24 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Васька пепел как относится к утешению луки. М

Три правды и смысл названия пьесы «На дне» М.Горького.
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Скачать:

Предварительный просмотр:

Обратимся к внесобытийному ряду драмы и посмотрим, как здесь развивается конфликт.

-Как обитатели ночлежки воспринимают свое положение до появления Луки?

(В экспозиции мы видим людей, в сущности, смирившихся со своим унизительным положением. Ночлежники вяло, привычно переругиваются, и Актер говорит Сатину: «Однажды тебя совсем убьют… до смерти…» «А ты – болван», — огрызается Сатин. «Почему?» — удивляется Актер. «Потому что – дважды убить нельзя». Эти слова Сатина показывают его отношение к тому существованию, которое они все ведут в ночлежке. Это не жизнь, они все уже мертвы. Кажется, все ясно. Но интересна ответная реплика Актера: «Не понимаю… почему – нельзя?». Может быть, именно Актер, умиравший не раз на сцене, глубже других понимает ужас положения. Ведь именно он кончит жизнь самоубийством в конце пьесы.)

— В чем смысл употребления прошедшего времени в самохарактеристиках героев?

(Люди ощущают себя «бывшими»: «Сатин. Я был образованным человеком» (парадокс в том, что прошедшее время в этом случае невозможно). «Бубнов. Я вот – скорняк был». Бубнов произносит философскую сентенцию: «Выходит – снаружи как себя не раскрашивай, все сотрется … все сотрется, да!»).

-Кто из персонажей противопоставлен остальным?

(Только один Клещ не смирился еще со своей участью. Он отделяет себя от остальных ночлежников: «Какие они люди? Рвань, золотая рота … люди! Я – рабочий человек … мне глядеть на них стыдно … я с малых лет работаю … Ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Вылезу … кожу сдеру, а вылезу … Вот, погоди … умрет жена …» Мечта о другой жизни связана у Клеща с освобождением, которое принесет ему смерть жены. Он не чувствует чудовищности своего заявления. Да и мечта окажется мнимой.)

-Какая сцена является завязкой конфликта?

(Завязкой конфликта является появление Луки. Он сразу объявляет свои взгляды на жизнь: «Мне – все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха: все черненькие, все – прыгают … так-то». И еще: «Старику – где тепло, там и родина…» Лука оказывается в центре внимания постояльцев: «Какого занятного старичишку-то привели вы Наташа…» — и все развитие сюжета концентрируется именно на нем.)

-Каким образом Лука действует на ночлежников?

(Лука быстро находит подход к ночлежникам: «Погляжу я на вас, братцы, — житье ваше – о-ой. ». Он жалеет Алешку: «Эх, парень, запутался ты…». Он не отвечает на грубости, умело обходит неприятные для него вопросы, готов подмести пол вместо ночлежников. Лука становится необходим Анне, жалеет ее: «Разве можно человека эдак бросать?». Лука умело льстит Медведеву, называя его «ундером», и тот тут же ловится на эту удочку.)

-Что мы знаем о Луке?

(О себе Лука практически ничего не сообщает, мы узнаем только: «Мяли много, оттого и мягок…».)

-Что говорит Лука каждому из обитателей ночлежки?

(В каждом из них Лука видит человека, открывает светлые их стороны, суть личности, и это производит переворот в жизни героев. Оказывается, проститутка Настя мечтает о прекрасной и светлой любви; спившийся Актер получает надежду на излечение от алкоголизма; вор Васька Пепел задумывает уехать в Сибирь и начать там новую жизнь с Натальей, стать крепким хозяином. Анне Лука дает утешение: «Ничего, ничего больше не надо будет, и бояться – нечего! Тишина, покой – лежи себе!». Лука открывает в каждом человеке хорошее и вселяет веру в лучшее.)

-Врал ли ночлежникам Лука?

(На этот счет могут быть разные мнения. Лука бескорыстно пытается помочь людям, заронить в них веру в себя, пробудить лучшие стороны натуры. Он искренне желает добра, показывает реальные пути достижения новой, лучшей жизни. Ведь действительно существуют лечебницы для алкоголиков, действительно Сибирь – золотая сторона, а не только место ссылки и каторги. Насчет загробной жизни, которой он манит Анну, вопрос сложнее; это вопрос веры и религиозных убеждений. В чем же он врал? Когда Лука убеждает Настю, что он верит в ее чувства, в ее любовь: «Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь … значит – была она! Была!» — он лишь помогает ей найти в себе силы для жизни, для настоящей, а не вымышленной любви.)

-Как обитатели ночлежки относятся к словам Луки?

(Ночлежники сперва недоверчиво относятся к его словам: «Зачем ты все врешь?». Лука же и не отрицает этого, он отвечает вопросом на вопрос: «И … чего тебе правда больно нужна … подумай-ка! Она, правда-то, может, обух для тебя …». Даже на прямой вопрос о Боге Лука отвечает уклончиво: «Коли веришь – есть; не веришь – нет… Во что веришь, то и есть…».)

-На какие группы можно разделить героев пьесы?

Анна верит в Бога. Клещ уже ни во что не верит.

Татарин – в Аллаха. Бубнов не верил никогда и ничему.

Настя – в роковую любовь.

Барон – в свое прошлое, возможно, придуманное.

-В чем сакральный смысл имени «Лука»?

(У имени «Лука» двойственный смысл: это имя напоминает евангелиста Луку, означает «светлый», и в то же время ассоциируется со словом «лукавый» (черт).)

-Какова авторская позиция по отношению к Луке?

(Авторская позиция выражается в развитии сюжета. После ухода Луки все происходит совсем не так, как убеждал Лука и как рассчитывали герои. Васька Пепел действительно попадает в Сибирь, но только на каторгу, за убийство Костылева, а не как вольный поселенец. Актер, потерявший веру в себя, в свои силы, в точности повторяет судьбу героя притчи Луки о праведной земле. Лука, рассказав притчу о человеке, который, разуверившись в существовании праведной земли, удавился, полагает, что человека нельзя лишать мечты, надежды, даже мнимой. Горький же, показывая судьбу Актера, уверяет читателя и зрителя в том, что именно ложная надежда может привести человека к самоубийству.)

Сам Горький писал о своем замысле: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше, истина или сострадание. Что нужнее. Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Это вопрос не субъективный, а общефилософский».

Читать еще:  Произведения русских писателей о крестьянских лошадях. Росинант и другие

-Горький противопоставляет не истину и ложь, а истину и сострадание. Насколько оправдано такое противопоставление?

(Эта вера в сознании ночлежников не успела закрепиться, оказалась непрочной и нежизненной, с исчезновением Луки надежда гаснет.)

-В чем причина быстрого угасания веры?

(Может быть, дело в слабости самих героев, в их неспособности и нежелании сделать хоть что-то для осуществления новых планов. Неудовлетворенность реальностью, резко отрицательное к ней отношение сочетаются с полной неготовностью что бы то ни было предпринять с целью изменить эту реальность.)

-Как Лука объясняет неудачи жизни ночлежников?

(Лука объясняет неудачи жизни ночлежников внешними обстоятельствами, вовсе не винит самих героев в неудавшейся жизни. Поэтому они так потянулись к нему и так разочаровались, лишившись внешней опоры с уходом Луки.)

Лука – живой образ, именно потому, что он противоречив и неоднозначен.

Философский вопрос, который поставил сам Горький: что лучше – истина или сострадание? Вопрос о правде многогранен. Каждый человек понимает правду по-своему, имея все-таки в виду некую окончательную, высшую правду. Посмотрим, как соотносятся правда и ложь в драме «На дне».

-Что понимают под правдой герои пьесы?

(Это слово многозначное. См. словарь.

Можно выделить два уровня «правды».

1 уровень «правды»

2 уровень «правды»

Частная «правда», которую отстаивают герои для себя.

Настя уверяет всех, и прежде всего себя, в существовании необыкновенной, светлой любви.

«Правда» Луки и его ложь выражаются формулой: «Во что веришь – то и есть».

Барон – в существовании своего благополучного прошлого.

Клещ правдой называет свое положение, оказавшееся безнадежным и после смерти жены.

Для Василисы «правда» то, что она надоела Ваське Пеплу, то, что она издевается над сестрой.

-А нужна ли вообще правда?

(Позиции Луки, многокомпромисной, утешительной, противостоит позиция Бубнова. Это наиболее мрачная фигура в пьесе. Бубнов вступает в спор неявно, словно разговаривая с самим собой, поддерживая многоголосие пьесы. Первый акт , сцена у постели умирающей Анны…)

-Какова роль Сатина в пьесе?

(Циничная «правда» Бубнова противостоит утешительной проповеди Луки. Но эта проповедь дала импульс для определения еще одной жизненной позиции. Ее выразителем стал Сатин. Еще в начале пьесы он заявляет: «Сделай так, чтобы работа была мне приятна – я, может быть, буду работать…! Когда труд – удовольствие, жизнь – хороша! Когда труд – обязанность, жизнь – рабство!». После ухода Луки Сатин осознает, что его умонастроение оказывается реакцией на слова Луки: «Да, это он, старая дрожа, проквасил нам сожителей… Старик – не шарлатан! Что такое правда? Человек – вот правда. Старик? Он – умница! … Он … подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…».)

Знаменитый монолог Сатина о человеке, в котором он говорит о необходимости уважать человека: «Не жалеть … не унижать его жалостью … уважать надо!» — утверждает иную жизненную позицию.

-Чью позицию выражает Сатин в монологе о человеке?

(Ложь Луки не устраивает Сатина: «Ложь – религия рабов и хозяев! Правда – бог свободного человека!» «Правда» Сатина – в человеке: «Человек – свободен… Он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум – человек за все платит сам, и потому он – свободен. Человек – вот правда!» Эти слова в устах шулера и пьяницы звучат не очень-то органично. Скорее, эти мысли принадлежат самому автору, для которого Человек находился в центре модели мира.)

Горький выделяет две правды: «правду – истину» и «правду – мечту». Эти «правды» не совпадают, даже враждебны друг другу. Миф Сатина о Человек: «Что такое человек. Это не ты, не я, не они…. – это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет … в одном! … Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга!»

Обратим внимание на ремарку.

(Абстрактный человек вообще возникает на фоне пустоты, за этим образом не стоит ничего конкретного. Никто никого не понимает, все заняты только собой, своими проблемами, все в разладе с собой и с миром. Сатин тоже лжет. Но его ложь, в отличие от Луки, имеет идеальное обоснование не в прошлом и настоящем, а в будущем – в перспективе слияния человечества на основах разумного преобразования жизни. Вместо любви к ближнему Сатин предлагает любовь к дальнему, к абстрактному Человеку, человеку – мечте. В этом проявляются ницшеанские взгляды, которые в то время разделял Горький.)

(Герои Горького отражают действительность, противоречивость, мятежность натуры самого автора. Пьеса «На дне» отразила переломный момент во всей судьбе писателя. Продолжение традиций русского критического реализма в пьесе перерастает в эстетику нового творческого момента, который позже, в середине 30-х годов, был назван «социалистическим реализмом».)

Подготовиться к сочинению по творчеству М.Горького.

Васька Пепел в пьесе «На дне» Горького: образ, характеристика, описание

Васька Пепел является одним из центральных персонажей знаменитой пьесы «На дне» Горького.

В этой статье представлена цитатная характеристика Васьки Пепла в пьесе «На дне» Горького: образ, описание персонажа.

Смотрите:
— Краткое содержание пьесы

Васька Пепел в пьесе «На дне» Горького: образ, характеристика, описание

Васька Пепел является одним из обитателей ночлежки для бедных, которую содержит семья Костылевых.

Возраст Васьки Пепла — 28 лет:
«Васька Пепел, 28 лет. «

«Не хвастаюсь – правду говорю. Подумай, Вася… Ты два раза из‑за мужа моего в тюрьме сидел… из‑за его жадности…» (Василиса о делах Пепла и ее мужа) Последнее время Васька Пепел состоит в любовной связи с замужней Василисой Карповной Костылевой, хозяйкой ночлежки, но в конце концов охладевает к ней и разрывает отношения:
«. души в тебе нет, баба… В женщине – душа должна быть… Мы – звери… нам надо… надо нас – приучать… а ты – к чему меня приучила. « После разрыва с Пеплом Василиса предлагает ему избавиться от ее мужа (Костылева) и взамен получить в жены Наташу. Пепел отказывается участвовать в этом преступлении:
«Василиса. Погоди! Не горячись! Можно всё сделать тихо, по‑хорошему… Хочешь – женись на ней? И я тебе еще денег дам… целковых… триста! Больше соберу – больше дам… Пепел (отодвигаясь). Постой… как это? За что? Василиса. Освободи меня… от мужа! Сними с меня петлю эту…

Пепел (тихо свистит). Вон что‑о! Ого‑го! Это – ты ловко придумала… мужа, значит, в гроб, любовника – на каторгу, а сама…

Василиса. Вася! Зачем – каторга? Ты – не сам… через товарищей! Да если и сам – кто узнает? Наталья – подумай! Деньги будут… уедешь куда‑нибудь… меня навек освободишь…» Тем временем, благодаря связи с Василисой и ее мужем, Васька пользуется привилегиями в ночлежке — живет в отдельной комнате, тогда как все остальные проживают в общем помещении:
«Правый угол занят отгороженной тонкими переборками комнатой Пепла, около двери в эту комнату – нары Бубнова.» Васька Пепел — грамотный человек (по меркам крестьянства). Он умеет писать и читать:
«Я – грамотный… буду работать…» По мнению слесаря Андрея Клеща, вор Васька Пепел — человек без чести и совести:
«Не хуже! Живут без чести, без совести…» (Клещ о Ваське) «А Клещ ругает нас, нет, говорит, у нас совести…» (Васька о себе и приятелях) Васька не верит в совесть. Он считает, что честь и совесть нужны тем, у кого есть власть, силы и деньги:
«Я – не каюсь… в совесть я не верю…» (Васька о совести) «А куда они – честь, совесть? На ноги, вместо сапогов, не наденешь ни чести, ни совести… Честь‑совесть тем нужна, у кого власть да сила есть…» «Вот и я то же говорю: честь‑совесть богатым нужна, да!» Ваське Пеплу не нравится его воровская жизнь. Он чувствует, что нужно жить так, чтобы самому себя уважать:
«Ты думаешь – моя жизнь не претит мне? Эх, Наташа! Я знаю… вижу. Я утешаю себя тем, что другие побольше моего воруют, да в чести живут… только это мне не помогает! Это… не то! Я – не каюсь… в совесть я не верю… Но – я одно чувствую: надо жить… иначе! Лучше надо жить! Надо так жить… чтобы самому себя можно мне было уважать…» Васька «несладко живет» и не радуется своей «волчьей жизни» вора:
«Пепел (угрюмо). Ты… пожалей меня! Несладко живу… волчья жизнь – мало радует… Как в трясине тону… за что ни схватишься… всё – гнилое… всё – не держит…» Вор Васька Пепел не терпит жадных и развратных женщин (как например, Василиса):
«Сестра твоя… я думал, она… не то… Ежели бы она… не жадная до денег была – я бы ее ради… на всё пошел. Лишь бы она – вся моя была… Ну, ей другого надо… ей – денег надо… и воли надо… а воля ей – чтобы развратничать. Она – помочь мне не может…» Пепел не любит своего соседа по ночлежке Клеща за его злобу и гордость:
«Не люблю его… больно он зол да горд. (Передразнивая Клеща.) «Я – рабочий человек». И – все его ниже будто… Работай, коли нравится… чем же гордиться тут? Ежели людей по работе ценить… тогда лошадь лучше всякого человека… возит и – молчит!» По мнению Луки, вор Васька Пепел является хорошим, крепким парнем:
«И я скажу – иди за него, девонька, иди! Он – парень ничего, хороший! Ты только почаще напоминай ему, что он хороший парень, чтобы он, значит, не забывал про это!» (Лука — Наташе) «А парень – крепкий…»

Читать еще:  Какую одежду одевать в тренажерный зал женщине. В чём ходить в тренажерный зал? Подбираем одежду

По словам Васьки, он уже год присматривается к Наташе, сестре своей бывшей возлюбленной Василисы, и якобы любит ее. Пепел жалеет девушку за то, что та терпит много обид со стороны сестры:
«Он про нее говорил, что надоела она Ваське и что Васька бросить ее хочет… а Наташу взять себе…» «Сестра… тебе нравится, я знаю….» (Василиса о Наташе) «Славная девка! Чего она со мной… так? Отвергает… Всё равно ведь – пропадет здесь… Я ее – жалею… Я очень… жалею ее… Плохо ей тут жить… я вижу…» (Васька о Наташе) «Больше года я смотрел на тебя… вижу, ты девица строгая… хорошая… надежный человек… Очень полюбил тебя. » (Васька — Наташе) Пепел предлагает Наташе вместе уехать в Сибирь, чтобы там начать новую жизнь. Ради этого он обещает бросить воровать:
«Я сказал – брошу воровство! Ей‑богу – брошу! Коли сказал – сделаю! Я – грамотный… буду работать… Вот он говорит – в Сибирь‑то по своей воле надо идти… Едем туда, ну. « В конце концов по совету Луки Наташа соглашается выйти замуж за Пепла:
«Наташа (прижимаясь к нему). Ну… одно я тебе скажу, Василий… вот как перед богом говорю! – как только ты меня первый раз ударишь… или иначе обидишь… я – себя не пожалею… или сама удавлюсь, или… Пепел. Пускай у меня рука отсохнет, коли я тебя трону. « Вскоре между Василисой, Костылевым и Наташей в очередной раз случается ссора (злые супруги обливают Наташу кипятком и т.д.). Васька Пепел заступается за невесту. Он ударяет Костылева, после чего тот падает и умирает на месте:
«Костылев (скрываясь за углом). Абрам! Хватай Ваську… Братцы – помогите Ваську взять! Вора… грабителя… Пепел. А, ты… блудня старая! (Сильно размахнувшись, бьет старика. Костылев падает так, что из‑за угла видна только верхняя половина его тела. Пепел бросается к Наташе.)» «Батюшки! Глядите‑ка… смотрите‑ка… помер! Убили…» (Василиса) «Настя и Квашня бросаются к трупу Костылева.» «Я тоже раза три ударил старика… Много ли ему надо! Зови меня в свидетели, Васька…» (Сатин о своем участии в драке) За свое преступление Васька Пепел попадает в тюрьму, но при этом он выставляет подлую Василису своей сообщницей и та оказывается в тюрьме. Таким образом Пепел мстит подлой Василисе за ее многочисленные злые поступки:
«Мне… оправдываться не надо… Мне – Василису надо подвести… я же ее подведу! Она этого хотела… Она меня подговаривала мужа убить… подговаривала. » (Пепел о Василисе)

Такова цитатная характеристика Васьки Пепла в пьесе «На дне» Горького: образ, описание персонажа.

М. Горький. Как изменилась жизнь ночлежников с появлением Луки в пьесе.

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Как изменилась жизнь ночлежников с появлением Луки в пьесе.

Как появляется Лука в пьесе?

Лука входит в ночлежку с Наташей.

Важно ли его появление в пьесе? Почему?

Лука является очень важным персонажем в пьесе. Он появляется и нарушает привычный ритм жизни и мысли ночлежников. Каждому говорит те слова, которые не могут оставить равнодушным, для всех у него найдется утешительная фраза. Лука умеет подмечать главное в человеке.

Какое описание мы можем дать этому герою?

Он стар, не конфликтен. Появление Луки в ночлежке становится словно лучом света в темном царстве дна. Странник резко отличается от всех остальных ночлежников этого дна жизни.

Какое первое впечатление от Луки? Как он сразу же называет ночлежников?

Впечатление положительное. Заходя, он желает всем здравия и называет честным народом.

Какой принцип отношения к людям показывает Горький в Луке?

Принцип сострадания. Он утешает ночлежников, рисуя им иллюзии.

По душе ли приходится Лука ночлежникам?

С самого начала мы видим жизненную позицию этого человека. Найдите в тексте цитаты.

Читать еще:  Название трюков в паркуре. Паркур - что это такое? Паркур: трюки, элементы

Очень важен его ответ Бубнову: «Мне – все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха: все – черненькие, все – прыгают…» Какое яркое сравнение! (Он раскрывает отношение Луки к людям. Все люди равны, у Луки есть способность не разграничивать людей «ни одна блоха не плоха»

Какая жизнь была в ночлежке до появления Луки? Как попали люди в ночлежку?

Жители ночлежки ненавидят друг друга, В ночлежке, на дне жизни, люди оказываются по разным причинам: одни другой жизни и не знали, родились в подобной же ночлежке, других можно назвать «бывшими людьми», то есть теми, у которых была когда-то другая жизнь.

Где мы видим нравственную деградацию героев?

когда Васька Пепел страдает от скуки. Какое же развлечение придумывает себе молодой человек? Он говорит Барону: «Ну, полай! Мне забавно будет… Ты барин… было у тебя время, когда ты нашего брата за человека не считал… и все такое…».

Кто из ночлежников хочет вырваться со «дна»?

Актер, Пепел, Настя, Наташа, Клещ – стремятся вырваться на волю со «дна» жизни. Но они чувствуют собственное бессилие перед запорами этой «тюрьмы». У них возникает ощущение безысходности своей судьбы и тяга к мечте, иллюзии, дающим хоть какую-то надежду на будущее.

Кто особенно восприимчив к утешениям Луки?

Настя ( разговор о любви) На пустыре за ночлежкой сидят все герои пьесы и слушают, как Настя рассказывает о своём романе с французским студентом. Барон уличает ее во лжи. Настя в отчаянии кричит, что тот не может понять настоящую любовь. Лука просит ее продолжать. Бубнов и дальше издевается над Настей, но Наташа и Барон просят её рассказывать дальше. Она продолжает надрывное повествование о расставании с любимым. В конце истории она плачет, а Лука и Наташа её успокаивают. Барон говорит, что Настя вычитала эту трагическую историю в бульварном романе «Роковая любовь». Лука говорит, что если Настя верит в то, что эта любовь была у неё, значит, так оно и было. Они с Настей уходят.

Актёр ( верит в лечебницу для пьяниц) Лука рассказывает ему о некой бесплатной больнице для пьяниц, говорит, что попозже назовет город, в котором она находится. Актера же призывает пока воздерживаться от алкоголя. Актер возбужденно рассказывает о своих планах поехать в лечебницу для пьяниц, говорит, что он на пути к возрожденью. Он говорит, что по сцене имел имя Сверчков-Заволжский, но никто здесь об этом не знает, что у него больше нет имени, а ведь даже у собак есть клички.

Анна (верит, что после смерти она обретёт покой) Анна сетует Луке на нищую, голодную жизнь, которую она прожила, говорит, что кроме побоев и обиды ничего не видела. Лука утешает ее и говорит, что на том свете она отдохнет. Старик снова утешает ее, рассказывает, как после смерти Господь ласково поглядит на Анну и вознаградит за все страдания, отправив в рай. Внезапно в Анне просыпается желание жить. Она полагает, что если там муки закончатся, то здесь можно и потерпеть.

Пепел ( новая жизнь в Сибири) Лука и уговаривает Пепла уехать на «золотую» землю — в Сибирь, где хорошо всякому, у кого есть сила и разум.

Является ли значимым в произведении стихотворение, прочитанное Актёром?( стр.378-379)

Какую смысловую нагрузку и смысл несет стихотворение?

Люди готовы верить даже в ложь, был бы человек, который мог бы вселить «сон золотой» в умы, надежда и вера – единственное, что дает держаться человеку на плаву.

В чем суть рассказа про праведную землю?(стр. 387 – 389 зачитываем по ролям)

жил человек, превозмогая все несчастья и боли, и верил, что есть земля, где этого ничего нет, где все помогают друг другу. Ученый же, погруженный с головой в гору книг, ответил, что такой земли нет. Получается, что на земле нет места, где к тебе просто отнесутся по-человечески. В результате кругом остается и навсегда останется беспросветный мрак жизни. Ведь в рассказе о «праведной земле» ученый реально мог помочь человеку, просто сказав да. Книжник вселил бы веру в него, и тот смог бы найти праведную для себя землю, тот уголок, где ему было бы хорошо.

Какая надежда вселяется в души ночлежников после рассказа о праведной земле?

а вдруг именно им повезет, и они смогут найти ту праведную землю, о которой мечтали. И Пепел, наиболее адекватно оценивающий обстановку, поддается влиянию «праведной земли». Он зовет Наташу с собой и хочет начать жизнь с чистого листа. Актёр верит, что его «праведная земля» — это бесплатная лечебница, которая станет билетом в новую жизнь.

Кто из ночлежников не верит ни одному слову Луки?

Сатин же от начала и до конца не принимает правды Луки. Он уверен, что человек, однажды убивший другого, убил и свой внутренний мир. Он не сможет в дальнейшем рассчитывать на праведную землю, где все друг другу помогают — он не достоин этого. Хотя его поступок имеет оправдание: защищал сестру — он уверен, что «после тюрьмы — нет ходу!».

Стоило ли вообще Луке говорить про «праведную землю»?

Конечно, события после пребывания Луки и рассказа им истории о праведной земле изменились кардинально, показывая, что человек способен сам строить свою жизнь, несмотря на внешние преграды и пренебрежение окружающих людей. Актёр все же заработал какие – то деньги и умудрился не пропить их, Пепел просит Наташу уйти с ним, говорит, что он начнет жизнь сначала, перестанет воровать и пойдет работать. Он считает, что Наташа может помочь ему измениться.

К чему призывает Лука ночлежников? Найдите цитаты.

Например: «Ты -надейся, ты -верь!»

Что происходит с героями дальше?

Пепел всё же попал в Сибирь, но не в качестве рабочего, а в качестве каторжника ( Мог ли Лука повлиять на ход событий? Да, мог. Он слышал, как Василиса просила Пепла убить Костылёва)

Актёр, обретший надежду на спасение, повесился. (Почему?

С исчезновением Луки все его мечты на выздоровление рухнули, так как Лука так и не указал путь в лечебницу)

Д.З. На следующем уроке у нас будет урок – диспут, посвященный Сатину и Луке. Свой выбор надо будет обосновать, отстоять. Рассмотреть жизненные позиции каждого героя на веру, совесть, любовь, правду, жизнь. Решить, какой герой ближе. И кто является героем – резонёром в пьесе. Высказывания героев о правде, о человеке запишите в тетрадь, кто желает. Может провести небольшое исследование на тему «Афористичный язык пьесы М. Горького «На дне»(эту работу желающие делают к понедельнику письменно).

Источники:

http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/04/18/tri-pravdy-i-smysl-nazvaniya-pesy-na-dne-mgorkogo
http://www.literaturus.ru/2018/01/vaska-pepel-na-dne-gorkij-obraz-harakteristika-opisanie.html
http://infourok.ru/m-gorkiy-kak-izmenilas-zhizn-nochlezhnikov-s-poyavleniem-luki-v-pese-940732.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector