Физкультура и спорт: описание и в чем заключается разница? Чем отличается физкультура от спорта.
Разница между физической культурой и спортом.
Всем доброго времени суток! Общаясь со многими людьми я пришёл к выводу, что некоторые из них не понимают в чём заключается отличие между физической культурой и спортом. Всё бы ничего, если бы их недопонимание не осуждало физическую активность в принципе. Да, да, в беседах с некоторыми индивидуумами доходит именно до таких крайностей. Поэтому, чтобы доказать пользу и даже необходимость в физической активности, давайте сначала выясним в чём отличие спорта от физической культуры.
Физическая культура и спорт идут в ногу друг с другом, они как бы заменяют и даже дополняют друг друга. Однако такое виденье этих понятий лишь поверхностное.
Так какая же разница между физической культурой и спортом?
Итак, спорт подразумевает серьёзное отношение, карьеру, тренера и достижение высоких результатов. Физкультура попроще. Она входит в программу школ, техникумов и высших учебных заведений. Кстати, в профильных учебных заведениях физкультуры как таковой нет, там речь уже идёт о спорте.
Чтобы поставить грань в разнице между физической культурой и спортом нужно запомнить простые правила. Занимаясь физкультурой, человек поддерживает себя в тонусе, он бегает по утрам, посещает тренажерный зал , ходит в бассейн . В этом случае перед ним не стоит задача подготовиться к соревнованиям, уложиться в чёткое время и стремиться дотянуться до прошлогоднего рекорда, дабы иметь шансы на победу в этом году.
В данном случае организм не будет перенагружен. Спортсмены же зачастую изнашивают свой организм. Им надо всегда побеждать, а не просто поддерживать форму. Они будут каждый день проводить своё время на спортивной площадке, стадионе или бассейне.
Тренера поддерживают спортсменов, но, в то же время, подгоняют, они ставят перед ними нелёгкие задачи, и для их решения спортсмен выкладывается, что называется, «на максимум». Для спортсмена недостаточно посещать фитнес-центр три раза в неделю. Ему необходимо постоянно тренировать мышцы тела, держать их в напряжении, давать своему телу значительную нагрузку.
Разница между физической культурой и спортом значительная, и при желании даже не опытный человек в этой сфере сможет различить данные понятия, ну конечно если он совсем «не бестолковый».
Спорт более интенсивен. Занимаясь им, мы быстрее достигаем высоких результатов. Но, в то же время, изнашиваем собственный организм. Профессиональный спортсмен со временем вынужден уходить с профессионального спорта и становиться тренером или инструктором. Физкультура же не даёт столь высоких результатов, но ею человек может заниматься до глубокой старости и от неё организму будет только польза.
Но это не значит, что спортом нельзя заниматься вовсе. Я написал эту статью не для того, чтобы вас напугать и вы передумали отдавать своё чадо в спортивную секцию. Нет. Спортом можно, и я даже считаю, что необходимо заниматься в детском и юношеском возрасте. В этот период нашей жизни регенерация, то есть восстановление организма очень высокое.
Именно в этом возрасте закладываются все необходимые положительные качества (как физические, так и психические), которые может дать только спорт! Эти качества в дальнейшем помогают нам в жизни в достижении целей, преодолении жизненных преград и барьеров.
Такими качествами являются целеустремлённость, психоустойчивость, умение держаться «на плову», несмотря на трудности, ответственность, дисциплинированность. Эти качества вырабатываются в процессе соревновательности при занятии спортом. Более подробно данную тему я изложил в статье «можно ли заниматься спортом» . Рекомендую к прочтению!
Пика своей карьеры, в среднем, человек достигает в 27 — 28 лет. В этом возрасте (а кто-то может раньше, кто-то чуть позже) рекомендую переходить на физическую культуру, заниматься для своего здоровья, так как основные физические и психологические качества в вас уже будут заложены посредством спортивных тренировок!
Приблизительно к 23 годам вы (спортсмены и люди, ведущие активный образ жизни) становитесь состоявшейся сформированной личностью. Слово состоявшийся ни в коем случае нельзя трактовать как материальное состояние. Для спортсмена — крепкого и статного человека — важно, что к этому возрасту у него сформированы волевые, морально-нравственные, психологические качества, необходимые для дальнейшего жизненно роста, что не возможно обеспечить никаким материальным богатством. А как следствие, у психически сформированных и здоровых людей в будущем появляются все необходимые материальные блага. И они кстати не жалуются на жизнь, как тяжело бы им не было, в отличие от тех, кто в своё время не работал над собой.
Вот собственно и всё. В данной статье мы с вами выяснили в чём разница между физической культурой и спортом, и немного затронули вопрос полезности этих двух форм физической активности. Ну а, чтобы понять до конца всю её пользу, читайте статьи блога , и не забудьте поделиться ими с друзьями в социальных сетях! Заранее благодарю, ваш спортивный тренер П.А. Винивитин.
Физкультура и спорт: описание и в чем заключается разница?
Каждый человек, желающий сохранить хорошее состояние здоровья, должен позаботиться о достойной физической активности. С данным фактом спорить бесполезно. Однако что нужно принять во внимание для того, чтобы активность обладала максимальной пользой? Самое важное – это понять, в чем же заключаются отличие между простой физкультурой и полноценными спортивными тренировками.
Физкультура и спорт: основные понятия
Физкультура – это особенный вид активности, который позволяет восстанавливать, укреплять организм, улучшать состояние здоровья, формировать особенное отношение к человеческому организму с ориентацией на источник силы. Более того, можно гарантировать долголетие.
Физкультура требуется для успешного развития физической формы с ориентацией не только на занятия спортом, но и на получение знаний, ценностей, позволяющих соблюдать правильный образ жизни. Физкультура направлена не только на физическую деятельность, но и на интеллектуальные процессы с соблюдением основных принципов правильного образа жизни.
Спорт представляет собой особенную активность, которая сопоставляет интеллектуальные и физические способности, накопленный опыт. Все это требуется для эффективной командной игры и одиночных состязаний. Спорт в большинстве случаев направлен не только на развитие физических навыков, но и на достижение победы в борьбе с соперниками.
Правильный подход позволит рассчитывать на максимальный уровень эффективности от физической культуры и спорта, благодаря чему можно стремиться к достойным результатам и полностью отказываться от неблагоприятных факторов для состояния здоровья.
Физкультура и спорт: в чем заключается разница?
Основное отличие основано на степени вовлеченности человека в активный образ жизни, наличии целей и правил.
Спорт представляет собой постоянные тренировки. Человек должен работать на пределе сил, физических возможностей. Только в этом случае можно быть лучше остальных людей.
Физкультурой нужно заниматься по мере возможностей и сил. Данное направление оказывается открытым для каждого желающего, вне зависимости от возрастной категории, физических навыков и социального статуса.
Спорт всегда предполагает наличие значительных нагрузок. Если физическая подготовка отсутствует, присутствуют риск губительного влияния на организм. Более того, появляются риски в виде травм и летального исхода. Физкультура позволяет работать по щадящему графику для оздоровления, укрепления организма. Таким образом, предполагается различный подход к достигаемой цели.
Тяжелая атлетика — один из видов спорта
Физкультура и спорт: важные отличия
- Цели. Спорт направлен на получение побед, физкультура – для сохранения хорошего состояния здоровья.
- Вовлеченность. Физкультурой нужно заниматься в удовольствие. Спорт предполагает ритмичность и постоянство тренировок.
- Нагрузки. Физкультура требуется для общего развития физических навыков. Спорт необходим для достижения максимального предела человеческих возможностей.
- Сравнение навыков, которые приобретаются. Спорт требуется для постоянных соревнований, физкультура – нет.
- Организация тренировок. Для любого вида спортивной деятельности предполагаются определенные правила. Для физкультуры жесткие нормы отсутствуют.
Зная отличия, в большинстве случаев нужно позаботиться о правильном проведении занятий по физической культуре.
Виды физической культуры
- Спорт. Предполагается игровая, соревновательная физическая деятельность для достижения максимальных результатов. Более того, нужно гарантировать успешную подготовку к получению победы.
- Физическая рекреация предполагает использование физических упражнений для активного отдыха. Основная задача – это получение удовольствия и возможность отвлечься от окружающего мира. Рекреация спортивной направленности включает в себя разнообразные игры на пляже, во время пикников.
- Оздоровительная физкультура включает в себя спортивные упражнения для восстановления или сохранения хорошего состояния здоровья.
- Прикладная физкультура должна быть направлена на освоение или повышение уровня владения профессией, связанной с армией, флотом, МЧС.
- Базовая физкультура позволяет заложить начальные навыки у дошкольников и младших школьников.
Задачи физической культуры
- Укрепление здоровья.
- Обеспечение высокой работоспособности и энергичности.
- Реализация с личностной стороны.
- Приобретение физической привлекательности.
- Оптимальный уровень подготовки к окружающей жизни благодаря силе, ловкости, выносливости.
Только правильный и продуманный график занятий физкультурой позволит успешно рассчитывать на достижение наилучших результатов, а затем – их сохранение. При таком подходе можно рассчитывать на оптимальные результаты, достигаемые в минимальные сроки. Спорт, в отличии от физкультуры, направлен на повышение самооценки, получение победы во многих соревнованиях (в том числе любительских), связанных с физической активностью.
Научная работа на тему «Отличие занятий физической культурой от «большого» спорта»
ОГБПОУ «Рязанский Железнодорожный колледж»
Реферат по дисциплине : физическая культура
На тему «Отличие занятий физической культурой от «большого» спорта»
Подготовила: Решетникова Анастасия гр.53
Преподаватель: Стерлигова Нина Владимировна
Определение понятия «спорт». Его принципиальное отличие
от других видов занятий физическими упражнениями
Массовый спорт. Его цели и задачи.
Определение понятия «система физических упражнений»
Спорт высших достижений.
Спортивная классификация. Её структура.
Ни для кого не секрет, что физкультура и спорт играют немаловажную роль в жизни каждого человека.
Однако задумывался ли кто-нибудь над значением этих слов: «физкультура» и «спорт»?
Цель: выяснить, отличие физической культуры от спорта
Задачи: Разобраться, в чем смысл и значение слов «физкультура» и «спорт».
1. Определение понятия «спорт». Его принципиальное отличие от других видов занятий физическими упражнениями
Слово «спорт» пришло в русский язык из английского (sport) — вольного сокращения первоначального слова disport — игра, развлечение. Вот эта первооснова английского слова и вносит разночтение, отсюда — различное толкование термина «спорт». В зарубежной печати с этим понятием объединяется «физическая культура» в ее оздоровительном, рекреационном (восстановительном) аспектах. В отечественной популярной периодике и литературе, на телевидении и радио физическая культура и спорт трактуются по-разному, но иногда отождествляются. Однако в специальной литературе по физической культуре и спорту каждое из этих понятий имеет четкое определение.
«Cпорт» — обобщенное понятие, обозначающее один из компонентов физической культуры общества, исторически сложившийся в форме соревновательной деятельности и специальной практики подготовки человека к соревнованиям.
Спорт от физической культуры отличается тем, что в нем имеется обязательная соревновательная компонента. И физкультурник, и спортсмен могут использовать в своих занятиях и тренировках одни и те же физические упражнения (например, бег), но при этом спортсмен’ всегда сравнивает свои достижения в физическом совершенствовании с успехами других спортсменов в очных соревнованиях. Занятия же физкультурника направлены лишь на личное совершенствование безотносительно к достижениям в этой области других занимающихся. Вот почему мы не можем назвать спортсменом бодрого старичка, передвигающегося по аллеям сквера «джогингом» — смесью быстрой ходьбы и медленного бега. Этот уважаемый человек не спортсмен, он физкультурник, использующий ходьбу и бег для поддержания своего здоровья и работоспособности.
Однако все эти рассуждения и примеры хотя и помогают договориться о едином толковании отдельных понятий, но не раскрывают всю многогранность такого общественного явления, каким является
современный спорт. Он выступает во многих ипостасях: как средство оздоровления, и как средство психофизического совершенствования, и как действенное средство отдыха и восстановления работоспособности, и как зрелище, и как профессиональный труд.
Современный спорт подразделяется на массовый и спорт высших достижений. Именно многогранность современного спорта заставила ввести эти дополнительные понятия, раскрывающие сущность его отдельных направлений, их принципиальное отличие.
2. Массовый спорт. Его цели и задачи.
Массовый спорт дает возможность миллионам людей совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие, а значит, противостоять нежелательным воздействиям на организм современного производства и условий повседневной жизни.
Цель занятий различными видами массового спорта — укрепить здоровье, улучшить физическое развитие, подготовленность и активно отдохнуть. Это связано с решением ряда частных задач: повысить функциональные возможности отдельных систем организма, скорректировать физическое развитие и телосложение, повысить общую и профессиональную работоспособность, овладеть жизненно необходимыми умениями и навыками, приятно и полезно провести досуг, достичь физического совершенства.
Задачи массового спорта во многом повторяют задачи физической культуры, но реализуются спортивной направленностью регулярных занятий и тренировок.
К элементам массового спорта значительная часть молодежи приобщается еще в школьные годы, а в некоторых видах спорта даже в дошкольном возрасте. Именно массовый спорт имеет наибольшее распространение в студенческих коллективах.
Как показала практика, обычно в нефизкультурных вузах страны в сфере массового спорта регулярными тренировками во внеурочное время занимаются от 10 до 25% студентов. Ныне действующая программа по учебной дисциплине «Физическая культура» для студентов высших учебных заведений позволяет практически каждому здоровому студенту и студентке любого вуза приобщиться к массовому спорту. Это можно сделать не только в свободное время, но и в учебное. Причем вид спорта или систему физических упражнений выбирает сам студент.
3. Определение понятия «система физических упражнений»
В элективном курсе учебной дисциплины «Физическая культура» кафедры физического воспитания могут представлять студентам для выбора не только отдельные виды спорта, но и наиболее популярные системы физических упражнений.
.Современные системы физических упражнений представляют собой специально подобранные движения и позы, направленные на комплексное или избирательное воздействие на определенные функциональные системы организма. В некоторых из них имеются соревновательные элементы.
В настоящее время наибольшей популярностью среди студентов пользуется атлетическая гимнастика, ритмическая гимнастика (аэробика), шейпинг, единоборства и комплексы физических упражнений из восточных систем каратэ, у-шу, йоги.
К особенностям организации учебных занятий отдельными системами физических упражнений следует отнести некоторые ограничения в их выборе. Дело в том, что на обязательных занятиях по учебной дисциплине «физическая культура» могут использоваться только те системы (или элементы этих систем), которые связаны с повышенной двигательной активностью. Поэтому целые разделы, например, из системы «йоги», основанные на длительной медитации, длительном расслаблении и пассивном растягивании мышц, хотя и имеют определенный оздоровительный эффект, не могут быть рекомендованы для регулярных занятий в обязательное учебное время из-за их крайне избирательного воздействия на отдельные системы организма. Но это не исключает использования подобных упражнений в учебных занятиях в ознакомительном аспекте или в качестве вспомогательного средства.
При занятиях отдельными системами физических упражнений, там где это возможно, не исключается и организация мини-соревнований по отдельным элементам, комбинациям или упражнениям. Они не только повышают интерес к занятиям, но и служат методом контроля за эффективностью учебных занятий. Кафедрами физического воспитания разрабатываются специальные дополнительные зачетные требования и нормативы, отражающие суть каждой системы физических упражнений. Как и обязательные тесты по общей и профессионально-прикладной физической подготовке, они оцениваются в очках и входят в итоговую оценку практического раздела учебной дисциплины «Физическая культура» за каждый семестр или учебный год.
Организационные основы занятий студентов различными системами физических упражнений в свободное время те же, что и при организации занятий различными видами спорта. Так же могут быть организованы секции и группы для занятий одной из систем физических упражнений. Критерием эффективности таких занятий выступают субъективные, косвенные показатели улучшения здоровья (самочувствие, внутренняя удовлетворенность от занятий). Однако могут быть и объективные показатели самоконтроля: изменение массы тела, подвижность в суставах. Занятия отдельными системами физических упражнений в свободное время отличаются от обязательных тем, что имеется возможность целостно освоить эти системы (включая разделы медитации). В частности, можно организовать самостоятельные группы для занятий, например «стретчингом», т.е. системой специальных упражнений для растягивания мышц и повышения подвижности суставов.
Изучение отдельных систем в ограниченные часы групповых занятий не дают значительного эффекта. Для этого требуются ежедневные самостоятельные упражнения. Они намного увеличивают и общую двигательную активность, и оздоровительный эффект.
4. Спорт высших достижений
Наряду с массовым спортом существует спорт высших достижений, или большой спорт.
Цель большого спорта принципиально отличается от цели массового. Это достижение максимально возможных спортивных результатов или побед на крупнейших спортивных соревнованиях.
Всякое высшее достижение спортсмена имеет не только личное значение, но становится общенациональным достоянием, так как рекорды и победы на крупнейших международных соревнованиях вносят свой вклад в укрепление авторитета страны на мировой арене. Поэтому нет ничего удивительного в том, что крупнейшие спортивные форумы собирают у экранов телевизоров всего мира миллиардные аудитории, а среди прочих духовных ценностей столь высоко ценятся и мировые рекорды, и победы на чемпионатах мира, и лидерство на Олимпийских играх.
Нельзя не сказать еще об одной общественной ценности большого спорта, которая обычно остается в тени.) Сегодня спорт высших достижений — пока единственная модель деятельности, при которой у выдающихся рекордсменов функционирование почти всех систем организма может проявляться в зоне абсолютных физиологических и психических пределов здорового человека. Это позволяет не только проникнуть в тайны максимальных человеческих возможностей, но и определить пути рационального развития и использования имеющихся у каждого человека природных способностей в его профессиональной и общественной деятельности, повышения общей работоспособности.
Для выполнения поставленной цели в большом спорте разрабатываются поэтапные планы многолетней подготовки и соответствующие задачи. На каждом этапе подготовки эти задачи определяют необходимый уровень достижения функциональных возможностей спортсменов, освоение ими техники и тактики в избранном виде спорта. Все это суммарно должно реализоваться в конкретном спортивном результате.
5. Спортивная классификация. Её структура.
Чтобы сравнить уровень достигнутых результатов как в одной спортивной дисциплине, так и между различными видами спорта, используется единая спортивная классификация.
Действующая спортивная классификация включает в себя почти все культивируемые в стране виды спорта. В ней весьма условно, в единой градации по спортивным званиям и разрядам представлены нормативы и требования, характеризующие уровень подготовленности спортсменов, их спортивные результаты и достижения»
Условность сведения в единую систему спортивных разрядов и званий разнохарактерных видов спорта (например, марафонский бег
тяжелая атлетика) сочетается с научностью такой систематизации, которая опирается на статистическую достоверность установленной трудоемкости и реальных сроков достижения одного и того же разряда. Так, звание «мастер спорта» одаренные молодые люди получают обычно после 6—8 лет регулярной и напряженной спортивной подготовки. Реально возможные сроки достижения.нормативов и требований отдельных разрядов и званий — это и определенные временные ориентиры как для начинающих, так и для высококвалифицированных спортсменов. Продвижение спортсмена от разряда к разряду служит критерием эффективности учебно-тренировочного процесса.
Структура спортивной классификации предусматривает присвоение следующих разрядов и спортивных званий (от низших к высшим).
Спортивные разряды: 5-й, 4-й разряды (только в шахматах и шашках); 3-й, 2-й, 1-й разряды, «кандидат в мастера спорта». Спортивные разряды необходимо подтверждать.
Спортивные звания: «мастер спорта», «мастер спорта международного класса» (к этому званию приравнивается звание «гроссмейстер» в шахматах и шашках). За особо выдающиеся спортивные достижения присваивается звание «заслуженный мастер спорта России».’Спортивные звания присваиваются пожизненно.
Для присвоения указанных разрядов и званий в одних видах спорта необходимо выполнить разрядные нормативы и требования, а в других только разрядные требования. Разрядные нормативы обычно выражены в мерах времени, длины, веса и других количественных показателях. Разрядные требования определяются такими положениями:
— занять определенное место на соревнованиях того или иного масштаба;
— добиться определенного количества побед над спортсменами соответствующих разрядов.
Спортивная классификация носит подвижный, динамичный характер. Периодически в нее вносятся коррективы, связанные со спортивной практикой, на которую влияют прогрессивные изменения в теории и практике подготовки спортсменов, их техническая оснащенность и др.
1. Глазырина Л.Д., Лопатик Т.А. учебное пособие для учащихся. М, Гуманитарно-издательский центр «Владос».
2. В.И. Лях. Мой друг – физкультура . М, «Просвещение», 2002.
3. И.К. Латыпов. Педагогические технологии физического воспитания в современной школе. М, Педагогический университет «Первое сентября»
Источники:
http://mir-zdorovja.com/raznica-mezhdu-fizicheskoj-kulturoj-i-sportom/
http://vchemraznica.ru/fizkultura-i-sport-opisanie-i-v-chem-zaklyuchaetsya-raznica/
http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library_kids/otlichie_zanyatij_fizicheskoj_kulturoj_ot_bolshogo_185202.html