12 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Священная рыба у греков. Почему рыба является символом Иисуса Христа

Священная рыба у греков. Почему рыба является символом Иисуса Христа

Почему рыба является символом Иисуса Христа?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

В греческом слове ICHTHYS (рыба) христиане древней Церкви увидели таинственный акростих, составленный из первых букв предложения, выражающего исповедание христианской веры: Jesous Christos Theou Yios Soter – Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель. «Если первые буквы этих греческих слов соединить вместе, то получится слово ICHTHYS, то есть «рыба». Под именем рыбы таинственно разумеется Христос, потому что в бездне настоящей смертности, как бы в глубине вод, Он мог оставаться живым, то есть. безгрешным» (Блаженный Августин. О Граде Божьем. XVIII. 23.1).

Профессор А.П. Голубцов высказывал предположение: «Это буквенное значение слова ICHTHYS было рано подмечено христианскими экзегетами, и, вероятно, в Александрии – этом центре аллегорического толкования – впервые был и поставлен на вид таинственный смысл этого знаменитого слова» (Из чтений по церковной археологии и литургике. Спб., 1995. С. 156). Однако надо определенно сказать: не одно только наблюдение над буквенным совпадением привело к тому, что у христиан первенствующей Церкви рыба стала символом Иисуса Христа. Сознание древних учеников Божественного Спасителя, несомненно, находило опору для такого понимания в святом Евангелии. Господь говорит: Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него (Мф. 7: 9–11). Символика ясна и выразительна: рыба указывает на Христа, а змия – на диавола. При насыщении более четырех тысяч человек Господь творит чудо умножения хлеба и рыбы: И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу. И ели все и насытились (Мф. 15: 36–37). При другом чуде насыщения народа было пять хлебов и две рыбы (см.: Мф. 14: 17–21). Об евхаристическом понимании первого и второго насыщения свидетельствует изображение, сделанное на стене одной из римских катакомб святого Каллиста: плывущая рыба держит на спине плетеную корзину с пятью хлебами и стеклянным сосудом с красным вином под ними.

Древние христианские писатели не ограничивались символическим сравнением Иисуса Христа с рыбой. Они распространяли это сравнение и на последователей Спасителя. Так, Тертуллиан писал: «Животворно таинство нашей воды, ибо, смыв ею грехи вчерашней слепоты, мы освобождаемся для жизни вечной! Мы же, рыбки, вслед за «рыбой» (ICHTHYS) нашей Иисусом Христом, рождаемся в воде, сохраняем жизнь не иначе, как оставаясь в воде» (О крещении. 1.1). Климент Александрийский в «Гимне Христу Спасителю» также сравнивает последователей Иисуса Христа с рыбками:

Жизни Радость вечная,
Смертного рода
Спаситель, Иисусе,
Пастырь, Пахарь,
Кормило, Узда,
Крыло небесное святого стада!
Ловец человеков,
Спасаемых
Из моря нечестия!
Рыб чистых
Из волны враждебной
к сладостной жизни уловляющий!
Веди нас, овец
Пастырь разумных!»

«ΙΧΘΥΣ»: почему символом Иисуса Христа является рыба

Имеющее греческие корни слово «ихтис», в переводе обозначающее «рыба», являясь тайным христианским символом, со времен становления данной религии ассоциируется с именем Иисуса Христа.

Акроним

Глубокий смысл скрывается в том, что «ихтис», в своем исконном начертании выглядящий как «ΊΧθΥΣ», является древним акронимом, в котором кратко определяется имя Спасителя и первохристианская вероисповедная формула. Каждая ее буква есть не что иное, как первая литера греческих слов -Ἰησοῦς Χριστός, Θεοῦ Υἱός, Σωτήρ, в переложении на русский язык обозначающие — Иисус Христос Божий Сын Спаситель.

Профессор Александр Голубцов в работе «Из чтений по церковной археологии и литургике» предполагает, что первыми сакральный подтекст этого знаменитого слова подметили экзегеты из Александрии, славившиеся своими аллегорическими толкованиями.

В «Православной энциклопедии» под редакцией Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла отмечено, что понимание образа ихтиса в христологическом русле возникло в IV в, когда были истолкованы пророчества эритрейской сивиллы, входящие в состав 8-ой книги «Сивилльских оракулов». Именно в ней начальные буквы греческого текста стихов 217-250 составляют акростих «Ихтис», о котором блаженный Августин в работе «О граде Божием» писал: «Под именем рыбы таинственно разумеется Иисус Христос, потому что в бездне настоящей смертности, как бы в глубине вод, Он мог оставаться живым, то есть безгрешным».

Читать еще:  Какая самая быстрая птица в мире? Рекорды. Самый быстрый и самый медленный

Евангельская символика

О важном символизме рыбы повествуется на страницах Евангелий, описывающих жизнь, деяния и смерть Иисуса Христа. Знак «ихтис» отсылает ко многим новозаветным эпизодам, где фигурируют рыба и рыбаки, и поэтому существует масса версий, почему именно это существо было выбрано первыми христианами как олицетворение Мессии.

Приводя разнообразные свидетельства, начинать, пожалуй, нужно с того, что окружавшие Спасителя ученики-апостолы, многие из которых были рыбаками, назывались им в Евангелии от Матфея (4:19) и Евангелии от Марка (1:17) «ловцами человеков». Согласно Евангелию от Матфея (13:47), Христос уподобляет Царство Небесное «неводу, закинутому в море и захватившего рыб всякого рода». Раннехристианский писатель Тертуллиан, размышляя о Таинстве Крещения, писал: «Мы маленькие рыбки, ведомые нашим ikhthus, мы рождаемся в воде и можем спастись не иначе, как пребывая в воде».

О рыбе говорится при упоминании момента, когда Христос кормил народ в пустыне: «Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам Своим, чтобы они раздали им; и две рыбы разделил на всех. И ели все, и насытились» (Евангелие от Марка 6:41-42).

К слову, относительно чудо-истории с умножением хлебов и рыб высказывался и святой Павлин Милостивый, отмечавший, что «. пятью хлебами и двумя рыбами насытил [народ] Христос, будучи Сам истинным Хлебом и Рыбой живой воды».

Другой эпизод повествует о встрече и трапезе Спасителя и его учеников на берегу Тивериадского озера, свершившихся уже после его Воскрешения: «А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус. Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет. Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы…Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб. Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали… Иисус говорит им: придите, обедайте. Из учеников же никто не смел спросить Его: кто Ты?, зная, что это Господь. Иисус приходит, берет хлеб и дает им, также и рыбу» (Евангелие от Иоанна 21:4-13).

В Евангелии от Луки (11:11) можно обнаружить строку: «Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?», из которой толкователи сделали вывод о противопоставлении рыбы, как чистой силы, и аспида, как олицетворения дьявола.

Святой Амвросий, опираясь на Евангелие от Матфея (17:24-27), где повествуется о выловленной апостолом Петром рыбе с монетой во рту, предназначавшееся для пожертвования в пользу Иерусалимского храма, связывал образ ихтиса с Искуплением.

Опознавательный символ

Широкое распространение символ «ихтис» получил в период становления христианства, когда приверженцы монотеизма в Римской империи подвергались повсеместным гонениям. Первые изображения секретного символа «ΙΧΘΥΣ» появились в римских катакомбах (например, подземелье Присциллы) во II веке, где втайне от властей устраивали свои собрания христиане. Иногда в качестве кодового символа использовалось не слово «ихтис», а изображение рыбы.

Иногда при встрече незнакомцев один из них невзначай чертил на земле дугу, и если другой дополнял этот нехитрый рисунок второй пересекающейся дугой, превращая линии в рыбу, оба понимали, что являются приверженцами христианства.

Читать еще:  Как правильно резать репчатый лук на салат. Как мелко нарезать лук: удобное приспособление

Часто такие рыбки служили для посвященных людей указателями к месту нахождения церкви, которая перестала конспирироваться после 313 года, когда император Константин возвестил о принятии христианства в качестве государственной религии.

Символом Христа, несущего причастие, служило изображение рыбы, несущей на спине корзину с хлебами и вином, украшавшие катакомбы св. Каллиста.

На фрагменте стены бассейна баптистерия, хранящегося в музее Туниса, выложена мозаика «Крещение», где Иисус представлен в виде дельфина, над которым парит Святой Дух, представленный в виде голубя. Между тем дельфин, прикованный к якорю, в христианстве олицетворяет Христа, распятого на кресте.

Современность

Интерес к символу ихтис возродился у христиан в конце XX века. Некоторые протестанты, обозначая свою религиозную принадлежность, размещали на автомобиле специальную наклейку с изображением рыбы, внутри которой значилась надпись «ΙΧΘΥΣ». В пику им атеисты, придерживающиеся эволюционной теории зарождения жизни, стали клеить на авто свою рыбу с маленькими ножками, внутри которой было начертано слово «Дарвин». В ответ сторонники Нового Завета выпустили наклейки, где рыба «Дарвина» опрокинута ножками вверх, что свидетельствовало о несостоятельности их взглядов на природу возникновения Вселенной.

Но дальше всех пошли верующие, не опровергающие эволюционную теорию, а видящие в ней лишь очередной промысел Божий, поскольку они придумали наклейку, совмещающую все точки зрения. Их рыба была украшена надписью «ΙΧΘΥΣ» и снабжена ножками.

«ΙΧΘΥΣ»: почему символом Иисуса Христа является рыба

Имеющее греческие корни слово «ихтис», в переводе обозначающее «рыба», являясь тайным христианским символом, со времен становления данной религии ассоциируется с именем Иисуса Христа.

Акроним

Глубокий смысл скрывается в том, что «ихтис», в своем исконном начертании выглядящий как «ΊΧθΥΣ», является древним акронимом, в котором кратко определяется имя Спасителя и первохристианская вероисповедная формула. Каждая ее буква есть не что иное, как первая литера греческих слов -Ἰησοῦς Χριστός, Θεοῦ Υἱός, Σωτήρ, в переложении на русский язык обозначающие — Иисус Христос Божий Сын Спаситель.

Профессор Александр Голубцов в работе «Из чтений по церковной археологии и литургике» предполагает, что первыми сакральный подтекст этого знаменитого слова подметили экзегеты из Александрии, славившиеся своими аллегорическими толкованиями.

В «Православной энциклопедии» под редакцией Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла отмечено, что понимание образа ихтиса в христологическом русле возникло в IV в, когда были истолкованы пророчества эритрейской сивиллы, входящие в состав 8-ой книги «Сивилльских оракулов». Именно в ней начальные буквы греческого текста стихов 217-250 составляют акростих «Ихтис», о котором блаженный Августин в работе «О граде Божием» писал: «Под именем рыбы таинственно разумеется Иисус Христос, потому что в бездне настоящей смертности, как бы в глубине вод, Он мог оставаться живым, то есть безгрешным».

Евангельская символика

О важном символизме рыбы повествуется на страницах Евангелий, описывающих жизнь, деяния и смерть Иисуса Христа. Знак «ихтис» отсылает ко многим новозаветным эпизодам, где фигурируют рыба и рыбаки, и поэтому существует масса версий, почему именно это существо было выбрано первыми христианами как олицетворение Мессии.

Приводя разнообразные свидетельства, начинать, пожалуй, нужно с того, что окружавшие Спасителя ученики-апостолы, многие из которых были рыбаками, назывались им в Евангелии от Матфея (4:19) и Евангелии от Марка (1:17) «ловцами человеков». Согласно Евангелию от Матфея (13:47), Христос уподобляет Царство Небесное «неводу, закинутому в море и захватившего рыб всякого рода». Раннехристианский писатель Тертуллиан, размышляя о Таинстве Крещения, писал: «Мы маленькие рыбки, ведомые нашим ikhthus, мы рождаемся в воде и можем спастись не иначе, как пребывая в воде».

О рыбе говорится при упоминании момента, когда Христос кормил народ в пустыне: «Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам Своим, чтобы они раздали им; и две рыбы разделил на всех. И ели все, и насытились» (Евангелие от Марка 6:41-42).

Читать еще:  Как женщине сделать красивую фигуру. Женская фигура с нуля: делаем красивые формы

К слову, относительно чудо-истории с умножением хлебов и рыб высказывался и святой Павлин Милостивый, отмечавший, что «. пятью хлебами и двумя рыбами насытил [народ] Христос, будучи Сам истинным Хлебом и Рыбой живой воды».

Другой эпизод повествует о встрече и трапезе Спасителя и его учеников на берегу Тивериадского озера, свершившихся уже после его Воскрешения: «А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус. Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет. Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы…Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб. Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали… Иисус говорит им: придите, обедайте. Из учеников же никто не смел спросить Его: кто Ты?, зная, что это Господь. Иисус приходит, берет хлеб и дает им, также и рыбу» (Евангелие от Иоанна 21:4-13).

В Евангелии от Луки (11:11) можно обнаружить строку: «Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?», из которой толкователи сделали вывод о противопоставлении рыбы, как чистой силы, и аспида, как олицетворения дьявола.

Святой Амвросий, опираясь на Евангелие от Матфея (17:24-27), где повествуется о выловленной апостолом Петром рыбе с монетой во рту, предназначавшееся для пожертвования в пользу Иерусалимского храма, связывал образ ихтиса с Искуплением.

Опознавательный символ

Широкое распространение символ «ихтис» получил в период становления христианства, когда приверженцы монотеизма в Римской империи подвергались повсеместным гонениям. Первые изображения секретного символа «ΙΧΘΥΣ» появились в римских катакомбах (например, подземелье Присциллы) во II веке, где втайне от властей устраивали свои собрания христиане. Иногда в качестве кодового символа использовалось не слово «ихтис», а изображение рыбы.

Иногда при встрече незнакомцев один из них невзначай чертил на земле дугу, и если другой дополнял этот нехитрый рисунок второй пересекающейся дугой, превращая линии в рыбу, оба понимали, что являются приверженцами христианства.

Часто такие рыбки служили для посвященных людей указателями к месту нахождения церкви, которая перестала конспирироваться после 313 года, когда император Константин возвестил о принятии христианства в качестве государственной религии.

Символом Христа, несущего причастие, служило изображение рыбы, несущей на спине корзину с хлебами и вином, украшавшие катакомбы св. Каллиста.

На фрагменте стены бассейна баптистерия, хранящегося в музее Туниса, выложена мозаика «Крещение», где Иисус представлен в виде дельфина, над которым парит Святой Дух, представленный в виде голубя. Между тем дельфин, прикованный к якорю, в христианстве олицетворяет Христа, распятого на кресте.

Современность

Интерес к символу ихтис возродился у христиан в конце XX века. Некоторые протестанты, обозначая свою религиозную принадлежность, размещали на автомобиле специальную наклейку с изображением рыбы, внутри которой значилась надпись «ΙΧΘΥΣ». В пику им атеисты, придерживающиеся эволюционной теории зарождения жизни, стали клеить на авто свою рыбу с маленькими ножками, внутри которой было начертано слово «Дарвин». В ответ сторонники Нового Завета выпустили наклейки, где рыба «Дарвина» опрокинута ножками вверх, что свидетельствовало о несостоятельности их взглядов на природу возникновения Вселенной.

Но дальше всех пошли верующие, не опровергающие эволюционную теорию, а видящие в ней лишь очередной промысел Божий, поскольку они придумали наклейку, совмещающую все точки зрения. Их рыба была украшена надписью «ΙΧΘΥΣ» и снабжена ножками.

Источники:

http://pravoslavie.ru/7028.html
http://cyrillitsa.ru/tradition/103391-%CE%B9%CF%87%CE%B8%CF%85%CF%83-pochemu-simvolom-iisusa-khrist.html
http://zen.yandex.ru/media/id/5a58c45d168a91fd9b027f16/5dbc91a35d636200af936e10

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: