12 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тренировка пальцев и развитие моторики. Стальные пальцы

Комплекс упражнений для развития моторики пальцев рук

УПРАЖНЕНИЕ 1.Кончик большого пальца правой руки поочередно касается пальчиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца (“пальчики здороваются”); то же упражнение выполнять паль­цами левой руки; те же движения производить одновременно пальца­ми правой и левой руки.

УПРАЖНЕНИЕ 2. Пальцы правой руки дотягиваются до пальцев ле­вой руки – по очереди “здороваются”, начиная с мизинца; пальцы правой руки “здороваются» с пальцами левой руки.

УПРАЖНЕНИЕ 3.Выпрямить указательный палец правой руки и вращать им (“оса”); те же движения производить указательным пальцем левой руки; те же движения производить одновременно указательными пальцами обеих рук (“осы”).

УПРАЖНЕНИЕ 4. Указательный и большой пальцы правой руки “бегают” по столу (“человечек”); те же движения производить пальцами левой руки; те же движения производить одновременно пальцами обеих рук (“дети бегают наперегонки”).

УПРАЖНЕНИЕ 5.Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, движение кулаков – к себе и от себя.

УПРАЖНЕНИЕ 6.Вытянуть указательным палец и мизинец правой руки («коза»), то же упражнение выполнить пальцами левой руки; то же упражнение выполнять одновременно пальцами обеих рук («козлята»).

УПРАЖНЕНИЕ 7.Образовать два кружка из большого и указатель­ного пальцев обеих рук, соединить их (“очки”).

УПРАЖНЕНИЕ 8. Вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончики безымянного пальца и мизинца соединить с кончиком большого пальца (“зайчик”); то же упражнение выполнить пальцами левой руки; то же упражнение выполнить пальцами обеих рун (“зайцы”).

УПРАЖНЕНИЕ 9.Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы (“деревья”).

УПРАЖНЕНИЕ 10. Поочередно огибать пальцы правой руки, начиная с большого пальца; то же упражнение, но огибать пальцы о мизинца; выполнить два предыдущих упражнения пальцам!” левое руки.

УПРАЖНЕНИЕ 11. Согнуть пальцы правой руки в кулак, поочередно выпрямлять их, начиная с большого пальца; выполнять то же упражне­ние, только выпрямлять пальцы, начиная с мизинца; выполнять два предыдущих упражнения пальцами левой руки.

УПРАЖНЕНИЕ 12.Все пальцы, кроме большого, соединить вместе, большой палец вытянут вверх /” флажок “/.

УПРАЖНЕНИЕ 13. Согнуть обе руки в кулаки, большие пальцы вы­тянуты вверх, приблизить их (“двое разговаривают”).

УПРАЖНЕНИЕ 14.Правую руку согнуть в кулан, на нее сверху изложить горизонтальную левую (“стол”).

УПРАЖНЕНИЕ 15. Правую руку согнуть в кулак, а левую присло­нить к ней вертикально (“стул”, “кресло”).

УПРАЖНЕНИЕ,» 16. Согнуть пальцы левой руки б кулак, оставив сверху отверстие (“бочонок с водой”); левая рука в том же поло­жении, указательный палец правой руки вставить в отверстие сверху (“птичка пьет водичку”).

УПРАЖНЕНИЕ 17. Пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к другу (“миска”, “гнездо”); обе руки в том те положении, но большие пальцы опустить внутрь (“птичье гнездо с яйцами”).

УПРАЖНЕНИЕ 18. Дерма пальцы вверх, соединить кончики сред­него и безымянного пальцев обеих рук, большие пальцы поднять вверх или вытянуть горизонтально внутрь (“ворота”, ”дверь”).

УПРАЖНЕНИЕ 19.Соединить под углом кончики пальцев правой и левой рук (“крыша”, “башня”, “дом”); руки в том же положении, только указательные пальцы расположить в горизонтальном положении перед “крышей” (“магазин”).

УПРАЖНЕНИЕ 20. Пальцы в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только большие пальцы находятся по обеим сторонам “прилавка” (его изображают указательные пальцы, расположенные горизонтально) и “разговаривают” друг с другом, как продавец и покупатель.

УПРАЖНЕНИЕ 21. Придать руки тыльной стороной друг к другу, опустить палым вниз (“корни растений”); вытянуть указательный палец правой руки, остальные пальцы “бегут” по столу (“бежит соба­ка, лошадь”); пальцы правой руки находятся в том же положении, расставить указательный и средний пальцы левой руки (изображают всадника): посадить “всадника” на “коня” – указательный палец правой руки.

УПРАЖНЕНИЕ 22. Положить правую руку на стол, поднять указа­тельный и средний пальцы, расставить их /” улитка о усиками “/; правая рука в том же положении, левую руку положить сверху /” ра­ковина улитки “/.

УПРАЖНЕНИЕ 23.Соединить большой, средний и безымянный паль­цы правой руки, указательный палец и мизинец, слегка согнув, поднять вверх (“собака”).

УПРАЖНЕНИЕ 24. Левую руку согнуть в кулак, большой палец поднять вверх, обвить его пальцами правой руки (“птица в гнезде”).

УПРАЖНЕНИЕ 25. Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыть их (“лодочка”).

УПРАЖНЕНИЕ 26. Прижать тыльные стороны рук друг “л другу, скрестив пальцы, поднять их вверх (“елка”, “ветви”).

УПРАЖНЕНИЕ 27.Скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные сто­роны рук – вверх, большие пальцы вытянуты вверх (“пассажиры в ав­тобусе”).

Читать еще:  Как сделать полноприводный велосипед. Велосипед с полным приводом

УПРАЖНЕНИЕ 28.Скрестить пальцы обеих рук, тыльные стороны рук обращены вверх, опустить средний палей правой руки вниз и свободно вращать им («колокол»).

Упражнения и игры для развития тонкой моторики пальцев рук.

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Упражнения и игры для развития тонкой моторики пальцев рук.

2. Руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочередно каждой рукой.

3. Выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний – к указательному.

4. Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях. Сначала поочередно каждой рукой. Затем – двумя руками одновременно.

6. Положить руки ладонями вверх. Ребенок поднимает по одному пальцы сначала на одной руке, потом на другой. Повторять это упражнение в обратном порядке.

7. Ладони лежат на столе. Ребенок поочередно поднимает пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.

8. Ребенок зажимает карандаш средним и указательным пальцами. Сгибает и разгибает эти пальцы.

9. Положите на стол десять – пятнадцать карандашей или палочек. Ребенок одной рукой пытается собрать все карандаши (палочки). При этом нельзя помогать другой рукой и надо стараться брать карандаши по одному. Вместо карандашей предложите ребенку собрать пуговицы, горошинки и другие мелкие детали.

10. Ребенок зажимает карандаш между средним и указательным пальцами. Далее выполняет движения так, что сначала сверху оказывается средний палец, а потом указательный.

11. Дайте ребенку два небольших шарика или два грецких ореха и попросите его покатать их между ладонями (пальцы прямые) в одну и другую стороны.

А теперь пусть ребенок попробует их перекатывать пальцами одной руки, вращая то в одну, то в другую сторону.

12. Покажите ребенку такое упражнение: быстро касаться кончиками пальцев большого пальца. В одну сторону, начиная с мизинца, и в другую сторону – с указательного пальца. На одной руке, на другой, на обеих сразу.

13. Ребенок повторяет за вами различные движения пальцев:

а) руки поднять вверх, пальцы выпрямить, перекрестить указательный и средний пальцы;

б) а теперь перекрещиваются безымянный палец и мизинец;

в) делаете колечки: из указательного и большого, из среднего и большого и т. д.;

г) называете любое число от 1 до 10, а ребенок быстро “выбрасывает” соответствующее количество пальцев.

14. Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой – указательный, большой – средний и т. д. Это упражнение можно варьировать, меняя положение пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики.

Комплекс № 2 (рисуночный).

Попросите ребенка найти в каждой картинке рисунок, похожий на образец, и как можно аккуратнее обвести контур похожего рисунка, не отрывая карандаш от бумаги.

Комплекс № 3 (Игры для развития тонкой моторики пальцев рук)

Пальцы сцепить в замок. Концы пальцев правой руки нажимают на верхнюю часть тыльной стороны ладони левой руки, прогибая ее так, что пальцы левой руки встают, как петушиный гребень.

Затем на тыльную сторону правой руки нажимают пальцы левой – и в петушиный гребешок превращаются пальцы правой руки.

Игра “Кошка выпускает коготки”.

Поджать подушечки пальцев к верхней части ладони.

Затем быстро выпрямить и растопырить пальцы.

Ноготь большого пальца левой руки ложится на подушечку большого пальца правой руки – готовы первые две ступеньки. На большой палец левой руки ложится кончик указательного правого пальца, на него – указательный левый – еще две ступеньки готовы.

Кончики всех пальцев поочередно ложатся друг на друга, мизинцы – последние. Вот и построена лестница.

Указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные пальцы прижаты к ладони. Переставляя пальцами, человечек бежит к противоположному краю стола.

То же упражнение для указательного и безымянного пальцев.

Сцепить пальцы рук в замок (не сцеплены только большие пальцы). Большими пальцами делать вращательные движения друг вокруг друга, все быстрее и быстрее.

Кончик мизинца положить на кончик большого пальца – это маленькое колечко. Затем новое колечко: соприкасаются кончики безымянного и большого пальцев; среднего и большого и наконец – указательного и большого – это большое колечко. Все повторить на другой руке.

Игра “Бумага, ножницы, камень”.

Играете вместе с ребенком. В такт словам “бумага, ножницы, камень” встряхиваете сжатыми в кулак руками.

То же самое делает ребенок. Затем вы останавливаетесь на одном из трех слов: если это слово “бумага”, то следует выпрямить пальцы (они плотно прижаты друг к другу), если это слово “камень”, то рука сжимается в кулак, если слово “ножницы”, то все пальцы прижаты к ладони, а указательный и средний выпрямлены и раздвинуты, как ножницы.

Читать еще:  Юнас густафссон биография. Густафссон александр - шведская звезда мма

бумага камень ножницы

Когда ребенок освоит эту игру, поменяйтесь с ним ролями.

Игра “Солнце, заборчик, камешки”.

Руки поднять вверх, пальцы обеих рук выпрямлены и широко разведены – это “солнышко”.

Теперь пальцы плотно прижать друг к другу и выпрямить – это “заборчик”.

Обе руки сжать в кулаки – это “камешки”.

По вашей команде: “Солнышко”, “Заборчик”, “Камешки” ребенок (группа детей) показывает пальчиками: солнышко с растопыренными пальчиками, заборчик с прямыми пальчиками или камешки – кулачки. Сначала это упражнение выполняется в медленном темпе, затем все быстрее и быстрее. Чтобы выполнить это задание, ребенок должен быть чрезвычайно внимательным.

По мере освоения ребенком упражнения вносите более сложные элементы: изменяйте последовательность, скорость произнесения слов-команд.

На двери висит замок (пальцы рук переплетаются, сцепляясь в замок)

Кто открыть его бы смог?

Потянули, (локти расходятся в стороны, пальцы остаются переплетенными

Покрутили, (кисти рук крутятся в разные стороны, не расцепляя пальцев)

Постучали (постукивают друг о друга основания ладоней)

И открыли! (пальцы распрямляются, руки расходятся в разные стороны).

Укладываете четыре спички (две спички параллельно друг другу, сверху две спички перпендикулярно им) так, чтобы получился квадрат. Ребенок подключается к игре и тоже осторожно накладывает сверху свои спички. Так колодец постепенно растет.

Упражнение “Угадай, кто я”.

Ребенку предлагают определить по точкам, что нарисовано: “В этих точках кто-то или что-то спрятано, обведи контур каждого рисунка по точкам и ты узнаешь это”. Руку не отрывать от бумаги.

Таким же образом по точкам рисовать разные фигуры: животных, цветы, овощи, фрукты, посуду, мебель, машинки (так, чтобы это было не слишком сложно, можно было бы обвести, не отрывая руки, и знакомо ребенку шести лет).

Игра “Самолеты за облаками”.

Эта игра обучает ребенка пользоваться карандашом и делать правильный нажим. Для нее требуются бумага и достаточно мягкий карандаш.

Вы рисуете несколько самолетов, а вокруг двух из них – облака. Вы говорите ребенку: “Смотри, какие разные облака – одно совсем черное и самолета за ним совсем не видно, а другое – светлое и самолет хорошо виден”. Темные и светлые облака вокруг других самолетов ребенок будет рисовать сам. Вместо самолетов могут быть нарисованы лодки на волнах, человек под проливным дождем и под моросящим, дом – ночью, дом – вечером.

Упражнение для развития способности к дифференцированию усилий кистей рук.

Покажите ребенку рисунок, на котором есть образец – три геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат). Каждая из этих трех фигур заштрихована по-разному: треугольник очень сильно (с большим нажимом карандаша), круг – средней силы штриховкой и квадрат заштрихован слегка. Задача заключается в том, чтобы степень штриховки каждой фигуры соответствовала образцам. Дайте ребенку простой мягкий карандаш и попросите его выполнить это задание как можно точнее и аккуратнее. Начинайте с одной-двух строк.

Если ребенок отличается медлительностью, то это упражнение можно делать и на время.

Ребенок должен проводить линии карандашом, не отрывая руки от бумаги.

1. Быстро пробеги по лабиринту.

2. Найди выход из пещеры (сначала иди в одну сторону, а потом в другую).

Сделайте из конфетных оберток фантики. Научите своего малыша складывать фантики.

Положите фантик на ноготь большого пальца и щелчком об указательный отправьте его в полет.

Положите фантик на ноготь указательного пальца и щелчком о большой палец отправьте его в полет, и так на каждом пальце.

Многие упражнения из других разделов также развивают тонкую моторику рук, особенно это относится к тем заданиям, в которых ребенок чертит линии, рисует, срисовывает различные фигуры и т. д.

Мелкая моторика для взрослых

Все так или иначе сталкивались с утверждением, что маленьким детям необходимо развивать мелкую моторику для того, чтобы укрепить память, внимание, облегчить развитие речи и прочее. Однако наивное предположение, что взрослым это уже не нужно, не имеет под собой ни малейших оснований. Мелкая моторика полезна в любом возрасте. Кому и в каких случаях? Давайте разбираться!

Взгляд изнутри

Говоря о моторике, подразумевают, прежде всего мелкие мышцы на кистях рук (преимущественно пальцах) и стоп (пальцы ног). Без правильного функционирования данных мышц невозможно выполнить ни одно простейшее действие – ни удержать в руках карандаш/ручку, ни перелистнуть страницу книги, ни, банально, шнурки завязать на ботинках. Если вы все это умеете, не спешите закрывать статью, поскольку данные примеры — лишь вершина айсберга.

Читать еще:  «Средства и методы мышечной релаксации в спорте. Важно быть расслабленным

С физической точки зрения, такого рода гимнастика задействует сразу несколько систем — нервную (о колоссальном количестве нервных окончаний на ладонях и кончиках пальцев не упоминает только ленивый!), мышечную и костную (что логично), а еще зрительную. Слаженная работа всех этих систем как раз и является тем, что называется мелкой моторикой.

Польза для мозга

Чем полезны всевозможные упражнения от вышивания бисером до регулярных занятий асимметричной (или пальцевой) гимнастикой?

Во-первых — нагрузка сразу нескольких систем организма воздействует на многие отделы головного мозга, активная работа которого способствует быстрой обработке информации и формированию синапсов между нейронами. Последний пункт, кстати, и объясняет влияние мелкой моторики на память.

Во-вторых, задействование зрительной системы самым благотворным образом сказывается на воображении. Ученые уже доказали, что работа с придуманными образами с точки зрения мозга ничем не отличается от просмотра реальных изображений. Активное воображение, в свою очередь, отвечает за развитие пространственного мышления, креативность и способность создавать нестандартные решения.

В третьих, мелкая моторика способствует развитию речи у детей, а также у взрослых, которые в силу различных обстоятельств ее утратили. Казалось бы, руки и язык совершенно ничем не связаны друг с другом, однако стоит вспомнить о нервной системе, и все становится на свои места. Нервные окончания на кистях рук передают импульсы в головной мозг, стимулируя различные его отделы, в том числе, речевой центр.

Есть и другая теория. Не удовлетворившись поверхностным заявлением о том, что воздействие на одни отделы мозга волшебным образом активирует и соседний, отвечающий за речь, часть ученых решила копнуть поглубже. Кратко, в результате исследований обнаружилась еще одна закономерность. Работа с мелкими предметами приучает мозг к более точному моторному планированию (продумыванию своих действий перед командой выполнения). Именно эта способность затем переносится на речь, помогая произносить звуки.

Мелкая моторика для взрослых

Чаще всего о пользе мелкой моторики для взрослых говорят в тех случаях, когда была получена какая-либо травма головного мозга, спровоцировавшая нарушения двигательной, либо речевой активности, чтобы ускорить процесс восстановления данных функций. Показаны подобные упражнения и тем, кто имеет какие-либо проблемы с памятью. Однако и здоровым людям не стоит отказываться от возможности «прокачать» свой мозг — укрепить память, улучшить свои когнитивные и творческие способности — тем более, для этого обычно не требуется никаких специальных инструментов.

Одно из простейших упражнений, которые окажут неоценимую услугу вашему мозгу — рисование. По сути, неважно, каковы ваши художественные навыки, ведь дело не в таланте как у Пикассо, а в банальном умении держать пишущий предмет. Можно рисовать картины или самозабвенно выводить карандашом каляки-маляки в стиле трех-летки — эффект будет в любом случае. Регулярное письмо от руки или занятия каллиграфией будет иметь то же воздействие.

2. Пальцевая гимнастика

Практически ни одно занятие в Advance не обходится без традиционной пальцевой гимнастики. Нехитрые сгибания пальцев способствуют развитию памяти, внимания, концентрации и стимулируют воображение. При этом, наша йога для пальцев асимметрична, что позволяет задействовать оба полушария мозга в одно и то же время. Иными словами, синхронизирует его работу для более эффективного выполнения последующих задач.

3. Игра на музыкальных инструментах

Помимо того, что музыка сама по себе полезна и прекрасна, научиться играть на них — отличный стимул для мозга. Для гармоничной игры на гитаре, скрипке, рояле и других инструментах нужны проворные пальцы. Чем не тренировка мелкой моторики?

Вышивание, вязание и прочее рукоделие — излюбленное хобби не только женщин, но и мужчин. Отличный выбор! Наряду с кропотливой работой, повышающей навык концентрации внимания и терпения, данная процедура тренирует мелкие мышцы на кистях рук (иногда в сочетании с неумышленной акупунктурой).

Увлечение созданием моделей самолетов, пароходов, шедевров архитектуры и прочих объектов, так же как и собирание паззлов — еще один способ «прокачать» мелкую моторику, а заодно и множество других навыков. В том числе — пространственное мышление и воображение. Сюда же можно отнести такие занятия как резьба по дереву, выпиливание лобзиком и т.д..

Источники:

http://studopedia.ru/7_10110_kompleks-uprazhneniy-dlya-razvitiya-motoriki-paltsev-ruk.html
http://infourok.ru/uprazhneniya-i-igri-dlya-razvitiya-tonkoy-motoriki-palcev-ruk-1178907.html
http://zen.yandex.ru/media/id/5aabd53657906a6ddbbeadb0/5b5ad7aba5218500a8b7d66a

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: