История возникновения кунг фу.
История возникновения кунг фу
С начала V-VI вв. н.э. в Китае зародились и развивались различные направления, которые впоследствии разделились на два основных направления кунг фу:
- удан – направление в котором существовали многие течения (школы), но основа их была на базе использования и практического применения внутренних энергетических способностей человека, на это делался основной упор учения;
- шаолинь – направление в котором также существовали многие течения (школы), но их основа была направлена на внешние физические способности человека.
В соответствии с этим, в данных направлениях использовались боевые практики на основе внутренней мягкой техники “ИНЬ” и внешней жесткой техники “ЯН”. Прежде всего упражнения кунг-фу включают в работу мышечную систему человека, его связочный аппарат. Мышечная система человека способна накапливать и сбрасывать энергию. Умение брать и отдавать энергию – это умение полноценно взаимодействовать, общаться с окружающим миром. А эта способность, в свою очередь, гарантирует человеку здоровье.
В середине XVII столетия в одном из Даосских монастырей начала образовываться боевая школа, которая включила в себя опыт предыдущих поколений из Уданского и Шаолиньского направлений. Методика преподавания данной школы предусматривала обучение монахов боевому искусству, которое позволяло укреплять дух, совершенствовать физическое и развивать энергетическое тело человека. В обучающем процессе данной школы использовались физические упражнения, боевые приемы, дыхательная техника, повышающая энергетический потенциал человека, в т.ч.:
- внешняя техника – боевые приемы, включающие в себя боевые стойки, перемещения, блоки, удары, освобождения от захватов и броски, а также техника ведения боя;
- внутренняя техника – дыхательные упражнения, ТАО (с применением в боевых ситуациях), изучение энергетических аспектов мастерства, удары со сбросом энергии.
Этот стиль получил название “Западный Дракон” и преподавался мастерами в закрытых Даосских монастырях для монахов, обеспечивая им те практические знания, которые позволяли совершенствовать свои дух и тело. Так как монахам в Китае запрещалось носить оружие, они должны были обладать такими знаниями, которые позволяли бы им не попадать в критические ситуации, в случае необходимости защитить себя и других от агрессии окружающего мира. Для этого монах-воин должен был обладать трезвым умом, сильным духом и крепким телом. Изучаемые в стиле “Западный Дракон” боевые приемы должны были иметь исключительно практичное и эффективное применение в любой жизненной ситуации.
В стиле существует 90 ступеней развития мастерства. Каждая ступень имеет свой боевой знак отличия, который показывает уровень (ступень) мастерства данного ученика. Этот уровень необходимо подтверждать в течение всей жизни, т.к. боевой знак – это не пожизненный знак отличия, а показатель уровня мастерства, которого достиг ученик. Методика преподавания кунг фу, разработанная Даосскими мастерами, имеет многовековой опыт. До наших дней данная методика видоизменялась в зависимости от условий преподавания и других внешних факторов. Разрабатывать и видоизменять методику преподавания мог только мастер постигший “Высшую 90-ступень мастерства”. Это правило сохранилось до наших дней.
В начале XX в. эту Даосскую школу кунг фу в Китае представлял легендарный мастер Ся-Тун, обладавший “Высшей 90-й ступенью мастерства”. У него за все время было несколько учеников. Посещая СССР с 1956 по 1976 гг. мастер нашел новых учеников. За прошедшие годы из учеников Ся-Туна, обучавшихся у него – единственный мастер достиг высшей ступени. Этот мастер – Валерий Гусев один из основоположников направления кунг фу в СССР.
Основной принцип кунг фу – “НЕ ОСЛЕПНУТЬ ОТ БЛЕСКА СОБСТВЕННОГО ОРУЖИЯ”.
Как зародилось кунг-фу?
Название кунг-фу означает «достижение благодаря огромным усилиям». В него входит целая группа китайских боевых искусств. Они включают в себя резкие удары руками и ногами. Слово кунг – это что-то вроде достижения или заслуги, а фу – человека.
Движения Хуа То
Многие люди думают, что кунг-фу появилась в Шаолине. Но они ошибаются. Китайские боевые искусства были уже развиты, когда появился храм Шаолинь. Его построили в III веке. Есть некоторые старинные документы, в которых имеются упоминания о враче Хуа То. Он применял для лечения людей и укрепления физической их силы упражнения, которые копировали движения животных. Это было намного раньше появления храма Шаолинь.
Этот человек жил ещё до времён Трёх Царств, примерно в 220 – 265 годах. Хуа То разработал целую систему упражнений, основанных на движениях тигра, медведя, обезьяны, аиста, панды. Движения в кунг-фу очень похожи на танец. Даже в наше время группа китайских боевых искусств построена на движениях животных.
Храм Шаолинь
Позднее Шаолинь стал центром развития кунг-фу и других боевых искусств. Это продолжалось больше тысячи лет. Но правящая династия Цин распустила монахов в XVIII веке. Но народ стал создавать тайные общества по обучению кунг-фу. Храм Шаолинь был построен около горы Суншань в провинции Хэнань. Но позднее в Китае появились ещё несколько храмов Шаолинь. Причина их возникновения неизвестна. Возможно, они были построены, как конкуренты храма в Суншане, а может быть, это было расширение первого храма.
Монах Дамо
В 527 году в храме Шаолинь появился индийский монах Дамо (Бодхидхарма). Местом его рождения считается Канчипурама, которая находилась возле Мадраса. Сначала он отправился в Куанг, современный Кантон. Там он получил аудиенцию у императора Ву Ти (династия Лян). После этого по приказу императора было дано указание перевода буддийских текстов с санскрита на китайский язык. Это было сделано для того, чтобы китайцы могли исповедовать буддизм.
Дамо совершил тур по монастырям. Последним в его поездке был храм Шаолинь. Сначала монахи Шаолиня отказались принимать гостя. Возможно, это было потому, что они считали его иностранцем. Монахи не принимали чужеземцев. Тогда Дамо пошёл в грот около монастыря и стал там медитировать. Он занимался медитацией в течение девяти лет. После этого монахи оценили религиозное рвение Дамо и приняли его. По легенде, ему удалось пробить отверстие в стене пещеры взглядом. Но настоящая история признания монахов так и осталась неизвестной. Также существует ещё одна легенда о монахах и Дамо. В ней говорится, что, увидев мастерство чужеземца, один их монахов отрезал себе руку.
Дамо был слегка разочарован, что китайские монахи недостаточно сильны духом и физически, чтобы практиковать длительную медитацию. Они, по его мнению, были не готовы к просветлению. Дамо заложил основы чань-буддизма, у японцев его называют дзен-буддизм. Он решил заняться физической подготовкой монахов. Дамо создал целую систему упражнений для укрепления духа и тела. Упражнения сочетали движения и дыхание. Таким образом стал укрепляться разум учеников. Это позволило им идти по духовному пути с большей силой.
Дамо принадлежал касте воинов кшатриев. Поэтому некоторые приёмы были заимствованы из индийских боевых искусств. Таким образом, первый вариант кунг-фу был направлен на улучшение здоровья и оттачивания ума. Это способствовало на лучшее восприятие природы Будды. Такие упражнения дошли и до наших дней. Они называются цигун И Цзинь Цзин. Его вклад в развитие монастыря Шаолинь неоценим.
Симе Кунг является медитативной практикой. Она включает в себя стационарные или двигательные упражнения. Они учат человека лучше контролировать свои действия. Между Индией и Китаем всегда существовали перемещения. Монахи, торговцы, паломники часто путешествовали из одной страны в другую. Для этих людей требовалась охрана или умение защитить себя. Скорее всего китайские боевые искусства стали результатом такого тесного взаимного общения. Этому способствовало и появление в монастыре Шаолинь Дамо. Результатом всего этого стало боевое искусство кунг-фу. Пик его развития был во время правления династии Сун и Юань с X по XIII век. А во время правления династии Мин в кунг-фу появилось несколько стилей.
Техника кунг-фу применяется на полях сражений. В Китае часто проводились соревнования по боевым искусствам. Постепенно стали развиваться техники изготовления холодного оружия. Поэтому начали отрабатываться и приёмы владения мечами. В Китае кунг-фу стало очень популярным. Особенно китайцы полюбили танец с мечами Сян Чжуан. Изучению кунг-фу придаётся большое значение. Чем дальше стали развиваться боевые искусства, тем больше появилось и различий между ними. Одни были направлены на владение своим телом, а другие – на поражение противника, в том числе и оружием.
Современное кунг-фу сочетает в себе элементы практики и теории. Вся его техника направлена для самозащиты и укрепления здоровья. Всё больше это боевое искусство приобретает художественные формы. Оно проникло во многие страны Юго-Восточной Азии. Карате, кикбоксинг, айкидо, дзюдо взяли своё начало от кунг-фу. Сейчас эти виды боевых искусств входят в программу Олимпийских игр. Но шаолиньская традиция кунг-фу не относится к боевым искусствам. В Шаолине никогда не готовили воинов для армии. В основе его всегда была медитация. Монахи учат использовать внутреннюю духовную энергию в достижении цели без применения физической силы. Их приёмы, кажущиеся простыми, сложны в изучении. Это требует от учеников терпения и практики. Настоящее кунг-фу – это безоружное искусство. Шаолинь и его искусство кунг-фу привлекают людей всего мира.
История возникновения воинского искусства Кунг-фу
Для начала приведём даты возникновения некоторых современных видов боевых искусств:
Карате – возникло в 20-е гг. ХХ века.
Тхеквондо –в 1955 году.
Айкидо –в 1938 году.
Дзюд о – возникло в конце ХIХ века из дзюдзюцу.
Самбо – в 1923 году динамовцы придумали название САМОЗ (самозащита), с 1946 года появилось название Самбо (самозащита без оружия).
Когда возникло У-шу?
Упоминание о технике У-ШУ относится к правлению династии Цинь (221-207 гг. до н. э.).
Вообще первое упоминание о воинской подготовке относится к III в. до н.э. У-шу имело вид индивидуальной воинской подготовки. В нее входили как техника рукопашного поединка, так и владение оружием.
Воины-монахи
Примерно в VI веке из Индии пришел воин по имени Бодхидхарма и обосновался в монастыре Шаолинь. С этого началось Шаолинское У-шу. А после того, как монахи помогли вернуть престол второму императору династии Тан (Ли Шиминь), тот разрешил иметь монастырские войска. Так появились войны-монахи и образовались своего рода воинские училища. В Сунскую эпоху (960-1279 гг.) монахи монастыря часто уходили в мир, тем самым распространяя технику Кунг-фу по всему Китаю.
Мусульмане и У-шу
После 1219 года, при завоевании Китая Чингисханом, в стране стали появляться арабы и ислам, что спровоцировало расширение возможностей техники китайского Кунг-фу. В Китае появилась новая нация мусульман, их называли Хуэйцзун. Они были официально признаны в 1275 году по указу основателя династии Юань. В этот период времени занятия кунг-фу для мусульман приветствовались, правители старались сделать их частью жизни каждого служащего. Китайская же техника с 1279 года была под запретом. Стали появляться театральные труппы, из которых возник Китайский театр. Движениям требовалась красота, что повлияло на реалистичность техники. Только после изгнания монголов в кунг-фу стали возвращаться боевые качества. Благотворно на это повлияло всеобщее развитие Лэйтай (поединки на помостах).
Династия Мин
«Золотой век» У-шу начался во время правления династии Мин, в период правления первого императора Чжу Юаньчжан.
Генерал Ци Цзигуан ввел общие занятия У-шу в армии. Он славился тем, что в возрасте 27 лет (XII век) разбил японские войска.
Династия Цин
6 июня 1644 года маньчжурские войска взяли Пекин. Была установлена власть династии Цин, которая правила до 1911 года. Занятие У-шу ушло в подполье, превратившись в тайные общества. В этот период было уничтожено огромное количество мастеров. Особо большие потери в мире боевых искусств были в период восстания «китайских боксеров» (Ихэтуа-ней, 1899-1901 гг.).
В 1909 г. Была основана шанхайская ассоциация Цзиньу (ассоциация истинных боевых искусств).
Возрождение У-шу
Синьхайская революция (1911-1913 гг.) возобновила деятельность тайных обществ.
В 1911 г. В Циньдао состоялся чемпионат по У-шу. А в 1923 г. в Шанхае была проведена спартакиада по У-шу.
В 1927 году У-шу было переименовано в Го-шу (государственное искусство). Правительство пыталось создать новое представление о кунг-фу, хотело перевести его на государственную службу. Многие высокопоставленные чины изучали те или иные школы. В частности, первый руководитель Китая Сунь Чжуншань (Сунь Ятсен) изучал тайдзыцюань.
В 1928 году был основан центральный институт Гоу-шу (национальное искусство).
В ноябре 1953 года в Тяньцзыне по приказу партии прошла первая Всекитайская Национальная Спартакиада. Было продемонстрировано более ста стилей У-шу. В соревнованиях были представлены такие дисциплины как: спаринг без защиты, бои на мечах, бои на шестах и копьях, демонстрация силы (поднятие тяжестей). После спартакиады была создана комиссия по реформе У-шу. Начали создаваться такие спортивные направления как: длинный кулак (чан-цюань), южный кулак (нань-цюань) и др.
В 1928 году – первое правительство в Китае.
1936 год – китайцы впервые показали кунг-фу на олимпийских играх в Берлине.
Коммунисты и У-шу
1949 год – коммунисты, стоящие у власти официально запретили У-шу как феодальный пережиток.
1966-1976 гг. – Великая Пролетарская Культурная Революция. Начались репрессии, гонения на мастеров У-шу, многие из них бежали из страны, что повлияло на распространение китайской техники по миру. После окончания революции мастеров Кунг-фу оставили в покое.
Современное У-шу. Гимнастика У-шу. Саньшоу.
Весной 1979 года Госкомспорт Китая постановил: создать «Спортивную форму соревнований». Так появилась гимнастика У-шу, основой которой стало Тао (формальный комплекс упражнений). Эту задачу возложили на Чжэцзянский спорткомитет и Уханьский и Пекинский институты физической культуры.
С 1982 года стали проводить соревнования по Саньшоу (спаринги), а в 1988 году были проведены первые международные соревнования по У-шу. Первый чемпионат мира по У-шу состоялся в Пекине осенью 1991 года, в котором принимала участие сборная СССР и заняла 2-е место.
Сегодняшние требования к соревнованиям по Саньшоу:
– защита (перчатки. Шлем, жилет);
– запрет на удары локтями и коленями, что важно для реального поединка;
– помост для поединка 8*8 м. с мягким настилом без ограждений;
– бои проходят босиком;
– против одного противника.
Таким образом, для успешных выступлений в Саньшоу важнее освоить борьбу, бокс либо кикбоксинг, нежели технику Кунг-фу.
Источники:
http://ezic.ru/content/articles/boevye-iskusstva/istoriya-vozniknoveniya-kung-fu/
http://history-doc.ru/kak-zarodilos-kung-fu/
http://www.chuan-shu.ru/index.php?catid=29:the-articles&id=55:2011-08-18-09-59-32&Itemid=56&option=com_content&view=article