22 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тренировка для гитариста – учимся играть быстро. Упражнения для пальцев на гитаре

Растяжка пальцев рук для игры на гитаре

Упражнения для пальцев рук широко используются гитаристами. Такие упражнения значительно увеличивают гибкость и силу пальцев. Увеличивается и растяжка, что очень важно для игры на гитаре. Мы предлагаем познакомиться с упражнениями для рук и пальцев Грега Ирвина, которые помогут в увеличении растяжки, эластичности, гибкости и силы кистей рук и пальцев.

Упражнения для пальцев рук от Грега Ирвина: Искусство контроля пальцев – Finger Control & Fitness

Помимо самых разнообразных упражнений, которые играются гитаристами и другими музыкантами непосредственно на музыкальном инструменте, очень большую пользу может принести гимнастика для рук и пальцев. Грег Ирвин разработал собственную программу таких упражнений, и рекомендует её для развития рук гитаристов, пианистов, скрипачей, барабанщиков и других музыкантов.

Сам Грег говорит, что это уникальная программа упражнений, удовлетворяющая физические потребности кистей и пальцев рук. Она направлена на развитие силы, ловкости, координации, гибкости и независимости в пальцах и кистях и ее философия близка к принципам атлетической подготовки в спорте. Упражнения используют естественные для кистей и пальцев рук движения и нацелены на общую и изолированную проработку различных мышц руки.

Атлеты развивают свое тело не только для успехов в спорте, но и для того, чтобы тело лучше выглядело, было меньше подвержено воздействию стрессов, усталости и быстрее восстанавливалось.

Люди, которым приходится много работать руками – кистями и пальцами, в первую очередь музыканты, должны держать свои руки в идеальной форме. Атлетический подход к развитию пальцев и кистей рук, используемый Грегом Ирвином в своих упражнениях, не только способствует красоте рук, он полезен для профилактики всевозможных болезней рук и способствует быстрому и эффективному восстановлению рук после занятий на музыкальных инструментах.

Интерес Грега Ирвина к рукам, их развитию и необходимости держать в форме пальцы и кисти, возник во время его учебы в музыкальном колледже. Он рассказывает, что развитию физических навыков там уделялось очень мало времени, хотя каждый студент, конечно, очень много занимался на своем инструменте. Но чтобы добиться успехов в музыке, помимо развития трех обязательных навыков: слухового (т.е. возможности хорошо слышать музыкальную ткань), а также интеллектуального и ментального (т.е. возможности прекрасно чувствовать гармонию, мелодию и ритм), чрезвычайно важен еще и физический аспект – сила, ловкость и координация рук и пальцев музыканта.

Заинтересовавшись этим, Грег начал добавлять к своим обычным занятиям на инструменте гимнастику для пальцев и кистей рук. И через некоторое время получил очень хорошие результаты. Позже, когда он работал преподавателем музыки, и показывал свои упражнения своим ученикам, и некоторые из них подсказали новые варианты упражнений. Так постепенно сложилась целый комплекс пальцевой гимнастики.

Общаясь с хирургами, мануальными терапевтами и спортивными медиками Грег узнал, что есть программы для восстановления подвижности рук после травм и инсультов, но нет программ для развития здоровых рук, позволяющих достичь большей их силы и координации. Это подтолкнуло Грега к тому, чтобы опубликовать свою программу. Программа Грега Ирвина предназначена специально для развития силы, координации и ловкости обычной кисти, а еще для профилактики медицинских и физиологических проблем с руками музыкантов и других людей, которым нужны здоровые, сильные и подвижные руки.

Польза упражнений для рук Грега Ирвина

Комплекс Грега Ирвина будет полезен каждому гитаристу. Можно выделить три основных цели использования комплекса:

  1. Упражнения развивают силу, быстроту, координацию и независимость кисти и каждого из пальцев. Эти тренировки дают веру в возможности своих рук, что немаловажно. При этом развивается тандем пальцы-мозг, где мозг тренируется не меньше чем руки;
  2. Занятия помогают держать руки в хорошей физической форме и являются профилактикой перенапряжений и болезней кистей.
  3. Эти упражнения могут быть полезны при различных недомоганиях и болезнях рук. Многие профессиональные терапевты и мануальные терапевты сейчас включают упражнения Грега в свои лечебные и восстановительные программы.

От себя мы хотим отметить еще один очень важный аспект влияния системы Грега Ирвина. Его упражнения очень активно развивают и тренируют самые слабые и плохо развитые мышцы наших рук и пальцев – мышцы-разгибатели.

Дело в том, что в повседневной жизни и при занятиях на инструменте, мы все время активно тренируем мышцы-сгибатели наших пальцев. И эти естественные тренировки держат их в очень хорошей физической форме. А мышцы-разгибатели далеко не так хорошо тренируются. Это приводит к значительному дисбалансу в работе рук. Но чтобы игровой аппарат музыканта стал совершенным, точным и безупречным, нужно чтобы все мышцы руки работали одинаково хорошо.

Эти упражнения можно выполнять в любое время и в любом месте. Finger Fitness создана так, чтобы максимально сэкономить вам время на ее выполнение, т.к. большинство упражнений можно совмещать с обычными делами, такими, как просмотр ТВ, поездки в транспорте или ожидание в зале аэровокзала.

Наша рука – это совершенный инструмент, и как любой тонкий инструмент, она работает с максимальной отдачей, если поддерживается в отличном состоянии. Для нас, гитаристов, полезные качества системы упражнений Грега Ирвина очень важны.

Хотя мы не считаем, что все упражнения Грега одинаково применимы и нужны музыканту, рациональное зерно в его системе есть. В наших учебных материалах мы даем свою систему развития рук, более удобную и эффективную для совершенной игры на гитаре .

А пока смотрим упражнения для пальцев и рук Грега Ирвина:

На последок хотелось бы сказать, что качество и виртуозность игры на гитаре зависит не только от развитости Ваших рук и пальцев, но и, в не меньшей степени, от игровых качеств вашего инструмента. Даже супер-гитарист может сыграть виртуозно далеко не на каждой гитаре. Ведь гитара – это рабочий инструмент гитариста, и как любой рабочий инструмент хорошего профессионала, должна помогать мастеру, а не мешать ему. К сожалению, большинство гитар поточного производства не только не помогают гитаристу, а даже мешают ему играть.

Читать еще:  Какие шипы в бутсах у футболистов лучше. Стельки для футбольных бутс

О том, какими качествами обладает гитара-помощница и как её найти среди других (даже недорогих) гитар, вы можете узнать здесь

Тренировка на гитаре. 10 практических примеров для тренировки на гитаре и развития пальцев рук.

Вводная информация

Это вторая часть цикла статей о «Тренировках на гитаре» . В первой части мы говорили о не очень сложных заданиях для новичков, которые разрабатывались для развития навыка, координации и понимания того, как надо контролировать гриф. Примеры, дающиеся ниже, гораздо более конкретны, и во многом направлены на отработку различных приемов гитарной игры. Однако все они будут полезны как в частных, так и общих моментах.

Тренировки для развития техники игры надо выполнять в строгом соответствии с текстом задания, а также под бит метронома. Это важно для развития не только физической техники, но также ровной игры и чувства ритма. Начинайте, как обычно, с медленного темпа, и постепенно увеличивайте его. Не забывайте выполнять упражнения комплексно – то есть подряд, особенно если они схожи по техническому исполнению.

Тренировки на гитаре

Pull-Off и Hammer-On

Начнем мы с одного из основных технических понятий и способов игры, которым должен овладеть буквально каждый гитарист. Прием легато позволит значительно разнообразить вашу игру, а также позволить сильно ускорить исполнение соло-партий для гитары. Особенно это актуально для любителей электрогитары, поскольку множество партий на ней исполняется именно при помощи приема легато. Не освоив его вы не сможете играть свипом, а также исполнять различные «вертушки» и красивые сольные пассажи.

Первый прием

Итак, прием легато выполняется следующим образом: вы зажимаете струну пальцем на любом ладу. Дерните ее при помощи медиатора – и он зазвучит. Теперь другим пальцем, не отпуская звучащий лад, зажмите другой, но не бейте по струне плектром. Обратите внимание, что теперь зазвучит та нота, которую вы зажали даже без удара. Этот прием и называется Hammer-On . Основная загвоздка заключается в том, чтобы подобрать достаточную силу удара пальцем по струне – она должна звучать так же ровно, словно по ней бьют медиатором. Тем не менее, это придет с опытом и практикой. Стоит сказать, что совершать этот прием можно сразу несколькими пальцами – надо просто зажимать лады подряд.

Второй прием

Но это была только первая часть легато. Вторая выглядит так: Одним пальцем зажмите струну на любом ладу. Второй поставьте на ту же струну, но на другой лад. Скажем, указательный поставьте на пятый, а безымянный – на седьмой. Дерните медиатором – зазвучит более высокая нота. Теперь безымянным совершите скользящее движение вниз, перпендикулярно струне, как бы дергая ее пальцем – так, чтобы зазвучал лад, на котором находится указательный, при этом звук был без использования медиатора. Это Pull-Off . Основная сложность заключается в том, чтобы дергать только одну струну пальцем, не задевая остальные.

Теперь совместите оба этих рисунка – и получится тот самый прием легато, о котором мы говорим.

Табы упражнения

Теперь про упражнение. Оно схоже со стандартной разминкой для пальцев на гитаре из первой части нашего цикла. Зажмите шестую струну на первом ладу. Ударьте по ней. Теперь при помощи приема Hammer-On заставьте звучать поочередно сначала третий, потом четвертые лады – и таким образом спускайтесь по струнам. Выглядит это так:

Когда вы дойдете до первой струны, зажмите указательным пальцем на ней второй лад, безымянным – четвертый, а мизинцем – пятый. Теперь приемом Pull-Off заставьте звучать их по очереди, и так продвигайтесь вверх по всем струнам.

Постарайтесь делать это упражнение в комплексе, и несколько раз подряд.

Играем арпеджио

Арпеджио – это один из способов обыгрывания аккордов на различных инструментах, когда все звуки трезвучия идут друг за другом в восходящей или нисходящей последовательности. Прием чаще всего используется в различных видах переборов, и эта тренировка на гитаре направлена прежде всего на развитие именно этого способа игры . Состоит оно в том, чтобы просто поочередно в ровном темпе последовательно играть открытые струны на гитаре. Выглядит это так:

Если хотите усложнить себе задачу – попробуйте зажимать отдельные дополнительные струны и аккорды параллельно с игрой:

«Движение змеи» для развития пальцев на гитаре

Еще одна схема, направленная на развитие пальцев на гитаре. Оно также может помочь освоить разные красивые переборы, и не важно, как исполнять его – пальцами или медиатором. Задача заключается в ровном последовательном переборе двух находящихся рядом струн, зажимая при этом расположенные рядом лады. Оно несложное и выглядит таким образом:

Движение обратно идет в зеркальном порядке, как уже можно успеть понять:

Упражнение «Паук» на гитаре #1

Небольшая модификация «Движение змеи». Основное отличие заключается в том, что если в первом случае мы двигались в рамках двух струн, то упражнение паук делает проходку по всем струнам по очереди, со спуском вниз. Задание заключается в том, что вы также перебираете два рядом находящихся лада – в данном случае 1 – 2 – 3 – 4, зажимая их на разных струнах, начиная с первого лада на шестой и второго на пятой. При этом после того, как рисунок будет сыгран, вы спускаетесь на одну струну вниз. Это выглядит так:

Читать еще:  Можно ли похудеть с помощью лимонной кислоты? Похудение при помощи лимонной кислоты.

Как только вы доходите до первой, то начинаете двигаться обратно, и играете ноты в зеркальном порядке, вот так:

Упражнение «Паук» #2

Также эту тренировку на гитаре называют «Танцем паука». Это еще более усложненный вариант предыдущих двух заданий. Оно заключается в том, чтобы последовательно проигрывать на каждой струне две ноты, идущие через одну, и постепенно спускаться вниз по струнам. То есть – на шестой зажмите первый лад и сыграйте его, потом – третий, и также ударьте медиатором. Далее на пятой зажмите второй – сыграйте, потом – четвертый, и сыграйте, и так далее. Выглядит это так:

При движении обратно вы начинаете играть с пятого лада, в зеркальном порядке по ладам.

Практические тренировки «Движение змеи», «Движение паука» и «Танец паука» направлены на развитие координации, а также являются отличным способом разминки рук перед игрой. Если вам скоро надо выступать, то просто пару раз проделайте комплекс этих упражнений – пальцы сразу разогреются, и вам станет проще играть.

Игра на аккордах

Данное задание является скорее практикой импровизации, а также способности зажимать аккорды и ставить баррэ. Упражнение заключается в следующем – вы выбираете для себя несколько любимых аккордов, и начинаете их играть. Старайтесь делать это ровно, можно перебором, можно боем – это не имеет значения. В процессе того, как вы наигрываете последовательность, модулируйте ее – меняйте ноты в аккорде, отпускайте некоторые струны и следите за тем, как меняется звук. Транспонируйте их и активно используйте баррэ – особенно хорошо, если после другого упражнения пальцы и гитара разогреты, тогда тренироваться становится гораздо проще.

  • Em — C — G — D
  • Am — F — G — E
  • Am — G — F — E
  • Am — Dm — E — Am

Тренировка на гитаре в «Две октавы»

Для того, чтобы правильно исполнить данную схему, нужно сначала понять, как играть медиатором. Задание созданном именно для отработки данной техники игры, однако помимо этого оно дает вам основы для полиритмики и рассинхронизации пальцев – для более интересной игры. Упражнение заключается в том, что вы одновременно играете повторяющуюся, одну и ту же басовую ноту, и мелодическую текстуру внутри двух октав одной тональности – именно от этого и пошло название задания! Выглядит это следующим образом:

Выглядит довольно непросто, однако после некоторого времени практики упражнение становится очень простым и интересным.

Разминка для пальцев на гитаре

Эти примеры разминок не будут задействовать гитару каким-либо образом, скорее они просто направлены на то, чтобы размять ваши пальцы непосредственно перед игрой:

1. Сожмите и разожмите пальцы несколько раз в быстром темпе. Это разомнет мышцы и суставы, а также разгонит кровь.

2. Сожмите руки в замок и потом вытяните их, не разжимая пальцы, ладонями вперед. Вы можете услышать характерный хруст в суставах – это нормально, и означает, что они разминаются.

3. Покрутите в руке округлый предмет – например теннисный шарик или грецкий орех. Это разомнет пальцы и сделает их более гибкими и послушными.

Координация рук и пальцев на гитаре

Этот комплекс также не будет задействовать гитару.

Под метроном начните стучать по столу ладонью левой руки, попадая в бит. Правой же начинайте чертить на столе круги. После выполнения поменяйте руки местами.

Опять же, под метроном обеими руками одновременно начинайте чертить на столе квадрат – сначала синхронно, а потом – асинхронно.

Дотроньтесь каждым пальцем одной руки до большого пальца. Другая рука в это время делает то же самое, однако каждый палец дотрагивается до большого сразу два раза.

Усложните себе задание – и на каждой руке дотрагивайтесь разными пальцами для большого. Например, если на левой до него дотронулся мизинец, то на правой – безымянный, и так далее.

Одновременно сгибайте пальцы в центральной костяшке так, чтобы при этом не гнулись все остальные.

Положите указательный палец правой руки на большой левой и наоборот. Должна получиться этакая «восьмерка» из пальцев, при этом на правой руке пальцы будут перекрещены. Теперь плавно поменяйте позицию местами – левые пальцы должны быть перекрещены. Постепенно ускоряйтесь.

Тренировка для пальцев без гитары

Советы начинающим

Старайтесь заниматься каждый день, и за один тренировочный заход хотя бы по разу прогонять все гитарные упражнения. Делайте их в комплексе, и желательно – под один и тот же темп. Начинайте с малого количества ударов в минуту и постепенно наращивайте их. Не стоит сразу пытаться играть быстро – лучше сконцентрируйтесь на чистоте вашей игры и звукоизвлечения.

Упражнения для гитары

Упражнения для гитары для начинающих – ценный вклад в процесс обучения будущего гитариста. С их помощью вырабатывают навыки, а также отрабатывают движения, которые обязательно пригодятся при выполнении более сложных комбинаций.

Польза тренировок

Упражнения для начинающих – комплекс приемов, без которых можно научиться играть, но придется потратить больше сил, нервов, времени. Такие тренировки гарантируют ряд преимуществ:

  1. Растяжка пальцев рук.
  2. Увеличение координации.
  3. Тренировка слуха.
  4. Развитие скорости игры.
  5. Усиление чувства ритма.
  6. Приобретение навыка синхронной игры.

Справка! Все упражнения, особенно на начальных стадиях, желательно выполнять под метроном.

Читать еще:  Самый сильный человек в мире за всю историю. Кто самый сильный человек в мире

Этот прибор помогает почувствовать ритм, поддерживать правильный темп игры.

Базовые упражнения для начинающих

Начинать следует с простых упражнений для начинающих на гитаре. Они тренируют координацию и скорости игры:

  1. Первый прием следует освоить перед тем, как переходить к более сложным заданиям. Работают с одной струной. Сначала, используя четыре пальца левой руки, извлекают звук из первых четырех ладов (металлических порожков). Затем, сместившись на одну позицию вперед, повторяют упражнение. Дойдя до конца, двигаются обратно. А после продолжают игру, используя другие струны.
  2. Выполнение следующей техники начинают аналогичным образом. Но после проигрывания первых четырех позиций переходят к нижней струне и повторяют действия. На последней совершают зеркальные движения в обратную сторону – палец, который был первым, становится четвертым. Без освоения этой комбинации сложно тренироваться дальше, поэтому желательно уметь делать в обе стороны быстро, без остановки.
  3. Особенность трюка – извлечение звука через лад. Сначала зажимают первый и третий, а затем – второй и четвертый. Отыграв на одной струне, перемещаются ниже. Те же действия повторяют в обратную сторону. Эта комбинация сложнее, но улучшает координацию, усиливает контроль над грифом.
  4. При выполнении следующей комбинации сначала извлекают звук из третьего и четвертого ладового порожка, затем из первого и второго. Таким образом продвигаются до нижней струны, а обратно возвращаются задом наперед. Другой вариант: совершить те же действия, но при возвращении назад не менять последовательность ладов.
  5. Завершает базовую тренировку задание посложнее. При выполнении проигрывают стандартную последовательность ладов, постепенно перемещаясь вниз. Сначала четыре лада отыгрывают верхней струной. Затем первый отыгрывают второй, а остальные – верхней. После два первых лада – на второй, а следующие два – на первой. Таким образом добираются до нижней струны.

Упражнение для развития пальцев рук

Следующий блок – это в основном упражнения на гитаре для левой руки (для начинающих). Они выполняют похожую функцию – тренируют пальцы, координацию, усиливают контроль над грифом, но несут более серьезную нагрузку:

  • Техника называется «смешанное легато». Состоит из двух частей – восходящее легато и нисходящее легато. Выполняя первый этап, зажимают любой лад, а затем дергают струну, чтобы она зазвучала. Если не отпуская звучащий лад зажать другой, зазвучит соответствующая нота. При выполнении второго этапа зажимают сразу два металлических порожка, например, указательным – первый, а безымянным – третий. Правой рукой извлекают один звук, а безымянным, используя метод щипка, другой. Для тренировки «смешанного легато» оба этапа объединяют. Используют 1-й, 3-й и 4-й лады (указательный палец, безымянный, мизинец). В таком порядке, используя метод «восходящего легато», спускаются книзу. Оказавшись внизу, указательным пальцем зажимают 2-й лад, безымянным – 4-й, мизинцем – 5-й. Используя прием «нисходящее легато», двигаются вверх, заставляя звучать каждый из них.

Важно! Легато – это один из основных приемов игры, поэтому его отработке следует уделить особое внимание.

  • Еще одна техника, которая помогает развивать пальцы. Ее выполняют перебором двух рядом стоящих струн. Например, зажимают первый металлический порожек на первой струне, второй – на второй струне, третий снова на первой и т.д. Должен получится рисунок, напоминающий движение змеи. Обратно выполняют зеркальные действия.
  • Трюк называют «Паук». Гитаристы считают его одним из самых популярных упражнений. Начинают с первого лада шестой струны. Проигрывают 4 ноты так, чтобы каждая вторая звучала на нижней струне. Затем повторяют упражнение для всех струн. Оказавшись внизу, мизинец смещают на один лад вверх и повторяют упражнение в обратном порядке.
  • Эффективный способ тренировки пальцев. Например, первым пальцем зажимают пятый лад шестой струны, затем правой рукой дают звук. Вторым пальцем зажимают седьмой лад, снова дают звук. Смещаются на один лад вверх и повторяют упражнение. Таким же образом задействуют третий и четвертый пальцы – дотягиваются до девятого, а также десятого металлического порожка.
  • Способ называют «Арпеджио», играют его с метрономом. Суть в том, чтобы с одинаковой скоростью дергать открытые струны гитары. Сначала, используя указательный, средний и безымянный пальцы, защипывают три нижние струны снизу вверх. Затем повторяют действия в обратном направлении. Далее обыгрывают четыре струны, при этом четвертую защипывают большим пальцем.

Можно усложнить задачу. Для этого во время игры начинают зажимать лады. Это поможет синхронизировать работу обеих рук. Проиграв три позиции, смещаются вперед и повторяют действия.

Советы начинающим

Процесс обучения будет проходить быстрее, если учитывать рекомендации опытных музыкантов:

  1. Заниматься следует по 20-30 минут утром и вечером. Изучив один прием, не стоит о нем забывать, а регулярно его отрабатывать.
  2. Тренироваться лучше понемногу, но ежедневно. Стараться хотя бы по одному разу прогонять каждый прием. По возможности выполнять сразу комплекс упражнений.
  3. Не стоит торопиться. Первое время скорость не главное. Сначала нужно добиться чистой игры.
  4. Осваивать материал нужно постепенно, начиная с первой комбинации. Как только начнет получаться, можно переходить к следующему заданию.
  5. Важно беречь руки. Почувствовав болевые ощущения, следует прекратить занятия. Желательно тренировку начинать с разминки пальцев. Например, несколько раз сжать, а затем разжать пальцы. Покрутить в руке круглый предмет. Сжав руки в замок, вытянуть их ладонями вперед.

Все упражнения универсальны. С них можно начинать обучение игре на гитаре любого типа (акустической, бас-гитары, электрогитары). Их можно брать за основу и придумывать свои комбинации, чтобы отрабатывать только элементы, вызывающие трудности.

Источники:

http://www.aguitar.ru/informacija/besplatnye-uroki-gitary/rastyazhka-palczev-ruk-dlya-igry-na-gitare/
http://pereborom.ru/trenirovka-na-gitare/
http://proguitaru.ru/igra-na-gitare/uprazhneniya-dlya-gitary/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: