0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методика повышения физической подготовки теннисистов. Физическая подготовка ведущих теннисистов мира

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ВЕДУЩИХ ТЕННИСИСТОВ МИРА

Последние два года были для советских теннисистов годами накопления международного опыта. На своих и зарубежных кортах наши спортсмены многое увидели, многому научились, многое прочувствовали и попробовали сами.

Мы убедились, что в техническом оснащении лучших зарубежных и советских теннисистов особенной разницы нет, хотя нашим игрокам, особенно женщинам, есть над чем поработать. В первую очередь надо научиться разнообразить удары (резаные, крученые) и улучшить игру у сетки — особенно удары с лета справа. А чтобы научиться, следует знать, почему лучшие зарубежные мастера умеют на протяжении всей встречи поддерживать высокий темп, бить по мячу быстро и точно, акробатически играть у сетки.

Ответ на это кроется в содержании тренировки. Правда, зарубежная теннисная литература освещает методы тренировки сильнейших игроков мира крайне скупо, но по отдельным статьям в прессе, беседам с тренерами и другим источникам кое-что почерпнуть можно.

Особенно интересны сведения о тренировке австралийцев. Ведь ряды лучших теннисистов этой страны постоянно пополняются молодыми (в возрасте от 17 до 22 лет) игроками мирового класса. Ни в какой другой капиталистической стране, даже в США, нет такого большого притока в теннис свежих сил. Очевидно в Австралии применяется рациональная система воспитания теннисной молодежи. В чем же ее особенности?

Виднейший австралийский специалист по теннису Гарри Холмэн , тренер Фрэнка Седжмена (первой ракетки мира в 1952 г.) в предисловии к мемуарам своего ученика писал:
«Фрэнк настолько заботился о развитии своих физических качеств, что не менее пяти раз в неделю тренировался в поднимании тяжестей и выполнял специальные упражнения для повышения скорости бега и выработки быстроты реакции. Часто после коротких соревнований или когда игра прерывалась из-за дождя, Фрэнк заходил потренироваться в спортивный зал. Нередко он упражнялся в беге и прыжках по пути на работу. За полтора года Фрэнк прибавил в весе 18 фунтов, а сила и выносливость его выросли необычайно».
Седжмену было тогда 17 лет, и он только приступил к тренировкам под руководством Хопмэна. Как видим, они начали с систематических занятий по физической подготовке.
Примеру Седжмена последовал и другой широко известный ныне австралийский теннисист — Эшли Купер. Вот что сообщал о нем еще в 1955 году журнал «Уорлд теннис»:
«Куп» ежедневно тренируется в беге, прыжках с высоким подниманием колен, выполняет упражнения для укрепления брюшного пресса. Ежедневно, заканчивая тренировку, он в течение 30 минут делает приседания. Г. Хопмэн предсказывает, что Эшли будет одним из лучших австралийских игроков».
Предсказание Хопмэна сбылось.

В 1957 и 1958 годах Э. Купер выиграл первенство Австралии, в 1957 году на Уимблдонском турнире занял второе место, а в нынешнем году — первое.

А вот что ответил победитель Уимблдонского турнира 1957 года австралиец Л. Хоуд на вопросы олимпийского теннисного журнала о методах его тренировки.
Вопрос: «Как вы достигли хорошей физической подготовленности?»
Ответ: «В возрасте от 17 до 21 года ежедневно, утром и вечером, я занимался бегом и другими общеразвивающими физическими упражнениями. Перед Уимблдонским турниром я опять много бегал, но потом прекратил беговые тренировки до соревнований в Риме, концентрируя внимание на том, чтобы добиться хорошего «чувства мяча» на площадке. После Римского турнира я опять занимаюсь ежедневно бегом».
Вопрос: «На какие дистанции вы бегаете?»
Ответ: «Все зависит от возможностей, какими я располагаю. Это может быть бег на дистанцию около мили
(1,5—1,6 км), либо 12—15 рывков, после которых следуют несколько кругов бега в медленном темпе, а затем опять 15—20 рывков. Теннисисту не нужно бегать длинные дистанции: главное для него— быстро передвигаться на площадке. Как только я начинаю заниматься беговыми упражнениями нерегулярно, это немедленно сказывается: я становлюсь медлительным, скованным в движениях, особенно после того, как в напряженной игре основательно побегаю по корту».

Вопрос: «Сколько времени вы затрачивали на эти тренировки?»

Ответ: «Утренние тренировки не были длительными, они меня утомляют. Поэтому утром после непродолжительного бега я проводил легкую тренировку по теннису, затем шел на работу. Значительно дольше и интенсивнее я играл в теннис после обеда, а вечером опять бегал,- примерно час-полтора. Такая тренировочная нагрузка доставляла мне только удовольствие».
Обязательная физическая подготовка, в которой ежедневный бег и специальные упражнения для укрепления ног и брюшного пресса занимают главное место, является важнейшей частью тренировки всех лучших теннисистов Австралии. Это подтверждает в статье «Тренировка команды теннисистов высокого класса» Г. Хопмэн. Он подчеркивает, что австралийцы, готовясь с мая по сентябрь 1955 года к играм на кубок Дэвиса, уделяли не меньше половины каждого занятия физической подготовке, бегу и различным общеразвивающим упражнениям.

Система тренировки, принятая австралийцами, пользуется всеобщим признанием . Не случайно лучшие молодые игроки Англии, Италии и других стран ездили в Австралию, чтобы там позаниматься под руководством Хопмэна.

Вот что пишет о такой поездке М. Дэвис, первая ракетка Англии:
«Я тренировался упорнее, чем когда-либо раньше. Четырнадцать дней в Мельбурне были днями интенсивной работы. Мы завтракали в 8.30, затем, отдохнув, отправлялись на два часа в гимнастический зал. Каждый день после обеда следовали три часа игры на кортах. Затем мы выезжали в Брисбейн, где я тренировался в беге и выполнял серию специальных упражнений для укрепления брюшного пресса (такими упражнениями я с тех пор занимаюсь каждый вечер по 20 минут)».

Аналогичные сведения о тренировке сильнейших игроков Австралии я получил в Лондоне и Москве, беседуя с Ф. Перри и с участником III Дружеских игр Р. Хоу (шестой ракеткой Австралии, одним из лучших игроков мира в парных разрядах).

Обоим собеседникам был задан один и тот же вопрос: «В чем секрет успехов австралийцев?»
— Они бегают по два часа в день,— не задумываясь, ответил Перри.
— Они ежедневно занимаются по два часа в гимнастическом зале или бегают на стадионе,— сказал Хоу.
В ходе дальнейшей беседы Перри и Хоу много раз подчеркивали, что физическая подготовка — фундамент успеха в теннисе.

Читать еще:  Физкультура и спорт: описание и в чем заключается разница? Чем отличается физкультура от спорта.

Интенсивной физической подготовкой занимаются не только мужчины, но и лучшие теннисистки мира. Четырехкратная победительница Уимблдонского турнира американка Л. Броу сообщает, что в течение шести недель подготовительного периода она ежедневно пробегала около мили, затем переходила на тихий бег с ускорениями и рывками, а после этого полчаса занималась силовыми упражнениями и еще полчаса тренировалась со скакалкой.
Один из английских тренеров — С. Джонс говорил мне в Уимблдоне, что английские теннисистки регулярно занимаются легкой атлетикой.

Кроме упомянутой системы физической подготовки, австралийцы практикуют специальные упражнения на площадке, из которых наиболее известно «двое против одного». Один игрок занимает позицию у сетки, два других—на задней линии другой половины площадки. Игроки с задней линии пытаются обвести соперника или направить мяч свечой через него. Их соперник старается выиграть мячи у сетки ударами с лета или над головой. Так как мячей используется много (15—20 и больше), вся тренировка проходит в очень высоком темпе: если мяч летит «за», в игру немедленно вводится новый. Игроку у сетки приходится трудиться с максимальным напряжением. Больше 15—20 минут никто этого не выдерживает.
Второй вариант такой тренировки состоит в том, что два игрока стоят у сетки, а один у задней линии. Этот метод для игрока, действующего в одиночку, еще труднее.

Тренировочные упражнения типа «двое против одного» содержат те элементы, которые больше всего нужны в современном теннисе — игру у сетки и различные способы обводки. Эти упражнения эмоциональны, хорошо развивают физические качества игрока, особенно быстроту и ловкость. Такой метод тренировки у австралийцев основной. Теперь его успешно используют и наши игроки, в частности эстонские теннисисты.

Интересно также опубликованное в журнале «Уорлд теннис» интервью с Конноли, впервые ставшей победительницей Уимблдонского турнира в 17-летнем возрасте. Судя по ее словам, она тренируется шесть раз в неделю по 3—5 часов в день. Дома в Сан-Диего она обычно, пользуясь несколькими десятками мячей, производила по 200—250 ударов по линии и по диагонали корта, 50—100 подач и еще 50—60 ударов с лета и над головой. После этого она проводила две-три партии одиночной игры и одну-две партии парной с лучшими местными мужчинами-теннисиста-ми.
По мнению М. Конноли, молодежь слишком много внимания уделяет игре со счетом, вместо того, чтобы добиваться уверенного владения техническими приемами и настойчиво совершенствовать отдельные удары.

Кстати, беседуя с Ф. Перри и Р. Хоу, я выяснил, что отработке отдельных ударов лучшие игроки мира уделяют много времени. Австралийцы, например, много тренируются в подаче (ежедневно или через день — не меньше часа). Перри рассказал, как в свое время он по четыре часа десять дней подряд посвящал отработке только одного удара — обводки слева по диагонали. К этому добавлялась еще и общая тренировка других ударов.

Много интересного есть в методике тренировки, разработанной американскими тренерами.
Все они рекомендуют своим ученикам тренироваться пять-шесть раз в неделю, от трех до пяти часов ежедневно, и все считают очень полезной тренировку у стенки. Известный тренер молодых игроков Д. Хокси, например, заверяет, что «одна хорошая стенка стоит трех кортов».

Известно, что соревнования — одна из важнейших форм активной тренировки. Поэтому приведем некоторые данные об участии лучших игроков мира в различных турнирах. Швед С. Давидссон, признанный первой ракеткой Европы 1957 года, в том сезоне участвовал в 35 турнирах. Победитель III Дружеских игр в Москве австриец А. Хубер заявил, что ежегодно он выступает примерно в 40 соревнованиях.
Давидссон за один сезон имел 68 встреч с игроками, которые числятся среди ста лучших теннисистов мира, и выиграл 49 матчей. У американца В. Сейксаса 45 побед в 55 поединках с соперниками такого же класса. Можно полагать, что и Давидссон и Сейксас сыграли в сезоне около 100 матчей в одиночном разряде, включая игры со значительно более слабыми соперниками в первых кругах турниров. А такие игры тоже полезны, ибо позволяют более сильному теннисисту проверить в бою и закрепить новые навыки, технические приемы и тактические уловки.

Какие же выводы нужно сделать нашим теннисистам?
Физической подготовкой наши игроки занимаются очень мало и нерегулярно, да и то лишь в подготовительный период. А разве у наших теннисистов нет возможности каждый день самостоятельно работать над повышением своих физических качеств так, как это делают легкоатлеты, пловцы и другие? Конечно, есть. Нужно иметь только желание и волю. Физической подготовкой .теннисист должен заниматься систематически, не только зимой и весной, но и летом, между соревнованиями.

Нагрузка на площадке (соревнования и тренировки вместе взятые) у наших лучших игроков тоже недостаточна. К примеру, молодые эстонские мастера спорта Э. Кедарс и Т. Лейус в прошлом году играли примерно 400 часов. Этого мало! Я не имею, к сожалению, точных данных о других игроках, но все-таки берусь утверждать, что в Ленинграде, Киеве и Ростове положение с нагрузкой теннисистов примерно такое же.
Кедарс в 1957 году выступал в турнирах чаще, чем другие эстонские игроки,— 19 раз. В этих турнирах у него было 85 одиночных и 65 парных встреч. Но ведь такая игровая нагрузка тоже пока исключение!

Прочитав все это, многие тренеры и теннисисты могут спросить: что же делать дальше?
Я не собираюсь давать рецептов, но программа действий мне кажется ясной.
Во-первых, игрок, который стремится стать классным теннисистом, и тренер, который хочет такого теннисиста воспитать, должны позаботиться о физической подготовке. Как? Видимо, в том объеме и в том направлении, которого придерживаются лучшие теннисисты мира.
Во-вторых, нужно смело применять новые методы тренировки и повысить тренировочную нагрузку на площадке по крайней мере до 500—600 часов в год. Прежде всего следует увеличить число летних тренировок, особенно напряженно работая над отшлифовкой отдельных ударов и подачи.
Нужно добиваться того, чтобы спортивные общества строили асфальтовые площадки, которые дают возможность начинать летний сезон на месяц-полтора раньше обычного и кончать его на месяц-полтора позже. В Таллине уже построили асфальтовые корты, и мы начинаем сезон с первых дней апреля.

Читать еще:  На какое боевое искусство отдать ребенка. Боевые искусства для детей: чем хороши и чем опасны

И еще надо во что бы то ни стало увеличить число соревнований (особенно международных) для перспективных молодых игроков. Приведу некоторые примеры: в 1956 году Л. Хоуд выиграл Уимблдонский турнир, но впервые он участвовал в этом соревновании в 1952 году, когда ему было 16 лет. Уимблдонский победитель 1958 года Э. Купер (ему всего 21 год) четырежды выступал в этом состязании. И не следует забывать, что и до и после Уимблдона Купер и другие игроки чуть ли не еженедельно встречаются с новыми противниками, в новых соревнованиях, на новых местах.
Вот какую программу нам нужно осуществить, если мы хотим подготовить теннисистов, способных через год-два уверенно добиваться постоянных высоких результатов на международной арене.

ОФП теннис

8. Чем старше и опытнее становится спортсмен, тем меньше работы нужно отводить на общие упражнения и больше времени посвящать специальным.
Это важно понимать, потому что встречаются тренеры и спортсмены, которые занимаются повышением спец выносливости за счёт кроссовоого бега, а «физики»
за счёт общих нагрузок типа тренажёрки и плавания.

9. Кол-во тренировок по физической подготовке, зависит от суммарного объёма тренинга (учитываются и теннисиные тренировки и турниры и даже «разминки»).

Здесь правда есть одно противоречие, встающее с биомеханикой вразрез, его часто приходится наблюдать в методике тренеров, которые обучают спортсмена бегу,
но об этом мы поговорим в следующий раз.

Давайте рассмотрим действия теннисиста через призму биомеханики и физиологии.

В FTA на первом этапе работы (общеподготовительном), прохождение стандартного (обычного) тестирования — является обязательным.
Для отражения общей картины, набора «классических» тестов игровика, вполне достаточно:
Вот они (если будут интересны условия их выполнения, пишите я уточню):
1. Прыжок с места — 3 разминочные и 3 контрольные попытки (записывается лучший рез-т показаный в контрольных попытках);
2. Бег на 10м (или «Стартовый тест FTA»);
3. Бег на 30м;
4. Челночный бег 5х5м (1-2 разминочные, и 3 контрольных);
5. Челночный бег 10х10м (1 разминочная и 1 контрольная, тест тяжёлый если выполняется правильно, поэтому состояние должно контролироваться по пульсу);
——— ОТДЫХ 5-7 мин (активный), в это время можно тестировать координацию или реакцию
6. Бег на 200м — (замеряем пульс сразу после пробежки и через минуту после первого замера);

Есть и другие варианты «простого» тестирования которые отражают общее состояние спортсмена. Смотрим кто перед нами, многое видно уже с разминки.
Уровень функциональной готовности позволяет довольно точно определить пульсовые замеры (но в этом нужно разбираться).

Более сложное тестирование выполняется на втором этапе работы (специально-подготовительном):
Пример тестирования т.н. «Городки», из фишек, конусов и лесенок выстраивается полоса препятствий, задача пройти всб дистанцию без ошибок за
минимальное время — общая продолжительность теста — около минуты — цыфра тоже взятая не с потолка, если средняя продолжительность одного розыгрыша
в теннисе составляет 20-25 секунд (эти данные приводены в спец. литературе), то этот тест ориентирован на некоторый запас в продолжительных розыгрышах
или двух длинный розыгрышей идущий один в след за другим:

После проведения тестирования становится ясно какие качества у спортсмена являются ведущими, а какие отстают.
Определить это довольно легко, достаточно сопоставить результаты спортсмена с показателями остальных спортсменов той же
возрастной группы и той же специализации.

После оценки исходного состояния спортсмена, требуется определить количество назначаемой нагрузки (кол-во занятий в нед, кол-во часов, продолжительность программы, её этапы, объём и интенсивность на этих этапах).

При назначении нагрузок важно учитывать:
— возраст;
— уровень подготовлености спортсмена;
— общее количество физических и психических нагрузок (т.н. сумарный объём — все тренировки + турниры + разминки, в т.ч. учитывается и учёба в школе и даже
дорога, если спортсмену приходится проводить в ней длительное время);
— способность спортсмена перенесить эти нагрузки (это индивидуальный параметр);
— другие факторы.

Для того чтобы обеспечить условия полноценного развития физических кондиций, необходимо тренироваться:

Детям от 6-9 лет — 2 зан. в нед. по 1 часу (отдельное занятие) или 3-4 зан. в нед. по 15-30 мин. после основной тренировки;
Детям от 10-12 лет — 2-3 зан. в нед по 1-1,5 часа (отдельное занятие) или 3-5 зан. в нед. по 30 мин. после основной тренировки;
Детям от 13-15 лет — 3 зан. в нед. по 1-1,5 (отдельное занятие) или 4-6 зан. в нед. по 30-45 мин. (самоподготовка)после тренировки;

О возможности или не возможности назначения токого размера нагрузок, говорить можно если были учтены все вышеназваные пункты обеспечивающие адекватность требований. Разумеется нужен плавный вход в тренировочный процесс с несколько «новыми» нагрузками.

Физическая подготовленность юных теннисистов

Проблема оценки физической подготовленности юных теннисистов в настоящее время вновь приобретает актуальность. Существующий уже более десяти лет комплекс контрольных нормативов многим представляется недостаточно специфичным и не всегда легко поддающимся внедрению на местах.

Так как в последнее время появился ряд интересных экспериментальных исследований, посвященных проблемам физической подготовки, сотрудниками лаборатории кафедры тенниса ГЦОЛИФК была предпринята попытка апробировать комплекс из нескольких новых контрольных тестов*.

Основная задача была максимально приблизить условия их проведения к реально существующим в обычных детских спортивных школах.

В комплекс вошло четыре теста в беге, три прыжковых и метание набивного мяча (традиционное контрольное упражнение).

Тесты в беге не требуют специальной разметки, достаточно расстояния между линиями теннисного корта:
— бег 18 м (от задней линии до линии подачи противоположной части корта);
— бег 10 м с остановкой в конце (от задней линии до сетки);
— челночный бег 6X5,5 м (между задней линией и линией подачи);
— челночный бег 6X8 м влево-вправо (между боковыми линиями площадки) с касанием ракеткой набивных мячей.

Читать еще:  Тарань и вобла — разница между этими рыбами, в чем отличия с кулинарной точки зрения. Рыба сорожка (плотва обыкновенная)

Первый тест — обычный бег с высокого старта.

Второй тест предусматривает имитацию выхода к сетке или доставание укороченного мяча: в кратчайшее время нужно преодолеть расстояние между задней линией и сеткой, остановившись в нескольких сантиметрах от нее (фиксируется время преодоления 10 м).

Третий тест — челночный бег 6×5,5 м ставит задачу в кратчайшее время шесть раз преодолеть расстояние между задней линией и линией подачи, каждый раз при смене направления движения заступая за эти линии обеими ногами.

Четвертый тест — челночный бег 6 X 8 м требует более высокого уровня владения теннисными навыками. При сменах направления движения в этом тесте требуется коснуться набивных мячей. Вначале испытуемый располагается в правой части корта у задней линии, лицом к сетке, наступив правой ногой на внутреннюю боковую линию площадки. Перенеся на нее вес тела и вытянув правую руку с ракеткой как можно дальше вправо, он касается ею поверхности корта. В этом месте располагают первый набивной мяч. Затем испытуемый располагается у левой боковой линии и, перенеся вес тела на левую ногу, касается поверхности площадки, вытянув правую руку с ракеткой максимально влево — в этом месте устанавливают второй набивной мяч.

Тест выполняют из стартового положения стоя лицом к сетке перед левой внутренней боковой линией. Эта же линия служит финишной отметкой. При выполнении задания не разрешается поворачиваться спиной к сетке и перекладывать ракетку из одной руки в другую. Для левшей мячи ставят с учетом того, что касание будет производиться левой рукой.

Для оценки результатов в беге на 18 и 10 м мы использовали фотофинишную установку конструкции И. В. Всеволодова. Результаты в челночных тестах фиксировали ручным секундомером.

Прыжковые тесты включают однократный, тройной и пятикратный прыжки в длину толчком обеими ногами. При выполнении тройного и пятикратного прыжков необходимо, чтобы переход от приземления к отталкиванию проходил непрерывно (т. е. чтобы тройной или пятикратный прыжки не выполнялись, как три или пять однократных).

Последний тест — метание набивного мяча движением подачи выполняется как обычно.

С помощью этих восьми тестов мы обследовали юных теннисистов семи московских детских спортивных школ (более 500 человек). Полученные данные были сведены в единые таблицы по десяти возрастным группам (по годам рождения) отдельно для мальчиков (табл. 1) и девочек (табл. 2). По результатам тестов для всех возрастных групп были разработаны шкалы оценок, по которым каждому из возможных результатов в тесте соответствовало определенное количество очков, после чего все полученные данные перевели в очки и рассчитали средние суммы очков для каждого из обследованных юных теннисистов и в среднем для каждой из детских спортивных школ.

Уже при беглом взгляде на таблицы обращает на себя внимание то, что в одних спортивных школах наилучшим образом физически подготовлены в основном представители младших возрастных групп (ДЮСШ Ждановского района, «Зенит»), что, возможно, свидетельствует, с одной стороны, о хорошем отборе, с другой — о недостатках в организации или методике физической подготовки юных теннисистов более старшего возраста. В других же спортивных школах, например в ЦСКА, как раз наоборот: старшие показывают в среднем лучшие результаты по своему возрасту, чем младшие, что, по-видимому, свидетельствует об обратной тенденции. Особую картину в этом плане представляют результаты обследования юных теннисистов «Спартака», которые во всех возрастных группах прочно занимают первое или второе место.

Параллельно с тестированием было проведено анкетирование тренеров, воспитанники которых проходили обследование. С его помощью нам хотелось выявить, какие особенности организации или методики физической подготовки позволили представителям одних спортивных школ занять лучшие места, чем представителям других.

В связи с тем что некоторые из тестов отчасти дублировали друг друга, мы постарались отобрать те из них, которые в большей степени подходят для практики. Из двух тестов с челночным передвижением бег 6X5,5 м в большей степени подходит для контроля за подготовленностью представителей самых младших возрастных групп и для отбора, а бег 6X8 м для теннисистов более старших возрастных групп. Первый менее продолжительный и более простой, не предъявляющий высоких требований к специфическим навыкам теннисиста и легко воспринимаемый даже самыми юными из них. Второй — несколько более продолжительный — требует уже достаточно хорошего владения техникой передвижения по площадке и более сложный по выполнению.

То же можно сказать и в отношении тестов на 18 и 10 м. Первый чрезвычайно прост и не требует проявления никаких специфических навыков. Второй более сложен, результат в нем зависит от владения типично теннисными умениями (например, быстро набирать и гасить скорость передвижения, останавливаться после резкого ускорения).

Включенные в комплекс прыжковые упражнения на первый взгляд слишком просты. Однако, как показали результаты проверки, непрерывное выполнение пяти и даже трех выпрыгиваний вперед из глубокого приседа не всегда доступно даже теннисистам старших возрастных групп. Однократный прыжок в этом смысле, пожалуй, слишком прост как тест, но, выполняемый перед тройным и пятикратным, в комплексе с ними, является хорошей предварительной разминкой.

Предложенный комплекс контрольных упражнений вызвал интерес и в целом положительный отзыв тренеров и юных теннисистов. Упражнения могут служить также и в качестве тренировочных, направленных на совершенствование скоростно-силовых качеств и специальных скоростных способностей юных теннисистов.


* В верхней строчке — место, занятое мальчиками десяти возрастных групп из различных детских спортивных школ Москвы, в нижней — среднее количество очков.


* В верхней строчке — место, занятое девочками десяти возрастных групп из различных детских спортивных школ Москвы, в нижней — среднее количество очков.

Н. Ю. Верхошанская, заведующая лабораторией кафедры тенниса ГЦОЛИФК,
М. Ю. Морозов, сотрудник лаборатории

Источники:

http://tennis-russia.su/85-fizicheskaya-podgotovka-veduschih-tennisistov-mira.html
http://fta-russia.ru/index/opf_tennis/0-206
http://www.offsport.ru/tennis/84/podgotovlennost-unyh-tennisistov.shtml

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector
×
×