24 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Гимнастические пирамиды из 7 человек. Живые пирамиды, испания

Живые пирамиды, Испания

Что это — спорт или искусство? Этого наверняка не могут сказать даже сами castells, участники, строители и строительный материал «живых сооружений». Пирамидами построенных из живых людей уже давно никого не удивишь. Но когда эти «живые башни» становятся национальным помешательством, частью национального колорита, традицией и предлогом гордости Каталонии, это наводит на мысли. (Хорошо, что традиционное перетягивание каната на Руси осталось лишь народной забавой) И действительно, практически каждый поселок, деревушка, не говоря уже о городе, имеет свою colla — группу кастельеров (castellers). Да и каждый уважающий себя испанский теле- и радио канал или газета считают своим долгом осветить моменты происходящего.

Сложился этот эстетический вид спорта на основе народного танца muixeranga, пришедшего в Каталонию из соседней Валенсии. Танцующие сельчане выделывали фигуры под барабанящие звуки народных инструментов, а в тот момент, когда музыка смолкала, участники пляшущей феерии выстраивались в небольшую «живую пирамиду». Но шло время. Танцы стали не популярным явлением, в отличие от живых геометрических фигур. Так и зародилась эта испанская невидаль.

Униформа строителей это не просто отличительный знак, она несет стратегически важный смысл. Каждый элемент экипировки несет функциональную нагрузку. В одежде кастельера нет ни одной лишней детали, а от того на сколько туго повязана бандана или пояс зависит безопасность своей жизни или товарища.

Традиционно брюки кастельеров всегда белого цвета, но, у тех, кто карабкается выше остальных, они закатаны до колена. То же происходит и с рукавами рубахи. Интересно, что кончики воротника опытный строитель зажимает во рту для того, чтобы рубаха не сползала и ноги вышестоящего и случайно не повредила кости ключицы или шеи. Цвета рубах отличают принадлежность к какой-либо colla. Приоритетными считаются красный, синий, зеленый или желтый, оранжевый или черный. И никаких полосочек, клеточек или цветочков. Кроме нагрудного кармана, с эмблемой группы больше ничего не разрешено.

Важнейшая часть гардероба профессионально кастельера — faixa. Это — черный широкий, невероятно длинный, плотный пояс. Его можно повязать только при помощи товарища, который поможет плотно обмотать его вокруг поясницы. Процедура эта настолько важно, что получила даже свое название enfaixar-se. Одевание faixa не терпит никакой суеты и расторопности. Аккуратно и туго повязанный пояс во время выступления выступает в качестве бандажа, защищающего спину кастельера. А так же служит ступеньками для поднимающихся на верх. Самые длинные пояса у тех, кто стоит в основании пирамиды, т.к на них приходится основная нагрузка и вес всего «строения».

Удивительным аксессуаром является и кастельерская бандана, называющаяся mocador. От того, на каком месте она повязана зависит расположение кастельера в «живой пирамиде». Если бандана находится на голове, то перед вами представитель нижнего яруса. Им бандана нужна для того, чтобы спрятать волосы, да и чтобы пот не заливал глаза. Если бандана завязана на ноге, то это — верхотурщики, обитатели верхних этажей. Для них повязанная бандана — это своего рода ступенька. Ну, а если, бандана повязана поверх пояса — тут все ясно — это самый сильный человек команды ее основа и «игла» башни.

В этом спортивном искусстве нет абсолютно никаких ограничений (ну, кроме физических, конечно). Не важно какого ты пола, возраста и каких политических предубеждений.

Детей, кстати кастельеры принимают в свои ряды с большим удовольствием. Помимо того, что во время праздника проводятся детские конкурсы и фестивали, дети участвуют непосредственно и в построении башни. И именно им предназначена сама сложная и рискованная миссия — завершать живые постройки, залезая на самые их вершины.

Как же происходит строительство? Начинается все с выхода музыкантов. Они первыми выходят на площадь, играя всем знакомую «Toc d’entrada a plasa» и как бы приглашая, зазывая строителей. А когда начинает звучать «Toc del castell», кастельеры начинают свое действо. Управляет действиями команды cap de colla, он назначает основу пирамиды, людей, которых в народе называют «шишка» — pinya. Он же назначает и «иглу» — agulla пирамиды, обычно самого сильного человека в команде. «Шишку» окружают baixos — представители нижних слоев пирамиды. Устойчивость всей конструкции зависит от этих людей.

Внешняя часть пирамиды может быть невероятно большой.

На «шишку» возводится первый ярус «ствола». Босоногие спортсмены выстраиваются на плечи друг друга, сцепившись руками. По этой же схеме строятся следующие ряды. Теперь главное не спешить, сосредоточится и найти точку опоры и баланса. Малейшая ошибка приведет к тотально краху и множественным травмам.

Читать еще:  Игра ухаживаем за ногами балерины. Уход за ножками

Верхние слои башни состоят из самых молодых представителей команды. Строение «ствола» завершает «плод», состоящий из трех частей. Dosos — два подростка, олицетворяющих плодоножку, l’acetxador — некий мостик, обычно эту роль отдают ребенку до 8–9 лет (слава Богу, ему всегда на голову одевают каску) Но главным действующим лицом является самый маленький кастельер. Он — «цветок», ради которого и «рос» весь этот «ствол». «Цветку» уготовлена самая ответственная задача: забравшись на стоящую на корточках l’acetxador, он должен сделать взмах рукой, что будет означать долгожданный конец строительства, а затем аккуратненько слезть. Взмах необходимо сделать четко на середине вершины пирамиды.

Но это еще не конец. Мало построить башню, ее надо еще и разобрать без потерь. А ломать, как говорится, не строить! Как только последний «кирпичик» ступает на землю, зрители начинают аплодировать, хлопать по плечам спортсменов храбрецов, обниматься и танцевать под веселые песни оркестра. Конец пирамиды означает начало народного гуляния.

Круглый год тренируются кастельеры, чтобы показать свое умение на публике. Соревнования смельчаков начинаются с марта, в праздник Святой Иулалии.

Что удивительно, несмотря на то, что сastellers, как вида спорта имеющий свои жесткие правила и регламеты никогда не расценивается соревнованием, как таковым.

Когда каталонцев спрашивают, зачем им это рискованное развлечение, они отвечают, что такова традиция, которая закаляет дух, укрепляет тело и веру в единство.

masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

В испанском городе Таррагона состоялись 25-е соревнования по возведению «живых башен» — кастель. В мероприятии приняли участие более 30 команд со всей страны. Цель соревнования — построение наиболее высокой башни из людей. Красочное зрелище устраивается раз в два года и собирает сотни тысяч зрителей. Стоит отметить, что четыре года назад ЮНЕСКО внёс «живые башни» в список нематериального культурного наследия человечества.

Эта традиция зародилась где-то в XVШ веке, в провинции Таррагона. “Живые” башни использовались на торжествах в честь сбора урожая винограда. Сложился этот эстетический вид спорта на основе народного танца muixeranga, пришедшего в Каталонию из соседней Валенсии. Танцующие сельчане выделывали фигуры под барабанящие звуки народных инструментов, а в тот момент, когда музыка смолкала, участники пляшущей феерии выстраивались в небольшую «живую пирамиду». Но шло время. Танцы стали не популярным явлением, в отличие от живых геометрических фигур. Так и зародилась эта испанская невидаль.

Позже этот праздник стал распространенным по всей Каталонии. На сегодняшний день каждый поселок имеет свою colla-группу кастельеров. Они тренируются круглый год, а сами соревнования начинаются с марта месяца, а именно в праздник Святой Иулалии.

Самая высокая и сложная в построении башня была построена в 1998 году Castellers de Vilafranca. Эта башня состояла из 10 ярусов, и в каждом ярусе находилось по три человека.

В основании «животрепещущего» сооружения стоят самые сильные члены команды – мужчины, правда, и у них трясутся колени и плечи, на которых взгромождаются несколько «этажей» девушек и детская «верхушка», самая легкая и по-обезьяньи ловкая (все малыши – в защитных касках). Всего уровней может быть до десяти – это самая сложная композиция, стандарт – 7-8.

За процессом «роста» башни наблюдать очень увлекательно, если не сказать –захватывающе, ведь одно неверное движение, один малейший перевес не в ту сторону, и вся гигантская конструкция в момент рухнет. Именно поэтому победителями конкурса становится та команда, которая не только построит башню публике на радость, конкурентам на зависть, а еще и сможет удержать ее при обратном процессе – разборе сооружения на «кирпичики», коими служат сами участники конкурса, по одному, начиная с верха, спускающиеся вниз.

Замечено, что большинство башен рушится именно во время «демонтажа». Со стороны это смотрится очень весело – этакий фэйл, а вот самим конкурсантам частенько не до веселья: и лететь с 20-метровой высоты не особо приятно, и принимать на себя удар такой махины тем, кто снизу, тоже не сахар. Вот и дежурит у стадиона скорая, оказывая кастельерам первую помощь с помощью останавливающих носовое кровотечение тампонов и мази от синяков. Для тех, кому повезло меньше, наготове носилки. Но несмотря на такую травмоопасность, праздник жил, жив и будет жить благодаря вечной тяге испанцев к приключениям и их же оптимизму с изрядной долей мазохизма.

Униформа строителей это не просто отличительный знак, она несет стратегически важный смысл. Каждый элемент экипировки несет функциональную нагрузку. В одежде кастельера нет ни одной лишней детали, а от того на сколько туго повязана бандана или пояс зависит безопасность своей жизни или товарища.

Традиционно брюки кастельеров всегда белого цвета, но, у тех, кто карабкается выше остальных, они закатаны до колена. То же происходит и с рукавами рубахи. Интересно, что кончики воротника опытный строитель зажимает во рту для того, чтобы рубаха не сползала и ноги вышестоящего и случайно не повредила кости ключицы или шеи. Цвета рубах отличают принадлежность к какой-либо colla. Приоритетными считаются красный, синий, зеленый или желтый, оранжевый или черный. И никаких полосочек, клеточек или цветочков. Кроме нагрудного кармана, с эмблемой группы больше ничего не разрешено.

Читать еще:  Как выбрать жесткость беговых лыж. Рейтинг лучших горных и беговых лыж по версии «Эксперта цен»

Таррагона. Кастель. (Ajuntament de Vilanova i la Geltrú)

Важнейшая часть гардероба профессионально кастельера — faixa. Это — черный широкий, невероятно длинный, плотный пояс. Его можно повязать только при помощи товарища, который поможет плотно обмотать его вокруг поясницы. Процедура эта настолько важно, что получила даже свое название enfaixar-se. Одевание faixa не терпит никакой суеты и расторопности. Аккуратно и туго повязанный пояс во время выступления выступает в качестве бандажа, защищающего спину кастельера. А так же служит ступеньками для поднимающихся на верх. Самые длинные пояса у тех, кто стоит в основании пирамиды, т.к на них приходится основная нагрузка и вес всего «строения».

Испания. Таррагона. Кастель. (Ajuntament de Vilanova i la Geltrú)

Удивительным аксессуаром является и кастельерская бандана, называющаяся mocador. От того, на каком месте она повязана зависит расположение кастельера в «живой пирамиде». Если бандана находится на голове, то перед вами представитель нижнего яруса. Им бандана нужна для того, чтобы спрятать волосы, да и чтобы пот не заливал глаза. Если бандана завязана на ноге, то это — верхотурщики, обитатели верхних этажей. Для них повязанная бандана — это своего рода ступенька. Ну, а если, бандана повязана поверх пояса — тут все ясно — это самый сильный человек команды ее основа и «игла» башни.

Испания. Таррагона. Кастель. (Ajuntament de Vilanova i la Geltrú)

В этом спортивном искусстве нет абсолютно никаких ограничений (ну, кроме физических, конечно). Не важно какого ты пола, возраста и каких политических предубеждений.

Испания. Таррагона. Кастель. (Ajuntament de Vilanova i la Geltrú)

Детей, кстати кастельеры принимают в свои ряды с большим удовольствием. Помимо того, что во время праздника проводятся детские конкурсы и фестивали, дети участвуют непосредственно и в построении башни. И именно им предназначена сама сложная и рискованная миссия — завершать живые постройки, залезая на самые их вершины.

Испания. Таррагона. Кастель. (Ajuntament de Vilanova i la Geltrú)

Как же происходит строительство? Начинается все с выхода музыкантов. Они первыми выходят на площадь, играя всем знакомую «Toc d’entrada a plasa» и как бы приглашая, зазывая строителей. А когда начинает звучать «Toc del castell», кастельеры начинают свое действо. Управляет действиями команды cap de colla, он назначает основу пирамиды, людей, которых в народе называют «шишка» — pinya. Он же назначает и «иглу» — agulla пирамиды, обычно самого сильного человека в команде. «Шишку» окружают baixos — представители нижних слоев пирамиды. Устойчивость всей конструкции зависит от этих людей.

Внешняя часть пирамиды может быть невероятно большой.

Испания. Таррагона. Кастель. (Montse PB)

На «шишку» возводится первый ярус «ствола». Босоногие спортсмены выстраиваются на плечи друг друга, сцепившись руками. По этой же схеме строятся следующие ряды. Теперь главное не спешить, сосредоточится и найти точку опоры и баланса. Малейшая ошибка приведет к тотально краху и множественным травмам.

Испания. Таррагона. Кастель. (Montse PB)

Верхние слои башни состоят из самых молодых представителей команды. Строение «ствола» завершает «плод», состоящий из трех частей. Dosos — два подростка, олицетворяющих плодоножку, l’acetxador — некий мостик, обычно эту роль отдают ребенку до 8–9 лет (слава Богу, ему всегда на голову одевают каску) Но главным действующим лицом является самый маленький кастельер. Он — «цветок», ради которого и «рос» весь этот «ствол». «Цветку» уготовлена самая ответственная задача: забравшись на стоящую на корточках l’acetxador, он должен сделать взмах рукой, что будет означать долгожданный конец строительства, а затем аккуратненько слезть. Взмах необходимо сделать четко на середине вершины пирамиды.

Испания. Таррагона. Кастель. (Andries3)

Но это еще не конец. Мало построить башню, ее надо еще и разобрать без потерь. А ломать, как говорится, не строить! Как только последний «кирпичик» ступает на землю, зрители начинают аплодировать, хлопать по плечам спортсменов храбрецов, обниматься и танцевать под веселые песни оркестра. Конец пирамиды означает начало народного гуляния.

Круглый год тренируются кастельеры, чтобы показать свое умение на публике. Соревнования смельчаков начинаются с марта, в праздник Святой Иулалии.

Испания. Таррагона. Кастель. (Ajuntament de Vilanova i la Geltrú)

Что удивительно, несмотря на то, что сastellers, как вида спорта имеющий свои жесткие правила и регламеты никогда не расценивается соревнованием, как таковым.

Когда каталонцев спрашивают, зачем им это рискованное развлечение, они отвечают, что такова традиция, которая закаляет дух, укрепляет тело и веру в единство.

Живые пирамиды Сталина: Где их придумали на самом деле и для чего создавали

Эти акробатические построения вызывают у нас яркие ассоциации с Советским Союзом довоенных времен. Действительно, в 30-40-е годы гимнастические пирамиды стали обязательным атрибутом спортивных парадов. В молодой стране было очень популярно прославление физической силы и ловкости. Однако это развлечение имеет богатую историю и сегодня его можно встретить в разных странах.

Читать еще:  Конный спорт опасен или полезен. Чем же полезен конный спорт? Конный спорт - конкур

От древности до современных фестивалей

Вообще «живые» башни относят к акробатике. Традиции искусства ловких движений и прыжков зародились еще в глубокой древности. Самые старинные египетские фрески и рисунки на эту тему датируются вторым тысячелетием до н.э. Критские игры с быками также являлись прообразом акробатики. Что же касается построения пирамид из людей, то тут, по-видимому, существует древняя народная традиция. Упоминания о ней есть в описании старинных праздников в Венеции. В XVIII веке венецианский карнавал стал событием, на которое съезжались гости со всего мира. Выступления акробатов под аккомпанемент труб и барабанов были обязательной частью гуляний. Традиционное соперничество в построении живых пирамид существовало здесь уже много сотен лет. Эти башни строились на специальном помосте, а иногда и на нескольких связанных гондолах, прямо на воде, что добавляло действию сложности и остроты. Смысл игрищ состоял в соревновании команд – чья башня будет выше. По сохранившимся свидетельствам, венецианцы строили пирамиды до 9 метров.


Гравюра-схема гимнастической пирамиды в Венеции, XVIII век


Муишеранга – праздник уличных танцев с показом гимнастических пирамид, проходящий 7-8 сентября в испанском городе Альхемеси, в 30 км от Валенсии.

Очень похожая традиция существует и сегодня в Испании. Башни Кастели (кат. castells) или «человеческие замки» — это главное развлечение фестивалей в Каталонии и Валенсии. Считается, что когда-то эти праздники были религиозными танцевальными процессиями, но постепенно о танцах в них забыли, увлеченные соперничеством. Музыка, правда, осталась – начинается соревнование всегда с торжественного выхода музыкантов. Эти фестивали сегодня собирают огромное число туристов. Так что можно говорить о том, что древняя традиция в этих местах жива и по сей день.


Пирамиды из людей – это часть традиционного праздника в Испании


Построение живой башни в Каталонии


Соревнования по построению живых башен проходят при огромном стечении народа

Кастельеры работают без страховки, но на детей, которые обычно завершают башню, обязательно надевают шлемы. Из специальной амуниции на выступающих только широкие пояса – во-первых, они позволяют сберечь спины спортсменов, нагрузка на нижние этажи башен ведь немаленькая, и, во-вторых, помогают забирающимся наверх – есть за что схватиться. Кстати, традиционные грузинские и осетинские танцы тоже имеют похожую «фигуру», причем эти живые башни еще являются движущимися.


Башня из людей – часть народного танца

Гимн молодости и силе

В России уже с конца XIX – начала XX века подобные гимнастические упражнения были очень любимы публикой. Интерес к спорту и желание иметь подтянутую фигуру стали причиной открытия гимнастических обществ и клубов.


Члены гимнастического общества «Пальма» выполняют пирамиду, 1910 год

Расцвет этого спорта (или искусства – граница достаточно размыта) пришелся на 20-30-е годы. Физкультурные парады стали очень популярны в СССР. Они пропагандировали здоровье и физическое совершенство. Надо отметить, что подобная рекламная кампания была по-настоящему действенной. Советская молодежь действительно была неплохо сориентирована на спорт, и в дальнейшем это принесло свои плоды. Живые башни – невероятно эффектные и грандиозные, были обязательной частью программы таких парадов.


Советский плакат 1938 года и «живая» пирамида из спортсменов


Гимнастическая пирамида, СССР


Парад физкультурников, Москва, 1954 год


Башня из спортсменов на церемонии открытия Олимпийских игр в Москве, 1980 г.

Кстати, если кому-то кажется, что гимнастические пирамиды – это символ порабощения народа, то это не так. Фотографии тех лет показывают, что развлечение было очень популярным, и люди охотно демонстрировали свою ловкость, как, например, эти отдыхающие.


На отдыхе в санатории, фото 1939 года


Отдых в Крыму, СССР

Спорт или искусство?

Кроме испанских фестивалей, сегодня живые башни нельзя назвать очень популярным у народа развлечением. Они остались частью упражнений для подготовки гимнастов, и строят их сегодня уже только спортсмены или артисты цирка. Исключением можно считать команды болельщиц, для которых этот элемент является любимым способом завершения выступления. Современным черлидиршам, пожалуй, далеко до спортсменов советских парадов (размах не тот), но, тем не менее, знамя прославления молодости, силы и ловкости они держат крепко. Однако этот вид гимнастики, который теперь уже воспринимается как самостоятельный спорт, еще только завоевывает свои позиции у российской молодежи и чаще воспринимается нами как «иностранщина».


Гимнастические пирамиды обычно становятся «заключительным аккордом» в выступлениях команд черлидирш

Гимнастические пирамиды в исполнении современных профессиональных акробатов становятся настоящим искусством.


Выступление гимнастов

Источники:

http://www.tourister.ru/world/europe/spain/region/catalonia/photoreps/533
http://masterok.livejournal.com/2082333.html
http://picturehistory.livejournal.com/4463522.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

×
×