Методика повышения физической подготовки теннисистов. Физическая подготовка ведущих теннисистов мира
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ВЕДУЩИХ ТЕННИСИСТОВ МИРА
Последние два года были для советских теннисистов годами накопления международного опыта. На своих и зарубежных кортах наши спортсмены многое увидели, многому научились, многое прочувствовали и попробовали сами.
Мы убедились, что в техническом оснащении лучших зарубежных и советских теннисистов особенной разницы нет, хотя нашим игрокам, особенно женщинам, есть над чем поработать. В первую очередь надо научиться разнообразить удары (резаные, крученые) и улучшить игру у сетки — особенно удары с лета справа. А чтобы научиться, следует знать, почему лучшие зарубежные мастера умеют на протяжении всей встречи поддерживать высокий темп, бить по мячу быстро и точно, акробатически играть у сетки.
Ответ на это кроется в содержании тренировки. Правда, зарубежная теннисная литература освещает методы тренировки сильнейших игроков мира крайне скупо, но по отдельным статьям в прессе, беседам с тренерами и другим источникам кое-что почерпнуть можно.
Особенно интересны сведения о тренировке австралийцев. Ведь ряды лучших теннисистов этой страны постоянно пополняются молодыми (в возрасте от 17 до 22 лет) игроками мирового класса. Ни в какой другой капиталистической стране, даже в США, нет такого большого притока в теннис свежих сил. Очевидно в Австралии применяется рациональная система воспитания теннисной молодежи. В чем же ее особенности?
Виднейший австралийский специалист по теннису Гарри Холмэн , тренер Фрэнка Седжмена (первой ракетки мира в 1952 г.) в предисловии к мемуарам своего ученика писал:
«Фрэнк настолько заботился о развитии своих физических качеств, что не менее пяти раз в неделю тренировался в поднимании тяжестей и выполнял специальные упражнения для повышения скорости бега и выработки быстроты реакции. Часто после коротких соревнований или когда игра прерывалась из-за дождя, Фрэнк заходил потренироваться в спортивный зал. Нередко он упражнялся в беге и прыжках по пути на работу. За полтора года Фрэнк прибавил в весе 18 фунтов, а сила и выносливость его выросли необычайно».
Седжмену было тогда 17 лет, и он только приступил к тренировкам под руководством Хопмэна. Как видим, они начали с систематических занятий по физической подготовке.
Примеру Седжмена последовал и другой широко известный ныне австралийский теннисист — Эшли Купер. Вот что сообщал о нем еще в 1955 году журнал «Уорлд теннис»:
«Куп» ежедневно тренируется в беге, прыжках с высоким подниманием колен, выполняет упражнения для укрепления брюшного пресса. Ежедневно, заканчивая тренировку, он в течение 30 минут делает приседания. Г. Хопмэн предсказывает, что Эшли будет одним из лучших австралийских игроков».
Предсказание Хопмэна сбылось.
В 1957 и 1958 годах Э. Купер выиграл первенство Австралии, в 1957 году на Уимблдонском турнире занял второе место, а в нынешнем году — первое.
А вот что ответил победитель Уимблдонского турнира 1957 года австралиец Л. Хоуд на вопросы олимпийского теннисного журнала о методах его тренировки.
Вопрос: «Как вы достигли хорошей физической подготовленности?»
Ответ: «В возрасте от 17 до 21 года ежедневно, утром и вечером, я занимался бегом и другими общеразвивающими физическими упражнениями. Перед Уимблдонским турниром я опять много бегал, но потом прекратил беговые тренировки до соревнований в Риме, концентрируя внимание на том, чтобы добиться хорошего «чувства мяча» на площадке. После Римского турнира я опять занимаюсь ежедневно бегом».
Вопрос: «На какие дистанции вы бегаете?»
Ответ: «Все зависит от возможностей, какими я располагаю. Это может быть бег на дистанцию около мили
(1,5—1,6 км), либо 12—15 рывков, после которых следуют несколько кругов бега в медленном темпе, а затем опять 15—20 рывков. Теннисисту не нужно бегать длинные дистанции: главное для него— быстро передвигаться на площадке. Как только я начинаю заниматься беговыми упражнениями нерегулярно, это немедленно сказывается: я становлюсь медлительным, скованным в движениях, особенно после того, как в напряженной игре основательно побегаю по корту».
Вопрос: «Сколько времени вы затрачивали на эти тренировки?»
Ответ: «Утренние тренировки не были длительными, они меня утомляют. Поэтому утром после непродолжительного бега я проводил легкую тренировку по теннису, затем шел на работу. Значительно дольше и интенсивнее я играл в теннис после обеда, а вечером опять бегал,- примерно час-полтора. Такая тренировочная нагрузка доставляла мне только удовольствие».
Обязательная физическая подготовка, в которой ежедневный бег и специальные упражнения для укрепления ног и брюшного пресса занимают главное место, является важнейшей частью тренировки всех лучших теннисистов Австралии. Это подтверждает в статье «Тренировка команды теннисистов высокого класса» Г. Хопмэн. Он подчеркивает, что австралийцы, готовясь с мая по сентябрь 1955 года к играм на кубок Дэвиса, уделяли не меньше половины каждого занятия физической подготовке, бегу и различным общеразвивающим упражнениям.
Система тренировки, принятая австралийцами, пользуется всеобщим признанием . Не случайно лучшие молодые игроки Англии, Италии и других стран ездили в Австралию, чтобы там позаниматься под руководством Хопмэна.
Вот что пишет о такой поездке М. Дэвис, первая ракетка Англии:
«Я тренировался упорнее, чем когда-либо раньше. Четырнадцать дней в Мельбурне были днями интенсивной работы. Мы завтракали в 8.30, затем, отдохнув, отправлялись на два часа в гимнастический зал. Каждый день после обеда следовали три часа игры на кортах. Затем мы выезжали в Брисбейн, где я тренировался в беге и выполнял серию специальных упражнений для укрепления брюшного пресса (такими упражнениями я с тех пор занимаюсь каждый вечер по 20 минут)».
Аналогичные сведения о тренировке сильнейших игроков Австралии я получил в Лондоне и Москве, беседуя с Ф. Перри и с участником III Дружеских игр Р. Хоу (шестой ракеткой Австралии, одним из лучших игроков мира в парных разрядах).
Обоим собеседникам был задан один и тот же вопрос: «В чем секрет успехов австралийцев?»
— Они бегают по два часа в день,— не задумываясь, ответил Перри.
— Они ежедневно занимаются по два часа в гимнастическом зале или бегают на стадионе,— сказал Хоу.
В ходе дальнейшей беседы Перри и Хоу много раз подчеркивали, что физическая подготовка — фундамент успеха в теннисе.
Интенсивной физической подготовкой занимаются не только мужчины, но и лучшие теннисистки мира. Четырехкратная победительница Уимблдонского турнира американка Л. Броу сообщает, что в течение шести недель подготовительного периода она ежедневно пробегала около мили, затем переходила на тихий бег с ускорениями и рывками, а после этого полчаса занималась силовыми упражнениями и еще полчаса тренировалась со скакалкой.
Один из английских тренеров — С. Джонс говорил мне в Уимблдоне, что английские теннисистки регулярно занимаются легкой атлетикой.
Кроме упомянутой системы физической подготовки, австралийцы практикуют специальные упражнения на площадке, из которых наиболее известно «двое против одного». Один игрок занимает позицию у сетки, два других—на задней линии другой половины площадки. Игроки с задней линии пытаются обвести соперника или направить мяч свечой через него. Их соперник старается выиграть мячи у сетки ударами с лета или над головой. Так как мячей используется много (15—20 и больше), вся тренировка проходит в очень высоком темпе: если мяч летит «за», в игру немедленно вводится новый. Игроку у сетки приходится трудиться с максимальным напряжением. Больше 15—20 минут никто этого не выдерживает.
Второй вариант такой тренировки состоит в том, что два игрока стоят у сетки, а один у задней линии. Этот метод для игрока, действующего в одиночку, еще труднее.
Тренировочные упражнения типа «двое против одного» содержат те элементы, которые больше всего нужны в современном теннисе — игру у сетки и различные способы обводки. Эти упражнения эмоциональны, хорошо развивают физические качества игрока, особенно быстроту и ловкость. Такой метод тренировки у австралийцев основной. Теперь его успешно используют и наши игроки, в частности эстонские теннисисты.
Интересно также опубликованное в журнале «Уорлд теннис» интервью с Конноли, впервые ставшей победительницей Уимблдонского турнира в 17-летнем возрасте. Судя по ее словам, она тренируется шесть раз в неделю по 3—5 часов в день. Дома в Сан-Диего она обычно, пользуясь несколькими десятками мячей, производила по 200—250 ударов по линии и по диагонали корта, 50—100 подач и еще 50—60 ударов с лета и над головой. После этого она проводила две-три партии одиночной игры и одну-две партии парной с лучшими местными мужчинами-теннисиста-ми.
По мнению М. Конноли, молодежь слишком много внимания уделяет игре со счетом, вместо того, чтобы добиваться уверенного владения техническими приемами и настойчиво совершенствовать отдельные удары.
Кстати, беседуя с Ф. Перри и Р. Хоу, я выяснил, что отработке отдельных ударов лучшие игроки мира уделяют много времени. Австралийцы, например, много тренируются в подаче (ежедневно или через день — не меньше часа). Перри рассказал, как в свое время он по четыре часа десять дней подряд посвящал отработке только одного удара — обводки слева по диагонали. К этому добавлялась еще и общая тренировка других ударов.
Много интересного есть в методике тренировки, разработанной американскими тренерами.
Все они рекомендуют своим ученикам тренироваться пять-шесть раз в неделю, от трех до пяти часов ежедневно, и все считают очень полезной тренировку у стенки. Известный тренер молодых игроков Д. Хокси, например, заверяет, что «одна хорошая стенка стоит трех кортов».
Известно, что соревнования — одна из важнейших форм активной тренировки. Поэтому приведем некоторые данные об участии лучших игроков мира в различных турнирах. Швед С. Давидссон, признанный первой ракеткой Европы 1957 года, в том сезоне участвовал в 35 турнирах. Победитель III Дружеских игр в Москве австриец А. Хубер заявил, что ежегодно он выступает примерно в 40 соревнованиях.
Давидссон за один сезон имел 68 встреч с игроками, которые числятся среди ста лучших теннисистов мира, и выиграл 49 матчей. У американца В. Сейксаса 45 побед в 55 поединках с соперниками такого же класса. Можно полагать, что и Давидссон и Сейксас сыграли в сезоне около 100 матчей в одиночном разряде, включая игры со значительно более слабыми соперниками в первых кругах турниров. А такие игры тоже полезны, ибо позволяют более сильному теннисисту проверить в бою и закрепить новые навыки, технические приемы и тактические уловки.
Какие же выводы нужно сделать нашим теннисистам?
Физической подготовкой наши игроки занимаются очень мало и нерегулярно, да и то лишь в подготовительный период. А разве у наших теннисистов нет возможности каждый день самостоятельно работать над повышением своих физических качеств так, как это делают легкоатлеты, пловцы и другие? Конечно, есть. Нужно иметь только желание и волю. Физической подготовкой .теннисист должен заниматься систематически, не только зимой и весной, но и летом, между соревнованиями.
Нагрузка на площадке (соревнования и тренировки вместе взятые) у наших лучших игроков тоже недостаточна. К примеру, молодые эстонские мастера спорта Э. Кедарс и Т. Лейус в прошлом году играли примерно 400 часов. Этого мало! Я не имею, к сожалению, точных данных о других игроках, но все-таки берусь утверждать, что в Ленинграде, Киеве и Ростове положение с нагрузкой теннисистов примерно такое же.
Кедарс в 1957 году выступал в турнирах чаще, чем другие эстонские игроки,— 19 раз. В этих турнирах у него было 85 одиночных и 65 парных встреч. Но ведь такая игровая нагрузка тоже пока исключение!
Прочитав все это, многие тренеры и теннисисты могут спросить: что же делать дальше?
Я не собираюсь давать рецептов, но программа действий мне кажется ясной.
Во-первых, игрок, который стремится стать классным теннисистом, и тренер, который хочет такого теннисиста воспитать, должны позаботиться о физической подготовке. Как? Видимо, в том объеме и в том направлении, которого придерживаются лучшие теннисисты мира.
Во-вторых, нужно смело применять новые методы тренировки и повысить тренировочную нагрузку на площадке по крайней мере до 500—600 часов в год. Прежде всего следует увеличить число летних тренировок, особенно напряженно работая над отшлифовкой отдельных ударов и подачи.
Нужно добиваться того, чтобы спортивные общества строили асфальтовые площадки, которые дают возможность начинать летний сезон на месяц-полтора раньше обычного и кончать его на месяц-полтора позже. В Таллине уже построили асфальтовые корты, и мы начинаем сезон с первых дней апреля.
И еще надо во что бы то ни стало увеличить число соревнований (особенно международных) для перспективных молодых игроков. Приведу некоторые примеры: в 1956 году Л. Хоуд выиграл Уимблдонский турнир, но впервые он участвовал в этом соревновании в 1952 году, когда ему было 16 лет. Уимблдонский победитель 1958 года Э. Купер (ему всего 21 год) четырежды выступал в этом состязании. И не следует забывать, что и до и после Уимблдона Купер и другие игроки чуть ли не еженедельно встречаются с новыми противниками, в новых соревнованиях, на новых местах.
Вот какую программу нам нужно осуществить, если мы хотим подготовить теннисистов, способных через год-два уверенно добиваться постоянных высоких результатов на международной арене.
ОФП теннис
8. Чем старше и опытнее становится спортсмен, тем меньше работы нужно отводить на общие упражнения и больше времени посвящать специальным.
Это важно понимать, потому что встречаются тренеры и спортсмены, которые занимаются повышением спец выносливости за счёт кроссовоого бега, а “физики”
за счёт общих нагрузок типа тренажёрки и плавания.
9. Кол-во тренировок по физической подготовке, зависит от суммарного объёма тренинга (учитываются и теннисиные тренировки и турниры и даже “разминки”).
Здесь правда есть одно противоречие, встающее с биомеханикой вразрез, его часто приходится наблюдать в методике тренеров, которые обучают спортсмена бегу,
но об этом мы поговорим в следующий раз.
Давайте рассмотрим действия теннисиста через призму биомеханики и физиологии.
В FTA на первом этапе работы (общеподготовительном), прохождение стандартного (обычного) тестирования – является обязательным.
Для отражения общей картины, набора “классических” тестов игровика, вполне достаточно:
Вот они (если будут интересны условия их выполнения, пишите я уточню):
1. Прыжок с места – 3 разминочные и 3 контрольные попытки (записывается лучший рез-т показаный в контрольных попытках);
2. Бег на 10м (или “Стартовый тест FTA”);
3. Бег на 30м;
4. Челночный бег 5х5м (1-2 разминочные, и 3 контрольных);
5. Челночный бег 10х10м (1 разминочная и 1 контрольная, тест тяжёлый если выполняется правильно, поэтому состояние должно контролироваться по пульсу);
——— ОТДЫХ 5-7 мин (активный), в это время можно тестировать координацию или реакцию
6. Бег на 200м – (замеряем пульс сразу после пробежки и через минуту после первого замера);
Есть и другие варианты “простого” тестирования которые отражают общее состояние спортсмена. Смотрим кто перед нами, многое видно уже с разминки.
Уровень функциональной готовности позволяет довольно точно определить пульсовые замеры (но в этом нужно разбираться).
Более сложное тестирование выполняется на втором этапе работы (специально-подготовительном):
Пример тестирования т.н. “Городки”, из фишек, конусов и лесенок выстраивается полоса препятствий, задача пройти всб дистанцию без ошибок за
минимальное время – общая продолжительность теста – около минуты – цыфра тоже взятая не с потолка, если средняя продолжительность одного розыгрыша
в теннисе составляет 20-25 секунд (эти данные приводены в спец. литературе), то этот тест ориентирован на некоторый запас в продолжительных розыгрышах
или двух длинный розыгрышей идущий один в след за другим:
После проведения тестирования становится ясно какие качества у спортсмена являются ведущими, а какие отстают.
Определить это довольно легко, достаточно сопоставить результаты спортсмена с показателями остальных спортсменов той же
возрастной группы и той же специализации.
После оценки исходного состояния спортсмена, требуется определить количество назначаемой нагрузки (кол-во занятий в нед, кол-во часов, продолжительность программы, её этапы, объём и интенсивность на этих этапах).
При назначении нагрузок важно учитывать:
– возраст;
– уровень подготовлености спортсмена;
– общее количество физических и психических нагрузок (т.н. сумарный объём – все тренировки + турниры + разминки, в т.ч. учитывается и учёба в школе и даже
дорога, если спортсмену приходится проводить в ней длительное время);
– способность спортсмена перенесить эти нагрузки (это индивидуальный параметр);
– другие факторы.
Для того чтобы обеспечить условия полноценного развития физических кондиций, необходимо тренироваться:
Детям от 6-9 лет – 2 зан. в нед. по 1 часу (отдельное занятие) или 3-4 зан. в нед. по 15-30 мин. после основной тренировки;
Детям от 10-12 лет – 2-3 зан. в нед по 1-1,5 часа (отдельное занятие) или 3-5 зан. в нед. по 30 мин. после основной тренировки;
Детям от 13-15 лет – 3 зан. в нед. по 1-1,5 (отдельное занятие) или 4-6 зан. в нед. по 30-45 мин. (самоподготовка)после тренировки;
О возможности или не возможности назначения токого размера нагрузок, говорить можно если были учтены все вышеназваные пункты обеспечивающие адекватность требований. Разумеется нужен плавный вход в тренировочный процесс с несколько “новыми” нагрузками.
Физическая подготовленность юных теннисистов
Проблема оценки физической подготовленности юных теннисистов в настоящее время вновь приобретает актуальность. Существующий уже более десяти лет комплекс контрольных нормативов многим представляется недостаточно специфичным и не всегда легко поддающимся внедрению на местах.
Так как в последнее время появился ряд интересных экспериментальных исследований, посвященных проблемам физической подготовки, сотрудниками лаборатории кафедры тенниса ГЦОЛИФК была предпринята попытка апробировать комплекс из нескольких новых контрольных тестов*.
Основная задача была максимально приблизить условия их проведения к реально существующим в обычных детских спортивных школах.
В комплекс вошло четыре теста в беге, три прыжковых и метание набивного мяча (традиционное контрольное упражнение).
Тесты в беге не требуют специальной разметки, достаточно расстояния между линиями теннисного корта:
— бег 18 м (от задней линии до линии подачи противоположной части корта);
— бег 10 м с остановкой в конце (от задней линии до сетки);
— челночный бег 6X5,5 м (между задней линией и линией подачи);
— челночный бег 6X8 м влево-вправо (между боковыми линиями площадки) с касанием ракеткой набивных мячей.
Первый тест — обычный бег с высокого старта.
Второй тест предусматривает имитацию выхода к сетке или доставание укороченного мяча: в кратчайшее время нужно преодолеть расстояние между задней линией и сеткой, остановившись в нескольких сантиметрах от нее (фиксируется время преодоления 10 м).
Третий тест — челночный бег 6×5,5 м ставит задачу в кратчайшее время шесть раз преодолеть расстояние между задней линией и линией подачи, каждый раз при смене направления движения заступая за эти линии обеими ногами.
Четвертый тест — челночный бег 6 X 8 м требует более высокого уровня владения теннисными навыками. При сменах направления движения в этом тесте требуется коснуться набивных мячей. Вначале испытуемый располагается в правой части корта у задней линии, лицом к сетке, наступив правой ногой на внутреннюю боковую линию площадки. Перенеся на нее вес тела и вытянув правую руку с ракеткой как можно дальше вправо, он касается ею поверхности корта. В этом месте располагают первый набивной мяч. Затем испытуемый располагается у левой боковой линии и, перенеся вес тела на левую ногу, касается поверхности площадки, вытянув правую руку с ракеткой максимально влево — в этом месте устанавливают второй набивной мяч.
Тест выполняют из стартового положения стоя лицом к сетке перед левой внутренней боковой линией. Эта же линия служит финишной отметкой. При выполнении задания не разрешается поворачиваться спиной к сетке и перекладывать ракетку из одной руки в другую. Для левшей мячи ставят с учетом того, что касание будет производиться левой рукой.
Для оценки результатов в беге на 18 и 10 м мы использовали фотофинишную установку конструкции И. В. Всеволодова. Результаты в челночных тестах фиксировали ручным секундомером.
Прыжковые тесты включают однократный, тройной и пятикратный прыжки в длину толчком обеими ногами. При выполнении тройного и пятикратного прыжков необходимо, чтобы переход от приземления к отталкиванию проходил непрерывно (т. е. чтобы тройной или пятикратный прыжки не выполнялись, как три или пять однократных).
Последний тест — метание набивного мяча движением подачи выполняется как обычно.
С помощью этих восьми тестов мы обследовали юных теннисистов семи московских детских спортивных школ (более 500 человек). Полученные данные были сведены в единые таблицы по десяти возрастным группам (по годам рождения) отдельно для мальчиков (табл. 1) и девочек (табл. 2). По результатам тестов для всех возрастных групп были разработаны шкалы оценок, по которым каждому из возможных результатов в тесте соответствовало определенное количество очков, после чего все полученные данные перевели в очки и рассчитали средние суммы очков для каждого из обследованных юных теннисистов и в среднем для каждой из детских спортивных школ.
Уже при беглом взгляде на таблицы обращает на себя внимание то, что в одних спортивных школах наилучшим образом физически подготовлены в основном представители младших возрастных групп (ДЮСШ Ждановского района, «Зенит»), что, возможно, свидетельствует, с одной стороны, о хорошем отборе, с другой — о недостатках в организации или методике физической подготовки юных теннисистов более старшего возраста. В других же спортивных школах, например в ЦСКА, как раз наоборот: старшие показывают в среднем лучшие результаты по своему возрасту, чем младшие, что, по-видимому, свидетельствует об обратной тенденции. Особую картину в этом плане представляют результаты обследования юных теннисистов «Спартака», которые во всех возрастных группах прочно занимают первое или второе место.
Параллельно с тестированием было проведено анкетирование тренеров, воспитанники которых проходили обследование. С его помощью нам хотелось выявить, какие особенности организации или методики физической подготовки позволили представителям одних спортивных школ занять лучшие места, чем представителям других.
В связи с тем что некоторые из тестов отчасти дублировали друг друга, мы постарались отобрать те из них, которые в большей степени подходят для практики. Из двух тестов с челночным передвижением бег 6X5,5 м в большей степени подходит для контроля за подготовленностью представителей самых младших возрастных групп и для отбора, а бег 6X8 м для теннисистов более старших возрастных групп. Первый менее продолжительный и более простой, не предъявляющий высоких требований к специфическим навыкам теннисиста и легко воспринимаемый даже самыми юными из них. Второй — несколько более продолжительный — требует уже достаточно хорошего владения техникой передвижения по площадке и более сложный по выполнению.
То же можно сказать и в отношении тестов на 18 и 10 м. Первый чрезвычайно прост и не требует проявления никаких специфических навыков. Второй более сложен, результат в нем зависит от владения типично теннисными умениями (например, быстро набирать и гасить скорость передвижения, останавливаться после резкого ускорения).
Включенные в комплекс прыжковые упражнения на первый взгляд слишком просты. Однако, как показали результаты проверки, непрерывное выполнение пяти и даже трех выпрыгиваний вперед из глубокого приседа не всегда доступно даже теннисистам старших возрастных групп. Однократный прыжок в этом смысле, пожалуй, слишком прост как тест, но, выполняемый перед тройным и пятикратным, в комплексе с ними, является хорошей предварительной разминкой.
Предложенный комплекс контрольных упражнений вызвал интерес и в целом положительный отзыв тренеров и юных теннисистов. Упражнения могут служить также и в качестве тренировочных, направленных на совершенствование скоростно-силовых качеств и специальных скоростных способностей юных теннисистов.
* В верхней строчке — место, занятое мальчиками десяти возрастных групп из различных детских спортивных школ Москвы, в нижней — среднее количество очков.
* В верхней строчке — место, занятое девочками десяти возрастных групп из различных детских спортивных школ Москвы, в нижней — среднее количество очков.
Н. Ю. Верхошанская, заведующая лабораторией кафедры тенниса ГЦОЛИФК,
М. Ю. Морозов, сотрудник лаборатории
Источники:
http://tennis-russia.su/85-fizicheskaya-podgotovka-veduschih-tennisistov-mira.html
http://fta-russia.ru/index/opf_tennis/0-206
http://www.offsport.ru/tennis/84/podgotovlennost-unyh-tennisistov.shtml