Тренировочный процесс. Структура построения тренировочного процесса
Структура тренировочного процесса
В структуре тренировочного процесса различают три периода: подготовительный, основной и переходный. Их продолжительность в годичном цикле тренировочной работы зависит от уровня спортивной квалификации занимающихся и от календаря соревнований.
Подготовительный период соответствует фазе приобретения спортивной формы. Он делится на два этапа. Первый направлен на повышение общей и специальной физической подготовленности, развитие двигательных и психических способностей, необходимых для овладения учебной программой, воспитание сознательного и активного отношения юных гимнастов к занятиям, чувства коллективизма, товарищества, спортивного долга и других личностных свойств.
Для этого применяются общеразвивающие упражнения из гимнастики и других видов спорта, повторяются ранее изученные элементы, связки, комбинации с целью восстановления утраченных двигательных навыков.
Второй этап предусматривает изучение техники исполнения новых, более сложных элементов и усовершенствование ранее изученных связок и комбинаций. Объем упражнений для общей физической подготовки уменьшается, основное внимание уделяется специальной физической подготовке. На этом этапе проводятся соревнования по общей и специальной физической подготовке.
Основной период соответствует стабилизации спортивной формы. Он также делится на два этапа.
Первый этап — предсоревновательный. Он предусматривает совершенствование техники выполнения основных элементов ком-
бинаций, гимнасты добиваются выполнения упражнений с максимальной амплитудой.
Второй этап — соревновательный. Основной его задачей является подведение гимнастов к такому функциональному состоянию организма и психологической готовности, чтобы они смогли показать лучший спортивный результат. Для этого организуют прикидки, матчевые встречи, с тем чтобы гимнасты привыкали к ситуации соревнований. Завершением этапа является участие в соревнованиях, на которых проверяется правильность планирования учебно-тренировочного и воспитательного процесса.
Переходный период соответствует фазе временного снижения спортивной формы. Его основной задачей является активный отдых. Переходный период, как правило, совпадает с летними каникулами у учащихся и отпусками у учителей, тренеров. Поэтому для учеников планируются индивидуальные задания для самостоятельной работы. Содержание таких индивидуальных заданий предусматривает развитие необходимых способностей для овладения более сложными упражнениями в следующем учебном году.
Основными документами планирования (схема 8) являются государственная программа, учебный план, развернутый учебный план, тематизированная рабочая программа и конспект урока.
Учебный план и программа являются государственными документами, утвержденными вышестоящими организациями (Федерация гимнастики, Комитет физической культуры РФ), и обязательны для всех ДЮСШ. Остальные документы планирования разрабатываются учителями-тренерами исходя из состояния спортивно-материальной базы и подготовленности занимающихся.
В программе содержится конкретный материал, ставятся образовательно-воспитательные задачи для каждой возрастной группы занимающихся. В объяснительной записке к программе излага-
ются общие требования, разрядные нормы и возрастные границы занимающихся по разрядам.
В учебном плане перечисляются изучаемые дисциплины, указывается количество часов, отводимых для их изучения. В нем предусмотрены теоретические и практические занятия, подготовка судей по гимнастике.
Тематизированная рабочая программа составляется на основе государственной и классификационной программ с учетом уровня подготовленности занимающихся. Она представляет собой перечень гимнастических упражнений, сгруппированных по темам, для последовательного изучения с учетом преемственности и систематичности. Упражнения в темах и темы в рабочей программе располагаются таким образом, чтобы в овладении ими с наибольшей полнотой можно было реализовать принципы постепенности и последовательности, заблаговременно и постепенно развить способности, необходимые для овладения наиболее сложными упражнениями, сохранить время на техническую подготовку гимнастов и сэкономить их силы.
После того как изучаемый материал сгруппирован (на основании личного опыта) по темам, определяется количество повторений для каждой темы. Тема может изучаться на одном, двух, трех и более уроках, причем если какой-то элемент для освоения требует большего числа повторений, он повторяется при изучении следующих тем. Каждой теме присваивается порядковый номер. Количество повторений темы фиксируется следующим образом. Например, если тема 3 изучается 3 раза, то в конспекте это записывается так: тема 3 1 /з> т – е – 3-я тема рассчитана для изучения на трех уроках (в знаменателе — 3), а в данном уроке встречается впервые (в числителе — 1).
Технология составления тематизированной рабочей программы такова: сначала определяют элементы, которые предстоит изучить, они группируются по темам; затем определяется количество повторений в каждой теме. Например, для изучения акробатических упражнений, включенных в вольные упражнения, можно предложить следующее планирование:
Тема (Т) 1/2 — Перекаты из различных и. п. в различные конечные положения, кувырок вперед.
Т 2/2 — Перекат назад в стойку на лопатках. Кувырок назад.
Т 3/3 — Стойка на голове и руках. Равновесие на одной ноге.
Т 4/2 — Сед с прямыми ногами. Прыжок с поворотом кругом.
Т 5/2 — Падение в упор лежа, перемах двумя в упор лежа сзади.
Т 6/3 — Стойка на руках. Перекидной прыжок.
Т 7/3 — Переворот в сторону.
Таким образом, все элементы, включенные в вольные упражнения для юношей, сгруппированы в семь тем и будут изучаться
на 17-ти уроках (этой цифре равна сумма знаменателей). Такая тематическая рабочая программа составляется для всех видов гимнастического многоборья.
Развернутый учебный план удобнее составлять на определенный период учебной работы: в школе, ПТУ — на учебную четверть, в ДЮСШ — на этап тренировочного цикла. Он позволяет тренеру наглядно убедиться в методической правильности распределения учебного материала в запланированном отрезке времени. При составлении развернутого учебного плана учитывается чередование видов упражнений, темп формирования умений и навыков. Приведем примерный развернутый учебный план для юношей младших классов (табл. 8).
Конспект урока составляется на основании развернутого учебного плана и тематизированной рабочей программы. В нем подробно раскрываются задачи и содержание занятия.
Технология составления документов планирования предполагает умение педагога-тренера анализировать всю систему знаний и умений, которую должен получить гимнаст в процессе учебно-тренировочных занятий.
В спортивной тренировке. Построение тренировочных занятий;
Построение тренировочных занятий
Лекция 18
1. Структура тренировочного процесса. Построение тренировочного занятия.
2. Направленность и организация тренировочного занятия.
3. Нагрузка в тренировочном занятии.
Под структурой тренировочного процесса следует понимать относительно устойчивый порядок объединения его компонентов (частей, сторон и звеньев), их закономерное соотношение друг с другом и общую последовательность. Структура тренировочного процесса может быть охарактеризована так: порядок взаимосвязи и соотношение различных сторон спортивной тренировки (общей и специальной физической, технической, психической и т.п.); соотношениями параметров тренировочной и соревновательной нагрузки в общем объеме работы; последовательностью и взаимосвязью различных звеньев тренировочного процесса (тренировочных занятий, микро- и мезоциклов, периодов, этапов и др.). В тренировочном процессе различают 3 уровня структуры: микроструктуру – структуру отдельных тренировочных занятий и микроциклов; мезоструктуру – структуру средних циклов и этапов тренировки, включающих серию целенаправленных микроциклов; макроструктуру – структуру больших циклов тренировки (макроциклов) (Л.П. Матвеев, 1977). В соответствии с этими представлениями проблема планирования спортивной тренировки сводится к рациональному построению различных структурных образований тренировочного процесса, оптимальному соотношению различных сторон подготовки, соответствию между тренировочными нагрузками, способными служить стимулами к структурным и функциональным преобразованиям в организме спортсмена, и условиями для их использования (имеется в виду прежде всего оптимальный режим работы и отдыха, полноценное и управляемое восстановление, специальное питание).
Построение тренировочного занятия.Узловой структурной единицей тренировочного процесса является отдельное занятие, в ходе которого используют различные средства и методы, направленные на решение задач физической, технико-тактической, психической и специальной волевой подготовки. Структура тренировочных занятий определяется различными факторами, в числе которых закономерные колебания функциональной активности организма спортсмена в процессе более или менее длительной мышечной деятельности, величина нагрузки занятия, особенности подбора и сочетания тренировочных упражнений, режим работы и отдыха.
В начале любого тренировочного занятия у спортсмена отмечается постепенное нарастание работоспособности – период врабатывания. Он характерен для любой мышечной деятельности и является биологической закономерностью. Периоду врабатывания предшествует период предрабочего возбуждения нервной системы и активизации деятельности вегетативных функций как настройки организма на осознанное выполнение той или иной работы.
После окончания периода врабатывания программа тренировочного занятия выполняется в течение определенного времени на относительно постоянном уровне работоспособности – в устойчивом состоянии. В это время достигается согласованная деятельность двигательных и вегетативных функций.
Распределение нагрузок в отдельных занятиях лучше всего проводить на основе данных о динамике работоспособности и деятельности основных функциональных систем при выполнении программ занятий различной преимущественной направленности.
Периодами изменений функционального состояния организма спортсмена в процессе работы определяется существующая структура тренировочного занятия, которое состоит из вводно-подготовительной, основной и заключительных частей.
Во вводно-подготовительной части проводятся организационные мероприятия и непосредственная подготовка спортсмена к выполнению программ основной части занятия. При правильной настройке на выполнение программы занятия возникает предстартовое состояние, которое заключается в повышении активности основных функциональных систем организма, что способствует более быстрой подготовке его к предстоящей работе. Разминку принято делить на две части: общую и специальную. Первая часть разминки способствует активизации деятельности важнейших функциональных систем – центральной нервной системы, двигательного аппарата и вегетативной нервной системы. Во второй части разминки применяют специально-подготовительные упражнения. Продолжительность разминки, подбор упражнений и их соотношение могут колебаться в значительных пределах и зависят от индивидуальных особенностей спортсмена, характера предстоящей работы, условий внешней среды.
В основной части занятия, собственно, и решается его главная задача. Выполняемая работа может быть самой разнообразной и обеспечивает повышение различных сторон специальной физической и психологической подготовленности, совершенствование оптимальной техники, тактики и т.д. Продолжительность этой части занятия зависит от характера и методики применяемых в нем упражнений, величины тренировочной нагрузки. Подбор упражнений, их количество определяют направленность занятий и его нагрузку.
В заключительной части занятия постепенно снижают интенсивность работы, чтобы привести организм спортсмена в состояние, по возможности близкое к дорабочему, и создать условия, благоприятствующие интенсивному протеканию восстановительных процессов.
Направленность занятий, применяемых в процессе тренировки, обуславливается подбором и методикой применения различных специально-подготовительных и соревновательных упражнений. В спортивной практике находят применение занятия избирательной (преимущественной) и комплексной направленности. Программу занятий избирательной направленности планируют так, чтобы основной объем упражнений обеспечивал преимущественное решение какой-либо одной задачи (например, развитие специальной выносливости или повышение силовых возможностей), а построение занятий комплексной направленности предполагает использование тренировочных средств, способствующих решению нескольких задач.
Эффективность тренировочных занятий в большой степени зависит от их правильной организации, которая позволяет обеспечить необходимую плотность занятий, выбор оптимальной дозировки выполняемых упражнений, действенный контроль, учет индивидуальных особенностей спортсмена и т.п. В зависимости от конкретных задач и содержания тренировочного занятия, подготовленности и индивидуальных особенностей занимающихся, этапа подготовки и ряда других обстоятельств, предпочтение может быть отдано различным организационным формам тренировочного занятия.
Рекомендуется различать следующие формы организации занятий: индивидуальная, групповая, фронтальная, свободная (Д. Харре, 1971).
При индивидуальной форме занятий спортсмены получают задание и выполняют самостоятельно. В числе преимуществ этой формы занятий следует отметить хорошие условия для индивидуального дозирования и коррекции нагрузки, воспитания самостоятельности и творческого подхода при решении поставленных задач, настойчивости и уверенности в своих силах, возможность проводить занятия в условиях дефицита времени и в зависимости от складывающихся условий.
При групповой форме имеются хорошие условия для создания соревновательного микроклимата при проведении занятий, взаимопомощи при выполнении отдельных упражнений. Однако эта форма проведения занятий затрудняет контроль за качеством выполнения заданий, индивидуальный подход к занимающимся.
При фронтальной форме группа спортсменов одновременно выполняет одни и те же упражнения. Особенно широко эта форма применяется при решении локальных задач в пределах отдельного занятия, в частности, при проведении разминки. При такой организации занятия тренер имеет хорошие условия для общего руководства группой, применения наглядных методов.
Свободная форма занятий может использоваться спортсменами высокого класса, имеющими большой стаж занятий, необходимые специальные знания и опыт. Повышению эффективности тренировочных занятий способствует выбор их рациональных организационно-методических форм. Наиболее распространены стационарная и круговая формы проведения тренировочных занятий.
При стационарной подготовке спортсмены выполняют упражнения на специально оборудованных «станциях», приспособленных для развития различных двигательных качеств, совершенствования технико-тактического мастерства, совмещенного развития двигательных качеств и совершенствования основных компонентов технического мастерства. Станции могут быть оснащены различным специальным оборудованием, тренажерами и приспособлениями, предназначенными для решения разнообразных задач, возникающих в процессе спортивной тренировки. Тренировка на станциях позволяет индивидуально подобрать объем и характер тренировочных воздействий, оптимизировать контроль за качеством выполнения заданий, оперативно вносить коррективы в программы тренировочных занятий.
Круговая тренировка предполагает последовательное выполнение спортсменами упражнений на различных станциях. Обычно оборудуется от 10 до 20 станций, на которых решаются различные задачи физической и технической подготовки. Расположение станций и подбор упражнений осуществляются таким образом, что спортсмен последовательно выполняет различные по характеру и преимущественной направленности упражнения, в комплексе обеспечивающие разностороннее воздействие на организм занимающихся. Индивидуальный подход обеспечивается путем изменения величины сопротивлений на тренажерах, величины отягощений, количества повторений, темпа работы и т.п.
Круговая форма тренировки может быть использована как при индивидуальной форме работы, так и при тренировке больших групп спортсменов. В последнем случае требуется строгая организация работы, четкий контроль за порядком смены станций, продолжительностью упражнений и пауз между ними.
Основным фактором, определяющим степень воздействия тренировочного занятия на организм спортсмена, является величина нагрузки. Чем выше нагрузка, тем больше утомление спортсмена и сдвиги в состоянии его функциональных систем, интенсивно участвующих в обеспечении работы. Величина нагрузки отражается и в характере восстановительных процессов: после незначительных нагрузок они протекают в течение десятков минут или нескольких часов, большие нагрузки могут вызвать длительный период последействия, достигающий несколько суток.
Величина нагрузки может быть охарактеризована степенью вызываемого ею утомления. Следует различать такие виды нагрузки занятий: малую, среднюю, значительную, большую (таблица 6).
Таблица 7 – Характеристика видов нагрузки
Лекция №2 Структура тренировочного процесса
Структура тренировочного процесса
Процесс подготовки спортсменов высокой квалификации можно условно разделить на три взаимосвязанные составляющие: Построение процесса, его реализация и контроль за ходом подготовки.
В процессе построения спортивной подготовки целосность тренировочного процесса обеспечиваются на основе определенной структуры, которая представляет собой относительно устойчивый порядок объединения компонентов (подсистем, сторон, отдельных звеньев), их закономерное отношение друг с другом и общую последовательность.
Структура тренировки характеризуется:
1) Порядком взаимосвязи элементов содержания тренировки ( средств, методов общей и специальной физической, технической, тактической подготовки)
2) Необходимым соотношением параметров тренировочной нагрузки (ее колличественных и качественных характеристик обьема и интенсивности)
3) Определенной последовательностью различных звеньев тренировочного процесса (отдельных занятий и их частей, этапов, периодов, циклов), представляющих фазы или стадии данного процесса, во время которых тренировочный процесс претерпевает закономерные изменения.
Различают: микроструктуру– структура 1 тренировочного занятия, структуру отдельного тренировочного дня и микроцикла ( например недельного), мезоструктуру_ структуру этапов тренировки, включающих относительно законченый ряд микроциклов (суммарной длительностью, на пример, около месяца), макроструктуру –структуру больших тренировочных циклов типа полугодичных, годичных, многолетних.
Многолетний процесс тренировки и соревнований спортсмена строится на основе методических положений:
1) Единая педагогическая система – преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки всех возрастных групп. Критерием эффектовности многолетней подготовки является наивысший спортивный результат, достигнутый в оптимальных возрасных границах для данного вида спорта.
2)Целевая направленность по отношению к высшему спортивному мастерству в процессе подготовки для всех возрастных групп.
3)Оптимальное соотношение (соразтеренность) различных сторон подготовленности спортсменов в процессе многолетней тренировке.
4) Неуклонный рост объема средств общей и спейиальной подготовки, с годами увеличиваемся удельный вес объема средств специальной подготовки по отношению к общему объему тренировочной нагрузки и соответственно уменьшается удельный вес объема общей подготовки.
5) Поступательное увеличение объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок. Каждый период очередного годичного цикла должен начинаться и завершаться на более высоком уровне тренировочных нагрузок по сравнению с соответствующими периодами предыдущего годичного цикла.
6) Строгое соблюдение постепенности в процессе использования тренировочных и соревновательных ногрузок.
7) Одновременное воспитание физических качеств спортсменов на всех этапах многолетней подготовки и преимущественное развитие отдельных качеств в возрастные периоды.
Процесс многолетней подготовки спортсменов условно делится на 4 этапа:
Предварительной подготовки, начальной спортивной специализации, углубленной специализации в избранном виде спорта, спортивного совершенствования.
Этап предварительной подготовки охватывает младший школьный возраст и переходит в следующий этап начальной спортивной специализации. На 1 этапе решаются задачи:
1) Освоение знаний.
2) Формирование основного фонда ДУ и ДН из отдельных видов спорта, закрепление и совершенствование.
3) Содействие гармоничному формированию растущего организма, всестороннему развитию физических качеств (скоростных, скоростно-силовых, общей выносливости).
Этап начальной спортивной специализации задачи:
1) Обеспечение всесторонней физической подготовленности занимающихся, дальнейшее овладение ими рациональной спортивной техникой, создание благоприятных предпосылок для достижения наивысших результатов в возрасте, оптимальном для каждого вида спорта.
2) Развитие тех физических качеств и формированию двигательных навыков, которые имеют важное значение для успешной специализации в избранном виде спорта.
Разносторонняя подготовка при относительно небольшом объеме специальных упражнений. Увеличение объема при незначительном приросте общей интенсивности тренировки, хотя интенсивность упражнений тоже возрастает, степень ее увеличения нужно нормировать в более узких пределах, чем прирост общего объема. Соблюдение меры напряженности нагрузок требуется во время интенсивного роста и созревания организма. Большие циклы тренировки характеризуются расширенным подготовительным периодом. Соревновательный период представлен как бы в «свернутом виде».
Этап углубленной специализации в избранном виде спорта
Завершается формирование всех функциональных систем, обеспечивающих высокую работоспособность и резистентность организма по отношению к неблагоприятным факторам, проявляющимся в процессе напряженной тренировки. Приобретается ярко выраженная специфичность. Удельный вес специальной подготовки неуклонно возрастает за счет увеличения времени, отводимого на выполнение специально подготовительных и соревновательных упражнений.
Суммарный объем и интенсивность тренировочных нагрузок продолжает возрастать. Существенно увеличивается количество соревнований. Система тренировки и соревнований все более индивидуализируется. Средства тренировки в большей мере по форме и содержанию соответствует соревновательным упражнениям. Основная задача – обеспечить совершенное и вариативное владение спортивной техникой в усложненных условиях, ее индивидуализацию, развивать те физические и волевые качества, которые способствуют совершенствованию технического и тактического мастерства.
Этап спортивного совершенствования (благоприятный возраст для достижения высоких спортивных результатов).
Главная задача подготовка к соревнованиям и успешное участие в них. Тренировка приобретает еще более специализированную направленность. Спортсмен использует весь комплекс эффективных средств, методов и организационных форм тренировки. Объем и интенсивность тренировочных нагрузок достигают высокого уровня. Все чаще используются тренировочные занятия с большими нагрузками, количество занятий в недельных микроциклах достигает 10-15 и более. Тренировочный процесс все более индивидуализируется и строится с учетом особенностей соревновательной деятельности спортсмена.
Источники:
http://studopedia.ru/7_812_struktura-trenirovochnogo-protsessa.html
http://studopedia.su/12_8538_v-sportivnoy-trenirovke.html
http://pandia.ru/text/80/356/53714.php