12 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Принципы идеомоторной тренировки. Идеомоторная тренировка в спорте

Идеомоторная тренировка

Во многих работах указывается, что действенное улучшение может быть достигнуто только при сочетании идеомоторной и физической тренировки. При этом влияние идеомоторной тренировки на формирование умений и навыков наиболее эффективно, когда обучаемый предварительно ознакомлен с упражнениями и действиями или имеет определенный двигательный опыт. В то же время отдельные исследования (Д. Джонс, 1963; А. А. Белкин, 1965) показывают, что посредством только идеомоторной тренировки можно в глубокой форме овладеть новым упражнением (совсем незнакомым действием) без предварительного его выполнения. Но этой способностью обладают только отдельные высококвалифицированные спортсмены. Рядом исследований установлено, что идеомоторная тренировка дает возможность установить ошибки или переделывать уже усвоенный двигательный навык, а может сопровождаться эффектом, если мысленное выполнение действия недостаточно точно и тщательно.

Идеомоторный метод при правильной организации в каждом виде спорта может существенно повысить «мышечную выносливость» (И.Келси, 1961), спортивную работоспособность (Г.Тивальд, 1973) и способствовать сохранению техники сложных упражнений после перерыва в тренировках (В.Я.Дымерский, 1965; А.А.Белкин, 1969). Идеомоторика эффективна при психорегуляции эмоциональных состояний спортсменов перед соревнованиями (А.В.Алексеев, 1968).

Итак, головной мозг – орган, где формируется программа будущего движения, а остальные системы организма, в первую очередь опорно-двигательный аппарат, выполняют намеченную программу. От того, насколько успешно функционируют программирующая и исполняющая системы, и от того, насколько хорошо они взаимосвязаны, зависит качество конечного результата нашей деятельности.

Для того, чтобы мысленные образы будущего движения воплощались предельно эффективно, надо правильно пользоваться ими. Причем пользоваться совершенно сознательно, активно, а не просто полагаться на те процессы, которыми природа одарила наш организм. Представление, как психический процесс, подчиняется определенным законам.

Первое положение – чем точнее мысленный образ движения, тем точнее, «чище» выполняемое движение.

Второе положение – идеомоторным называется лишь такое представление, при котором мысленный образ движения обязательно связан с мышечно-суставным чувством человека.

Мысленные представления могут быть «зрительными». В этом случае человек видит себя как бы со стороны, будто на экране телевизора. Надо хорошо уяснить, что такие «зрительные» представления обладают очень малым тренировочным действием. Ведь в этом случае импульсы, рожденные в головном мозгу, почти не передаются на мышцы, которые должны выполнять задуманное движение. Поэтому работа идет как бы вхолостую, не возникает достаточной активности в соответствующих мышцах. В этом можно убедиться и на опыте с висящим грузом. Мысленно представьте себя как бы в «зеркале», «посмотрите» на себя со стороны и попытайтесь, глядя на тот, «зеркальный», висящий сбоку груз, представить, что он раскачивается, – получится намного хуже.

Рассогласованность между программирующим органом – головным мозгом и исполняющим аппаратом – мышцами и суставами особенно хорошо заметна во время наблюдении за обнаженным телом неподвижно сидящего или лежащего с закрытыми глазами человека. В тех случаях, когда он мыслит идеомоторно, «пропускает» представления о движении «через себя», в его мышцах довольно отчетливо видны микросокращения и микрорасслабления. Если же представления имеют чисто зрительный характер, то никаких микродвижений в мышцах не возникает, хотя человеку кажется, что он «пропускает» мысленные представления через свой организм. Следовательно, наблюдая за мышцами человека во время идеомоторной тренировки, можно легко выяснить, насколько его мысленные представления о том или ином техническом элементе достигают цели.

Третье положение – исследования ряда авторов, в частности АД.Пуни, Ю. З. Захарьянц и В. И. Силина, Е. Н. Суркова и др. доказали, что эффект воздействия мысленных представлений заметно возрастает, если их облекать в точные словесные формулировки. Надо не просто представлять то или иное движение, а одновременно проговаривать его суть про себя или шепотом. В одних случаях слова нужно произносить параллельно с представлением движения, а в других – непосредственно перед ним. Как поступать в каждом конкретном случае, – подсказывает практика. В том, что слова заметно усиливают эффект мысленного представления, легко убедиться во время опыта с висящим на пальце предметом. Если не просто представлять, что груз начинает раскачиваться, предположим, вперед-назад, а начать произносить слова «вперед-назад» вслух, то амплитуда колебаний сразу же увеличится.

Четвертое положение – начиная разучивать новый элемент техники, надо представлять его исполнение в замедленном темпе, так, как мы это видим при демонстрации кинопленки, заснятой рапид-методом. Замедленное промысливание технического элемента позволит точнее представить все тонкости изучаемого движения и вовремя отсеет возможные ошибки.

Читать еще:  Конспект занятия по физической культуре в средней группе. Конспект занятия по физкультуре с детьми средней группы

Пятое положение – при овладении новым техническим элементом мысленно представлять его лучше в той позе, которая наиболее близка к реальному положению тела в момент выполнения этого элемента.

Когда человек, занимаясь идеомоторикой, принимает позу, близкую к реальному положению тела, возникает гораздо больше импульсов от мышц и суставов в головной мозг, которые соответствуют реальному рисунку движения. И головному мозгу, программирующему идеальное идеомоторное представление о движении, становится легче «связываться» с исполняющим аппаратом – опорно-двигательным. Другими словами, у человека появляется возможность более осознанно отрабатывать необходимый технический элемент.

Вот почему так полезны тренажеры, позволяющие принимать самые различные позы, особенно, где движения часто происходят в воздухе, после отрыва от точек опоры. Побывав в состоянии своеобразной невесомости человек начинает лучше чувствовать тонкие элементы техники движения и лучше представлять их.

Шестое положение – во время идеомоторного промысливания движения оно иногда осуществляется настолько сильно и явственно, что человек начинает невольно двигаться. И это хорошо, так как говорит о налаживании прочной связи между двумя системами – программирующей и исполняющей. Поэтому такой процесс полезен – пусть тело как бы само по себе включается в исполнение того движения, которое рождается в сознании. Такую картину приходилось видеть наиболее часто при занятиях с фигуристами. Стоя на коньках с закрытыми глазами, они неожиданно для себя начинали плавно и медленно двигаться вслед за мысленными идеомоторными представлениями. Как они говорили, их «ведет».

Вот почему в тех случаях, когда идеомоторные представления реализуются не сразу, с затруднениями, можно рекомендовать сознательно и осторожно связывать идеомоторные представления с соответствующими движениями тела и таким способом соединять мысленный образ движения с мышцами, выполняющими его.

Несколько слов о так называемых имитациях. Имитируя, выполняя как бы в намеке реальное движение или часть его, человек помогает формированию более четкого представления о нужном ему техническом элементе, идя, так сказать, от периферии, от мышц, к центру, к головному мозгу. Так что имитация самых разных движений, которую нередко можно увидеть во время разминки – хорошее подспорье в подготовке к выполнению того или иного трудного упражнения.

Но, имитируя, нужно сознательно связывать исполняемые движения с их мысленным образом. Если же имитации проводить формально или думать о другом, пользы имитирующие действия не принесут.

Седьмое положение – неправильно думать о конечном результате непосредственно перед выполнением упражнения. Это одна из довольно распространенных ошибок.

Когда в сознании доминирующее положение занимает забота о результате, она вытесняет самое главное – представление о том, как достичь этого результата. Вот и выходит, что, например, стрелок думает о том, что ему необходимо попасть в «десятку», эта мысль начинает мешать точным представлениям о тех технических элементах, без выполнения которых попасть в «десятку» просто невозможно. Поэтому он и не попадает. «Перестарался, очень хотел», – говорят в таких случаях, забывая о том, что для достижения желаемого результата надо думать не о нем, а опираться на мысленные образы тех действий, которые ведут к этому результату.

Итак, в умении непосредственно перед выполнением движения представить его идеомоторно и точно, назвать исполняемое движение соответствующими точными словами – и заключается суть «идеомоторного принципа построения движений».

Подведем основные итоги. Итак, чтобы достичь высокой точности движения, надо:

во-первых, создать предельно точный мысленный образ данного движения, на первых порах хотя бы зрительный;

во-вторых, перевести этот образ, сохраняя его высокую точность, на рельсы идеомоторики, то есть сделать движение таким, чтобы вслед за его мысленным образом начали (пусть еле заметно) функционировать соответствующие мышечные группы;

в-третьих, подобрать программирующее словесное оформление хотя бы для наиболее главных – опорных – элементов в отрабатываемом движении.

К четвертому этапу – физическому исполнению движения – можно переходить только после того, как будут выполнены предыдущие условия, после того, как идеомоторный образ движения станет точным и устойчивым и будут хорошо «размяты» мышцы, которым предстоит выполнить намеченное движение.

Соблюдение такого принципа построения движений, как показывает практика, избавляет от многих осложнений и дает нужный результат намного скорее, чем обычный метод «проб и ошибок».

Принципы идеомоторной тренировки. Идеомоторная тренировка в спорте

Принципы идеомоторной тренировки в спорте

Идеомоторную тренировку в основном применяют высококвалифицированные спортсмены, которые пришли к убеждению её необходимости в результате длительных эмпирических поисков. Низкоквалифицированные спортсмены не имеют навыков её проведения. Они мысленно воспроизводят упражнение только визуально, в зрительных образах, которые не дают должного эффекта. Суть же идеомоторного метода состоит в умении сознательно, преднамеренно вызывать кинестезические представления – комплекс тех ощущений и восприятий, от которых зависит успех выполнения реального действия.
Использование идеомоторной настройки перед соревнованием в течение 10 – 15 занятий подготавливает спортсмена к успешному выступлению. Все это происходит только в том случае, если спортсмен путём усиленной тренировки развивает у себя способность в нужный момент вызывать мышечно-двигательные представления о движении. Этому способствуют следующие приёмы:
— систематическое индивидуальное планирование предстоящих действий;
— проговаривание заданий;
— мысленное выполнение упражнений с применением волевых усилий, мышечным напряжением и расслаблением, имитационными движениями;
— умение разделять движение на части и находить в них основные фазы двигательных действий;
— сравнение и анализ мышечно-двигательных ощущений реального действия с представляемыми;
— внушение и самовнушение;
— выполнение упражнения после сокращенной специальной разминки.
При этом процесс обучения идеомоторному методу надо строить на основе общеизвестных дидактических принципов: последовательности, доступности, систематичности, индивидуализации и др.
Кроме них необходимо учитывать и следующие специальные принципы:
1 Принцип мотивированной заинтересованности, предполагающий привитие спортсменам серьёзного отношения к методу.
2 Принцип универсальной эффективности. Идеомоторная подготовка эффективна во многих аспектах: обучении технике, настройке на выступление, воспитании психических, волевых, интеллектуальных качеств, воспитании творческого отношения к тренировочному процессу.
3 Принцип доминирующей эффективности. В наибольшей степени тренирующий эффект проявляется в овладении пространственными характеристиками движения, затем временными и в определенной степени силовыми. Чем сложнее по координации действие, тем более необходима идеомоторная подготовка.
4 Принцип отсроченного эффекта. Первые занятия по этому методу не дают результата. Это происходит из-за отсутствия программ представления движения и связей в коре головного мозга.
5 Принцип индивидуальности. Варианты идеомоторной настройки зависят от индивидуально-психологических различий спортсмена. Спортсмены с сильной нервной системой обычно начинают идеомоторные выполнения движения непосредственно перед стартом. Лица со слабой нервной системой проделывают это намного раньше, и используют её чаще и намного эффективнее. Индивидуальна также и содержательная сторона идеомоторной программы.
6 Принцип содержательной эффективности. Наибольший реальный тренирующий эффект представления движения достигается при идеомоторном воспроизведении в мышечно-двигательных образах узловых моментов действия, его результативной сути.
7 Принцип вербализации. Проговаривание или чёткое словесное обозначение (вслух или про себя) основных моментов действия усиливает тренирующий эффект представления движения.
8 Принцип дозирования. Многократное повторение (мысленное) движения утомляет нервные центры. В итоге двигательные представления теряют ясность и чёткость, становятся беспорядочными, что снижает результативность идеомоторной подготовки. Целесообразно мысленно повторять задание 5 раз, а сложные задания однократно.

Читать еще:  Поговорка конь не валялся что означает. Происхождение, особенности употребления и значение фразеологизма "конь не валялся"

Идеомоторная тренировка — это. Понятие, суть, этапы и методы

Идеомоторная тренировка — это постоянное активное представление определенного действия, при этом человек ощущает влияние упражнения на мышцы. Такой подход применяется в подготовке спортсменов, для лечения психологических состояний или реабилитации. В статье рассмотрим подробнее суть тренировки, кому она необходима и как правильно выполнять упражнения.

Идеомоторный метод тренировки заключается в активном представлении двигательных навыков, что способствует лучшему овладению ими, закреплению и совершенствованию техники. В момент выполнения движений важно напрягать мышцы и максимально и точно совершать движения, но делать это мысленно.

Прежде чем начать тренировку, человек должен полностью овладеть навыком в теории, то есть знать последовательность действий, представлять их в деталях. Далее начинается внешняя реализация навыка: повтор воображаемого, закрепление результата.

Считается, что метод существенно повышает уровень выносливости спортсмена, способствует сохранению знаний при длительных перерывах между тренировками, дает возможность овладеть новым навыком, ранее не опробованным.

Кому необходима тренировка?

Идеомоторная тренировка — это совокупность упражнений, которые человек выполняет используя воображении. Комплекс помогает людям с хорошей физической формой, например, спортсменам, у которых скоординирована работа мышц. Для новичков метод будет менее полезен.

Кому нужны тренировки:

  • спортсменам, для совершенствования навыков;
  • людям в период реабилитации после перенесенных травм, операций;
  • людям для стабилизации психологического состояния.

Если человек контролирует свои мышцы, то тренировка помогает развить новые навыки или усовершенствовать ранее изученные. Тренеры отмечают, что при постоянном выполнении упражнений атлет увеличивает скорость и точность движения.

Также упражнения полезны при отсутствии тренировок по объективным причинам – травмы, отстранение, болезнь. Если спортсмену необходима реабилитация или перерыв, то идеомоторные тренировки могут частично заменить работу в спортзале. Они помогают вспомнить движение и сохранить мышцы в тонусе.

Иногда такой метод помогает успокоиться, например, перед серьезной подачей в волейболе. Чтобы прийти в норму, спортсмен представляет идеальное движение несколько раз и выполняет его правильно.

В спорте

Идеомоторная тренировка, как метод саморегуляции, применяется при подготовке к спортивным соревнованиям. Спортсмен представляет свои движения мысленно со стороны, что дает ему возможность лучшее овладеть упражнением.

В спорте многие критикую такой подход, называя его бесполезным. Но те, кто тренировался длительное время и научился контролировать свои мышцы, считают метод эффективным и необходимым.

Читать еще:  Как одеться в тренажерный зал девушке. В чем пойти на фитнес? Составляем идеальный аутфит

Некоторым людям проще представить фиксированный образ, а другим — движение целиком. Но важно всегда отмечать свои ощущения и контролировать работу мышц. Развитие навыка мысленного представления движений позволяет быстрее воспроизвести упражнение в реальности.

Атлеты, гимнасты, акробаты особенно нуждаются в подобных тренировках, потому что для них важно осознавать положение тела в пространстве.

В реабилитации

Идеомоторные упражнения особенно необходимы в период реабилитации. Они позволяют лежа на кровати представлять выполнение движений. Врачи отмечают, что такие тренировки эффективны и сокращают период нахождения в больнице.

Метод рекомендуется спортсменам после растяжений, переломов, перенесенных операций. Также метод популярен в реабилитации после инсульта, параличах части тела. Человек не просто лежит в кровати и вспоминает, как он ходил или бегал. Он должен сконцентрироваться и мысленно воспроизвести свои ощущения, представить их максимально реально. Если при пробежке чувствовался запах цветов, то он должен присутствовать и при идеомоторной тренировке. Спортсмен должен представить, как он забивал гол или бросал мяч, что чувствовал при этом.

Также тренеры и врачи рекомендуют проводить словесное оформление идеомоторной тренировки в реабилитации. Когда человек проговаривает свои ощущения, они становятся реальней. Тренировка в комплексе с пассивными упражнениями помогает быстрее привести мышцы в норму.

Принципы

Идеомоторная тренировка — это мысленное представление движения.

Для эффективности следует придерживаться совокупности принципов:

  1. Точность мысленного образа – чем точнее, тем чаще движение выполняется без ошибок.
  2. Связь с мышцами. Тренировка эффективна только в случае полноты ощущений и обеспечения связи мышц и чувств человека.
  3. Применение словесных описаний выполняемых упражнений. Исследования доказали, что словесные формулировки повышают эффективность тренировки. Для этого каждое упражнение оговаривается вслух.
  4. Замедленное представление нового навыка поможет человеку понять, как правильно его выполнять.
  5. Правильное положение тела. Авторы методики рекомендуют представлять выполнение нового элемента тренировки в позе, максимально близкой к реальному положению тела. При этом человек быстрее концентрируется и связывает мыслительные процессы с мышцами.
  6. Непроизвольные движения. Иногда во время тренировки человек начинает неосознанно двигаться – это говорит о полноценной связи мыслительной и мышечной систем.

Для эффективности тренировок применяются специальные тренажеры, с помощью которых человек учится концентрироваться в различных позах.

Этапы

Идеомоторный метод может освоить каждый человек, при этом изучение происходит в несколько этапов.

Этапы овладения идеомоторной тренировкой включают:

  1. Начальный. Человек должен начать с того, что научиться четко представлять свою цель – конкретное движение. Поэтому перед началом тренировки необходимо выполнить упражнение несколько раз — так мозг запомнит последовательность действий и ощущения.
  2. Тренинг. На этом этапе человек словесно оформляет свои движения в реальном упражнении, а потом переносит тренировку в мысленное представление. В момент словесного описания движения проговариваются в тот момент, когда непосредственно происходит движение. Человек описывает, что нужно делать и свои ощущения в данный момент.
  3. Автоматизация. Наиболее сложным в тренировке является воспроизведение мышечно-суставных сухожильных ощущений. Сначала человек проводит реальные тренировки, потом учится создавать напряжение в мышцах, потом – в суставах. Только после этого ощущения могут быть воспроизведены сознанием.

Как делать?

Идеомоторные упражнения в тренировке физического состояния нужно проводить по инструкции:

  1. Закрыть глаза и отбросить все мысли, расслабиться, сделать глубокий вдох носом и выдохнуть через рот.
  2. Представить собственное тело, прочувствовать мышцы, начиная снизу.
  3. Сосредоточиться на части тела, для которой проводится тренировка.
  4. Начать выполнять упражнения в медленном темпе, не думать о результате.
  5. Мысленно сделать движение несколько раз, проговаривая детали. На этом этапе могут возникать мышечные напряжения и судороги.
  6. После окончания упражнения представить результат (рельефность мышц, движение конечности, восстановившуюся функциональность).

Если тренировка проводится в период реабилитации, то необходимо посоветоваться с врачом ЛФК.

Методические рекомендации

Идеомоторная тренировка в спорте предполагает решение определенных задач, в чем спортсмену помогает тренер:

  1. Интерес атлета к такому виду тренировки. Человек должен развить ответственное отношение к упражнениям, осознать необходимость и эффективность. Инструменты – беседы, позитивный настрой. Ошибки – неполное представление движения, расплывчатый образ, неумение сосредоточиться.
  2. Проведение анализа тренировочных занятий. В этом помогает тренер, который наблюдает за тренировкой, объясняет неверные действия и указывает на ошибки.
  3. Поиск основных моментов в движении. Спортсмен должен понять движение полностью, в этом ему помогают зарисовки и наглядные пособия.
  4. Развитие способности вызывать мышечно-двигательные представления и реальные ощущения. Для этого применяются методы самоанализа и самоконтроля. Важно акцентирование внимания на представлении силовых компонентов, выполнении движения в пространстве. Также применяется пересказ выполняемой тренировки и ощущений.

Идеомоторная тренировка — это комплекс упражнений, эффективность которых зависит от психологического состояния. Человек должен уметь концентрироваться, согласовывать работу мышц и мысленно воплощать ощущения.

Источники:

http://psylist.net/sport/3.htm
http://sinref.ru/000_uchebniki/04600_raznie_2/687_psihologia_fizicheskoi_kukturi_2007/052.htm
http://fb.ru/article/394202/ideomotornaya-trenirovka—eto-ponyatie-sut-etapyi-i-metodyi

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector