграйте ее аналогичным образом. Важно не «засиживаться» в одном месте на грифе. Одинаковое внимание уделяйте как первым ладам, так и самым последним. Ваши пальцы всегда должны бегать уверенно.

Если вы играете медиатором – пробуйте разные способы атаки. Сначала поиграйте пассаж переменным штрихом, затем даунстроком. Владельцам электрогитар рекомендуется упражняться и на чистом звуке, и с перегрузом. Техника игры у них немного отличается, и над ней тоже нужно ежедневно работать.

Читать еще:  Ольга корбут сейчас биография личная жизнь. Великая гимнастка Ольга Корбут и её мертвая петля

Если вы торопитесь – позанимайтесь хотя бы минут 10. Это гораздо лучше, чем ничего.

Упражнения для скоростной игры

Научиться играть быстро – это всего лишь половина дела. Многие музыканты могут выдавать и по 20 нот в секунду, но разобрать в этом хоть какую-то мелодию очень тяжело. Дело здесь в правильной настройке звука и чистоте игры. Звук – это очень масштабная тема и заслуживает целого цикла отдельных статей. А вот над чистой игрой нужно работать.

Сначала определите максимальную комфортную для себя скорость. Выберите любимый рифф или простую гамму, включите метроном и проиграйте ее. Затем увеличьте скорость и повторите. Увеличивайте до тех пор, пока в мелодии не начнет появляться «грязь». Небольшие ритмические неточности, скрежет медиатора по оплетке струн, задевание лишних струн – все это сильно портит мелодию. Особенно если в своей музыке вы используете овердрайв или дисторшн.

Когда вы поняли предел своих возможностей – можно приступать к его расширению. Еще раз: забудьте про игру без метронома! Начните с упражнения, описанного выше. Выбирайте любой лад, стройте от него аналогичный пассаж и проигрывайте. Следите за чистотой. Если играете грязно – стоит немного снизить темп или передохнуть.

Не зацикливайтесь на одном упражнении. Надоело играть этот пассаж – переключайтесь на другие лады, на гаммы. Игра любимых произведений ничем не хуже. Выберите интересную быструю композицию или отрывок из нее, разучите – и в бой! Самое главное – сыграть максимально четко. Ни разу не сбиться с ритма. Ни разу не задеть лишнюю струну.

Когда это будет получаться – немного увеличивайте скорость. Всего на 2-3 удара в минуту. Вы почти не почувствуете разницы, и без проблем сыграете разогретыми руками. Даже если вы будете сдвигать порог на 1 bpm в день – уже через месяц получите ошеломляющий результат.

Не забывайте про различные техники игры. Если вам интересен свип – обязательно тренируйте его. Нравится теппинг – добавляйте новые ноты в свои упражнения. Попробуйте, например, двумя руками проиграть пассаж с картинки.

Буква Т в табулатуре показывает, какие звуки играются пальцем правой руки. При игре теппингом обращайте внимание на громкость звучания ноты. У начинающих гитаристов очень хромает извлечение звука мизинцем и безымянным пальцами – следите за этим. Приглушайте все лишние струны, чтобы игра была максимально чистой. Ваша задача – довести свое исполнение на текущей скорости до идеала. И только потом можно переходить на следующий уровень.

Подведем итог

Повторим еще раз, как должна проходить ваша тренировка:

  1. Разминка рук и растяжка;
  2. Медленная игра гамм под метроном;
  3. Определение комфортной скорости на сегодня;
  4. Игра упражнений для скоростной игры также под метроном.

Возможно, такой подход покажется вам скучным. Десятки раз проигрывать один и тот надоевший рифф, к тому же следить за сотнями мелочей. Но вспомните пословицу: «Повторенье – мать ученья». Быстрая игра – это очень сложная техника. Далеко не каждый гитарист может похвастаться чистым исполнением скоростных пассажей. Чтобы достичь вершин мастерства, нужны годы упорных тренировок. Уделяйте всего 40 минут в день этим упражнениям – и результат не заставит себя ждать.

Автор текста – Молянов Павел

Упражнения для гитары

Упражнения для гитары для начинающих – ценный вклад в процесс обучения будущего гитариста. С их помощью вырабатывают навыки, а также отрабатывают движения, которые обязательно пригодятся при выполнении более сложных комбинаций.

Польза тренировок

Упражнения для начинающих – комплекс приемов, без которых можно научиться играть, но придется потратить больше сил, нервов, времени. Такие тренировки гарантируют ряд преимуществ:

  1. Растяжка пальцев рук.
  2. Увеличение координации.
  3. Тренировка слуха.
  4. Развитие скорости игры.
  5. Усиление чувства ритма.
  6. Приобретение навыка синхронной игры.

Справка! Все упражнения, особенно на начальных стадиях, желательно выполнять под метроном.

Этот прибор помогает почувствовать ритм, поддерживать правильный темп игры.

Базовые упражнения для начинающих

Начинать следует с простых упражнений для начинающих на гитаре. Они тренируют координацию и скорости игры:

  1. Первый прием следует освоить перед тем, как переходить к более сложным заданиям. Работают с одной струной. Сначала, используя четыре пальца левой руки, извлекают звук из первых четырех ладов (металлических порожков). Затем, сместившись на одну позицию вперед, повторяют упражнение. Дойдя до конца, двигаются обратно. А после продолжают игру, используя другие струны.
  2. Выполнение следующей техники начинают аналогичным образом. Но после проигрывания первых четырех позиций переходят к нижней струне и повторяют действия. На последней совершают зеркальные движения в обратную сторону – палец, который был первым, становится четвертым. Без освоения этой комбинации сложно тренироваться дальше, поэтому желательно уметь делать в обе стороны быстро, без остановки.
  3. Особенность трюка – извлечение звука через лад. Сначала зажимают первый и третий, а затем – второй и четвертый. Отыграв на одной струне, перемещаются ниже. Те же действия повторяют в обратную сторону. Эта комбинация сложнее, но улучшает координацию, усиливает контроль над грифом.
  4. При выполнении следующей комбинации сначала извлекают звук из третьего и четвертого ладового порожка, затем из первого и второго. Таким образом продвигаются до нижней струны, а обратно возвращаются задом наперед. Другой вариант: совершить те же действия, но при возвращении назад не менять последовательность ладов.
  5. Завершает базовую тренировку задание посложнее. При выполнении проигрывают стандартную последовательность ладов, постепенно перемещаясь вниз. Сначала четыре лада отыгрывают верхней струной. Затем первый отыгрывают второй, а остальные – верхней. После два первых лада – на второй, а следующие два – на первой. Таким образом добираются до нижней струны.
Читать еще:  Волна животом польза. Полная форма выполнения

Упражнение для развития пальцев рук

Следующий блок – это в основном упражнения на гитаре для левой руки (для начинающих). Они выполняют похожую функцию – тренируют пальцы, координацию, усиливают контроль над грифом, но несут более серьезную нагрузку:

  • Техника называется «смешанное легато». Состоит из двух частей – восходящее легато и нисходящее легато. Выполняя первый этап, зажимают любой лад, а затем дергают струну, чтобы она зазвучала. Если не отпуская звучащий лад зажать другой, зазвучит соответствующая нота. При выполнении второго этапа зажимают сразу два металлических порожка, например, указательным – первый, а безымянным – третий. Правой рукой извлекают один звук, а безымянным, используя метод щипка, другой. Для тренировки «смешанного легато» оба этапа объединяют. Используют 1-й, 3-й и 4-й лады (указательный палец, безымянный, мизинец). В таком порядке, используя метод «восходящего легато», спускаются книзу. Оказавшись внизу, указательным пальцем зажимают 2-й лад, безымянным – 4-й, мизинцем – 5-й. Используя прием «нисходящее легато», двигаются вверх, заставляя звучать каждый из них.

Важно! Легато – это один из основных приемов игры, поэтому его отработке следует уделить особое внимание.

  • Еще одна техника, которая помогает развивать пальцы. Ее выполняют перебором двух рядом стоящих струн. Например, зажимают первый металлический порожек на первой струне, второй – на второй струне, третий снова на первой и т.д. Должен получится рисунок, напоминающий движение змеи. Обратно выполняют зеркальные действия.
  • Трюк называют «Паук». Гитаристы считают его одним из самых популярных упражнений. Начинают с первого лада шестой струны. Проигрывают 4 ноты так, чтобы каждая вторая звучала на нижней струне. Затем повторяют упражнение для всех струн. Оказавшись внизу, мизинец смещают на один лад вверх и повторяют упражнение в обратном порядке.
  • Эффективный способ тренировки пальцев. Например, первым пальцем зажимают пятый лад шестой струны, затем правой рукой дают звук. Вторым пальцем зажимают седьмой лад, снова дают звук. Смещаются на один лад вверх и повторяют упражнение. Таким же образом задействуют третий и четвертый пальцы – дотягиваются до девятого, а также десятого металлического порожка.
  • Способ называют «Арпеджио», играют его с метрономом. Суть в том, чтобы с одинаковой скоростью дергать открытые струны гитары. Сначала, используя указательный, средний и безымянный пальцы, защипывают три нижние струны снизу вверх. Затем повторяют действия в обратном направлении. Далее обыгрывают четыре струны, при этом четвертую защипывают большим пальцем.

Можно усложнить задачу. Для этого во время игры начинают зажимать лады. Это поможет синхронизировать работу обеих рук. Проиграв три позиции, смещаются вперед и повторяют действия.

Советы начинающим

Процесс обучения будет проходить быстрее, если учитывать рекомендации опытных музыкантов:

  1. Заниматься следует по 20-30 минут утром и вечером. Изучив один прием, не стоит о нем забывать, а регулярно его отрабатывать.
  2. Тренироваться лучше понемногу, но ежедневно. Стараться хотя бы по одному разу прогонять каждый прием. По возможности выполнять сразу комплекс упражнений.
  3. Не стоит торопиться. Первое время скорость не главное. Сначала нужно добиться чистой игры.
  4. Осваивать материал нужно постепенно, начиная с первой комбинации. Как только начнет получаться, можно переходить к следующему заданию.
  5. Важно беречь руки. Почувствовав болевые ощущения, следует прекратить занятия. Желательно тренировку начинать с разминки пальцев. Например, несколько раз сжать, а затем разжать пальцы. Покрутить в руке круглый предмет. Сжав руки в замок, вытянуть их ладонями вперед.
Читать еще:  Йога силовая тренировка. Комплекс упражнений силовой йоги для похудения

Все упражнения универсальны. С них можно начинать обучение игре на гитаре любого типа (акустической, бас-гитары, электрогитары). Их можно брать за основу и придумывать свои комбинации, чтобы отрабатывать только элементы, вызывающие трудности.

Как заниматься техникой игры на электрогитаре?

Один из самых распространенных вопросов, которые я получаю как в интернете, так и от вновь прибывших учеников, касается организации самостоятельных занятий техникой игры на электрогитаре. Связано это с пониманием людьми того факта, что их времяпрепровождение с инструментом, которое многие с трудом выкраивают в своих плотных графиках, расходуется неэффективно с точки зрения развития.

Разумеется, занятие техникой является лишь одним из аспектов, которым нужно уделять внимание при комплексном развитии себя как гитариста. Однако, в подавляющем большинстве случаев именно с ней возникает больше всего проблем. Если человек знакомится с новой для себя техникой звукоизвлечения на гитаре или же переделывает старую, то ему необходимо «прошить» или «перепрошить» соответственно свою мышечную память. Это довольно трудоемко и не быстро, т.к. приходится учитывать огромное количество переменных. Так как же это правильно делать?

В некоторых своих видео я уже рассказывал о соотношении 20000 повторов в течение 2 месяцев. Ровно столько ПРАВИЛЬНЫХ (ключевое слово) повторов в ограниченное время нужно совершить, чтобы какое-то новое или измененное действие перешло из сознательного контроля в бессознательный. Критериями правильности повтора является одновременное выполнение качественных характеристик:

а) требования по звукоизвлечению;
б) требования по механике.

Если разделить 20000 повторов на 60 дней, то получится примерно 333 повтора в день, что вполне реально при грамотном подходе. Опять же, главное, чтобы эти повторы были правильными. В этом случае существенный прогресс может быть достигнут и при 1-1,5 часах в день.

По долгу службы я очень часто сталкиваюсь с людьми, которые заявляют, что занимаются техникой по несколько часов в день, но положительных результатов при этом достичь не получается. Когда я их прошу продемонстрировать мне, как они занимаются, причина становится очевидной — бОльшая часть повторов неправильная (если не все повторы). В этом случае количество проведенных с гитарой в руках часов никак не коррелирует с результатом на выходе.

3 причины отсутствия прогресса в технике

Обычно такие ситуации возникают из-за:
1. Отсутствия объективной оценки выполнения качественных характеристик,
2. Некорректно выбранных количественных характеристик (темпов),
3. Неправильно подобранного материала (например, сложная партия, текст которой отвлекает гитариста от анализа остальных аспектов).

В рамках работы по технике игры на электрогитаре грамотный преподаватель возьмет на себя следующие обязательства:

1. Подбор комплекса упражнений для студента (при этом учитываются сложность текста, загруженность человека и его аналитические способности);

2. Подробное разъяснение требований по механике и звукоизвлечению для каждого упражнения (т.е. формирование критериев оценки качества своей игры);

3. Помощь в выборе исходного темпа для каждого упражнения (темп, в котором студент способен самостоятельно анализировать свою игру и при необходимости влиять на ситуацию);

4. Разъяснение методики работы (сколько раз подряд играть упражнение, сколько подходов делать, сколько времени на него тратить, в каких случаях увеличивать темп, как контролировать выполнение качественных характеристик);

5. Осуществление функций контроля (оценка актуальности выбранного студентом темпа и при необходимости внесение корректировок по звукоизвлечению и механике, обычно контроль осуществляется по прошествии определенного времени, как правило, на следующем занятии);

6. Установка целевого темпа (количественная характеристика, которую студент должен достичь к следующему занятию, сохранив при этом все качественные характеристики).

7. Своевременное снятие с контроля текущего упражнения и выдача следующего (все упражнение снимаются с контроля при достижении определенных количественных характеристик, что говорит о формировании у студента необходимых умений и навыков, которые могут быть проэксплуатированы на более сложном материале).

Примерно то же самое происходит и при работе над произведениями. Кроме того, с учетом необходимости комплексного развития и технические упражнения, и произведения анализируются с теоретической точки зрения и впоследствии применяются студентами в других контекстах. Таким образом, формируется осознанный словарно-фразировочный запас гитариста, который он будет эксплуатировать при спонтанных и подготовленных импровизациях.

Конечно же, если вы занимаетесь самостоятельно, то все вышеперечисленные функции вам придется брать на себя. Это довольно непросто и получается далеко не у всех в силу склада ума, дисциплинированности, предрасположенности к инструменту и тех же аналитических способностях. Но кто не рискует… Если что, я и мои коллеги по Guitar-Science всегда готовы вам помочь в рамках 3-х форм обучения. Дерзайте!

Источники:

http://music-education.ru/trenirovka-dlya-gitarista-uchimsya-igrat-bystro/
http://proguitaru.ru/igra-na-gitare/uprazhneniya-dlya-gitary/
http://guitar-science.ru/lessons/articles/guitar-technique/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector