13 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Цель и задачи физической рекреации. Активная физкультура «физическая рекреация»

Принципы рекреационной тренировки

Для достижения наилучшего результата в рекреационной тренировке следует придерживаться следующих принципов

Учет половых различий

Учет возрастных изменений в организме

Красота и эстетическая целесообразность

Цель и задачи физической рекреации

Общая цель физической рекреации — укрепление физического и психи­ческого здоровья, создание базы для плодотворного умственного и физического труда. Частные ее задачи весьма разнообразны и зависят от личных вкусов и желаний занимающихся. К ним можно отнести следующие:

Активный отдых. Эта задача может решаться как потребность в кратковременной реализации отдыха в течение 5—15 мин в процессе труда (физкультпаузы, физкультминутки, активный отдых в обеденный перерыв). Это относится и к занятиям после окончания рабочего дня. В этом случае продолжительность занятий будет больше. Наконец, занятия в конце недели, в выходные и праздничные дни могут продолжаться несколько часов.

  • 2. Перемена вида и характера деятельности. Например, с отдыха на деятельность, с умственной на двигательную или с одной двигательной на двигательную деятельность другого характера. В первом случае это может быть смена работы за письменным столом на физические упражнения, в другом — смена упражнений одного вида спорта на упражнения другого (боксер плавает, штангист играет в теннис, лыжник — в баскетбол или наоборот и т.п.). Активный отдых и перемена видов деятельности способствуют более быстрому восстановлению организма после утомления. Это особенно важно в тех профессиях, в которых люди значительное время находятся без движения (работники умственного труда и др.) либо выполняют однообразные, монотонные движения (на конвейерах, ткацких станках и т.п.). Спортсмену в процессе напряженной тренировки целесообразно менять характер движений, их интенсивность и темп. Оба эти вида широко применяются на производстве, в конструкторских бюро, НИИ и других учреждениях (производственная гимнастика).
  • 3. Формирование фигуры, объемов частей тела, регулирование веса явля­ются важной потребностью людей разных возрастов. Чаще всего эти заня­тия начинаются с подражания идеалу, образцу, исходя из критической оценки недостатков собственного телосложения. Мужчины озабочены формированием атлетической фигуры, желанием развить рельефную мускулатуру, убрать живот и т.п. Женщины — быть стройной, гибкой, изящной, привлекательной, иметь красивую фигуру, непринужденную походку и осанку. Для этого используются индивидуальные и групповые занятия, которые могут проводиться дома, в спортивных, тренажерных залах с использованием как подручных средств (собственный вес, гантели, эспандеры и т.п.), так и специальных тренажеров. Как мужчины, так и женщины зачастую озабочены сгонкой веса, в чем им также помогают физические упражнения.
  • 4. Борьба против старения и сдерживание процессов инволюции также является одной из задач физической рекреации. Двигательная деятельность активизирует деятельность организма и способствует не только сохранению его биологических функций, но и их совершенствованию, что ведет к заметному снижению темпов инволюции. Эта проблема решается с людьми зрелого и старшего возраста, решается как индивидуально, на основе собственного непрофессионального физкультурного образования, так и в группах здоровья, физкультурно-оздоровительных центрах.

Весьма важной задачей и стимулом для занятий физическими упражнениями для взрослого, особенно пожилого населения, является возможность общения, которое происходит в местах групповых занятий. В их процессе, перед началом и по окончании, люди могут обменяться мнениями, рассказать о своих радостях, недугах, проблемах; особенно это относится к людям, потерявшим близких и оставшихся в одиночестве. Многим видам физической рекреации сопутствует большое удоволь­ствие от двигательной деятельности. Это связано прежде всего с различными играми (с мячом, шайбой, воланом, шарами и т.п.). Их высокая эмо­циональность является большим стимулом для занятий физическими упражнениями. Они проводятся как стихийно, самостоятельно, по инициативе самих играющих, так и в группах, секциях, командах.

Читать еще:  Как начать качаться с нуля? Всё что нужно знать новичку. Как правильно накачаться в короткие сроки

5. Развитие индивидуально привлекательных физических способностей. Одни — «качают» силу, другие развивают по преимуществу гибкость, третьи — выносливость и т.д. В целом же люди развивают в комплексе все свои физические способности и бытовые двигательные навыки (ходьба, бег, прыжки, метания), овладевают новыми для них — гребля, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, бег на коньках, владение ракеткой и т.п. В последние годы появились новые увлечения, которые носят рекреационный характер — дельтаплан, летающие тарелки, виндсерфинг, аэробика, шейпинг и т.п. Средствами физической рекреации являются любые физические упражнения, игры, развлечения, а также рекреационный спорт, который удовлетворяет указанные выше потребности. Занятия им организуются в вузах и средних специальных учебных заведениях, на фабриках и заводах, предприятиях и учреждениях, в офисах, фирмах, различных организациях. Главной его целью является организация досуговой деятельности в интересах укрепления здоровья, а не достижение предельных показателей в двигательной деятельности.

Физическая рекреация может осуществляться в организованных формах. Однако зачастую она не нуждается в них. Ее содержание и формы легко могут быть приспособлены к потребностям и возможностям любой общественной среды — одиночек или группы людей, их пола, возраста и внешним условиям и субъективным потребностям каждого из занимающихся. Главное ее значение состоит в том, что она, удовлетворяя потребности людей в двигательной деятельности, создает предпосылки для нормального функционирования человеческого организма в других видах деятельности (учеба, труд). Воспитание этих потребностей и есть одна из главных задач физической культуры и неспециального физкультурного образования людей всех возрастов. Это один из критериев культуры личности.

Средства физической рекреации и аспекты

Двигательной деятельности

Физическая рекреация использует традиционные для физической культуры основные, фоновые, вспомогательные средства (физические упражнения, естественные силы природы, режим питания, труда, отдыха, быта), и, благодаря своей специфике, пользуется симпатией у людей разного возраста, пола, состояния здоровья, физической подготовленности. Широкому распространению этого вида деятельности способствует полная свобода выбора содержания занятий, времени и места проведения, продолжительности занятий, выбора партнеров и т.д. В основе мотивации занятий лежат индивидуальные вкусы, интересы, наклонности и потребности.

Физическая рекреация включает следующие аспекты двигательной деятельности:

· удовлетворение биологических потребностей в двигательной активности;

· потребность в развлечении, получении удовольствия, наслаждения;

· переключение с одного на другой вид деятельности;

· активизация деятельности организма с помощью движения;

· профилактика неблагоприятных воздействий на организм людей;

· восстановление сниженных или временно утраченных функций организма.

Разновидности физической рекреации и досуга,

Их классификация

Виды рекреационной деятельности и занятий человека в свободное время весьма многообразны по содержанию, типологическим свойствам, различны по формам проведения и организации.

Виды и формы физической рекреации и досуга трудно охарактеризовать исчерпывающим образом, так как они имеют почти безграничный спектр проявлений.

Читать еще:  Палочка для вытаскивания крючка из рыбы. Где и как хранить экстрактор на рыбалке

Разновидности досуга постоянно умножаются за счет рождения новых видов и форм. По этой причине свести в единую схему все разновидности досуга и досуговых занятий не представляется возможным. Основные направления досуга представлены на рис.1.2. Важнейшие типы досуга, виды досуговой деятельности и разновидности наиболее освоенных досуговых занятий представлены на рис.1.3.

Формы организации рекреационной деятельности можно условно поделить на формы активного отдыха в режиме рабочего дня, внеклассные формы работы, формы организации физического воспитания во внешкольных учреждениях: летних, загородных и оздоровительных лагерях; формы физического воспитания в семье: мероприятия в режиме дня, игры, прогулки, соревнования семей в дни отдыха и др., а также на формы пассивного отдыха (рис. 1.4).

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятиям «свободное время», «отдых», «досуг», «рекреация», «физическая рекреация». Укажите их общие и отличительные особенности.

2. Какова связь между рекреацией, отдыхом и досугом?

3. Перечислите основные категории физической рекреации.

4. Дайте характеристику основным категориям физической рекреации.

5. В чём заключается суть рекреационного эффекта?

6. Перечислите аспекты рекреационного эффекта.

7. Назовите признаки физической рекреации.

8. Перечислите основные функции физической рекреации.

9. Какие средства физической рекреации Вы знаете?

10.Назовите аспекты двигательной деятельности.

11. Перечислите основные направления досуга.

12. Дайте классификацию досуговой деятельности.

Интерактивное занятие к теме «Средства физической культуры в регулировании работоспособности. Рекреационная физическая культура»

Тема «Занятия с рекреационной физической направленностью».

В качестве интерактивной формы проведения занятия используется методика тренинговых упражнений — метод активного обучения, направленный на развитие навыков, компетенций и личностных установок, основанный не только на получении новой информации, но и применении полученных знаний на практике.

Теоретические сведения. Физическая рекреация и здоровый образ жизни. Цели и задачи подвижных игр. Значение физической подвижности человека. Методы и средства физической активности человека.

1. Подвижные игры.

2. Игры по упрощённым правилам.

4. Танцевальные разминки.

5. Коллективные физические упражнения.

Интерактивное занятие к теме «Теоретические основы спортивной тренировки: общая физическая подготовка, специальная физическая подготовка»

Тема « Занятия по выбору студента с профессионально-прикладной физической направленностью».

Тренер доводит до студентов информацию о возможности выбора спорта или системы физических упражнений, обеспечивающих высокую профессиональную подготовленность. Рассказывает, как происходит составление упражнений утренней и производственной гимнастики работников умственного труда, комплексов профилактических упражнений на снижения риска гиподинамии и гипокинезии.

Теоретические сведения. Применение комплексов по профилактике остеохондрозов различных отделов позвоночника и других костных соединений. Развитие психофизических качеств. Составление и апробация комплексов релаксационной и аутогенной гимнастик. Самоконтроль при занятиях спортом. Методика самостоятельных тренировочных занятий, избранным видом спорта.

Практический материал. Составление индивидуального комплекса физических упражнений, отдельной части профилированного учебно-тренировочного занятия.

РАЗДЕЛ 3. Материалы самостоятельной работы студентов

3.1. Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов в рамках дисциплины «Физическая культура и спорт» является одним из базовых компонентом обучения, приобретения общекультурных и профессиональных компетенций, предусмотренных компетентностно-ориентированнным учебным планом и рабочей программой учебной дисциплины. В процессе самостоятельной работы студенты проявляют свои творческие качества, поднимаются на более высокий уровень профессионализации.

Критериями оценки является краткость и логика изложения, аккуратное оформление, четкость соответствия структуре задания, полнота ответа на все поставленные вопросы. Приветствуется умение сопоставлять различные позиции, формулировать свою точку зрения, делать аргументированные выводы.

Читать еще:  Народные средства для набора массы тела. Народные средства набора веса для мужчин

При изучении курса используются следующие формы самостоятельной работы:

— работа с книгой;

— составление конспекта воспитательного мероприятия и его анализ;

Разработка материалов для самостоятельной работы студентов должна основываться на требованиях Положения об аттестации учебной работы студентов института (http://www.psysocwork.ru/524/).

Студенты заочной формы обучения сдают самостоятельную работу не позднее, чем за три недели до даты промежуточной аттестации по дисциплине, при этом результаты аттестации должны быть объявлены студентам не позднее, чем за одну неделю до даты промежуточной аттестации по дисциплине.

С учетом вышеизложенных сроков преподаватель определяет сроки сдачи самостоятельных работ студентами в учебное подразделение (деканат). Сроки сдачи работы в учебное подразделение преподаватель объявляется на первом занятии по дисциплине (деканат).

Оформление самостоятельной работы.

Образец титульного листа определяется Положением об аттестации учебной работы студентов института, и опубликован на сайте www.psysocwork.ru раздел «Учебный процесс» / «самостоятельная работа».

Устанавливаются следующие требования к оформлению печатной части самостоятельной работы:

— параметры страницы (210х297 мм) А4;

— шрифт 12, Times New Roman;

— поля страницы: левое – 2 см, правое – 1,5 см, верхнее – 2 см, нижнее – 2 см;

— все задания в рамках самостоятельной работы должна быть скреплены в единый документ;

— все страницы должны иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами в верхнем правом углу, первая страница входит в счет, но не нумеруется.

3.2. Задания для самостоятельной работы по каждой теме (разделу) учебно-тематического плана

Объем заданий определяется для каждой формы обучения отдельно в соответствии с данными подраздела 1.5. «Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий и самостоятельную работу».

По дисциплине «Физическая культура и спорт» студенты обязаны выполнить все задания самостоятельной работы из перечня, приведенного ниже.

Тема: Физическая культура в профессиональной подготовке студентов

1. Методика развития жизненно необходимых двигательных способностей, ходьбы и бега на различные дистанции.

2. Методика развития выносливости.

3. Методика развития быстроты.

4. Техника бега на короткие дистанции.

5. Методы воспитания морально волевых качеств.

Тема: Основы физической культуры. Реабилитационная, адаптивная физическая культура и здоровый образ жизни

1. Методика развития основных физических качеств с помощью адаптивной физической культуры.

2. Методика развития двигательных качеств и специальных двигательных навыков с помощью фитбола.

3. Совершенствование компетенций по методике самостоятельных занятий.

Тема: Спорт, индивидуальный выбор видов спорта и основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями

1. Методика развития двигательных качеств с помощью волейбола.

2. Совершенствование гибкости, прыжковой выносливости, координационных способностей.

3. Методика развития двигательных качеств с помощью настольного тенниса.

4. Способы развития быстроты реакции, психологической устойчивости, настойчивости. Умение принимать правильное решение в дефиците времени.

5. Методика развития разнообразных двигательных навыков и физических способностей с помощью бадминтона.

6. Совершенствование координации и расширения диапазона «бокового» зрения.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Источники:

http://studwood.ru/1022036/turizm/printsipy_rekreatsionnoy_trenirovki
http://studopedia.ru/8_98958_sredstva-fizicheskoy-rekreatsii-i-aspekti.html
http://cyberpedia.su/9x86c1.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector