Сформулируйте условие плавания тел. Урок-исследование “условия плавания тел”
Статика. Условие плавания тел.
Плавание тел — состояние равновесия твердого тела, частично или полностью погруженного в жидкость (или газ).
Основная задача теории плавания тел — определение равновесия тела, погруженного в жидкость, выяснение условий устойчивости равновесия. На простейшие условия плавания тел указывает закон Архимеда. Рассмотрим эти условия.
Как известно, на все тела, погруженные в жидкость, действует сила Архимеда FA (выталкивающая сила), направленная вертикально вверх, однако всплывают далеко не все. Чтобы понять, почему одни тела всплывают, а другие тонут, необходимо учесть еще одну силу, действующую на все тела, — силу тяжести F т которая направлена вертикально вниз, т. е. противоположно FA. Если тело оставить внутри жидкости в состоянии покоя, то оно начнет двигаться в сторону, в которую направлена большая из сил. При этом возможны следующие случаи:
- если архимедова сила меньше силы тяжести (FA Fт), то тело всплывет (рис. б);
3) если архимедова сила равна силе тяжести (FA = Fт), то тело останется в покое. Последнее условие является условием равновесия тела в жидкости:
Равенство FA = Fт выражает условие плавания тел: для того, чтобы тело плавало, необходимо, чтобы действующая на него сила тяжести уравновешивалась архимедовой (выталкивающей) силой.
Условию плавания тел можно придать другую форму. Представим архимедову силу в виде:
где ρж — плотность жидкости, Vm — объем жидкости, вытесненный телом, g — ускорение свободного падения. Силу тяжести, действующую на тело, тоже можно выразить через объем V и плотность тела ρ:
Разделив обе части этого равенства на g, получим условие плавание тел в новой форме:
Из полученного соотношения можно вывести два важных следствия.
1. Для того чтобы тело плавало, будучи полностью погруженным в жидкость, необходимо, чтобы плотность тела была равна плотности жидкости.
2. Для того чтобы тело плавало, частично выступая над поверхностью жидкости, необходимо, чтобы плотность тела была меньше плотности жидкости.
При ρ > ρж плавание тел невозможно, так как в этом случае сила тяжести превышает архимедову силу, и тело тонет.
Что будет происходить с телом, у которого ρ
Конспект урока “Условия плавания тел”
Курс повышения квалификации за 340 рублей!
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления
Условия плавания тел
ТЕМА. Условия плавания тел
Цель урока: исследование условий плавания тел.
определить условия плавания тел, в зависимости от соотношения сил тяжести и Архимеда, а также от соотношения плотностей жидкости и тела, погружаемого в неё, формировать умения объяснять поведение тел в жидкости.
продолжить формирование умений сравнивать, анализировать, делать выводы;
использовать проблемно-поисковый метод изучения нового материала;
научиться применять имеющиеся знания в проблемных ситуациях;
продолжить формирование познавательных интересов учащихся;
познакомить учащихся с практическим применением знаний о плавании тел;
формирование коммуникативной компетентности.
организовать учащихся, настроить на изучение данной темы
Сегодня вы не учащиеся 7 класса, а мои коллеги – физики-экспериментаторы, исследователи действия жидкости на погруженное в нее тело.
Вы когда-нибудь задумывались, почему маленький камень, брошенный в воду, тонет (опускается на дно), а огромное бревно плавает на поверхности? Почему говорят, что учится плавать лучше на море? Почему масло образует пленку на поверхности воды? Заинтересовались? – Изучив сегодняшнюю тему, мы сможем ответить на все эти вопросы,
Как вы думаете, какова тема нашего урока?
Запишите, пожалуйста, тему урока: «Плавание тел»
Сегодня на уроке
– повторим понятие выталкивающей силы;
– вам необходимо будет поработать в группах: провести ряд экспериментов, с помощью которых, мы установим в чем же заключаются условия плавания тел.
“ Сперва собирать факты и только после этого связывать их мыслью”, – советовал нам Аристотель. Прислушаемся к его совету”
Записывают тему урока
2. Изучение нового материала
2. Постановка учебной
Решение учебной проблемы
повторить материал, пройденный на прошлых уроках:
понятие архимедовой силы,
ее расчет и нахождение экспериментальным путем.
сформулировать учебную проблему,
развитие самостоятельной экспериментальной деятельности, умения анализировать свою работу, делать выводы. Формирование коммуникативной компетенции.
Проводит фронтальный опрос:
1.Почему вес тела в воде меньше веса тела в воздухе?
2. Что вы можете сказать о направлении и точке приложения выталкивающей силы-силы Архимеда?
3. От чего зависит архимедова сила?
4. Как можно найти величину архимедовой силы?
5. А если тело не полностью погружено в жидкость, то как определяется архимедова сила?
5. Какими способами можно на опыте определить архимедову силу?
6. Итак, мы знаем, что на всякое тело, погруженное в жидкость, действует архимедова сила. А ещё, какая сила действует на любое тело, погруженное в жидкость?
А сейчас перейдем к изучению нового материала.
Попробуйте угадать, о каком плавающем теле пойдёт сейчас речь.
Сегодня над морем
Большая жара;
А в море плывёт
Ледяная гора.
Плывёт и, наверно,
Считает:
Она и в жару не растает.
А изменилось бы что-нибудь, если бы воду в океане мы мгновенно поменяли бы на керосин?
Вы не можете точно ответить на этот вопрос. Но у вас уже появляются идеи, гипотезы. Давайте сегодня на уроке вместе решим проблему: Выясним: Каковы условия плавания тел в жидкости.
Чтобы проверить все гипотезы перейдем к эксперименту. Для этого нам понадобиться оборудование, находящиеся на ваших столах. Не забываем правила техники безопасности. Соблюдайте осторожность при работе со стеклянной посудой!
«Для этого у нас есть шесть групп учащихся – т.е. шесть научных лабораторий. Каждой лаборатории необходим руководитель, который сообщит нам результаты эксперимента.
Каждая лаборатория получила оборудование и карточку со своим заданием. Выполните необходимые измерения и вычисления, занесите их в таблицу.
На работу отводиться 15 минут».
«По истечении времени выслушаем каждую группу»
«Ваше время истекло. Пожалуйста, 1 лаборатория…»
По ходу обсуждений записываем выводы.
«Итак, ребята, лаборатории закончили свою работу, подведем итоги. Озвучьте, пожалуйста…
Показать выводы на слайде. Значит, условия тел можно сформулировать двумя способами: сравнивая архимедову силу и силу тяжести или сравнивая плотности жидкости и находящегося в ней вещества.
Зафиксируйте себе в тетради
«Существует сила, действующая на тело в воде, которая называется выталкивающей»
«Направлена противоположно силе тяжести, приложена к телу»
Архимедова сила зависит от объёма тела и от плотности жидкости.
Тогда для подсчета архимедовой силы надо использовать формулу FA = ρжgV, где V – объем той части тела, которая погружена в жидкость.
Можно взвесить жидкость, вытесненную телом, её вес и будет равен архимедовой силе. Можно найти разность показаний динамометра при взвешивании тела в воздухе и в жидкости, эта разность тоже равна архимедовой силе. Можно определить объем тела с помощью линейки или мензурки. Зная плотность жидкости, объем тела, можно вычислить архимедову силу.
Урок по физике “Плавание тел” в 8 классе
«Условия плавания тел»
Цель урока: используя интерактивные методы обучения и эксперимент, выяснить условия плавания тел, формирование на их основе умения описывать и объяснять физические явления, связанные с действием выталкивающей силы
Тема: УСЛОВИЕ ПЛАВАНИЯ ТЕЛ”
Характеристика особенностей учащихся 8 класса
Класс общеобразовательный, учащихся 11 человек . И з них 6 девочек и 5 мальчиков. Среди них есть дети разной подготовленности и разных способностей Основное количество учащихся относится к основной группе здоровья. Учащиеся 8 класса ведут активный образ жизни. Физику читаю в классе второй год. По уровню развития учащиеся класса не очень отличаются. Из общего коллектива выделяются два ученика. . Этих учащихся можно отнести к более сильным ученикам. Все остальные имеют средний уровень развития Дети больше гуманитарии . Однако в классе есть и ученики, испытывающие трудности при изучении физики, замкнутые, стесняющиеся показать свои затруднения, хотя будучи вовлечёнными в общий ход урока, умеют высказывать свою точку зрения, умеют рассуждать, логически мыслить В целом класс отличается открытостью в общении, дети идут на контакт с учителем, хорошо работают в группах. Интересы учащихся очень разнообразны . Наблюдая за их отношениями видно, что ученики дорожат дружбой. Судя по успеваемости учеников, у большинства все же есть проблемы с учебой, поэтому следует направить деятельность учителей-предметников, родителей и самих учеников на решение данной проблемы. В данный урок были включены различные формы подачи учебного материала.
Основной проблемой класса остается проблема чрезмерной активности ,
Урок – исследование условий плавания тел в жидкостях входит в программный материал 8 класса. К этому моменту обучающиеся уже имеют понятие: о выталкивающей сила, знают причины ее возникновения. Тема урока имеет прикладное значение. Урок проведен в форме исследования с элементами метода проектов. На основе актуализации знаний и создания проблемной ситуации учащиеся сформулировали тему урока и поставили цели. Тему самостоятельно изучают теоретически и проверяют изученное путем самостоятельного исследования. . При самостоятельном исследовании выяснено два условия плавания тел:
1) сравнение плотностей тела и жидкости;
2) силы тяжести и архимедовой силы.
Основное внимание в разработке урока уделено обучению в сотрудничестве (обучение в малых группах) как одной из наиболее эффективных и приемлемых в основной школе технологий личностно ориентированного обучения.
Урок вышел за рамки стандарта, насыщен индивидуальными заданиями, работой в группах , чтобы показать красоту опытов, которые были доступны, понятны и интересны своим парадоксом. Урок представлен как мультимедийный конспект, содержащий текст, основные формулы, видеофрагменты, анимации в форме презентаций с использованием программы Power Point из пакета Microsoft Office. Этот метод позволяет объективно отражать действительность. Исследовательский характер заданий, использование занимательных опытов создают атмосферу творческой работы детей.
В ходе урока ученики ответили на проблемный вопрос, поставленный в начале урока
Урок № 31
Тема «Условия плавания тел»
Ц ель урока: используя интерактивные методы обучения и эксперимент, выяснить условия плавания тел, формирование на их основе умения описывать и объяснять физические явления, связанные с действием выталкивающей силы
Задачи=–
Образовательные:
1. Актуализировать знания учащихся о действии жидкостей и газов на погруженные в них тела.
2. Способствовать формированию прочных связей «теория — практика»;
3 Сформировать знания и умения объяснять условия плавания тел, предсказывать поведение тел, погруженных в жидкость.
4 Способствовать укреплению метапредметных связей с биологией, историей, литературой, географией, информатикой.
Развивающие:
1 . Формирование навыков самостоятельного приобретения новых знаний, самоконтроля.
2.Развивать навыки использования информационных технологий и различных источников информации для решения познавательных задач.
3. Развития умения анализировать результаты эксперимента
4.Развивать способность к творческому мышлению и анализу.
5.Расширить кругозор учащихся, показать применение теоретических знаний на практике.
6.Развивать умение логически мыслить.
Воспитательные:
1.Формирование навыков самостоятельной работы над общей проблемой.
2.Формирование патриотического воспитания
3.Воспитание тактичности, трудолюбия, настойчивости в достижении цели.
4.Воспитание убежденности в возможности познания природы.
5.Воспитывать интерес к предмету, потребность в познании нового
Тип урока : комбинированный урок с элементами эвристической беседы и исследования
Вид занятия : урок исследования с использованием мультимедийной презентации и интерактивной модели обучения
Методы и приемы обучения : эвристический , проблемно – поисковый, демонстрационный, исследовательский , творческий методы
Формы организации познавательной деятельности : работа в парах, в группах, индивидуальная, фронтальная, проведение эксперимента, предварительная
Используемые технологии :
- информационные технологии,
- проблемное обучение,
- технологии развития критического мышления.
- здоровьесберегающие технологии.
- инновационная.
Технические и дидактические средства :
• компьютер, проектор, экран;
• презентация к уроку;
• компьютеры с тестами , интерактивными задачами, видеороликом ;
• лабораторные сосуды с водой, маслом; набор тел разной плотности; пробирка, соль; пластилин; мензурки, плакат с изображением айсберга, инструкции к лабораторному практикуму,
• шарики, разноцветные вырезанные шляпки ,корзинка , наклейки- кораблик ов
Опережающее задание:
1.Исследовательский мини-проект «Условие плавания тел в жизни»
На данном уроке они представляют результат своей работы.
2.Презентация “Условия плавания тел в жизни” “
Ожидаемые результаты :
• повышение познавательного интереса детей к изучению физики;
• учащиеся познакомятся с условием плавания тел в новой форме;
• научатся описывать и объяснять плавание тел;
• повысится качество усвоения материала.
Структура урока
1. Организация учащихся на урок 0,5 мин
2. Мотивации к учебной деятельности . 2,5 мин
3. Активизация знаний учащихся: 7 мин
4.В хождения в тему и создание условий для осознанного восприятия нового материала .
Постановка учебной проблемы 3 мин
5. Постановка темы, цели и задач урока. 3 мин
6. Изучение и первичное закрепление нового материала по теме урока
Организация самостоятельной деятельности учащихся по изучению и освоению ново й учебной информации 17 мин
7. Осмысление и закрепление изученного материала. 6 мин
Источники:
http://www.calc.ru/Statika-Usloviye-Plavaniya-Tel.html
http://infourok.ru/konspekt-uroka-usloviya-plavaniya-tel-818158.html
http://naurok.com.ua/urok-po-fizike-plavanie-tel-v-8-klasse-65669.html