Приложение «Дыхательная гимнастика для дошкольников. Дыхательная гимнастика в детском саду: здоровье на первом месте
Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Дыхательная гимнастика по Стрельниковой А.Н. «Здоровячок»
Актуальность: Размышляя о природе здоровья, древнегреческий врач и естествоиспытатель Гиппократ писал в «Книге о ветрах»: «Болезни едва ли могут происходить из другого источника, кроме воздуха, когда он в большем или меньшем количестве, или более сгущённый, или пропитанный болезнетворными миазмами входит в тело…» Однако предположения о взаимосвязи дыхания и здоровья выдвигались задолго появления трудов греческого мудреца. И здесь нельзя не упомянуть пионера дыхательной гимнастики Гермеса Трисмегиста. Системе физиологически обоснованных и высокоэффективных дыхательных упражнений Гермеса Трисмегиста – более двух тысячелетий!
Мы говорим «утро дышит прохладой», «вздохнула земля», «божественное дыхание ветерка», – вся наша планета дышит и развивается как живой организм.
Дыхание – основа всего живого. Общеизвестно, что биологическая потребность в дыхании является базисной витальной потребностью живого организма.
Дыхание является сложным биологическим процессом потребления кислорода из окружающей среды и выделением углекислого газа.
Гимнастика Александры Николаевны Стрельниковой сейчас очень популярна. Тысячи людей избавились от тяжелых недугов с помощью этой уникальной гимнастики, запатентованной как способ лечения и занесенной в Государственный реестр Российской Федерации под №2214812.Эта гимнастика универсальна. Она может быть лечебной и профилактической, оздоровительной и развивающей, восстанавливающей силы и улучшающей настроение. Ее можно делать дома и на улице, стоя, сидя и лежа, всю сразу или по частям. Она не имеет противопоказаний и очень результативна.
Педагогическая целесообразность: Внедрение здоровьесберегающихтехнологий в деятельность ДОУ требует новых нестандартных подходов к оздоровлению детей, так как прежние формы и методы не могут в должной мере противостоять ухудшению здоровья подрастающего поколения.
Многие современные методы снижения заболеваемости детей дают хорошие результаты, но требуют материальных затрат, иногда значительных, как для приобретения оборудования, так и для введения новых специалистов в штатное расписание. Для работы по некоторым методикам необходимо отдельное помещение и дополнительное время. И то, и другое не всегда возможно. По этим и другим параметрам дыхательная гимнастика Александры Николаевны Стрельниковой вне конкуренции.
Преимущества данного метода: По мнению многих специалистов, дыхательная гимнастика Стрельниковой хороша тем, что:
- сочетается со всеми циклическими упражнениями: ходьбой, бегом, плаванием;
- восстанавливает функции органов, разрушенных болезнью;
- является отличной профилактикой болезней, доступна всем людям;
- для занятий гимнастикой не требуется особых условий – специальной одежды (спортивный костюм, кроссовки и т. д.), помещения и пр.;
- после первых занятий объем легких значительно увеличивается;
- обеспечивается насыщение кислородом и активизация общих обменных процессов
на клеточном уровне;
- дает хороший эффект для тренировки мышечной системы дыхательного аппарата и
- активизирует иммунную систему и защитно-приспособленческие механизмы
организма. Тренируется внутренняя, скрытая от наших глаз мускулатура органов дыхания;
- жизненная ёмкость легких после первого же лечебного сеанса увеличивается на 20-
- снижается артериальное давление за счет предельного насыщения крови
кислородом и укрепления стенок кровеносных сосудов изнутри;
- гимнастика показана и взрослым и детям.
Один из лучших специалистов Москвы по реабилитации больных, врач высшей категории Зинаида Петровна Мелихова говорит: «Для стрельниковской гимнастики нужен один квадратный метр комнаты и открытая форточка. Через 10 минут после начала занятий появляется совсем другое самочувствие: бодрость, легкость во всем теле, прекрасное настроение. То есть в минимальный срок – максимальный результат. А это как раз и необходимо современному человеку при нашем образе жизни».
Выполнение дыхательной гимнастики имеет 2 главные основополагающие цели: оказать направленное воздействие на дыхательный аппарат, увеличить его функциональные резервы; вызвать изменения в различных органах и функциональных системах.
Польза дыхательной гимнастики Стрельниковой для детей Результаты занятий дыхательной гимнастикой Стрельниковой действительно впечатляют. Она эффективно помогает в лечении целого спектра недугов, усиливая при этом результативность различных методов лечения, в том числе медикаментозных и альтернативных. В их числе:
– хронические заболевания носовых пазух, бронхов и легких, в том числе пневмония и астма;
– язвенная болезнь (в стадии ремиссии);
– заболевания неврологического характера.
При выполнении упражнений активизируются иммунные силы организма. Гимнастика позволяет развивать гибкость, пластичность, а также способствует исправлению нарушений осанки у детей и подростков за счет активности в процессе выполнения упражнений практически всех групп мышц.
Детский организм начинает развиваться оптимальными темпами. Активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.
Цель обучения детей дошкольного возраста дыхательной гимнастике по методу А.Н. Стрельниковой
– способствовать укреплению здоровья детей и приобщению к здоровому образу жизни.
Задачи обучения детей дошкольного возраста дыхательной гимнастике по методу А.Н. Стрельниковой
1. Воспитание у детей интереса к занятиям дыхательной гимнастики.
2. Воспитание умения работать по сигналу в коллективе детей.
1. Улучшать – дренажную функцию бронхов.
2. Восстанавливать – нарушенное носовое дыхание.
3. Повышать – общую сопротивляемость организма его тонус, улучшать нервно – психическое состояние.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы 4 – 6 лет.
Направленность дополнительной программы: Оздоровительная.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы (октябрь – май).
Формы режим занятий: Фронтальный, индивидуальный, согласно сетке занятий.
Ожидаемые результаты и способы их проверки: «Диагностика»
Улучшенная дренажная функция бронхов.
Восстановленное носовое дыхание.
Повышенная общая сопротивляемость организма, его тонус.
Улучшенное нервно- психическое состояние.
Диагностическая таблица. Дыхательная диагностика
Сценарий на Всемирный день здоровья «Весёлое дыхание!»
Материалы для школы и ДОУ. Для проведения торжеств вам также может подойти сценарий спортивных мероприятий на День здоровья. Интегрированная образовательная деятельность в подготовительной к школе логопедической группе. «Весёлое дыхание!».
Цели: коррекционно-образовательные:
- формировать у детей понятие о правильном дыхании;
- учить проговаривать скороговорку на одном дыхании;
- расширять и активизировать словарь: вдох, выдох, глубокий вдох, на одном дыхании, долгий выдох, плавный выдох.
- продолжать развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
- совершенствовать умение бесшумно вдыхать через нос (не поднимая плеч), спокойно и плавно выдыхать;
- закреплять умение согласовывать речь и движение;
- закреплять умения отвечать на вопрос развёрнутой фразой;
- продолжать развивать умение согласовывать звук и букву.
- развивать умение выполнять упражнения с элементами дыхательной гимнастики;
- повышать интерес к дыхательной гимнастике;
- создать положительный эмоциональный настрой.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, ёмкость с чистыми салфетками, ёмкость под грязные салфетки.
Демонстрационный материал:Презентация, мнемотаблицы скороговорок.
Раздаточный материал: зеркала, мячики – “ёжики” (Су-джок терапия), салфетки, буквы.
Методы и приёмы: пояснение, показ, отраженная речь, сопряженная речь, вопрос-ответ.
Ход мероприятия
Организационный момент. (Слайд 1)
Логопед: Ребята, вы уже знаете, как важно быть здоровым, сильным, выносливым. А что для этого нужно делать?
Ответы детей: (поощрять ответы развёрнутой фразой)
– Чтобы быть здоровым и сильным, надо умываться.
– Чтобы быть здоровым и сильным, надо чистить зубы.
(Делать зарядку, закаляться, заниматься спортом, кушать фрукты и овощи, соблюдать режим дня, т.д.)
Логопед: Замечательно! А ещё нужно научиться правильно дышать. Правильное дыхание помогает нам красиво и чётко произносить звуки. Вот сегодня мы будем учиться правильно дышать.
I. Развитие моторных функций
Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики
1. Общее расслабление. Выполнение действий по тексту
Логопед:
Ручки крепко мы потрём
И наполним их теплом.
К щёчкам ласково прижмём
И наполним их теплом.
(авторская разработка)
Дети выполняют действия по тексту. Упражнение выполняется 2 р.
Логопед: Теперь нашим ладошкам стало жарко, подуем на них: делаем глубокий вдох через нос, складываем губы трубочкой и делаем долгий выдох.
Логопед: Какой был вдох?
Дети: Вдох глубокий, через нос.
Логопед: Какой был выдох?
Дети:Выдох был долгий.
2. Развитие общей моторики
Будем делать мы зарядку, – Шагают на месте.
Чистить зубы по порядку: – Разводят руки в стороны.
Справа, слева, сверху-вниз. – Наклоны туловища вправо-влево.
“Щёточка, не торопись!” – “Грозят пальчиком”
А ещё, конечно, надо – Шагают на месте.
Научиться так дышать, – Разводят руки в стороны.
Чтобы звуки было чётко – Наклоны туловища вправо-влево.
И удобно издавать.
Дети вместе с педагогом проговаривают текст и выполняют действия.
3. Развитие мелкой моторики. ” На зарядку!”
Рано утром на зарядку – Сжимают-разжимают пальцы.
Выходили по порядку:
Пёс-Барбос, – Пр. рука: большой палец поочерёдно
утёнок смелый – образует “колечко”
И котёнок – с каждым пальцем кисти.
белый-белый. –
Раз-два, Лев. рука: аналогично.
три-четыре,
Хвост трубой,
а лапки шире.
И мы тоже не ленились, – Сжимают-разжимают пальцы.
Рядом с ними становились.
4. Массаж лица
Утром детвора проснулась, – Похлапывания кончиками пальцев от середины лба к середине подбородка.
Сладко очень потянулась, – Поглаживания сверху вниз вдоль границ лица.
Побежала умываться, – Кончики пальцев “побежали” от середины подбородка к середине лба.
Чистить зубки, – Указательными пальцами обеих рук растираем над бровями.
одеваться. – Указательными пальцами обеих рук растираем вдоль носа: справа и слева.
Ведь просторный детский сад – Круговые движения от середины лба до середины подбородка
Ждёт-пождёт к себе ребят. – Аналогично в обратную сторону.
5. Развитие артикуляционной моторики
Упражнение выполняется перед зеркалом.
Логопед:
Вот окошко распахнулось. – Открыли рот.
Вышла кошка на карниз. – “Сердитая кошка выгнула спинку”
Посмотрела кошка наверх. – Широкий язычок за верхней губой.
Посмотрела кошка вниз. – Широкий язычок за нижней губой.
Вот налево повернулась. – Острый язычок у левого угла рта.
Вот направо оглянулась. – Острый язычок у правого угла рта.
Потянулась, улыбнулась – “Лопатка”, “Улыбка”
И уселась на карниз. – Расслабленный язык “отдыхает” на нижней губе.
II. Развитие дыхательной и голосовой функции
1. Работа по развитию дыхания и голоса
Логопед:
Носик свой скорей найди,
И его нам покажи.
Чтобы правильно дышать, – Дети берут салфетки и
Надо носик очищать, – очищают свои носики.
Ротик свой ты закрывай, – Дети закрывают рот ладошкой.
Только с носиком гуляй. – Дышат через нос.
Носик шустрый баловник! – На вдох слега прижимаем
Он шалить у нас привык. – указательными пальцами крылья носа
Тише – тише, не спешите, – 4 вдоха – выдоха через правую и левую Ароматом подышите. – ноздрю, поочерёдно, закрывая их указательным пальцем
Хорошо гуляем мы – На выдох постукивают указательными
И поём «бо-ба-бу-бы». – пальцами по крыльям носа и произносим слоги.
Нагулялся носик мой,
Возвращаемся домой.
2. Упражнения с элементами дыхательной гимнастики
Упражнения с использованием элементов дыхательной гимнастики дети выполняют под руководством инструктора по физическому воспитанию.
Инструктор по физ. воспитанию даёт установку:
- воздух набирать через нос;
- плечи не поднимать;
- выдох должен быть долгим и плавным;
- надо следить, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками);
Упражнение “Ветер”
Дети поднимают руки через стороны вверх и так же их опускают, одновременно произнося цепочку из четырех гласных звуков. Разводя руки из нижнего положения в «в стороны» – произносят на выдохе «А», при движении из положения « в стороны» в положение «вверх» – произносят звук «О», затем при движении рук из положения «вверх» в положение «в стороны» произносится звук «У», а из положения «в стороны» в нижнее положение – звук «И».
Упражнение “Аист”
Дети стоят прямо, разводят руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, выносят вперед. Зафиксируют положение на несколько секунд. Держат равновесие. На выдохе опускают ногу и руки, тихо произнося “ш-ш-ш-ш”. Упражнение повторить 3-4 раза.
Упражнение “Волна”
Дети сидят на полу, ноги слегка раздвинуты, руки вниз.
На вдохе руки поднимают над головой, на выдохе медленно возвращают в исходное положение. Одновременно с выдохом говорят «Вни-и-и-з».
Упражнение “Пружинка”
Дети лежат на спине; ноги прямые, руки вдоль туловища. Поднимают ноги и сгибают их в коленях, прижимают к груди (выдох). Возвращаются в исходное положение.Упражнение повторить 3-4 раза.
Упражнение “Тюлень”
Дети лежат на животе; руки вытянуты вдоль туловища, затем руки – на пояс, приподнимают верхнюю часть груди, плечи и голову, потягиваются (вдох). Возвращаются в исходное положение (выдох). Повторить 3-4 раз.
III. Развитие лексико-грамматической стороны речи, произношения
1. Упражнение с мячом – «ёжик» (су-джок терапия)
Логопед использует приём отражённой речи. Дети проговаривают фразу вслед за логопедом и выполняют движения по тексту.
Логопед: Я мячом круги катаю,
Дети: Я мячом круги катаю,
Далее аналогично по тексту:
Взад-вперёд его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
И сожму его немножко,
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк:
Мяч летает между рук.
2. Говорим скороговорки
Логопед предлагает рассмотреть мнемотаблицы ранее разученных скороговорок, припомнить их: произнести сначала медленно.
Затем делает установку: нужно глубоко вдохнуть и произнести скороговорку на одном дыхании.
“Весенние цветы”
Весной весенние цветы
под солнцем лезут из травы.
“33 Егорки”
На пригорке возле горки
Жили тридцать три Егорки.
Активизация словаря
Логопед: Как мы произносили скороговорки?
Дети: Мы произносили скороговорки на одном дыхании.
3. Игровое упражнение «Пишущая машинка»
Каждому играющему присваивается буква алфавита. Затем логопед поговаривает слово: “Нос”. По сигналу дети начинают печатать: ребёнок – первая «буква» слова хлопает в ладоши и выкладывает её, затем вторая и т. д. Когда слово будет напечатано, все дети хлопают в ладоши. (Аналогично со словами “рот”, “вдох”).
IV. Подведение итогов
Логопед: Сегодня мы много играли; учились выполнять разные упражнения, чтобы правильно дышать. Скажите, а что вам больше всего запомнилось и понравилось?
Ответы детей.
Логопед поощряет ответы развёрнутой фразой.
Логопед: Молодцы! А я желаю вам быть здоровыми, сильными и весёлыми!
«Дыхательная гимнастика как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников»
Дыхание – это жизнь. Справедливость такого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение. Действительно, если без твердой пищи организм может обходиться несколько месяцев, без воды – несколько дней, то без воздуха – всего несколько минут.
От дыхания во многом зависит наше здоровье. Дыхательная система малышей несовершенна. Жизненная емкость легких мала, а потребность в кислороде велика.
Обучив малыша простым и веселым дыхательным упражнениям, вы сделаете неоценимый вклад в его здоровье + профилактику ОРВИ.
На первых порах дыхательные упражнения кажутся детям одними из самых сложных. И тем важнее помочь детям, превратив скучные упражнения в веселую игру.
Не следует ставить цель выполнить все упражнения сразу. Можно выполнять несколько хорошо знакомых, постепенно дополняя их новыми.
Дыхательная гимнастика для ребенка может стать как приятным времяпровождением, к которому он сам будет стремиться, так и тягостным рутинным действиям, от которого лишь негативные эмоции. Все в ваших руках!
Почему дыхательная гимнастика нужна?
«Дыхательная система ребенка устроена Природой чрезвычайно сложно и мудро. Главная задача родителей – сохранить ее здоровой».
Известно, что дыхательная гимнастика:
- повышает сопротивляемость, закаленность и устойчивость организма к заболеваниям дыхательной системы;
- предупреждает застойные явления в легких, удаляет мокроту, способствует нормализации физиологического дыхания через нос;
- стимулирует обмен веществ, благотворно воздействует на эндокринную и сердечно – сосудистую системы, кровообращение;
- насыщает организм оптимальным количеством кислорода;
- способствует уравновешиванию нервных процессов
Правильное дыхание.
Еще одно необходимое условие правильного развития, хорошего роста – умение правильно дышать. Ребенка легко можно научить правильному дыханию. Девять детей из десяти дышат неправильно и по этой причине плохо себя чувствуют. Ребенка, не умеющего
правильно дышать, можно узнать сразу: узкие плечи, слабая грудь, рот открыт, движения нервозны.
Суть дыхания в том, чтобы впустить воздух в легкие и насытить кислородом кровь в легочных альвеолах. Дыхание распадается на два акта: вдох, во время которого грудь расширяется и воздух проникает в легкие; и выдох – грудная клетка возвращается к своему обычному объему, легкие сжимаются и выталкивают имеющийся в них воздух.
Ваша задача – научить ребенка хорошо очищать легкие. Если он полностью не выдыхает, то в глубине легких остается изрядное количество испорченного воздуха, а кровь получает мало кислорода. Научив ребенка дышать через нос, вы поможете ему избавиться от частых насморков, гриппа, ангины и т.п.
Нужно приучить ребенка к полному дыханию, чтобы он расширял грудную клетку и развивал мышцы живота. Покажите, как втягивать живот во время дыхания, сделать его плоским и впалым.
Понять, что такое дыхание, поможет игра с розой и одуванчиком. Дайте ему понюхать цветок (рот закрыт, ноздри развернуты). Многие дети сопят, а не нюхают. Помогите почувствовать разницу. Затем дайте подуть на одуванчик: сначала ртом, чтобы он видел, как разлетаются зернышки, потом носом (поочередно прижимая к переносице то одну ноздрю, то другую).
Очень полезная для развития лёгких игрушка – свисток, тем более что разновидностей свистков существует великое множество, так что ребёнок не заскучает. Очень увлекательная игра, если дуть через трубочку для коктейля в стакан с водой. Ребёнок дует, вода пузырится – весело и полезно, не только для укрепления дыхательных путей, но и для развития речевого аппарата. Деткам постарше можно надувать воздушные шарики. Но помните, что дыхательные упражнения очень утомляют и могут вызвать головокружения, поэтому не стоит их выполнять более 5 – 10 минут.
Можно продолжить игру: заставить кружиться бумажную мельницу, задуть свечу. Эти упражнения тоже выполняются попеременно (ртом и носом). Детей очень веселят мыльные пузыри – тоже полезное занятие для развития правильного дыхания.
Во время прогулки в сквере, за городом, в лесу, у реки покажите, как можно почувствовать чудесный вкус чистого воздуха, медленно вдыхая его носом. Затем заставьте полностью удалить из легких использованный воздух. Одновременно развивайте восприимчивость: «Что ты чувствуешь? Цвет, запах травы или мокрых осенних листьев?» Можно дуть на одуванчики, сдувать пёрышки с ладошки.
Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение (прежде чем пища будет переварена и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться).
Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.
Кроме того, дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, а также выздоравливающим после воспаления лёгких или страдающим бронхиальной астмой.
Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое), развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка и укрепляет защитные силы организма.
Важно. Занимаясь дыхательной гимнастикой, нужно следить, чтоб у ребенка не было симптомов гипервентиляции легких (учащённое дыхание, резкое изменение цвета лица, дрожание кистей рук, чувство покалывания и онемения в руках, ногах). Если начинает кружиться голова – складываем ладошки вместе («ковшиком»), подносим их вплотную к лицу и несколько раз глубоко дышим в них (2-3 раза). После этого дыхательную гимнастику можно продолжать.
Техника выполнения упражнений:
– воздух набирать через нос;
– плечи не поднимать;
– выдох должен быть длительным и плавным;
– необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
Выполнять лучше до завтрака или после ужина.
При разработке комплексов надо учитывать:
- эффективность каждого упражнения для закаливания и оздоровления;
- доступную степень сложности упражнений для детей разного возраста;
- степень влияния упражнений на укрепление дыхательной мускулатуры, вентиляцию всех отделов легких и т. д.
Универсальность дыхательной гимнастики:
- не имеет противопоказаний;
- очень результативна;
- повышает внимание и улучшает память;
- в сочетании со звуковыми упражнениями, эффективна в логопедической работе;
- улучшает речевое дыхание и звучность речи;
- устраняет гнусавость, нарушения темпа и ритма речи;
- лечебная и профилактическая;
- оздоровительная и развивающая;
- восстанавливающая силы и улучшающая настроение;
- выполняется сидя, лежа, стоя;
- в помещении и на улице;
- выполняется как по частям, так и комплексно;
- используется с раннего возраста.
Итак, проветрите помещение и приступайте.
Упражнение 1. ПУЗЫРИКИ.
Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.
Упражнение 2. НАСОСИК.
Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.
Упражнение 3. ГОВОРИЛКА.
Вы задаёте вопросы, малыш отвечает.
Как разговаривает паровозик? Ту – ту – ту – ту.
Как машинка гудит? Би – би. Би – би.
Как « дышит» тесто? Пых – пых – пых.
Можно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-ууу.
Упражнение 4. САМОЛЁТ.
Рассказывайте стихотворение, а малыш пусть выполняет движения в ритме стиха:
Самолётик – самолёт (малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох)
Отправляется в полёт (задерживает дыхание)
Жу – жу -жу (делает поворот вправо)
Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)
Я налево полечу (поднимает голову, вдох)
Жу – жу – жу (делает поворот влево)
Жу- жу –жу (выдох, ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встаёт прямо и опускает руки).
Повторить 2-3 раза
Упражнение 5. МЫШКА И МИШКА.
Вы читаете стихотворение, ребёнок выполняет движения.
У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки, вдох)
У мышки – очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш)
Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках)
Он же к ней не попадёт.
Повторить 3 – 4 раза.
Упражнение 6. ВЕТЕРОК.
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).
Повторить 3-4 раза.
Упражнение 7. КУРОЧКИ.
Выполняйте вместе с малышом. Встаньте, наклонитесь, свободно свесьте руки-«крылья» и опустите голову. Произносим: «Так-так-так» и одновременно похлопываем по коленкам. Выдох. Выпрямитесь, поднимите руки вверх – вдох. Повторить 5 раз.
Упражнение 8. ПЧЁЛКА.
Покажите ребенку, как нужно сидеть: прямо, скрестив руки на груди и опустив голову.
Пчёлка сказала: «Жу-жу-жу» (сжимаем грудную клетку и на выдохе произносим: ж-ж-ж, затем на вдохе разводим руки в стороны, расправляем плечи и произносим…)
Полечу и пожужжу, детям мёда принесу (встаёт и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате, возвращается на место).
Повторить 5 раз. Следите, чтоб вдох был через нос, и дыхание было глубокое.
Упражнение 9. КОСИМ ТРАВУ.
Предложите малышу «покосить траву»: ноги на ширине плеч, руки опущены. Вы читаете стишок, а ребёнок, произнося «Зу-зу» машет руками влево – выдох, вправо – вдох.
Зу-зу, Зу-зу,
Косим мы траву.
Зу-зу, Зу-зу,
И налево взмахну.
Зу-зу, Зу-зу,
Вместе быстро, очень быстро
Мы покосим всю траву.
Зу-зу, Зу-зу.
Пусть ребёнок встряхнёт расслабленными руками, повторить с начала 3 – 4 раза.
Вот еще пример некоторых упражнений, их всегда можно комплектовать и чередовать по-своему.
Таким образом, использование дыхательной гимнастики помогает предупредить возникновение простудных заболеваний, повысить общий жизненный тонус, укрепить психофизическое здоровье детей, а значит, и обеспечить полноценное и гармоничное развитие дошкольников.
Источники:
http://dohcolonoc.ru/programmy-v-dou/9328-dykhatelnaya-gimnastika-po-strelnikovoj.html
http://rosuchebnik.ru/material/vesyeloe-dykhanie–5072/
http://ys45grodno.schools.by/pages/dyhatelnaja-gimnastika-kak-sredstvo-sohranenija-i-ukreplenija-zdorovja-doshkolnikov