3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Содержание

Значение занятий легкой атлетикой для здоровья человека. Влияние занятий лёгкой атлетикой на физическое развитие школьников

Исследовательская работа по теме «Лёгкая атлетика и её влияние на физическую подготовку и успеваемость учащихся.»

Данная работа отражает влияние занятий лёгкой атлетикой на развитие физических качеств подрастающего поколения. Отражает влияние занятий на успеваемость учащихся. Их отношении к занятиям физической культуры в школе на уроках. Влияние лёгкой атлетики на эмоциональное состояние учащихся. Пропагандирует здоровый образ жизни среди подрастающего поколения.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Региональный этап Всероссийского конкурса юношеских

исследовательских работ имени В. И. Вернадского

Лёгкая атлетика и её влияние на физическую подготовку

и успеваемость учащихся .

Курочкина Олеся Геннадьевна

МОАУ СОШ № 71, 8Бкласс.

Былинкина Светлана Викторовна

учитель физической культуры, I кв. кат.

  1. Введение
  2. Цель проекта
  3. Актуальность проекта
  4. Методы исследования и обоснование проблемы
  5. Содержание исследования
  6. Выводы
  7. Список литературы
  8. Приложение

«Победитель всегда тот, кто встает на один

раз больше, чем падает» (Э. Маккензи)

Лёгкая атлетика — олимпийский вид спорта, включающий бег, ходьбу, прыжки и метание. Один из основных и наиболее массовых видов спорта. Систематические занятия легкоатлетическими упражнениями развивают силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость, т.е. качества, необходимые человеку в повседневной жизни. Все это положительно влияет на сердечно-сосудистую, мышечную и даже нервную систему, оберегая хрупкий подростковый организм от стрессов и депрессий, восстанавливая сердечный ритм и поддерживая мышцы в тонусе. Лёгкая атлетика, особенно в настоящее время, переживает свой «подъем». Многие люди начинают заниматься этим удивительно полезным видом спорта, услышав о нем из новостей или прочитав в Интернете. Недаром легкую атлетику принято считать «королевой спорта», ведь она включает в себя огромное количество дисциплин, каждая из которых делится еще на несколько своих подвидов. В школе у нас также существует четверть, которую мы посвящаем именно этому виду спорта. Некоторые ученики наивно полагают, что лёгкая атлетика оказывает наименьшую нагрузку на мышцы и организм в целом. Но, только начав заниматься этим спортом профессионально, очень многие признают, что они глубоко ошибались.

Очень многие мои знакомые и друзья занимаются этим увлекательным видом спорта, и я решила узнать, какое же влияние легкая атлетика оказывает или уже оказала на них. Поэтому для исследования я решила взять нескольких спортсменов из секции легкой атлетики нашей школы. Все они тоже прошли этот сложный путь «через тернии к звездам». Сейчас они довольно успешно занимаются этим видом спорта, ездят на различные соревнования (не только школьного уровня) и занимают там призовые места, показывая хорошие спортивные результаты.

Первостепенной целью для меня являлось изучить влияние лёгкой атлетики на физическую подготовку и успеваемость учащихся.

Также я очень хотела узнать как же этот вид спорта влияет на психику и настроение учащихся, ведь многие из них после занятий в секции легкой атлетики сильно поменяли свои взгляды на жизнь. Из пессимистов стали оптимистами, что немаловажно для подросткового возраста, учитывая тот факт, что многие молодые люди и девушки 14-20 лет испытывают постоянные стрессы из-за недовольства своим внешним видом, внутренним состоянием души, своей физической формой и успеваемостью. Все перечисленное часто является причиной депрессий и различных негативных влияний на самого подростка и окружающих его близких и друзей.

Мое исследование пропагандирует здоровый образ жизни, занятия спортом и физической культурой. Все мы осознаем их важность в связи с настоящим положением спорта в мире. Мы стремительно теряем здоровых и активных молодых людей, для которых спорт – не просто занятия, а получение удовольствия от них. Компьютеры, планшеты, телевизоры и телефоны заменили современному поколению самое лучшее – физическую активность и замечательное времяпровождение на свежем воздухе в чарующем одиночестве или в веселой компании единомышленников. Мое исследование ставит целью привлечь внимание школьников к такому виду спорта, как легкая атлетика. Все из-за того, что по телевидению постоянно рассказывают про отстранение спортсменов-легкоатлетов от соревнований мирового уровня. По мнению иностранцев, наша легкая атлетика на современном этапе ее развития находится в плачевном положении, повсюду допинг и ни одного «чистого спортсмена», и всячески пытаются внушить это не только самим себе, но и простым обывателям Европы и заокеанским жителям. Но мы знаем, что наши спортсмены – самые честные и самые сильные спортсмены в мире и не только в этом виде спорта. В России существует множество кружков и секций для воспитания нового поколения легкоатлетов, которые будут еще БЫСТРЕЕ, ВЫШЕ И СИЛЬНЕЕ.

  1. Методы исследования и обоснование проблемы.

Для себя я выбрала следующие методы исследования: анкетирование, анализ результатов и наблюдение.

Для достижения поставленных перед собой целей, я составила простую анкету, состоящую из 5 вопросов, касающихся отношения учеников к своему увлечению легкой атлетикой.

  1. Что дала тебе легкая атлетика?
  2. Стало ли тебе легче заниматься на физкультуре?
  3. Повысилась ли твоя самооценка?
  4. Как изменилась твоя успеваемость?
  5. Чем конкретно тебя привлекла легкая атлетика?

Все анкетируемые (16 человек: 11 мальчиков и 5 девочек) занимаются легкой атлетикой уже не один год.

Главной проблемой, из-за которой я взялась за это исследование, является современный образ жизни школьников. О пагубном влиянии вредных привычек, неправильного питания и «сидячего» образа жизни на организм человека, и в особенности подростков, сказано и написано уже очень много. Но, я считаю, говорить об этом, — мало. Нужно прививать любовь к спорту и физической активности еще с детства. И в первую очередь, это нужно делать на своем примере. У многих моих сверстников есть младшие братья и сестры, которые, в силу своего возраста, не всегда могут отличить, что «хорошо», а что «плохо». Наблюдая, с каким удовольствием их старшие братья и сестры проводят часы за компьютером и телевизором, просматривая свою любимую передачу, поедая «фастфуд», чипсы, и запивая все это кока-колой, дети подсознательно начинают понимать, что «это приносит удовольствие, а значит это хорошо», что, конечно же, в корне неверно.

Мое исследование создано именно для таких подростков. Именно сейчас можно сделать такие ошибки, которые в будущем могут сильно отразиться на их здоровье и здоровье их детей.

Считается, что легкая атлетика, как вид спорта появилась в 776 году до нашей эры в Греции, когда состоялись первые Олимпийские игры древности. Тогда в их программу входила только одна дисциплина – «стадиодром», что означает бег на «стадий» (древняя мера длины, равная расстоянию, которое человек проходит за две минуты). Лишь в 724 году до н.э. на 14-х Играх атлетическая программа расширилась до двух дистанций – к «стадиодрому» прибавился «диаулос» (бег на две «стадии»), а четырьмя годами позже появился еще и «долихос» (бег на расстояние около 4,6 км). Чуть позже спортсмены соревновались в беге, прыжках в длину, метании копья (на точность), метании диска (на дальность) и борьбе. Самым прославленным спортсменом античного мира стал Леонидас из Радоса, побеждавший на Играх 12 раз.

2). Современная легкая атлетика.

Древние Олимпийские игры очень сильно отличались от того, что мы наблюдаем сейчас, за счет влияния людей, их веры и отношения к соревнованиям. В современной легкой атлетике каждая дисциплина делится еще на несколько своих подвидов. Например:

— Прыжки теперь включают в себя прыжки в высоту, прыжки с шестом, прыжки в длину и тройной прыжок.

— Метания состоят из толкания ядра, метания диска, метание копья и метание молота.

— Марафоны(бег на дистанцию 42 км 195 м) супермарафоны и кроссы – бег по пересеченной местности на разные дистанции (от 3 до 12 км).

— Многоборья тоже подразделяются на 2 вида:

  • Десятиборье (летний сезон) — бег 100 м, прыжок в длину, толкание ядра, прыжок в высоту, бег 400 м, 110 м с барьерами, метание диска, прыжок с шестом, метание копья, бег 1500 м.
  • Семиборье (зимний сезон) — бег 60 м, прыжок в длину, бег 60 м с барьерами, толкание ядра, прыжок в высоту, прыжок с шестом, бег 1000 м.
  • Семиборье (летний сезон) — бег 100 м с барьерами, прыжок в высоту, толкание ядра, бег 200 м, прыжок в длину, метание копья, бег 800 м.
  • Пятиборье (зимний сезон) — бег 60 м с барьерами, прыжок в высоту, толкание ядра, прыжок в длину, бег 800 м.
Читать еще:  Можно ли при месячных заниматься в спортзале. Можно ли во время месячных заниматься фитнесом и почему

3). Лёгкая атлетика в нашей школе.

Прекрасным примером секции для занятий легкой атлетикой является и секция в нашей школе, в которой занимаются ученики и студенты не только из нашей школы примерно с 8-ми и до 20-ти лет. Чтобы понять, как это, быть спортсменом и полностью «отдаваться» любимому увлечению, я посетила эту секцию. В команде царит атмосфера взаимопонимания, поддержки и взаимопомощи, что является огромным плюсом в достижения результатов. Для своего исследования я взяла своих друзей из параллели 8-ых классов. В результате исследования, я выявила следующее.

  • Легкая атлетика дала ребятам новых друзей, уверенность в своих силах, здоровое тело и дух, а также хорошее времяпровождение, навыки в спорте и колоссальный опыт.
  • Всем 16 – ти опрошенным стало гораздо легче заниматься на уроках физической культуры.

90% опрошенных рассказали, что занятия легкой атлетикой сделали их более уверенными в себе, но один человек сказал, что самооценка осталась на том же уровне.

Очень важным для меня также остался аспект учебы в целом. И поэтому я решила узнать, как изменилась успеваемость ребят. Учитывая тот факт, что занятия легкой атлетикой отнимают много свободного времени (примерно по 3 часа в день 3 раза в неделю (вторник, четверг и суббота). 10 человек ответили, что их успеваемость осталась на том же уровне, 1 сказал, что успеваемость понизилась, а оставшиеся 5 человек ответили, что успеваемость повысилась. Это говорит о том, что легкая атлетика ничуть не мешает учебному процессу. Все зависит только от желания.

Для каждого ответ на вопрос, чем же их привлекла легкая атлетика, был сугубо индивидуальным. Для одних легкая атлетика – лучший способ занять свободное время, для других – возможность развиваться как физически, так и морально, а для третьих — свобода действий и возможность общения с увлеченными людьми. Для многих спортсменов, легкая атлетика – не единственная секция, в которой они занимаются. Что говорит о том, что ребята с разными интересами и жизненной позицией, научились работать в команде и уважительно относиться к людям других взглядов. Все спортсмены стали чувствовать себя гораздо увереннее, стали более общительными и дружелюбными, а также стали гораздо спокойнее, собраннее и ответственнее. Как утверждают опрошенные, большое влияние на результативность занятий оказывает атмосфера, царящая в команде.

Для более полного представления о занятиях легкой атлетикой, я посетила нашу легкоатлетическую секцию и посмотрела на занятия юных спортсменов.

В секции легкой атлетики нашей школы существует 3 вида тренировок:

  1. Вторник — техническая(базовая)
  2. Четверг – выездная (занятия в манеже)
  3. Суббота – игровая (разминка, игра в баскетбол, футбол)

3). Мои практические исследования.

Мои исследования показали, что все исследуемые значительно улучшили свои результаты на уроках физкультуры по сравнению с показателями до начала занятий легкой атлетикой. Для более точного представления я составила таблицы с результатами сдачи в 2016 году ребятами нескольких дисциплин: бег 30 м, прыжок в длину с места и наклоны туловища. (см. Приложение № 1)

Из представленной таблицы, можно сделать вывод, что по беговым видам все учащиеся зачет сдали на «5» (до занятий: твердая «4»), по прыжкам в длину с места 4 чел. на «5», 1 на «4» и 1 на «3», по наклонам туловища — все в среднем на 4,5 балла.

После проведенных исследований, можно сделать соответствующие выводы:

— Первое и самое главное – физическое состояние учащихся улучшилось. Все опрошенные после полутора лет занятий стали гораздо сильнее, стройнее и красивее.

— В целом, интенсивные занятия легкой атлетикой не снижают успеваемости ребят, а некоторым за счет более рационального распределения времени, даже позволяют учиться лучше.

— Все они стали чувствовать себя гораздо увереннее, собраннее и ответственнее.

— Ребята научились работать в команде, чувствовать «командный дух», что позволит в дальнейшем им успешно работать в любом коллективе.

— Легкая атлетика научила ребят решать различные задачи: от духовного самосовершенствования до сброса веса.

— Спортсмены получают гармоничное физическое развитие.

— Ими получается разносторонняя подготовка, укрепляется здоровье.

— Развиваются различные физические качества.

— Формируется положительное отношение к спортивной деятельности и умению трудиться.

— Юные спортсмены получают обучение взаимоотношениям в коллективе со сверстниками и с другими участниками образовательного процесса.

— Ребята изучают теоретические основы анатомии, физиологии, социологии, биомеханики, биохимии, лечебной физической культуры.

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА — КОРОЛЕВА СПОРТА. ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКОЙ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дегтярев Игорь Григорьевич, Данилочкин Андрей Евгеньевич

В статье рассматриваются история возникновения и развития легкой атлетики , ее виды и причины, по которым вид спорта называют «королевой». Воздействие легкой атлетики на организм человека заключается в изменении деятельности сердечно сосудистой, дыхательной систем, опорно двигательного аппарата. Положительные воздействия занятий видом спорта приводят к общим позитивным результатам в уровне здоровья , функциональном и физическом состоянии человека.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дегтярев Игорь Григорьевич, Данилочкин Андрей Евгеньевич

ATHLETICS — THE QUEEN OF SPORTS. IMPACT ATHLETICS ON THE FUNCTIONAL AND PHYSICAL STATE OF MAN

The article deals with the history and development of athletics , its types and the reasons why the sport is called «Queen». The impact of athletics on the human body is to change the activity of the cardiovascular, respiratory systems, musculoskeletal system. Positive effects of sports lead to overall positive results in the level of health , functional and physical condition of the person.

Текст научной работы на тему «ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА — КОРОЛЕВА СПОРТА. ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКОЙ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА»

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА — КОРОЛЕВА СПОРТА. ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКОЙ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА

ATHLETICS — THE QUEEN OF SPORTS. IMPACT ATHLETICS ON THE FUNCTIONAL AND PHYSICAL STATE OF MAN

Дегтярев Игорь Григорьевич

старший преподаватель кафедра «Прикладная физическая культура» Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия Degtyarev Igor Grigorievich senior lecturer Department «Appliedphysical culture» Orel state University after named I. S. Turgenev

Данилочкин Андрей Евгеньевич

старший преподаватель кафедра «Прикладная физическая культура» Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия Danilochkin Andrey Evgenievich senior lecturer Department «Appliedphysical culture» Orel state University after named I. S. Turgenev

Аннотация. В статье рассматриваются история возникновения и развития легкой атлетики, ее видыы и причиныы, по которым вид спорта назы^/вают «королевой». Воздействие легкой атлетики на организм человека заключается в изменении деятельности сердечно-сосудистой, ды,жательной систем, опорно-двигательного аппарата. Положительныые воздействия занятий видом спорта приводят к общим позитивным результатам в уровне здоровья, функциональном и физическом состоянии человека.

Abstract. The article deals with the history and development of athletics, its types and the reasons why the sport is called «»Queen»». The impact of athletics on the human body is to change the activity of the cardiovascular, respiratory systems, musculoskeletal system. Positive effects of sports lead to overall positive results in the level of health, functional and physical condition of the person.

Ключевые слова: двигательная активность, здоровье, легкая атлетика, организм, спорт, упражнения, физическая культура.

Keywords: physical activity, health, athletics, organism, sport, exercises, physical culture.

Многие сегодня задаются вопросом: почему именно легкую атлетику называют королевой спорта? Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно

обратиться к истории спорта. Ведь существуют и такие виды спортивных занятий, которые не утрачивают своей актуальности вот уже более 2000 лет.

Именно легкой атлетике был присвоен такой лестный статус. Известно, что еще в глубокой древности такие занятия использовались с целью улучшить физическую подготовку воинов. Этот вид спорта входил в программу самых первых Олимпийских игр, которые проводились в Древней Греции в 776 году до новой эры.

нашей эре легкая атлетика также является неизменным участником всевозможных состязаний. Еще в 18-19 веках были зафиксированы значимые рекорды в различных сферах этого вида спорта. Официально считается, что начало современным соревнованиям в беге положили в 1837 году в различных учебных заведениях Англии. Позже к ним прибавился и бег на короткие дистанции, метание ядра, прыжки в длину, бег с препятствиями, спортивная ходьба и многое другое.

Читать еще:  Нужно ли потеть на тренировках. Обильное потение при тренировке: польза или вред

В 1865 г. в столице Англии был основан Лондонский атлетический клуб, благодаря которому легкая атлетика становилась все популярнее и популярнее. Этот эффект был закреплен появлением Любительской атлетической ассоциации, которая объединила все мелкие организации этой страны.

Далее легкая атлетика, королева спорта, пришла и в США. Атлетический клуб там был организован в 1868 году в Нью-Йорке. После этого «мода» на легкую атлетику пришла и во многие другие страны, где также начали формироваться различные организации и клубы. С 1896 года, когда были возрождены Олимпийские игры, легкая атлетика получила широкое распро-странение -ведь, вспоминая самые первые Олимпиады, организаторы отвели ей в новой версии состязаний ведущую роль.

В России легкая атлетика начала распространяться с 1888 года, когда в окрестностях Петербурга появился первый спортивный кружок по бегу. С тех пор легкая атлетика уже не забывалась и всегда присутствовала в списках дисциплин престижных спортивных соревнований.

Традиционно легкая атлетика включает в себя бег, ходьбу, прыжки и метания, которые подразделяются на следующие дисциплины:

— технические виды (прыжки и метания);

— пробеги (бег по шоссе);

— кроссы (бег по пересеченной местности).

В результате соревнований выбирается победитель, которым может быть как атлет, так и команда, показавшая наилучший результат.

Начать заниматься легкой атлетикой спортсмены и спортсменки могут с самого нежного возраста — 5-6 лет. Чем раньше ребенок начал заниматься этим видом спорта, тем больше вероятность того, что он добьется в нем успеха. Это, пожалуй, самый массовый вид спорта — сегодня популярна легкая атлетика и среди девушек, и среди парней. Международная ассоциация легкоатлетических федераций, работающая с 1912 года, объединяет более 200 национальных федераций.

Бег — это занятие для многих далеко не из приятных. Но как показывает

практика, он является самым оптимальным, дешевым способом следить за своим здоровьем. Бегают все: дети, взрослые, старики со своими собаками.

Бег можно использовать для достижения очень разных целей — от духовного самосовершенствования до сброса веса. Каждый человек при желании найдет ответ на свой вопрос с помощью бега. Но есть несколько основных процессов, которые стимулируются во время бега — об этом надо знать как начинающему, так и опытному спортсмену.

1. Во время и после бега активизируется процесс кроветворения — образуется «молодая», здоровая кровь.

2. Активизируется дыхание, стимулируется поглощение организмом свободных электронов из воздуха. Увеличение количества свободных электронов повышает работоспособность (физическую и умственную) и стимулирует все функции и системы человека.

3. Во время бега активизируется выработка организмом углекислоты, что очень благотворно сказывается на всех биохимических процессах, происходящих в клетках. В частности в тканях увеличивается количество кислорода, что способствует улучшению обмена веществ в организме.

4. Во время бега средней продолжительности (30-60 минут) в организме активизируется распад клеток, что, в свою очередь, стимулирует синтез новых молодых и здоровых клеток. С помощью бега происходит омоложение и обновление всего организма.

5. В организме взрослого человека находится примерно 35 литров жидкости (5 литров крови, 2 литра лимфы и 28 литров внутриклеточной жидкости). При малоподвижном образе жизни вся эта жидкость застаивается. Во время бега жидкость начинает активно циркулировать, устраняя застойные зоны в организме.

7. Во время бега выделяется гормон серотонин, который всем известен, как гормон счастья, благодаря чему улучшается настроение, проходят симптомы депрессии, снимается напряжение.

Сердечно-сосудистая система первой получает оздоровительный импульс при занятиях бегом. Как утверждают специалисты, сердце и сосуды очень положительно реагируют именно на неторопливые нагрузки средней (30-60 минут) продолжительности. Занятия на силовых тренажерах или со штангой (гантелями) хорошо развивают скелетную мускулатуру, при этом, абсолютно не стимулируя развития сердечной мышцы и сосудов. В отличие от этого бег считается одним из лучших способов восстановления и поддержания сердечнососудистой системы на должном уровне.

Ходьба — самый легкий из всех видов спорта. На нее не нужно затрачивать много энергии, а эффект довольно высок. Ходьба действует на организм оздоровительно, поднимает мышечный тонус, укрепляет костную ткань, развивает координацию движений, стимулирует обмен веществ. Этот вид физической деятельности можно считать самым безопасным видом. Она по силам практически каждому, от подростка до пожилого человека. Сейчас она приобрела невероятную популярность в Европейских странах и Америке как средство для борьбы с гиподинамией и сопутствующими ей проблемами. Несколько лет назад ирландская оздоровительная организация начала осуществление проекта «тропа здоровья», цель которого вовлечь как можно большую часть населения

в занятия ходьбой. К этому проекту уже присоединились Финляндия, Швеция, Дания, Канада и Германия. В Германии в определенные дни устраиваются массовые пешие прогулки, в которых участвуют тысячи людей.

Быстрая ходьба хороша также при сниженном эмоциональном фоне, угнетенном, подавленном настроении. В процессе ходьбы так же, как и при других нагрузках (беге, плавании и т. д.), в организме вырабатываются эндорфины — гормоны, положительно влияющие на психику.

Со временем привычка быстро ходить может стать двигательным автоматизмом, в особенности, если пользоваться известными маршрутами дви-жения. Противопоказаний для ходьбы не существует, ею может заниматься даже гипертоник. Занятия ею рекомендуют при многих заболеваниях сердечнососудистой, легочной систем, при нервных перенапряжениях и даже в реабилитационные периоды. Она оказывает укрепляющее действие буквально на весь организм.

О положительном влиянии физического развития на умственное знали в Китае, еще во времена Конфуция, в древней Греции, Индии, Японии. В монастырях Тибета и Шаолиня физические упражнения и труд преподавались на одном уровне с теоретическими дисциплинами. Так же в Древней Греции: Платон был двукратным Олимпийским чемпионом по панкратиону (смешанный стиль единоборств), Пифагор чемпионом кулачным боям и это не мешало им быть и оставаться рафинированными интеллектуалами.

Как и почему физическая активность улучшает психическое здоровье в настоящее время еще до конца не изучено. Некоторые теории, например, рассматривают воздействие физической нагрузки на различные гормоны и другие химические вещества нашего организма.

Уменьшение уровня психической возбудимости и депрессии и улучшение общего состояния, которые наступают в результате физически активной жизни, безусловно, положительно скажутся на выполнении своих профессиональных обязанностей теми, чья работа в основном связана с умственной деятельностью. Для многих студентов и работников умственного труда это, прежде всего, означает, что время, затраченное на занятия физической культурой, никогда не будет потеряно зря. Напротив, даже тридцатиминутная тренировка будет способствовать усилению умственных способностей и более эффективному использованию времени.

В данной статье было рассмотрено несколько примеров влияния легкоатлетических упражнений на организм человека. Согласно приведенным данным, человеку достаточно совершать элементарные физические нагрузки, чтобы укрепить свое здоровье и всегда оставаться в форме. С помощью регулярных упражнений, можно противостоять нескончаемому потоку стресса, тревог и депрессий, столь характерных для нынешнего века. Физические нагрузки могут играть роль своеобразного защитного буфера, уменьшающего напряжение и стресс повседневной жизни, а также позитивно влияющего на улучшение настроения и общего физического и психологического состояния человека.

ЛЁГКАЯ АТЛЕТИКА

ЛЁГКАЯ АТЛЕТИКА — один из основных и наиболее массовых видов спорта, объединяющий различные упражнения в беге, спортивной ходьбе, прыжках и метании. В спортивной классификации насчитывается св. 60 разновидностей легкоатлетических упражнений. В программе Олимпийских игр — 24 вида легкоатлетических упражнений для мужчин и 16 — для женщин.

Бег — основное упражнение в Л. а., оказывающее наиболее разностороннее воздействие на организм, поскольку в работу вовлекаются почти все мышцы тела и активизируется деятельность физиол. систем. Интенсивность и продолжительность воздействия упражнений в беге на организм определяется длиной дистанции. Чем она короче, тем интенсивнее работа. Бег на короткие дистанции (от 60 до 400 ж) и бег с барьерами выполняется с максимальной интенсивностью, это типичное упражнение на быстроту. Бег на средние дистанции (800— 1500 м) представляет собой работу субмаксимальной интенсивности. Бег на длинные (3—10 тыс. м) и сверхдлинные дистанции (до 42 км 195 м) и бег с препятствиями выполняется с большой и умеренной интенсивностью и по характеру воздействия на организм представляет собой упражнение на выносливость. Чем длиннее дистанция бега, тем физиол, сдвиги в организме (учащение сердечных сокращений и дыхания, повышение систолического и минутного объема крови, повышение АД и др.) выражены больше и восстановительный период длительнее (см. Бег).

Спортивная ходьба — упражнение, в к-ром движения носят циклический характер; отличается от бега отсутствием так наз. фазы полета, а от обычной ходьбы — более энергичными движениями с большей амплитудой. Основные дистанции в соревнованиях мужчин — 20 и 50 км, юношей — 3—10 км. Занятия спортивной ходьбой развивают выносливость. При напряженных тренировках и соревнованиях отмечаются большие функциональные сдвиги в организме: потребление кислорода достигает 1,5—2,5 л/мин, легочная вентиляция — — 15—25 л/мин, частота сердечных сокращений—180—200 ударов в 1 мин., систолическое АД — до 180—200 мм рт. ст. и более, потеря веса — до 3—4 кг. Восстановительный период после тренировок и соревнований — иногда до 1 — 2 сут. и более; длительность его зависит от степени тренированности спортсмена.

Читать еще:  Где дома можно найти свинец. Где взять свинец: все доступные способы

Прыжки (в длину, высоту, тройной и с шестом) — упражнения скоростно-силового характера с ациклическими движениями, сочетающие в себе элементы бега на короткие дистанции (разбег) и включающие сложный координационный акт, связанный с отталкиванием, полетом и приземлением. Предъявляют большие требования к нервной и мышечной системе, вестибулярному, зрительному, тактильному анализаторам. Сдвиги в кровообращении и дыхании сравнительно невелики в связи с кратковременностью нагрузки: частота сердечных сокращений не превышает обычно 140—160 ударов в 1 мин., систолическое АД — 150— 160 мм рт. ст., систолический объем крови 80—100 мл, потеря веса — 0,2—0,5 кг. Восстановительный период в пределах 20—30 мин., но поскольку в тренировке и соревнованиях упражнения повторяются многократно, сдвиги могут достигать значительно больших величин и восстановительный период затягивается иногда до нескольких часов.

Метания — упражнения в бросании различных снарядов на дальность. Подразделяются на несколько видов: метание диска, молота, копья, гранаты, мяча, толкание ядра и др. Метания представляют собой упражнения с ациклическим типом движения скоростно-силового характера, требующим высокого уровня развития мышечной силы, быстроты и координации движений. Наибольшие физиол, сдвиги при метаниях наблюдаются со стороны мышечной, нервной системы и вестибулярного анализатора. Сдвиги в функциях кровообращения и дыхания сравнительно невелики. Но поскольку соревнования (как и в прыжках) продолжаются длительное время (до нескольких часов), в целом затрата энергии велика и восстановительный период может удлиниться до 2—3 час.

Многоборье — комплексный вид Л. а.— сочетание различных видов бега, прыжков и метаний. Классические виды многоборья для взрослых — десятиборье для мужчин (бег на 100, 400, 1500 м и 110 м с барьерами, прыжки в длину, высоту и с шестом, метание копья и диска, толкание ядра) и пятиборье для женщин (бег на 200 м и 80 м с барьерами, прыжки в длину и высоту, толкание ядра). Занятия многоборьем предъявляют наибольшие требования к организму и способствуют разностороннему физ. развитию, поскольку условия тренировки и соревнования требуют смены различных физ. упражнений. Физиол, сдвиги после каждого упражнения обусловлены его характером, суммарный расход энергии и сдвиги в деятельности различных систем достигают значительных величин. Соревнования проводятся на протяжении двух дней. Период восстановления затягивается до 24 час. и более.

Влияние занятий легкой атлетикой на организм

Регулярные, систематические занятия Л. а. способствуют гармоничному физ. развитию, укреплению здоровья, формированию разнообразных жизненно важных двигательных навыков, развитию быстроты, силы, ловкости, выносливости, расширению функц, возможностей организма, повышению его сопротивляемости и устойчивости к неблагоприятным метеорол, воздействиям. Степень воздействия отдельных видов легкоатлетических упражнений на организм обусловлена их характером, интенсивностью и продолжительностью. У спортсменов-легкоатлетов увеличивается мышечная масса, способность к максимальному напряжению и расслаблению, возрастает мышечная сила (особенно у спринтеров, метателей и прыгунов), совершенствуется координация движений, увеличивается быстрота и точность двигательных реакций. Наиболее быстрой реакцией отличаются спринтеры, прыгуны и метатели. Функция анализаторов (особенно зрительного и вестибулярного) в наибольшей степени совершенствуется у прыгунов и метателей. У регулярно тренирующихся легкоатлетов совершенствуются функции дыхательной системы, увеличивается жизненная емкость легких (до 5—6 тыс. мл и более) и максимальная легочная вентиляция (до 150— 200 л/мин), а также повышается диффузионная способность легких и тканевое дыхание. Возрастает устойчивость К гипоксии. Значительно расширяются функц, возможности сердечно-сосудистой системы. Объем сердца увеличивается до 800—1000 см3 и более, развивается умеренная гипертрофия миокарда, работа сердечно-сосудистой системы становится более экономной: пульс урежается до 40—64 ударов в 1 мин., систолическое АД снижается до 100 —115 мм рт. ст., увеличивается систолический объем, несколько замедляется кровоток, удлиняется диастола, повышается сократительная способность миокарда, снижается периферическое сопротивление крови. Повышение функц, возможностей дыхательной и сердечно-сосудистой системы в процессе регулярных занятий Л. а. тем больше, чем выше в ней удельный вес упражнений, способствующих развитию выносливости, т. е. при занятиях бегом, спортивной ходьбой, многоборьем. Изменения нервной, мышечной систем и анализаторов наиболее выражены у спортсменов, занимающихся бегом с барьерами, метанием и многоборьем.

Легкоатлеты обладают, как правило, пропорциональным телосложением. Спортсмены, специализирующиеся в разных видах Л. а., имеют некоторые характерные морфофункциональные особенности, способствующие достижению высоких спортивных результатов. Так, бегуны на длинные дистанции чаще бывают среднего роста с относительно небольшим весом тела, большим дыхательным объемом легких. Спортсмены, специализирующиеся в беге с барьерами, и прыгуны, как правило, отличаются высоким ростом, относительно небольшим весом тела, длинными ногами с хорошо развитой мускулатурой; метатели — высоким ростом, большим весом тела, широкими плечами, мощной мускулатурой, большой физ. силой.

Врачебный контроль

В процессе отбора спортсменов для занятии Л. а. и в процессе занятий весьма важен квалифицированный врачебный контроль. Его задача — содействовать максимальному оздоровительному эффекту занятий, предупреждению заболеваний и травм и др. Противопоказания для занятий Л. а. совпадают с общими противопоказаниями для занятий спортом (см. Врачебный контроль). Спортивную тренировку в беге на короткие дистанции, в прыжках в длину и высоту можно начинать у детей с 10—12 лет, в барьерном беге и метаниях — с 13—14, в прыжках с шестом — с 15 — 16 лет. К соревнованиям спортсмены допускаются после 1 — 1,5 лет систематических занятий. Соревнования и тренировки проводятся по следующим возрастным группам: подростковая (11 — 12 лет), младшая юношеская (13—16 лет), старшая юношеская (16 — 17 лет), юношеская (18—19 лет), молодежная (20 лет — 21 год). Длина дистанции, вес снарядов, высота барьеров определяются с учетом возрастных и половых особенностей спортсменов. Так, для детей и женщин исключаются соревнования в беге на длинные и сверхдлинные дистанции и в спортивной ходьбе, в метании молота, прыжках с шестом, тройном прыжке (для женщин), десятиборье.

Из наиболее часто встречающихся у легкоатлетов травм следует отметить миозиты и повреждения мышечных волокон двух -, четырехглавой мыщцы бедра, растяжения связок голеностопных суставов у бегунов на короткие дистанции и прыгунов (у последних, кроме того, ушибы области пятки и повреждения пяточной кости); воспаления и повреждения пяточного (ахиллова) сухожилия, периоститы большеберцовой кости, повреждения сумочно-связочных образований голеностопных суставов у бегунов на средние и длинные дистанции; повреждения сумочно-связочных образований плечевого, локтевого суставов и кисти, а также мышц плечевого пояса у метателей. При нерациональной тренировке и физ. перенапряжении могут наблюдаться дистрофические изменения миокарда (преимущественно у спортсменов, занимающихся видами Л. а., развивающими выносливость), остеохондроз позвоночника и радикулиты (гл. обр. у метателей).

Основной метод профилактики указанных заболеваний и травм — правильный режим и методика тренировки, соответствие используемых нагрузок возрасту, полу, здоровью, уровню подготовленности занимающихся, достаточные интервалы отдыха между занятиями или соревнованиями с использованием восстановительных мероприятий (массажа, теплого душа и др.), проведение полноценной разминки и заключительной части занятия, широкое использование упражнений на расслабление в процессе тренировки, соответствие гиг. условий, спортивного инвентаря, одежды и обуви спортсменов правилам соревнований, соблюдение правил личной гигиены, правильный общий режим и питание, регулярный врачебный и педагогический контроль, а также самоконтроль спортсмена (см.).

Общедоступность легкоатлетических упражнений, основанных на естественных движениях человека, возможность легко варьировать нагрузку, проводить занятия в любое время года в любых условиях (как в закрытых помещениях, так и на открытом воздухе) делают Л. а. ценным средством физического воспитания. Легкоатлетические упражнения — основа всех ступеней Всесоюзного физкультурного комплекса ГТО (см. Готов к труду и обороне СССР), в том или ином объеме они входят в программу физического воспитания школьников, учащихся средних специальных и высших учебных заведений, в программы оздоровительных занятий с лицами среднего и старшего возраста. Элементы Л. а. (бег, спортивная ходьба) широко используются также в системе реабилитации и лечебной физкультуры (см.).

Библиография: Врачебные наблюдения за спортсменами в процессе тренировки, под ред. Н. Д. Граевской и С. П. Летунова, М., 1966; ГраевскаяН. Д. Влияние спорта на сердечно-сосудистую систему, М., 1 975, библиогр.; Легкая атлетика, под ред. Н. Г. Озолина и Д. П. Маркова, М., 1972; Основы легкой атлетики, сост. А. Ф. Бойко, М., 1976; Физиология человека, под ред. Н. В. Зимкина, М., 1975.

Источники:

http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2017/11/23/issledovatelskaya-rabota-po-teme-lyogkaya-atletika-i-eyo-vliyanie-na
http://cyberleninka.ru/article/n/18323272
http://xn--90aw5c.xn--c1avg/index.php/%D0%9B%D0%81%D0%93%D0%9A%D0%90%D0%AF_%D0%90%D0%A2%D0%9B%D0%95%D0%A2%D0%98%D0%9A%D0%90

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector