План допобразования в доу по лфк. Рабочая программа по физкультуре на тему: Программа по ЛФК
Разработка оздоровительной программы по ЛФК в дошкольном учреждении
Оксана Бекина
Разработка оздоровительной программы по ЛФК в дошкольном учреждении
Информационная часть программы:
Вид программы – оздоровительная
Направление программы – лечебная физкультура
Срок реализации программы – 1 год
Возраст обучающихся воспитанников — 6-7 лет
Форма реализации — физкультурно-оздоровительная деятельность в рамках кружка “Лечебная физкультура” в соответствии с ФГОС и образовательной программой воспитания и обучения в дошкольном образовательном учреждении “Детство”под редакцией Т. И Бабаева, А. Г. Гогоберидзе.
– словесные – объяснение; валеологические беседы;
– наглядные – показ упражнений, иллюстраций;
До недавнего времени для профилактики различных заболеваний и поддержания здоровья ребенка использовали преимущественно различные физиотерапевтические средства, элементы закаливания. Лечебная физическая культура (ЛФК) в дошкольном учреждении – новая форма реабилитации детей 6 -7 лет, имеющих различные патологические и предпатологические состояния.
ЛФК позволяет получать реабилитационный эффект при различных заболеваниях. В дошкольном учреждении она показана всем детям с нарушением осанки и плоскостопием, так как это – единственное средство, позволяющее эффективно укреплять мышечный корсет, выравнивать мышечный тонус. Противопоказания могут носить лишь временный характер. К ним можно отнести общее недомогание, высокую температуру.
Причины, вызвавшие внедрение ЛФК в практику дошкольных учреждений, многообразны. Среди главных можно выделить следующие: резкое ухудшение качества здоровья новорожденных и как следствие – детей дошкольного возраста; ухудшение экологической обстановки, вызвавшее снижение иммунобиологической реакции ребенка. Наряду с глобальными социальными проблемами, влияющими на здоровье ребенка, можно выделить и более частные проблемы, к которым относится повышенная профессиональная занятость родителей. Ограниченность свободного времени, строгий режим работы поликлиник и кабинетов ЛФК, порой удаленность их от места проживания не способствуют уменьшению числа детей, нуждающихся в коррекционной терапии. Поэтому для детей дошкольного возраста разработана дополнительная образовательная программа “Лечебная физкультура”, которая реализуется на базе ДОУ. В ее содержание входит большое количество физических упражнений, нацеленных на содействие правильному физическому развитию детей, имеющих отклонения в здоровье, а именно: нарушение осанки, плоскостопие. Учебный материал программы предполагает не только исправление дефектов в физическом развитии дошкольников, но и укрепление здоровья детей.
Дополнительная образовательная программа “Лечебная физкультура” разработана для детей 6 – 7 лет на основе практических пособий: “Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ” под редакцией О. Н. Моргуновой (2005 г., “Фитнес-данс. Лечебно-профилактический танец” Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г., и “Примерных программ дошкольного общего образования по физической культуре”. В ее содержание входит большое количество физических упражнений, нацеленных на содействие правильному физическому развитию детей, имеющих отклонений в здоровье, а именно: нарушение осанки, плоскостопие.
В основное содержание программы входят:
– коррекционные упражнения различной направленности, развивающие физические способности дошкольников;
– упражнения на напряжение и расслабление мышц, релаксация;
– композиции лечебно-профилактического танца.
Учебный материал, представленный в программе, доступен дошкольникам, соответствует их возрастным особенностям и, в значительной степени, может восполнить недостаток движения, так же поможет предупредить умственное переутомление и повысить работоспособность детей во время обучения.
Цель программы: оказание общеукрепляющего воздействия на организм ребенка, реабилитация детей после перенесенных заболеваний и профилактика различных заболеваний опорно-двигательного аппарата в условиях детского сада.
Основные задачи программы:
– оказание общеукрепляющего воздействия на организм ребенка;
– своевременная коррекция имеющегося патологического состояния опорно-двигательного аппарата;
– формирование и закрепление навыка правильной осанки и постановки стоп;
– улучшение функции сердечно-сосудистой и дыхательной системы;
– увеличение силы и выносливости мышц;
– улучшение координации движений;
– приобщение детей к здоровому образу жизни и воспитание потребности в нем.
Программа лечебной гимнастики строится на принципах:
– принцип индивидуально-личностной ориентации – контроль за общим состоянием ребенка, за дозировкой упражнений;
– принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков;
– принцип повторения умений и навыков – один из важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы;
– принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок;
– принцип цикличности – чередование физической нагрузки с отдыхом, с упражнениями на расслабление;
– принцип разнообразия и новизны – обновление физических упражнений через 2 – 3 недели;
– принцип умеренности – продолжительность занятий в соответствии с возрастом детей с дробной физической нагрузкой.
Предполагается, что результатом внедрения программы ЛФК будет уменьшение % детей имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата, укрепление мышечной системы, снижение частоты респираторных заболеваний, повышение мышечной памяти ребенка, снижение агрессивности и повышение эмоционального благополучия.
Занятия проходят в дневное или вечернее время, один – два раза в неделю, длительность 25 -30 минут.
Место проведения – спортивный зал.
Группы комплектуются с учетом медицинских показаний и желания родителей (законных представителей). Наполняемость группы 10 – 15 человек.
Занятие состоит из трех частей: вводной, основной, заключительной.
Задача вводной части – организация детей для предстоящих занятий. Состоит из валеологических бесед, коротких игровых заданий и упражнений по коррекции осанки и плоскостопия, этюдов лечебно-профилактического танца. Длительность вводной части 5 – 7 минут.
В основной части задачей является укрепление мышечного корсета и индивидуальная коррекция деформаций позвоночника. Упражнения выполняются как без предметов, так и с предметами (гимнастические палки, мячи массажные и простые, обручи, большие гимнастические мячи, мешочки и т. д). Продолжительность основной части – 15 -20 минут.
Заключительная часть – совершенствование двигательных навыков, закрепление навыков осанки и правильной постановки стоп, приведение организма в спокойное состояние. Включает в себя малоподвижные игры, упражнения на расслабление мышц, дыхательную гимнастику, релаксацию, самомассаж стоп. Продолжительность заключительной части 3 минуты.
Для определения эффективности занятий в начале и конце года используются доступные методики и тесты: тесты физической подготовленности с учетом возраста ребенка и тесты выявления нарушений в развитии опорно-двигательного аппарата по Г. Н. Сердюковской, плантография. Определяется так же уровень физической работоспособности и оценка эмоционального благополучия ребенка. Контрольные испытания и врачебный контроль проводятся в начале и конце учебного года. По результатам проверки определяется влияние содержания занятий на здоровье дошкольников. Показатели являются положительными, если у занимающихся в конце учебного года будет наблюдаться улучшение результатов мониторинга.
Обследование уровня физических качеств:
Первопричиной всех дефектов осанки является слабость тех или иных мышечных групп, их несимметричное развитие.
Тест для определения силы мышц спины:
Необходимо лечь на край скамейки и удержать как можно дольше на весу верхнюю часть тела. На опоре находится только нижняя часть тела. Взрослый держит ребенка за ноги. В исходном положении ребенок опирается руками об пол,а по сигналу взрослого (1,2,3)он ставит руки на пояс, и начинается отсчет времени. Средняя норма для дошкольников 45 секунд.
Оценка силы и выносливости мышц живота:
Поднять ноги на 25 см над полом из положения лежа на спине, руки за голову, удерживать ноги в таком положении 15 секунд. Ноги должны быть прямыми, носки оттянуты. Ориентиром для высоты поднятия ног может служить натянутый шнур.
Определение подвижности позвоночника (гибкость):
При наклоне вперед ребенок должен кончиками пальцев достать до пола, не сгибая колени. Наклон выполняется из и. п. ноги вместе. При невыполнении этого задания измеряется расстояние от пола до пальцев. Полученное расстояние говорит об уменьшении подвижности позвоночника по сравнению с нормой.
Плантография – это отпечаток стоп. В норме подсводное пространство не окрашивается, окрашен только перешеек стопы. 1 степень плоскостопия – окрашена 1/3 подсводного пространства; 2 степень – окрашены 2/3 сводного пространства; 3 степень – более 2/3 подсводного пространства.
При осмотре детей обращают внимание на положение стоп по отношению к голени. В детском возрасте продольное плоскостопие обычно сочетается с отведением переднего края стопы, поднятием ее наружнего края и пронацией пятки – то есть с вальгусной установкой стопы. Если угол между голенью и стопой открыт внутрь – это варусное отклонение.
Ожидаемые результаты освоения программы.
В результате освоения программы дошкольник:
Будет знать: правила поведения на занятиях по ЛФК, что такое лечебная гимнастика, ее роль и влияние на организм. Что такое правильная осанка. Гигиенические требования к занятиям лечебной физической культуры.
Будет уметь: выполнять упражнения лечебной физкультуры не только на занятиях в детском саду, но и самостоятельно в домашних условиях.
Будет иметь: прирост показателей развития основных физических качеств, хорошие умения и навыки в выполнении упражнений из разных исходных положений.
Консультация «Духовно-нравственное воспитание в дошкольном учреждении. Реализация программы О. О. Осадчей» Всем нам хорошо известно, что ныне материальные ценности доминируют над духовными не только у взрослых, но и у детей. Работая в детском.
Инклюзивная деятельность в дошкольном учреждении Люди разные бывают Знает каждый индивид. И нет разницы на деле: инвалид не инвалид! Люди так не делятся! Инклюзивное образование – процесс.
Разработка программы оздоровительной деятельности дошкольного учреждения «Разработка программы оздоровительной деятельности дошкольного учреждения». Автор: воспитатель Мягких Людмила Николаевна Срок реализации.
Адаптация детей в дошкольном учреждении Адаптация детей в дошкольном учреждении Адаптация — от лат. «приспособляю» — это сложный процесс приспособления организма, который происходит.
Метод проектов в дошкольном образовательном учреждении Проектный метод в ДОУ Внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие модернизации.
Разнообразные и результативные формы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении (из опыта работы) Тема: Разнообразные и результативные формы физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении. Здоровье – это базовая ценность.
Разработка НОД с детьми старшей группы в дошкольном образовательном учреждении «Делать добро спеши» Разработка непосредственно – образовательной деятельности с детьми старшей группы в дошкольном образовательном учреждении. Автор: Шадрина.
Вариант книжного уголка в дошкольном учреждении «Уголок книги» — необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате ДОУ, который является средством формировании у дошкольников.
Сценарий визитки к КВН для педагогов в дошкольном учреждении Звенит звонок. В пед. кабинет входят воспитатели. -остался тихий час. -И вечер продержаться. Все дружно выдыхают и принимают валидол. -У.
Цели, задачи и программа ЛФК для дошкольников и детей
Огромной проблемой современных детей является сидение за компьютером, снижение количества времени, посвященного подвижным играм и спорту.
Между тем, физическая активность – непременное условие развития здорового организма, формирования правильной осанки, повышения иммунитета и выносливости.
Наиболее удобная форма занятий – в дошкольных учреждениях, где обеспечивается максимальный охват детского населения.
Причины внедрения в детсадах
- Значительное ухудшение состояния здоровья детей, как новорожденных, так и дошкольного возраста.
- Ухудшение общей экологической обстановки, провоцирующей снижение детского иммунитета.
- Повышенная занятость родителей по месту работы и их некомпетентность в проблемах детского здоровья, не всегда удобный режим работы кабинетов ЛФК при поликлиниках.
Цели и задачи
Разными авторами разработаны программы ЛФК для дошкольников. Все они объединены сходными целями и задачами.
Основная цель программ – формирование личности, обладающей физическим и психическим здоровьем, раскрытие творческих способностей ребенка, укрепление здоровья.
- привитие детям здорового образа жизни;
- профилактика развития нарушений осанки, формирования плоскостопия;
- выработка выносливости и силы мышц, координации движений;
- укрепление сердца, сосудов, органов дыхания.
Формы занятий с детьми
Каждое занятие можно подразделить на несколько частей:
- Вводная или организационная часть. Состоит из бесед об укреплении здоровья, небольших заданий в форме игры, упражнений, корректирующих осанку и плоскостопие. Всего 7 минут. Выполнять в медленном или умеренном темпе.
- Главная часть. Формирование различных навыков движения – жизненно необходимых и специализированных. Улучшение волевых качеств, укрепление мышц. Состоит, в том числе, из упражнений лежа, подвижных игр. Количество повторов необходимо увязывать с самочувствием детей. Общая продолжительность – 12 минут.
- Заключительная часть – 3 минуты. Расслабляющие и отвлекающие упражнения, воспитывающие координацию, внимание, гимнастика для восстановления дыхания, спокойные игры.
Кроме гимнастики должна быть создана комплексная система физических упражнений. В течение всего дневного времени пребывания в детском саду необходимо поддерживать двигательную активность – физкультурные минутки, гимнастика для пальчиков, подвижные игры в помещении и на свежем воздухе, спортивные развлечения, праздники, лечебно-корригирующие упражнения, массаж.
Профилактические мероприятия и лечение плоскостопия должны выполняться различными способами:
- занятия босиком (содержат дополнительный закаливающий эффект);
- ходьба по коврикам для массажа, ребристым дорожкам, песку, мелкой и крупной гальке,
- использование наклонных поверхностей.
При этом происходит формирование свода стопы, результатом чего является уменьшение болей в ногах, развивается рессорная функция стоп, происходит укрепление всех мышц ног, совершенствуется координация движений.
Детям до 5 лет
Малышам, начинающим осваивать спортивные упражнения, рекомендуются подвижные игры и гимнастические упражнения. Предпочтение отдается кувыркам, стойкам, прыжкам, которые дети всегда выполняют с удовольствием. Одновременно они способствуют умственному, эмоциональному развитию. Занятия можно проводить с использованием веревок, мячей, обручей, других предметов. Музыка внесет в атмосферу гимнастики комфортный эмоциональный фон.
Комплекс упражнений для дошкольников 3-4 лет:
- Развести ноги на ширину плеч, стоя на полу. Производить наклоны с поднятыми вверх руками. Выполнить 6 раз.
- Присесть и выполнять имитацию сбора цветов, грибов или ягод, выпрямиться. Повторить 6 раз.
- Лечь на спину. Перевернуться на живот, опять на спину. Повтор 6 раз, чередуя стороны.
- В положении стоя руки свести перед грудью. Прыгать на месте.
- Упражнение «велосипед», лежа на спине.
- Присесть, показать руками клевание зерен птичками. Затем выпрямиться. Выполнить 6 раз.
Комплекс упражнений для дошкольников 4-5 лет:
- Позиция стоя, руки на поясе. Поворачивать туловище в разные стороны с одновременным разведением рук.
- Сесть на пол, скрещивая ноги «по-турецки». Наклониться вперед, хлопая руками по полу, прогнуться еще ниже с повторным хлопком, выпрямиться.
- Лечь на спину, руки за затылком, локти поднять вверх. Выполнять повороты на бок и обратно на спину.
- Встать, руки на пояс. Прыжки с одновременным поворотом вокруг своей оси.
- В положении стоя держать перед собой мяч в опущенных руках. Приседания с подниманием мяча в вытянутых вперед руках. Держать спину прямо, смотреть на мяч.
- В этом же положении держать мяч в одной руке. Поднимая руки прямо перед собой, перекладывать мяч в другую руку.
Детям 5-7 лет
В старшем дошкольном возрасте задачи физкультуры меняются. Она должна помочь подготовить организм к школьным нагрузкам. Дети уже владеют всеми видами движений, хорошо координированы, могут выполнять усложненные упражнения. Но развитие опорно-двигательной системы продолжается. Гимнастический комплекс должен содержать наклоны, бег, прыжки, приседания и т. д. Занятия нужно строить в увлекательной форме, чтобы дети получали максимум удовольствия от физкультуры.
Упражнения для дошкольников 5-7 лет:
- Встать, развести ноги на ширину плеч, руки опустить. Наклон вперед с попыткой достать пятку правой ноги. После выпрямления – пятку другой ноги. При выполнении упражнения ноги можно слегка сгибать в коленях.
- Руки протянуть вперед. Поднять ногу, согнутую под прямым углом, носок оттягивать вниз. Одновременно руки отводятся назад махом. Повторять 5 раз, чередуя ноги.
- Позиция – стоя лицом к стене, руками упереться в стену перед грудью. Наклон до пола с перебором руками по стене, выпрямиться аналогичным образом.
- Стоя лицом к стене, руки держать на поясе. Поднять согнутую ногу, коснуться стены ступней, выпрямиться, повторить с другой ногой.
- Встать спиной к стене, руки в стороны. Спина и ладони должны прикасаться к стене. Прямые руки ножницами скрестить впереди, вернуться в первоначальное положение.
Врачебный контроль
Контроль со стороны медицинского персонала проводится в сентябре, когда начинается отчетный период, и в мае. Результаты проверок определяют воздействие ЛФК на организм детей. Положительный эффект означает улучшение физических показателей. Всего проводится несколько типов контроля:
- Предварительный. Устный опрос для получения сведений о накопленных знаниях и навыках, мониторинг физических показателей.
- Периодический. Выполняется путём периодической проверки хода занятий наблюдением.
- Итоговый. Контрольные испытания и проверка преподавателем физкультуры и медицинским персоналом.
Чему должен научиться ребенок:
- Знания. Дошкольник должен знать, как вести себя на занятиях лечебной физкультурой, что такое ЛФК, ее роль в физическом развитии и здоровье. Какова должна быть правильная осанка. Как и для чего принимать воздушные и солнечные ванны. Требования гигиены при выполнении ЛФК, в том числе в домашних условиях. Усвоить правила игр, предложенных на занятиях.
- Умения. Четко выполнять все физические упражнения, делать их самостоятельно дома. Играть в любые подвижные игры.
Дети должны продемонстрировать правильное выполнение спортивных упражнений из любых позиций, дыхательную гимнастику. На основании проверки будет зафиксирован рост физических показателей ребенка.
Заключение
Под влиянием ЛФК происходит стимуляция функционирования организма, независимо от направленности конкретных упражнений, благодаря усилению процессов обмена веществ. Улучшается подвижность всех суставов, снижаются воспаления, ускоряется заживление ран. Помимо того, развиваются волевые качества, выносливость, организм закаливается.
Программа по ЛФК
рабочая программа по физкультуре на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Информационная часть программы……………………………………………..2
Учебный план по программе «Лечебная физическая культура»………. 8 Ожидаемые результаты освоения программы………………………………. 20
Методическое обеспечение образовательной программы…………………. 21
Список используемых источников……………………………………………..23
Информационная часть программы
Тип программы — авторская
Вид программы — оздоровительная
Направление программы — лечебная физкультура
Период обучения — 1 год
Состав обучающихся воспитанников – постоянный
- оздоровительные
- лечебные
- практические (игровые);
- развития;
- моделирования;
- воссоздания;
- преобразования;
Форма реализации программы : регламентированная образовательная деятельность в рамках кружка «Лечебная физкультура» в соответствии с ФГТ.
Условия реализации программы — естественная для ребенка среда жизнедеятельности в режиме детского сада.
Программа «Лечебная физкультура»
рассчитана на 4 года обучения
Возраст детей от 3 до 7 лет.
Программа составлена в соответствии с ФГТ и программой воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Дополнительная образовательная программа “Лечебная физкультура” разработана для детей дошкольного возраста. В ее содержание входит большое количество физических упражнений, нацеленных на содействие правильному физическому развитию детей, имеющих отклонения в здоровье, а именно: нарушение осанки, плоскостопие. Учебный материал программы предполагает не только исправление дефектов в физическом развитии дошкольников, но и укрепление здоровья детей. В основное содержание программы входят:
– упражнения различной направленности, развивающие физические способности дошкольников;
– подвижные игры, формирующие умение к анализу и принятию решений, что положительно сказывается на развитии оперативного мышления и умственного развития ребенка в целом.
Учебный материал, представленный в программе, доступен младшим дошкольникам, соответствует их возрастным особенностям и, в значительной степени, может восполнить недостаток движения, а также поможет предупредить умственное переутомление и повысить работоспособность детей во время обучения.
Цель программы: содействие правильному физическому развитию, укрепление здоровья, формирование правильной осанки и исправление дефектов осанки, если они уже есть.
– развитие физических качеств, двигательных умений и навыков;
- развитие и формирование правильной осанки и правильного развития сводов стопы;
- формирование мышечного корсета;
- выработка силовой и общей выносливости мышц туловища;
- развитие координационных способностей;
- нормализация эмоционального тонуса;
- приобретение необходимых знаний в области лечебной физической культуры и их применение в повседневной жизни;
- воспитание потребности самостоятельно заниматься упражнениями лечебной гимнастики с целью укрепления здоровья и физического совершенствования.
Разработана на основе программы «Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осанки» под редакцией Г.А.Халемского (2001 г.) и «Примерных программ дошкольного общего образования по физической культуре», составлена в соответствии с ФГТ.
Срок реализации программы 4 года. Возраст от 3 до 7 лет. Отличительная особенность данной программы заключаются в том, что она состоит из трех разделов: знания о спортивно-оздоровительной деятельности, физическое совершенствование с оздоровительной направленностью, контрольные испытания и врачебный контроль.
Данная программа рассчитана на 36 учебных часа в год, два занятия в неделю продолжительностью 0,5 часа, разработана для дошкольников, имеющих отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата. В ее реализации участвуют не только младшие дошкольники, имеющие отклонения в физическом развитии (нарушение осанки, неправильное развитие сводов стопы), но и дошкольники, стремящиеся улучшить физическое развитие и физическую подготовленность. Набор в группу проводится на основании медицинских заключений и желания родителей (законных представителей) детей посещающих детский сад Основным содержанием программы являются общеразвивающие упражнения на развитие силы, гибкости, упражнения на дыхание, для профилактики плоскостопия и подвижные игры, нацеленные на развитие у дошкольников координационных способностей. В программе предусмотрено регулярное отслеживание результатов воздействия упражнений на организм дошкольника посредством мониторинга физического развития и физической подготовленности. Запланированы воспитательные задачи: приучение к сознательной дисциплине, воспитание у дошкольников желания физического самосовершенствования.
Источники:
http://www.maam.ru/detskijsad/razrabotka-ozdorovitelnoi-programy-po-lfk-v-doshkolnom-uchrezhdeni.html
http://fiziotera.ru/programma-po-lfk-dlya-doshkolnikov/
http://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2016/09/24/programma-po-lfk