Монолог сатина о человеке из пьесы горького. В помощь школьнику
Монолог Сатина о Человеке из пьесы Горького На дне
Когда я пьян. мне все нравится. Н-да. Он – молится?
Прекрасно! Человек может верить и не верить. это его дело! Человек –
свободен. он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум –
человек за все платит сам, и потому он – свободен. Человек – вот правда!
Что такое человек. Это не ты, не я, не они. нет! – это ты, я, они,
старик, Наполеон, Магомет. в одном! (Очерчивает пальцем в воздухе фигуру
человека.) Понимаешь? Это – огромно! В этом – все начала и концы. Всь – в
человеке, всь для человека! Существует только человек, все же остальное –
дело его рук и его мозга! Че-ло-век! Это – великолепно! Это звучит. гордо!
Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть. не унижать его жалостью.
уважать надо! Выпьем за человека, Барон! (Встает.) Хорошо это. чувствовать
себя человеком. Я – арестант, убийца, шулер. ну, да! Когда я иду по
улице, люди смотрят на меня как на жулика. и сторонятся и оглядываются.
и часто говорят мне – “Мерзавец! Шарлатан! Работай!” Работать? Для чего?
Чтобы быть сытым? (Хохочет.) Я всегда презирал людей, которые слишком
заботятся о том, чтобы быть сытыми. Не в этом дело, Барон! Не в этом дело!
Человек – выше! Человек – выше сытости.
Когда я пьян, мне нравится всё.
Ну да, он молится, это прекрасно!
Верить, не верить – дело его…
Ведь он свободен и споры напрасны.
Он может всё… и за всё платит сам:
За веру, за чувства, за ум и обман,
За то, что поверил чужим словесам.
За данную правду – хвала небесам.
Что же такое, скажи, Человек?
Не ты и не я, не они – вовсе нет.
Это мы, это я, Бонапарт, Магомет
В одном… понимаешь? Мы все – Человек
Это огромно. В этом утро и вечер.
Все в человеке и все – человечье.
Есть только он, ну а все, что иное-
Труд его мозга, творенье чудное.
Великолепно, звучит это гордо…
Будь человеком, себе лишь покорным
Надо его… в душе… уважать…
Но… не жалеть… и не унижать
Надо уважить, откроем Бурбон,
Выпьем за Человека, Барон!
Как хорошо это чуять себя
Таким же, как он, хоть и пачканный я:
Жулик, убийца, шулер… ну да…
На улицу выйду, и люди тогда
С укором глядят, да всё сторонятся,
Но говорить в лицо не боятся:
«Эй, Шарлатан, Мерзавец, Работай!»
И дело не в том, что мне не охота.
Работать? Зачем. Чтобы быть сытым?
Всех презирал я, чьё брюхо набито.
Просто я знаю, что кто-то услышит,
Дело не в том… скажу я, Барон,
Всегда Человек был сытости выше,
Будет всю жизнь выше сытости он.
А.М. Горький. «На дне». Пересказ по действиям с цитатами из текста. ДЕЙСТВИЕ 4.
Сатин. К. С. Станиславский. 1902 г.
ДЕЙСТВИЕ 4.
Обстановка первого акта, но нет комнаты Пепла и наковальни Клеща. Ночь. За окном – ветер.
Ночлежники рассуждают о том, как исчез Лука, во время суматохи, связанной с убийством Костылёва. Высказывают своё мнение о нём.
Насте Лука понравился: «Хороший был старичок!…. Он — все видел… все понимал…»
Сатин: «Любопытный старикан… для многих был… как мякиш для беззубых…»
Клещ: «Он… жалостливый был… у вас вот… жалости нет…». «Поманил их куда-то… а сам — дорогу не сказал…»
Татарин : « Старик хорош был… закон душе имел! Кто закон душа имеет — хорош! Кто закон терял — пропал!… Не обижай человека — вот закон!»
Барон: «Старик — шарлатан…»
Настя говорит, что все надоели ей, что она уйдёт : «…опротивело мне все! Вся жизнь… все люди. »
Сатин о правде: «Старик — не шарлатан! Что такое — правда? Человек — вот правда! Он это понимал… вы — нет! Вы — тупы, как кирпичи… Я — понимаю старика… да! Он врал… но — это из жалости к вам, черт вас возьми! Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему… я — знаю! я — читал! Красиво, вдохновенно, возбуждающе лгут. Есть ложь утешительная, ложь примиряющая… ложь оправдывает ту тяжесть, которая раздавила руку рабочего… и обвиняет умирающих с голода… Я — знаю ложь! Кто слаб душой… и кто живет чужими соками, — тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие — прикрываются ею… А кто — сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого — зачем тому ложь? Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!»
Сатин о людях: «Почему же иногда шулеру не говорить хорошо, если порядочные люди… говорят, как шулера?»
Сатин о Луке: «Старик? Он — умница. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…» Ему нравятся слова Луки о том, для чего живут люди : «По сту лет… а может, и больше — для лучшего человека живут!… все, как есть, для лучшего живут! Потому-то всякого человека и уважать надо… неизвестно ведь нам, кто он такой, зачем родился и чего сделать может… может, он родился-то на счастье нам… для большой нам пользы. Особливо же деток надо уважать… ребятишек! Ребятишкам — простор надобен! Деткам-то жить не мешайте… Деток уважьте!»
Барон вспоминает своё прошлое. Его род очень древний, предки служили ещё Екатерине, при Николае Первом его дед занимал высокий пост. «…богатство… сотни крепостных… лошади… повара…». «Дом в Москве! Дом в Петербурге! Кареты… кареты с гербами!».
Настя злит Барона, говорит, что ничего этого не было. Сатин советует Барону : «И забудь о каретах дедушки… в карете прошлого — никуда не уедешь…».
Начали вспоминать, что Наташа уже вышла из больницы, где сейчас она, никто не знает. Рассуждают, кого посадят за убийство в тюрьму — Василису или Пепла. Настя: «Василиса — вывернется! Она — хитрая. А Ваську — в каторгу пошлют…»
Сатин снова вспоминает слова Луки о том, что нужно прощать людей, не понимает этого: «Не обижай человека. А если меня однажды обидели и — на всю жизнь сразу! Как быть? Простить? Ничего. Никому…».
Сатин спрашивает Клеща, привыкает ли он к ночлежникам. Тот отвечает: «Ничего… Везде — люди… Сначала — не видишь этого… потом — поглядишь, окажется, все люди… ничего!».
Монолог Сатина о человеке.
«Человек может верить и не верить… это его дело! Человек — свободен… он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум — человек за все платит сам, и потому он — свободен. Человек — вот правда! Что такое человек. Это не ты, не я, не они… нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном! (Очерчивает пальцем в воздухе фигуру человека.) Понимаешь? Это — огромно! В этом — все начала и концы… Всё — в человеке, всё для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо! Выпьем за человека, Барон! (Встает.) Хорошо это… чувствовать себя человеком. Я — арестант, убийца, шулер… ну, да! Когда я иду по улице, люди смотрят на меня как на жулика… и сторонятся и оглядываются… и часто говорят мне — «Мерзавец! Шарлатан! Работай!» Работать? Для чего? Чтобы быть сытым? (Хохочет.) Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми… Не в этом дело, Барон! Не в этом дело! Человек — выше! Человек — выше сытости.
Барон рассуждает о себе, о том ,что он всю жизнь трусит. Всю жизнь что-то преодолевал. «…мне кажется, что я всю жизнь только переодевался… а зачем?» Учился в дворянском институте, но уже ничего не помнит. Жену взял скверную – зачем? «…а как разорился? Не заметил… Служил в казенной палате… мундир, фуражка с кокардой… растратил казенные деньги, — надели на меня арестантский халат… потом — одел вот это… И всё… как во сне… а?» Он задаётся вопросом: «А… ведь зачем-нибудь я родился… а?»
Сатин замечает: «Человек рождается для лучшего!» (Хотя говорит это, смеясь).
Входят подвыпившие Медведев и Бубнов. Бубнов пытается всех угостить. Шум. Входят новые ночлежники, располагаются .Вбегает Бубнов, сообщает, что Актёр удавился.
Сатин: «Эх… испортил песню… дур-рак!»
Занавес.
Пересказала: Мельникова Вера Александровна.
Сатин и его знаменитый монолог. Разоблачение Луки
Страшная участь обитателей ночлежки становится особенно очевидной, если сопоставить ее с тем, к чему призван человек. Под темными и угрюмыми сводами ночлежного дома, среди жалких и искалеченных, несчастных и бездомных бродяг звучит торжественном гимном слова о человеке, о его призвании, о его силе и его красоте: “Человек – вот правда! Все – в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга! Человек! Это великолепно! Это звучит гордо!”
Гордые слова о том, каким должен быть и каким может быть человек, еще резче оттеняют ту картину действительного положения человека, которую рисует писатель. И этот контраст приобретает особый смысл…Пламенный монолог Сатина о человеке звучит несколько неестественно в атмосфере непроглядной тьмы, особенно после того, как ушел Лука, повесился Актер, посажен в тюрьму Пепел. Это чувствовал сам писатель и объяснил это тем, что в пьесе должен быть резонер (выразитель мыслей автора), но героев, которых изобразил Горький, трудно назвать выразителями чьих-либо идей вообще. Поэтому и вкладывает свои мысли Горького в уста Сатина, самого свободолюбивого и справедливого персонажа.
Многие свои мысли вкладывает автор в уста Сатина. Порой странно слышать такие высокие слова от каторжника и шулера. Мы понимаем, что в Сатине погибли недюжинная натура, сильный, ясный ум. Гордые слова о человеке стали крылатыми, они заставляют верить, что люди достойны лучшей участи.
Сатин высказывает общую мысль о свободном человеке. Он разоблачает утешительную ложь старца Луки, который, видя муки обездоленных, бескорыстно старается помочь им, облегчить страдания, умиротворить.
Сатин выступает против вредности лжи и философии рабской покорности и долготерпения: “Кто слаб душой… и кто живет чужими соками, тем ложь нужна… Одних она поддерживает, другие прикрываются ей… Ложь – религия рабов и хозяев. Правда – бог свободного человека”. Актеру Сатин говорит, что Лука “наврал” насчет бесплатной лечебницы. Клещу, мужу Анны, который продал все инструменты, чтобы похоронить жену, Сатин советует “ничего не делать” и “просто обременять землю”: “Подумай – ты не станешь работать, я – не стану…еще сотни…тысяч…все! – понимаешь? Все бросают работать!” Сатин в шутку советует Пеплу убить Костылева и жениться на Василисе. Когда убийство действительно совершается, Сатин успокаивает Пепла, вызываясь быть свидетелем защиты. Несмотря на ироническое отношение к Луке, после его исчезновения Сатин говорит, что тот не был шарлатаном: “Человек – вот правда! Он это понимал Он врал… но – это из жалости к вам”. Хотя Сатин заявляет, что “ложь – религия рабов и хозяев”, но, по его словам, Лука подействовал на него, “как кислота на старую грязную монету”; Сатин произносит абстрактно-“революционный” монолог о человеке как высшей ценности. В этом монологе Сатина в полный голос звучит требование свободы и гуманного отношения к человеку: “Надо уважать человека! Не жалеть, …не унижать его жалостью,… уважать надо!” Он убежден в том, что следует не примирять человека с действительностью, а заставлять саму действительность служить человеку, потому он поднимает знамя борьбы за Человека с большой Буквы!
Решение вопроса, что же надо делать, чтобы изменить жизнь и уничтожить “дно” дает в своих речах Сатин, образ которого полнее оттеняет вредность утешительных проповедей Луки. Утешители ненавистны Горькому, и в образе Луки писатель разоблачил их несостоятельность. С большой разоблачающей силой Горький обрушился на буржуазную философию утешительной лжи. Лука считает всех людей ничтожными, жалкими, слабыми, не способными к активной борьбе за свои права и нуждающимися в соболезновании и утешении. Лука – сеятель иллюзий, утешительных сказок, за которые жадно хватались отчаявшиеся слабые люди. “Мне – все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха ни плоха”, – говорит он. Втайне он уверен в том, что реальное положение человека изменить нельзя, поэтому ко всем подходит с утешительной ложью. И таким образом Горький находит в лице Сатина образ, разоблачающий сострадание Луки и одновременно заявляет свое мнение к поставленному им же вопросу. Горький однозначно против никчемной лжи и унижающей жалости. Словами Сатина Горький выступает за высокую правду, правду окрыляющую человека, открывающую перед ним перспективы борьбы за счастье.
Протест Сатина против существующих порядков, по существу, сводится к проповеди ничегонеделания, его психология – не психология труженика, не психология борца, он отравлен ядом индивидуализма, находится во власти иллюзий о личной свободе на дне жизни. Среди героев пьесы нет бывших рабочих, бывших пролетариев, т. е. представителей единственного подлинно революционного класса начала ХХ века. Бубнов и Клещ – мелкие ремесленники, мелкие буржуа, а не пролетарии. Перед нами люди, утратившие классовую принадлежность, вышвырнутые обществом из своих рядов. Каждый из них только за себя, чувство социальной солидарности им чуждо.
Горький не идеализирует этот образ: как и другие босяки, Сатин не способен ни к общественно-полезному труду, ни к революционному действию, он заражен анархическими настроениями. В нем немало пороков, привитых ему ночлежкой: он пьяница, шулер, подчас жесток и циничен, но все-таки от других босяков его отличает ум, относительная образованность и широта натуры.
Знаменитые слова, сказанные им, самые высокие мечты предреволюционного периода и получили реальное воплощение лишь в нашу эпоху. Такое высказывание воспринималось как революционный призыв, как “сигнал к восстанию”. Заявляя о своей глубокой вере в творческие силы, разум и способности свободного человека, Горький утверждал высокие идеи гуманизма. Вся пьеса этими словами проникнута верой в человека. Горький понимал, что в устах спившегося босяка Сатина речь о гордом и свободном человеке звучала искусственно, но она должна была звучать в пьесе, выражая сокровенные идеалы автора и отмечая эту речь: “ кроме Сатина …некому сказать, и лучше, ярче сказать – он не может”. Горький давал понять за какими силами будущее. Сатин готов уважать в человеке лишь сильные стороны и считает. В принципе, Сатина нельзя назвать жестоким человеком, которому нужна “сильная личность”, управляющая толпой. Он хочет видеть людей сильными и свободными, а такими они могут стать, только уйдя со “дна”. По мнению Сатина как раз идеи Луки и мешают этому. В словах Сатина “Правда – бог свободного человека!” заключается некоторое внутреннее противоречие. Выходит, будто свободный человек не свободен от правды, а, значит, лишён выбора между “богом свободного человека” и “религией рабов и хозяев”, то есть попадает в зависимость от правды.
Сатину также принадлежит последняя реплика в пьесе; на слова Бубнова о том, что, Актер повесился, он отвечает: “Испортил песню…дурак!” Точка зрения противостоит как утешительной лжи Луки, так и бесперспективному нигилизму и скептицизму Бубнова, который втаптывает человека в грязь, лишает его крыльев. Сатин проповедует веру в человека, в его творческие силы. Но следует, однако, отметить, что не всегда следует отождествлять Сатина с Горьким. Писатель отдал Сатину много своих мыслей, но идейное содержание пьесы шире и глубже, чем содержание сатинских монологов.
Источники:
http://www.stihi.ru/2011/11/12/6451
http://literatura-ege.ru/%D0%B0-%D0%BC-%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D0%BD%D0%B0-%D0%B4%D0%BD%D0%B5-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7-%D0%BF%D0%BE-%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82-4/
http://studwood.ru/1345527/literatura/satin_znamenityy_monolog_razoblachenie_luki