3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ритуальный танец хака значение. Что такое хака и кто её танцует

Хака, танец народа Маори

Не всем ритуальным танцам разных народов повезло найти применение в наше время. Исключением стал национальный танец новозеландского племени маори, который они сами именуют «хака».

История танца хака

Сами маори считают ритуальный танец хака своим национальным видом искусства. Хака – не просто танцевальные движения, эти движения включают в себя определенную пластику всего тела и даже глаз танцора. Хака исполняется под старинные напевы, рисунок танца представляет собой хлопки руками по телу и бедрам, а также топот ногами под яростные выкрики исполняющих его людей.

В хаке помимо рук, ног и головы задействуются язык и глазные яблоки. У каждого элемента тела в этом танце отдельная партия. Маори использовали хаку перед схваткой с врагом. Они исполняли танец и в обычной жизни. Танцевальная разновидность никогда не была в среде маори чисто мужской прерогативой. Хака могла быть женской, смешанной, а также детской.

До 18 века европейцы в Новой Зеландии отрицательно относились к танцу хака. Затем привыкли, и даже стали приглашать аборигенов исполнить свой танец перед королевской семьей.

Хака в настоящее время

Сегодня танец стал неотъемлемой частью культуры вооруженных сил Новой Зеландии. Еще его исполняют команды по регби на поле. С 1972 года новозеландцы дважды в год проводят фестивали и соревнования, посвященные данному танцу.

В культуре маори существует несколько видов танца. Рассмотрим их подробнее:

  • Перуперу – военный танец, который войны исполняли перед сражением. Иногда его показывали врагам совершенно обнаженными;
  • Тоиа маи – общинный танец, который всегда исполнялся перед общим собранием маори;
  • Тумото – танец ярости, который войны показывали после поражения в бою;
  • Пои – женская разновидность хаки, более спокойная и плавная;
  • Хорухору – танец для мужчин и женщин;
  • Ка-матэ – современный вариант хаки для спортсменов.

Благодаря сборной Новой Зеландии по регби, танцы вроде хаки стали исполнять перед игрой многие команды. До начала 20 века регбисты новозеландских островов почти всегда побеждали своих соперников на поле. Существовало поверье, что это хака дает им такую силу.

С 1892 года новозеландская сборная носила только черную форму, и все члены команды должны были уметь исполнять ритуальные пляски маори. Подобное поведение было характерно для первых новозеландцев с тех далеких времен, когда их каноэ причалили к островным берегам. Есть информация, что маори встречали хакой команду самого Кука, а также путешественника Абель Тасмана.

Бывшие полинезийцы видят в своем ритуальном танце связь с предками, проявление мужественности и отваги, а также способ устрашения врага. Именно устрашение было изначальной целью создания хаки. Конвульсивные движения воинов могли испугать кого угодно, а высунутые языки придавали маори совершенно безумный вид. Кстати, когда женщины танцуют этот танец, они ограничиваются активным вращением глаз, а языки оставляют за зубами. Хака – это массовая культура Новой Зеландии, о которой узнал весь мир благодаря командам по регби. Танец впечатляет, пугает и завораживает, ведь он такой же древний, как история заселения новозеландских островов.

Новозеландская хака – устрашение, энергия и традиции. Родилась из легенд, исполняется больше 100 лет и бесит соперников

Когда вас накрывает апатия и лень, просто смотрите это видео:

Увиденное – хака. Это боевой танец народа маори [коренное население Новой Зеландии до появления там европейцев]. Его цель – запугать врага и прибавить в уверенности. Воины исполняли хаку непосредственно перед боем или в дороге, когда покидали родную деревню. Сборная Новой Зеландии по регби сделала из народной традиции важный ритуал и узнаваемый перформанс.

Хака сопровождается топотом, агрессивными взмахами руками, выпученными глазами, высунутым языком и воинственными криками. В традиционной форме маори делали татуировки на теле, обнажались и надевали специальные атрибуты.

Ассоциировать хаку только с войной – ошибочно. В переводе с языка маори хака обозначает танец в целом. Хака – часть общей культуры, память о прошлом и способ рассказать о традициях и самобытности народа. Сейчас ее исполняют во время визита иностранных делегаций и на разных церемониях, танцуют в армии, изучают в школе и университетах и посвящают ежегодные фестивали. Три основных вида хаки:

  • Церемониальная хака. Исполняется без оружия и с целью выразить личные или общественные чувства. Сюда подходят хака-приветствие или похоронная хака. Танец исполняют в основном мужчины, роль женщин – создание музыкального сопровождения.
  • Военная хака. Исполнялась с оружием перед боем, во время или после. Отличительные черты: танцуют только мужчины, часто – обнаженными и с татуировками на теле, во время исполнения участники подпрыгивают.
  • Хака только для женщин. Обычно исполняется во время приема гостей.
Читать еще:  Тренировка по регби для детей. Методики для начинающей команды

Регбисты исполняют хаку с 19-го века, а обновленный вариант требовали запретить из-за жестокого жеста

В конце 19 века хака адаптировалась под спорт, а в 1888 году впервые исполнена регбистами Новой Зеландии в Великобритании. Целый век хака оставалась исключительно гостевой фишкой новозеландцев, но с 1986 года исполняется на всех матчах.

До 2005 года Новая Зеландия исполняла только хаку Ka mate, Ka mate [«Я умираю, я умираю»]. Две легенды, как она появилась:

  • Традиционную хаку в 1810 году придумал вождь маори Те Раупараха, когда бежал от вражеского племени и спрятался в яме. Помогли друг Те Рангикоеа и его жена, которая закрыла собой вход в яму. Когда враг ушел, Те Раупараха вылез из ямы и от радости исполнил танец хака.
  • Хаку придумал вождь Тинирау и его женщины. Тинирау хотел отомстить жрецу Кае, убившему его ручного кита, и отправил на поиски группу охотниц. Они не знали, как выглядит Кае. Главное отличие – кривые зубы, накладывающиеся друг на друга. Охотницы пришли в чужую деревню и станцевали танец хака, чтобы мужчины улыбнулись. Так Кае выдал себя: его схватили, принесли к Тинирау и убили.

То, что вы видели на видео, – хака Kapa o Pango. В 2005 году ее специально для регбистов придумал композитор и художник Дерек Ларделли. Новозеландцы исполнили новый танец перед матчем с ЮАР, но эффект получился негативным: Kapa o Pango требовали запретить из-за концовки с жестом перерезанного горла. Ларделли объяснил , что это совсем не про жестокость и не про угрозы: такое движение – символ наполнения тела энергией. Kapa o Pango не замена Ka mate, Ka mate, а дополнение.

На ЧМ-2019 Новая Зеландия исполнила переработанный вариант Kapa o Pango без агрессивного жеста (сравните концовки тут и тут ). У хаки есть лидер – обычно потомок маори, но это необязательное условие. Кевин Меаламу возглавлял танец 31 раз (в том числе на своем последнем матче в карьере на ЧМ-2015). Концентрация патриотизма в двух строчках : «Я исполнял хаку на заднем дворе с четырех лет. Это то, чем мы гордимся как часть нашей культуры».

Три последних года новозеландцы исполняют хаку под руководством Томаса Перенары. «Для меня хака – это соединение с землей, соединение с моими предками и моими братьями, которые находятся рядом со мной», – рассказывает Перенара.

Таким агрессивным и узнаваемым хаку сделал Уэйн Шелфорд. Он рвал мошонку на поле, но играл через боль

Экс-капитан Новой Зеландии появился в сборной в 80-е годы, когда исполнение хаки сильно отличалось от современного вида – не так огненно и агрессивно. «Многим футболистам это не нравилось: они либо стеснялись, либо не чувствовали никакой связи с историей», – говорит Шелфорд.

Он решил, что команда должна изменить отношение к традициям. «Нам нужно тренироваться и усердно трудиться, чтобы гордиться этим», – внушал игрокам Шелфорд. Для команды он проводил специальные тренировки по истории хаки, движениям и манере произношения: «Эти тренировки были чертовски веселыми. Больших и гордых мужиков попросили раскрепоститься и танцевать. Некоторые просто не имели никакого ритма и должны были научиться просто болтать рукам. К чемпионату мира-87 все было совсем по-другому».

Чем дальше – тем больше эмоций и осознанности. Теперь хака – самый узнаваемый символ Новой Зеландии по регби. Посмотрите на эволюцию сами:

Шелфорд нес важную миссию: «С возрождением хаки культура маори проникла во все сферы жизни – это есть в школах, появились достопримечательности для туристов, их искусство стало популярным. Я горжусь тем, как это выросло и как игроки воспринимают это сейчас. Они такие же страстные».

Реакция соперников на хаку – самая смешанная. Равнодушие, агрессия и ответ танцем

1989 год . Во время исполнения Ирландия образовала V-образный строй и вплотную подошла к новозеландцам. С того момента судьям рекомендовали находиться между командами, чтобы не началась драка.

Читать еще:  Цель и задачи физической рекреации. Активная физкультура "физическая рекреация"

1996 год . Игнорирование. Австралия разминалась на своей половине и не смотрела, как Новая Зеландия исполняет хаку.

1997 год . Англичанин Ричард Кокерилл так близко подошел к сопернику во время хаки, что отхватил наказание. Кокерилл зацепился с Нормом Хьюиттом, чем едва не спровоцировал драку. Обоих растолкал судья.

2003 год . Ответ своим танцем (это распространено среди сборных Океании), как поступила сборная Тонга.

2007 год . Еще один вариант снизить давление новозеландцев – встать перед ними прямой стеной. Так сделали французы.

2008 год . Игнорирование 2.0. Уэльс просто две минуты неподвижно стоял после исполнения хаки.

Хака – история устрашающего танца

Чтобы устрашить врага, воины-маори выстраивались в ряд, начинали топать ногами, скалить зубы, высовывать языки, делали агрессивные движения в сторону противника, провоцирующе хлопали себя по рукам, ногам, торсу, страшным голосом выкрикивали слова песни, укрепляющей дух маори. Танец помогал воинам набраться решимости вступить в бой, уверенности в своих силах и на протяжении многих лет был лучшим способом подготовиться к битве с врагом.

Древний ритуал и сегодня производит сильное впечатление – в нем чувствуется первобытная сила, мощь человека, и, несмотря на то, что хака стала мирным танцем, исполненная полураздетыми мужчинами в нужное время и в нужном месте она вполне может ввести в транс — ну, по крайней мере, девушек и женщин.

Примерно с 1500 года до н.э. народы, населяющие острова южной части Тихого океана – полинезийцы, меланезийцы, микронезийцы, в поисках жизненного пространства перемещались с острова на остров Океании, пока году так примерно в 950 н.э. не достигли южной её оконечности – Новой Зеландии. Племен, населявших просторы Океании, было много, и, хотя иногда языки соседствующих племен были похожими, чаще это не было правилом — а потому отогнать врага словами: «уйди с моей земли, а то будет больно» обычно не получалось.

Хотя танец хака родился в неопределенно далёкие исторические времена, у ученых есть своя версия его происхождения. Жизнь древних людей, населяющих Океанию, была полна опасностей, одна из самых серьёзных из них — соседство диких животных, средств защиты от которых природа человеку не подарила. Убежать от быстрого животного трудно, зубы человека не могут защитить его от зубов хищника, да и руки – смешная защита от страшных лап.

Легко и почти моментально забраться на дерево, как обезьяне, у человека не получалось, да и не всегда хищник нападает в лесу, а вот закидывать его камнями, как те же обезьяны, у человека получалось, позже в дело пошла большая палка — человек продолжал изобретать бесконтактные способы защиты. Одним из них оказался крик. С одной стороны он был довольно опасным занятием: звук привлекал хищников, но, с другой — при правильно выбранной интонации он же мог их и отпугнуть, впрочем, как и людей – и во время нападения, и во время защиты.

Чем больше группа людей, выкрикивающих угрозы, тем сильнее крики сливаются в общий гомон. Чтобы слова звучали чётче, а звуки громче, понадобилось добиться синхронности выкриков. Оказалось, такой способ лучше подходит не столько для запугивания врага,сколько для подготовки к бою нападающей стороны. В лёгкой форме он добавлял чувства единства, в усугубленной – доводил до состояния транса. Трансом, как известно, называют измененное состояние сознания, но при трансе также меняются состояние нервной системы человека и химия его организма. В трансе человек не чувствует страха и боли, не ставит под сомнение приказы лидера группы, становится составной частью коллектива, теряя собственную индивидуальность. В состоянии транса индивид готов действовать в интересах группы, вплоть до принесения ей в жертву собственной жизни.

На достижение этого же результата работали не только ритмические песни и пляски аборигенов, но и часть ритуалов, исполняемых перед боем и после него, боевая раскраска или татуировки (у маори — ta moko). История имеет достаточно подтверждений этой теории – от исторических источников, до психологических приемов, используемых в современных вооруженных силах.

Посмотрим, к примеру, как выглядели воины-пикты — мужчины и женщины. Они вступали в бой в обнаженном виде, поскольку их тело было покрыто устрашающей боевой татуировкой. Пикты не только пугали своим внешним видом врага, но и, видя магические символы на телах сотоварищей, чувствовали единение с ними и наполнялись боевым духом.

Читать еще:  Пикантные моменты с женских гимнасток. Пикантные моменты в спорте

Вот еще один, более современный вариант создания единого целого из отдельных индивидов. Это работы Артура Моле, автора самых массовых фотографий. Британский фотограф начал создавать свои снимки в американском Сионе (штат Иллинойс), в конце Первой мировой войны и продолжил свой труд по её окончании, когда внутренняя политика всех крупных стран мира была настроена на подъем патриотизма: мир жил в ожидании Второй мировой, и «лидеры групп» вырабатывали у индивидов готовность действовать в интересах группы, вплоть до принесения ей в жертву собственной жизни, а также не ставить под сомнение приказы лидеров группы.

Американские солдаты и офицеры с удовольствием выполняли приказы руководителя съемок, выкрикиваемые им в рупор с 80-ти футовой смотровой вышки. Это было интересное занятие: десятки тысяч людей учились превращаться в одно целое, это было приятное занятие: коллективная энергия направлялась в пока еще мирное русло.

Свое место в мирной жизни нашла и хака. В 1905 году новозеландская команда по регби «All Blacks» во время разминки в Англии исполнила хаку, хотя в ней были не только маори, но и белые игроки. Хотя некоторые из британских зрителей были сбиты с толку этим танцем и выразили свое возмущение, но большинство оценило мощь ритуала и то, как он сплотил и настроил игроков и их болельщиков.

Один из вариантов текста хаки от «All Blacks» звучит так:

Или смерть! Или смерть! Или жизнь! Или жизнь!
С нами тот человек,
Который принес Солнце и заставил его сиять.
Шаг вверх, еще шаг вверх
Шаг вверх, еще шаг вверх,
До самого сияющего Солнца.

Небольшое пояснение перевода. Ka mate! ka mate! ka ora! ka ora! – буквально переводится «Это смерть! Это смерть! Это жизнь! Это жизнь!», но думаю, смыслово это значит — «Жизнь или смерть» или «Погибнуть или победить».

Я перевела tangata pūhuruhuru, как «с нами тот человек», хотя должна была написать просто «волосатый человек», ведь tangata – это, действительно, человек, хотя в языке маори человек не может быть просто человеком, обязательно нужно пояснение – кто именно имеется в виду, в данном случае это человек pūhuruhuru – «покрытый волосами». Вместе получается – «волосатый человек». Но последующий текст наводит на мысль, что имеется в виду tangata whenua – это одновременно и абориген, и первый человек, прачеловек – поскольку аборигены сами так называют себя, но одно из значений whenua – это «плацента», это «прото-», и даже часть слова «Земля» (hua whenua).

Ну, впрочем, кто недоволен моим переводом, может попытаться сделать свой, воспользовавшись словарем Māori-English Dictionary.

Символично, что впервые хака была исполнена регбистами именно в Англии. Как известно, Новая Зеландия в середине 1800-х была колонизирована британцами. И если раньше маори использовали хаку для подготовки к межплеменной войне, то в годы британского гнёта она помогала поднимать дух в восстаниях против европейцев. Увы, танцы – плохая защита против огнестрельного оружия. Британия – страна, у которой руки в чужой крови не по локоть, а по уши, к сопротивлению местного населения ей не привыкать, и в результате к началу 20-го века большая часть земель маори находилась в руках Британии, а численность местного населения не достигала и 50 тысяч человек.
К слову сказать, хака – танец, исполняемый без оружия, но у маори есть и ритуальные танцы с оружием – с копьями или дубинами – каждый из них имеет свое соответствующее название, существует также несколько разновидностей самой хаки, с которыми вы можете познакомиться на сайте, который так и называется: Haka, а также на сайте, посвященном истории Новой Зеландии и её обычаях.

Хака — не единственный танец войны народов Океании, к примеру, воины архипелага Тонган исполняли танец Sipi Tau, воины Фуджи – Teivovo, воины Самоа – Cibi, они в чём-то похожи, в чем-то самостоятельны. Увидеть сегодня эти танцы тоже проще всего на чемпионатах регби.

Сегодня хака – не только танец-разминка команды «All Blacks», сегодня это символ единства Новой Зеландии. Танец исполняется на государственных праздниках, культурных мероприятиях, он даже вернулся на поле боя – есть фотографии, на которых маори исполняли хаку во время Второй мировой войны в Хелуане, специально по просьбе короля Греции Георга II. Сегодня ритуальную хаку исполняют и женщины -военнослужащие, начиная и заканчивая ею своё выступление. Так самый страшный танец, танец войны, мужской танец стал символом равенства и мира.

Источники:

http://newzealandlife.ru/xaka-tanec-naroda-maori/
http://zen.yandex.ru/media/id/5c38dee67969f100ae928530/5da6bf51d5bbc300ad672c7b
http://oppps.ru/xaka-tanec-vojny.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector