34 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Севпросторы. Севпросторы 5н84а оборона 14 радиолокационная станция

Радиотехнические средства ПВО в Техническом музее. г.Тольятти

Камеры Nikon D50, Nikon D7000, объективы Nikkor 18-70mm f/3.5-5.6 DX, Tamron 17-50mm f/2.8
26.09.2010, 1.04.2012, 1.08.2012, 26.09.2012, 16.07.2013, 18.07.2013, 24.08.2013, 24.04.2014.

Необходимым предисловием для страницы с фотографиями радиотехнических средств ПВО, представленных в Техническом музее АвтоВАЗ является некоторое подобие технического ликбеза, основанного на статье Вячеслава Козлова Проблема третьей координаты. В статье четко и просто объясняются истоки специализации РЛС в период после окончания Второй мировой войны, когда средства воздушного нападения интенсивно расширяли диапазоны высот и скоростей их применения. В указанный промежуток времени радиолокационные системы строились по принципу сочетания двух специализированных РЛС: дальномер — высотомер. Если радиовысотомеры выполняли более-менее сходные задачи, то задачи стоящие перед дальномерными РЛС (измеряющими азимут и дальность до цели) были куда более разнообразны.
Дежурные РЛС метрового диапазона формировали дежурное радиолокационное поле, при этом от них не требовалось высокой точности определения координат.
Мощные РЛС боевого режима в коротковолновом (дециметровом и сантиметровом) диапазоне волн решали задачи радиолокационного обеспечения на дальностях до 200 км с обеспечением высокой точности определения координат (азимута, дальности).
Маловысотные РЛС в коротковолновом диапазоне решали задачу обнаружения низколетящих целей в диапазоне высот от 100 до 6000 м и на дальностях до 100 км.
В 1960-ых годах наука и промышленность отошли от от принципа дальномер — высотомер и перешли к созданию высокопроизводительных трехкоординатных РЛС. В результате в войсках появились трехкоординатные РЛС малых высот 19Ж6 (СТ-68У), дециметрового диапазона 5Н69 (СТ-67), позднее РЛС средних и больших высот сантиметрового диапазона 22Ж6М “Десна-М” и метрового диапазона 55Ж6 “Небо”. Возросшая эффективность боевого применения новых РЛС предопределила окончание “эпохи высотомеров”. В настоящее время радиовысотомеры типа ПРВ-13, ПРВ-16, ПРВ-17 продолжают эксплуатироваться с двухкоординатными РЛС устаревших типов, но количество их ежегодно снижается.

Подвижной радиовысотомер ПРВ-9 (1РЛ19) «Наклон-2»

ПРВ-9 обеспечивал требуемые рубежи обнаружения по низколетящим целям и применялся для совместной работы с маловысотной РЛС дециметрового диапазона П-15 “Тропа” и РЛС метрового диапазона П-12 “Енисей”, как на стационарных позициях, так и в составе подвижных формирований РТВ. Слово “подвижных” тут ключевое. Дело в том, что в 1950-ых годах радиовысотомеры, используемые в ПВО, имели большое число транспортных единиц и большое время развертывания, что не удовлетворяло требованиям ПВО Сухопутных войск, которым требовался мобильный радиовысотомер. Ответом на эту задачу стала разработка ПРВ-9 начатая в 1958 году ОКБ Лианозовского электромеханического завода. Через 2 года коллектив главного конструктора Льва Шульмана представил ПРВ-9 на государственные испытания по окончании которых высотомер был принят на вооружение.
В том же году была начата разработка автомобильного варианта высотомера — ПРВ-9А, как составной части мобильной РЛС обнаружения (дальномера) П-40Д (1РЛ128Д) “Броня”. Высотомер ПРВ-9А в 1962 году проходил государственные испытания в составе РЛС “Броня” на Донгузском полигоне (Оренбургская область) и был принят на вооружение. Производился на Лианозовском электромеханическом заводе.

Аппаратура радиовысотомера была построена на элементной базе первого поколения (на пальчиковых радиолампах с использованием навесного монтажа; в стабилизаторах блоков питания использовались транзисторы). Тем не менее, конструктив радиовысотомера очень компактен: вся аппаратура размещалась в прицепе очень небольших габаритов. Перегородками этот небольшой прицеп был раделен на три отсека. В первом (вход через дверь сбоку кабины) размещалось основание антенной колонки, часть антенно-волноводного тракта, электромашинный усилитель (ЭМУ) системы вращения антенны. Во втором, среднем отсеке, по правому борту размещались шкафы модулятора, генератора СВЧ и системы управления, конторля и защиты. По левому борту в типовых блоках рамещались вся остальная аппаратура, кроме шкафа индикатора высоты. Шкаф индикатора высоты размещался в третьем отсеке. Индикатор высоты мог выноситься из кабины на пункт управления подразделения на расстояние до 300 метров.

Под Севастополем восстановят РЛС “Днепр”

Так сказать в качестве реакции на развертывание американской системы ПРО в Восточной Европе. Вскоре у нас может вновь начать действовать важный стратегический объект.

Минобороны России восстановит радиолокационную станцию системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) «Днепр», расположенную под Севастополем.

Об этом пишет газета «Известия» со ссылкой на источник в военно-промышленном комплексе. Модернизированный объект сможет фиксировать запуски как баллистических, крылатых, так и гиперзвуковых ракет из акватории Черного и Средиземного морей, обеспечив защиту территории России на южном и юго-восточном направлениях. Ранее договор с Украиной об аренде станции был разорван, и объект не эксплуатировался более 10 лет, пока полностью не пришел в негодность. Потерю компенсировали в 2013 году вводом станции СПРН нового поколения «Воронеж-ДМ» под Армавиром. Она полностью перекрыла зону контроля двух оставшихся на Украине станций под Севастополем и Мукачево, а также РЛС в Азербайджане.

Читать еще:  Гимнастика для девочек 4 лет. Правильный выбор спортивной школы, секции и тренера

По планам, севастопольская станция получит аппаратуру сантиметрового диапазона, дополнив тем самым объект в Армавире, работающий в дециметровом диапазоне, и сможет отслеживать пуски крылатых и гиперзвуковых ракет на южном и юго-восточном направлениях. Минобороны было предложено два варианта восстановления станции. Первый — дорогой: строительство станции с нуля с использованием технологий, применяемых в новых станциях СПРН типа «Воронеж». Новая РЛС получила бы имя «Воронеж-С» (С — сантиметровая). Именно на нем настаивают военные. Второй — более дешевый, предполагающий установку оборудования, оставшегося от недостроенной в советское время аналогичной севастопольской станции «Днепр» под Иркутском. В рамках экономии бюджетных средств он сейчас предпочтительнее.

С учетом нарастания конфронтации США и приближения инфраструктуры ПРО “вероятного противника” к наших границам, такие шагы будут неизбежными наряду с укреплением обычных вооруженных сил. Развертывание дополнительных дивизий, переоснащение уже имеющихся, учения на западных границах (сейчас например идут учения в Приднестровье http://newsru.com/arch/world/16may2016/pridnestrovie.html ) все это является ответной реакцией на угрозу с Запада. Крым это само собой не обойдет, с учетом уже развернутой военной инфраструктуры и перспектив ее расширения за счет уже имеющихся ресурсов.

Сам комплекс хоть и несколько устарел, но еще вполне актуален. Планы по его восстановлению озвучивали еще в 2014.

Радиолокационная станция, находящаяся на территории Республики Крым возобновит свою работу, после полного ремонта и модернизации с учетом последних достижений в этом направлении. Об этом рассказал генеральный директор концерна «РТИ» Сергей Боев.

Согласно его словам, модернизация станции будет идти с учетом опыта новейших станций России.

– При модернизации станции будут использованы все те наши разработки и те современные технологии, которые мы сегодня апробировали на станциях высокой заводской готовности “Воронеж-ДМ”, которые уже построены или только строятся, – сказал Боев. – Я имею в виду РЛС в Лехтуси, Армавире, Калининграде, Иркутске и будущие станции.

РЛС находящейся на территории города Севастополь, в будущем, предстоит решать задачи уровня национальной безопасности.

– У севастопольской станции большое будущее в интересах системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) и в интересах системы контроля космического пространства, – считает Сергей Боев.

Ранее заместитель командующего командованием Космической обороны войск воздушно-космической обороны генерал-майор Анатолий Нестечук сообщал о модернизации Крымской РЛС «Днепр» к концу 2015 года.

– К концу 2015 года боевой расчет Севастопольского отдельного радиотехнического узла заступит на боевое дежурство, – отметил Нестечук. – Она (станция – ИФ-АВН) вернется в боевой состав СПРН через 22 года после того, как была исключена из него.

РЛС “Днепр” системы предупреждения о ракетном нападении в Севастополе до начала 2009 года находилась вместе с аналогичной станицей в Мукачево (Закарпатье, Украина) где несла боевое дежурство в интересах Российской Федерации согласно с российско-украинским соглашением 1997 года.

Вся Информация от этих РЛС, которые вели наблюдение за космическим пространством над Центральной и Средиземноморьем, а также Южной Европой, поступала на центральный командный пункт СПРН Космических войск Российской Федерации. Аналоги станции “Днепр” сегодня работают России, в том числе в Мурманске и Иркутске.

Станция “Днепр” в Севастополе покрывала, в том числе, регион Ближнего Востока, а также обладала способностью засекать пуски баллистических ракет различного базирования на дальности 2,5-3,5 тысячи километров.

В феврале 2008 года, Россия, которая завершала гос. испытания новой станции типа «Воронеж-ДМ» в Армавире, в одностороннем порядке отказалась от украинско-российского межправительственного соглашения от СПРН 1997 года и отказалась от использования информации украинских РЛС. Ранее «РГ» сообщала, что Черноморский флот РФ будет усилен новейшей радиолокационной станцией (РЛС) ближнего действий «Подсолнух», которая способна обнаруживать цели на расстоянии до 450 км. При этом РЛС будет наблюдать за направлением Босфора.

Читать еще:  Что нужно принимать после тренировки для восстановления. Как восстановить мышцы после тренировки и избавиться от боли

До ввода в строй новых РЛС, зоны контроля СПРН выглядели так.

Севпросторы

Хорошо там – где мы есть

Март 2019

Ссылки

Метки

Радиолокационные станции на Земле Франца-Иосифа

C начала 1950-х годов на некоторых островах архипелага Земля Франца-Иосифа, в том числе на острове Греэм-Белл, было организовано несколько объектов военного назначения. Целью их была защита заполярных территорий от возможного вторжения со стороны США.

В связи с особой важностью задачи, на вооружение тогда поступали новые образцы зенитно-ракетного комплекса дальнего действия С-200, первые дивизионы С-300, истребители-перехватчики МиГ-31 и Су-27, новые трехкоординатные радиолокационные станции, отрабатывались элементы взаимодействия с самолетом радиолокационного дозора А-50 – аналогом американской системы АВАКС.

Вот про радиолокационные станции я и хочу рассказать. Они до сих пор находятся на острове, в довольно неплохой сохранности.

Радиолокационная станция (РЛС), радар (англ. radar от radio detection and ranging — радиообнаружение и дальнометрия) — система для обнаружения воздушных, морских и наземных объектов, а также для определения их дальности, скорости и геометрических параметров. Использует метод, основанный на излучении радиоволн и регистрации их отражений от объектов.

РЛС на острове много, поэтому начну с нескольких из них, — тех, которые находятся в месте расположения 30-й отдельной радиолокационной роты «Греэм-Белл» (на мысе Аэрографии).

Я не вполне уверена, что названия определила правильно. Уж больно много там нюансов. Если что не так, надеюсь, специалисты меня поправят.

П-14. Здание РЛС и антенная система “Оборона”

Двухкоординатная РЛС дальнего обнаружения П-14 разработана и серийно выпускалась в ОАО “НИТЕЛ” с 1959 г.

• 1РЛ113 и 44Ж6 — стационарные варианты, размещаются в специальном здании.
• РЛС 5Н84 — мобильные, размещаются в шести больших фургонах – полуприцепах. Параболическая антенна имеет размах зеркала 32 метра при высоте 11 метров.

Эти станции обеспечивают обнаружение целей на расстоянии до 400 км при высоте полета воздушных целей до 30 тыс. метров.

Большая антенна РЛС на Греэм-Белле стоит очень надежно, на шести растяжках.

Находится в хорошем состоянии.

Под антенной расположено здание, но внутрь попасть невозможно из-за снега и многолетнего льда.

Сама антенна в порядке. Ванты и натяжные устройства не имеют видимых неисправностей.

Если залезть на крышу здания и взяться рукой за излучатель, то все это огромное сооружение можно повернуть, не прилагая больших усилий.

Неподалеку находится еще одна такая же антенна, но она повреждена, валяется на земле.

Подвижной радиовысотомер ПРВ-11 “Вершина”(1РЛ119)

Еще в 1953 году в НИИ-244 Министерства вооружения была начата разработка помехозащищенного высотомера ПРВ-11 (“Вершина”). Опытный образец этого высотомера, изготовленный заводом № 588 того же министерства (главный конструктор образца В. А. Сивцов), проходил государственные испытания в 1961 году на Донгузском полигоне. Высотомер был принят на вооружение.

Назначение РЛС — определение высоты.

Высотомер обеспечивал обнаружение самолета-истребителя на дальности 230 км – на средних и больших высотах (до 34 км), и 60 км – на малых высотах (0,5 км) в секторе углов места от 0,5 до 30°. При этом ошибки измерения дальности составляли примерно 1000 м, а высоты – 200-500 м при дальностях 200-230 км.

РЛС на Греэм-Белле пребывает в отличном состоянии. Внутри довольно чисто, снега нет, имеются приборы.

РЛС П-35 «Сатурн»

В конце 50-х годов была разработана и принята на вооружение станция кругового обзора (дальномер) – РЛС П-35 с повышенными энергетическими характеристиками, с меньшим числом провалов в зоне обнаружения, с повышенной точностью определения угла места (высоты) цели. Станция использовалась в Войсках ПВО страны, в ВВС, в частях ПВО ВМФ и в радиотехнических формированиях войск ПВО СВ.

Станция была разработана на заводе № 37 ГКРЭ. Начало эксплуатации – 1958г.

• РЛС П-35М отличалась измененной конструкцией зеркал антенн, увеличением пределов и скоростей наклона этих зеркал.
• РЛС «Меч-35» отличалась от П-35М улучшенной защитой от пассивных помех и метеофакторов, а также обеспечивала обнаружение и проводку целей на малых высотах (50-300 м) в ближней зоне.

Читать еще:  Почему профессиональные спортсмены умирают гораздо раньше обычных людей. Профессиональные спортсмены живут дольше

На Греэм-Белльской РЛС имеются повреждения нижней антенны. Кунг – в полном порядке. Внутри кунга осталось почти все все оборудование.

РЛС стоит на небольшом возвышении, вокруг валяется множество битого кирпича.

В связи с тем, что находится она на окраине поселка, видно ее издалека, и выглядит она невероятно живописно.

Радиолокационный запросчик-определитель системы госопознавания

Про него я нашла интересную статью, хочу кое-что из нее процитировать.

Проблема опознавания в военном деле имеет давнюю историю. Необходимость опознавания объектов в воздушной сфере возникла при появлении первых средств воздушного нападения в 1911 г., а на поле боя и в морских сражениях гораздо раньше.

Самый надежный способ уберечь собственную авиацию от огня своих войск – ограничить вход в зону зенитного ракетного огня своих самолетов по времени или рубежам. Но в боевой обстановке такой тактический прием не всегда можно применить. Поэтому всеми техническими средствами (в том числе средствами опознавания) необходимо добиваться слаженности ведения совместных действий авиации и ПВО на одном направлении и установления полной ясности в оценке воздушной обстановки на командных пунктах.

В целях решения этой проблемы все образцы наземных средств ПВО и авиации Вооруженных Сил оснащаются аппаратурой системы госопознавания. Наличие на борту ответчика системы и получение сигнала ответа на запрос наземного радиолокационного запросчика (НРЗ) значительно повышает безопасность полетов авиации. Но при условии, что такая же аппаратура установлена на всех воздушных судах, находящихся в зонах обнаружения и поражения. Получается, что система больше адаптирована к боевой обстановке. В мирное время она имеет ряд проблем, которые сказываются на качестве ведения контроля воздушного пространства.

На территории СССР и его союзников впервые подобная радиолокационная система опознавания была введена в эксплуатацию в 1960-х гг. Она получила название “Кремний”. Наряду с множеством преимуществ, она обладала и двумя принципиальными недостатками – отсутствием режима гарантированного опознавания и использованием диапазона частот, который с развитием телевидения был занят под дециметровые каналы вещания, поэтому ее решили модернизировать, создав новую единую систему государственного радиолокационного опознавания (ЕС ГРЛО) “Пароль”.

Одной из причин, по которой переход на новую систему госопознавания “Пароль” ускорился, был злополучный побег в Японию летчика В. Беленко на самолете МиГ-25. На борту перехватчика был установлен ответчик госопознавания “Кремний”. Наш самолет был разобран и изучен японскими и американскими специалистами. Им достались блоки и ключи системы госопознавания. После этого “Кремний” перестал быть секретом. Замена специального оборудования на самолетах и наземной части системы опознавания после предательства В. Беленко дорого обошлась военному бюджету государства. Этот случай убедительно доказал правильность принятого решения о переходе на новую систему госопознавания, учитывавшую подобные ситуации в будущем.

Создание новой единой системы государственного радиолокационного опознавания (ЕС ГРЛО) “Пароль” было завершено к 1970 г. По существу, в сфере опознавания появилась потенциальная возможность надежно вести опознавание воздушных объектов в интересах ПВО страны. После испытаний, доработок и многочисленных изменений в 1977 г. ЕС ГРЛО и ее средства были приняты на вооружение. Важность этого звена обороны страны, острая потребность в новых средствах гарантированного опознавания практически для всех видов и родов войск определили массовые поставки “Пароля” в войска в 1970-1980 гг.

В 2005 г. на территорию Литвы упал российский самолет Су-27. При этом сработало специальное устройство уничтожения блока ответчика системы “Пароль”. Если предположить (теоретически), что блок ответчика и вместе с ним ключи попали к нашим соседям, то это не рассекречивает всю систему госопознавания страны, а лишь требует принятия неотложных организационных мер. Но вот почему самолет с ответчиком системы госопознавания “Пароль” не включил сигнал “Бедствие” и не был замечен наземными средствами ПВО при отклонении от запланированного маршрута – это уже другая проблема.

По имеющейся у нас информации, РЛСки эти пока на острове. Но в следующем году работы по “очистке Арктики” там продолжатся, поэтому уверенности в сохранности объектов у нас нет.

Источники:

http://www.kpopov.ru/travel/avtovaz_rt_pvo.htm
http://pikabu.ru/story/pod_sevastopolem_vosstanovyat_rls_dnepr_4204582
http://sevprostor.livejournal.com/458971.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: