Как делать сальхов. Что такое тройной тулуп в фигурном катании
Что такое тройной тулуп в фигурном катании
Содержание статьи
- Что такое тройной тулуп в фигурном катании
- Как научиться крутиться на коньках
- Как научиться делать тулуп
В фигурном катании прыжки подразделяются на реберные, при которых толчок происходит от ребра опорной ноги, и зубцовые, при которых фигурист отталкивается зубцом свободной ноги. К первой группе относятся сальхов, риттбергер и аксель, ко второй – тулуп, лутц и флип. На все прыжки, кроме акселя, заходят с движения назад, спиной.
Техника исполнения тулупа
Тулуп является одним из простейших прыжков в фигурном катании. Обычно на тулуп фигуристы заходят с вальсовой тройки или тройки вперед-внутрь. Чаще всего на прыжок заходят с движения по прямой. Выполняется прыжок с внешнего ребра опорной (чаще всего правой) ноги, отталкивание производится зубцом свободной (чаще всего левой) ноги. Фигурист совершает в воздухе несколько оборотов, а затем снова приземляется на внешнее ребро правой ноги. Таким образом, фигурист вновь оказывается в исходном положении.
Благодаря подходящей технике исполнения, тулуп чаще других прыжков используется в качестве второго прыжка в каскадах. Как одиночный прыжок в парном фигурном катании часто прыгают тройной тулуп, а в мужском одиночном – четверной тулуп.
История
Впервые на соревнованиях тулуп исполнил американский фигурист Брюс Мэйпс в 1920 году. К началу 30-х годов XX века фигуристы прыгали все двойные прыжки, кроме акселя, в том числе и двойной тулуп.
Тройной тулуп впервые был исполнен фигуристом Томасом Литцем на чемпионате мира 1964 года. С начала 80-х годов начались попытки исполнения тулупа в четыре оборота. На официальных чемпионатах четверной тулуп впервые попытался исполнить Александр Фадеев на чемпионате мира 1983 года. Впервые четверной тулуп засчитали канадскому фигуристу Курту Браунингу в 1988 году, хотя прыжок был исполнен неидеально, с тройками на выезде.
В женском одиночном катании четверной тулуп пока не покорился никому. Попытку прыгнуть четверной тулуп исполнила французская фигуристка Сурия Бонали в 1991 году, однако судьи этот прыжок не засчитали, так как посчитали его недокрученным. Японка Мики Андо тренировала четверной тулуп, но ни разу не исполнила его в официальных соревнованиях.
Стоимость тулупа по новой системе судейства
По новой системе судейства каждый элемент имеет определенную стоимость в баллах. Стоимость одинарного тулупа очень мала – всего 0,4 балла. Двойной тулуп стоит 1,3 балла. Базовая стоимость тройного тулупа составляет 4,1 балла. Четверной тулуп оценивается в 10,3 балла.
Тулуп в фигурном катании: как выполнять?
Прыжок «Тулуп» называется от английского toe loop, поэтому не имеет ничего общего с зимней меховой одеждой. Долгое время считалось, что выполнять прыжки могут только особенно одаренные фигуристы. Долгое время, флип и лутц считались сложнейшими, их выполнение заслуживало бурю аплодисментов. Но сейчас уже многие профессионалы могут выполнять двойные, тройные фигуры, и тройной тулуп в фигурном катании уже не новость. Что представляет прыжок тулуп, как его выполнять, разберемся ниже.
История возникновения тулуп прыжка
Перевод слова «ту луп» означает «петля на носке». Первым фигуристом, выполнившим его, стал Брюс Мэйпс в 1920 году. Это простой прыжок, доступный профессиональным фигуристам. Первым его «показом» стал чемпионат мира в 1964 году, где был выполнен тройной прыжок. Пределом мечтаний фигуристов является четверной тулуп, показать его в совершенстве на соревнованиях еще никто из взрослых не смог.
Существует специальная система оценивания этой фигуры, градация баллов зависит от ее сложности. Одинарный прыжок наберет 0,4 балла, двойной тулуп в фигурном катании — 1,3 балла, тройной — 4,0 балла.
Техника выполнения
Пошаговое объяснение техники:
- Прыжок следует делать с переменной ноги, направленность движения положительная.
- Толчок ноги делается после проворота тройкой вперед-внутрь, затем назад-наружу.
- После, фигурист ставит носок ботинка толчковой ноги по направлению общего движения, то есть назад. Есть еще вариант осуществления толчка — это троечный переход ноги вперед-назад. Этот вариант нужен для осуществления устойчивого толчка. При первом варианте фигурист имеет возможность выполнить максимум оборотов. Тренера отмечают, что механически тулуп прыжок в фигурном катании очень близкий к технике выполнения сальхов.
Описание прыжка тулуп: особенность фигуры в нарастании угловой скорости, при которой вращается человек по своей оси во время толчка. При этом фигурист замечает, какая высокая эффективность оттолкнувшейся ноги, когда происходит стопорящее движение конька. Это действие осуществляется на конечном этапе толчка. Именно высокая скорость вращения тела удобна для выполнения нескольких оборотов. Поэтому становится возможным сделать четверной прыжок, то есть 4 оборота.
Как тулуп делать на коньках, чтобы не допустить ошибок? Среди спортсменов частой ошибкой является сильное скрещивание ног. Сзади отталкивающаяся нога во время толчка сильно заведена за другую, что сказывается на технике и качестве выполнения действия. Решить эту проблему помогут упражнения во время тренировки: вперед-внутрь — назад-наружу. Оттачивая технику, фигурист учится шаг за шагом, постепенно выполнять тройки, что улучшит осуществление прыжка.
Способы выполнения
У фигуристов существует несколько способов и вариантов выполнения тулупа.
- Проворот тройкой вперед-внутрь — назад-наружу.
- Отталкивающая нога ставится в направлении, котором будет двигаться все тело. Нога ставится носком конька.
- Открытый.
- Затяжной.
Отличие тулуп прыжков от других видов прыжков?
Понять отличие этого прыжка поможет сравнение его с другими элементами фигурного спорта. Начнем с того, что все прыжки в фигурном катании делятся на две подгруппы:
- Реберные: сальхов, аксель, риттбергер. Эти элементы значительно разнятся с другими прыжками, их выполнение по технике не связано в исполнением тулупа.
- Носковые (зубцовые): флип, тулуп, лутц. Зубцовыми названы они из-за расположения специальных зубцов на краю конька.
Прыгнуть с ребра — задача труднее, и техника значительно отличается от носкового прыжка, поэтому разберем отличия последней подгруппы.
- Флип. Фигурист отставляет левую ногу назад внутренним ребром. Правой ногой он делает удар, оборот, затем приземляется на ту же ногу. В этот момент выполняется опять ход назад-наружу. Флип запоминается отличительным щелчком. Новичку-ребенку нравится делать его из-за характерного удара по льду. Отличается он также своими тремя оборотами, 4 раза прокрутиться фигуристы еще не смоги.
- Лутц. Занимает первое место по сложности во всех зубцовых прыжках. История его возникновения началась с 1913 года, до сих пор мало фигуристов могут делать двойные, тройные подобные прыжки идеально чисто. В истории есть даже факт выполнения четверного лутца. Научиться делать лутц можно после освоения тулупа. Его отличие от остальных: спортсмен делает приседание на левой ноге, правой ногой кончиком конька упирается в ледовую поверхность, прыгает. В это время туловище спортсмена раскручивается, он помогает себе замахом рук, тела. Когда сделаны несколько оборотов, они осуществляются по направлению против часовой стрелки, спортсмен вновь становится на лед ходом назад-наружу. Схему прыжка предоставляет тренер при обучении.
- Тулуп. Наконец, перейдем к тулупу, это легкий элемент в катании на льду. Осваивать его начинают первым. Отличительная характеристика: приседать при его осуществлении не нужно, приземление на отталкивающуюся ногу, разница в направлении оборотов и приземлении. Важно правильно оттолкнуться, например, левой ногой, приземлиться на правую, и наоборот. Приземление должно быть на ход назад-наружу.
Чтобы правильно прыгать, весь корпус должен работать слажено, выполняться замахи. Особое внимание уделяется конькам, хоккейные коньки для выполнения фигурных элементов не подойдут — они не оснащены важными зубцами, отличаются изгибом лезвий. Часто во время отталкиваний фигуристов ото льда ведется съемка. Это очень хорошее средство, чтобы понять технику выполнения тулупа чемпионами. Ее можно медленно воспроизводить, обучаясь азам фигурного катания.
Четверной тулуп в женском фигурном катании
Выполнить просто тулуп — это уже не удивление в катании на льду. Двойные, тройные обороты во время прыжка — это достижения спортсменок. Используются также каскадные элементы. На соревнованиях мирового уровня по женскому фигурному катанию каскадные прыжки — основное требование к профессионализму участниц. Часто спортсменки в программе выдают каскад тройного с двойным прыжками. Это встречается при одиночном катании. Тулуп подходит для второго элемента в каскаде, так как им удобнее заканчивать программу.
Женщинам довольно сложно выполнять четверной элемент отталкивания ото льда. Первой исполнительницей тройного тулупа стала Марина Титова. Ее элемент засчитан в 1971 году. Четверной тулуп мало кому подвластен, чаще его делают мужчины. Но в истории фигурного спорта, были попытки женщин выполнить такой элемент. Сурия Бонали в начале 1991 года попыталась сделать его, но по причине недокрута элемент не засчитали. Известно про Мики Андо, которая сделала четверной прыжок на тренировке. Но широкому кругу болельщиков так и не удалось его увидеть в ее исполнении. На соревнованиях в одиночном катании спортсменка не выступала с такой программой.
Заключение
Откуда берутся юные чемпионы мира по фигурному катанию? Осваивают тулуп даже дети на фигурном катании. Но усердные тренировки, взлеты и падения, приводят к результатам, известным мировому сообществу фигуристов. Отработать навык выполнения тулупа могут все профессиональные фигуристы. Но важно не останавливаться на достигнутом в одиночном катании. Выполнение двойных, тройных, может даже четверных «взлетов» надо льдом приводит к высоким баллам на соревнованиях, победе.
С альхов
Спасибо! Многооборотный риттбергер в принципе и ежу понятно как прыгать, а сальхов заценил
maym
Сообщений: 1829
Москва
Вопрос по заходу в Сальхов. Делают ли его с подсечки назад направо, если да, то зачем? Так проще?
Никак не могу понять, учили заход с тройки ЛВН, а теперь тренер предлагает прыгать с подсечки назад.
И еще теоретический вопрос.
FigSkA
Вообще, большинство так прокручивается, так проще мах делать. Хотя те, кто делает прыжок без маха (Аракава, Вейр) тоже отрыв уже после половины оборота делают. Вообще, судя по всему, это не обязательно – посмотрите на видео прыжка Лауры Леписто, у неё отрыв после 90 градусов, скрадывания нет, доталкивания зубцом тоже нет – но зато есть недокрут в 90 на выезде. Но по крайней мере это говорит о том, что так прыгнуть именно с ребра многооборотный прыжок можно.
Вообще, по технике, что мне кажется. Главная проблема в стадии толчка – в том, чтобы правильно использовать дугу. Дуга здесь это стопор и шест, это дуга принципиально другая, чем дуги в “танцевальном” смысле. В обычной тело стоит над дугой – то есть если сфотографировать, вырезать фон и повернуть тело, то нельзя будет понять, в дуге ты ехал, или по прямой на двух рёбрах. Тело лежит в дуге. Здесь же нужна форсированная дуга (не уверен в корректности термина), тело заваливается внутрь дуги, а угол наклона конька усилен, “заострён”. Тогда будет более сильное ребро и более чёткий шест.
Я смотрел себя и других любителей на видео, сравнивал с правильным исполнением. Довольно чётко видны ошибки (что я сейчас и пытаюсь лечить):
1) тело стоит над дугой, в том числе в момент работы ребра.
2) дуга идёт сразу под себя. Нужно, чтобы дуга сначала шла немного наружу, а уже потом закруглялась под себя. Если этого нет, то нога очень быстро уходит внутрь круга, от такой дуги уже не оттолкнёшься, “досидеть” в такой дуге тоже невозможно. Конёк переходит на зубец, остаётся глубокая борозда, прокрут и кривой вылет.
многие другие проблемы, похоже, следствие проблемы 2).
Конечно, самый канонический способ – сначала подсечка назад против часовой стрелки, затем (после переступания на левую ногу с поворотом вперед) тройка LFO-LBI и прыжок.
Но, вообще-то, любой прыжок полезно тренировать со всех возможных заходов, а сальхов можно прыгать как угодно, лишь бы оказаться на дуге назад-внутрь на ребре LBI с выпрямленной свободной (правой для CCW-фигуристов) ногой над следом. Вовсе не обязательно перед этим выполнять тройку, хотя, конечно, тройка облегчает создание начального вращения.
Про Асаду совсем не соглашусь, да и вообще, по-моему, у него [Жубера] намного ближе к тулупу, чем у других. Согласен с тем, что такая техника не очень редка, у Гейбла тоже самое. Но ведь и неправильные рёбра на лутцах – тоже совсем не исключения? Мне не нравится то, что прыжок становится очень похожим на тулуп. Скажем, я их нередко за тулупы и принимаю Прыжки должны быть разными.
Различия тут идут в работе корпуса, в частности. В классическом сальхове, например, чтобы прыжок был чётким, нужно, чтобы бёдра заворачивались, нельзя, чтобы позиция была открытой, иначе куча проблем возникает. У Асады такой сальхов, например. Но нога идёт вокруг, она не идёт к опорной, есть явный мах.
Бывают сальховы без маха, но нога тоже при этом идёт вокруг. Но это, наверное, промежуточные варианты.
В тулуп-подобном сальхове дуга редуцирована, рёберная нога сначала провозится назад, и только в последний момент идёт рёберный стопор, то есть часть дуги, которая работает на толчок, сильно сокращена – при желании, можно до туда ногу и перенести, тогда визуально вообще на тулуп очень сильно похоже будет. Вторая нога подтягивается (а иногда вообще явно провозится) к опорной, что характерно для тулупа. Бёдра при этом раскрываются.
Чёткой границы между прыжками, наверное, нет. Но и чёткой границы между сальховым и тулупом (а равно и акселем) нет. Поэтому хорошо бы обозначить различия между прыжками, чтобы не превращать один прыжок в другой. Идейно чистый рёберный вариант должен, по идее, именно на хорошую дугу упирать.
Видео :
Brian Joubert (0.85 Mb)
Jeremy Abbott (0.9 Mb)
Viktor Pfeifer (1.7 Mb)
Paolo Bacchini (1.3 Mb)
– это выраженные тулуповые варианты. Кстати, интересно то, что встречаются в основном у мужиков (но не у большинства).
Shizuka Arakawa (1.6 Mb) (старый ролик)
Samuel Contesti (1.6 Mb) (тоже старый)
Johnny Weir, Olympics 2006 (1.0 Mb) (тоже старый)
Johnny Weir, Olympics 2010 (1.1 Mb)
в этих вариантах нет маха вверх, типичного для классического сальхова. Но, в свободная (в норме маховая) нога не подвозится к опорной. У Вейера, такое ощущение, что в 2006 году намного выраженнее “тулуповая” техника, чем в 2010. В 2010 прыжок уже как тулуп и не выглядит. Хотя может быть, всё из-за разных ракурсов съёмок.
всё на правах имхо.
Elglin
Сообщений: 165
лПТПМЕЧ
аваска
Сообщений: 150
Санкт-Петербург
Никогда не забуду,как мою дочь наказали за касание свободной ногой при исполнении двойного сальхова на соревнованиях ..по первому юношескому.Правда. это было еще при старой системе судейства.
Cорока
Сообщений: 1483
Санкт-Петербург
Определенно скрутите
это выраженные тулуповые варианты. Кстати, интересно то, что встречаются в основном у мужиков (но не у большинства).
Shizuka Arakawa (1.6 Mb)
Боюсь повториться, но. довелось видеть Шизуку на этапе Гран-При в Питере очень давно (с 16-летней Коэн и Ириной Слуцкой, когда у нее болела мама). Впечатление было, что грубовата, корява, зато “мужские” прыжки. Особенно на фоне женственной Сугури. Лебедем белым она стала уже после, и потихоньку докаталась до своей идеальной Мадам Баттерфляй в Турине.
То есть, то, что Шизука со своим сальховом оказалась в этой подборке в компании джентльменов, может быть потому, что она имела, особенно в ранней молодости, мужской прыжок.
Бывает сальхов с тулупной тройки. Тройка на правой, переступание на левую внутрь, вес переносится на левую и следует мах правой (или не переносится, и не следует ) Но в приведенных примерах несколько раз встретился заход с риттбергерной тройки (назад наружу) с переступанием, один из самых обычных заходов на сальхов. При этом человек стоит на левой ноге, но при провозе правой по льду переносит на нее вес и практически с нее (или с двух) и прыгает! С точки зрения канонического сальхова, это бяка. С точки зрения здравого смысла, спортсмен ищет дополнительный толчок. Для четверного это может быть оправдано, особенно если спортсмен имеет почти безмаховый тройной аксель (как у Жубера), для тройного совсем не оправдано (тройной сальхов – простенький прыжок для мужика), но делать четверной в одной технике, а тройной в другой может быть too much.
Спасибо за подборку, и очень интересно про Вейра – действительно, видна проделанная работа. на старом ролике та же самая фигня с наездом.
Сальхов с тулупной тройки был у Климкина, и вроде не очень похожий на тулуп , (по крайней мере, я быстро приспособилась их различать, а было это давненько.)
А ведь наверно осталось осеннее видео Полины Агафоновой? У нее очень хороший сальхов с риттбергерной тройки, в котором очень заметно, что она “ложится” в дугу, а не стоит на ней. Однако, осенью смотрела повторы и показалось, что сальхов и тулуп тройной стали сильно похожи. Практически, один прыжок.
А вот противоположный пример из детского спорта – сальхов Саши Деевой, который пару раз упоминался на этом форуме, как пример чего-то редкостного. Кто-то говорил, что редкостное уродство, и как тренер довел ее до жизни такой, а кто-то – что тренер ни при чем, она с раннего детства так прыгала. Однако, на спецпрограмме этого года другая девочка того же тренера (Женя Медведева) выполнила тройной сальхов в очень похожей манере, хотя немножко помягче. Смысл примерно в том, что перед отталкиванием правая нога отрывается ото льда и фиксируется в поднятом согнутом положении, и уже из такого промежуточного выполняется мах и толчок. Прыжок ЧИСТО с одной ноги.
Источники:
http://www.kakprosto.ru/kak-888653-chto-takoe-troynoy-tulup-v-figurnom-katanii
http://sportotip.ru/vidy-sporta/konki-na-ldu/tulup-v-figurnom-katanii-kak-vypolnyat/
http://www.tulup.ru/forum/topic/123/pg5/salhov.html