101 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пульсометрия как метод исследования в доу. Пульсометрия как метод исследования

Школа Самопознания

Пульсометрия

Пульсометрия – это регистрация изменения пульса (частоты сердечных сокращений, чсс) под воздействием физических, эмоциональных, стрессовых нагрузок.

Метод пульсометрии

Метод пульсометрии заключается в следующем:

  1. замеряется пульс (ЧСС) в состоянии покоя, чаще сидя,
  2. проводится нагрузка (физическая, эмоциональная, стресс и т.п.),
  3. замеряется пульс после нагрузки,
  4. полученные данные заносят в таблицу,
  5. сравнивают с показателями нормы (если применимо) и делают выводы.

В некоторых исследованиях замеряют пульс после нагрузки несколько раз – с равными интервалами, и пока он не достигнет состояния до нагрузки. Это нужно, чтобы понять скорость восстановления.

Как мерить пульс

При методе с секундомером, считается количество “ударов” пульса за одну минуту. Замер проводится:

  • на запястье,
  • на шее, сонная артерия (с осторожностью, не нажимать сильно),
  • на локтевом сгибе,
  • на виске, выше уровня брови

Сейчас всё чаще применяют электронные пульсометры, которые стали широко распространены и доступны по цене.

Вариационная пульсометрия

Вариационная пульсометрия (ВП) – занимается изучением распределения кардиоинтервалов.

один удар пульса:

определение Mo и AMo кардиоинтервалов через построение гистограммы:

Р. М. Баевский указывает на следующие базовые показатели ВП:

  1. Мода (Мо) – типичный диапазон кардиоинтервалов R-R(с). По сути означает ожидаемый диапазон работы синусового узла системы кровообращения, характеризует активность гуморального канала регуляции;
  2. АМо – (амплитуда моды) – это процент кардиоинтервалов, укладывающихся в диапазон Мо, отражает степень централизации управления сердечным ритмом и находится под влиянием синаптического отдела вегетативной НС;
  3. Вариационный размах (Вр, синонимимы – Dx, Ax) – равен максимальной амплитуде колебаний кардиоинтервалов Вр=Rmax-Rmin, означает максимальную разницу в продолжительности кардиоциклов. Обычно отражает тонус парасимпатического отдела ВНС. В особых условиях, существенное влияние на Вр могут оказывать сигналы из подкорковой области;
  4. ВПР — вегетативный показатель ритма. ВПР = 1 /(Мо х Вр); отражает баланс между автономным контуром регуляции и парасимпатическим отделом. Чем больше величина, тем больше вклад автономного контура;
  5. ИН — индекс напряжения регуляторных систем. ИН = АМо/(2ВР х Mo), отражает степень централизации управления сердечным ритмом. Низкая величина ИН означает большой вклад автономного контура и парасимпатического отдела, высокий Ин – высокую степень централизации управления сердечным ритмом.

Графики вариационной пульсометрии при наблюдении за коровами:

Анализ данных пульсометрии

При анализе данных учитывают следующие показатели нормы у взрослых людей:

  • Мо — 0.80 ± 0.04 сек.,
  • АМо — 43.0 ± 0.9%,
  • ВР — 0.21 ± 0.01 сек.
  • ИН от 80 до 140 усл.ед.

Выводы

Выводы делаются на следующем основании: чем ниже ИН, тем лучше тренирован (адаптирован) к нагрузке человек. Однако ИН 100 – об аритмии.

Разработка: “Методика организация пульсометрии”

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Методика организация пульсометрии

Выделяется три этапа работы.
1) Предварительная подготовка. Она включает выбор объекта исследования, оформление протокола измерений.
2) Выполнение измерения. Наблюдение проводится за одним (произвольно выбранным) учеником. Измеряется (в течение 10 с) пульс покоя (до урока), а также после каждого двигательного действия. Целесообразно в течение урока произвести 15–20 измерений пульса. Интервал между измерениями определяется условиями двигательной деятельности занимающегося. Измеренные показатели пульса фиксируются.
3) Обобщение полученных результатов, которое включает: а) пересчёт величины пульса измеренных за 10 с в минутное исчисление; б) определение в % (от пульса покоя) динамики пульса; в) анализ результатов измерений. Все измерения пульса проводятся на одном и том же участке тела одного ученика (рука, висок). В процессе подсчёта ученик занимает однотипное положение (или стоя, или сидя).

Определения пульса у ученика

______ класса на уроке

Анализ полученных данных можно проводить по следующей схеме : 1) величины максимального пульса — по ним судят об интенсивности нагрузки; 2) величина так называемого «среднего» пульса, полученного делением суммы всех измеренных показателей пульса за урок на количество этих измерений; 3) указанные величины вычисляются и анализируются за весь урок и по каждой из частей урока в отдельности; 4) обсуждается динамика пульса. При анализе пульсовой кривой необходимо учитывать раздел программы, место занятий, тип урока и его содержание. Выше приводится протокол определения пульса.
Кроме определения абсолютных значений пульса и их динамики в процессе физического воспитания, используются и расчётные показатели функциональных возможностей занимающихся. Эти показатели необходимо учитывать в практике дополнительного физкультурного образования в условиях спортивной секции. Среди расчётных показателей мы бы отметили PWC-170 и Гарвардский степ-тест. Ниже приводится их описание с расчётами.

Читать еще:  Старое название города судак сканворд 5 букв. Зимняя ловля судака со дна

Выполнение физических упражнений вызывает определённое напряжение функциональных систем организма занимающихся. Мера этого напряжения в зависимости от нагрузочных воздействий может быть различной — от оптимальной до недопустимой. Поэтому определение меры нагрузочных воздействий является необходимым компонентом контроля над процессом физического воспитания учащихся. О мере физической нагрузки в практике врачебно-педагогического контроля принято судить по реакции показателей деятельности различных функциональных систем и в первую очередь сердечно-сосудистой.
Осуществление контроля за функциональным состоянием занимающихся в условиях массового физического воспитания возможно с использованием простых и надёжных показателей. Таковыми являются различные показатели пульса . Это связано с тем, что частота сердечных сокращений (пульс) является достаточно информативным и наиболее доступным показателем деятельности сердечно-сосудистой системы (ССС). Изменение частоты сердечных сокращений (ЧСС) — важнейший физиологический механизм, демонстрирующий адаптацию системы кровообращения к мышечной работе. Показатель ЧСС широко используется для оценки функционального состояния и адаптационных возможностей ССС, так как установлена линейная зависимость между ЧСС и величиной физической нагрузки. Поэтому показатели ЧСС используют в качестве критерия при оценке тяжести нагрузки и её переносимости (занимающимися физической культурой). Все способы измерения пульса объединяются общим термином «пульсометрия».
Существует целый ряд нахождения и анализа показателей пульса. В покое пульс измеряется в течение 30 с, а после выполнения нагрузки — 10 с. Полученные показатели соответственно переводятся в значение пульса за 1 мин. Измерения пульса проводятся всегда на одном и том же участке тела (запястье, висок, область сердца). Измерение пульса может осуществляться пальпаторно (руками) или инструментально (с помощью различных приборов). При любом варианте измерения необходимо соблюдать требования стандартности, надёжности и репрезентативности. Стандартность предполагает одинаковость условий измерения — по выбору участка тела (запястье, шея, висок, область, сердца), по и. п. (лёжа, сидя, стоя), по переводу значений пульса в 1 мин. Надёжность предполагает длительность измерения (5, 10, 15, 30 или 60 с), точность фиксации отрезков времени и т. п. Репрезентативность предполагает целесообразность выбранного варианта пульсометрии и количества измерений.
Для создания представления о составе показателей пульсометрии обсудим их некоторый перечень.
1. Пульс покоя. Служит ориентиром для определения исходного состояния занимающихся. Кроме того, является исходной точкой для относительных расчётов других показателей и оценки степени восстановления после нагрузки.
2. Пульс после нагрузки. Служит ориентиром (по величине сдвигов) в определении нагрузочного воздействия и особенностей индивидуальных реакций занимающихся. В таблице представлены ориентировочные величины пульсовых значений после нагрузки с дифференцировкой их по четырём зонам интенсивности (по М. Я. Набатниковой, Я. С. Вайнбауму).

3. Средний пульс. Фиксируются несколько значений пульса на уроке. Полученные значения складываются и делятся на количество измерений. Пример . Проведено за урок 5 измерений пульса. Их значения (из расчёта за 1 мин) — 100, 120, 120, 180, 100, что составило сумму 620. Делим на 5 (число измерений). Получаем средний пульс, равный 124. Величина среднего пульса позволяет соотносить различные занятия по степени нагрузочного воздействия, а также определять меру её допустимости (при условии, если отработано ориентировочное значение среднего пульса для занимающихся с различными возможностями). В принципе можно ориентироваться на величины среднего пульса, находящиеся в пределах 100–120.
4. Суммарный пульс. Суммарный пульс (сумма всех измеренных показателей пульса за занятие) в большей мере даёт такую же информацию, как средний пульс. Однако с его помощью косвенно можно характеризовать уровень энергетических затрат занимающихся за урок.
5. Усечённая пульсометрия восстановления. Служит показателем нормальности процесса восстановления, а значит, адекватности (или неадекватности) нагрузочных воздействий. Кроме того, так же косвенно характеризует уровень энергозатрат. Определяется этот показатель суммой значений пульса измеренного в начале каждой минуты восстановительного периода (из 3 или 5 мин). В качестве ориентирующих значений энергозатрат по значениям пульса можно использовать следующие соотношения: значения пульса, равные 80–100 уд./мин, соответствуют расходу энергии (в килокалориях в минуту), равному 2,5–5,0; пульс 100–120 уд./мин соответствует — 5,0–7,5; пульс 120–140 уд./мин соответствует — 7,5–10,0; пульс 140–160 уд./мин соответствует 10,5–12,5; пульс 160–180 уд./мин соответствует 12,5–15,0. (М.: ГЦОЛИФК, 1989).
6. Разница максимального значения пульса на занятии (для наблюдаемого испытуемого) и пульса до начала занятия. По этому показателю можно судить об интенсивности нагрузки. Кроме того, соотнесение вычисляемой разницы в серии занятий позволяет судить об уровне адаптации и тренированности занимающихся.
Представленные данные позволяют ориентироваться на оптимальные значения пульса и продолжительной непрерывной работы с интенсивностью от 20 до 70% с учётом различий возраста и пола.
7. Разница пульса до занятия и пульса после окончания занятия. Данный показатель позволяет судить о соблюдении преподавателями требований по обеспечению снижения нагрузки к концу занятия.
8. Время восстановления пульса после занятия до исходного (начало урока) уровня. Этот показатель характеризует адекватность предлагаемой нагрузки на уроке для данного испытуемого. Быстрое (по отношению к средним нормам) восстановление — нагрузка недостаточна, длительное восстановление — нагрузка чрезмерна.
9. Определение индекса напряжённости физической нагрузки. Индекс напряжённости нагрузки (ИНН) определяется по формуле:

Читать еще:  Выпирает низ живота. Выпирающий живот

ИНН = [∑ ЧСС(за 5 мин восстановления) — ЧСС исходная] / t работы

Чем выше интенсивность нагрузки, тем больше значение индекса.
10. Динамика значений пульса в процессе урока (пульсометрия). С помощью пульсометрии можно проследить реакцию сердечно-сосудистой системы на нагрузочное воздействие в процессе занятия физическими упражнениями.
11 . Определение индивидуальных значений пульса для реализации задаваемой интенсивности нагрузочного воздействия на основе расчёта по формуле:

Рп + (Рм — Рп) × И% / 100,

где Рп — пульс покоя, Рм — максимальный пульс, достигаемый учеником, И — задаваемая интенсивность нагрузки.

Пример . Рп = 60. Рм = 220. И = 80%. Подставляем в формулу: 60 + (220–60) × 80 : 100. Получаем 188. Это значит, что для выполнения нагрузки с 80% интенсивностью значения пульса должны быть на уровне 180–190 уд./мин.

Проведение пульсометрии на уроках физической культуры

зарина баймагамбетова
Проведение пульсометрии на уроках физической культуры

Пульсометрия урока физической культуры или его части помогает оценить соответствие нагрузки возрасту, индивидуальным особенностям учащихся, содержанию и условиям проведения занятий. Пульсометрия играет вспомогательную роль в контроле за уроком физического воспитания в школе. На основании показателей пульса выясняется реакция сердца на нагрузку, вызванная определенным упражнением или серией упражнений, а также динамика этих реакций на протяжении всего урока, что позволяет оценить эффективность регулирования нагрузки. Для этого вычерчивается физиологическая «кривая нагрузки».Реальная кривая нагрузки оценивается с учетом общих требований к развертыванию работоспособности. При дозировании нагрузок в целях повышения функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы их величина по показателю ЧСС должна быть не ниже 130 уд/мин. Поэтому величина нагрузок при ЧСС, равной 130 уд/мин, соответствует порогу тренирующей нагрузки. В оздоровительных целях оптимальный диапазон нагрузок на занятиях находится в пределах ЧСС от 130 до 170 уд/мин. Верхняя граница ЧСС после интенсивной нагрузки для учащихся основной медицинской группы – 170–180 уд/мин.

Диапазон нагрузок высокой интенсивности составляет 161–175 уд/мин, средней интенсивности 130–160 уд/мин и низкой – 110–130 уд/мин. В каждый урок рекомендуется включать 2–3 коротких «пика» нагрузки продолжительностью до 2 минут – при ЧСС 90–100 % от максимальной.

При проведении пульсометрии на уроке физкультуры частота сердечных сокращений подсчитывается в течение 10 секунд в наиболее характерные моменты урока: за 5 минут до звонка, на 1-й минуте урока; после подготовительной части урока, 2–3 раза в течение основной части (до и после основных упражнений); после заключительной части урока.

Оценка пульсовых данных и пульсовой кривой должна сопровождаться всесторонним анализом. Показатели пульса у разных лиц, как и у одного и того же лица в разное время и при разных обстоятельствах, не совпадают. Измеряют же, как правило, частоту сердечных сокращении лишь у одного занимающегося. Кроме того, следует иметь в виду, что эти изменения происходят не только в зависимости от характера и величины мышечной работы, но и под влиянием эмоций, которые в уроках физического воспитания нередко достигают значительной силы. Поэтому относительно правильная оценка показателей пульсометрии возможна лишь при учете данных педагогического наблюдения, которые фиксируются частично в графе «Примечания».

Читать еще:  Сколько нужно подтягивания на мастера спорта. Нормативы для разрядов по WorkOut

Содержание и порядок записей ясен из названия отдельных граф протокола.

Для обеспечения информативности данных важно соблюдать следующие условия:

– своевременно подготовить часы (с секундной стрелкой) или секундомер, который включается по звонку и не выключается до конца урока (без этого невозможно оформить кривую нагрузки);

– подготовить протокол для черновой записи показателей;

– заблаговременно выбрать объект наблюдения – по возможности наиболее значимый для анализа. Это должен быть «средний» ученик, характеризующий основную массу учащихся данного класса. Характеристику намеченного ученика дает учитель физического воспитания.

По возможности можно наблюдать за работой нескольких разнотипных представителей класса (и подсчитать у них пульс): девочки и мальчика; сильного и слабого по подготовленности учеников, старательного и нерадивого и т. п. В этом случае каждого ученика наблюдают разные люди. Анализ и обобщение всех данных можно поручить одному из помощников, который оформляет соответствующие материалы.

Намеченного для наблюдения ученика необходимо заблаговременно предупредить, поставив его в известность о цели, содержании и порядке предстоящей процедуры. Подсчитывается пульс перед выполнением упражнений или серии упражнений и сразу после их выполнения. Для этого хронометрист должен своевременно подойти к занимающемуся, чтобы не отвлекать его и избежать паузы после выполненной работы, причем желательно все измерения производить, когда занимающиеся находятся в одной и той же свободной основной стойке.

После окончания урока полученные десятисекундные показатели пульса переводят в минутные, по которым оформляется графическое изображение динамики пульса в течение урока – его «кривая».

При анализе полученных данных учитывается тип урока и запланированное в конспекте содержание. Реальная кривая нагрузки оценивается с учетом общих требований к развертыванию работоспособности.

По высоте «кривой» условно можно судить об интенсивности нагрузки, а по величине площади «кривой» и проекций от исходного пульса – об ее объеме. Записи в примечании дают ответ на возникшие вопросы.

Для того чтобы анализ полученных данных был достаточно убедительным, необходимо изучить специальную литературу о функциональных особенностях сердечной деятельности учащихся соответствующего возраста.

Нестандартный урок физической культуры с элементами интеграции с историей Этот урок относится к нестандартным урокам. Мне хочется активизировать и заинтересовать всех учеников уроком физической культуры, создать.

Консультация «Роль дифференцированного подхода к ученику на уроках физической культуры» «Роль дифференцированного подхода к ученику на уроках физической культуры» (печатался в Всероссийском научно – методическом журнале изда-тельской.

Консультация «Создание специальных образовательных условий на уроках физической культуры для разных категорий детей с ОВЗ» Тема: «Создание специальных образовательных Условий на уроках физической культуры для разных категорий детей с ОВЗ» (Публикация. Российский.

Возможности физической культуры в речевом развитии детей Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка» города Кирсанов Тамбовской области Доклад.

Использование современных оздоровительных технологий на занятиях физической культуры Слайд 1. Здоровье дошкольника – это не только отсутствие болезней, но физическое, социальное и психологическое благополучие ребенка, а также.

Методы контроля обучения на уроках физической культуры рекомендуемых в начальной школе Контроль в физическом воспитании является разновидностью деятельности специалиста и необходимым составным элементом целесообразного построения.

Организация образовательной среды с применением здоровьесберегающих технологий на уроках адаптивной и физической культуры «Организация образовательной среды с применением здоровьесберегающих технологий на уроках адаптивной и физической культуры в условиях основной.

Профилактика и коррекция плоскостопия средствами физической культуры Памятка для родителей дошкольников. Профилактика и коррекция плоскостопия средствами физической культуры. Инструктор по физической культуре.

Влияние физической культуры на формирование семейных ценностей Аннотация: В законе РФ «Об образовании» ст. 18. п. 1определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического,.

Этнокультурное воспитание дошкольников средствами физической культуры СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ» Инструктор по физической культуре Сальникова.

Источники:

http://alexarhat.ru/psikhologiya/psikhofiziologiya/691-pulsometriya
http://infourok.ru/razrabotka-metodika-organizaciya-pulsometrii-2951892.html
http://www.maam.ru/detskijsad/provedenie-pulsometri-na-urokah-fizicheskoi-kultury.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: