6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Упражнения для развития голоса вокал. Песни для развития голоса

Основы вокала: первые шаги, первые упражнения

Люди поют с самых древних времен. И как тогда, так и сейчас пение – это особый способ выразить свои чувства, эмоции, настроение. И кто бы ни хотел научиться делать это красиво? Я думаю, многие. Конечно, подготовка профессионального певца занимает довольно большой период времени, но если начать с малого, то вас увлечет сам процесс, и вы будете замечать положительное влияние тех упражнений, которые я хотела бы вам предложить: петь вам станет легче и приятней. Дело в том, что физиологически мы все способны петь: у нас есть голосовые связки, гортань и собственно наше тело, но когда речь идёт об обучении вокалу, речь на самом деле идёт о том, как научиться управлять процессами, рождающимися в нашем теле и голосовом аппарате.

Вокал, который вы слышите в песнях или на концертах – это то, к чему пришёл певец, освоив дыхательную технику, научившись попадать в ноты (интонирование); он научился использовать резонаторы и обладает своим собственным тембром (по которому вы кстати всегда его узнаете); певец не чеканит слова, а поёт согласно вокальной орфоэпии (есть например своя специфика в произношении при исполнении песни на английском или любом другом иностранном языке и она не всегда совпадает с нормами языка разговорного). И чтобы научиться петь красиво и профессионально важно освоить вышеперечисленные «пункты».

Я собрала здесь упражнения, которые не должны показаться вам сложными, но которые помогут вам сделать шаг вперед на пути к мастерству.

Дыхание

Постановка правильного дыхания – это то, с чего начинается путь любого вокалиста. Почему так важно научиться правильно дышать? Дело в том, что неправильный вдох, недостаточный вдох или вообще его отсутствие ведёт к зажимам, при которых вы вместо пения переходите на крик, поёте «на связках», а это нередко приводит к травмам голосового аппарата. У всех, наверное, был опыт пения в компаниях, после которого «садился» голос. Меж тем, от дыхания зависит сила голоса, его свобода, тембр, выносливость и выразительность исполнения.

На что нужно обращать внимание при выполнении дыхательных упражнений: следить, чтобы при вдохе не возникало перенапряжения, зажимов; не поднимались плечи; при вдохе мышцы гортани расслабляются, поэтому надо стараться сохранить ощущение вдоха и «перенести» эту же позицию на выдох. Вдох должен быть активным, более интенсивным, чем наш бытовой вдох, но при этом не жадный и не напряженный. Выдох должен быть экономным, но одновременно с этим свободным.

Конечно, полезно знать анатомию человека, ведь мы работаем с таким «музыкальным инструментом» как тело человека. Для начала найдите диафрагму (брюшную диафрагму). Это широкая мышца, разделяющая грудную и брюшную полости. Её граница условно проходит по нижнему краю рёбер. Если вдох произведен верно, он задействует эту главную дыхательную мышцу.

  1. Спокойный равномерный вдох без рывка, без задержки. Выдыхая, расслабляйтесь.
  2. Короткий вдох, длинный спокойный выдох. Следите за тем, чтобы не отпускать весь набранный воздух сразу. Равномерный выдох.
  3. «Кш». Вдох, затем выдох со звуком «кш», как будто прогоняете кошку или птицу. Это упражнение включает в работу мышцы, отвечающие за выдох. Упражнение следует делать уверенно, но не «нагло», не агрессивно, следите за шеей – она не должна напрягаться.

Интонирование

Чистое интонирование – это попадание в ноты. Чаще всего проблемы возникают из-за отсутствия синхронизации между слухом и голосом. Почему так важно чисто петь? Любая нота обладает своей частотой, может быть, вы это помните еще из курса школьной физики. Так вот когда человек не попадает в ноту – он не попадает в конкретную частоту, и излучает, можно сказать, частоту, находящуюся рядом, вследствие этого возникает диссонанс и то, что мы слышим, улавливается нашим ухом как что-то неправильное, негармоничное. Научиться попадать в ноты нам поможет любимое еще из детства занятие (кто в детстве посещал музыкальную школу) – это сольфеджио. В данном случае мы развиваем разные грани своего музыкального слуха: слышать и распознавать, слышать и воспроизводить, запоминать и воспроизводить ноты. Для тех, кто не знаком с теорией музыки (которая имеет прямое отношение к практике) рекомендация такая: петь интервалы. Например, всем известная «В лесу родилась ёлочка» — на словах «в лесу» поётся интервал под названием «большая секста», а первые 2 ноты нашего гимна (который «Россия священная наша держава…») – это интервал «кварта». При этом всём любая песня – это последовательность интервалов, как бы прозаично это не звучало. И любая фальшь возникает именно тогда, когда вы тот или иной интервал берёте неверно – занижая или завышая ноту.

Читать еще:  Противопоказания при плоскостопии, его причины и профилактика. Что будет болеть, если у Вас плоскостопие

Упражнения на интонирование

  1. Поём восходящую гамму (до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до)
  2. Поём нисходящую гамму (до-си-ля-соль-фа-ми-ре-до)
  3. Поём гамму от тоники поступенно (до-ре, до-ми, до-фа, до-соль, до-ля, до-си, до-до).

Тоника – это первая ступень лада. Вы можете сыграть до-мажорную гамму по белым клавишам фортепиано от ноты «До». Гамма Ля минор так же играется по белым клавишам от ноты «Ля». Это самые простые (условно, конечно же) гаммы, которые вы можете сыграть даже без знаний особенностей строения минорного и мажорного лада.

Если у вас дома есть инструмент — поупражняйтесь таким образом:

  1. Не глядя на клавиатуру фортепиано, нажмите одновременно 2 ноты (которые образуют интервал) и воспроизведите их сначала по отдельности, затем попробуйте соединить – перейдите от нижней ноты к верхней и обратно. Это вырабатывает у вас «чувство тональности»: вы запоминаете интервалы, включается не только наша обычная память, но и мышечная память.

Резонаторы

Звук резонирует в полостях нашего певческого аппарата. Это придает ему силу и формирует тембр. А тембр – это важнейшая составляющая, тембр – это индивидуальная особенность певца, тембры могут быть похожи, но каждый певец обладает своим собственным тембром, по которому его можно отличить от всех других.

Грудной резонатор – вибрации верхнеключичного отдела, нижнереберного, спины, грудной клетки, трахеи, и даже крупных бронх. При этом рождаются низкие обертоны голоса.

Головной резонатор – вибрации в голове, в черепе вплоть до затылка, сюда же входят зубы и темя. Здесь рождаются высокочастотные обертоны.

Смешанный резонатор – это одновременные вибрации в головном и грудном отделах, иногда в лопатках и спине.

Голос, его ровность звучания на всех регистрах зависит от способности пользоваться резонаторами автоматически.

Стоит еще добавить, что внутри грудного резонаторного пространства звучание основано на релаксации.

Упражнения для резонаторов

  1. Чтобы задействовать головной регистр, чтобы его почувствовать попробуйте крикнуть долгое «Хээээй», без напряжения, как будто хотите докричаться до кого-то вдалеке. Челюсть при этом должна быть расслаблена, язык и гортань тоже расслаблены.
  2. Лягте на пол, на спину, освободите все мышцы, затем свободно в потолок крикните Эээй.
  3. Перевернитесь на живот, прикасаясь лбом к рукам, выдохните спокойно несколько раз. Крикните в этом положении Эээй. В состоянии лёжа на животе вам будет легко ощутить напряжение в задней части шеи и в челюсти, прочувствовать мышцы, участвующие в процессе и постепенно научиться контролировать их.

Упражнения для развития мышц лица

  1. Поднимите и опустите поочередно левую и правую бровь
  2. Поднимите и опустите правую щеку, затем левую
  3. Поднимите и опустите сначала верхнюю, потом нижнюю губу
  4. Оттяните и опустить в сторону правый угол рта, затем левый
  5. Сморщите переносицу, двигайте ею вверх, потом вниз.

Все вышеперечисленные упражнения на дыхание, интонирование и развитие резонаторов – это очень важный начальный этап. Конечно, хочется как можно скорее начать петь и распевки и песни, и всё это обязательно будет. Главное – в самом начале заложить фундамент, и постепенно наращивать свои навыки.

Автор: Александра Селиванова

Упражнения для вокала для начинающих. Развитие голоса

Для безопасного и красивого исполнения произведений важно грамотное использование голосового аппарата. Отсутствие навыков звукоизвлечения, неправильно пение способно привести к травмам, которые потом долго будут давать о себе знать. Особые упражнения по вокалу для развития голоса и слуха, применяемые как начинающими певцами в домашних условиях или музыкальной школе, так и звёздами сцены, уберегут вас от неприятных последствий и поспособствуют улучшению вокальных данных.

Как поставить голос самостоятельно?

Можно ли это сделать дома? Да, хоть и гораздо менее эффективно чем с преподавателем. Быстро освоить азы, при достаточном усердии, получится просмотрев онлайн курс занятий. На нашем сайте музыкальной школы Марии Деевой Artvocal.ru для исполнителей-новичков собраны лучшие упражнения для пения и вокала – видео ролики и текстовые описания. Уроки сгруппированы по темам. Без труда найдется подходящая техника вокала и голосовых связок, которая поможет для развития собственного потенциала. Точное следование рекомендациям и упорная работа с голосом способствует тому, чтобы начать хорошо петь в короткий срок.

Кому: взрослые и дети

Длительность: 60 минут

Кому: взрослые и дети

Длительность: 30 минут

Кому: взрослые и дети

Длительность: 60 минут

Простые упражнения для красивого голоса

На концентрацию звука. Такие приёмы для улучшения вокала подходят для детей и начинающих взрослых, столкнувшихся с проблемой глухого, загубленного пения.

  • Сомкнутые губы на слог “М”. Необходимо выполнить резкий вдох носом, при этом следите за тем, чтобы гортань была опущена. Звук «М» поется на выдохе с закрытым ртом. Гортань по-прежнему должна оставаться внизу. Опустите и расслабьте нижнюю челюсть: зубы должны быть разомкнуты и не касаться друг друга. Губы сомкнуты, но не сжаты, язык также не напрягать. Необходимо получить длительный и ровный звук. Упражнение можно начинать с любой удобной вам ноты, постепенно переходя на полтона выше;
  • Слог «Ми-и-и». Первая часть слога пропевается точно так же, как и в первом задании. Пропевая же гласную «И», старайтесь не напрягать челюсть и губы, иначе получится зажато и неестественно. Если вы почувствовали, что эта буква полностью подчинена вам, удается справляться с требованиями урока, можно двигаться дальше;
  • «М-И-Э-А-О-У-О-А-Э-И». Здесь важно добиться однородного звучания, чтобы каждая гласная звучала в одной певческой позиции и с похожей артикуляцией. Старайтесь получить острое звучание, держите дыхание. Обязательно должна быть опора, иначе появится хрип и продых, что портит звук. Его важно концентрировать на кончике передних зубов для хорошего резонанса.
Читать еще:  Советы по тому как легче выстоять стульчик. Упражнение стульчик - как правильно делать и какие мышцы работают при приседаниях у стены

Упражнения для голоса на придание силы, глубины, улучшения тембра пения. Уроки рекомендованы всем начинающим вокалистам, стремящимся повысить качество певческого мастерства. Представленные методы для управления голосом позволяют устранить дрожание, гнусавость, добавить песне мощи, драматичности, усилить вокал.

  • «РО-О-О-О-О-О». Не стесняйтесь широко открыть рот и опустить нижнюю челюсть. Именно это даст необходимый объем вокалу. Расслабьте губы чтобы получить звук посередине между артикуляцией «О» и «А». Используйте зеркало для контроля – при произнесении «Р» гортань необходимо слегка приподнять, а при пропевании «О» чуть опустить. Изобразите зевок, почувствуйте его. Звук должен подниматься из груди;
  • «РО!О!О!О!О!» Резкое стаккато на выдохе и следом за этим такой же быстрый вдох. При выдохе следите за прессом – мышцы должны резко и сильно сокращаться. Называется этот способ пропевания «прием активного выдоха». Чем выше подъем, тем глубже становится звучание. Рот не закрываем, шея и челюсти оставляет в расслабленном состоянии. Вокал становится похож на стон, будто бы певец продолжает пропевание этого упражнения через силу.

Как научится петь упражнения для голоса с максимальной пользой?

Работа над голосом, упражнения и тренировки для пения в домашних условиях и видео ролики для просмотра удобны тем, что не надо никуда добираться и тратить деньги. Но даже если вы искренне готовы на ежедневные усовершенствования вашего певческого уровня с нуля, то далеко не всегда сможете адекватно сопоставить и оценить результаты труда, сверить интонации, чётко понять поставленные задачи.

Гораздо более эффективные занятия начнутся с появлением тренера-профессионала. Упражнения для раскрытия, разогрева и укрепления голоса получится не только правильно осознать и исполнить. Преподаватель предложит оптимальный комплекс вокальных упражнений для начинающих под ваши нуждающиеся в проработке и развитии слабые места, даст ценные советы, проконтролирует грамотность исполнения и просто подбодрит в нужный момент.

Упражнения для развития голоса вокал. Песни для развития голоса

Звуки речи формируются следующим образом. На выдохе поток воздуха проходит через ротовую и носовую полости, и в результате появляется звук.

Ниже расскажу, почему для работы над техникой речи важно заниматься постановкой дыхания.

Раскрыть тембр своего голоса может каждый человек. Секрет в том, чтобы научиться правильно дышать.

Голос легко сорвать, когда воздуха не хватает. Смысл речи при этом теряется, возникает дискомфорт. Слиш­ком большой запас воздуха в легких также мешает говорить. При неравномерном дыхании произнести фразу до конца не получается. Слова приходится из себя «выжимать» из последних сил.
Начните сознательно работать над дыханием. Следите за тем, чтобы воздуха было достаточно, распределяйте его равномерно между двумя вдохами.

Вот три основных момента в процессе дыхания: вдох, выдох и пауза.

В речи важно сократить время вдоха и паузу и продлить время выдоха. Объем грудной клетки увеличивается при сокращении межреберных мышц и диафрагмы. Это помогает набрать больше воздуха в легкие. При вдохе добивайтесь активной работы дыхательных мышц.

1. Встаньте прямо, ладонь положите на диафрагму. Затем выдохните и медленно, глубоко вдохните.

При верном выполнении упражнения рука ощущает движение стенки живота. При выдохе рука возвращается в исходное положение. Если же никакого движения нет, вдох вы сделали при помощи других мышц. В этом случае лягте на спину — диафрагма обязательно примет необходимое положение. Делайте вдох и выдох несколько раз.

2. Встаньте прямо, положите обе руки ладонями на ребра. Большой палец при этом направляйте к спине. Несколько раз глубоко вдохните и выдохните.

При верном выполнении упражнения на вдохе грудная клетка расширяется, но не поднимается. При выдохе — «опадает», уменьшается в объеме.

Теперь сосредоточьтесь на работе дыхательных мышц в комплексе.

Выполните следующее упражнение

Встаньте прямо, сделайте выдох. На счет раз на вдохе втяните живот. На два — расширьте грудную клетку. На три — на несколько секунд подтяните живот еще. Затем медленный выдох.
Сначала сделать такой вдох будет непросто. Тренируйтесь систематически.

Бытовое дыхание состоит из вдоха и выдоха одинаковой длительности. После выдоха следует пауза. При активном речевом дыхании последовательность меняется: вдох, пауза и выдох. При этом выдох намного длиннее вдоха.

Читать еще:  ★ Пальчиковые игры для детей в стихах ★. Мы писали, мы писали, наши пальчики устали

Дыхательная гимнастика помогает овладеть коротким вдохом и длительным выдохом. Воздух при этом важно распределять равномерно.

1. Не тренируйте дыхание в душной, пыльной или сырой комнате.

2. Не делайте упражнения после еды.

3. Занятия проводите в свободной одежде.

4. Воздух вдыхайте через нос. Выдох делайте через рот.

5. Вдох делайте бесшумно.

6. При вдохе не набирайте слишком много воздуха. Вдохнуть надо столько, чтобы осталось место еще «добрать».

7. Дышите свободно, равномерно.

8. Не переутомляйтесь. Не делайте упражнения через силу. При недомогании отложите занятия.

9. Следите за тем, чтобы плечи и ключица при вдохе не поднимались и при выдохе не опускались.

10. Стойте прямо, плечи слегка отведите назад. Голову держите прямо, ноги расставьте на ширину плеч.

Следующее упражнение поможет ощутить работу резонаторов. Встаньте в исходное положение. Выдохните воздух, затем вдохните. На выдохе протяжно произносите:

МММИ — МММЭ — МММА — МММО — МММУ — МММЫ

Делайте это на одной ноте. Звук отражается в груди, когда берете низкую ноту. Если же звучит высокая нота, резонирует голова, а звук ощущается в носовой полости.

Тоже сочетание звуков произнесите на разных нотах, переходите постепенно от низких к высоким. Теперь вернитесь обратно — от самых высоких нот к самым низким. Это упражнение рекомендуется выполнять с музыкальным инструментом, чтобы убедиться в правильности звучания голоса. Воспользуйтесь пианино, а если его нет, скачайте приложение.
Для Андроида — Perfect piano, для Айфона — Симулятор фортепиано.

1. Ни в коем случае нельзя переутомлять голосовой аппарат. На первых порах делайте упражнения 5 минут в день. Затем постепенно увеличивайте время до 10 минут в день, но систематически, ежедневно.

2. В обычной речи старайтесь не кричать, не напрягать голос.

3. Не откашливайтесь. Выпейте теплой воды, если в горле «першит». Затем проделайте первое голосовое упражнение.

4. Алкоголь и никотин травмируют связки.

5. Избегайте резкой перемены температуры.

6. При малейшем недомогании голосового и дыхательного аппарата сразу обратитесь к врачу.

2. Теперь вперед, вправо и влево. Челюсти сжаты.

3. Движение сомкнутых губ вперед, вправо, вниз, влево, вверх. Челюсти сжаты.

4. Движение сомкнутых губ вперед и затем по кругу. Упражнение делайте медленно, потом постепенно увеличивайте темп. Сначала в правую сторону, затем в левую.

5. Верхняя губа поднимается вверх, но не слишком высоко, чтобы не обнажать десен.

6. Нижняя губа опускается вниз при неподвижной нижней челюсти. В начале, если сложно удерживать челюсть неподвижной, придерживайте рукой.

1. Раскройте рот на 3 см. Язык плашмя, кончик у корней передних зубов, спинка слегка углублена. Корень языка опустите, как при зевке. Это исходное положение для правильного звукотечения.

2. Выдвижение нижней челюсти вперед.

1. Язык высуньте и опустите вниз. Затем выдвиньте вперед, поднимите вверх и уберите за зубы.

2. Кончиком языка двигайте у углов рта вправо и влево.

3. Язык заверните вверх и назад, к гладнам. Затем вернитесь в исходное положение.

Гимнастикой языка достигается эластичность перепонки под языком, вырабатывается подвижность и гибкость. Язык становится эластичным и подвижным.

1. При отработке звуков в первую очередь обратите внимание на положение частей речевого аппарата. Если язык слишком высоко поднят или губы слишком сильно раздвинуты, приведите их в нужное положение. Постоянно контролируйте себя.

2. Отрабатывайте звуки в слогах и сочетаниях с другими звуками. Полезно делать дополнительные упражнения. При отработке определенного звука придумывайте слова, в которых этот звук находится в начале, в середине и в конце. На звуки п — б: поп, баба, барабан, палуба, бензо­бак, баобаб, пупок, бибабо. Желательно подбирать слова со звуками, которые изучили, чтобы лишний раз повторить и их. При отработке согласного звука полезно проделывать упражнения на сочетания согласных. Речевой аппарат становится подвижным. Например, можно сочетать звуки П-Т и Б-Д: ПТИ—ПТЭ—ПТА, БДИ—БДЭ—БДА, ТПИ—ТПЭ—ТПА, ДБИ—ДБЭ—ДБА.

3. Каждый звук отрабатывайте до тех пор, пока не достигните четкости и беглости произношения.

4. При отработке звуков обратите внимание на те, которые произносите неправильно. Во время занятий и в бытовой речи следите за произнесением таких звуков.

5. Теперь переходите к тренировке звуков на небольших фразах и стихотворных текстах.

6. Не произносите отдельные слова, фразы, скороговорки и тексты механически. Произнесите скороговорку «Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши» с задачей: подшутить над Ромашей; пожаловаться; посплетничать; сообщить страшную новость; похвастаться; заинтриговать.

Источники:

http://4brain.ru/blog/%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B-%D0%B2%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B0-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D1%8B%D0%B5-%D1%88%D0%B0%D0%B3%D0%B8/
http://artvocal.ru/practice.php
http://www.demyanoff.ru/blog/kak-postavit-golos-samostojatelno

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: