Терапия на лошадях для детей. Иппотерапия — верховая езда как современный метод социальной реабилитации детей
Что такое иппотерапия и почему она полезна детям?
Давайте представим лошадь, бегущую по полю. Какие слова могут охарактеризовать эту картину? Свобода, уверенность, грация, красота, скорость. Этот список можно продолжать.
Эта картина вызывает в основном положительные эмоции в случае, когда мы являемся просто наблюдателями. Если же есть возможность прикоснуться к природе с помощью лошадей, возникают еще более позитивные чувства!
Взрослые люди визжат от восторга, когда впервые садятся на лошадь. А что говорить о детях и, тем более, “особенных” детях. Какой шквал эмоций испытывает маленький человек, который ограничен в физических возможностях? Он не умеет ходить, но зато сам сидит на лошади – от этого непомерно счастлив!
В древние времена человечество было намного ближе к природе, чем сейчас. Известно, что еще тогда прибегали к лечению животными, и они исцеляли! Многие методики зоомедицины зародились во времена Гиппократа и дошли до наших дней, но популярность набирают только сейчас. У каждой свои особенности и сильные стороны. Рассмотрим одну из них- иппотерапию.
Что это?
Иппотерапия – одна из эффективнейших методик лечения животными посредством лошадей. Она направлена на борьбу со многими заболеваниями.
Некоторые называют иппотерапию лечебной верховой ездой. Да, основной эффект от лечения достигается именно за счет упражнений, выполняющихся на лошади. Но все же нельзя сказать, что эти два понятия абсолютно тождественны. Ведь важным условием для исцеления является не только верховая езда, но и просто общение с лошадью, уход за ней.
При лечении используется комплексный подход: человек разогревает и разрабатывает мышцы, сидя верхом на лошади, получает сумасшедший заряд энергии и просто огромное удовольствие от общения с этим животным.
Показания
Чаще всего борются с такими заболеваниями, как ДЦП и различными нарушениями опорно-двигательной системы, а также аутизмом.
Еще к показаниям относят:
- Сколиоз 1,2 степени или иные нарушения позвоночника;
- Различные нарушения суставов;
- Синдром Дауна;
- Полиомиелит;
- Неврозы и иные заболевания нервной системы;
- Нарушения слуха;
- Нарушения зрения;
- Нарушения речи;
- Сбои работы органов чувств;
- Инсульты;
- Склероз;
- Избыточный вес;
- Задержка умственного и физического развития.
Иногда взрослым людям с бронхиальной астмой, хроническим бронхитом, заболеваниями сердечно-сосудистой системы назначают иппотерапию в комплексе с другими видами лечения. Занятия на лошади создают эффект интенсивной тренировки, но в то же время, являются очень щадящими, что исключает побочные реакции и опасность перенапряжения при данных заболеваниях. Также иногда иппотерапию используют при лечении алкоголизма и наркотической зависимости.
Известно, что во время войн лечили лошадьми. Получив травму в бою, ускоряли реабилитацию с помощью езды на лошади и, надо сказать, добивались успехов.
А случай с девушкой, больной полиомиелитом, и излечившейся с помощью иппотерапии, произвел настоящий фурор. Она не просто выздоровела после 9 лет занятий, но и получила серебряную медаль на параолимпийских играх.
Противопоказания
Но как у каждого вида лечения, у иппотерапии имеются некоторые противопоказания. К ним относят:
- Эпилепсию;
- Тяжелые формы заболеваний нервной системы;
- Аллергию на шерсть лошади;
- Остеопороз (повышенная ломкость костей);
- Остеомиелит (инфекционное воспаление костной ткани);
- Гемофилию;
- Сколиоз 3,4 степени.
Как и в случаях исцеления другими животными, например собаками или дельфинами, страх перед лошадью к противопоказаниям не относят. Инструктор должен помочь найти человеку контакт с четвероногим доктором.
А зачастую случается так, что к концу занятия пациент, боявшийся лошадь, не хочет с ней расставаться.
Принципы лечебного действия
Иппотерапия – уникальный метод лечения. Она воздействует на организм комплексно. Можно выделить два основных принципа:
- Физический (непосредственно воздействие лошади на всадника при выполнении упражнений или просто движения лошади);
- Психологический, или эмоциональный (психологическая разгрузка при общении с лошадью).
Основополагающими в лечении являются двигательные импульсы, которые животное передает всаднику. У лошади специфичный такт движения, особый ход, схожий с ходом человека. Незаметно для себя пациент прикладывает усилия. Ведь ему нужно напрягать мышцы, чтобы не упасть, держать равновесие, координировать свои движения. Сидя на лошади, у всадника работают почти все группы мышц, затрагиваются те, которые в обычных условиях почти не задействованы.
Как правило, иппотерапия проводится без седла, ведь температура тела лошади выше температуры тела человека. Таким образом происходит массаж уже разогретых мышц, а это значительно усиливает эффект лечения.
Что касается положительного эмоционального эффекта, его значимость сложно переоценить. Ребенок чувствует себя намного увереннее, находясь рядом с лошадью. Дети с заболеванием ДЦП могут прекрасно обходиться без колясок и костылей верхом на лошади, а это очень мощное самоутверждение для них.
Общение с лошадью и уход за ней очень полезны для детей. Это учит их доброте, чуткости, чувству ответственности, вырабатывает способность к доверию. Некоторые дети даже могут делиться секретами с этими животными. Они учатся прислушиваться к партнеру и быть внимательнее. Их покидает чувство агрессии и тревоги.
Зачастую маленькие пациенты не догадываются, что лечатся, верховая езда воспринимается ими как развлечение, поэтому отсутствует чувство сопротивления, и в результате лечение быстрее приносит свои плоды.
Лечебные эффекты
Эффективность иппотерапии доказана давно и подкреплена результатами, полученными в ходе лечения. Конечно, в сложных случаях нужно заниматься годами, а это большой труд. Но это того стоит. Некоторым пациентам достаточно нескольких занятий, и можно заметить видимые изменения, однако это встречается редко.
Встречаются очень тяжелые случаи заболеваний у детей-инвалидов. Например, известно, что тонус в мышцах у детей, больных ДЦП, настолько сильный, что прощупать их иногда не удается и опытному врачу или массажисту.
Верховая езда очень расслабляет и значительно снижает тонус мышц. Плюс к этому она улучшает кровоток, что тоже способствует улучшению подвижности и скорейшему насыщению клеток мозга кислородом.
Благодаря занятиям улучшается общее физическое состояние пациента, снимаются спазмы, улучшается координация движений. Ребенок лучше ориентируется в пространстве. Ну и психологический фактор играет важную роль – появляется уверенность в своих силах.
Что касается детей-аутистов, то здесь занятия иппотерапией несут только психологическую нагрузку. Эффект от занятий иногда заметен сразу. Дело в том, что ребенок и лошадь очень тесно взаимодействуют. Это может напоминать ему дружбу.
Таким образом, маленький пациент становится более открытым к общению, его покидают страхи и чувства тревожности, возбудимости, замкнутости, он становится внимательнее, общительнее и доверчевее, реакции становятся быстрее. В результате лечения достигается психологическая гармония.
Занятия с лошадью помогут скорректировать осанку. Если степень заболевания невысокая, все изменения позвоночника обратимы. Даже спустя некоторое время после занятий иппотерапией остается рефлекс выпрямления спины, его нужно просто поддерживать.
За границей иппотерапию начали использовать раньше, и список заболеваний, подвластных этому методу лечения, у них несколько больше. Так, например, помимо выше перечисленных проблем, с помощью иппотерапии лечат еще ожирение и целлюлит. Инструктор разрабатывает специальный комплекс упражнений на лошади, чтобы пациент мог справиться с лишним весом.
Лошадь – животное очень умное, обладающее феноменальной памятью. Она запоминает привычки человека, его походку, жесты, мимику, очень хорошо чувствует эмоциональное состояние человека и улавливает его настроение и интонацию. Несмотря на свои размеры, лошадь полностью предсказуема для человека. Именно это является залогом успеха при лечении. Человек очень легко идет с лошадью на контакт и полностью ей доверяет.
Иппотерапия является самостоятельной методикой. Но все же, лечение лучше проводить в комплексе с другими процедурами. Например, помимо лечебной верховой езды иногда назначают ЛФК, применение лечебных грязей, массажей, физиопроцедур и т.д.
Основные этапы программы
Занятия иппотерапией могут проводиться индивидуально или в группе. Периодичность занятий – 1-2 раза в неделю. Если пациент приезжий и проходит курс реабилитации на выезде, занятия проводятся ежедневно. Задействованы в ходе занятий будут сам пациент, лошадь, инструктор-иппотерапевт и коновод. Продолжительность одного занятия – 15-45 минут.
Итак, какие основные этапы включает лечение лошадьми?
- Первый этап – ознакомительный (или адаптационный). На этом этапе изучается история болезни, назначается необходимый комплекс упражнений, происходит знакомство с лошадью, с инструктором, привыкание ребенка. Пациент может наблюдать, гладить животное, угощать его. Затем, когда адаптация прошла, можно садиться верхом и спешиваться. Обычно этот этап проходит быстро. Но некоторым детям может потребоваться и несколько занятий.
- Второй этап – подготовительный (непосредственно перед выполнением основных упражнений). На этом этапе лошадь уже приводят в движение. Ребенок привыкает к ходу лошади, учится держаться верхом, сохранять равновесие, правильно координировать свои движения – формируется правильная посадка. Могут выполняться дыхательные упражнения.
- Третий этап – основной. На этом этапе выполняются основные упражнения, которые назначил иппотерапевт.
- Четвертый этап – заключительный. На этом этапе закрепляют результаты, корректируют неточности при выполнении упражнений.
Упражнения могут выполняться в различных положениях: лежа на животе, на спине, сидя лицом к шее лошади, сидя спиной. Инструктор может требовать выполнять упражнения с закрытыми глазами, когда лошадь стоит, идет шагом или рысью. Это могут быть разнообразные наклоны, смена положения на лошади, бросание мяча, различные упражнения на гибкость и другие движения. Сложность и характер упражнений зависит от заболевания пациента.
Понятно, что лошадь, которая используется для лечения, должна быть специально обучена, спокойна, непуглива и доброжелательна. Почти каждое животное можно подготовить для занятий. В иппотерапии избегают только лошадей “горячих” кровей. Например, у арабских чистокровных, ахалтекинцев, чистокровных верховых лошадей генетически заложено безудержное движение. Поэтому на такое животное нельзя сажать ребенка.
Иппотерапия для детей и взрослых – что лечит, методики и упражнения
Иппотерапия – лечебная верховая езда практикуется во многих странах как эффективно доказавший себя метод в терапии расстройств различного спектра. Лошадь издревле считается целительным животным, из исторических источников известно, что воины, проводившие много времени в седле, очень быстро шли на поправку после травм и ранений.
Что такое иппотерапия?
Иппотерапия (др.греч. ἵππος – лошадь) – коррекционно-реабилитационный метод, относящийся к анималотерапии и основанный на лечебной верховой езде включающей в себя специально подобранные упражнения. Является вспомогательным методом к традиционным видам лечения. Что лечит иппотерапия:
- неврологические нарушения;
- ДЦП;
- расстройства аутистического спектра;
- артриты различной этиологии;
- рассеянный склероз;
- нарушения слуха и зрения;
- поведенческие расстройства;
- инсульт (реабилитация).
Иппотерапия для детей
Иппотерапия – верховая езда с целью улучшения физического и эмоционального состояния у детей с различными нарушениями дает ряд положительных терапевтических эффектов. Лошадь – уникальное животное, обладающее особенной положительной энергетикой, при взаимодействии с которой у детей лучше проходит процессы реабилитация. Выполняя упражнения верхом на лошади, формируются необходимые двигательные навыки.
Иппотерапия для детей с ДЦП
Сегодня, иппотерапия для детей инвалидов становится очень актуальной и востребованной. Детский церебральный паралич характеризуется множественной симптоматикой и регистрируется у 2 новорожденных из 1000. Иппотерапия при ДЦП способствует:
- устранению негативного влияния гиподинамии;
- восстановлению двигательных функций;
- улучшению физических и психических показателей здоровья.
Эффективность лечебной верховой езды при ДЦП обусловлена факторами:
- Включение в работу всего мышечного корсета без волевого участия и мозговой активности (на обычных тренажерах этого сложно достигнуть, потому что ребенок с ДЦП не понимает какие мышцы надо напрягать).
- Массаж с тепловым эффектом. Во время движения, от лошади к человеку проходит до 100 двигательных импульсов, которые способствуют сжиманию, растягиванию, вращению определенных частей тела. Ребенок начинает осознавать движение.
- Происходит созревание психических процессов.
Иппотерапия для детей с аутизмом
Расстройства аутистического спектра у современных детей – это сегодняшняя реальность, с каждым годом процент таких ребятишек увеличивается. Аутизм сложно поддается лечению, но родители посвятившие много внимания развитию своего ребенка видят значительные улучшения состояния. Иппотерапия при аутизме выстраивается следующим образом:
- Подготовительная часть. Цель – сформировать у ребенка с аутизмом способности терпеливого ожидания без истерики. Ребенок надевает шлем и готовит лакомство для животного, затем идет к монтуару.
- Посадка на лошадь. Задачами этапа являются: преодоление себя в необходимости взаимодействия с иппотерапевтом и лошадью – это очень нелегко дается аутисту, привыкшему быть в своей «скорлупке». Развивается координация.
- Индивидуальный подбор упражнений.
- Спешивание и выражение благодарности лошади.
Иппотерапия для детей с ЗПР
Многообразие нарушений при ЗПР в целом подводят к большой актуальной на сегодняшний день проблеме готовности ребенка к школе. Иппотерапия для инвалидов и детей с задержкой психического развития (ЗПР) оказывает многофакторное воздействие, в отличие от других корректирующих методов. Результаты иппотерапии при ЗПР:
- стабилизируется эмоциональное состояние;
- формируется готовность к учебной деятельности;
- овладевая навыками езды, ребенок учится быть самостоятельным и успешным;
- повышается самооценка;
- формируется концентрация, усидчивость;
- развиваются аналитические способности;
- развитая моторика оказывает положительное влияние на развитие мозговых структур.
Иппотерапия для взрослых
Занятия иппотерапией не имеет возрастных ограничений, только противопоказания, связанные с тяжелыми заболеваниями. Взрослые медленнее достигают результатов, чем дети, и реабилитация может быть растянута во времени, но это не повод для отчаяния и если есть твердое желание улучшить свое самочувствие, то важны постоянность и системный подход. Есть случаи, когда люди, пришедшие заниматься лечебной верховой ездой после 50, достигали значительных результатов и участвовали в параолимпийских выездках.
Иппотерапия – лечение
Иппотерапия при ДЦП и других серьезных недугах строится на специально разработанных комплексах упражнений, доказавших свою эффективность в течение многих лет. Лечебная верховая езда – это всегда индивидуальный подход к пациенту. Лечение осуществляется во время упражнений, и сложившегося эмоционального контакта: человек – лошадь, приводящего в состояние равновесия нервную систему.
Иппотерапия – упражнения
Все занятия с лошадьми проводятся под присмотром иппотерапевта и усложняются постепенно. Для людей с ограничениями по здоровью важно использовать седло для иппотерапии, которое специально разработано с учетом рекомендаций врачей. Иппотерапия – упражнения на лошади для начинающих:
- Исходная позиция №1 – сесть верхом на лошадь, лицом к ее голове, руки свободно опущены вдоль туловища. Инструктор ведет лошадь, которая сначала идет медленными короткими шагами, перемежая длинными и совершая остановки. Задача – научиться удерживать равновесие, сохраняя спину прямой.
- Исходная позиция №2 – сесть верхом, лицом к хвосту лошади. Цель – удержание равновесия, лошадь идет перемежающими шагами (короткие, длинные).
- Исходная позиция №3 – сесть боком, лицо при этом повернуто вправо или влево (сторону поворота определяет иппотерапевт исходя из особенностей пациента). Инструктор ведет лошадь, совершаются те же маневры, что и в предыдущих двух позициях.
Иппотерапия – коррекция осанки:
- сидя верхом на стоящей лошади, совершаются поочередные наклоны правой и левой руки к противоположной ноге;
- наклоны туловища вперед и назад;
- эти же упражнения проделать на движущейся лошади.
Иппотерапия – противопоказания
Польза от занятий с лошадьми многогранна и обладает мощным терапевтическим эффектом. Вред иппотерапии обнаруживается в тех случаях, когда существовали противопоказания, и не было согласованности с врачом на проведение занятий. Иппотерапия строго противопоказана в следующих случаях:
- тяжелые врожденные и приобретенные деформации позвоночника;
- острые психические состояния;
- ожирение 3 степени;
- гемофилия;
- мышечная дистрофия;
- высокое внутричерепное давление;
- опухоли различного генеза;
- синдром Дауна с врожденными аномалиями шейного и поясничного отдела позвоночника;
- миопия (высокая степень);
- глаукома;
- любые воспалительные заболевания в остром периоде;
- желчнокаменная болезнь;
- множественные камни в почках;
- послеоперационный период.
Иппотерапия – книги
Из приведенной ниже литературы можно увидеть, что иппотерапия обладает широкими возможностями и будет полезна к прочтению родителям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, а также тем, кто не равнодушен к конному спорту. Список книг:
- «Знакомьтесь — Иппотерапия» Д. Бикнелл, Х. Хенн, Д. Уебб. Брошюра-руководство для иппотерапевтов с описанием методик по работе с детьми инвалидами.
- «Иппотерапия. Лечебная верховая езда» Д.М. Цверава. В книге рассмотрены методы иппотерапии по улучшению состояния при заболеваниях: ДЦП, аутизм, нарушение осанки, остеохондрозе, синдроме гиперактивности с дефицитом внимания.
- «Лошадь в психотерапии, иппотерапии и лечебной педагогике» Хрестоматия. Общение с лошадьми открывает новые возможности у взрослых и детей с ограниченными возможностями, снимает тревожность, агрессию, лечит депрессию. Иппотерапия – методики, разработанные немецкими специалистами на протяжении нескольких лет и показавшие результативность, с ними можно ознакомиться на страницах хрестоматии.
- «Профилактика и лечение сколиоза конным спортом» Д.М. Цверава. В этой книге автор рассматривает занятия с лошадьми не как форму лечебной физкультуры, но как полноценный спорт.
- «Руководство по верховой езде» Дж. Бикнел, Х.Хенн, Дж. Вебб. Социальная реабилитация, наравне с медицинской, важна для детей с ограниченными возможностями. Брошюра содержит полезные материалы по иппотерапии.
Иппотерапия как современный метод реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья
Курс повышения квалификации за 340 рублей!
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления
Иппотерапия как современный метод реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Страшко Александр Юрьевич
ГУСО «Ставропольский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья»
Лечебный эффект от общения с животными известен не одну тысячу лет и еще Гиппократ утверждал, что больные люди быстрее выздоравливают при верховой езде, а меланхолики расстаются с черными мыслями.
Лечебная верховая езда (иппотерапия – в переводе с греческого, «лечение лошадью») это эффективный метод восстановительной терапии. Иппотерапия – физиотерапевтическое лечение, основанное на нейрофизиологии, использующее лошадь и верховую езду [3].
Сегодня в 45 странах действуют центры лечения верховой ездой.
Для реабилитации больных отбираются лошади, обладающие подходящими характеристиками. При отборе оцениваются спокойный миролюбивый характер лошади, ее способность работать с людьми, здоровая уравновешенная психика.
В последние годы, иппотерапия используется в системе комплексной реабилитации лиц с различными нарушениями в развитии. Часто применяется при лечении детей-инвалидов в качестве многофункционального метода реабилитации, т.е. иппотерапия используется не только в качестве одной из разновидностей лечебной физкультуры, но и как метод психологической коррекции.
Иппотерапию используют в реабилитации как терапевтическое средство, которое помогает добиться улучшения состояния пациентов, которые страдают различными отклонениями в развитии.
Сущность метода заключается в том, что лошадь (hippos – греч.) при движении шагом выступает в роли терапевтического посредника для всадника, передавая двигательные импульсы, аналогичные движению человека при ходьбе. Лошадь передает пациенту от 90 до 110 разнонаправленных двигательных импульсов в минуту. Данное двигательное воздействие вызывает ответную реакцию пациента, которая помогает физиотерапевту корректировать двигательную активность больного. [4]
Большим преимуществом иппотерапии является чрезвычайно широкий диапазон показаний к его применению, когда происходит более быстрое и успешное, чем при традиционном лечении, выздоровление и стойкие улучшения. Конная «терапия» неоценима при лечении и профилактике сколиоза, неврозов, при многих желудочно-кишечных заболеваниях, остеохондрозе, отдельных сенсорных расстройствах, психических недугах и пр. В комплексе с иппотерапией лечение во всех случаях более эффективно. Регулярные занятия лечебной верховой ездой благоприятно влияют на весь организм в целом, нормализуют деятельность сердечно-сосудистой, нервной и пищеварительной систем, снижают судорожную готовность, уровень сахара в крови у диабетиков и т.д.
Особенно эффективной и действенной иппотерапия оказалась в реабилитационной практике с детьми, страдающими самыми тяжкими, практически неизлечимыми заболеваниями, а также отклонениями в физическом и интеллектуальном развитии (ДЦП, ранний детский аутизм и др.), что напрямую связано с уникальным свойством иппотерапии оказывать одновременное положительное воздействие на физическую, интеллектуальную и психосоциальную сферы занимающихся. [2]
Интерес к лошади, восхищение ее красотой и силой свойственны практически каждому из нас. Радость же детей, обремененных тяжелыми недугами при встрече и общении с этим прекрасным животным трудно переоценить.
Основной механизм воздействия иппотерапии на организм больного, основан на концепции лечебно-профилактического влияния двух мощных факторов: психогенного и биомеханического.
Под психогенным фактором подразумеваются две высокоценные мотивации – очень желаемое с очень опасны (страх и неуверенность в себе). Это помогает, во-первых, раскрыть потенциальные возможности больного активно вовлекая его в лечебный процесс с преодолением страха и неуверенности и, во-вторых, помогает вести борьбу с имеющимися нарушениями с помощью эмоционально стимулирующего прекрасного животного – лошади.
Под биомеханическим фактором подразумевается влияние колебаний, возникающих и идущих от спины движущейся лошади в трех взаимно перпендикулярных плоскостях. Эти колебания вызывают поочередное напряжение и относительное расслабление почти всех групп мышц, с большим акцентом на мышцы туловища. Это обуславливает частичную ( а в некоторых случаях необходимую ) нормализацию мышечного тонуса, снижение спастичности, уменьшения объема и амплитуды непроизвольных движений, улучшение координации, что в свою очередь улучшает статико-локомоторные функции.[6]
Положительный эффект воздействия иппотерапии связан со следующими факторами:
взаимодействие с лошадью уже создает положительный эмоциональный фон;
мышцы ребенка разогреваются теплом лошади и массируются движениями мощной мускулатуры лошади;
в работу включаются все группы мышц всадника и размеренный ритм движений оказывает благоприятное воздействие на весь организм.
В настоящее время определены следующие основные направления использования верховой езды в лечебных, оздоровительных и социально-педагогических целях:
1. Иппотерапия для коррекции различных двигательных нарушений, таких, как парезы, параличи верхних и нижних конечностей, расстройства координации движений, насильственные движения и т.п. В ортопедической практике были попытки применения данного метода при коррекции деформаций позвоночника и иных дефектов осанки [Цверава, Лория, 1983; Karte, 1989].
2. Лечебная верховая езда и вольтижировка (упражнения на лошади) как метод педагогического воздействия. Данный вид помощи показан детям и подросткам, в том числе и с нарушениями интеллектуального развития, детям с нарушениями в поведении, затруднениями в обучении с целью педагогической коррекции. Ведущими специалистами в этой области являются педагоги и психологи.
3. Верховая езда как спорт среди инвалидов, как спортивная деятельность, способствующая поддержанию общей физической активности и реабилитации личности. Ведущие специалисты в данной области – тренеры по верховой езде, имеющие специальные знания и лицензию для работы с инвалидами.
4. Иппотерапия как назначенное врачом лечебно-гимнастичес-кое мероприятие, в котором на лошадь возложена роль живого тренажера. Применяется в терапии двигательных расстройств на основе поражения центральной нервной системы, а также в комплексной реабилитации при некоторых соматических заболеваниях и в ортопедической практике. Ведущими специалистами в проведении занятий являются методисты по иппотерапии и инструкторы лечебной физкультуры.
5. Иппотерапия как средство восстановления способности к передвижению в рамках послеоперационной реабилитации хирургических больных. В терапии внутренних болезней она используется как элемент системы средств лечения компенсированных заболеваний органов кровообращения, нарушений обмена веществ, заболеваний органов дыхания, при различного рода вегетодисфункциях [Цверава, Лория, 1983]. В психоневрологической практике езда верхом применяется при лечении различных депрессий, неврозов, отдельных психозов (под особым врачебным контролем), а также при задержке психомоторного развития у детей [Karte, 1989]. К сожалению, до сих пор не разработана методика применения иппотерапии в целях социальной реабилитации и интеграции инвалидов вследствие ДЦП.[1]
В настоящее время, иппотерапия является современным методом реабилитации лиц с ограниченными возможностями.
В нашем центре, ГУСО «Ставропольский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья», этот метод используется достаточно давно, за все это время отмечается положительная динамика в физическом и психологическом здоровье детей, а так же наблюдается улучшение в эмоционально-волевой сфере. Занятия проходят каждую неделю по вторникам и четвергам, эти дни являются самыми любимыми для детей, которые занимаются на лошади. Каждый ребенок готовится к этому дню заранее, рисует рисунки лошади, рассказывает родителям о впечатлениях прошлого занятия и перед тем как идти на иппотерапию, обязательно напоминает маме об угощении для любимой лошади «Аргонавта».
Все задания и нагрузка для ребенка рассчитывается с опорой на индивидуальное развитие, ведь если ребенка перегрузить упражнениями, то не получится достичь положительного эффекта, к которому мы так стараемся прийти.
На занятии дети очень стараются выполнить все задания, который дает инструктор. Для них очень важно сделать их правильно и без посторонней помощи, показать родителям, что он может это. Итогом занятия, является кормление лошади угощениями, которые принес ребенок. Этот момент очень радостный для каждого ребенка, все дети улыбаются, смеются, их переполняют положительные эмоции.
Для каждого ребенка, занятие иппотерапией очень значимы, ведь не у всех детей есть возможность увидеть, потрогать, прокатиться на ней верхом и даже управлять ею поводом.
Каждому ребенку, занятия на лошади помогает скорей преодолеть процесс социализации, который протекает достаточно медленно, а рассказав родственникам, сверстникам и знакомым, о том, что он катался на такой большой и красивой лошадке, помогает ему «подняться в их глазах», получить уважение друзей и ровесников.
Источники:
http://o-krohe.ru/zdorove/ippoterapiya/
http://womanadvice.ru/ippoterapiya-dlya-detey-i-vzroslyh-chto-lechit-metodiki-i-uprazhneniya
http://infourok.ru/ippoterapiya-kak-sovremenniy-metod-reabilitacii-detey-s-ogranichennimi-vozmozhnostyami-zdorovya-4008924.html