3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Шаткармы йоги. Шаткармы: шесть йогических техник очищения организма

Шаткармы – очистительные практики йоги

Шаткарма – это одна из шести основных очистительных техник в йоге. В переводе с санскрита это слово означает «шесть действий». Они применяются тогда, когда доши находятся в дисбалансе. В «Хатха Йога Прадипика» говорится, что выполнять Шаткарму необходимо каждому, у кого в избытке слизь и жир.

Описание техник шаткармы

Используются эти техники обычно в том случае, если имеются нарушения в работе каких-либо органов или тканей. Однако, лучше прибегнуть к ним в качестве профилактических мер, не дожидаясь проблем со здоровьем.

Очистительные техники йоги могут показаться достаточно грубыми процедурами, однако, именно они способны привести к утончению, чувствованию праны, которая движется потоком по телу в процессе выполнения асан и пранаям. Подробнее о пранаямах.

Всего выделяют шесть основных техник очищения организма: Нэти, Наули, Капалабхати, Басти, Тратака, Дхаути. Все Шаткармы в йоге имеют определенное предназначение. Быстрые чистки можно выполнять при необходимости каждый день, а долгие и мощные обычно делают в свободные от работы и практики йоги дни, а также по выходным.

Джала-нети (Нэти) – процедуры очищения носовых ходов

Для выполнения этой процедуры потребуется специальный небольшой чайник – нети-пот. Используется подсоленная вода для промывания носовых ходов. Приготовить соляной раствор можно с расчетом 1 ч. л. на 0,5 литра воды. Техника помогает избавиться от слизи из носа, улучшает зрение, благотворно влияет на состояние ушей, обостряет интуицию.

Техника выполнения выглядит следующим образом. Соленую воду такой же температуры, что и тело, заливают в одну ноздрю, наклоняя голову таким образом, чтобы вода вытекала через другую ноздрю. То же самое сделать в обратном порядке.

Вдыхать жидкость ни в коем случае нельзя! Вода должна пробивать носовые ходы самостоятельно, без усилий со стороны человека. Подробнее об этой процедурре Вы можете узнать из этой статьи. Также иногда стоит запастись терпением. Может потребоваться 3-4 подхода, чтобы почувствовать эффект. После процедуры необходимо просушить ноздри дыханием Капалабхати.

Процедуру нельзя делать в нескольких случаях:

  • при воспалительных и гнойных процессах в пазухах носа (промывание может спровоцировать попадание инфекции через евстахиевую трубу во внутреннее ухо);
  • в холодное время года перед выходом на улицу, особенно, если наблюдается морозная погода.

Есть более жесткая практика в пределах этой очистительной техники – Сутра-нэти. Нос прочищается с помощью шнурка (подойдет резиновый катетер 3 мм). Приступать к выполнению этой процедуры можно только после того, как идеально освоена техника Джала-нэти.

Также есть другие разновидности процедуры Нэти. Например, можно промывать нос топлёным маслом (Гхи-нэти) или молоком (Дуд-нети).

Наули (волна) – самомассаж внутренних органов

Техника, которая имеет также название «Лалика» (вращение), является самой главной практикой очищения в хатха-йоге. Выполняя ее, человек приводит в баланс все доши. Подробнее о балансе дош вы можете узнать из статьи что такое доши в аюрведе.

Необходимо встать в позицию с полусогнутыми коленями и опереться на локти. После выдоха втягивается живот внутрь и вверх. Нужно постараться «отпустить» среднюю часть живота. Визуально это также будет видно: посередине проступит жгут мышц, а с боков живот будет втянут. В таком состоянии нужно попытаться задержаться как можно дольше. Только так, чтобы удерживание не причиняло дискомфорт, поэтому достаточно секунд 20-30.

После того, как эта практика будет освоена, можно приступать к «взбиванию» (вращению) живота влево-вправо. Движение заканчивается влево для того, чтобы воспламенить пищеварительный огонь.

Ограничений к выполнению Наули практически нет. Исключение составляют только беременность, период менструации, а также острые заболевания брюшной полости.

Выполняется упражнение на пустой желудок.

Йоги, имеющие достаточный опыт в выполнении этой техники, способны делать по 100 вращений животом. В этом случае отпадает всякая необходимость прибегать к другим техникам для очищения пищеварительной системы.

Капалабхати – упражнение для очищения дыхательных путей

Эта техника направлена на очищение носовых пазух, передних частей мозга, создание умиротворенного состояния сознания. Упражнение очищает дыхательные пути, пробуждает тело энергетически. Именно поэтому Капалабхати лучше всего выполнять перед тренировками и по утрам.

Итак, необходимо начать делать только через нос и животом сильные вдохи и выдохи. Вначале выполняется плавный вдох, который переходит в мощный выдох. Повторить упражнение нужно от 15 до 54 раз. Для осуществления этой техники подходят Сиддхасана или Падмасана. Глаза должны быть закрыты, позвоночник прямой, а кисти рук сложены в «чин» мудру или «джняна».

Техника выполнения капалабхати

В процессе выполнения дыхательных упражнений животом желательно держать мышцы малого таза в тонусе. Капалабхати не только эффективно очищает тело, но и делает его крепким, развивает мускулатуру. Подробнее о методике

Басти – очищение кишечника

При стабильной работе кишечника особо увлекаться Басти не нужно. Выполнять процедуру стоит тогда, когда необходимо очистить тело или если возникли сбои в функционировании кишечника.

Басти – это йогическая клизма, для которой должна использоваться чистая вода. Так как в больших городах обычно проблемы с чистой водой из-под крана, то лучше использовать для процедуры кипяченую или слегка подсоленную воду, набранную в бутылку или тазик.

Выполняется практика следующим образом. Если вода находится в тазике, нужно сесть в него (желательно на корточки). Вначале мышцы тазового дна расслаблены, а затем нужно сделать брюшной жгут. Из-за образовавшегося вакуума вода сама через прямую кишку попадает в кишечник. Затем ее нужно выпустить. Такие манипуляции производятся до тех пор, пока не будет выходить чистая вода.

Так как для некоторых целесообразней выполнять очищение с помощью воды, которая находится в бутылке, для этого используется бамбуковая палочка или какой-то другой подходящий материал.

Из-за того, что в толстом кишечнике всасывается только вода, а полезные вещества не усваиваются, чем эффективнее и быстрее вывести все лишнее оттуда, тем лучше будет для всего организма и самочувствия человека.

Те, у кого склонность к запорам, в первую очередь прибегают к этой процедуре. Вначале в течение недели ее делают каждый день. Затем проводят очищение 3 раза в неделю, затем – 1 раз в неделю, а потом – 1 раз в месяц или три месяца. Еще раз повторимся: при отсутствии проблем с пищеварением нет нужды делать Басти. Если человек придерживается правильного йоговского питания, то обычно подобных нарушений не возникает. Подробнее о методике.

Читать еще:  Волна животом польза. Полная форма выполнения

Басти также показано к выполнению в случаях проблем с кожей, при частых простудах. Это, как правило, проявления зашлакованности организма. Еще процедуру делают перед голоданием, чтобы избавить прямую кишку от всего ненужного.

Тратака – созерцание и концентрация

Эта индийская техника тратака относится к созерцательному упражнению. Заключается она в том, что необходимо фиксировать взгляд на внешнем или внутреннем объекте. Обычно таким объектом выбирается пламя свечи или лампадки с маслом гхи.

Шаткармы: шесть йогических чисток организма

Шаткармы («6 действий») – система йогических чисток. Эти иногда совсем простые, а иногда сложные упражнения призваны убрать дисбаланс в организме. Они соответствуют холистическому (целостному) подходу, который лежит в основе Аюрведы: починить так, чтобы не ломалось, вылечить так, чтобы укрепить всю систему сразу. Сразу надо оговориться, что шесть – только видов чисток, а самих практик в русле Шаткарм гораздо больше. Но не все из них нужно делать каждому отдельному человеку, тем более регулярно.

Круг практик Шаткарм:

1. Нети – очищение носа. В первую очередь «джала-нети», промывание носа подсоленной водой. Наиболее популярная техника Шаткарм, она рекомендуется (особенно в зимний период) для частого использования. К счастью, она совсем проста, осваивается за 5-10 минут.

2. Дхаути – различные методы очищения всего тела. Среди них важнее всего Агнисара-дхаути (она же Агнисара-крия) – очистительное дыхание для улучшения пищеварения, а также Ваман-дхаути в форме Кунджал-крии – йогической рвоты. Агнисара-крию многие серьезно практикующие йоги делают ежедневно (это всего 5-10 минут). В особых случаях предписывается также Шанкха-Пракшалана крия («Жест раковины») – довольно непростая чистка, требующая четкого выполнения и некоторой решимости; она занимает около 3 часов, зато и делается всего 1-3 раза в год.

3. Наули – более мощная техника, чем Агнисара-дхаути, и еще более важная. Требует некоторого времени для освоения (т.к. необходимо установить контроль над мышцами живота, которыми непривычно управлять). При правильном выполнении дает мощнейший оздоровительный эффект всего за 1-2 минуты.

4. Басти – ряд техник очищения толстой кишки, в первую очередь йогическая клизма (медовая, кофейная и т.п.). Делается непостоянно, а по состоянию здоровья, либо 1-2 раза в сезон для очищения.

5. Капалабхати («просветление черепа») – техника очистительного дыхания, несложная и не отнимающая много времени: делается ежедневно по 1-10 минут.

6. Тратак – техника пристального созерцания объекта, для оздоровления глаз. Обычно практикуется Тратак на пламени свечи. Делается ежедневно, занимает в зависимости от наработки практики 1-10 минут.

Часть Шаткарм рассчитана на лечение, а часть – на профилактику, но важно учесть, что это не свод «универсальных» методов, которые надо делать чем чаще, тем лучше, пока организм не будет «очищен» до блеска! Организм любого более-менее здорового человека имеет свои механизмы саморегуляции, которые опасно подрывать слишком мощными «зачистками». Далеко не все известные и доступные Шаткармы нужно делать всем людям, тем более не-йогам, и еще меньшую часть из них следует практиковать ежедневно. Большую часть этих практик следует делать либо по медицинским показаниям, либо перед началом цикла особо мощных практик йоги (пранаям, медитаций, длительного удержания перевернутых поз и др.). Интересно, что некоторые Шаткармы дают большое «ускорение» практик йоги, т.к. устраняют некоторые типичные загрязнения простыми и эффективными методами: иногда проще и лучше месяц поделать клизмы, чем два года делать особую пранаяму.

В древние времена, когда была написана «Хатха-йога Прадипика» йогина Сватмарамы и «Йога-сутры» мудреца и специалиста по медицине аскета Патанджали (в которых упоминаются Шаткармы), некоторые из них предписывалось (индивидуально, некоторым людям) сделать до того, как приступить к занятиям йогой. В наши дни специалистов по Шаткармам мало даже среди йогов, и эти знания, в целом, мало доступны, поэтому люди иногда берутся за практики йоги, не зная о существовании и важности Шаткарм, или пренебрегая ими. В последствии обычно уже добившись определенных успехов в йоге, эти практикующие часто все же серьезно принимаются за Шаткармы. Это объективный факт, так что это не хорошо и не плохо, в любом случае «грубой ошибки» и вообще особой драмы в этом нет. Не совсем верно утверждать, что якобы «без практики Шаткарм успеха в йоге не добиться», ибо факты говорят об обратном. Но все же не подлежит сомнению, что некоторым людям Шаткармы позволяют совершить рывок в практике йоги. Для людей же с подорванным здоровьем Шаткармы даже сами по себе, по отдельности, могут стать своего рода йогой – тем связующим звеном с отличным здоровьем и большим количеством энергии, полноты жизни, которое им требовалось на данном этапе развития.

Определенно, иногда зашлакованность организма у некоторых людей (йогов и не-йогов) бывает такой сильной, что одними Шаткармами уже «не отделаешься». Это ни в коем случае не умаляет важности Шаткарм: просто в наши дни проблем со здоровьем больше, т.к. в частности появилась продуктовая «химия», которая Патанджали и Сватмараме не могла и в страшном сне присниться; плачевное состояние городской экологии, фаст-фуд, информационное загрязнение – все это, конечно, не добавляет людям здоровья. Поэтому иногда перед тем, как приступать даже к Шаткармам (а не то что к практике йоги!) для пущей безопасности и «наибольшего эффекта для» надо сначала пройти курс Панчакармы – во многом родственную систему чисток, которая, однако, в отличие от Шаткарм должна делаться не «кустарно», дома, а в аюрведическом медицинском центре. Панчакарма – еще более мощный и поэтому потенциально опасный (в неумелых руках) инструмент. Панчакарма – тоже не панацея, а лишь «обнуление» организма до уровня «условно здоров», так что после прохождения курса Панчакармы (обычно 30 дней) следует делать указанные врачом или очевидно необходимые Вам (в русле вашей практики йоги) Шаткармы в обычном, мягком режиме.

Людей же, которым Шаткармы вообще не нужны, в природе очень мало, не больше чем Йети: общаясь со многими йогами, я пока таких не встречал, хотя их существование упоминается в древних йоговских трактатах («Эх, были люди в наше время» — вспоминается цитата классика!). Даже человек, который гордится своим здоровьем и по невежеству считает, что оно идеально, после того как делает какую-нибудь чистку из Шаткарм, может сказать: «О, Боже!! Что это из меня вышло?!», и понять, что не все было так радужно. Но фанатизма тоже быть не должно: надо понимать, что «стерильно» тело будет только в крематории, а выгнать всех паразитов, и зачистить все каналы этого тела почти не реально, да и не нужно. Не в этом цель Шаткарм, не в этом сила йоги.

Читать еще:  Сюжетно-физкультурное занятие в старшей группе «В гости к сказке. Сюжетное занятие по физической культуре с детьми старшей группы

Основная идея, которая должна сопутствовать практике Шаткарм, заключается в том, что фактически, Шаткармы – это часть «паззла», другой составляющей которой является Хатха-йога. Круг практик очищения и оздоровления организма (как симбиоза тела и сознания) должен включать в себя: Шаткармы, Хатха-йогу (асаны, пранаямы, мудры, бандхи), и Раджа-йогу (медитации). Именно практика по этим трем направлениям дает наибольший эффект на всех уровнях функционирования организма.

Любопытное наблюдение: Шаткармы, хотя и призваны очистить именно грубое, физическое тело – имеют порой весьма далеко идущий положительный эффект на наши более тонкие структуры. Причем это касается не только таких медитативных техник как Тратак, и дело даже не в измененных состояниях сознания, которые мы можем переживать, качественно делая Капалабхати. Думается, дело в том, что в неидеальном состоянии («условно здоров») мир познан нами лишь частично: ведь мы смотрим на него как бы через запыленное, закопченное стеклышко нашего тела. А когда убираешь грязь – порой можно увидеть поразительные вещи. Так, например, сделав Шанкха Пракшалану, люди иногда начинают лучше чувствовать свою связь с духовным, с Богом. Иногда вся жизнь меняется после нескольких Шаткарм! Человек преображается, легко бросает вредные привычки, такие как курение, прием алкоголя и наркотиков, мяса, или перестает пить целый день кофе и т.п. Или вдруг обнаруживает, что у него в теле есть-таки «чакры», про которые он может и читал в книжке по йоге, но никогда их не чувствовал – а тут вдруг почувствовал. А казалось бы, «просто чистка кишечника»!

Не стоит думать, что Шаткармы – это банальные процедуры. Они были разработаны йогами и для йогов! Так что фактически, не будет большим преувеличением сказать, что Шаткарма – это самая грубая, примитивная ступень йоги — нулевая, так сказать, в системе восьмеричной Аштанга-йоги! Шаткармы — это создание здорового, крепкого фундамента для практики йоги, а она имеет целью и оздоровление всего организма (в т.ч. и пищеварительной, и эндокринной системы), и «заряжение» его гораздо большим количеством праны (энергии) чем это было возможно раньше, и получение информации от тонких структур нашего тела (чакр, каналов), а затем и контроля над ними. В конечном счете, Шаткармы дают не только более здоровое тело. Они, можно сказать, ускоряют весь процесс йоги, как целостной науки здоровья и самопознания.

Шаткармы – весьма логичные, научно объяснимые техники. Они не могут «не получиться», к ним не нужен талант или «способности», открытый «третий глаз» и т.п. Любую, даже такую сложную Шаткарму как Шанкха Пракшалана, можно сделать в течение 3 часов в любой день в любое время года, суеверий тут быть не должно. В основном же техники Шаткарм (за исключением таких экзотических, как полоскание прямой кишки сидя в воде, которое древние тексты называют «трудным даже для богов»!), довольно просты и могут делаться всеми здравомыслящими «условно здоровыми», а иногда и не очень людьми. Вот для этого мы и начинаем цикл публикаций, посвященных Шаткармам! По каждому из шести направлений чисток Вы получите 1-2 техники, разобранные настолько детально, что вы сможете сделать их самостоятельно, с большой пользой для своего здоровья и практики йоги. Следите за нашими публикациями.

Как практиковать Шаткарму — «Шесть чисток» йоги?

Тот, в ком жир или слизь избыточны, должен выполнять Шаткарму (шесть очищающих техник) прежде всего. Другим, в которых Доши сбалансированы, не обязательно делать их. Дхаути, Басти, Нети, Тратака, Наули и Капалабхати; это известно как Шаткарма или шесть процедур. Йог Сватмарама. «Хатха Йога Прадипика»

Удивительно, но факт: такие «грубые» чистки, как басти (клизма), нети (промывание носа), дхаути (рвота и др.) ведут к утончению, к проявлению тонких ощущений — чувствованию потоков праны в теле во время практики пранаям и асан, и другим желательным чисто йогическим эффектам. Поэтому практика Шаткарм может применяться и с целью оздоровления, и с целью йоговского «утончения» восприятий (на деле, у йогов, при наличии Санкальпы — намерения духовно расти — второе вытекает из первого). Обычно следуя этим принципам мягкие и быстрые чистки можно делать и каждый день, а мощные и долгие (такие как Шанкха-Пракшалана или басти) делаются по выходным или в свободные от работы и практики йоги дни.

Рассмотрим обзорно практическую сторону Шаткарм:

1. Джала-нети (произносится «нэти»). Промывание носа подсоленной водой. Для этой практики нужен нети-пот (чайничек для промывания носа). Приготавливаем раствор соли (поваренной столовой или морской без камушков) из расчета 1 чайная ложка на 0,5 литра воды. Устанавливаем носик чайничка в одно ноздрю, наклонившись над раковиной, и позволяем воде протечь из одной ноздри в другую. Недопустимо «вдыхать» воду, втягивая ее с силой! Не торопитесь, вода постепенно «пробьет» себе дорогу (иногда требуется 3-4 подхода). (Идея в том, что мы не применяем повышенного давления. По той причине для Джала-нети нельзя использовать шприц, спринцовку и т.п. — это может быть очень вредно и вызвать синусит или глухоту.)

Попадание воды в рот не допускаем, уши закладывать не должно. Сделав практику в обе стороны (поменяв ноздрю и добившись протекания воды), тщательно просушиваем ноздри дыханием Капалабхати (активный выдох) 50-100 дыханий, сначала стоя прямо, а потом еще один подход в наклоне вперед (Пада Хастасана).

Существует и более жесткая практика — Сутра-нети, прочищение носа шнурком (иногда используется резиновый катетер 3 мм), ее можно делать, добившись идеального выполнения Джала-нети (обычно через месяц или около того). Катетер или шнурок смазывается растительным маслом, вводится в 1 ноздрю и достается двумя пальцами из глотки, что вначале неприятно. Сутра-нети делать не обязательно, обычно достаточно Джала-нети. Существуют также практики промывания носа молоком (дуд-нети) и топленым маслом (гхи-нети). Такая практика убирает слизь из носа, улучшает зрение, повышает качество сна, обостряет ум и интуицию, также полезно для ушей.

2. Тратак (или «Тратака»). Обычно делается в форме пристального взгляда на пламя свечи. Вечером (в полутьме или в темноте) сядьте в удобную позу с прямой спиной, зажгите свечу или лампадку с маслом гхи, и поместите ее на уровне глаз (для этого можно использовать табуретку или стопку журналов, книг). Огонь должен находиться примерно на расстоянии 20-30 см от глаз. Пристально, стараясь не мигать, смотрите на самую яркую часть пламени, до момента, когда в обоих глазах выступят слезы (обычно занимает 1-10 минут в зависимости от того, сколько вы моргаете). Закройте глаза серединой ладоней (сложив их немного чашечкой), не надавливайте на глазницы. Посидите так 3-5 минут, давай глазам отдых и зафиксировав остаточный образ («солнечный зайчик») в области межбровного центра. После месяца практики следует сделать перерыв на 1 неделю, затем продолжать (чтобы глаза не перенагружались). Такая практика оздоравливает глаза, и усиливает Аджна-чакру.

Читать еще:  Методика проведения и оценки теста купера. Что такое тест Купера

3. Наули («волна»), она же «Лалики» («вращение»). Следует встать с полусогнутыми коленями, опереться руками на локти (как для Агнисара-крии и Капалабхати для начинающих). Сделайте Уддияна-бандху на выдохе: после полного выдоха вберите живот, создавая в нем втягивание — не мышцами, а втягивая живот внутрь и вверх. Затем мысленно выделите среднюю часть живота и «отпустите», расслабьте ее — посередине живота выступит жгут мышц, с боков живот останется втянут. Держите как можно дольше (пока задержка комфортна). Повторите несколько раз. Желательно держать такое положение 20-30 секунд. Когда такая практика (Мадхьяма- или центральная — Наули) будет освоена, можно начинать учиться вращать («взбивать») живот влево-вправо, заканчивая движением влево для правильного пищеварения. Такая практика (даже Мадхьяма-наули) очень полезна для пищеварения и считается, что приносит успех в йоге и блаженство. Опытные йоги делают 100 вращений животом вращая жгут мышц вправо-влево и обратно, и больше, тогда фактически отпадает необходимость в других Шаткармах для очищения пищеварительной системы (Агнисара-крия, Басти, Шанкха Пракшалана и т.п.).

4. Басти (клизма). Традиционно в трактатах указано такое выполнение что нужно набирать воду через анус, делая Мадхьяма Наули (создается втягивание) из водоема или ванной — «йогическая клизма». Однако т.к. хлорированная вода крайне нежелательна в прямой кишке (а в Москва-реке и по Подмосковью, надо сказать, вообще нездоровая вода), на практике альтернативой становится либо втягивание воды в прямую кишку через трубку опущенную в тазикбутылку с чистой подсоленной, лучше кипяченой (как для Джала-нети) водой, либо более комфортная практика — клизма (обычно «простая» соленая, либо медовая или кофейная), либо использование т.н. «кружки Эсмарха» что по эффекту аналогично а по выполнению намного проще «ортодоксального» варианта.

Клизма делается вначале каждый день (в течение недели), затем 3 раза в неделю, 2, затем 1 раз в неделю, затем 1 раз в месяц или даже раз в 3 мес. для контроля за токсинами. Важно, что мы не должны делать клизму, если это не нужно организму, чтобы не сформировалось привыкание (страшно даже представить «йога», который без клизмы не может «сходить по-большому»!).

Для приготовления клизмы берется от 0,5 до 2 литров воды температуры тела (до 39 град.) за раз, может делаться 1-3 подхода (до 6 литров всего максимум в день). Клизма удерживается до острых позывов к дефекации (при этом можно поглаживать живот по часовой стрелке). В идеале клизма должна выходить в конце чистой водой. При правильном йоговском питании острой надобности в басти обычно не возникает, т.е если нет проблем с пищеварением и токсинами. Однако если часты простуды или есть проблемы с кожей, пищеварением — организм, значит, сильно зашлакован, и надо сделать Басти обязательно, чтобы приводит к быстрому решению этих проблем. Басти также делается перед голоданием чтобы очистить прямую кишку от токсинов.

5. Дхаути. Ряд чисток пищеварительной системы. Применяется обычно либо Кунджал-крия (йогическая рвота, очищение желудка) либо Шанкха-Пракшалана («жест раковины», очищение желудка и всего кишечника). Для выполнения Кунджал-крии («жеста слона») следует воздержаться от пищи 3-4 часа или больше (можно накануне не поужинать и утром сделать). Потом залпом, как можно быстрее, выпивается 1,5-2 литра теплой воды (можно подсоленной как для Джала-нети, чтобы не всасывалась, или с лимоном или ромашкой — чтобы пить было легче) и сразу после этого вызывается рвота, надавливая пальцем или ручкой ложки на корень языка. Через 30 минут после практики надо немного поесть. Иногда в «рвотную» воду добавляют специальные аюрведические (натуральные) горькие травы, но это не обязательно.

Такая практика эффективно улучшает состояние организма, т.к. напрямую работает с праной, и поэтому же считается опасным частое использование этой Шаткармы без указания специалиста. Правильно выполняемая практика улучшает пищеварение, проясняет ум и дает бодрость, усиливает Манипуру и Анахату.

Шанкха-Пракшалана — более сложный, трудоемкий, но и комплексный способ очистки кишечника и желудка. Выпивается 2-3 литра подсоленной воды и выполняется серия упражнений (асан), которые проводят воду по всей пищеварительной системы и вызывают дефекацию. В конце практики вода выходит из тела чистой, т.к. фактически человека промывает от рта до ануса. Этот процесс мощно очищает тело на всех уровнях, однако довольно трудоемкий, и занимает 3-4 часа (с опытом — 1-2 часа). Эту практику следует внимательно теоретически изучить, прежде чем приступить к выполнению. Она описана в книгах Малахова (он просто скопировал йоговские тексты), и в интернете, также иногда проводятся спец.семинары по этой технике. Важно правильно делать асаны, и также в ряде случаев при непрохождении воды (сильная зашлакованность, каловые твердыни) ставится клизма или делается Кунджал-крия. Иногда делается «Половинный жест раковины», более легкая и быстрая практика.

6. Бхастрика-пранаяма* — «Дыхание кузнечных мехов». Чистка сосудов и нади (тонких энегетических каналов- токов праны), генерирование внутреннего тепла. Быстро взбадривает, поднимая готовность к практикам. Позволяет также снимать фиксацию на любых предметах (очищает). Может выводить в медитацию, помогает почувствовать потоки праны в теле. Одна из важных ежедневных Шаткарм.

Выполнение: Садимся ровно (крестец, поясница, спина, затылок — выравниваем), плечи опущены и расслаблены (телом не «помогаем» дыханию!), начинаем активные вдохи и сразу выдохи и сразу вдохи носом. Лицо расслаблено (лоб не морщим, губы в «уточку» не сжимаем). Находим комфортный ритм и глубину дыхания, и стараемся уравновесить длину и интенсивность вдоха и выдоха. Дышим пока комфортно (при сильном головокружении, звоне в ушах, подташнивании- замедляемся, либо совсем останавливаемся — соблюдаем принцип гармоничности в практике). Делаем 3 подхода и отдыхаем (30-60 сек), в это время дыхание должно уравновеситься, прийти в норму. Мысли могут активизироваться, но мы соблюдаем внутреннюю тишину (ни о чем особенно не думаем во время практики), наблюдаем дыхание и внутренние ощущения.

Существует несколько (условных) уровней освоения Бхастрики*.

  • Базовый: 3 подхода по 15-20 циклов активного дыхания;
  • Основной: 3 подхода по 30-50 циклов дыхания;
  • Продвинутый: 3 подхода по 50-100 циклов дыхания.

Можно также делать задержки на выдохе (3 бандхи: Джаландхара, Мула, Уддияна) или на вдохе (2 бандхи: легкая Мула, Джаландхара, Мула закрепляем) между циклами, однако с осторожностью и только если это комфортно.

*Бхастрика считается очень мощной практикой (способной пробуждать Кундалини и т.п.) и поэтому, конечно, должна осваиваться постепенно (как «завещал великий» Патанджали), с осторожностью.

Русскоязычное йога сообщество теперь есть в Telegram!
Присоединяйтесь — https://telegram.me/ru_yoga

Источники:

http://indiada.ru/yoga/shatkarmy.html
http://yogasecrets.ru/ochischenie/shatkarmi-shest-yogicheskih-chistok-organizma
http://hanuman.ru/blog/yoga-reshayet-problemy/kak-praktikovat-shatkarmu-shest-chistok-yogi

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector