9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Конкурс бег в мешках описание. Разработка сценариев “татарские национальные игры”

Разработка сценариев “Татарские национальные игры”

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Татарские национальные игры

Выполнила: Чурмаева Юлия,

ученица 5 класса, МАОУ «Берез –

никовская СОШ им. М.Г.Имашева»

Программа «Мир игры» посвящен разучиванию массовых подвижных игр. Эти игры всегда музыкальные, а так же познавательные.Ведь они знакомят с играми других национальностей. Игры воспитывают дружбу между этносами.

Каждый народ богат играми. Они имеют многотысячелетнюю историю и сохранились до наших времен, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

Например, при раскопках древнего Новгорода обнаружено немало мячей и сама палка-бита, давшая название игре – «лапта». Это русская народная игра. Но у многих народов мира есть родственные игры. Они имеют свои правила и называются по-разному. В Англии – это «крикет», у американцев – «бейсбол», у кубинцев – «пилота», у немцев – «шлагбал».

Самыми популярными играми у русского народа являются «Пятнашки», «Горелки», «Городки», ” Каша” и другие.

Татаро-башкирский народ тоже богат на игры и праздники. Игровой фольклор татарского народа разнообразен. Неоценим он и по своему двигательному содержанию. Ходьба, бег, прыжки, метание, бросание, ловля и другие виды движений – все это можно найти в татарских народных играх. Почти все они в большей или меньшей степени способствуют формированию жизненно важных навыков, совершенствованию физического развития, воспитывают необходимые морально – волевые качества.

Характерными особенностями татарских народных игр является соревнование, сотрудничество и коллективность, самостоятельность действий участников, высокая эмоциональность.

Игра укрепляет организм детей и служит залогом здоровья. Глубина и разносторонность воздействия делают народные игры незаменимым средством воспитания подрастающего поколения. Использование игр по определенной системе и в сочетании с другими видами физических упражнений обеспечивает высокую эффективность воспитания необходимых черт характера.

Изучение татарских народных игр показало, что существует различные по своему происхождению и содержанию формы игр. Есть такие игры, которые имеют столетнею или даже тысячелетнею давность.

Например, известный ученый-филолог Махмут Кашгари описывает детские игры, одна из них «Менкез-менкер». Эту игру до сих пор играют дети под названием «Летели-летели» («Очты-очты»).

Татарский народ издавна отмечает традиционные праздники, которые состоит из спортивных игр. Это «Сабантуй», «Карга боткасы», «Умырзая» и.т.д. В праздниках в основном участвуют дети. Игры, танцы, песни объединяют и сплачивают детей.

Преимущество использования народных игр состоит в том, что они просты и доступны, не требуют специального оборудования. В них много юмора, шуток, соревновательного задора. В народных играх отражаются искренняя любовь народа к веселью, движениям.

Народные игры укрепляют связь между поколениями, воспитывают любовь к родному краю, формируют интерес к изучению игр других национальностей.

Татарская народная игра «Аксак т ө лке»

Один из ребят – «хромая лиса», другой – «хозяин дома» – медведь, все остальные ребята – куры. «Хозяин дома» – в кругу, рядом с которым – большой круг- «курятник». «Лиса» – за чертой, в «норе».

От своей норы лиса на одной ноге допрыгивает к «хозяину дома». Лиса и медведь заводят разговор.

-Ты куда, лиса хромая,

Темной ночью ковыляешь?

– Бабка ждет меня родная,

Разве ты о том не знаешь?

– А зачем к ней торопиться?

– Шубка сушится на печке.

– А если шубка загорится?

– Окуну я шубу в речку.

– Вдруг умчит ее вода?

– Трудно будет мне тогда.

– Ну, а как, лиса хромая,

Ты без шубы проживешь?

-Не тревожься, спи, хозяин,

Как проснешься, ты поймешь!

«Хозяин дома» укладывается спать, а лиса припрыгивает в курятник. Куры просыпаются и разбегаются в разные стороны, а лиса, прыгая на одной ноге, старается кого-нибудь запятнать. Кого запятнают, тот становится лисой.

Татарская народная игра « Аю-б ү ре»

Один из играющих – «Серый волк». Дети идут «в лес» собирать ягоды. Один из игроков спрашивает:

– Вы, друзья, куда спешите?

– В лес дремучий мы идем.

– Что вы делать там хотите?

– Там малины наберем.

– Вам, зачем малина, дети?

– Мы варенье приготовим.

– Если волк в лесу вас встретит?

– Серый волк нас не догонит.

Дети подходят к тому месту, где прячется, серый волк и поют:

Соберу я ягоды и сварю варенье.

Для любимой бабушки будет угощенье.

Здесь малины много, всю и не собирать!

А волков, медведей вовсе не видать.

Тут серый волк поднимается, а дети бегут за черту. Кого волк запятнает, того уводит к себе.

Так он может запятнать 4-5 детей, и последний становится серым волком.

Игра «Маляр и краски» (Буяну-буяну)

В игре участвуют в основном дети дошкольного и младшего школьного возраста, от 5 до 40 человек.

Описание. На расстоянии 20-30 м чертят две параллельные линии. На одной из них устанавливают гимнастические скамейки. Сбоку между линиями чертят круг диаметром 3-4 м – «дом маляра». Выбирают водящего и «маляра», остальные игроки становятся «красками».

«Краски» садятся на гимнастические скамейки или на траву в один ряд. Отослав «маляра» в его «дом», водящий распределяет между играющими краски: красную, зеленую, желтую и т. д. По сигналу руководителя к водящему (он стоит рядом с «красками») подходит «маляр» и спрашивает:

Читать еще:  Пульс на беговой дорожке для сжигания жира. Зона пульса организма

– Бабушка, бабушка, я пришел за краской. Разрешите взять?

– У меня, дружочек, красок много очень. Какую тебе дать?

«Маляр» называет какую-нибудь краску, например красную. Участник игры, получивший название «красная краска», быстро встает и бежит до второй линии. «Маляр» пытается догнать его и коснуться рукой. Если ему это удается, то он отводит «краску» в свой «дом». Если «маляр» не поймает «краску», то она возвращается к себе в «дом» (на скамейку) и «меняет» свой цвет. После этого игра повторяется.

1. Ловить «краску» можно только до противоположной линии площадки.

2. «Маляру» запрещается ловить игрока, пока тот не встал с гимнастической скамейки или с земли.

3. Не добежав до второй линии, «краска» не имеет права вернуться обратно и сесть на скамейку.

Самым любимым праздником является Сабантуй, что с перевода с татарского языка означает «праздник плуга». Люди радовались пробуждению природы и хотели задобрить землю, чтобы она подарила богатый урожай. Сабантуй – это массовое гуляние и, конечно, народные игры: бег с яйцом в ложке, битье горшков, перетягивание каната, бег в мешках.

И в нашей Березниковской школе каждый год 1 июня – в День Защиты детей – проводится праздник Сабантуй.

Сабантуй – весенний праздник,

Праздник дружбы и труда.

Пой, играй и смейся громко,

И танцуй, как никогда!

В старину празднование Сабантуя было большим событием, и к нему долго готовились. Всю зиму девушки, молодые женщины готовили подарки – ткали, шили, вышивали. Весной, перед началом праздника, молодые джигиты собирали по деревне подарки для будущих победителей в состязаниях и народных играх: вышитые платки и полотенца, куски ситца, рубашки, куриные яйца. Самым почетным подарком считалось вышитое национальным узором полотенце. Сбор подарков обычно сопровождался веселыми песнями, шутками, прибаутками. Подарки привязывали к длинному шесту, иногда джигиты обвязывали себя собранными полотенцами и не снимали их до конца церемонии.

Мы в школе тоже готовимся к празднику заранее. Пишем красивое объявление о том, что будем собирать подарки. И в этот день все учащиеся, учителя, сотрудники школы приносят подарки. Сбор подарков так же сопровождается песнями, шутками и танцами.

МАОУ ООШ №52 города Тюмени

Учредитель: Департамент образования администрации города Тюмени. Адрес: ул. Республики, 17. Телефон приёмной: (3452) 46-13-40

Методические документы

Урок физической культуры в школе с этнокультурным компонентом «Татарские национальные игры» (Шаматова А.Ш.)

Урок физической культуры в школе с этнокультурным компонентом

«Татарские национальные игры»

Технологическая карта урока

Шаматова Альмира Шавкатовна,

учитель физической культуры

МАОУ ООШ №52 города Тюмени

Предмет : физическая культура

Тема урока: татарские национальные игры

Цель урока: формировать у детей интерес к традициям своего народа через татарские народные подвижные игры;

Образовательные задачи (предметные результаты):

· Разучивание татарских национальных игр;

· формировать у детей представления об обычаях, традициях, играх, укладке жизни татарского народа;

Развивающие задачи (метапредметные результаты):

· развивать навык взаимодействия учащихся, быстроту, ловкость, внимание, координацию движений (познавательное УУД).

Воспитательные задачи (личностные результаты):

· развивать интерес к татарским национальным играм;

· воспитывать у детей уважение к народным традициям и обычаям, чувство коллективизма и осознанное отношение к здоровому образу жизни (личностное УУД)

Место проведения: спортивный зал.

Необходимое оборудование: мешки, горшок, палка 1,5 м.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Подготовительная часть (15 минут)

Подготовка к изучаемому материалу.

– Ребята, как называется ежегодный народный праздник окончания весенних полевых работ у татар и башкир?

-А как этот праздник проводиться?

(много интересных состязаний, игр, эстафет и. д.)

– С чего необходимо начинать урок?

Дети: «С разминки»

– Для чего необходимо проводить разминку в начале урока?

Дети: «Чтобы подготовить организм к предстоящей работе».

-Молодцы! Итак, начнем с разминки.

Организация учащихся на урок.

Следить за осанкой, за правильным выполнением упражнений.

Научить самостоятельно выполнять упражнения

Построение в одну шеренгу.

Активное участие в диалоге с учителем

Придумывают упражнения для разминки на все группы мышц

Повторяют за педагогом и запоминают

Постановка учебной цели занятия

Умение правильно выполнять двигательное действие

Умение распознавать и называть двигательное действие

Понимание необходимости выполнения упражнений для предупреждения плоскостопия

Умение организовать собственную деятельность

Умение распознавать и называть двигательное действие

Умение взаимодействовать со сверстниками.

Умение видеть и чувствовать красоту движения

Основная часть (25 минут)

1. Игра-эстафета: Бег в три ноги. Играющие разбиваются на пары, каждой паре связывают ноги (правую ногу одного с левой ногой другого). Пара на ” трёх ногах” добегает до поворотного флажка и возвращается на линию старта.

Разбивание глиняного горшка — этим обрядом раньше сопровождался обряд изгнания злых духов. С завязанными глазами палкой необходимо попасть по глиняному горшку тем самым изгнав духов.

По сигналу быстро должны залезть в мешок и придерживая мешок возле пояса, допрыгать до конуса. Обежав его, игрок возвращается обратно, вылезает из мешка и передает следующему игроку.

Соотносить задания учителя с двигательными действиями учеников.

Развитие умения давать оценку двигательным действиям.

Водящий оценивает выполнение заданного положения, дети активно играют, соблюдая правила.

Умение самоопределиться с заданием и принять решение по его выполнению.

Умение работать в команде

Умение технически правильно выполнять двигательное действие.

Умение активно включаться в коллективную деятельность

Читать еще:  Дим-мак - искусство отсроченной смерти. Легкое прикосновение смерти

Заключительная часть (5 минут)

1.Игра «Сядь, сядь, Малика! »

Правила игры: Дети становятся в круг. Одному завязывают глаза, и ставят в центр круга. Дети взявшись за руки, поют песню и идут по кругу. Песня поется на татарском языке:

Утыр, утыр, Мәликә, алмагачы төбенә,

Кем утырган каршыңа, әйтеп бирче тиз генә

Один из детей садится в круг, рядом с водящим, и он должен с помощью прикосновений узнать, кто стоит с ним рядом. Если не узнает, дается наказание. Игра так продолжается.

Построение в одну шеренгу.

Подведение итогов урока.

Кому понравилось играть?

Какая игра понравилась больше всего? Почему?

Что вызвало затруднения?

Для чего надо выполнять правила игры?

Молодцы, занятие закончено.

Умение организовывать коллективную совместную деятельность

Отметить отличившихся ребят.

Умение работать в команде

Составить комплекс ОРУ для осанки (5-6 упражнений)

самооценка и взаимооценка результатов учебной работы, соотносят результаты с поставленной целью.

Анализируют и делают выводы по результатам учебной деятельности.

Приходят к общему мнению и формулируют собственное мнение, обобщают пройденное.

Конкурс бег в мешках описание. Разработка сценариев “татарские национальные игры”

В праздник песни звучат не смолкая,

Песни радости и весны.

Пусть же дети печали не зная,

Подрастают в счастливые дни.

Песня про Татарстан.

Батыр и Шурале: Большое вам спасибо. Было очень весело. Мы вам приготовили угощение, угощайтесь.

Ведущие: Вот и закончился наш праздник. До свидания.

Трухачёва Жанна Ринатовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ “Торбаевская СОШ”
Населённый пункт: с. Торбаево, Касимовского района, Рязанской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Сценарий школьного праздника “Сабантуй”
Дата публикации: 08.03.2016
Раздел: начальное образование

Пояснительная записка В школах проводится много различных праздников внеклассных, внеурочных мероприятий. Но все они проводятся из года в год, дети к ним достаточно привыкли и считают такие праздники обычными. В школах на ряду со светскими праздниками проводятся и православные. Например, «Масленица», классные часы, посвященные Пасхе, Рождество и т. д. Но наше село, впрочем как и соседнее, Подлипки имеют татарские корни. Но в силу различных обстоятельств мы мало обращаемся к татарской культуре в школьной жизни. Сама я тоже имею татарское начало и мне это близко. Разрабатывая этот праздник мне хотелось бы немного познакомить детей с татарской культурой, традициями, кухней, танцами, песнями.
Из истории праздника
Сабантуй-праздник плуга, праздник веселья и труда. Его праздную весной, по окончании посевных работ. Первые упоминания о нем относятся к концу VIII- началу IX веков. (Тогда праздник отмечали перед началом посевных работ.) Сабантуй-один из самых любимых у татарского народа, и его справляют до сих пор. В Республике Татарстан это праздник республиканского значения. К Сабантую заготавливают подарки. Девушки и женщины вышивают платки, полотенца, готовят национальные блюда для угощения гостей. Перед праздником самый трудолюбивый и воспитанный молодой батыр вместе с друзьями объезжает на украшенной бубенцами и лентами лошади деревню и собирает подарки.Батыры поют, танцуют, отпускают шутки и прибаутки, желая хозяевам добра, здоровья, счастья, богатства. Собрав подарки, сборщики еще раз объезжают деревню, чтобы продемонстрировать их. Главным призом праздника является овца, ее дарят юноше, победившему в татарской борьбе, -Батыру. В день праздника с самого раннего утра на большой ярко украшенной поляне собирается народ. Надевают лучшую одежду, многие приходят в национальных костюмах и приносят угощения, приготовленные по рецептам традиционной татарской кухни. Во время праздника чествуют лучших работников, соревнуются в различных играх, поют и пляшут. Каких только соревнований и состязаний здесь нет! Бег в мешках, бег с яйцом в ложке, перетягивание каната, разбивание горшков с завязанными глазами, бой мешками на бревне, лазание по шесту, песенные и танцевальные конкурсы и обязательно-состязание в национальной борьбе и скачки. Заканчивается праздник вручением призов победителям. Во время праздника любой его участник может испытать свои силы в различных единоборствах и найти развлечение по душе.
Праздник Сабантуй

Место состязаний, а иногда и сами состязания назывались “майдан”. По традиции они включали в себя скачки, бег, прыжки в длину и высоту, национальную борьбу корэш. Во всех видах состязаний принимали участие все желающие – мальчики, юноши, мужчины. Девушки, женщины лишь наблюдали со стороны. Состязания проводились по веками выработанному распорядку. Начинали их скачки. Участие в них считалось престижным, поэтому на деревенские скачки выставляли коней все, кто мог. Наездниками были мальчики 8-12 лет. Участники скачек, собравшись вместе, отправлялись к месту старта, расположенному в 5-8 км от аула. Их сопровождал один из руководителей состязаний. По его сигналу конники стартовали по полевой дороге в сторону деревни, к финишу, где их поджидали участники праздника. Победителю дарили одно из лучших полотенец. Наездники и владельцы скакунов получали отдельные призы. Сабантуй празднуют во многих городах России, где проживают татары, например в Москве, Петербурге, Самаре, в ряде городов промышленного Урала, Сибири, Крайнего Севера и др. В то время когда наездники отправлялись к месту старта, проводились другие состязания, в частности бег. Участники подразделялись по возрасту: мальчики, взрослые мужчины, старики. Принцип организации состязаний был тот же, что и скачек: старт устраивали в отдалении, а финиш – на майдане. После завершения состязаний люди расходились по домам угоститься праздничными кушаньями. А через несколько дней, в зависимости от погоды, приступали к севу яровых культур. Сабантуй остается и по сей день самым любимым массовым праздником. Почти повсеместно он проходит по единой схеме. В городах это однодневный праздник, а в сельской местности он состоит из двух частей: сбора подарков и майдана. Кроме того, в сельской местности это и время приема гостей, встречи родственников и близких друзей, так как сейчас празднуют Сабантуй летом, после завершения весенних полевых работ.
Бой мешками
Широкое распространение получили различного рода шуточные состязания во время празднования Сабантуя. Их довольно много. Это бег с ложкой во рту с положенным на нее яйцом; бег с ведрами на коромысле, наполненными водой; бег в мешках; бег по двое, когда нога одного привязана к ноге другого. Много смеха вызывает бой мешками, набитыми сеном или соломой, который ведут, сидя на бревне; или состязание, во время которого нужно с завязанными глазами разбить палкой горшок, стоящий на земле. Популярны перетягивание каната, палки, лазанье на высокий гладкий столб, на верху которого повешен приз (иногда живой петух в клетке), и т. д. Эти состязания являются наиболее массовыми, во многих из них активно участвует женская половина собравшихся. Одновременно проводятся состязания певцов, танцоров. Молодежь водит хороводы, устраивает танцы. Любой присутствующий, когда пожелает, может включиться в состязание, которое ему по душе, и отдохнуть, получить заряд бодрости и веселья.
Особенности организации праздника в школе

Читать еще:  Как бегать чтобы не потерять мышечную массу. Как избавиться от подкожного жира и не потерять мышечную массу

Организовывая праздник в школе, надо постараться, следовать общим традициям. Подготовительная работа включает несколько этапов. Первый этап: беседы о традициях татарского народа, ознакомление с одеждой, кухней, национальными играми и фольклором татарского народа. Второй этап: изготовление подарков. На этом этапе открывается простор для творчества и фантазии как детей, так и взрослых. Любимое занятие детей-мастерить призы победителям. В подготовке к празднику и в изготовлении подарков принимают участие родители. На музыкальных занятиях в этот период дети разучивают песни, танцы, потешки, прибаутки, заклички на русском, а может быть и татарском языках.(если есть дети, говорящие на татарском языке) Третий этап: украшение участка. Праздник обязательно проводятся на свежем воздухе. Сочная зеленая травка, яркая зелень деревьев, сочетаясь с различными украшениями- разноцветными флажками и ленточками, развешенными на участках рисунками и колокольчиками, -создают праздничное настроения. Украшением участка занимаются взрослые-педагоги и родители. Для того чтобы праздник прошел успешно, необходимо соблюдать следующие правила. Праздник должен проходить без заминок. Это требует хорошей подготовки, продуманного сценария и учета мелочей-от организации игр до порядка раздачи угощения. Праздник должен быть зрелищным, чтобы в нем было не только интересно участвовать, но и наблюдать за ним в роли зрителя. Для этого игры и состязания чередуют с песнями, танцами, стихами в исполнении детей. Начало и конец праздника должны отличаться торжественностью, настраивающей присутствующих на особое событие, поэтому используются атрибуты государственной символики, поднимается и опускается флаг, исполняется гимн праздника, дети хором произносят девиз праздника. В празднике участвуют и дети, и взрослые. Взрослые организовывают игры, являются членами жюри. Игры и соревнования должны соответствовать возрасту детей, поэтому для каждой возрастной ступени подбираются или модифицируются свои игры. Завершение праздника связанно с вручением призов и подарков. Призы должны быть распределены справедливо; ни один ребенок на празднике не должен чувствовать себя обделенным и обиженным. В конце праздника присутствующих угощают блюдами татарской национальной кухни. В нашу школу ходят дети разных национальностей. Но Сабантуй должен понравиться всем детям, независимо от национальной принадлежности.
Этот праздник особенно
актуален
в наше время.Более 100 различных народов проживает в современной России. Численность и территория каждого народа различны, но культура, обычаи, праздники даже самого малочисленного народа – это часть культуры общечеловеческой. Объем этой книги не позволяет уделить внимание всем народам России, ее авторы хотели лишь начать большой и важный разговор о жизни и культуре народов нашей страны. Не случайно и то, что книга посвящена национальным праздникам. Праздники есть у каждого народа. Они могут быть религиозными и бытовыми, семейными и общенациональными, но в каждом из них проявляется самобытность народной культуры, традиций, мировосприятия. Праздник замечателен еще и тем, что его атмосфера помогает людям лучше узнать и, главное, понять друг друга. В наше время в области межнациональных отношений это особенно важно.
Цель

:
Формирование у детей культуры здоровьесбережения и здорового образа жизни через народную игру. ЗАДАЧИ: 1. Знакомить с народным праздником, его значением, символами, традициями. 2. Знакомить с народными играми; учить в них играть, соблюдая правила, используя заклички, перевалки. 3. Развивать ловкость, выносливость, выдержку, зрительное, слуховое внимание, умение сопоставлять размер предметов. 4. Продолжать обогащать и активизировать словарный запас. 5. Воздействовать на положительный эмоциональный настрой на протяжении занятия, используя татарскую народную музыку, иллюстративный, фото, видео материалы, а также сюрпризные моменты, актерское перевоплощение педагогов. 6. Воспитывать уважительное отношение к традициям татарского и русского народа, умение и желание применять их в жизни; любовь к родному краю.
Татарский национальный праздник для детей 7-11 лет

.
Сценарий праздника. Наш весёлый Сабантуй

Источники:

http://infourok.ru/razrabotka-scenariev-tatarskie-nacionalnie-igri-1986283.html
http://xn—52-cedi9a6b5b.xn--p1ai/index.php/pedagogicheskaya-masterskaya/24-urok-fizicheskoj-kultury-v-shkole-s-etnokulturnym-komponentom-tatarskie-natsionalnye-igry-shamatova-a-sh
http://povarolga.ru/igry-i-konkursy-dlya-letnego-lagerya-scenarii-veselyi-prazdnik—sabantui/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: