1 337 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пальчиковая гимнастика на тему безопасность. Картотека пальчиковых игр для детей по лексическим темам

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам

Ксения Михеева
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам

Известный педагог В. А. Сухомлинский говорил, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Использование пальчиковых игр способствуют развитию мелкой моторики для подготовки руки ребенка к письму, развитию речи, гармонизации эмоционального фона, развитию внимания и способности сосредотачиваться на одном виде деятельности, формированию положительных взаимоотношений между ребенком и взрослым.

Пальчиковые игры в НОД формируют положительное отношение дошкольников к занятиям, создают положительный эмоциональный фон ситуации обучения, способствуют переключению внимания, создают ситуации отдыха. Эти игры не только очень эмоциональны и увлекательны, именно поэтому их проведение в процессе НОД стало традиционным

Предлагаю подборку пальчиковых игр по следующим лексическим темам:

4) Животные жарких стран

Некоторые из них были выбраны из методической литературы, дополнены, переработаны, отдельные разработаны самостоятельно.

ОВОЩИ

У Лариски Сжимают пальца в кулак,

Две редиски по очереди разжимают их,

У Сережки-сорванца начиная с большого,

Два зеленых огурца. на одной или обеих руках

Да еще у Петьки

Две хвостатых редьки.

Огород

В огороде много гряд: (Сжимают и разжимают пальцы в кулак)

Тут и репа, и салат, (По очереди разжимают пальцы из кулака).

Тут и свекла и горох,

А картофель, разве плох? (Сжимают и разжимают пальцы)

Наш зеленый огород.

Квасим капусту

Это что еще за куст? Стоя, руки перед грудью в замке

Это что еще за хруст? Куст «распружинился», подрос – руки соединены только основаниями ладоней и кончиками пальцев. Ладони чуть-чуть поворачиваем во встречном направлении и при этом издаем хруст (горлом, языком, щеками)

Как же мне без хруста, Капуста вырастает и становится размером с кольцо из рук,

Если я капуста. кончиками пальцы соединены над головой

Мы капусту рубим, рубим Рубим воображаемую капусту ребрами ладоней

Мы капусту солим, солим Пальцы сложены щепотью и «солят»

Мы капусту мнем, мнем Сжимаем и разжимаем кулаки

А морковку трем, трем Трем ладони друг о друга (с силой – это укрепляем мышцы груди)

Пе-ре-ме-ши-ва-ем! В горизонтальной плоскости

В бочки плотно набиваем Ладонь на ладони, «уминаем» капусту, не наклоняясь, а сгибая и разгибая локти

И в подвалы составляем. В таком же положении глубоко наклоняемся и кладем на пол сложенные ладони.

Эх, вкусная капуста! Гладим себя по животу.

Щи-талочка

Чищу овощи для щей, Хлопаем в ладоши.

Сколько нужно овощей? Разводим руки в стороны.

Три картошки, Загибаем три пальца на левой руке.

Две морковки, Загибаем два пальца левой руки

Луку полторы головки, Загибаем три пальца на правой руке

Да петрушка корешок, Загибаем один палец на правой руке

Потеснись-ка ты, капуста, Ладошками отодвигаем капусту в сторону

От тебя в кастрюле густо!

Раз! Выставляем большие пальцы.

ДВА! Выставляем указательные пальцы.

Три! Выставляем средние пальцы.

Огонь зажжен. Хлопаем в ладоши.

Кочерыжка, Правой рукой показываем в центр.

Выйди вон! Правой рукой показываем на дверь.

Горох и фасоль

Делаем «сухой бассейн» с горохом и фасолью. В пластмассовые ведра насыпаем горох или фасоль.

Горох

В ведро насыпали горох

И пальцы запустили,

Устроив там переполох,

Чтоб пальцы не грустили.

Фасоль

(в бассейн игрушки из киндерсюпризов)

В ведре не соль, совсем не соль,

А разноцветная фасоль.

На дне – игрушки для детей,

Мы их достанем без затей.

ПРОФЕССИИ

Шофер

Целый день шофер трудился, (Сжимают и разжимают пальцы.)

Он устал, он запылился, (Загибают пальцы рук поочередно.)

Он возил кирпич на стойку,

Дом он строить помогал.

А теперь ведет на мойку (Крутят воображаемый руль.)

Свой огромный самосвал.

Артист

Прошлый раз был педагогом, (Сжимают и разжимают пальцы.)

Послезавтра – машинист. (Кулаками стучат по столу).

Должен знать он очень много, (Сжимают и разжимают пальцы).

Потому что он артист.

ОДЕЖДА

Рукавички

Рукавички новые, (Сжимают и разжимают пальцы.)

Мне их бабушка связала, (Делают движения, словно вяжут.)

Подарила и сказала:

«Вот теперь у внучки (Сжимают и разжимают пальцы.)

Не озябнут ручки».

Рубашка

Это чья рубашка – (Сжимают и разжимают пальцы.)

Белые горошины? (Складывают пальцы, образуя «горошину»)

Шила для Алешеньки. (Делают движение «шитье иглой»)

Это чей сарафан

С белыми ромашками,

Шила для Наташеньки.

Сапожки

– Был сапожник? (Сжимают и разжимают пальцы.)

– Шил сапожник? (Делают движение «шитье иглой»)

Для кого сапожки? (Сжимают и разжимают пальцы.)

Для соседской кошки.

Перчатки

Веселая мышка Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка)

Перчатку нашла, Поворачиваем руку то ладонью, то тыльной стороной вверх

Гнездо в ней устроив, Складываем ладоши «ковшом».

Мышат позвала. Сгибаем и разгибаем пальцы – зовущий жест.

Им корочку хлеба дала покусать, Кончикам большого пальца поочередно стучим по кончикам остальных пальчиков

Читать еще:  Советы для различных типов жира в организме. Как откладывается жир у мужчин

Погладила всех и отправила спать. Ладони прижимаем друг к другу, кладем под щеку.

ПОСУДА

Посуда

И бежит, бренчит, стучит («Бегут», стучат пальцами

сковорода: по столу)

«Вы куда? Куда? Куда? (Сжимают и разжимают пальцы)

А за нею вилки, (Загибают поочередно пальцы)

Рюмки, да бутылки,

Скачут по дорожке(«Скачут пальцами пос толу»).

Посуда

Раз, два, три, четыре, (Ударяют кулаками друг о друга.)

Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по

Чайник, чашку, ковшик, ложку другой по кругу.)

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой)

Только чашку мы разбили, (Загибают пальцы по одному)

Ковшик тожк развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали –

Так мы маме помогали. (Ударяют кулаками друг о друга.)

Чайник

Привет, я – чайник Показываем руками толщину.

Большой и толстый

Вот моя ручка, Руку вбок.

А вот мой носик. Другую руку вверх и в сторону.

Если буду я кипеть, Хлопаем рукой по макушке.

Я буду свистеть Изображаем свист

С печки меня возьмешь, Наклоняемся в сторону, где рука-ручка.

Чаю себе нальешь. Наклон в сторону, где рука-носик.

ПТИЦЫ

Птички

Пой-ка, подпевай-ка, (Сжимают и разжимают пальцы)

Десять птичек – стайка.

Эта птичка – соловей (Загибают поочередно пальцы.)

Эта птичка – воробей,

Эта птичка совушка, сонная головушка,

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка скворушка, серенькое перышко,

Это зяблик, эта стриж.

Это – развеселый чиж.

Ну а это злой орлан.

Птички, птички – по домам. (Сжимают руки в кулаки)

Спляшем

У Пэгги жил веселый гусь. Правой рукой изображаем «гуся»

Он знал все песни наизусть. Левой рукой изображаем «гуся»

Ах, до чего ж веселый гусь! Двумя руками одновременно изображаем гусей

Спляшем, Пэгги, спляшем! Дети ставят руки на пояс и пританцовывают.

У Пэгги курочка жила, Правой рукой изображаем «курочку»

Она яички нам несла, Левой рукой изображаем «курочку»

Ах что за курочка была! Двумя руками одновременно изображаем «курочек»

Спляшем, Пэгги, спляшем! Дети ставят руки на пояс и пританцовывают.

Шла кукушку мимо рынка, Идем по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах (остальные поджаты)

У нее была корзинка, Ладони соединяем «ковшом» – корзинка.

А корзинка на пол – бух! Ударяем сомкнутыми ладонями по столу-коленям, разъединяем руки.

Полетело десять мух! Разводим руки в стороны, шевеля пальцами (летящие мухи)

Колечки

Птичек мы окольцевали,

Улетев в какие дали,

Где морозы переждали,

Что пернатые клевали,

Гнезда где свои свивали,

Где вы яйца отложили,

Где вы бури пережили,

Сколько вы, в конце концов,

В гнездах вывели птенцов.

Большой и указательный пальцы правой руки замыкаем в «колечко» и надеваем по очереди на все пальцы левой руки – от большого до мизинцы. Затем колечко из пальцев левой руки надеваем на пальцы правой.

ШКОЛА

Мой портфель

Семь вещей у нас в портфеле: (Сжимают и разжимают пальцы)

Промокашка и тетредь, (Загибают поочередно пальцы.)

Ручка есть, чтобы писать,

И резинка, чтобы пятна

И пенал, и карандаш,

И букварь,приятель наш.

Карандаш

Все нарисует карандаш (Держат в руке «карандаш»)

Когда ему работу дашь. (Стучат пальцами по столу.)

Но сам без дела не сиди: (Сжимают и разжимают пальцы)

Карандлашом руководи. (Пишут «карандашом» по столу)

ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

Инструменты

Мне нужны такие вещи: (Сжимают и разжимают пальцы.)

Молоток, тиски и клещи, (Загибают поочередно пальцы на руках.)

Ключ, напильник и ножовка,

А всего нужней сноровка. (Сжимают и разжимают пальцы.)

Все знают мастерицу – (Пальцы сжаты в кулак,

Усердную иголку, выпрямлен указательный палец,

Никак не согласится имитирующий иголку.

Она лежать без толку.

Замок

На двери висит замок. (Руки складываем в замок, переплетая пальцы)

Кто его открыть бы мог? (Ритмично постукиваем основаниями ладоней, не расцепляя пальцы)

Мы замочком постучали, (Не расцепляя пальцы, одну руку тянем к себя, другую от себя)

Мы замочком покрутили,

Мы замочек потянули (Тянем ручки в разные стороны, выпрямляя, но не расцепляя пальцы)

И открыли наш замок.

Ножницы

Большой, безымянный палец и мизинец прижат к ладони. Указательный и средний вытянуты вперед. Они то расходятся то сходятся имитируя движения ножниц. Ладонь располагается параллельно столу. Сначала движения выполнять медленно, затем темп ускорить. Следить, чтобы пальцы были прямыми.

Режу, режу, ткань верчу,

Научиться шить хочу.

Вилка

Указательный, средний и безымянный пальцы вытянуты вверх, расставлены врозь и напряжены. Большой палец прижимает мизинец к ладони. Удерживать пальцы в таком положении до счета 5-10.

Вилкой мы едим сосиску,

Макароны и редиску.

МЕБЕЛЬ

Мебель

На эту кушетку, (Поочередно загибают пальцы рук.)

Или даже на ту, (Сжимают и разжимают пальцы.)

Читать еще:  Как одеться в тренажерный зал девушке. В чем пойти на фитнес? Составляем идеальный аутфит

Или даже на тот,

Где целыми днями валяется кот,

Ложитесь и спите, (Ладони кладут под щеки)

Шкаф дремучий, шкаф из дуба. (Сжимают и разжимают пальцы.)

В нем костюмы, платья, шубы. (Поочередно загибают пальцы)

В нем еноты, лисы, волки.

Белки там – на верхней полке.

И весь день в шкафу темно, (Закрывают руками глаза.)

Как в лесу или в кино. (Открывают глаза).

Использованная литература:

1) Крупенчук О. И. Пальчиковые игры (для детей 4-7 лет). Развитие мелкой моторики, улучшение координации движений, М., 2005

2) Борисенко М. Г., Лукина И. А. Наши пальчики играют., СПб, 2005

3) Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь, СПб, 1996

4) Черенкова Е. Ф. Оригинальные пальчиковые игры, М., 2007

Артикуляционные гимнастики по лексическим темам Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых.

Дидактические игры и упражнения по лексическим темам ТЕМА «ИГРУШКИ» Лексический строй речи Классификация понятий «Назови лишнее слово» Игра «Запомни игрушки (задание: внимательно рассмотреть.

Дидактические игры и упражнения по лексическим темам ТЕМА «ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ» Грамматический строй речи Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково» Шапка.

Домашние задания по лексическим темам для старших дошкольников с ОНР Домашние задания по лексическим темам для старших дошкольников с ОНР Цель: систематизировать и расширять знания детей. Тема «Овощи» 1. Какие.

Картотека пальчиковой гимнастики «Веселые пальчики» по лексическим темам в подготовительной группе 1.«Встреча после лета”В нашей группе все друзья (Ритмично сжимают и разжимают кулачки.) Самый младший- это я. Это Маша, Это Саша, Это.

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам недели Пальчиковая гимнастика «Транспорт» Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. По шоссе идут машины, (Крутим воображаемый.

Пальчиковые гимнастики по лексическим темам Пальчиковые гимнастики по лексическим темам. Тема «Игрушки» У Антошки есть игрушки: Вот веселая лягушка. Вот железная машина. Это мяч.

Пальчиковые игры по разным лексическим темам «Дружные пальчики» – Пальчик, пальчик, где ты был? (пальчики сгибаются в кулачок и разгибаются) – С этим пальцем в лес ходил. – С этим.

План проведения пальчиковых игр и физкультминуток по лексическим темам в подготовительной группе. Лексическая тема. Физкультминутка. Пальчиковая игра. Осень. Осенние признаки. Деревья осенью. Овощи. Огород. Труд взрослых на полях и огородах.

Картотека пальчиковых игр

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Значение мелкой моторики:

В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответсвующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ НА ТЕМУ “ОБУВЬ”

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ НА ТЕМУ “ОДЕЖДА”

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ НА ТЕМУ “НАШЕ ТЕЛО”

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ НА ТЕМУ “ПРЕДМЕТЫ ГИГИЕНЫ”

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ НА ТЕМУ “ОСЕНЬ”

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ НА ТЕМУ “ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ”

Картотека пальчиковых игр для детей по лексическим темам

Пальчиковые игры по лексическим темам

Через пальчиковые игры не только формируется речь, но и развивается мелкая моторика руки и пальцев, что способствует развитию мышления, готовит руку ребенка к письму, позволяет импровизировать, сочетать слово с действием.

Пальчиковые игры подобраны по лексических темах, которые можно использовать как на занятиях так вне их.

Перед игрой мы с детьми обсуждаем содержание, отрабатываем необходимые жесты, комбинацию пальцев, движения. Это позволяет подготовить воспитанников к правильному выполнению упражнений, и создает необходимый эмоциональный настрой. Сначала дети растирают ладони до приятного ощущения тепла. Упражнения выполняем в медленном темпе, от 3 до 5 раз.

ШАРИК

Быстро шарик надуваем.

Он становится большой.

Шарик лопнул, ой, ой, ой –

Стал он тонкий и худой.

(Ладони вместе. Пальцы обеих рук соприкасаются кончиками. В этом положении подуть на них, при этом пальцы принимают форму шара. Воздух «выходит» — и они принимают исходное положение.)

ШАРИК

У меня есть шарик –

Желтый, как фонарик.

На него со всех поляночек

Много садится бабочек.

(Махи руками, которые лежат одна на другой.)

Хотят сесть на мой шарик

Тетя муха и комарик.

(Пальцы одной руки собраны в кулак, пальцы другой — касаются него.)

Читать еще:  Как правильно мерить длину ног у женщин. Как правильно измерить длину ног у мужчины

(На кулак кладётся ладонь.)

Бах! — И шарика нет.

МОИ ПАЛЬЦЫ

Пальцы в прятки играли

(Сгибают и разгибают пальцы.)

И головки вжали.

(Собирают пальцы в кулак.)

(Поворачивать кулаки в стороны.)

НАША МАША ЕЛА КАШУ

Наша Маша ела кашу.

(Показывают движениями как-будто едят ложкой.)

Накормила кашей Маша: носик, ушки, глазки,

И в буфете стенку,

Табурет и дверь,

(Загибают по одному пальцу.)

(Хлопают в ладоши.)

КОЛБАСКИ

Пять вкусненьких колбасок

(Показывает пять пальцев.)

В магазине мы купили.

Одна колбаска упала,

(Хлопают в ладоши.)

И стало их четыре.

Колбасок уже четыре,

(Показывают четыре пальца.)

Поджарим их, друзья!

Одну схватила собачка,

Три вкусных колбаски,

(Показывают три пальца.)

Лежали на столе.

Одну погрызла мышка,

Две вкусных колбаски

(Показывают два пальца.)

Одну стащила кошка,

Колбаска уже одна.

(Показывать один палец.)

Сказала нам с тобой:

«Скорее меня съешьте,

Мне скучно здесь одной!»

ОХОТА В ВАННЕ

Охота будет в ванне.

(Пальцы «шагают» по столу или по коленям.)

Там живут резиновый морж,

Рыба-кит и рыба-ерш.

Есть кальмары и дельфины,

Черепах, конечно, три.

И бобры, мои друзья.

(Загибают по одному пальцу.)

Эй, вы там, прячьте мордашку!

Будет мокро, будут брызги!

(Пальцы «прячутся» в кулак.)

ПОВЕСИМ ПОЛОТЕНЦЕ

Он забил в стену гвоздь

(«Забивают гвоздь» то правой, то левой рукой.)

И повесил своё полотенце.

(Двумя руками «вешают» на гвоздь полотенце.)

ГРИБЫ

Мчится машина, дым из трубы —

(Пальцы «шагают» по столу.)

С дедом едем по грибы.

(Ладонями делают букву Т.)

Много грибов, что есть в лесу,

(Пальцы разводят в стороны.)

В моём ведёрке унесу.

(Двумя руками делают «Ведерко».)

Отхожу шаг от дорожки,

(Пальцами прикасаются к столу.)

Мне навстречу — сыроежки.

Я беру одну и две,

И еще одна в траве.

Насобирал много грибов,

(По очереди загибают пальцы.)

У меня к ним любовь.

(Руки прижимают к груди.)

СЕМЕЧКО

На ладонь мою легло: семечко льняное.

Как песчинка, все равно.

Настоящий клад оно.

(Пальцы поочередно прикасаются к ладони.)

Ведь скрыты в нем —

(Кивает указательным пальцем.)

Скатерти, шапочки, рубашки,

Словно радуги — полотенца.

(Дети загибают по пальцу.)

Только кто бы мог сказать,

Как же их там нам достать?

(Разводят руки в стороны.)

ЯБЛОКИ

Большой пальчик яблоки трясёт.

(Пальцы сжать в кулак, разогнуть большой палец.)

Второй их собирает,

(Разгибают указательный палец.)

Третий домой их несет.

(Разгибают средний палец.)

(Разгибают безымянный палец.)

Самый маленький — проказник.

Все, все, все съедает.

РЕПКА

Бабка с Дедкой тянут репку,

(Пальцами одной руки тянуть по очереди за кончики пальцев другой.)

А за ней собачку Жучку.

(Одноименные пальцы обеих рук касаются друг друга.)

Вот и вытянута Репка.

ГРЯДКИ

Лады, лады, ладушки,

Мы пололи грядушки.

(Делают движения, якобы рвут траву.)

От усердной работы,

Выросли на грядке

Вот такие свёклы,

(Показывают их размер двумя ладонями, будто держат мячик.)

Вот такие огурцы,

(Разводят широко руки.)

А капусты кочаны: вот такой величины.

(Показывают руками размер.)

СОБАКА

У собаки острый нос,

(Правая ладонь на ребро. Большой палец поднять вверх, указательный, средний, безымянный — вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается — «лает собака».)

КОТ И МЫШИ

Как, однажды, очень рано

Вышла важно мышь гулять.

И сказал: «Признаюсь,

Более кота я не боюсь!»

(Кивает указательным пальцем.)

НАША КУРИЦА

Наша курица сильно квохчет,

Снести нам яичко хочет,

Мама напечет блинцов,

Для маленьких молодцов.

СВИТОК ИЗ НИТОК

Чтоб купил где ежик нитки,

(Пальцами одной руки тянуть по очереди за кончики пальцев другой.)

Есть иголок много,

(Пальцы расправляют и максимально разводят.)

Зайке он пошил бы свитер,

Зайка был бы очень рад.

(Хлопают в ладоши.)

ТРАМВАЙ

Играют рельсы: та-ра-рай!

Едет новенький трамвай.

(Водят ребром ладони одной руки по другой.)

Гру-гру-гру, — гремят пути.

(Стучат ребром ладони по столу.)

Едет старенький трамвай.

(Хлопают в ладоши.)

На полянке стоит дом,

(Показывают ладонями домик.)

И к нему мы идем.

(Руками делают ворота.)

Там ворота открываем,

(Пальцы в кулак, выполняют повороты влево-вправо.)

Всех в гости приглашаем!

(Выполняют руками приглашающие движения.)

КОМАРИКИ

Мак толкут комары.

(Стучат кулаками друг о друга.)

Эй, старайся же, артель, —

(Кивает указательным пальцем.)

Будет из мака крендель!

(Хлопают в ладоши.)

ЖАВОРОНОК

Птица, птица, прилетай!

(Сгибать и разгибать пальцы.)

Птица крыльями машет,

Веселит детишек наших!

(Показывают движениями рук, как летит птица.)

Кто живет на дне реки?

(Хлопают в ладоши.)

Красноперка, ерш и карп.

Есть угри и есть лещи,

И подводные пни,

И пробитые мячи.

(Загибает на обеих руках пальцы по одному.)

Источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-palchikovyh-igr-po-leksicheskim-temam.html
http://sad5narovlia.schools.by/pages/kartoteka-palchikovyh-igr
http://vscolu.ru/razvitie-rechi/palchikovye-igry-dlya-detok.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: