99 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основные способы передвижения человека (ходьба, бег, прыжки), что в них общего и чем они различаются? Способ передвижения в котором присутствует фаза полета.

Основные способы передвижения человека (ходьба, бег, прыжки), что в них общего и чем они различаются?

Основными видами передвижения человека являются ходьба, бег и прыжки. Между этими видами передвижения общее то, что их выполняют при вертикальном положении тела (прямостоянии) при обязательном отталкивании ногами от опоры. Чтобы человек мог успешно использовать данные передвижения, у него должно быть хорошо развитое чувство равновесия. Наиболее устойчивый вид передвижения — обычная ходьба. Во время ходьбы человек, поочередно передвигая ноги, все время опирается на землю. Во время бега человек, отталкиваясь от опоры, отрывается от нее и как бы летит по воздуху. Поэтому в беге тело человека менее устойчиво, чем при ходьбе. Чтобы увеличить устойчивость тела при беге, надо бежать с большой скоростью. Наименее устойчивый вид передвижения — прыжки. В них не только имеется фаза полета, но и фаза приземления, во время которой устойчивость тела слишком мала. Чтобы сохранить равновесие после прыжка, необходимо дополнительное напряжение мышц. В жизни человеку приходится пользоваться различными способами ходьбы, бега и прыжков. Например, ходить боком и спиной вперед, бежать в гору и под гору, прыгать через лужи и канавы. Чтобы с этим успешно справляться, необходимо регулярно заниматься физическими упражнениями, помогающими развивать равновесие.

Роль зрения и слуха при движениях и передвижениях человека

Зрение – восприятие организмом объектов внешнего мира посредством улавливания отражаемого или излучаемого объектами света. В физической культуре и спорте зрение помогает ориентироваться при выполнении физических упражнений, устранять допущенные ошибки при выполнении двигательных действий. Бинокулярное или стереоскопическое зрение — это видение двумя глазами, которое обеспечивает четкое объемное восприятие предмета и его местоположения в пространстве. Бинокулярное зрение позволяет оценивать в каждый момент взаимное перемещение объектов наблюдения, траекторию движения и представлять путь продолжения движения. Эта сложнейшая функция органа зрения помогает футболисту определить по полету мяча место в пространстве, куда нужно поместить ногу для остановки мяча или удара его с лета. Хоккеист ставит клюшку в точке, находящейся на траектории быстролетящей шайбы, и с точностью отражает шайбу. Нужно иметь в виду, что оценка траектории полета и ответные действия спортсмена осуществляются в доли секунды. Реакция игрока на пас, выбор вратарем правильной точки в воротах для принятия мяча или шайбы во многом зависит от остроты (качества) бинокулярной зрения спортсмена.

Слух — восприятие звуковых колебаний органами слуха. Благодаря органам слуха учащиеся на уроках физической культуры слышат команды, распоряжения и указания учителя, а спортсмены — замечания и методические указания тренера, а также замечания судей. При занятиях физической культурой и спортом важная роль принадлежит зрительному и слуховому анализаторам.

Зрительный анализатор обеспечивает восприятие и анализ величины, формы и цвета предметов, их взаимное рас положение и расстояние между ними. Например, спортсмен, выполняя те или иные технические приемы (например, передачу мяча в волейболе, футболе, баскетболе и т.п.) регулирует свои движения и мышечные усилия с помощью глазомера, оценивая расстояние до игрока, которому буде передан мяч, скорость его передвижения.

Слуховой анализатор обеспечивает восприятие и анализ звуковых раздражении, формирует слуховые ощущения. Например, в физической культуре и спорте для овладения ритмом движений, своевременностью приложения мышечных усилий применяют звуковые сигналы. Они помогают занимающемуся ориентироваться в пространстве, способствуют более правильному выполнению упражнения, помогают оценить собственные действия.

Понижение слуха у занимающихся физической культурой и спортом, сопровождающееся нарушением слуховой ориентации, ведет к тому, что их реакция на звуковой сигнал запаздывает, это может явиться причиной травмы.

В процессе регулярных занятий физическими упражнениями совершенствуются функции и согласованность взаимодействия зрительного и слухового анализаторов.

Охарактеризуйте основные способы передвижения человека. Общие и различия в них

Ходьба –один из наиболее естественных и основных способов передвижения человека. При ходьбе одновременно в работу включается до 56% мышц тела. Внешне кажущиеся простыми, движения при ходьбе требуют значительных усилий.

Читать еще:  Что желают рыбаку перед рыбалкой. Поздравления рыбаку с днем рождения

Характеризуя ходьбу как упражнение, надо указать на основные виды упражнений, изучаемых на уроках. Учащиеся должны научиться ходьбе на время и ходьбе в условиях, соответствующих особенностям местности. Спортивная ходьба как упражнение применяется только на секционных занятиях. Она является весьма своеобразным упражнением сугубо соревновательного назначения и на уроках в целостном виде не изучается.

Школьников целесообразно обучить лишь отдельным элементам, пригодным для применения в быстрой ходьбе. Такими элементами являются работа согнутыми руками, сочетание движений рук, поворота плечевого пояса, выведение ноги и таза.

Совершенствование техники ходьбы осуществляется в постепенно усложняемых формах: ходьба с изменением направления, ходьба по повышенной опоре, по наклонной опоре, с соблюдением равновесия, с переноской груза, с преодолением препятствия и т.д.

Важно добиться, чтобы ученики следили за вертикальным положением головы во время ходьбы. Обучение ритму дыхания в разных видах ходьбы имеет очень большое значение. Вдох делают через нос примерно на три шага, выдох – на четыре шага (можно через рот).

Следует научить ходить в строю и с выполнением различных дополнительных заданий.

Ходьба, безусловно, не решает всех вопросов физического воспитания, но она является первоосновой для воспитания осанки и культуры движений. Обучение ходьбе должно быть строго последовательным. Все плохо освоенные движения надо изучать снова и снова, применяя разнообразные средства. Работа рук, постановка рук, положение тела, головы, ритм дыхания – эти технические детали должны быть в поле зрения учителя на каждом уроке.

Бег,как естественный способ быстрого передвижения, наиболее полезен развивающемуся детскому организму. Элементы бега являются составной частью других физических упражнений в прыжках, играх. Беговые упражнения – великолепное средство для развития мышечной и нервной систем. Бег улучшает подвижность нервных процессов, усиливает внимание.

При начальном обучении упражнения в беге применяются для получения элементарных двигательных знаний. С каждым годом обучения предъявляются все большие требования к совершенствованию навыка бега в разнообразных условиях.

Освоение техники бега доступно для школьников любого возраста, а нагрузку можно дозировать довольно точно изменением скорости, темпа и величины дистанции. По мере увеличения скорости бега увеличиваются требования к технике его выполнения, к обучению бегу на максимальной скорости .

Техника бега на короткие дистанции отличается от техники бега на средние и длинные дистанции рядом технических деталей, и прежде всего углом отталкивания. Чем выше скорость, тем угол отталкивания меньше.

На уроках физической культуры учащиеся изучают следующие виды техники бега: гладкий (медленный, быстрый и на выносливость), эстафетный бег, бег с преодолением препятствий, бег в условиях естественной местности (кросс).

2. Физическое качество «выносливость». Какие упражнения используются для ее развития?

В целом выносливость характеризуется как способность к длительному выполнению работы на требуемом уровне интенсивности, как способность бороться с утомлением и эффективно восстанавливаться во время работы и после нее.

Различают выносливость общую и специальную: первая является частью общей физической подготовленности спортсмена, вторая – частью специальной.

Общая выносливость –способность продолжительно выполнять любую работу, вовлекающую в действие многие мышечные группы и предъявляющую достаточно высокие требования к сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной системам.

Общая выносливость позволяет каждому успешно справляться с любой продолжительной работой большой или умеренной мощности. Общая выносливость служит основой для развития специальной выносливости.

Специальная выносливостьопределяется способностью спортсмена длительно выполнять специфическую работу в течение определенного времени, предусмотренного требованиями избранного вида спорта.

Следует отметить, что развитие общей выносливости является непременным условием для перехода к работе над специальной выносливостью.

Специальная выносливость – не только способность бороться с утомлением, но и способность выполнить поставленную задачу наиболее эффективно в условиях строго ограниченной дистанции (бег, ходьба на лыжах, плавание и другие циклические виды спорта) или в течении определенного времени (футбол, теннис, водное поло, бокс).

Развивать выносливость можно используя упражнения циклического характера, т.е. достаточно длительные, равномерные, повторяющиеся нагрузки. К циклическим упражнениям относятся: бег, быстрая ходьба, плавание, лыжи, ритмическая гимнастика, т.е. упражнения, которые вовлекают в работу большую часть двигательного аппарата.

Ходьба – первое в ряду упражнение на выносливость. Умеренность воздействия ходьбы на все органы и системы, оптимальная нагрузка на связки и суставы, легкость дозирования позволяют широко использовать это средство на начальном этапе развития выносливости. Ходьбу лучше всего проводить на открытом воздухе, на дорожках скверов или парков, постепенно, от занятия к занятию, повышая темп передвижения. Ходьбу включают во вводную часть урока и во вторую половину основной части, после упражнений на развитие быстроты, ловкости и силы.

Читать еще:  Аквааэробика или плавание что лучше для суставов. Аквааэробика или тренажерный зал — что лучше? Из чего состоит занятие

При необходимости увеличить нагрузку на двигательный аппарат и другие системы повышают частоту движений (приближая к спортивной ходьбе) или переходят на ходьбу короткими выпадами. Если требуется еще больше повысить интенсивность, ходьбу проводят на песке или подъёме. Для развития выносливости можно использовать ходьбу в небольшой подъём в быстром темпе в течение 10 сек, затем дать отдых (спуск вниз 12-15 сек.).

В дальнейшем ходьба может чередоваться с медленным бегом.

Бег – основное упражнение, развивающее выносливость.

Предпочтительным методом проведения беговых занятий является равномерный бег, который проводится в трёх режимах:

– с большей интенсивностью – ЧСС 155-180 уд/мин;

– средней интенсивностью – ЧСС – 130 – 160 уд/мин;

– низкой интенсивностью – ЧСС до 130 уд/мин.

Кроссы по пересеченной местности, бег в гору, по песку, мягкому грунту, с преодолением препятствий – все это средства для развития не только общей, но и силовой выносливости.

В определенной мере выносливость можно развить и в подвижных играх. Для этого подбирают подходящие игры, увеличивается их продолжительность и уменьшаются их продолжительность и уменьшаются паузы отдыха.

Можно развивать выносливость гимнастическими упражнениями. Подбирают комплекс из 8-12 общеразвивающих упражнений с таким расчётом, чтобы каждое можно было выполнять не менее 10 раз. Переход от одного упражнения к другому должен быть естественным и лёгким, т.е. чтобы упражнения можно было выполнять поточным способом.

Вначале такой комплекс следует делать с небольшим количеством повторений каждого упражнения и с паузами между ними. Постепенно, от урока к уроку, число повторений увеличивают, паузы сокращают, темп исполнения возрастает. В итоге комплекс выполняется без пауз между упражнениями, с контролем темпа по ЧСС.

Такой способ напоминает занятие ритмической гимнастикой, но проводится без музыкального сопровождения. Он способствует развитию не только силовой выносливости отдельных мышечных групп, но и совершенствованию сердечно – сосудистой и дыхательной систем. Если ЧСС во время занятий резко повышается, следует снизить интенсивность нагрузки, уменьшив темп выполнения упражнений или увеличивая паузы между ними.

Основы техники ходьбы и бега

Ходьба и бег – естественные способы передвижения человека и в их структуре много общего. Спортсмен при ходьбе и беге в определенной последовательности повторяет свои движения, т.е. его действия складываются из отдельных циклов. Поэтому при анализе техники этих передвижений не нужно прослеживать все действия спортсмена от старта до финиша, важно разобраться в закономерностях лишь одного цикла.

В цикл входят фазы движения, заключающиеся между двумя совершенно одинаковыми положениями тела. В ходьбе и беге циклом является двойной шаг, в течение которого каждая часть тела проходит все фазы движения.

Характерная особенность ходьбы – наличие постоянного контакта с грунтом одной (период одиночной опоры) или обеих ног (период двойной опоры). В беге структура цикла несколько иная, так как в нем период двухопорного положения заменяется фазой полета.

Известно, что человек перемещается в пространстве за счет сокращения мышц. Вместе с тем внутренняя сила напряжения любой мышцы не может изменить положения общего центра тяжести тела (ОЦТТ) в пространстве. Это возможно только при участии внешних сил, т.е. при взаимодействии тела с другими телами в виде отталкивания или притяжения.

При ходьбе и беге внешними силами являются силы тяжести, сопротивления среды и реакции опоры, причем каждая из них может быть движущей, тормозящей или нейтральной. Сила тяжести действует постоянно и направлена вертикально вниз. Сила сопротивления среды – тормозящая, ее величина зависит от скорости и размеров движущегося тела. Сила реакции опоры по величине равна, а по направлению противоположна давлению стопы на грунт.

Читать еще:  Экстремальная глажка. Экстремальные утюги совмещают опасное с бесполезным

При ходьбе и беге в опорном периоде для каждой ноги выделяются две фазы – переднего и заднего толчков, разграничивает которые момент вертикали. Фаза переднего толчка начинается с момента постановки ноги на грунт впереди проекции ОЦТТ и длится до момента вертикали, при этом давление на грунт направлено вниз-вперед, а реакция опоры – вверх-назад. Фаза заднего толчка наиболее важная во всем цикле движения. Она начинается с момента вертикали и длится до конца опорного периода, т.е. до отрыва стопы от грунта. Давление на грунт направлено вниз-назад, а реакция опоры – вверх-вперед. При отталкивании ногой все остальные части тела получают ускорение в направлении, заданном реакцией опоры. Маховая нога также отдаляется от места опоры. Следовательно, эти действия при отталкивании взаимосвязаны и продвигают тело вперед.

Движения рук и ног при ходьбе и беге перекрестные. Руки, согнутые в локтевых суставах, движутся вперед-внутрь и назад-кнаружи. Плечевой пояс и таз также совершают сложные встречные движения, которые способствуют удлинению шага и ускорению его выполнения, что ведет к увеличению скорости передвижения.

Следует отметить, что косо направленные силы давления и реакции опоры в фазах переднего и заднего толчков могут быть разложены на две составляющие – вертикальную и горизонтальную. Горизонтальная составляющая реакции опоры – важнейший фактор, определяющий изменение скорости при перемещении человека в ходьбе и беге, вертикальная служит для противодействия силе тяжести.

В период маха ноги при ходьбе и беге выделяются фазы: заднего (маховая нога сзади корпуса) и переднего шага (маховая нога впереди корпуса), разделяемые моментом вертикали.

Таким образом, цикл при ходьбе и беге состоит из периода опоры (фаза переднего толчка, момент вертикали, фаза заднего толчка) и периода маха (фаза заднего шага, момент вертикали, фаза переднего шага).

С завершением фазы переднего шага нога ставится на грунт и начинается новый цикл с фазы переднего толчка. В период опоры нога совершает вращательное движение по дуге, центр которой в стопе (тело перемещается вперед), в период маха – вращательное движение, центр которого в тазобедренном суставе.

За время двойного шага каждая нога бывает опорной и маховой. В период опоры нога служит амортизатором, поддерживает тело и производит отталкивание от грунта, при помощи которого и осуществляется передвижение. Во время маха нога выносится вперед, т.е. выполняет очередной шаг. При ходьбе длительность периода опоры больше длительности периода маха, чем объясняется наличие постоянного опорного положения в этом виде передвижения. Это происходит потому, что период опоры одной ноги по времени наслаивается на период опоры другой ноги. Во время ходьбы периоды одиночной и двойной опор чередуются. Цикл движений состоит из двух периодов одиночной и двух периодов двойной опоры.

С увеличением частоты шагов в ходьбе длительность периодов опоры уменьшается, а при темпе свыше 200 шагов/мин ходьба непроизвольно переходит в бег, так как период двойной опоры исчезает и вместо него появляется фаза полета.

При беге длительность периода опоры меньше длительности периода маха. Период маха одной ногой по времени наслаивается на период маха другой ногой, в результате чего появляется фаза полета. Цикл движений при беге состоит из двух периодов опоры и двух фаз полета. В опорном периоде давление ноги на грунт и реакция опоры резко возрастают, достигая величин, в несколько раз превышающих вес тела спортсмена. По сравнению с ходьбой при беге отталкивание осуществляется под более острым углом и наблюдаются более значительные вертикальные колебания ОЦТТ спортсмена. Боковые колебания ОЦТТ при беге незначительны и могут быть даже меньше, чем при ходьбе.

Основные компоненты скорости при беге – длина и частота шагов – достигают значительно больших величин, чем при ходьбе. Движения в суставах осуществляются с более высокой скоростью и по большей амплитуде, благодаря чему сильнее проявляется действие инерционных и реактивных сил при работе различных групп мышц нижних и верхних конечностей.

Источники:

http://mobile.studbooks.net/1181063/turizm/osnovnye_sposoby_peredvizheniya_cheloveka_hodba_pryzhki_obschego_razlichayutsya
http://lektsii.org/2-2822.html
http://atlox.ru/5-1-osnovy-tehniki-hodjby-i-bega.html

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: