2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Управление спортивной наукой. Спорт как наука

Управление спортивной наукой. Спорт как наука

Сточки зрения теории управления физическая культура и спорт выступают специфическим объектом человеческой деятельности, направленной на эффективную и планомерную работу для обеспечения потребностей граждан в физическом самосовершенствовании. В отечественной управленческой и специальной литературе широко применяется общий термин «физическая культура и спорт». В таком случае в рамках данного явления выделяется специфическая часть, трактуемая как «спорт». В рамках нашего исследования мы будем рассматривать термины «спорт» и «массовый спорт» как понятия близкие, но не тождественные. Одновременно в отечественной науке используется понятие «физическая культура», также имеющее общие черты с понятием «спорт». Так Н.С. Ведерникова считает, что физическая культура – «это совокупность общественных целей, задач, форм, мероприятий, существующих для физического совершенствования человека. Спорт – доминирующая форма проявления физической культуры» [3].

В понятие массового спорта, с нашей точки зрения, входит деятельность людей, в формате процесса физического воспитания и самовоспитания, самоанализа и самоконтроля для общего физического развития, оздоровления, совершенствование двигательных умений и навыков, занятия на уровне физической рекреации, улучшение осанки и телосложения. При этом под рекреацией здесь и далее нами будет пониматься комплекс оздоровительных мероприятий, включающих активные физические упражнения, самодеятельный спорт, и отдых с использованием подвижных игр и естественных сил природы. Как правило, это занятия для здорового человека не связаны с очень большими физическими нагрузками, перегрузками и волевыми усилиями, однако, они создают мощный дисциплинарный, тонизирующий и оздоровительный эффект для всех сторон его деятельности.

На наш взгляд, в отечественной науке и практике управления понятие «массового спорта» или «массовая физическая культура и спорт» на сегодняшний день нуждаются в уточнении. Известно, что термин «физическая культура» практически не используется за рубежом, где все физические упражнения объединяются понятием «спорт». В отечественной социологии физическая культура и спорт рассматриваются как самодостаточные и самостоятельные феномены. В то же время они изучаются совместно, составляя единый предмет научного исследования [10].

Более того, физическая культура и спорт как отрасль деятельности, включавшая в себя массовый спорт и спорт высших достижений, представляла собой единую систему в практике управления до конца 80-х годов ХХ века. Анализ работ, посвященных структуре физической культуры, показал, что общепринятым является подход [2], согласно которому выделяется несколько уровней:

  • массовый, или «спорт для всех» [1], т.е. занятия физическими упражнениями вне зависимости от пола, возраста, не имеющий целью участие в каких-либо соревнованиях и получение спортивного разряда, в том числе с лечебной или рекреационной целью;
  • спорт высших достижений, включающий в себя любительский спорт, подразумевающий участие в соревнованиях, получение спортивного разряда;
  • профессиональный спорт, подразумевающий «спорт как профессию», т.е. нацеленный на предпринимательскую деятельность.

С нашей точки зрения, необходимо более строго разграничивать понятия «спорт для всех» и «массовый спорт», невзирая на то, что порой их сопоставляют как синонимы. В сферу массового спорта входят такие ответвления как: лечебная гимнастика, адаптивная физическая культура, производственная гимнастика, некоторые виды дыхательной гимнастики (йога), простейшие формы туризма, также сюда можно включить элементарные подвижные и подвижные с элементами спортивных, игры на свежем воздухе. Также сюда можно отнести пешеходные и велосипедные прогулки, ходьба на лыжах в зимний период, оздоровительный бег, занятия атлетизмом (комплексы упражнений с гирями, гантелями, резиновым эспандером), простейшие комплексы гимнастики (упражнения на перекладине, брусьях).

Также под массовым спортом следует понимать систему занятий населения отдельными видами спорта или физическими упражнениями в целях физического самосовершенствования, не имеющей основной целью участие в соревнованиях и получения спортивного разряда, участники которой не имеют противопоказаний к занятиям комплексами лечебных упражнений.

Стоит особо отметить, что значительно затрудняет занятия массовым спортом общее количество и состояние спортивных сооружений. За последние годы общий прирост физкультурно-спортивных сооружений обеспечивается, в основном, за счёт увеличения сети плоскостных сооружений. По данным Б.Х. Ланда, расчет загруженности (определяемых по временным периодам) рассчитывается «как отношение показателя фактической загруженности к нормированному показателю». Идеальное сочетание коэффициента должно быть равным единице, отклонения от него как в положительную, так и отрицательную стороны, «свидетельствуют о перегруженности или недогруженности спортивного сооружения» [9]. При этом сеть спортивных залов увеличивается в общеобразовательных и учреждениях среднего профессионального образования. Противоположная тенденция характерна для вузов, число которых увеличивается, это обуславливается растущей ролью высшего образования в обществе, которое подразумевает организацию различных подразделений вузов в отдельных зданиях, не оборудованных для ведения образовательной деятельности и не содержащих площади для занятий спортом.

Определённый перелом в отношении к массовому спорту на всех уровнях государственной власти произошел в начале XXI века. Начиная с 2000 года, развитие массового спорта приобретает управляемый характер с принятием ряда программных документов, например, стратегии демографического развития РФ и т.д., в которых затрагиваются вопросы улучшения общественного здоровья, в том числе посредством вовлечения населения в занятия спортом.

Однако на процессы развития массового спорта и формирования ресурсной базы продолжают негативно влиять, во-первых, приоритет спорта высших достижений, во-вторых, отсутствие четкой системы управления в данной сфере, как в масштабах государства, так и на региональном уровне. Не определена компетенция органов различных иерархических уровней власти. Основным негативным фактором, сдерживающим развитие массового спорта, является проблема институционального характера – согласно современному российскому законодательству данная отрасль является составной частью отрасли нематериального производства «Здравоохранение и физическая культура».

Во время заседания Совета по развитию физической культуры и спорта, который прошел 24 марта 2014 года, Президент РФ В.В. Путин отметил: «Олимпиада и Паралимпиада показали, что мы возвращаемся в число лидеров мирового спорта. И этот высокий статус налагает на нас особую ответственность. Прежде всего, за продвижение ценностей спорта, здорового и активного образа жизни для всех без исключения граждан страны» [4].

На заседании главная мысль В.В Путина выражалась в том, что ведущим фактором должно стать развитие массового спорта, доступного людям разного возраста и разного уровня физического состояния. Как отметил глава государства главное в этом вопросе – это привлечение к занятиям максимального количества всех граждан. Одной из важнейших мер в этой сфере является возрождение комплекса ГТО («Готов к труду и обороне»). Особо было подчёркнуто, что эта проблема должна решаться в рамках общественных усилий. Основным методом достижения цели, является строительство спортивных сооружений в шаговой доступности, организация некоммерческих физкультурно-спортивных клубов по местам жительства, работы или службы.

В этой связи нам видится, что массовый спорт должен представлять собой самостоятельную отрасль нематериального производства, а также выступать в качестве специфического объекта государственного управления. Это связано со следующими обстоятельствами.

Во-первых, большинство видов услуг занятий массовым спортом не может быть предоставлено без специфического технического оснащения в специализированном помещении.

Во-вторых, труд работников спортивной сферы носит специфический характер. В соответствии с требованиями, предъявляемыми к персоналу в данном виде деятельности, они должны обладать документально подтвержденной квалификацией определенного уровня. Соответственно, квалификация для руководства занятиями массовым спортом должна быть представлена в качестве отдельной образовательной услуги.

В-третьих, занятия массовым спортом как вид услуг представляют собой самостоятельный продукт, формирующийся по специальным стандартам и соответствующий ряду норм и нормативов.

Основная причина недостатков управления массовым спортом – недооценка органами управления социальной роли данного вида деятельности. Многие задачи по развитию массового спорта, которые предпринимались в последние годы, остаются остроактуальными. Требует дальнейшего развития и реформа в области управления физической культурой и спортом в целом, и массовым спортом, в частности.

Управление массовым спортом, можно охарактеризовать, как управление процессами, так как оно, наряду с другими видами человеческой деятельности, входит в раздел социально-культурных услуг. В дальнейшем эта специфическая отрасль разделяется на самостоятельные виды деятельности. Главной задачей управления является обеспечение потребностей граждан в организованных и неорганизованных занятий массовым спортом.

С нашей точки зрения целью управления будет являться достижение в данном социальном пространстве состояния, отвечающего системе государственных показателей, которые, в свою очередь, определяют оптимальное соотношение затрат и эффективной занятости населения массовым спортом. Такое управление базируется на принципах материального обеспечения деятельности, системной заинтересованности граждан, оптимальности затрат, субсидиарности усилий (сочетании государственного, некоммерческого и коммерческого участия), иерархичности управления, паритетности управления, поощрения самоорганизации граждан в спортивные общества и клубы.

Читать еще:  Все звания в радуге 6. Ранги в Rainbow Six Siege

Для осуществления наиболее эффективной работы по управлению следует умело использовать различные методы управления. К основным методам относятся распорядительные, организационные, административные и хозяйственные. Их сочетание определяется распределением полномочий между различными уровнями власти – федеральным, региональным и местным.

Рациональная структура управления должна быть основой для определения числа необходимых работников, а не наоборот. Структура должна постоянно совершенствоваться, изменяться под влиянием развития самого объекта, при этом меняется набор и содержание функции. Определяющим фактором управления является сочетание государственной и общественной деятельности в изучаемой сфере. Взаимодействие в управлении различного уровня представителей органов и частных лиц характерно для организационной структуры управления массовым спортом. Ведущая роль в управлении отводится физкультурно-спортивным обществам. Отличаясь по конкретным целям и роли в обществе, они являются важной формой проявления активности граждан.

В настоящее время система общественных (государственных и негосударственных) организаций формируется практически заново. Это можно проследить на примере общественно-государственных физкультурно-спортивных объединений. Физкультурно-спортивные общества, спортивные федерации, спортивные союзы и иные общественные организации работают на основе устава, высшим органом, как правило, является конференция. Главными задачами физкультурно-спортивных обществ является: привлечение к регулярным занятиям спортом всех членов общества путем пропаганды здорового образа жизни; организация физкультурно-массовой работы среди сотрудников министерств, ведомств и структурных подразделений; развитие массового и детско-юношеского спорта, служащего оздоровлению нации и формирования у подрастающего поколения здорового образа жизни [11].

В настоящее время на федеральном уровне управлением массового спорта осуществляет Федеральное агентство по физической культуре и спорту. Оно является правопреемником существовавшего до 2008 года Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму. Кроме функции руководства указанной деятельностью, Федеральное агентство оказывает ряд государственных услуг. В частности, в его ведение отнесено управление государственным имуществом [7].

В связи с усилением внимания со стороны государства к проблемам массового спорта изменяются приоритеты деятельности. Создание материальных условий и системы морального стимулирования населения к занятиям спортом позволит не только воспитать «конкурентоспособное молодое население», но и значительно усилить потенциал здоровья граждан всех возрастов. Усилия государства направлены как на повышении эффективности управления данной сферой деятельности, так и на усиление ее финансовой поддержки [9].

Массовый спорт должен выступать в качестве специфического объекта управленческого воздействия как на федеральном, так региональном и местном уровнях. Управление массовым спортом сочетает общие и частные методы управления и направлено на эффективное достижение, как целей государственного развития, так и удовлетворения человеческих потребностей в физическом самосовершенствовании. Для выполнения целей программного развития Российской Федерации необходимо предпринять ряд организационных мер по модернизации положения массовой спорта в обществе, его материальной и кадровой базы. Основные пути и методы достижения этого будет рассматриваться нами в дальнейшем.

Рецензенты:

Зотов В.В., д.с.н., профессор, проректор по научно-исследовательской и инновационной деятельности Автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования Курской области «Курская академия государственной и муниципальной службы», г. Курск;

Беспарточный Б.Д., д.с.н., профессор, руководитель учебно-исследовательской лаборатории социальной теории кафедры философии и социологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Юго-Западный государственный университет», г. Курск.

Управление спортивной наукой

Управление спортивной наукой

Современная спортивная наука представляет собой целую отрасль производства знаний о физической культуре и спорте. Отдельные ученые, исследовательские коллективы и институты постоянно работают над теоретически и практически значимыми проблемами, выявляют ранее неизвестные законы и тенденции в области социальных, экономических и естественных наук физкультурно-спортивной направленности. Представителями спортивной науки выдвигаются новые гипотезы и теории, разрабатываются различные концепции, делаются изобретения и открытия.

Понятие «спортивная наука» включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности – совокупность полученных к данному моменту научных знаний, образующих целостное представление о физической культуре и спорте. Непосредственные цели спортивной науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений соревновательной и физкультурно-оздоровительной деятельности, составляющих основной предмет ее изучения. Спортивная наука накапливает знания о физической культуре и спорте, систематизирует и анализирует их, а также выдает практические рекомендации по наиболее рациональному использованию полученных знаний.

Спортивная наука является основной движущей силой физической культуры и спорта, ядром научно-технического прогресса этой сферы. Без развития спортивной науки ослабевают и принимают застойный характер достижения профессионального спорта, спортивного образования, массовой физической культуры. Современному спорту постоянно требуются новые методики тренировки, тренажеры, витамины и пищевые добавки, снаряжение и амуниция. Помимо этого, физкультурно-спортивной отрасли требуются качественные правовые акты и законы, более совершенные модели взаимодействия государства и спортивного бизнеса, работы с болельщиками и спонсорами, эффективные способы борьбы с вредными привычками и многое другое.

Однако достижение хороших результатов в спортивной науке становится делом трудновыполнимым и даже вовсе неосуществимым без надлежащего менеджмента, умелого управления ресурсами, финансами и инновациями.

Общая задача эффективного управления спортивной наукой распадается на ряд подзадач, которые требуют оптимального решения. Назовем эти подзадачи.

1. Определение приоритетов в спортивной науке. С точки зрения менеджмента чрезвычайно важным является определение стратегических целей и задач в спортивной науке, выявление «прорывных направлений», на которых следует сконцентрировать исследования и финансирование. Иными словами, финансовые и интеллектуальные ресурсы отрасли физической культуры и спорта следует направлять на решение тех задач, которые в обозримом будущем дадут максимальный эффект, станут тем ведущим звеном, потянув за которое, можно вытащить всю «цепь науки» на качественно более высокий уровень.

Однако выяснение таких «точек роста» – задача весьма непростая и противоречивая. Никто не может точно сказать, какое из направлений научных исследований даст в перспективе наилучший результат. Здесь можно говорить лишь о вероятностных категориях. Управленческим структурам следует также определиться, в какие отрасли следует направлять большую часть ресурсов – в фундаментальные исследования (главной целью которых является раскрытие и познание неизвестных законов развития природы и общества, причин возникновения явлений и взаимосвязей между ними) или в прикладные разработки (направленных на изучение путей и способов практической реализации выводов фундаментальных исследований). Выбор пропорций финансирования и привлечения иных ресурсов осуществляется с учетом сроков окупаемости, конкурентоспособности (по сравнению с аналогичными разработками зарубежных исследователей) и капиталоемкости проектов. Таким образом, главной задачей менеджмента в данном вопросе является определение приоритетных задач и направлений финансирования спортивной науки с учетом имеющихся объективных предпосылок, фактов и будущих перспектив.

2. Определение необходимого количества научных работников. Важнейшей задачей государственного менеджмента в сфере физической культуры и спорта является выявление требуемой численности исследователей и научно-педагогических работников для спортивной науки и спортивного образования. Таким государственным структурам, как Министерство образования и науки, Министерству спорта, туризма и молодежной политике РФ необходимо располагать сведениями об оптимальной численности профессоров, доцентов, старших и младших научных сотрудников, аспирантов и соискателей.

Подбор и подготовку научных кадров для спортивной науки можно производить по разным критериям – например, исходя из сумм выделяемого государством финансирования или опираясь на численность сотрудников с учеными степенями в прошлые годы (или в развитых странах). Совершенно очевидно, что в данном случае важно не количество, а качество исследователей, их мотивация, научные заделы и талант. Не менее значимы такие факторы, как функционирование научных школ, иногородние и зарубежные контакты ученых (проведение совместных исследований, научно-практических конференций, съездов и симпозиумов), обмен научными данными и проч. Задача менеджмента спортивной науки состоит в рациональном сочетании всех компонентов качественной подготовки научных кадров для отрасли физической культуры и спорта, в адекватном финансировании таких статей, как зарплата сотрудников, закупка исследовательского оборудования, финансирование исследовательских коллективов, вузов и НИИ, поддержка молодых ученых и т.п. В этих вопросах весьма нежелательны диспропорции, которые искажают оптимальные сочетания уровней доходов научных работников высокой и средней квалификации, а также начинающих исследователей. Недопустимы перегибы в части финансирования научных программ и в сфере социальной защиты ученых, в практике научных обменов и «утечки умов».

Читать еще:  План конспект проведения занятия по гимнастике. Формы занятий гимнастикой

3. Модернизация органов управления спортивной наукой. Цели и задачи управления спортивной наукой не остаются статичными и навсегда зафиксированными. Они могут меняться с течением времени в соответствии с уровнем развития экономики, материальной и интеллектуальной базы отрасли. Потребности профессионального и любительского спорта также претерпевают изменения, запросы индивидов и физкультурно-спортивных организаций постоянно растут и под обновленные запросы формируются новые цели и задачи отрасли физической культуры и спорта.

Под скорректированные цели и задачи сферы физической культуры и спорта выстраивается и структура управления спортивной наукой, которая формируется не произвольным способом, а с учетом достижений и рекомендаций спортивного менеджмента, ведущих ученых и исследовательских коллективов отрасли. С развитием рыночных отношений и появлением целых отраслей спортивного и около-спортивного бизнеса (букмекерства, тотализаторов, частных спортклубов, коммерческих соревнований и т.п.) по иному должна выстраиваться система управления физической культурой и спортом, на новой основе выявляться потребности в физкультурно-спортивных услугах широких слоев населения и представителей профессионального спорта.

На все вызовы времени должна адекватно реагировать система управления физкультурой и спортом. В частности, необходимо своевременно вносить изменения в структуру управления отраслью, оперативно обновлять кадровый состав (доверяя молодым спортивным менеджерам с новыми идеями и знаниями ответственные посты), реформировать систему подготовки и переподготовки спортивных кадров, внедрять более совершенные управленческие технологии. Все это позволит управлять отраслью физической культуры и спорта в духе времени, адаптировать ее под новые цели и задачи в сжатые сроки.

4. Управление взаимодействиями по линии «спортивная наука – производство» и «спортивная наука – потребление». Достижения спортивной науки в малой степени востребуются обществом и экономикой без надлежащей работы механизмов освоения инноваций промышленностью и потребителями. В рыночной экономике оказывается недостаточным сделать значимое открытие или изобретение. Важно данное открытие или разработку довести до массового производства, убедить потребителей в полезности и удобстве нового продукта, побудить покупателей приобрести предлагаемый продукт.

Практика показывает, что самопроизвольно такие механизмы не возникают на ровном месте, а тем более не начинают вдруг эффективно работать. Для их создания и запуска требуется кропотливая организационная и управленческая работа, нужны соответствующие условия, мотивация, нормативно-правовые акты. Создать и запустить механизмы производства инноваций и внедрения их в производство – во многом задача органов управления физической культурой и спортом.

Следует отметить, что модернизация управления спортивной наукой в нашей стране хотя и не вполне оперативно и качественно, но все-таки проводится. За последние годы сделано немало – начаты исследования по новым, ранее не разрабатываемым направлениям (спортивной юриспруденции, спортивному маркетингу и проч.), стали налаживаться контакты с иностранными учеными, активизировались научные обмены. В то же время говорить о крупных достижениях российской спортивной науки пока рано. Хроническое недофинансирование, постоянные перетасовки в структурах управления спортом и спортивной наукой, наконец, неадекватно низкий статус спортивной науки – вот далеко не полный перечень наиболее проблемных узлов, которые необходимо расшить в ближайшие годы.

Теория спорта как система научных знаний

Высокий уровень современного спорта неразрывно связан с достижениями науки и техническим прогрессом. Их широкое вхождение во все области жизни создает реальные предпосылки для качественно нового подхода при решении ряда проблем человеческой деятельности, в том числе и спортивной подготовки. Исключительный рост спортивных результатов показывает, что функциональные возможности человеческого организма неотрывно повышаются. Этот “феномен” прежде всего обязан научному подходу к процессу спортивного совершенствования и в первую очередь повышению эффективности методов тренировки.

Вполне очевидно, что формирование научных знаний о различных объектах и явлениях проходит через три фазы: описание – объяснение – предвидение (Л. Друянов). Исследуя основные функции науки, большинство исследователей подчеркивают, что объяснение является наиболее существенной и значимой функцией научного познания. Отсюда и вывод, что наука не только устанавливает и описывает те или иные факты (без которых, разумеется, невозможно научное исследование), но и стремится раскрыть их сущность и сделать их понятными. Однако в ряде новых областей знания, несмотря на накопление богатого фактического материала, наука все еще не может выполнить свою основную функцию – объяснить эти факты, раскрыть их сущность и предсказать развитие явлений. Следовательно, формирование настоящих знаний возможно только после вскрытия соответствующих закономерностей, что позволяет перейти к построению научных теорий, а отсюда – к научному прогнозированию и практическому использованию приобретенных знаний.

Весьма характерной в этом отношении является научная картина в сфере физической культуры и спорта. Как справедливо отмечает Л. Матвеев, спорт из эмпирической области культуры ускоренными темпами превращается в объект глубокого и всестороннего научного знания. По своей сущности этот процесс является объективным и отражает ряд закономерностей в развитии спорта как независимого явления, а также и общих тенденций в современном научном познании.

Интенсивные научные исследования в сфере спорта высших достижений определяются, прежде всего, возросшим значением его общественных функций – воспитательных, оздоровительных, интегративных, идеологических, познавательных и т.д. Их реализация находится в прямой зависимости от двигательных возможностей человека, получающих общественную оценку в процессе спортивного соревнования. Растущая необходимость научного подхода к процессу спортивного совершенствования для более полного раскрытия физических и духовных сил человека неразрывно связана с его производственной, общественной и культурной деятельностью. Именно посредством этого аспекта в науке о спорте появляется общая закономерность в развитии современной науки как производительной силы общества (А. Новиков).

При этом, конечно, развитие спорта как особого общественного явления порождает необходимость создания соответствующей теории как высшей формы в развитии теоретического знания. Это является неразрывным процессом, который отражает тенденции в современном научном познании. Его сущность обусловливается усиленным взаимодействием и взаимным проникновением различных научных дисциплин (педагогики, физиологии, биохимии, гистохимии, психологии, биофизики, биосопромата, социологии и т.д.), универсализацией научных методов познания (прежде всего их математизацией), формированием обобщающих наук, таких как теория систем, кибернетика, теория игр и др. Современные проблемы имеют такой характер, что их уже трудно решать средствами отдельной дисциплины. Это может осуществляться только объединенными усилиями различных наук. Именно такая тенденция наиболее ярко проявляется в современной научной деятельности, включающей комплексное исследование совокупных проблем.

Наиболее характерным примером комплекса проблем, которые еще не нашли своего общего решения, является тренировочная и соревновательная деятельность в сфере спорта высших достижений. Причины этого объективны и в общих чертах отражают охарактеризованные выше процессы специализации, дифференциации и интеграции. То, что особенно затрудняет их естественное развитие, состоит в сложности спорта как общественного явления. Эта сложность делает спорт объектом исследований многих научных дисциплин. Центром этих исследований является человек и его поведение в экстремальных условиях тренировки и состязания, сильно осложняющих характер задач и методов их исследования. Вследствие подобных причин вполне естественно, что в начальные этапы формирования научных знаний о спорте преимущество имели более древние науки (медицина, педагогика, физиология, психология, гигиена и др.). Однако постепенное накопление теоретико-методических знаний в отдельных видах спорта ускорило процесс специальных исследований и обосновало необходимость систематики и обобщения знаний и опыта.

Первая тенденция направляет внимание ряда наук к спортивной теории и практике и обусловливает формирование пограничных наук, которые сформировались как самостоятельные научные дисциплины – спортивная физиология, спортивная медицина, функциональная анатомия, биомеханика, биохимия и др. Их стремление к углубленным исследованиям привело к разработке и совершенствованию ряда технических устройств и узкоспециализированных методик. В результате этого спортивная теория и практика обогатились фактическим материалом, который нуждается в соответствующей тщательной обработке и углубленном анализе. Так, по необходимости в сферу спорта активно входят количественные методы, и в частности многомерный статистический анализ, теория многомерных пространств, теория информации и игр, некоторые из средств математической логики и др., что позволяет проводить объективное количественное описание сложных спортивных явлений и процессов.

Читать еще:  Можно ли пить пиво после протеина. Какими порциями надо питаться, чтобы накачать мышцы? Пиво при похудении

Но одновременно с накоплением данных частных исследований все более остро чувствуется необходимость их целостного обобщения. Известно, что научная картина действительности и возможностей науки для ее активного воздействия на практику определяется не только объемом конкретных результатов, а прежде всего их объединением в целостные концепции и научные теории. Что касается теории спорта, можно с полной уверенностью сказать, что она уже прошла период описательного подхода и в настоящий момент входит в этап углубленного теоретического анализа и активного самоопределения. Одновременно с этим ее связи с другими разделами науки продолжают развиваться. Но в отличие от начальных этапов ее формирования эти связи приобретают избирательный характер и представляют не простое заимствование, а творческую ассимиляцию общих и специальных знаний. Таким образом, теория спорта быстро обогащается и приобретает структуру, точнее отвечающую внутренней логике предмета (Л. Матвеев).

Из приведенных данных видно, что создание теории спорта отражает в основных чертах характерные приметы определенного эволюционного процесса, типичного в той или иной степени для каждой науки. Изучение этого процесса с различных позиций является причиной обособления разных взглядов и концепций, относящихся к сущности спортивной науки. Их объединение в какую-либо целостную схему пока невозможно, так как они затрагивают разнообразные аспекты проблемы: содержание и структуру, предмет и предметную область, средства и методы, теорию спорта как науки и учебной дисциплины, связь ее с физической культурой и физическим воспитанием и т.д. В основе этих различий лежат специфические цели и задачи спортивной науки как отражения деятельной и результативной функции спорта в современном обществе и, конкретнее, в отдельных странах.

Из представленных (систематизированных) данных видно, что теория спорта как явления рассматривается в очень широких границах. В одних случаях она охватывает всю совокупность знаний о закономерностях спортивной деятельности и таких явлениях, связанных с ней, как физическая культура и физическое воспитание (Г. Эрвах, Г. Шиндлер, Г. Шнабель, Ф. Трогш, Г. Штилер, К. Странаи). В других случаях теория спорта рассматривается в очень узких рамках и чаще сводится к описанию средств и методов спортивной тренировки и спортивных достижений (Б. Риба, Г. Рёблитц).

Существует также мнение, что теория спорта может успешно развиваться как подсистема физической культуры (Н. Пономарев, Ю. Фомин и др.) или физического воспитания (А. Новиков, П. Бударин и др.).

Давая обобщенную характеристику спорта высоких достижений, Л. Матвеев, Н. Озолин, Ю. Верхошанский и др. подчеркивают его направленность к “абсолютному максимуму” достижений, к специализированной системе соревнований и подготовки, к предельным требованиям к физическим и духовным возможностям спортсмена (его престижные и зрелищные функции и т.д.). В результате этих и других своих особенностей большой спорт оказывает мощное влияние на общий жизненный статус спортсмена, который на определенном уровне спортивной подготовки является в большей степени аналогичным напряженному творческому труду.

Теория физического воспитания является “наукой об общих закономерностях, определяющих содержание и формы физического воспитания как педагогически организованный процесс, органически связанный в общую систему воспитания человека” (Л. Матвеев, А. Новиков). Спорт интересует теорию физического воспитания постольку, поскольку он является одним из специфических средств и методов физического воспитания.

Из вышеизложенного видно, что практика спорта в процессе своего исторического развития порождает необходимость появления ряда научных дисциплин, призванных глубоко проникать в процесс спортивного совершенствования и вскрывать его основные закономерности. Однако результаты частных исследований независимо от их значимости не могут раскрывать сущность явления в его целостности. Целостное отражение призвана обеспечить общая теория спорта, которая интегрирует частные данные (не сводясь к ним) только постольку, поскольку они помогают ей выявлять общие закономерности процесса спортивного совершенствования.

Следовательно, предмет теории спорта может быть определен лишь через призму так называемой “научной рефлексии”. Она представляет осознанную человеком собственную научно-исследовательскую деятельность и вскрытие ее закономерностей. Теория спорта является наукой об общих законах управления физическим развитием и совершенствованием человека в условиях спортивной деятельности.

Предметной областью теории спорта является процесс спортивного совершенствования в целом.

Предметом научного исследования являются законы развития и познания структурного и функционального совершенствования человека в экстремальных условиях тренировки, соревнования, а также управление им. Именно в этом состоит и специфика теории спорта как самостоятельной области научного знания.

Изучение различных тренировочных средств, их систематики, функций и способов применения, а также закономерностей, форм и условий их осуществления в рамках предметной области представляет собой содержание теории спорта.

Исследуя общие законы управления структурным и функциональным совершенствованием человека и их конкретные формы проявления в спортивной практике, теория спорта опирается на достижения общественных, естественных и собственно педагогических наук. Этот процесс взаимодействия между науками, которые имеют отношение к спортивной деятельности, определяет и характер методов, в той или иной степени адекватных специфической проблематике.

В первом случае основным является спортивно-педагогический эксперимент (в лабораторных, тренировочных и соревновательных условиях), в основе которого лежит так называемое “тестирование”. Отдельные проблемы спорта исследуются с помощью методов, характерных для частных наук: физиологические аспекты – методами физиологии, социологические аспекты – методами социологии и т.д.

Общая теория спорта пользуется, прежде всего, методами, характерными для теоретического мышления, в основе которых лежат системный подход и основные принципы кибернетики по управлению сложными системами и их поведением. Таким образом, теория спорта в известной степени является обобщающей наукой, что определяется, по большей части, сложностью объекта и его всесторонним охватом. Однако следует отметить, что центральное место в системе знаний о спорте занимают теория и методика спортивной подготовки. Это является, прежде всего, педагогической областью знания, которая “изучает закономерности обучения и воспитания спортсмена и устанавливает принципиальные способы их использования в спортивной практике” (Л. Матвеев). Следовательно, спортивно-педагогические аспекты теории спорта содержат в себе основной теоретико-методический базис подготовки спортсмена.

Внутренняя структура этого центрального звена (хотя и не вполне сформировавшаяся) состоит из двух основных разделов: первый – “Общая теория и методика спорта”; второй – “Частная теория и методика спорта (по видам спорта)”.

Их содержание вскрывает различные степени обобщенности и специализации научных знаний в теории и практике спорта в следующих направлениях:

  • • теория спортивной техники, тактики и работоспособности;
  • • антропомоторика спорта;
  • • теория и методика обучения и воспитания;
  • • построение спортивной тренировки (теоретические аспекты);
  • • теория и методика спортивного отбора;
  • • теория и методика контроля, оценка и оптимизация спортивной подготовки;
  • • теория спортивных соревнований и т.д.

Некоторые из этих направлений в рамках общей теории спорта представляют основное содержание теории и методики спортивной тренировки, оформившейся как самостоятельная научная и учебная дисциплина (Цв. Желязков).

Рассматривая указанные разделы как основное звено в общетеоретическом базисе общей теории спорта, необходимо подчеркнуть, что они далеко не исчерпываются своей собственно-педагогической проблематикой. Как комплексные разделы, они в различной степени проникают и во многие другие области спортивной науки. Достаточно отметить, что проблемы спортивной работоспособности, техника отбора, тестирования и пр. тесно связаны с биологическими, спортивно-психологическими, спортивно-медицинскими и другими аспектами общей теории спорта. Посредством их осуществляется ассимиляция естественного и общественно-научного материала, который необходим как предпосылка всестороннего осмысливания спортсменами учебно-воспитательного процесса.

С другой стороны, как спортивно-педагогические, так и биологические, социально-психологические и спортивномедицинские разделы общей теории спорта имеют свои организационно-управленческие и философско-методологические основы. В этом смысле особого внимания заслуживают философские и методологические аспекты теории спорта, которые проникают во все другие разделы в качестве конкретного приложения диалектических законов при исследовании и осмысливании явлений в спорте.

Источники:

http://science-education.ru/ru/article/view?id=15789
http://vadim-galkin.ru/sport-2/sport-management/modern-sports-science/
http://studme.org/1280052829474/meditsina/teoriya_sporta_kak_sistema_nauchnyh_znaniy

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: