Педагогический проект «Хатха-йога — нетрадиционный метод оздоровления дошкольников. Йога в детском саду для детей старшей подготовительной группы
Использование элементов оздоровительной гимнастики хатха –йоги в оздоровлении детей
Рыжкова Лариса Викторовна
МАДОУ детский сад № 132 города Тюмени
Семинар-практикум для родителей старшего дошкольного возраста
Цель. Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья родителей и детей.
Задачи.
- Формировать у детей и родителей потребность в здоровом образе жизни в семье;
- оказать практическую помощь в овладении знаниями об укреплении и сохранении здоровья ребенка, через элементы оздоровительной гимнастики хатха-йоги, самомассажа.
Физкультурный инвентарь. Гимнастические коврики, музыкальное сопровождение: «Звуки природы»,«Шум моря», медленная инструментальная музыка.
Место проведения. Спортивный зал.
ход
Здравствуйте, уважаемые родители!
Арабская пословица утверждает: «У кого есть здоровье, есть и надежда, а у кого есть надежда, есть все».
Нашу с вами встречу, мы начнем с разговора о здоровье. Здоровье детей – это наше будущее. Однако здоровья не существует само по себе, его нужно постоянно укреплять, сохранять и улучшать. В современном мире, при такой экологии и социальных условиях неуклонно уменьшается число здоровых детей, растет число детей, страдающих заболеванием сердечно сосудистой системы, органов чувств и опорно-двигательного аппарата. Здоровье ребенка зависит не только от полноценного физического развития и воспитания в детском саду, а также от условий жизни в семье, так как семья-это среда, где формируется здоровье ребенка и закладывается в его сознании основа к постоянному стремлению к здоровью.
Сегодня я хочу познакомить вас с нетрадиционными методами оздоровления детей, которые я использую в работе с детьми, т.е с элементами оздоровительной гимнастики хатха-йоги.
Что такое Хатха –йога? В переводе с санскрита ХА означает Солнце, ТХА – Луну, т.е. дословный перевод понятия хатха – йога звучит как солнечная и лунная йога. Хатха –йога – самая низшая ступень йоги, это йога хорошего физического самочувствия.
Хатха – йога доступна людям любого возраста. Она не имеет отношения к какой – либо определенной религии или национальности, а потому она применима и приносит пользу везде и всегда.
Для детей йоговские упражнения – это профилактика сколиоза, остеохондроза, астмы и простудных заболеваний.
Йога для детей очень похожа на игру, в которой они изучают своё тело, превращаясь в животных, растения или предметы. Большинство асан (поз) хатха – йоги естественны, физиологичны. Они копируют зверей, животных и насекомых. Многие асаны названы их именами. Знакомые образы кошки, льва, рыбы, аиста, верблюда, змеи и т.д. помогают детям лучше представить ту или иную позу, будят фантазию и воображение. Благодаря этому дети лучше запоминают асаны и легче их осваивают.
Упражнения хатхи-йоги :
- Развивают гибкость позвоночника, подвижность суставов, эластичность связок, исправляет сутулость;
- Укрепляет мышечный корсет, что является профилактикой нарушений опорно-двигательного аппарата, развивает крупную и малую моторику;
- Улучшается координация движений, тренируется вестибюлярный аппарат;
- Активизируют работу внутренних органов, укрепляют нервную систему, способствуют концентрации внимания, развивают воображение, сенсорный аппарат.
Упражнения хатха-йоги выполняются без снарядов, что позволяет независимо то внешних условий задавать организму необходимый объём физической нагрузки
Таким образом, хатха – йога комплексно воздействует на физическое и нервно – психическое развитие ребенка.
Статическая поза или асана хатха – йоги означает устойчивое положение тела, поэтому исполняющий должен почувствовать себя в ней удобно и комфортно. Для того, чтобы дети освоили асаны, сначала мы их выполняем в динамическом варианте (т.е. повторяем несколько раз), затем ребенок учится сосредоточению на ощущениях в некоторых участках тела. Разученные асаны я использую в утренней гимнастике, в гимнастике после сна, в физкультминутках , дети самостоятельно используют их в свободной деятельности, даже на прогулке.
Требования к условиям выполнения асан хатха – йоги:
- Одежда должна быть легкой, не стеснять движений и хорошо пропускать воздух. Можно заниматься без майки и босиком;
- Асанами не следует заниматься после еды, наиболее правильным будет их выполнение через один час после приема пищи;
- Нельзя выполнять асаны при повышенной температуре тела, ОРЗ, заболеваниях сердца.
- Перед началом выполнения упражнений необходимо провести динамическую разминку или самомассаж. Это разогреет мышцы и подготовит организм к нагрузке.
А сейчас я предлагаю вам выполнить некоторые асаны вместе со мною в игровой форме, как мы это делаем вместе с детьми.
– Представьте, что вы очутились на очень красивой полянке и шагая по ней начали наслаждаться красотой природы (ходьба по залу). Вот вы увидели много красивых цветов, чтобы вам их не притоптать, нужно аккуратно перешагивать через них (ходьба по залу, высоко поднимая колени и вытягивая носочки вниз ). Любуясь цветами, вы услыхали красивую птичью песенку, вам стало очень интересно откуда доносятся такие красивые звуки (повороты головы вправо, влево несколько раз). Шагая поближе к птичьей песенке у вас на пути оказался мостик.
Поза «Мостик»
И.п. – лежа на спине, согнуть ноги в коленях, не отрывая ступни от поверхности.
Т.в. – Опираясь на руки, плавно приподнять таз как можно выше. Плечи, шея, голова при этом прижаты к полу, руки лежат на полу вдоль туловища.Сохранять положение 6 — 8 секунд. Дыхание произвольное. Затем, не допуская резких движений, на выдохе медленно опуститься, расслабиться.
Эффект. Упражнение помогает увеличить гибкость позвоночника, укрепить мышцы живота, устранить вздутие кишечника, боли в пояснице .
Когда вы перешли через мостик, вы услыхали шипение, оказалась это приближается к вам змея…
Поза «Змея»
И.п. – лежа на животе, ноги вместе, руки согнуты в локтях, ладони расположены на уровне груди.
Т.в. – на вдохе, медленно выпрямляя руки, поднять верхнюю часть туловища, плавно прогнуться. Нижнюю часть туловища от пола не отрывать. Задержаться в этом положении на 5-10 секунд. Затем на выдохе плавно опуститесь, положив голову набок, руки опустите вдоль туловища. Расслабиться в позе крокодила.
Эффект. Поза увеличивает гибкость позвоночника, улучшает осанку. Кроме того, она повышает умственную работоспособность, позволяет избавиться от головной боли.
Вы очень напугались и растерялись, но вдруг появляется охотник с собакой.
Поза «Собака»
И.п. – стоя на четвереньках.
Т.в. – на выдохе выпрямить ноги в коленях, отталкиваясь руками от пола, чтобы переместить таз назад и вверх. Пятки стремиться опустить на пол. Ноги выпрямлены в коленях. Пальцы рук разведены широко и плотно прижаты к полу. Голову опустить вниз. Удерживать позу 5-10 секунд и плавно перейти в позу ребенок.
Эффект. Укрепляются и растягиваются задние мышцы, подколенные сухожилия, суставы и связки плечевого пояса, мышцы спины. Укрепляет лодыжки.
У охотник в руках держал лук, которым он змею обезвредил.
Поза «Лук»
И.п. – лежа на животе, согнуть ноги в коленях и обхватите руками ноги на уровне лодыжек.
Т.в. – спокойно, плавно поднять верхнюю часть туловища и колени от пола, прогнуться в пояснице. Шею тянуть вверх, голову держать прямо, колени немного разведены, дыхание свободное. Удерживать позу несколько секунд, затем вернуться в исходное положение и расслабиться.
Эффект. Поза развивает гибкость позвоночника, укрепляет мышцы живота, исправляет сутулость, улучшает осанку, улучшает работу органов брюшной полости. Укрепляет ноги, руки, де лает подвижным плечевой пояс, нормализует обмен веществ.
Вы очень напугались, пора возвращаться, но вы увидели очень красивую бабочку, которая сидела на красивом цветке и пила сладкий нектар.
Поза «Бабочка»
И.п. – сидя, ноги прямые.
Т.в. – соединить подошвы ступней, развернуть колени в стороны и подтянуть пятки как можно ближе к телу. Сомкнуть руки вокруг носков, вытянуть позвоночник вверх и опустить колени на пол.
Эффект. Укрепляет мышцы спины, развивает гибкость в тазобедренных суставах, тонизирует коленные и голеностопные суставы .
Любуясь красотой бабочки, вы услышали звуки жужжащей пчелы…
«Дыхание жужжащей пчелы»
Закройте глаза и медленно вдохните через нос, а во время выдоха представьте, что вы жужжащая пчела и:
- Издайте долгий высокий жужжащий звук.
- Издайте долгий низкий жужжащий звук.
- Издайте долгий громкий жужжащий звук.
- Издайте долгий мягкий и приятный жужжащий звук.
- Теперь не издавайте никаких звуков, а просто послушайте…
«Учимся правильно дышать».
С помощью правильного дыхания человек накапливает и восстанавливает жизненную энергию. А что значит правильно дышать? Каждый чело-век должен с детства выработать привычку дышать носом, а не ртом, т.к. воздух, проходя через нос, очищается от пыли, прогревается до температуры тела. Таким образом, с помощью правильного дыхания человек защищает себя от болезней.
Хатха-йога- это система и способ жизни, единство тела, души и духа. Это система, которая ставит целью научить человека управлять своим телом, добиваться улучшения здоровья, способствовать долголетию, активной жизни и работоспособности. Здоровье детей во многом определяется рациональным двигательным режимом, включающим физическое воспитание и закаливание дома и в детском саду.
Я заканчиваю сегодня нашу с вами встречу и хочу быть уверенной в том, что мои практические советы и рекомендации помогут вам растить детей здоровыми, крепкими и успешными. Спасибо за понимание и сотрудничество!
« Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым. Пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении».
Используемая литература
- Латохина Л.И. Хатха – йога для детей. – М.: Просвещение. 1993. – 160 с.
Интернет – ресурсы
Свидетельство о публикации в СМИ” Серия А № 0004894
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
– Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
– Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. 1. “Детские сады Тюменской области” официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 – 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем “Свидетельство о публикации” в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. “Свидетельство о публикации” в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец “Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ”.pdf
Хатха-йога — нетрадиционный метод оздоровления дошкольников
Каждый человек хочет быть здоровым. Осознание того, что здоровье – самая большая ценность, приходит к человеку иногда слишком поздно. А ведь ещё Сократ сказал: «Здоровье-это еще не всё, но всё без здоровья – ничего». Основы развития здорового образа жизни закладываются в детском возрасте, когда ребенок приобретает многие привычки, в том числе и навыки выполнения жизненно необходимых движений, существенно влияющих на работу органов и систем организма. С недавних пор, в нашем детском саду мы с детьми начали заниматься по системе хатха-йога (куда входят физические упражнения – асаны, самомассаж, пальчиковая гимнастика) и используем элементы дыхательной гимнастики (пранаямы).
Что же такое хатха – йога? Хатха-йога – специальная йога для детей, основанная на позах животных и окружающих предметах, доступных дошкольникам. «Ха» – обозначает солнце, символ тепла, активности и энергии. «Тха» – луна, холод, пассивность и торможение. В отличие от других физических упражнений, имеющий динамический характер, в гимнастике хатха – йоги, основное внимание – статическое поддержание поз. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку. Хатха – йога – сочетание физических упражнений (асаны) и дыхательной гимнастики (пранаямы). Упражнения в хатха-йоге копируют позы животных, птиц, определённые положения людей, предметы. Весь комплекс целесообразно сопровождать специально подобранной музыкой. Йога – это полноценная гимнастика, развивающая и укрепляющая все мышцы тела, прекрасное средство борьбы с нарушением осанки и способ стать гибким. Соединения движения и дыхание в процессе выполнения поз является дополнительным средством оздоровления организма. Релаксация в конце занятия помогает открыть детям удовольствие от покоя тишины. Йога дает возможность для безграничной фантазии ребенка.
Одежда детей во время занятий должна быть облегченной: майка и шорты, ноги босые.
-Позы всегда следует выполнять после дыхательных упражнений.
-Комплекс упражнений Хатха-йоги должен строиться в строгой последовательности: сначала упражнения, выполняемые из положения стоя, сидя, затем – лежа.
-Перед началом выполнения упражнений необходимо провести динамическую разминку. Это разогреет мышцы и подготовит организм к статической нагрузке.
-При овладении позами необходимо соблюдать принцип постепенности: избегать перенапряжения у детей.
-При разучивании комплекса Хатха-йоги необходим четкий показ упражнений.
-Основным критерием правильности выполнения поз является ощущение бодрости и хорошего настроения.
Детская йога для дошкольников
Важно создать как можно раньше здоровые привычки для их развития. Дети всех возрастов и степени подготовки могут заниматься йогой. Она питает ум, тело, дух и прокладывает путь для пожизненной привычки вести здоровый образ жизни.
Исходя из этого целью моей работы с детьми стало – формирование у детей представления о йоге.
Так же были поставлены следующие задачи:
• С помощью использования асан, (упражнений йоги) способствовать развитию у детей гибкости позвоночника и координации движений
• Упражнять в умении снимать напряжение, выполнять релаксационные упражнения и т.д
• Обучать детей навыкам самомассажа
В будущем, с 2015 года планирую начать вести кружковую деятельность в рамках дополнительно – образовательных услуг.
Оборудование: музыка для релаксации, магнитофон, проектор. В течение занятия сопровождается тихая, спокойная музыка.
Ход мастер-класса:
1 часть:
В целях сохранения и укрепления здоровья воспитанников в нашем дошкольном учреждении используются различные оздоровительные технологии и методики, я познакомлю Вас с нетрадиционной техникой – йогой. Эту форму оздоровления использую непродолжительное время.
Большинство упражнений, выполняемых детьми, лишь отдаленно напоминают асаны и пранаямы.
Асаны – позы йоги, направленные на развитие координации, силы, гибкости и выносливости.
Пранаямы – дыхательные упражнения.
Регулярные занятия йогой дадут детям:
• Уверенность, внимательность, собранность, плавность.
• Сильные мышцы, гибкость тела;
• Чувство спокойствия, управление эмоциями
2.часть: ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Основные асаны.
Какому ребенку не захочется научиться потягиваться, как кошка, или тянуться к солнцу, как цветок? Выполняя асаны (позы), дети расширяют свой кругозор, тренируют внимание и память. Пример тому:
Наверное, не существует людей, не любящих массаж.
Под действием пальчикового массажа организм сам начинает вырабатывать «лекарства», которые намного эффективнее и безопаснее таблеток.
Пример тому асан «Найдем и покажем ушки»
Чтобы ребенок меньше уставал и не болел, ему необходимо научиться правильно дышать. Оказывается, лишь немногие люди умеют это делать так, как нужно.
Пример тому пранаям «Окно и дверь»
Ни одно занятие не обходится без специальных асан (упражнения) на релаксацию. Поза расслабления (полного отдыха) расценивается в йоге как одна из самых полезных.
Например, упражнение на расслабление «Собираем усталость»
А сейчас давайте вместе с вами поучаствуем в практике.
Практическая часть:
Приветствие – «Круг дружбы».
И.п. – стоя, ноги вместе, ладони сложены перед грудью вместе, живот втянуть, расправить ребра.
Пранаямы (Дыхательное упражнение) «Окно и дверь».
И.п. – стоя ровно, выпрямиться.
Выполнение: воздух заходит через «окно», а выходит через «дверь». Правой рукой зажимаем правую ноздрю, медленно вдыхаем через «окно», потом левой рукой зажимаем левую ноздрю и медленно выпускаем через «дверь».
Асаны хатха-йоги:
1.«Звезды»
И.п. – Ноги на ширине. Руки разведены в стороны. Наклоны.
1,2 – наклоняемся, тянемся правой рукой до левой ноги, левая рука наверх.
3,4 – и.п.
Затем смена положения в другую сторону.
2. -«Поза дерево»
И.п. – стоя на двух ногах, согнуть правую ногу в колене, расположив правую пятку под коленом
1,2 – балансируя на левой ноге поднять вытянутые руки вверх так, чтобы они оказались рядом с ушами, сомкнуть ладони вместе и опустить до уровня груди. Соблюдая баланс.
3,4 – и.п. смена положения.
3. «Наклоны»
И.п. – ноги на ширине плеч
1,2 – Во время вдоха поднимите левую руку в сторону и вверх над головой, заводим ее за левое ухо
3,4 – Во время выдоха переместите правую руку вправо (в сторону от себя) вдоль пола. Наклоните вправо туловище, голову и левую руку.
Во время вдоха вернитесь в исходное положение. Выполняем тоже самое влевую сторону.
Самомассаж: «Найдем и покажем ушки»
Ласково оттягиваем ушные раковины вверх, вниз в стороны (по 5-6 раз в каждую сторону).
Упражнение на снятие напряжения: дети стоят в кругу, на выдохе наклон вниз, руки вниз, спину расслабить. «Собирают усталость» руками снизу –вверх в «большой мешок» и выбрасывают.
Сейчас мы выполняли упражнения, как вы себя чувствуете?
3часть: Уважаемые коллеги, сейчас я предлагаю вам перейти к этапу моделирования и предложить варианты использования упражнения по йоге в своей работе? (в физ. минутке, утренней гимнастике, пробуждении после сна)
Рефлексия: оценить сегодняшний мастер класс нам помогут асаны: положительное решение моего мастер класса поможет выразить поза «Приветствия», а если вам, что то не понравилось, то я предлагаю принять позу «Аиста» (ноги вместе, из положения стоя с поднятыми вверх руками наклон вниз, выдыхая и начиная сгибаться с поясницы)
Спасибо за совместную работу!
Список использованной литературы:
1.Бокатов А., Сергеев С. « Детская йога(2-е изд.) ».- Киев, «Ника-центр»,2009.
2. В.Осипова «Поза ребёнка. Хатха-йога в детском саду». ж/Обруч №3 1997г
3.Научно-практический журнал«Инструктор по физической культуре».- М.: «Сфера», №5/2011.
4. С.Сергеева «Йога для детей». Изд.: АСТ/Астрель Год: 2008 Серия: Рецепты здоровья.
5. Палатник М. « Простая йога для детей».- М.: « Вадим Левин,»,2006
6. Anjey Satori «Звуки природы для релаксации»,- М.,2005
Источники:
http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/news11167.html
http://www.prodlenka.org/stati-obr/blog-uchitelja/3410-hatha-ioga–netradicionnii-metod-ozdorovleniya-doshkolnikov
http://kladraz.ru/blogs/inga-vadimovna-alekseva/master-klas-dlja-pedagogov-na-temu-detskaja-ioga-razvitie-garmonija-radost.html