Тематическое занятие рыбы. План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Рыбы
Рыбы
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программное содержание: Обобщить и систематизировать знания детей о рыбах. Закреплять навык классификации: внешний вид, питание, среда обитания. Продолжать учить видеть сходства и различия, выражать их в речи, используя нужные лексико-грамматические средства языка. Образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительные множественного числа родительного падежа. Образование относительных прилагательных от
существительных. Совершенствовать навык составления предложений по сюжетным картинам, умение устанавливать причинно-следственные связи, выражать их в связной речи путем моделирования. Расширять и активизировать словарь.
Закреплять навык составления звуко-буквенных схем слов, схем предложений, определяя количество звуков в слове, слов в предложении.
Коррекционно-развивающие задачи: Развивать зрительный гнозис, общую и мелкую моторику, восприятие, внимание, память, мышление.
Формировать доброжелательное отношение друг к другу, воспитывать умение работать и играть в коллективе.
Демонстрационный материал: кукла-Незнайка, предметные картинки с изображением стрекозы, сома, щуки, карася, окуня, ската, камбалы, меч-рыбы, карточка с тремя наложенными друг на друга буквами, касса букв, звуковые схемы, сюжетные картины, модели рыб: строение, среда обитания, питание, размножение.
Раздаточный материал: конверты с разрезными картинками рыб по количеству детей, кассы букв, звуковые схемы, графические схемы предложения.
Игра «Доброе животное» (дети встают в круг, берутся за руки, делают круг то уже то шире, имитируя биение большого сердца, улыбаются друг другу, садятся на свои места).
Создание игровой ситуации:
Приходит Незнайка. Замечает стрекозу под столом.
Незнайка. Какая красивая рыбка!
Дефектолог. Ребята, это рыба?
Дети . Это стрекоза-насекомое.
Незнайка . Но ведь она похожа на рыбку. У нее есть голова, усы, плавники, хвост. Это настоящая рыба.
Дефектолог . Нет, Незнайка, ты не прав.
Незнайка . Снова я все перепутал. Никогда не научусь отличать рыб от других животных.
Дефектолог . Дети, давайте научим Незнайку узнавать рыб и не путать их с другими животными. Вот смотри: (выставляются картинки с изображением сома, щуки, окуня, карася).
Как называются эти рыбы? (дети отвечают).
Незнайка . Я не запомню их всех!
Дефектолог . Чтобы легче было запомнить, посмотрим что общее есть у рыб?
Игра «Где живут рыбы?»
Деф . Где живут все рыбы?
Дети . Рыбы живут в воде.
Деф . В реках живут какие рыбы? (речные).
В реках и озерах вода какая? (пресная).
В море живут какие рыбы? (морские)
В море вода какая? (соленая).
В аквариуме живут какие рыбы? (аквариумные).
Игра «Части тела рыб»
Деф . Я буду показывать, а вы называть части тела рыб ( голова, туловище покрыто чешуей и слизью, плавники для того чтобы плавать, хвост для того чтобы задавать направление).
Плавники на груди какие? (грудные)
на спине какие? (спинные)
на брюшке какие? (брюшные).
Игра «Размножение рыб».
Деф. Как размножаются рыбы?
Дети . Весной рыбы мечут икру. Из икры появляются мальки. Они растут и превращаются в рыб.
Деф . А теперь посмотрим, чем отличаются рыбы друг от друга?
Игра « Назови отличия»
( сом и карась: форма, размер, окраска, повадки, питание ).
Отправляемся на берег реки (показ волн).
Там плавают рыбки (показ).
Вдруг появилась щука (показ).
Игра « Сложи целое»
Дети складывают разрезные картинки (щука, карась, сом, окунь).
Игра « Узнай про чью рыбку загадка?»
-На дворе зима ли осень,
В глубине родной реки
Мы тельняшки гордо носим
Как лихие моряки.
Любим жить в прозрачных водах
Каждый день в урочный час
Возле берега охотно
Рыболовы кормят нас.
На дне где тихо и темно,
Лежит усатое бревно.
В воде проживает, хвостом виляет,
Зубаста, а не лает.
Как догадались? (дети объясняют).
Игра « Назови ласково»
У меня большие рыбы, а у вас маленькие, как можно их назвать?
Один сом, много кого?- сомов
Игра «Четвертый лишний»
Проверим, как Незнайка научился не путать рыб?
Речные рыбы – морская,
Щука, окунь, сом, карась (м.б. карась, потому что все хищные, а он нет;
м.б. сом, потому что у него нет чешуи, но есть усы).
Представим, что мы рыбки.
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде,
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке,
То помашут плавниками,
То закружатся кругами.
Игра « Угадай слово»
Здесь зашифровано название рыбы (на карточке наложены буквы друг на друга М О С), какое слово написано? (сом)
Выложим это слово из букв кассы (один ребенок у доски).
Составим схему этого слова.
– Сколько слогов в слове СОМ? (один)
– Как определили? (один гласный звук О).
– Сколько звуков в этом слове? (три)
Игра «Придумай предложение по картине»
Придумать предложение-ответ на вопрос: что умеют делать рыбы?
-Рыбы умеют плавать.
-Рыбы умеют искать корм.
-Рыбы умеют закапываться в песок….
Определить количество слов в предложении: Рыбы умеют плавать. (Три.)
Какое первое слово? (Рыбы.)
Какое второе слово? (Умеют.)
Какое третье слово? (Плавать.)
Составим схему предложения.
Составление рассказа по модели:
Деф . Все ли запомнил о рыбах, Незнайка?
Незнайка. Не совсем, все перепуталось в голове.
Деф . Придется ребятам еще раз рассказать тебе о рыбах, чем они отличаются от птиц, животных и насекомых, а ты смотри и слушай. Рассказывать будем по модели (выставляется модель: среда обитания, строение, питание, размножение.)
Дети. Рыбы живут в воде. У рыб есть голова, туловище покрытое чешуей и слизью, плавники, хвост. Рыбы питаются водорослями, мелкими рыбами, червями, насекомыми. Весной рыбы мечут икру, из которой появляются мальки.
Незнайка . Ну теперь я хорошо запомнил рыб. Спасибо, вам ребята, до свидания.
Дети . До свидания, Незнайка.
Итог: – О ком сегодня говорили?
-Покажите щуку на пальчиках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Большая коллективная работа по изо, с применением нетрадиционного способа изображения- аппликация из скрученной бумаги и рисование гуашевыми красками.
Коллективный коллаж по репродукции Матисса “Красные рыбы”. Дети имеют опыт создания коллективных коллажей. Умеют работать в совместной с взрослым деятельности, взаимодействовать со сверстниками.
Занятие по развитию семантических полей расширяют словарь ребенка. Развивают падежные конструкции используя ядерное слово рыба. На занятиях с использованием ИКТ дети с большим интересом работают, проя.
Пезентация может использоваться при изучении лексической темы “Рыбы” педагогами-психологами, логопедами, воспитателями. Представленные задания способствуют развитию памяти, мышления, внимания.
конспект обобщающего занятия по проекту “Рыбы” в подготовительной логопедической группе.
Сценарий открытого занятия ” Кто такие рыбы”. познакомить детей с красотой подводного мира.
Тема: “Морские рыбы” Цели: 1. Показать как настроение природы в картине и свое настроение можно передать с помощью цвета. 2. Продолжать обучать самостоятельному выявлению новых оттенков из заданн.
«Рыбы». Конспект НОД в подготовительной группе
спирина татьяна
«Рыбы». Конспект НОД в подготовительной группе
Конспект НОД в подготовительной группе по теме «Рыбы»
Цель: Сформировать у детей представления об особенностях проживания, питания и строения рыб.
Расширять у детей знания и представления о рыбах, их внешнем виде, повадках, местах обитания, о пользе рыб.
Развивать связную речь, умение рассуждать, совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы, учить составлять рассказ по плану.
Формировать навыки словообразования, употребления существительных с суффиксами.
1. Ход занятия: Ребята, давайте мы с вами поприветствуем друг друга. Возьмем друг- друга за руки, посмотрим в глазки своему соседу: сначала слева, потом справа и на всех. А также поприветствуем гостей.
Ребята, посмотрите, что у меня в руках. Что это? (глобус). Скажите, какого цвета на нем больше всего? (синего).А что означает синий цвет (моря, океаны, реки).
Ребята, мы сегодня с вами совершим путешествие в мир,а в какой, вы узнаете, отгадав загадку:
Плаваю под мостиком,
По земле не хожу.
Рот есть, да не говорю.
Глаза есть,- не мигаю.
Крылья есть – не летаю.
Правильно, это рыбы. Рыб очень много и живут они в озерах, морях, реках, океанах.
Скажите какая вода в реках, озерах (не соленая, пресная).Рыбы, которые живут в озерах, реках называют- пресноводным.
Какая вода в океанах (соленая) .А рыбы которые живут в морях? (морские).А есть рыбы, которые живут в аквариуме; могут ли такие рыбы жить в морях,в наших реках (нет, они теплолюбивые).Какая вода должна быть в аквариуме? Чем кормят аквариумных рыб?
Давайте вспомним какое строение у рыб.
-Голова, тело, хвост, плавники.
– Для чего нужен хвост? (Служит рулем)
– Чем покрыто тело рыбы (чешуей).
– Чем дышат рыбы в воде? (жабрами).
Они все время открывают и закрывают рот, заглатывают воду. Жабры забирают кислород и через жаберные крышки выходят наружу.
-Есть глаза, они их никогда не закрывают, потому что у рыб нет век, спят с закрытыми глазами.
-Чем они питаются? (водорослями, червями).
– Сейчас, я расскажу вам, как рыбы появляются на свет и растут. Сначала мама – рыбка откладывает икринки. В каждой икринке растет зародыш. Потом из зародыша вырастает головастик. Посмотрите, какая у него большая голова, поэтому их так и называют. Потом из головастика вырастает малек. Из малька вырастает маленькая рыбка. Она растет и вскоре из нее вырастает настоящая рыба.
2. Игра «Семейка слов». Поиграем в мяч и образуем слова одной семейки к слову рыба:
-Как можно назвать маленькую рыбу? (рыбка, рыбешка).
-Как называют человека, который ловит рыбу? (рыбак, рыболов).
-Что делает рыбак? (рыбачит).
-Куда ходит рыбак? (на рыбалку).
-Какой суп варят из рыбы? (рыбный).
-Как назвать большую рыбу? (рыбина).
-Чей хвост у рыбы (рыбий).
Отлично! Вы подобрали столько слов из одного семейства.
3. Игра «Скажи ласково» (лещ- лещик, сельд –селедочка и т. д)
4. Пришло время отдохнуть. Физминутка.
5. «Опиши рыбу» (мнемотехника).
6. А теперь, ребята, садитесь на свои места. Посмотрите ребята, что у нас стоит на столе? (аквариум). Только в нем нет рыб, я предлагаю запустить в него рыб. А рыб мы будем делать из цветной бумаги.
Но прежде, чем приступим к работе, мы с вами поиграем с нашими пальчиками.
7. Практическая часть: Аппликация.
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей с задержкой психического развития «Рыбы» Цель: формировать у детей представление о рыбах. Задачи: 1. Коррекционно-развивающие: -Развивать умение наблюдать, анализировать, делать.
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе для детей с ЗПР «Рыбы» РАЗВИТИЕ РЕЧИ Тема: Рыбы. Цель: Расширить и систематизировать знания и представления детей о различных видах рыб и их отличительных особенностях.
Конспект НОД с детьми подготовительной группы «Рыбы и лягушки» Программное содержание: • Формировать представление детей о создании условий для роста и развития растений • Закрепить знания детей об особенностях.
Конспект НОД в подготовительной группе «Мы туристы» Цель: сохранение здоровья детей через ознакомление с правилами и нормами безопасного поведения. Задачи: Образовательные: закрепить представления.
Конспект НОД в старшей логопедической группе по теме «Рыбы» Конспект непосредственно организованной деятельности логопеда с детьми старшей логопедической группы с диагнозом ОНР по теме “Рыбы” Цели.
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Кто такие рыбы» Конспект урока по окружающему миру на тему «Кто такие рыбы?» Урок: окружающий мир Тема: «Кто такие рыбы» Класс: 1 Цели: познакомить с.
Видео и конспект занятия «Рыбы в пруду» в старшей группе Вид деятельности: Рисунок- лепка. Предварительная работа: рассматривание рыбок в аквариуме. Просмотр мультфильмов о сказочных рыбках. Беседа.
НОД «Рыбы Карелии» Конспект нод «Рыбы Карелии». Цель: • Воспитание навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности,.
Подгрупповое логопедическое занятие «Рыбы» в старшей логопедической группе Подгрупповое логопедическое занятие Контингент детей: дети старшего дошкольного возраста с ОНР. Тема:”Рыбы” Цели: Образовательные -Закреплять.
Электронная дидактическая игра «Какие бывают рыбы?» Виктория Хайриева Электронная дидактическая игра «Какие бывают рыбы» Цель: расширять и закреплять представления об особенностях внешнего.
Конспект открытого занятия по речевому развитию на тему «Рыбы и морские обитатели» (подготовительная группа)
Екатерина Дунда
Конспект открытого занятия по речевому развитию на тему «Рыбы и морские обитатели» (подготовительная группа)
Приоритетная образовательная область: речевое развитие.
Цель: обобщить знания о морских и речных обитателях, учить делить слова на слоги, учить верно формулировать вопросы и задавать их, побуждать к составлению развернутого сложноподчиненного предложения, учить составлять рассказ, коллективный рассказ, учить согласовывать прилагательное с существительным.
Развивающая предметно-пространственная среда темы ННОД: помещение группы, столы, магнитная доска, компьютер, проектор, колонки, презентация, аудиозапись с шумом моря, рыбка с чешуйками (несколько чешуек отличаются цветом – разные оттенки синего, картинки морских и речных обитателей, картинки моря, реки; ракушки, камни, весы с чашами, бутылочка с сюрпризом, жетоны, конверты с заданиями. Отрывок из мультфильма «В поисках Дори».
Планируемый результат:
Речевое развитие – умеют делить слова на слоги, умеют задавать вопросы и отвечают полным ответом, умеют согласовывать прилагательные с существительным, умеют составлять короткие рассказы.
Социально-коммуникативное развитие – умеют работать в команде, умеют договариваться, легко общаются с взрослым, задают вопросы.
Художественно-эстетическое развитие – проявляют интерес к русскому фольклору и загадкам; стремятся к самостоятельной творческой деятельности.
Физическое развитие – легко выполняют основные движения
Ход занятия:
Звучит шум моря.
Воспитатель: Ребята, что это? Вы узнали этот шум?
Дети: Да. Это море.
Воспитатель: А что такое море? А какие другие водоемы вы знаете?
Дети: Море – это….А еще есть озера, реки, болота и т. д.
Воспитатель: Какие из них с соленой водой, а какие с пресной водой?
Дети:….
Воспитатель: Посмотрите, ребята. К нам заплыла загадочная рыбка. А в чем её загадочность? Что это за блестящие штучки на теле рыбки?
Дети: у нее необычные чешуйки.
Воспитатель: Правильно. На чешуйках у рыбки загадки. Отгадайте загадки! Кто отгадает – набирает себе команду. Но в команде может стать капитаном только самый внимательный и активный участник.
Эта рыба — хищник злой,
Всех проглотит с головой.
Зубы показав, зевнула
И ушла на дно. (акула)
Плавает прозрачный зонтик.
«Обожгу! — грозит. — Не троньте!»
Лапки у нее и пузо.
Как зовут ее? (Медуза)
На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно.
Он в самом омуте живет,
У него огромный рот,
Вы слыхали о таком?
Ну конечно, это (сом)
Опасней всех она в воде,
Хитра, прожорлива, сильна,
Притом — такая злюка!
Конечно, это (щука)
Воспитатель: Молодцы! Детки, которые отгадали загадки, набирайте себе команду и плывите в свой водоем! Но будьте внимательны! Выберите тот водоем, в котором вы обитаете! Есть два моря и две реки! (Уточнить у команд, в каких они живут водоемах либо сразу, либо спросить, почему выбрали тот или иной водоем).
Дети занимают столы с изображением моря или реки.
Воспитатель: Нашли свои водоемы! Молодцы! Ребята, а у рыбки есть сюрприз! Вот он в бутылочке. Но получить мы его сможем, только если пройдем несколько испытаний. Каждый раз, выполняя задание правильно – мы будем получать жетон. Вот если наши жетоны перевесят эту бутылочку, то мы сможем открыть её.
Если команда-соперник не может ответить на вопрос, вы можете рассказать вместо них и тоже получить жетон. Для этого у вас на столах лежат флажки – любой из вас зная ответ, может взять его и махнуть. Рыбка любит тишину, поэтому команда, которая будет шуметь и мешать – будет лишаться жетона. Готовы?
Дети: Да.
Воспитатель: Смотрите, на столах лежат конверты с номерами. Какой откроем?
Дети: с номером 1.
Воспитатель: открываем! Каждый возьмет по одной рыбке, которая обитает в вашем водоеме. Будьте внимательны и помогайте друг другу.
Дети выбирают картинки, сверяют их с силуэтами на картинке с водоемом
Воспитатель: Кого ты выбрал и почему? (обращается к ребенку)
Ребенок: Я выбрала акулу, потому что она обитает в море.
Воспитатель: Раздели это слово на слоги! (дети обязательно прохлопывают части слова)
Ребенок: а-ку-ла. И т. д все дети
Воспитатель: Молодцы! Все команды справились и получают свои жетоны. Теперь вы можете открыть другой конверт. Какой?
Дети: с номером 2
Воспитатель:Второе испытание – в конверте морской обитатель. А вот какой он? Вы рассказывайте, а я буду проверять – принимает рыбка ваши ответы или нет. Дети перечисляют прилагательные.
Медуза – какая она? Медуза – прозрачная, опасная, медленная, светящаяся.
Акула – какая она? Акула – опасная, зубастая, хищная, быстрая.
Скат – какой он? Скат – электрический, плоский, длинный.
Морские звезды – какие они? Они разноцветные, хищные, колючие, ядовитые.
Воспитатель: Дети, вы справились. Молодцы! Вот ваши жетоны. Давайте, отдохнем. Рыбка приглашает нас поиграть с ней:
Пять маленьких рыбок ныряли в реке
Лежало большое бревно на песке
(развести руки в стороны).
Первая рыбка сказала:- нырять здесь легко
Вторая сказала:- ведь здесь глубоко
(грозят указательным пальцем).
Третья сказала:- мне хочется спать
(руки лодочкой под ухо).
Четвертая стала чуть-чуть замерзать
(потереть кистями плечи).
Пятая крикнула:- здесь крокодил
(руками имитируют пасть крокодила).
Плывите скорее, чтоб не проглотил
Воспитатель: Теперь мы можем открыть конверт номер?
Дети: номер 3
Воспитатель: Узнайте, кого загадала нам рыбка! Я помогу рыбке провести это испытание – каждой команде загадаю какого-нибудь морского или речного обитателя. Вы можете задавать вопросы (3-4, на которые я отвечаю: да или нет. Потом вы совещаетесь и называете. Команда, угадавшая обитателя – получает жетон!
1 команда – осьминог
2 команда – краб
4 команда – дельфин
(Дети задают вопросы. Совещаются. Дают ответ. Воспитатель открывает картинки).
Воспитатель: Молодцы! Команды получают свои жетоны. Ну, и последний конверт №4! Откройте его скорее!
Воспитатель: Так, что же это?
Дети: Части пазла.
Воспитатель: А где же другие части? У каждой команды только одна часть. Что же делать?
Дети: может соединить части всех команд?
Воспитатель: Молодцы! Конечно, только вместе, дружно можно преодолеть все трудности. Так даже лучше! Наши жетоны все вместе точно перевесят бутылочку с сюрпризом. Дети собирают пазл – схема для рассказа.
Дети: это схема
Воспитатель: Что же хочет рыбка?
Дети: Она хочет, чтобы мы рассказали ей про обитателей водоемов.
Воспитатель: Верно. Нам нужно при помощи схемы составить рассказ об обитателе, которого вы выбрали. Первое предложение – кто это, второе – где обитает, третье – чем питается, и четвертое – что вы знаете еще об этом обитателе водоема.
Например, это рак. Он живет в реке. Он питается водорослями и свежими водными растениями. Рак опасен. Он может сильно прижать палец своими клешнями. У него тело покрыто панцирем.
(Дети составляют рассказы).
Воспитатель: Команды вновь получают свои жетоны.
Воспитатель: Какие вы знайки! Всё знаете про морских и речных обитателей.
А есть что-то, что вы узнали только сегодня?
Дети: ….
Воспитатель: А что вы хотели бы сами рассказать сегодня дома о жизни морских и речных обитателей? Кому?
Дети: …
А теперь предлагаю вам, объединить наши жетоны и взвесить их. Посмотрим – выиграли мы сюрприз или нет. (Дети собирают все жетоны и помещают на другую чашу весов. Жетоны перевешивают.)
Дети: ура!
Воспитатель: Открываем! Здесь билетик на просмотр мультфильма «В поисках Дори!» Давайте поблагодарим рыбку за такой замечательный сюрприз.
Источники:
http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2016/04/18/ryby
http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-v-podgotovitelnoi-grupe-po-teme-ryby.html
http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-otkrytogo-zanjatija-po-rechevomu-razvitiyu-na-temu-ryby-i-morskie-obitateli.html