10 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Одаренные спортсмены. Выявление одарённых детей в спорте

Выявление одаренного в спортивной деятельности ученика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моргунова Елена Викторовна

Статья посвящена стратегии работы с детьми, с определением педагогических критериев по выявлению одаренного ученика в сфере спорта.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Моргунова Елена Викторовна

IDENTIFICATION OF GIFTED STUDENTS IN SPORTS ACTIVITIES

Article focuses on strategies for working with children, where the educational criteria to identify gifted students in sports.

Текст научной работы на тему «Выявление одаренного в спортивной деятельности ученика»

ВЫЯВЛЕНИЕ ОДАРЕННОГО В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКА

Моргунова Елена Викторовна

учитель физической культуры Муниципального автономного образовательного учреждения «Гимназия № 30», РФ, г. Курган

E-mail: elena2903 73@mail. ru

IDENTIFICATION OF GIFTED STUDENTS IN SPORTS ACTIVITIES

Teacher of physical culture Municipal autonomous educational institution city Mound “High school No. 30”, Russia, Kurgan

Статья посвящена стратегии работы с детьми, с определением педагогических критериев по выявлению одаренного ученика в сфере спорта.

Article focuses on strategies for working with children, where the educational criteria to identify gifted students in sports.

Ключевые слова: одаренный ученик, учитель, одаренность, спортивные способности.

Keywords: gifted pupil, teacher, talent, athletic ability.

В современной педагогике уже давно поднимается вопрос о необходимости усиления степени выявления способных учащихся, в том числе в спортивном направлении. Речь идет о способностях, которые являются не врожденными, а формируются в процессе развития. Врожденными

Моргунова Е.В. Выявление одаренного ученика в спортивной деятельности // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2014. № 2 (3) . URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/957

могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, то есть задатки, которые лежат в основе развития юного дарования.

Характерная особенность современного периода развития физической культуры — научно обоснованный поиск одаренного ученика, которому по плечу большие спортивные нагрузки и высокие темпы спортивного совершенствования. Цель такого поиска — выявление одарённых детей и создание условий, способствующих оптимальному развитию спортивного потенциала учащихся, выработка стратегии работы с одаренными учениками в образовательном процессе, развивающих форм и методов обучения в физкультурной деятельности.

Очень трудно в начинающем юном даровании распознать будущего чемпиона. В этих условиях возрастает роль учителя физической культуры, который формирует спортивные способности, превращая их в талант, и своевременно направляет в детские спортивные школы. Одаренность — это уникальное целостное состояние личности ребенка, это большая индивидуальная и социальная ценность, которая нуждается в своевременном выявлении и поддержке, но не как средство обеспечения престижа школы, а как самоценность [6, с. 9]. Работа учителя физкультуры, для которой характерна прежде всего помогающая функция, направлена на выявление одаренного ребенка. В эту работу входит:

• общение с родителями;

• учет итогов прошлого года (динамика развития).

Выявление одаренности ребенка по виду: спортивный — компетенция личного самосовершенствования.

Выявление одаренности ребенку по форме: секция — спартакиады школьников — спортивные соревнования — ДЮСШ.

В работе с учениками и родителями одаренного ребенка выделим следующие линии:

Стратегия работы с одаренными детьми.

1. Изучение диагностических методик, основанных на доступности, информативной емкости.

2. Создание банка одарённых талантливых детей с 1 по 11 классы в соответствии со спортивными способностями.

3. Изучение круга интересов спортивной деятельности учащихся путем анкетирования.

4. Изучение личностных потребностей одарённых учащихся путем собеседования.

5. Изучение работы учащихся в спортивной секции путем посещения занятий учителем.

Читать еще:  Как научиться владеть своим телом. Как управлять своим телом? Избавиться от головокружения

6. Приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми.

II. Создание благоприятных условий для реализации спортивного потенциала одаренных детей.

1. Организация консультативной помощи для учащихся, целенаправленных на спортивную самореализацию и самодостаточность.

2. Информирование учащихся о новейших достижениях в избранном ими виде спорта и области спортивной деятельности.

3. Знакомство учащихся с новинками спортивной литературы. Организация помощи ученикам в ее подборе.

4. Привлечение специалистов дополнительного образования, тренеров для общения с детьми и совершенствования их мастерства в избранном виде спорта.

5. Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых учеников.

6. Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся по спортивной тематике.

7. Увеличение времени для самостоятельной работы учащихся и создание стимулирующих условий при наличии спортивной самодостаточности, оригинальности, рациональности в результатах самостоятельной работы.

III. Развитие спортивных способностей.

1. Широкое привлечение учащихся к проведению школьных олимпиад, соревнований, конкурсов, конференций и судейства.

2. Проведение школьных олимпиад и соревнований.

3. Использование в практике работы с одарёнными детьми следующих приемов:

• выполнение спортивных тематических заданий;

• выполнение проектных работ в области физкультуры и спорта;

• выполнение проектов на спортивную тематику;

• приобщение (в различных формах) к работе учителя;

• повышение степени сложности заданий.

4. Углубленное изучение предмета физическая культура.

5. Организация широкого круга разнообразных секций, кружков спортивной направленности.

IV. Стимулирование-поощрение дальнейшей спортивной деятельности.

1. Создать постоянно действующий стенд, посвященный спортсменам, победителям и призерам городских, областных олимпиад и соревнований городского, областного, регионального уровней.

2. Представлять на публичное своевременное поощрение успехов учащихся (линейки, молнии-объявления — поздравления).

3. Отправлять благодарственные письма родителям.

4. Отмечать на родительских собраниях заслуги родителей в воспитании одаренных в области спорта детей.

Высокие спортивные достижения — это результат сложного взаимодействия наследственных способностей, таланта и влияния внешней среды, труда, воспитания, тренировок. Сложность поиска спортивных талантов

обуславливается критериями и требованиями, которые мы предъявляем к ученикам с более высоким уровнем физической подготовленности. Педагогические критерии:

• уровень развития физических качеств;

• темпы роста спортивных достижений;

• способность юного спортсмена к эффективному решению двигательных задач в условиях напряженной борьбы.

Часто важным фактором одаренности в спортивной деятельности является крепкое физическое здоровье. При этом следует заметить, что требования к спортивно-одаренным детям не исчерпываются двигательными качествами. Одаренный в спортивной деятельности ребенок должен отвечать большому числу условий. Подобное уникальное сочетание способностей найти в одном человеке крайне трудно.

1. Бабаева Ю.Д., Лейтес Н.С., Марютина Т.М. Психология одаренности детей и подростков. — М., 1996. — 332 с.

2. Брюно Ж. и др. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика. // Психологический журнал. — 1995. — № 4. — С. 73.

3. Волков В.М., Филин В.П. Спортивный отбор. — М.: Физкультура и спорт,1983. — 176 с.

4. Кулемзина А.В. Принципы педагогической поддержки одаренных детей // Педагогика. — 2003. — № 6. — с. 27—32.

5. Пустовалова В.В. Работа с одарёнными детьми». Инновационный проект подготовки к этапам олимпиады. Департамент образования Администрации. — Томск, 2007. — 19 с.

6. Семенова Г.И. Спортивная ориентация и отбор. — Тобольск: ТГПИ им. Менделеева, 2002. — 29 с.

7. Шумакова Н.Б. Одарённый ребёнок. Особенности обучения: пособие для учителя. — М., 2008. — 240 с.

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2015

РАЗВИТИЕ СПОРТИВНОЙ ОДАРЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Одним из видов одаренности является спортивная одаренность.

Спортивная одаренность – это комплекс природных качеств, дающих возможность достичь спортивных вершин в процессе многолетней тренировки.

Читать еще:  Интересная зарядка для младших школьников. Утренняя зарядка для детей

– это врожденные особенности человека, обуславливающие определенный уровень его спортивных достижений.

Способности формируются неравномерно. Наблюдаются периоды ускоренного и замедленного развития способностей. Нередко отмечается раннее проявление спортивных способностей, но встречаются и дети с замедленными темпами формирования способностей. Отсутствие ранних высоких достижений ещё не означает, что высокие способности не проявятся в дальнейшем.

Уровень и характер проявления одаренности очень индивидуальны и заключаются в том, что одни, приходя заниматься тем или иным видом спорта, уже проявляют ярко выраженные способности, других же не принимали в группы начальной подготовки в силу их слабости.

Способности и одаренность у того или иного спортсмена констатируются тогда, когда уже достигнут выдающийся результат и мало внимания обращается на это в процессе отбора на различных этапах спортивного совершенствования, где основным фактором выступает соответствие сторон подготовленности тем модельным характеристикам, которые составлены для данного уровня подготовленности.

Условно различают три уровня развития спортивных способностей:

1. Самые общие способности. К ним можно отнести хорошее здоровье, нормальное физическое развитие, трудолюбие, настойчивость, работоспособность, интересы, склонности и т.д.

2. Общие элементы спортивных способностей: быстрое освоение спортивной техники, умение адаптироваться к значительным мышечным напряжениям, высокий уровень функциональной подготовки, способность преодолевать утомление, успешное восстановление после тренировочных нагрузок и т.д.

3. Специальные элементы спортивных способностей: быстрый прирост спортивных результатов, высокий уровень развития специальных качеств, высокая мобилизация, готовность и устойчивость в условиях противоборства с противником и т.д.

В отдельных видах спорта структура способностей неодинакова:

Так, в циклических видах спорта, таких как, бег, плавание, спортивная ходьба, лыжные гонки, гребля, конькобежный спорт, велосипедный спорт, важную роль в структуре способностей играют стабильность мышечно-двигательных дифференцировок, “чувство темпа”, “чувства ритма”, способность к адекватным оценкам функционального состояния.

В скоростно-силовых видах спорта, таких как, легкая атлетика, пятиборье, гимнастика, фигурное катание, важны точные мышечно-двигательные дифференцировки, точная пространственно-временная ориентировка, “чувство ритма”.

В играх и единоборствах на первый план выступают психические качества, в основе которых лежит система процессов, определяющая возможность в кратчайшие сроки воспринимать возникающие ситуации, принимать и реализовывать творческие решения.

Выдающиеся спортивные достижения – это результат взаимодействия наследственных факторов и влияния внешней среды.

В последнее время усилился генетический подход к проблеме спортивных способностей. Некоторые ученые отмечают, что возможности воспитания и тренировки не беспредельны, их границы определены наследственной конституцией (генотипом) данного индивидуума. На это указывал ещё Ч.Дарвин. Он говорил, что воспитание и окружающая остановка производит лишь слабое влияние на способности человека, большинство которых в действительности являются врождёнными.

Но роль генетической информации в формировании спортивных способностей изучена крайне недостаточно.

Конечно, признавая значимость генетического фактора, не следует преуменьшать роль внешней среды.

Средовые факторы, в частности особенности воспитания детей, играют важную роль во всех видах спорта, где важны настойчивость, трудолюбие, умение преодолевать трудности.

Имеются данные о том, что воздействие тренировки более эффективно в раннем возрасте для одарённых детей. Напротив, для детей, “не имеющих наследственного предрасположения”, наибольшее влияние тренировки проявляется в более позднем возрасте.

К критериям определения спортивной одаренности относятся следующие психофизические особенности детей:

ребенок проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики;

обладает хорошей зрительно-моторной координацией;

любит движение (бег, прыжки, лазание);

обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому);

легко удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений (на бревне, трамплине);

умело владеет телом при маневрировании (стартуя, останавливаясь, целенаправленно меняя направление и т. п.); для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).

Читать еще:  Как научиться дефиле в домашних условиях ребенку. Как освоить навыки дефиле на подиуме

Создание условий для развития и совершенствования таланта спортивно одаренных детей должно носить системный характер и строиться на следующих принципах:

выявление спортивно одаренных детей на протяжении всего процесса обучения;

обеспечение гибкости и вариативности учебного процесса;

включение в процесс обучения индивидуализированной психологической поддержки и помощи с учетом своеобразия личности одаренного ребенка;

постепенный и поэтапный отбор детей для занятий в секции спортивной школы.

Таким образом, проблема спортивных способностей требует осторожного подхода к оценке природной одарённости, диктует целесообразность всестороннего анализа морфологических, функциональных и психических свойств юного спортсмена.

Спортивная одарённость ребёнка.

Пару слов о спортивной одарённости ребёнка#1. Сейчас читаю и ищу информацию по теории и методике детского и юношеского спорта. В данный момент читаю учебник Л.В. Волкова и отметил интересный момент. Что одним из важных факторов одарённости ребенка и его дальнейшего развития в спорте, зависит от особенности нервной системы, вдаваться в глубокие подробности какой она бывает я не буду, скажу просто, нервной системе свойственны 2 процесса, процесс возбуждения и торможения и от их процентного преобладания друг на другом, различают несколько типов нервных систем. Ко всему к этому ещё добавляется темперамент ребёнка, как вы знаете различают следующие виды темперамента: холерик, флегматик, сангвиник и меланхолик. В общем ядреный винегрет из темперамента и типа нервной системы ребёнка определяет его предрасположенность к определённому виду спорта. Вот так, следите за своим ребёнком, если вы отдали его в секцию, убедитесь, что человек, который с ним работает не просто грамотный тренер, но и хороший методист и педагог. Спасибо за внимание.

Пару слов о спортивной одарённости ребёнка#2. Все из вас наверное слышали фразу: “чемпионами не рождаются, чемпионами становятся”. Красиво ведь звучит? Да к тому же и мотивирует, говоря о том,что ты можешь стать чемпионом не смотря ни на что. Я в это верил всю свою жизнь. Но похоже, что нас обманули, по крайней мере в индивидуальных видах спорта (где минимум тактических моментов). Не обладая определённым врождёнными характеристикам, ты не пробежишь 100 метровку быстрее всех в мире,потому что твой рост например 167 см. Ты можешь это компенсировать другими качествами: скорость твоей нервной системы будет быстрее, гликолиз быстрее, гликолитическая ёмкость больше и т.д. Но ты всё равно не победишь, потому что уровень спортивных достижений, который сейчас спортсмены показывают и достигают на мировой сцене, уже и так близок к генетическому пределу человека. Т.е. практически все будут обладать одинаковыми способностями, разница будет только антропометрических данных. Фармакология, методика тренировок, восстановление на сегодняшний день позволяет спортсмену выйти на этот уровень. И что мы пока не можем изменить это – рост, крепление мышц, длина мышц, соматический тип, скелет и т.д. Т.е. при прочих равных условиях победит тот, у кого антропометрические данные будут больше подходить к данному виду спорта. И по этому спортивную одарённость детей тоже оценивают по этому критерию. Если ваш ребёнок заметно отстаёт в росте и это не исправить, не нужно отдавать его в секцию по прыжкам в высоту, ничего кроме как разочарования в себе он не получит.

Источники:

http://cyberleninka.ru/article/n/15204721
http://scienceforum.ru/2015/964/8438
http://pikabu.ru/story/sportivnaya_odaryonnost_rebyonka_5940165

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: